Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время Сэрээтэрийн Урантугс

Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время
<
Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сэрээтэрийн Урантугс. Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06.- Санкт-Петербург, 2007.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/697

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Русские путешественники - исследователи об археологических памятниках Западной Монголии (вторая половина XIX - начало XX века) 14

1.1. Г.Н. Потанин (1835-1890гг.) 15

1.2 А.М. Позднеев (1851-1920 гг.) 39

Глава 2. Археологические открытия в Западной Монголии (во второй половине XX - начале XXI вв.) 46

2.1. СВ. Киселев (1905- 1962 гг) 48

2.2. Советско-Монгольская историко-культурная экспедиция ...51

2.3. В. В. Волков (1933-2000 гг.) 61

2.4. Новейшие открытия в Западной Монголии (конец XX - начало XXI вв.) 69

Глава 3. Вклад монгольских исследователей в археологическое изучение Западной Монголии 74

3.1. Основные этапы развития монгольской археологии 74

3.2. История изучения археологических памятников бронзового века в Западной Монголии 76

3.3. Изучение археологических памятников раннего железного века в Западной Монголии 91

Глава 4. Предварительный анализ основных категорий памятников 102

4.1. Опыт типологии херексуров 102

4.2. Сюжетная классификация петроглифов эпохи бронзы 107

4.3. К изучению т.н. "карасукских" бронз 113

4.4. Оленные камни 118

Глава 5. Культуры эпохи палеометалла Западной Монголии и Саяно-Алтая (сравнительная характеристика) 122

5.1. Районирование археологических памятников Западной Монголии 123

5.2. Сравнительный анализ памятников Западной Монголии и Саяно -Алтая 126

Заключение 142

Список использованной литературы

Введение к работе

археологических памятников Западной Монголии различных исторических периодов играет важную роль в познании древней цивилизации Центральной Азии. Без этого представление об истории и культуре Китая, Ирана, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока и других сопредельных территорий будет неполным. В древности Западная Монголия находилась на перекрестке торговых путей, связывающих Южную Сибирь, Центральную и Среднюю Азию. Западная Монголия неоднократно становилась источником миграционных волн, сыгравших определяющую роль в культурогенезе кочевников в очень широком ареале Евразийских степей. Именно здесь, в монгольских степях зарождались великие переселения племен и народов, приводившие к серьезному изменению политической и экономической карты Азии и Европы. Физико - географическое положение Западной Монголии Монголия - одна из немногих стран мира, сохранившая вплоть до XXI века полностью кочевое хозяйство. На жизнь кочевника Центральной Азии огромное влияние оказывают ее природные условия. Начиная с эпохи бронзы (2 тыс.до н.э.) судьба скотоводов полностью зависела от состояния пастбищ, от засухи, ветров, гололеда, вызывавшего большую смертность скота и т.п. Кроме того, богатство страны теми или иными полезными ископаемыми, обилие полудрагоценных камней, изолированность и отдаленность от соседних народов, континентальность и суровость климата не могли не отразиться на жизни древнего монгольского общества, его хозяйственном укладе и общественных отношениях. Эта зависимость от суровых природных условий наложила отпечаток на

культуру, мифологию, искусство и, прежде всего, нашла отражение в древнейших археологических памятниках страны.

Монголию называют географическим феноменом, не имеющим аналогов на Земле. В пределах этой страны находится самый южный очаг распространения вечной мерзлоты, а в ее западной части, в котловине Больших озер, проходит самая северная в мире граница сухих пустынь. Расстояние между линиями распространения вечной мерзлоты и началом пустынь не превышает 300 км. Кроме того, в Монголии сохранились многообразные ледниковые формы рельефа, зачастую целые ледниковые ландшафты.

Экскурс в западно-монгольскую древность следует начинать с краткого физико-географического очерка страны, поскольку это помогает понять многие специфические черты древних скотоводческих обществ Центральной Азии. Монголия многим кажется страной бескрайних степных равнин и пустынь. Монголия в целом находится между 41 35' и 52 09' северной широты и 87 44' и 119 56' восточной долготы, и представляет собой обширное плоскогорье, высотой в среднем 400м над уровнем моря. Из 8158 км пограничной линии Монголии 3485 км приходится на долю ее границ с Россией и 4673 км на долю границ с Китаем1.бщая площадь Монголии определяется в 1.566.500 км2, что в несколько раз превышает взятые вместе площади Великобритании, Франции и Германии в их довоенных границах.

По характеру поверхности и физико - географическим условиям территорию Монголии можно разделить на пять крупных

1 Приведенные географические сведения взяты из книги Ш. Цэгмид (1969) и других специальных изданий.

районов Алтайский, Хангайско - Хэнтейский, Котловину Больших озер, Восточно - Монгольский и Гобийский.

Фактор «растянутой вертикальной зональности», характерной в целом для территории Монголии, не отмечается в пределах Монгольского Алтая.

Здесь вертикальная зональность зависит, как сейчас так и в предшествующее время, от изменения климатических условий в ту или иную сторону. Природные зоны либо поднимаются в горы, либо опускаются вниз. Подобные изменения, несомненно, увязывались с деятельностью человека в различные исторические периоды.

Монгольский Алтай представляет собой самую обширную горную систему на территории Монголии. В системе Монгольского Алтая направления горных хребтов доминируют с северо-запада на юго- восток. Основные элементы рельефа определены процессом орогенеза в позднетретичное и раннечетвертичное время, хотя здесь частично сохранились и более древние поверхности. Определенное воздействие на рельеф оказали оледенения четвертичной эпохи. До сих пор Монгольский Алтай представляет собой зону проявления современного горного оледенения. В строении Монгольского Алтая наблюдается резкая ассиметрия. Если северный склон, обращенный к долинам рек Ховд, Буянту и котловине Больших озер, короткий и относительно пологий, то южный, обращенный к Джунгарской впадине, длинный и достаточно крутой.

Монгольский Алтай отделен от Хангайской горной системы глубокой депрессией, занятой котловиной Больших озер, площадь которой составляет многие сотни кв.км. В котловине сохранились пять крупных реликтовых водоемов с пресной и соленой водой: Хар-ус, Хар-нуур, Дургун, Хяргас, Уве. В озера впадает несколько

крупных рек: Ховд с водосбором на Монгольском Алтае, Завхан, Хунгуй, которые стекают с Хангая. Котловина Больших озер -огромный бессточный бассейн Центральной Азии. Для него характерен ряд своеобразных физико - географических особенностей, проявляющихся с глубокой древности. Поверхность котловины наклонена с юга на север. Так, нижняя отметка оз. Уве лежит на уровне 734 м, во то время как оз. Хяргас находится на уровне 1034 м. Ландшафты котловины отличаются пустынностью. Наряду с плоскими столообразными равнинами, здесь располагается множество сильно разрушенных возвышенностей. Район котловины Больших озер представляет особый интерес для поиска, а также изучения археологических памятников. В частности, интерес вызывает увязка определенных памятников каменного века с примечательными элементами рельефа, сформировавшихся в процессе образования котловины.

Но в действительности обьект нашего исследования территория Западной Монголии - расположена высоко над уровнем моря. Географическая граница в основном совпадает с горной системой Монгольского Алтая и котловиной Больших Озер, Восточную границу Западной Монголии можно провести по западным склонам Хангая, а западную по восточным отрогам Тянь -Шаня. Что касается Западной Монголии в горной части Монгольского Алтая, где имеются различные типы речных долин, межгорных впадин, побережий древних озерных котловин и окрестностей современных озер, то здесь выделяются две физико -географические зоны: высокогорный пояс и ареал горных степей и леса. Высокогорный пояс совпадает с зоной распространения каменистых россыпей, снежников и ледников. Здесь распространены кобризиево-осоковые луга и заросли кустарников. Нижняя граница

пояса проходит приблизительно на высоте 3000 м над уровнем моря. Зона горных степей и леса представлена несколькими поясами растительного покрова, горные субальпийские степи -петрофильными вариантами сухих ковыльных и ковыльнополынных степей и горнопустынными участками ковыльной степи. Нижняя граница этой зоны проходит на высоте около 1500 - 2000 м над уровнем моря. Средняя высота Монгольского Алтая 3200-3500 м над уровнем моря, высшая точка Монголии горная вершина Хуйтен в Монгольском Алтае поднимается на 4374 м над уровнем моря, Таван Богд - 4082 м, Цаст уул - 4193 м, Мунххайрхан - 4204 м. Общая площадь Западной Монголии составляет 415,400 км2 и включает территории Баян - Улгий, Ховд, Завхан, Уве, Говь - Алтай аймаков (Рис. 1-6). Западная Монголия граничит с республиками Горный Алтай и Тыва Российской Федерации, с Казахстаном, с Синьцзян - Уйгурским автономным районом КНР2.

О благоприятных в климатическом и природном отношениях условиях жизни древнего населения, племён бронзового и раннего железного века свидетельствуют многочисленные археологические памятники, открытые в различных частях страны, в том числе на территории Западной Монголии. Они особенно многочисленны в предгорных областях Монгольского Алтая, Хангая и Хэнтея, в речных долинах других горных районов страны.

Географических привязок памятников эпохи палеометалла практически не производилось, хотя совершенно очевидно, какое впечатление, как неотъемлемая часть исторического ландшафта, они производили на всех исследователей и путешественников,

2 В защищенной в 2006 году кандидатской диссертации B.C. Задваева (3адваев,2006) в понятие Западной Монголии включена и область Восточного Туркстана (Джунгария). Однако, с географической и историко - культурной точек зрения такое зрения такое обьединение представляется неоправданным.

оказавшихся в этих суровых и малонаселённых районах Центральной Азии.

Общая степень изученности темы

Первые сведения о монгольских кочевниках дают европейские монахи XIII века: Плано Карпини и Вильгельм де Рубрук. Эти авторы рисуют картину быта, нравов, облик обитателей средневековой Монголии. Китайский путешественник Чжан Дэхой подробно описывает могильники и памятники в районе р. Тамир. Немало интересных сведений о Монголии сообщили русские путешественники XVII-XVIII вв. Василий Тюменец, Иван Петлин, Федор Байков и Николай Спафарий.

Материалы, добытые русскими путешественниками, пробудили живой интерес в Западной Европе и России и на долгое время стали основными источникам для изучения страны. Во второй половине XIX в. неоценимый вклад в научное исследование Монголии внесли русские ученые - Н.М.Пржевальский, Г.Н. Потанин, А.М.Позднеев, М.В.Певцов, Н.М. Ядринцев, В.И. Роборовский, С.А. Козин, П.К. Козлов и другие. Они провели в общей сложности шестнадцать крупных экспедиций, результатами которых стали составление географических карт, геодезических и топографических съемок Центральной Азии, а также изучение этнографии, религии, языка и археологических объектов. Ими были сделаны первые зарисовки оленных камней, указаны местонахождения херексуров и жертвенников. В трудах Г.Н. Потанина, П.К. Козлова, A.M. Позднеева уделяется большое внимание археологическим памятникам, даются первые их описания вместе с публикациями фотографий.

В число памятников бронзового и раннего железного века Монголии входят оленные камни, плиточные могилы, херексуры,

наскальные рисунки и случайно найденные изделия. Оленные камни являются уникальными памятниками конца бронзового и начала железного века. С того времени, когда русские путешественники Г.Н.Потанин и А.М.Позднеев в своих путевых заметках написали об этих памятниках, опубликовали их рисунки и фотографии, они до сих пор являются предметом самого пристального внимания многих исследователей. Своеобразными памятниками древней истории Центральной Азии являются также плиточные могилы и херексуры. Начиная с XIX века, они исследовались участниками многих экспедиций, но до сих пор их хронология и культурная атрибуция остаются во многом дискуссионными, так как найденные при раскопках предметы, особенно в херексурах, крайне немногочисленны. В тоже время в музейных собраниях страны уже накопилось большое количество великолепных бронзовых изделий, найденных вне культурного контекста, при случайных обстоятельствах.

В итоге многолетних работ по изучению бронзового и раннего железного века Монголии вышли многочисленные научные труды. Однако, систематическое исследование памятников Западной Монголии, в частности курганов скифского времени, началось только в конце 40-х годов XX века. Необходимо отметить при этом, что археологические памятники Западной Монголии несколько отличаются от археологических памятников Восточной и Центральной части страны. По многим характеристикам они сближаются с соседними культурами Саяно - Алтая и Южной Сибири. И хотя археологическое изучение этого региона началось ещё во второй половине XIX в. и продолжается по настоящее время, до сих пор нет ни одной обобщающей работы, в которой давался бы историографический обзор проведенных здесь археологических

исследований и сравнительный анализ имеющихся материалов с культурами сопредельных территорий.

Цели и задачи исследования. Главной целью настоящей работы является историографический анализ археологического изучения памятников эпохи бронзы и раннего железного века Западной Монголии, общая характеристика полученных материалов и определение их места в культурогенезе древнего населения Центральной Азии.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть работы русских путешественников - исследователей
в Западной Монголии (вторая половина XIX - начало XX века).

2. Осветить археологическое изучение древностей Западной
Монголии советскими (российскими) и монгольскими
исследователями во второй половине XX - начале XXI вв.

  1. Дать обшую оценку имеющихся материалов по выделенным категориям памятников.

  2. Провести сравнительный анализ памятников эпохи бронзы -скифского времени Западной Монголии и территории Саяно-Алтайского региона.

Методологическая база исследования характеризуется комплексом принципов, в первую очередь, принципом историзма, диалектическим и сравнительно - историческим подходами и системным анализом научного материала.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, Заключения и пяти Глав, посвященных решению выше обозначенных задач, а также Списка использованной литературы (на русском, монгольском и иностранных языках) и Альбома иллюстраций.

Территориальные рамки работы охватывают территорию Западной Монголии (аймаки Уве, Ховд, Говь-Алтай, Баян-Улгий, Завхан).

Хронологические рамки работы охватывают эпоху бронзы и начальный период раннего железного века от III тыс. до н.э. до середины I тыс. до н.э. Нижняя граница определяется появлением первых изделий из металла - меди и бронзы, а верхняя - концом существования "культуры херексуров и оленных камней" и сложением культуры скифского типа (Чандманьская культура).

Научная новизна работы состоит в следующем. В диссертации впервые предпринята попытка, дать по возможности полный историографический обзор археологического изучения памятников эпохи бронзы и раннего железного века Западной Монголии от середины XIX века до настоящего времени. Подведены общие итоги изучения за указанный период. Проведён сравнительный анализ памятников эпохи бронзы - скифского времени с территории Западной Монголии и Саяно - Алтайского нагорья. Делается вывод о развитии культуры этих регионов в рамках одной историко - культурной области. Отдельно рассматривается вклад монгольских ученых в решение данной проблемы.

Практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем исследовании древней истории и культуры Монголии. Материалы диссертации могут быть также использованы в научных работах по археологии, в университетских лекционных и специальных курсах по истории, археологии и культурогенезу народов Центральной Азии и Южной Сибири, а также в интересах музейной и научно - просветительской работы.

Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в монографии «Баруун Монголын археологиийн судалгааны тойм» (Обзор археологического изучения Западной Монголии) Улан-Батор., 2005г. и трёх статьях, в том числе в рецензируемом журнале "Вестник Санкт - Петербургского университета". Некоторые аспекты исследования апробированы на XIII международной научной конференции "Ломоносов -2006" (Москва, 12 - 15 апреля 2006) и на тематической научной конференции "Производственные центры: источники, "дороги", ареал распространения" (СПб, 18-22 декабря 2006 г.)

А.М. Позднеев (1851-1920 гг.)

Большой вклад в изучение Монголии и монголов внес академик Александр Матвеевич Позднеев, занимавший кафедру монгольского языка в Санкт -Петербургском университете. В 1892 году Министерство Иностранных Дел предложило A.M. Позднееву предпринять путешествие в Монголию, с целью всестороннего изучения населения Монголии, как в этнографическом, т.е бытовом, юридическом, религиозном отношении, так и в современном экономическом. Предполагалось посетить при этом главные торговые пути и наиболее крупные населенные центры. Достойным спутником A.M. Позднеева в этом нелегком путешествии была его жена Ольга Константиновна - одна из тех выдающихся русских женщин, которая, несмотря на тяжелые условия, своим участием много способствовала сбору материалов во время экспедиции (Позднеев,1926).

A.M. Позднеев намечал следующий маршрут экспедиции: от Петербурга через Сибирь до Кяхты и далее по Монголии; ставка Цэцэн-засаг, монастырь Амар-баясгалант, Улан-батор, Хадасан, Эрдэнэ-зуу, Баруун- хурээ, Заяийн-хурээ, Улиастай, Ховд, Улан-гом, Улиастай, Сайр-Усу, Улан-батор, Хаалган, Хух - хот, Хаалган, Пекин, Си- фын- Коу, Жэ- Хо, Долоон-Нуур, и отсюда на север к русской границе у Кулусутаевского караула; обратно - на Читу, Иркутск, Томск, Нижний Новгород и Петербург. Срок пребывания в командировке определялся Министерством около полутора лет. Целью поездки A.M. Позднеева в Монголию было произвести исследования, на основании которых можно было бы составить полное, систематическое описание этой страны и быта ее населения.

По пути своего следования А. М. Позднеев тщательно фиксировал все попадавшиеся ему памятники древности, в том числе наиболее "видимые" для глаза херексуры и оленные камни. В сферу внимания экспедиции входила и территория Западной Монголии.

24 июля 1892 года А. М. Позднеев и его спутники покинули Ургу (Улаанбаатар), чтобы посетить Западную Монголию вплоть до ее границ у города Ховд. На правом берегу р. Тацы дорога шла по южному скату гор Арца-Ула. Здесь они встретили древнее кладбище, в состав которого входило 18 больших могил с круглыми каменными насыпями посередине и с квадратными четырехугольными оградами из камней, расположенными вокруг каждой могилы в два ряда. Кроме того здесь находилось еще 6 малых могил с такими же насыпями и круглыми оградами из одного ряда камней.

В долине между гор Тэмэ - хуцзу и Их - Тэмэ - хуцзу участники экспедиции впервые увидели отдельно стоящий древний памятник "Хошо-чилу". Вытесан он был из серого гранита и, как считал A.M. Позднеев, украшен с передней стороны "орнаментом", состоящим из ломанных и закругленных линии. «Местные монголы, очевидно, чествуют этот камень, ибо почти весь он оказался увешанным бараньими лопатками, нанизанными на веревочку, но с другой стороны ему несомненно не придается никакого религиозного значения ибо при первой моей просьбе удалить эти лопатки, они полетели на землю» (Позднеев, 1926, с. 217). Оказалось, что рисунки находились только на одной передней стороне, на боковых же, равно как на западной, сторонах этого памятника никаких изображений не было, помимо обведенного вокруг всего камня верхнего ободка, отделяющего четко изображенный здесь кружок от "орнамента", украшающего переднюю сторону памятника6. По приведенному описанию ясно, что в данном случае речь идет об оленном камне.

Советско-Монгольская историко-культурная экспедиция

Советско - Монгольская историко - культурная экспедиция была организована в 1969 году по соглашению о научном сотрудничестве Академии Наук СССР и Академии Наук МНР (руководитель -Алексей Павлович Окладников). Круг исследовательских задач, поставленных перед экспедицией, был чрезвычайно широк - от поисков древнейших памятников эпохи палеолита до этнографической современности. В качестве самостоятельной части исследований были выделены поиски и выборочные раскопки памятников эпохи бронзы и раннего железа (работы В.В. Волкова и Э.А. Новгородовой). За 14 лет полевых сезонов экспедиции (1969— 1983 гг.) её сотрудники побывали во всех 18 аймаках (областях) МНР, в том числе и во всех аймаках Западной Монголии (Волков 1972, 1975; Волков, Новгородова 1971, 1974,1975, 1976,1979 и др). Своеобразная летопись этих исследований и открытий представлена в ежегодных сборниках "Археологические открытия в СССР"8 к сожалению, иногда трудно чётко разграничить памятники, находящиеся на территории собственно западных аймаков от соседних или расположенных в контактных зонах. Часть из них попадает и в приведенный ниже перечень основных археологических открытий.

В 1969 г. отряд по изучению памятников бронзового и раннего железного века Монголии провел разведки вдоль восточных и западных склонов Хангая, в центральной части Монгольского Алтая и за Алтаем, а также раскопки большой плиточной могилы (Эгийн Даваа) в окрестностях железнодорожной станции Дархан (Волков 1972). В процессе разведок было обнаружено несколько десятков новых оленных камней; открыто два крупных, насчитывающих сотни рисунков, скопления петроглифов. Одно - в местности Хурээгийн Узуур, аймака Архангай, другое в урочище Ямаан-Ус аймака Ховд.

В отношении оленных камней удалось установить определенное своеобразие алтайских памятников. На Монгольском Алтае, помимо широко распространенных в других аймаках Монголии, Забайкалье и Туве типов, встречаются стелы очень необычные по характеру и композиции высеченных на них изображений. Олени показаны без рогов, рисунок более разрежен, а одну из сторон камня целиком занимает крупное изображение сложного лука в налучье (Мунх-Хайрхан сомон). На одном из камней вместо традиционных оленей высечена крупная фигура быка. Существенный материал для изучения оленных камней дала также раскопанная у перевала через Хангай (Эгийн даваа) плиточная могила. При ее сооружении было использовано 19 оленных камней и их отдельных обломков - наиболее яркий пример вторичного использования оленных камней при сооружении плиточных могил, указывающий на хронологическое соотношение данных памятников.

В 1970 г. экспедиция продолжила свои работы (Волков, 1971). Основной целью отряда по изучению памятников бронзового и раннего железного веков по - прежнему были поиски и изучение оленных камней и петроглифов. Было выявлено и обследовано более 70 новых оленных камней, осмотрено и скопировано два крупных комплекса наскальных рисунков Монгольского Алтая. Маршруты исследований отряда охватили север Монголии и восточные склоны Монгольского Алтая в пределах аймаков Ховда и Гоби-Алтая. Установлено, что горнотаежный север Монголии -Прихубсуголье - крайне беден археологическими памятниками. Здесь обнаружено только 8 оленных камней. Низкое качество обработки стел, неуверенный и порой примитивный рисунок свидетельствуют о том, что Прихубсугулье являлось периферийной зоной. Значительно богаче этими памятниками степные районы аймака Хубсугул. Были произведены небольшие зачистки около оленных камней. О проходивших здесь культовых действиях говорят пережженная земля, угли и зола, часто встречающиеся у основания памятников. По предположению исследователей, сооружения, состоящие из оленных камней и курганчиков, под которыми находились остатки жертвенных животных, представляют собой культовые центры племен или племенных союзов, поскольку создание их более мелкими родовыми коллективами вряд ли было возможно. Кроме оленных камней, были осмотрены и скопированы два больших скопления петроглифов Монгольского Алтая-Бигэр, открытое в 1969-ом году эпиграфическим отрядом экспедиции, и Цагаан Гол (аймак Говь-Алтай), частично опубликованное монгольским археологом Д. Доржсурэном.

История изучения археологических памятников бронзового века в Западной Монголии

Херексуры - особый вид памятников, каменное сооружение со сложной структурой. Они относятся к бронзовому и частично раннему железному векам. Херексуры широко распространены на территории Монголии и, по сравнению с другими видами погребений, ещё мало изучены. Исследователи выявили около 30 разновидностей херексуров на территории центральной и западной части Монголии. Они отличаются друг от друга внешней формой и композицией, но во всех них представлена единая структурирующая идея. Посередине находится большое каменное сооружение. Вокруг него многочисленные плиточные и мелкие круглые выкладки из камня.От середины до края ограды в 4 стороны иногда сделаны каменные "дорожки", наподобие солнечных "лучей". Кроме того в большинстве памятников присутствует много различного рода дополнительных сооружений (площадок, камней, выкладок), усложняющих их планиграфию. Хотя херексуры широко распространены на территории Горного Алтая, Тувы, северо - западной Монголии и южной Бурятии (Цыбиктаров, 1988, 1995 и др) можно сказать, что их раскопки и изучение ещё весьма ограничены. Причины этого в основном заключаются в крупных масштабах и трудоёмкости раскопок этих сооружений и очень скудной археологической информации.

В настоящее время в Монголии изучено ещё мало херексуров. Так, в 1988 году отряд Советско - Монгольской историко-культурной экспедиции по исследованию памятников бронзового и раннего железного века раскопал (на территории сомона Тосонцэнгэл аймака Завхан) 5 керексуров. Два из них имели по краю плиточное ограждение, на 4-х углах этого ограждения были поставлены камни. Остальные три не имели внешнего ограждения. В 3 курганах были обнаружены остатки захоронений; остальные два, скорее всего, представляли ритуальные сооружения.

Большинство зарегистрированных исследователями херексуров на территории Монголии полностью не изучены; поэтому материалов для их сравнительного анализа еще очень мало. Общие результаты исследования херексуров Западной Монголии сопоставлены с результатами раскопок аналогичных памятников Горного-Алтая, Тувы и Забайкалья в работах А.Д. Цыбиктарова (1995), Ю.С.Худякова (1987) и В.Д .Кубарева (1979), которые пришли к выводу, что их возраст не VI-VIII века нашей эры, как считали Г.И. Боровка и А.П. Окладников, а конец II -начало I тысячелетия до нашей эры. Существует много форм херексуров; среди них трудно различить погребальные и ритуальные сооружения. Погребальный обряд одинаков во всех херексурах как с квадратной, так и кольцевой оградой. Находок из херексуров очень мало, поэтому установить их точный возраст достаточно трудно.

Многие херексуры сопровождаются оленными камнями. Здесь можно отметить две наиболее характерные ситуации. Во-первых, оленный камень находится посередине херексура ( например, на территории сума Цэнгэл аймака Баян-Улгий) Во-вторых, оленный камень расположен отдельно от херексура с восточной стороны рядом с маленьким круглым сооружением (например, в местности Шургахын ам, сума Тэлмэн аймака Завхан). Часто оленные камни в херексурах встречаются по отдельности и попарно.

В центральной и восточной частях Монголии плиточные могилы, а в центральной и западной частях страны херексуры распространились практически одновременно. Поэтому нельзя относить все эти памятники только культуре херексуров, как считает П.К.Коновалов (1995). Существуют два отдельных вида археологических памятников - херексуры и плиточные могилы, имеющие разную территорию распространения. Поэтому правильнее будет термин, предложенный Ю.С.Худяковым -"Культура херексуров и оленных камней" (Худяков, 1987).

В 1998-1999 годах Монголо - Японская совместная экспедиция по изучению памятников бронзового и раннего железного веков провела раскопки херексуров на территории аймака Завхан и в центральной части Монголии. Экспедиция исследовала также оленные камни на территории сомона Бурэнтогтох аймака Хувсугул. В местности Уушгийн увур была раскопано одно ритуальное сооружение.

В 1999 году Монгольско - Американская археологическая экспедиция под руководством Д.Цэвээндоржа и Ж.Дэвис - Кэмбел раскопала один большой херексур, который находился на холме Байрам (территория сомона Бухмурун аймака Уве). Но это опять оказалось ритуальное сооружение. Высота херексура на холме Байрам составляла 3 метра, диаметр каменной насыпи - 22 метра, вокруг насыпи располагалась 60 - метровая кольцевая ограда. Через центр насыпи до ограды выложены 4 "дорожки" по сторонам света. Широта "дорожек" и кольцевой ограды -3 м (Цэвээндорж, 2002, с. 100). В 2000 году во время раскопок херексуров на территории сума Дашинчилэн в местности Хар бухын гол аймака Булган был найден бронзовый чекан. Д.Цэвээндорж считает это очень редкой находкой (или вообще особым случаем).

Сюжетная классификация петроглифов эпохи бронзы

Мир петроглифов Монголии, по словам Э.А. Новгородовой, чрезвычайно велик и многообразен. Из материалов наскальных изображений мы узнаем о хозяйстве кочевников, уровне развития общества, о верованиях, мировозрении и культуре. Древние художники выбирали прочные, гладкие и плоские скалы, открытые для глаз человека, и изображали на них антропоморфные фигуры, различных животных, иногда какие - то предметы, сложные сюжетные композиции.

Академик Б. Ренчин писал, что «изображения на скалах с древности до 1930-х годов были священными местами для монгольских шаманов, на которых они священнодействовали» (Ренчин, 2003). Доктор С. Дулам также говорит о том, что древние люди считали эти места священными; здесь изображались только антропоморфные фигуры и животные. Эти изображения были не только произведениями искусства, но и содержали в себе глубокий смысл (Дулам, 1989). Очевидно, что наскальные изображения создавались не просто в удобных местах, а в древних сакрализованных центрах, связанных с мировозрением и верованиями.

Классификация петроглифов может быть произведена на различных основаниях. Известный советский археолог академик А.П. Окладников в своей работе по петроглифам Монголии предложил разделить их по технике нанесения на: а. петроглифы, нарисованные красной краской; б. петроглифы, выполненные способом выбивания на камне; в. резные и линейные рисунки.

На красочных изображениях представлены «оградки» с заключенными внутри них овальными и круглыми пятнами -точками, выполненными, видимо, подушечками пальцев красной краской - охрой. Эти пятна могут быть расположены как внутри оградки, так и снаружи. В Бурятии есть овальные и круглые оградки. В Монголии известны оградки только прямоугольные, овальных и круглых нет. На рисунках представлены фигуры птиц, антропоморфных персонажей и животных (Окладников, 1981; Дорж, Новгородова, 1975). В Западной Монголии петроглифов, выполненных красной краской - охрой, нет. В основном все наскальные рисунки (а их сейчас известны десятки тысяч) сделаны точечной техникой (выбивкой). Некоторые более поздние рисунки, начиная с хуннского времени, резные. С точки зрения содержания их можно классифицировать по следующим сюжетам: I. 1. Хозяйство: а. скотоводство, б. охота. 2. Изображение ритуальных действий, 5. Военные сюжеты. II. По видам изображённых животных./.Дикие животные: а.птицы, олени (небо), б. волки, козлы олени (земля), в. змеи, рыбы (вода). 2. Домашние животные: а. бык, б. лошадь, в. верблюд. 3. Мифологические существа, сочетающие признаки разных животных. Ш.Изображения различного рода предметов: а. маски, б. дом, жилище, в. повозка, колесница г. предметы вооружения (лук, стрелы, кинжалы) IV. Тамгообразные фигуры: а. родовые тамги, б. следы животных.

Какая - то часть рисунков может быть отнесена к непонятным изображениям.

Петроглифы эпохи бронзы в Западной Монголии ярко демонстрируют ведущую роль скотоводства. Этому способствовали влияние природных и географических особенностей региона и, соответственно, традиции кочевых культур. В петроглифах бронзового века Западной Монголии представлены различные сюжеты. При этом древние художники изображали не просто животных, но и прекрасно передавали движение и характер этих животных.

Наскальные изображения Западной Монголии близки по сюжетам, но по технике исполнения и некоторым особенностям отличаются от памятников соседних регионов Бурятии (Окладников, Запорожская, 1970), Тувы (Дэвлет., 1976), Алтая (Кубарев, 2002),

Южной Сибири (Шер., 1980) и Внутренней Монголии (Gai Shanlin, 1989). Как уже говорилось, большое количество петроглифов было открыто монгольскими археологами в местностях Цагаан-Салаа, Бага-Ойгор и Хар ямаа сума Улаан-хус аймака Баян-Улгий, гора Хасагт Хайрхан сума Баян-уул, Бичигт хад сума Бигэр аймака Говь-Алтай, гора Тувд сума Баян-хайрхан аймака Завхан, Хурэн хад, Хар-Цагаан ус, Хамуут, Тэрэм Хад, Ганц харгайтын Бичигт, Бужаа сума Сагил аймака Уве, Ямаан-ус, Алаг-чулуу сума Эрдэнэбурэн аймака Ховд. Постараемся объяснить содержание некоторых из этих изображений14.

Антропоморфные фигуры (Рис. 28). Человека изображали в разных видах. Это - всадники на конях,на верблюдах и на оленях, люди ведущие быков и верблюдов, люди стоящие на повозках и воины на колесницах, люди с луками и кинжалами, в разных головных уборах, в масках и в одежде, на охоте с собаками. Все многобразие жизни того времени запечатлено в монгольских петроглифах. Однако особенно многочисленны зооморфные изображения (Рис.29).

Похожие диссертации на Историко-археологическое изучение Западной Монголии : эпоха бронзы - скифское время