Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Космологические символы в древнемарийском искусстве IX-XI вв. : Семантический анализ археологического материала Павлова, Анжелика Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Павлова, Анжелика Николаевна. Космологические символы в древнемарийском искусстве IX-XI вв. : Семантический анализ археологического материала : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Марийский ун-т.- Йошкар-Ола, 1997.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-4/3816-9

Введение к работе

Актуальность темы. Искусство является важной составной частью духовной культуры любого общества. Его роль особенно велика в древних обществах, поскольку произведения искусства отражают не столько эстетические вкусы индивида, сколько духовную традицию и опыт социума и служат выражением миропонимания, не переводимого исчерпывающим образом на язык слов. Космологические образы в древнем искусстве являются наиболее трудно улавливаемыми, но в то же время и наиболее устойчивыми, что позволяет привлекать их для решения даже таких сложных проблем, как вопросы этногенеза. В искусстве населения Марийского Поволжья рубежа I и II тыс. н.э. , как и в искусстве других финно-угорских народов других регионов, сформировалась сложная знаковая система, нашедшая отражение в украшении костюма. Мастера того времени использовали набор знаков-символов, отличающихся не только разнообразием форм, но и семантической емкостью, что прекрасно демонстрируют предметы искусства из могильников марийского края. Однако эта категория археологического материала мало исследована с точки зрения- ее семантического значения. Данная работа в какой-то мере восполняет этот пробел.

Источники. Использованные в работе материалы получены в результате исследований марийских могильников IX-XI вв. Ряд древнемарийских могильников был открыт и исследован в первые десятилетия XX в. (Черемисское кладбище, Юмский, Кочергинский и др.). Среди открытых в последние десятилетия памятников особо следует отметить могильники Дубозский и Нижняя Стрелка, выделяющиеся обилием художественных предметов. Частично использовались и материалы более поздних памятников ХП-ХШ вв. (Починковский, II и III Выжум-ский могильники). Для исследования генезиса отдельных форм и образов привлекались материалы мордовских, мерянских и других финно-угорских могильников того же времени, а также предшествующего периода (I тыс. н.э. и VII-VI вв. до н.э.).

Основу исследований составили находки, происходящие с древнемарийских могильников. В целях ознакомления с этими источниками просмотрены отчеты, хранящиеся в архивах Института археологии РАН и МарНИИ, а также археологические коллекции в фондах Марийского республиканского музея,

МарНИИ, Марийского государственного университета. В работе использованы материалы более чем 50 памятников, расположенных на территории Марийского Поволжья и соседних регионов. Всего изучено около 600 различных вещей. Широко привлекались также исторические и фольклорные данные.

Цели и задачи исследования. Цель работы - выделение древних космологических символов, нашедших отражение в искусстве населения Марийского Поволжья IX-XI вв. В соответствии с целью исследования решаются следующие задачи: 1) исследование семантики отдельных образов и композиций украшений этого периода; 2) определение места того или иного символа в семантической системе; 3) определение истоков космологических знаков и образов в древнемарийском искусстве; 4) выявление характера отдельных образов искусства населения Марийского Поволжья на основе мифологии финно-угров.

Научная новизна работы. Предлагаемое исследование является первым опытом осмысления предметов искусства из археологических памятников Марийского края с точки зрения семантики составляющих его образов. На основании данных фольклора, с учетом общих закономерностей развития мифологических систем выделяются наиболее устойчивые космологические образы и дается их интерпретация, проводится их сравнение с образами искусства других финно-угорских народов. Показана преемственность в развитии отдельных образов с эпохи раннего металла до средневековья. Анализ космологических символов позволяет выделить ряд факторов, в том числе и этнических, оказавших влияние на их сложение или изменение. Подобный анализ может способствовать решению проблем этногенеза.

Практическое значение работы. Основные положения работы могут быть использованы в научных исследованиях по искусству и духовной культуре марийцев и других финно-угорских народов, в учебной работе преподавателей вузов, при чтении спецкурсов по археологии и этнографии, а также учителями средних школ при ознакомлении учащихся с историей и культурой Марийского края и финно-угорских народов России.

Апробация результатов работы. Многие выводы по теме работы апробированы в докладах на международном семинаре "Методика и методологические предпосылки археологических исследований"(1994 г.), I Всероссийской конференции финно-угроведов (1995 г.), в серии статей опубликованных в междуна-

родных, всероссийских и местных изданиях, в выступлениях и на занятиях со студентами и школьниками во время экскурсий по археологическому музею Марийского университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, примечания к тексту, иллюстраций и пояснений к ним.