Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История изучения древних и средневековых каменных изваяний Сарыарки Касенова Асемгуль Дауреновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Касенова Асемгуль Дауреновна. История изучения древних и средневековых каменных изваяний Сарыарки: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.06 / Касенова Асемгуль Дауреновна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»], 2019.- 187 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этап накопления сведений о каменных изваяниях Сарыарки 13

1.1. Сведения о каменных изваяниях Сарыарки в трудах путешественников и ученых второй половины XIX – первой трети XX в. 13

1.1.2. Изваяния у мазара Козы-Корпеш и Баян Сулу .23

1.2. Вклад советских геологов в изучение изваяний Центрального Казахстана (1940-е – 1950-е гг.) 27

Глава 2. Этап целенаправленного изучения изваяний Сарыарки в советский период истории Казахстана 32

2.1. Исследование каменных изваяний и менгиров Центрально Казахстанской археологической экспедицией под руководством А. Х. Маргулана (1946–1976 гг.) .32

2.1.1. Исследование изваяний 32

2.1.2. Изучение менгиров 43

2.2. Изучение средневековых изваяний Сарыарки Центрально Казахстанской археологической экспедицией под руководством М. К. Кадырбаева и его последователей во второй половине 1970-х – 1980-е гг 48

2.3. Систематизация каменных изваяний Центрального Казахстана в обобщающих работах 1960-х – 1980-х гг 52

Глава 3. Современный этап в изучении каменных изваяний Сарыарки 59

3. 1. Изучение средневековых каменных изваяний .59

3. 2. Изучение каменных изваяний раннего железного века .71

3.3. Изучение древних изваяний (зооморфных стел) и оленных камней 79

3.4. Актуальные проблемы изучения каменных изваяний Сарыарки 82

3.5. Реестр памятников монументальной скульптуры Сарыарки 89

3.6. Некоторые результаты картографирования памятников 110

Заключение .113

Список источников и литературы 117

Список сокращений 143

Приложение 144

Сведения о каменных изваяниях Сарыарки в трудах путешественников и ученых второй половины XIX – первой трети XX в.

Первые сведения об изваяниях Сарыарки, в основном, относятся ко второй половине XIX – началу XX в. Они содержатся, в основном, в трудах ученых, путешественников, общественных деятелей, осуществлявших изучение окраинных земель Российской империи (А. И. Лёвшин, Ч. Ч. Валиханов, Г. Н. Потанин, И. Я. Словцов, Н. Я. Коншин, И. А. Кастанье и др.). Изучение данных археологических памятников сводилось, в основном, к краткому описанию, редко – к графической и, в исключительных случаях (изваяния с мазара Козы-Корпеш и Баян-сулу), – к фотографической фиксации.

Ученый-географ и путешественник Г. Н. Потанин в «Записках о Кокандском ханстве» (1856) пишет о замеченных им нескольких изваяниях Сарыарки: «Около горы Темирчи видел я аршина в три (около 2,1 м. – А. К.) высотою каменный столб с изображением лица человеческого; а подле горы Кызыл-Рай (вероятно, Кызыл-Арай, горный массив в современном Актогайском районе. – А. К.), над ключом Бегазы-Булак также несколько столбов с изображением же лиц человеческих и четырехугольные плиты, вдавшиеся в землю боками своими и стоящие косвенно (наклонно. – А. К.), изображения на столбах сделаны довольно искусно» [Записки…, 1856, с. 257–258]. Количество изваяний из этого описания установить нельзя, как и их культурную принадлежность. Четырехугольные плиты, о которых пишет автор, вероятно, означают тюркские оградки, поэтому некоторые из упомянутых Г. Н. Потаниным изваяний могли быть тюркскими изваяниями VII–IX вв., стоявшими при оградках [Ермоленко, 2004, с. 30, 31, 47, табл. 19].

В 1878 г. преподаватель Сибирской военной гимназии И. Я. Словцов по поручению Западно-Сибирского отдела совершил поездку в Кокчетавский уезд и составил описание некоторых археологических памятников Центрального Казахстана [Словцов, 1881].

На территории современного Айыртауского района Северо Казахстанской области И. Я. Словцовым были осмотрены два каменных изваяния на реке Чаглинке и одно у озера Копа. По описанию Словцова, два установленных рядом изваяния были найдены «… в Кокчетавском округе на речке Чаглинке в одной версте (около 1,06 км. – А. К.) близ брода Кунуспай (вероятно, Конысбай. – А. К.), по направлению к зимовкам Джаркына» [Словцов, 1856, с. 34]. Одно из них «…представляет довольно искусно высеченное изображение человека с опущенными вниз руками, обращенного лицом на з. (запад. – А. К.). Вышина истукана до темени 146 сантиметров, до лба 129 сант. (сантиметров. – А. К.), от темени до подбородка 51 сант. и кругом шеи 119 сант.» [Словцов, 1881, с. 34]. В соответствии с современными научными представлениями об иконографии изваяний разных эпох, описанное Словцовым изваяние предположительно можно отнести к скульптуре кыпчакской эпохи. Изваяние с подобным положением рук найдено в кыпчакском святилище на р. Жинишке [Ермоленко, 2004, рис. 48, 79(1)]. Вызывает сомнения только западная ориентация, потому что средневековые изваяния, как правило, обращены лицом в восточном направлении.

Рядом с данным изваянием (по словам Словцова, в двух с половиной шагах) находилось другое изваяние высотой 30 см. И. Я. Словцов отметил сходство небольшого изваяния «по отделке и по изображению» с предыдущим и одинаковую ориентировку [Словцов, 1881, с. 34]. Этот факт тоже может свидетельствовать в пользу определения обоих изваяний как кыпчакских, поскольку они часто встречаются по нескольку вместе (в том числе по два) в одном «святилище» [Ермоленко, 2004, с. 34–38].

Третье изваяние, найденное на р. Чаглинке «близ озера Копа», было доставлено в г. Кокчетав и установлено возле уездного управления2. И. Я. Словцов сообщает, что изваяние сделано из гранита и изображает «воина, держащего в правой руке чашу, а в левой – меч. Вышина истукана 166 сант., от темени до подбородка 47 сант., кругом шеи 121 сант.» [Словцов, 1881, с. 34]. Композиция изваяния свидетельствует о том, что оно относится к тюркской скульптуре VII–IX вв. [Ермоленко, 2004, с. 4, 47].

Краткие сведения о нескольких изваяниях Казахстана, в том числе о трех, найденных в Каркаралинском крае, привел ученый В. М. Флоринский, который в 1887 г. совершил поездку по Сарыарке [Флоринский, 1896, с. 43]. Флоринский подчеркнул, что по его инициативе одно из изваяний было доставлено в Томский университет [Флоринский, 1896, с. 42, табл. IX]. До сегодняшнего дня это изваяние находится в Университетской роще ТГУ. В исторической справке об изваянии, имеющейся на сайте Лаборатории междисциплинарных археологических исследований ТГУ, приводится информация, частью противоречащая сообщению Флоринского. Так, в справке указано, что изваяние найдено в горах Кызыл-тас, а «одним из инициаторов и организаторов передачи каменного изваяния был заведующий Семипалатинским областным музеем Г. (П. Е. – А. К.) Маковецкий» [Барсуков. Электронный ресурс]. Согласно этой справке, В. М. Флоринский не был причастен к передаче изваяний. Прорисовка этого изваяния по

В настоящее время этого изваяния в Кокчетавском историко-краеведческом музее нет. фотографии Флоринского опубликована в работе Я. А. Шера [Шер, 1966, табл. XXIII, 108].

В. М. Флоринский описал еще два изваяния по имеющимся у него рисункам. Они были обнаружены на р. Караменды (река с таким названием протекает по территории современного Актогайского района) внутри (?) «четырехугольной изгороди», сооруженной «из поставленных на ребро плит» [Флоринский, 1896, с. 43]. Флоринский предположил, что одно из изваяний мужское (с усами), другое женское, отметил, что оба они сделаны из мелкозернистого гранита и что на них не показан сосуд [Флоринский, 1896, с. 43]. К сожалению, невозможно установить культурно-хронологическую принадлежность описанных Флоринским изваяний с реки Караменды. Не только из-за того, что описания краткие, а иллюстраций нет, но и потому, что в Центральном Казахстане пока не найдено изваяний, установленных в тюркских оградках. Если только под «четырехугольной изгородью» не подразумевалась замкнутая выкладка, прослеживающаяся в конструкции некоторых кыпчакских святилищ.

Известный исследователь В. П. Никитин в статье 1902 г. описал не менее семи каменных изваяний Сарыарки [Никитин, 1902, с. 103–111].

По сообщению автора, «…на урочище Етен-булак, вблизи зимовки Атаки Кошкенова, три могилы, обложенные камнями: при одной имеется баба (изваяние. – А. К.) с изображением лица. В 14 верстах (около 4,2 км. – А. К.) от Баян ауыла, на возвышенном месте есть каменная баба, вышиной в 4 аршина (около 2,8 м. – А. К.); Акпетавская волость: на зимовках Антенева имеются две каменные бабы с высеченными человеческими лицами; Баянауыльская волость (ныне Баянаульский и Майский районы Павлодарской области. – А. К.): на урочище Керге-Тан находится курган, на нем три каменные бабы с грубыми изображениями лица» [Никитин, 1902, с. 110, 111]. Курган с тремя изваяниями в урочище Керге-Тан, очевидно, является кыпчакским святилищем IX–XIII вв. [Ермоленко, 2004, с. 34–38]. Установить культурно-хронологическую принадлежность остальных каменных изваяний, к сожалению, невозможно из-за того, что описания краткие, а иллюстраций нет.

По поручению Императорской Археологической Комиссии управляющий государственным имуществом Акмолинской области А. В. Селиванов изучал древности региона во время своих служебных поездок. В 1894 г. Селиванов нашел в окрестностях города Атбасара два изваяния. Одно из них располагалось возле каменно-земляного кургана. Такие курганы находились «… в 6 верстах от пос. Преображенского и близи аула Качаган, Кокчетавского уезда» [Селиванов, 1896, с. 30]. А. В. Селиванов сообщает об изваянии следующие сведения: «каменная баба из серого гранита, до 2 арш. (около 2,12 м. – А. К.) вышиной, очень выветрившаяся, с руками, сложенными на живот» [Селиванов, 1896, с. 30]. Судя по композиции изваяния, оно относится к памятникам кыпчакской эпохи и, вероятно, было когда-то установлено возле курганообразного святилища IX– XIII вв. [Ермоленко, 2004, с. 31, 35]. Возле другой группы курганов, обнаруженных А. В. Селивановым на р. Аргалы, «найдены какие-то две каменные гробницы, сложенные посередине. Около одной из них оказалась опрокинувшаяся каменная баба из серого гранита, представляющая воина с усами, держащего в одной руке чашу, а в другой меч» [Селиванов, 1896, с. 31]. Изваяние с р. Аргалы, очевидно, является тюркским изваянием, стоящим при оградке, которую Селиванов принял за «каменную гробницу». По всей видимости, здесь был комплекс из двух оградок. Такие комплексы наиболее распространены в Сарыарке [Ермоленко, Курманкулов, 2006, с. 68, 69].

Систематизация каменных изваяний Центрального Казахстана в обобщающих работах 1960-х – 1980-х гг

Как отмечалась выше, первая попытка классификации сарыаркинских изваяний была предпринята в 1966 г. А. Х. Маргуланом [Маргулан, 1966].

Несколько центрально-казахстанских изваяний были учтены при разработке Я. А. Шером классификации каменных изваяний Семиречья [Шер, 1966]. Я. А. Шер разделил семиреченские изваяния на 6 групп по признаку иконографии: позе (вернее, позиции рук) и совокупности атрибутов. К первым двум группам он отнес мужские изваяния с сосудом в правой руке, к первой группе – с оружием, ко второй – без оружия. В третью группу были включены изваяния, изображающие только голову или лицо человека. В четвертую группу Я. А. Шер выделил изваяния с птицами. К пятой и шестой группе им были причислены изваяния с сосудом в обеих руках, к пятой группе – мужские, к шестой – женские [Шер, 1966, с. 25, 26]. Три изваяния из Центрального Казахстана (в числе 145 изваяний, рассмотренных Я. А. Шером) относятся к первой (2 экз.) и к пятой (1 экз.) группам [Шер, 1966, с. 96, табл. XIV, 55, 56, табл. XXIII, 108]. Я. А. Шер включил в приложение к книге прорисовки с фотографий центрально-казахстанских изваяний, сделанных В. М. Флоринским, но, судя по списку литературы, автору также были известны изваяния Центрального Казахстана, которые А. Х. Маргулан и Л. Р. Кызласов опубликовали в 1951 году [Маргулан, 1951; Кызласов, 1951].

По особенностям атрибутов, в том числе по формам сосудов, Я. А. Шер объединил выделенные группы в два типа. В первый тип вошли изваяния І, ІІ, ІІІ, IV групп, во второй тип – изваяния V и VI групп [Шер, 1966, с. 29]. Здесь нужно упомянуть, что А. Х. Маргулан в работе, вышедшей в том же году, также выделял две аналогичные разновидности центрально-казахстанских изваяний.

Классификация Я. А. Шера соединена с хронологией. Изваяния первого типа (тюркские) датируются исследователем VI–VIII вв. [Шер, 1966, с. 44, рис. 15]. Причем изваяния, на которых изображено изогнутое длинное клинковое оружие (сабля), по мнению Шера, не могут быть датированы временем до VII в. [Шер, 1966, с.40]. Изваяния второго типа автор в целом датировал VIII–IX (XII) вв., хотя считал, что они могли появиться раньше тюркских [Шер, 1966, с. 44, рис. 15].

Я. А. Шер уточнил границы ареала тюркской скульптуры, который исследователи раньше ограничивали территориями Южной Сибири и Монголии, и включил в этот ареал изваяния Семиречья и Казахстана [Шер, 1966, с. 22].

Следует отметить, что классификация Я. А. Шера была положена в основу всех современных классификаций средневековых каменных изваяний азиатских степей [Арсланова, Чариков, 1974; Чариков, 1979 и др.; Кубарев, 1979, 1984; Ермоленко, 1991а, 2004]. Начиная с работы Я. А. Шера, исследователи казахстанских изваяний делают обмерные рисунки с указанием линейного масштаба и систематизированные описания. Вместе с тем в приложении к обобщающей работе Шера большинство изваяний представлены на рисунках одним видом – анфас.

Классификацию Я. А. Шера развил А. А. Чариков, который начал заниматься изучением восточно-казахстанских изваяний в 1970-е гг. С этого времени и до начала 1990-х гг. Чариков ввел в научный оборот более 110 каменных изваяний из Восточного и Южного Казахстана, Семиречья, а также 5 изваяний из Центрального Казахстана [Чариков, 1987, рис. 1, 1, 3, 4, 6, 7]. Добавим, что фотографии трех из этих пяти центрально-казахстанских изваяний также были опубликованы в посмертно изданной работе А. Х. Маргулана [Маргулан, 2003, рис. 129, 1–3].

В совместной статье Ф. Х. Арслановой и А. А. Чарикова публикуемые каменные изваяния из Восточного Казахстана разделены на две хронологические группы [Арсланова, Чариков, 1974, с. 220, 221]. К первой группе отнесены изваяния, которые существовали в период Западно-Тюркского каганата (VII–VIII вв.). Во вторую группу включены изваяния, оставленные племенами «кимаков-кипчаков» (IX–X вв.). Изваяния разделены на группы по композиционному признаку. К первой группе отнесены изваяния с сосудом в правой руке и оружием. Во вторую группу включены, главным образом, «антропоморфные стелы», установленные у сооружений в виде выкладок и курганов.

Нужно отметить, что при определении «кимако-кипчакской» принадлежности изваяний Ф. Х. Арсланова и А. А. Чариков исходили из того, что в Прииртышье в это время существовало государство кимаков, одним из подвластных племен которых были кипчаки (кыпчаки). Кроме того, авторы статьи опирались на высказывание Г. А. Федорова-Давыдова, который писал о кимаках как о «восточнокыпчакских племенах» [Федоров-Давыдов, 1966, с. 189; Ермоленко, Курманкулов, 2013б, с. 155]. Изданная на казахском языке работа А. Х. Маргулана, в которой дается кыпчакская атрибуция изваяний [Маргулан, 1966], вероятно, не была известна авторам. Классификация изваяний Прииртышья, предложенная А. А. Чариковым в обобщающей статье, которая вышла в 1979 году, строится на классификации Я. А. Шера. Исследователь выделил три типа изваяний (по позе и атрибутам), которые разделил на варианты или подтипы.

I тип – изваяния с сосудом и оружием или без него. Вариантом этого типа А. А. Чариков считал изваяния с птицей и оружием. Напомним, изваяния с птицей Я. А Шер выделил в отдельную группу. Чариков датировал изваяния первого типа VI–VIII вв. и связывал их с «местными тюркоязычными племенами» [Чариков, 1979, с. 181].

II тип – изваяния с сосудом в обеих руках. Изваяния второго типа Чариков считал памятниками кимако-кыпчакских племен и датировал IX–XI вв. [Чариков, 1979, с. 185].

III тип – стеловидные изваяния (изображения головы или лица человека). По мнению автора, они были созданы «кыпчакско-половецким населением» в XI–XIII вв. [Чариков, 1979, с. 187]. А. А. Чариков распространял свою хронологическую классификацию, которая также представляла собой эволюционную схему, на все средневековые изваяния евразийских степей, в том числе, и на изваяния Центрального Казахстана [Чариков, 1979, с. 188, 189, рис. 9]. Впоследствии классификационная схема А. А. Чарикова была пересмотрена Л. Н. Ермоленко.

Используя метод систематизации атрибутов Л. А. Евтюховой [Евтюхова, 1952], А. А. Чариков сравнил типы атрибутов – причесок, головных уборов, сосудов, а также стилистических деталей – способов изображения бровей – изваяний Прииртышья, Семиречья и Южной Сибири. В результате он выявил некоторые локальные особенности средневековых изваяний Прииртышья [Чариков, 1979].

Выводы А. А. Чарикова о преобладающих типах сосудов прииртышских изваяний – кубках и чашах, оказались верны и для центрально-казахстанских изваяний [Чариков, 1979, с. 183, рис. 4; Ермоленко, 2004, с. 23, 24].

Для изучения центрально-казахстанских изваяний актуальна предложенная А. А. Чариковым систематизация положений ног в сидящей позе, показанных на некоторых тюркских изваяниях [Чариков, 1989, с. 186] и изваяниях, которые он считал памятниками кимакско-кыпчакских племен [Чариков, 1980, с. 304].

Кроме средневековых изваяний А. А. Чариков ввел в научный оборот «оленный камень» общеевразийского типа из Восточного Казахстана [Чариков, 1979, с. 158, рис. 6, 7] и поднял при этом проблему переиспользования изваяний, которая обсуждается в настоящее время.

Помимо значительного вклада А. А. Чарикова в разработку классификации средневековых каменных изваяний Казахстана следует отметить качество созданной им научной документации. Рисунки изваяний в публикациях А. А. Чарикова обмерные, с линейным масштабом, изваяния на них представлены как минимум в двух проекциях – в фас и в профиль, нередко рисунки изваяний дополняются прорисовками отдельных атрибутов, сопровождаются фотографиями, описания изваяний отличаются подробностью.

Изучение каменных изваяний раннего железного века

В начале 2010-х гг. произошло важное открытие – в поле зрения археологов попали антропоморфные изваяния раннего железного века. В 2011 г. вышли одновременно две публикации, в которых впервые были атрибутированы несколько изваяний раннего железного века, отнесенных авторами к сакской эпохе [Акишев, Хабдулина, 2011, с. 56, 182; Ермоленко, Курманкулов, 2011а; 2011б]. Нельзя сказать, что ученые раньше не обращали внимания на эти изваяния. В 1998 г. М. К. Хабдулина пыталась опубликовать изваяние раннего железного века из г. Степногорска в Известиях АН РК, однако редакция журнала сочла атрибуцию изваяния неверной и не приняла статью [Хабдулина, Ярыгин, 2013, с. 178; Хабдулина, 2015, с. 375, примеч. 1]. Ранее, в конце 1980-х гг., Л. Н. Ермоленко документировала в Карагандинском областном историко-краеведческом музее особенное изваяние, непохожее на средневековые и не имеющее датирующих атрибутов [Ермоленко, Курманкулов, 2011б, с. 156]. Во время разведочных работ 2004 года Ж. К. Курманкуловым и Л. Н. Ермоленко было выявлено еще одно изваяние, позиция рук которого не имела аналогий в иконографии средневековых изваяний. Только после обнаружения в 2010 году в урочище Сартоган изваяния с изображениями предметов, датирующихся ранним железным веком, стало возможным атрибутировать эти изваяния как памятники сакской эпохи.

Несколько изваяний раннего железного века, открытых в разные годы, первоначально были неверно отнесены к средневековым [Маргулан, 1951, с. 29, 30; 1966, с. 19, 20, 41, рис. 1, 18; 2003, с. 26, 27, 31, рис. 15, 1, 2, 25, 1–3; Кызласов, 1951, с. 61, рис. 5, 6; Ермоленко, 1991а, рис. 16, 41; 2004, рис. 17, 35].

Начиная с 2011 года по настоящее время исследователями (М. К. Хабдулина, Ж. К. Курманкулов, Л. Н. Ермоленко, А. З. Бейсенов, А. Д. Касенова, Г. С. Джумабекова, Г. А. Базарбаева) были введены в научный оборот свыше 20 сарыаркинских изваяний и антропоморфных стел раннего железного века. Сведения о новых находках публикуются почти ежегодно [Ермоленко, Курманкулов, 2011а; 2011б; 2012а; 2013в; 2014а; 2015; Бейсенов, Ермоленко, 2014; Ермоленко, Курманкулов, Касенова, 2016б]. Во второй половине 2010-х гг. вышли первые обобщающие публикации [Ермоленко, Курманкулов, Касенова, 2016а; Ермоленко, 2018, с. 105–111]. Выявленные к настоящему времени монументальные памятники сакской эпохи нанесены автором данной работы на карту (Приложение, рис. 3).

Остановимся на основных аспектах изучения изваяний раннего железного века Сарыарки.

Морфология и композиционные особенности. В статье, опубликованной в 2012 году, Л. Н. Ермоленко и Ж. К. Курманкулов выделили изваяния раннего железного века Сарыарки в особую группу [Ермоленко, Курманкулов, 2012а, с. 94]. В ряде работ охарактеризованы специфические морфологические признаки некоторых изваяний раннего железного века, такие как плоская поверхность лица, объемная форма головы, широкие боковые грани, отмечено иконографическое сходство сарыаркинских изваяний сакской эпохи с восточно-европейской скифской скульптурой (VII) VI–V вв. до н.э. [Ермоленко, Курманкулов, 2011б, с. 156; Ермоленко, Курманкулов, 2012а, с. 92; Ермоленко, Курманкулов, Касенова, 2016а, с. 132; Ермоленко, 2018, с. 105].

Л. Н. Ермоленко предлагает разделять изваяния раннего железного века Сарыарки по полноте изображения человеческой фигуры на поясные и погрудные, а также антропоморфные стелы [Ермоленко, 2018, с. 105].

На поясных изваяниях руки могут быть показаны в разных жестах: 1) одна рука изображена на груди, вторая – на уровне живота. Пальцы рук немного разведены; 2) пальцы рук соединены на уровне живота. Встречаются варианты этих жестов [Ермоленко, Курманкулов, Касенова, 2016а, с. 130, рис. 1, 1, 3; Ермоленко, 2018, с. 105, рис. 5].

Кроме положений рук на поясных изваяниях бывают изображены атрибуты. К вещественным атрибутам относятся пояс, чекан, кинжал, гривна. Аналогии предметам вооружения были выявлены исследователями в материалах VI–V вв. до н.э. [Ермоленко, Курманкулов, 2012а, с. 88–91; Ермоленко, Курманкулов, Касенова, 2016б, с. 49–51].

На нескольких изваяниях показаны ягодицы, лопатки, признаки мужского пола, которые также изображаются на раннескифских изваяниях Северного Причерноморья и Северного Кавказа [Ермоленко, Курманкулов, 2011б, с. 151; 2012а, с. 92; Бейсенов, Ермоленко, 2014, с. 36].

Среди изваяний раннего железного века Сарыарки имеются экземпляры, на которых изображены оригинальные атрибуты – пучок волос на макушке (айдар), (Приложение, рис. 21) и «шишкообразный» выступ вверху головы (Приложение, рис. 20). Большинство этих изваяний – погрудные или антропоморфные стелы (Приложение, рис. 22). На изваяниях раннего железного века с соседних территорий аналогичных атрибутов не выявлено. В Сарыарке зафиксированы 4 изваяния с айдаром и 9 изваяний с «шишкообразным» выступом [Ермоленко, Курманкулов, Касенова, 2015; Ермоленко, 2018, с. 108, 109]. В ряде публикаций было высказано предположение, о том, что на изваянии с р. Каратал, опубликованном в работах А. Х. Маргулана [Маргулан, 1966, рис 22; 2003, ил. 36, 1–4] также показана «шишкообразная» деталь и что само это изваяние может быть отнесено к раннему железному веку. Рисунки изваяния в разных проекциях, содержащиеся в недавно опубликованном «Дорожном альбоме» Л. Р. Кызласова, подтверждают предположение о наличии «шишкообразного» атрибута [Кызласов, 2017, рис. 8–11] (Приложение, рис. 26).

В связи с тем, что почти на всех изваяниях с айдаром или шишкообразной деталью нет датирующих атрибутов, существует проблема их датировки. Исключение составляет изваяние с айдаром из музея г. Степногорска (с реки Аксу), на котором изображен кинжал. Вещественные аналоги кинжалу М. К. Хабдулина находит в материалах VI–IV вв. до н.э. [Хабдулина, 2015, с. 374]. К тасмолинской культуре А. З. Бейсенов относит погрудное изваяние с «шишкообразным» выступом, найденное в 2009 году в насыпи кургана 7 могильника раннего железного века Талды-2 [Бейсенов, 2010, с. 77; Beisenov, 2013, с. 595–608]. Хотя в кургане 7 других находок не было, он отнесен А. З. Бейсеновым к числу больших курганов могильника Талды-2, которые исследователь датировал на основании вещественных материалов и погребального обряда VII–VI вв. до н. э. Эта хронология была подтверждена радиоуглеродными датами [Бейсенов, Ермоленко, 2014, с. 37].

Похожий атрибут встречается на изваяниях других эпох с других территорий. Так, «шишкообразный» выступ имеется на макушке погрудного изваяния 3 из святилища Нарийн Хурумта (Нарийн хурэмт) в Центральной Монголии. С. Г. Кляшторный и Д. Г. Савинов датируют святилище второй половиной II тыс. до н. э. [Кляшторный, Савинов, 2004, с. 96, рис. 3, 3, рис. 5]. В Западной Монголии, в выкладке-ограде херексура X–VIII вв. до н.э. А. А. Ковалевым была найдена антропоморфная стела с «шишкообразной» продолговатой деталью на макушке. Автор относит стелу к чемурчекской культуре и датирует концом III–II началом тыс. до н.э. [Ковалев, 2012, с. 138, рис. 1–6]. В собрании изваяний на территории музея под открытым небом «Бурана» есть средневековая скульптура сидящего человека с сосудом в одной руке возле груди (Приложение, рис. 20, 11). На макушке его головы имеется «шишкообразный» выступ. Мы считаем, что пока нет достаточных оснований для датировки сарыаркинских изваяний в соответствии с приведенными выше аналогиями.

В целом изваяния раннего железного века Сарыарки датируются исследователями на основании изобразительных аналогий, вещественных аналогий изображенным на них атрибутам, а также датировок сооружений, с которыми они связаны, VII–V вв. до н.э. [Бейсенов, Ермоленко, 2014, с. 40; Ермоленко, Курманкулов, Касенова, 2016а, с. 132].

Некоторые результаты картографирования памятников

Ввиду того, что точные географические координаты известны лишь для некоторой части памятников, учтенных в реестре, местонахождение большинства изваяний было примерно отмечено на составленных в данной работе картах (Приложение, рис. 1–6). Даже такое приблизительное картографирование памятников монументальной скульптуры разных эпох позволило наглядно продемонстрировать неодинаковое количество памятников разных эпох, отчетливо выражено: преобладание изваяний тюркской эпохи.

Картографирование дало возможность установить неравномерное распространение изучаемых памятников в Сарыарке. На картах выделяются как районы концентрации таких памятников, так и территории, где они не были выявлены.

Рассмотренные в работе памятники в основном возводились в горных массивах, нередко у подножий гор или в межгорных долинах, а также вблизи русел степных рек.

Памятники ранних эпох – менгиры, стелы, койтасы, оленные камни (Приложение, рис. 2) располагались на северной границе степной Бетпакдалы с Казахским мелкосопочником, в пределах горных систем Ортау, Кызылтау, Актау и Улытауских горах. Эти территории изобилуют мелкими степными реками (Каратал, Шашагай, Атасу, Сарысу, Кенгир и др.) – необходимым природным условием для ведения скотоводческого хозяйства.

Изваяния тюркской эпохи (Приложение, рис. 4) сооружались в непосредственной близости от высоких гор, часто у их восточного подножия, от которого к востоку простиралась степь или широкая межгорная долина. Это горы Кызыл арай (Актогайский район) с самыми высокими в мелкосопочнике вершинами Аксоран (1565 м над уровнем моря) и Карасоран (1263 м), горы Улытау (выс. 1131 м) в Улытауском районе, Каркаралы (1403 м) в Каркаралинском районе и др. Там, где не было высоких гор, выбирались возвышающиеся над степной местностью сопки. Как уже говорилось выше, горы почитались древними тюрками.

Кыпчакские изваяния, установленные в составе святилищ разных типов (Приложение, рис. 5) сооружались не только у подножий гор, но и в глубине ущелий (святилища Жыланды, Бегазы и др в Актогайском районе), а также в широких межгорных долинах (Мынбулак, Бесбулак и др.). Кыпчакские святилища с иваяниями нередко встречаются в степной части Сарыарки, на возвышенных участках (святилище Унирек в Шетском районе).

Характерно, что концентрации памятников монументальной скульптуры разных эпох выявлены в одних и тех же районах Сарыарки (Приложение, рис. 6). В частности, скопление древних и средневековых памятников наблюдается в современном Актогайском районе. Территория Актогайского района находится на юге основного массива Казахского мелкосопочника и, судя по скоплению памятников древних и средневековых кочевников, она была благоприятна для кочевого скотоводства в разные эпохи.

Подводя итоги третьей главы, можно сделать следующие выводы:

1. Значительный вклад в изучение средневековых каменных изваяний Сарыарки на современном этапе внесли исследователи Ж. К. Курманкулов и Л. Н. Ермоленко. Л. Н. Ермоленко впервые проанализировала и систематизировала сарыаркинские изваяния, предложив их иконографическую классификацию, а также типологию кыпчакских «святилищ». Успешную деятельность по изучению и актуализации изваяний северной Сарыарки проводит А. М. Досымбаева.

2. В последнее десятилетие рассматриваемого периода в научный оборот были введены каменные изваяния раннего железного века. Л. Н. Ермоленко, Ж. К. Курманкуловым и др. определены иконографические и морфологические особенности изваяний данной группы, проведена их предварительная систематизация.

3. Анализ истории изучения изваяний Сарыарки на совеременном этапе и оценка степени их изученности позволили сформулировать основные проблемы и задачи дальнейших исследований: продолжить работу по выявлению изваяний, редокументировать памятники с изваяниями на уровне требований современной полевой методики с использованием современных геодезических приборов и цифровых технологий, создать электронные базы данных и др.

4. Реестр памятников монументальной скульптуры Сарыарки и составленные на его основе карты распространения памятников являются первой попыткой сведения воедино известных науке данных.

Несовершенство реестра и карт обусловлено ограниченностью и неравноценностью информации. Несмотря на это, анализ результатов картографирования позволил получить наглядное представление о распространении памятников разных эпох в Сарыарке.