Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура населения Средней Катуни в скифское время Миронов, Владислав Сергеевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миронов, Владислав Сергеевич. Культура населения Средней Катуни в скифское время : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06.- Новосибирск, 2000.- 249 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/447-2

Введение к работе

Актуальность темы.

Во второй половине I тыс. до н.э. на территории Горного Алтая существовала пазырыкская культура, входившая в ареал скифо-сибирского культурно-исторического единства евразийских степей. Эта культура являлась связующим звеном между древними культурами Енисея, с одной стороны, и культурами Казахстана и Средней Азии - с другой, что, конечно, отразилось на облике самой культуры. Пазырыкская культура была распространена, в основном, в южных и центральных районах Горного Алтая и граничила с рядом культур: на севере - с быстрянской и каменской степного и предгорного Алтая, на востоке - с тагарской и саглынской Минусы и Тувы, на юге и западе -с кулажургинской Восточного Казахстана Являясь составной частью скифского культурного пояса, пазырыкское население имело постоянные контакты с соседями, в результате которьк происходил обмен материальными и духовными ценностядш, что вело к возникновению единых черт в облике культур.

Степень изученности пазырыкской культуры Горного Алтая чрезвычайно высока. Однако многие общие и частные проблемы скифской археологии пока еще далеки от их окончательного разрешения. Поэтому введение в оборот и обработка новых материалов, безусловно, важны. Погребальные комплексы, несомненно, выступают, в качестве наиболее информативного и важного археологического источника по материальной культуре, в некоторой степени, по этносоциальной структуре, мировоззренческим представлениям.

В последнее время развивается новое направление научной деятельности: изучение культурно-исторических процессов в каком-либо локальном районе в определенный период времени. Это дает возможность охватить весь комплекс материальной и духовной культуры населения данной территории, сопоставить археологические и этнографические данные для создания наиболее полного представления об этнокультурных группах, населявших этот археологический мікрорайон в разны эпохи.

Исследуемую территоршо долины Средней Катуни представляется возможным рассматривать как самостоятельный археологический микрорайон, что обусловлено как обособленным природно-

географическим положением этой территории, так и культурной спецификой погребальных памятников. Изучение этого микрорайона представляет несомненный научный интерес при рассмотрении его как зоны контактов пазырыкского населения с соседними племенами. Ведь, именно на Средней Катуни находилась граница между населением; Горного Алтая, практиковавшим полукочевое скотоводство, и населением Предгорий, которое вело комплексное хозяйство (оседлое скотоводство с элементами земледелия). Географическое положение этого района делало его транзитным пунктом обмена между Степью и Высокогорьем.

Изучение скифской культуры в среднекатунском археологическом микрорайоне имеет большое значение для изучения пазырыкской культуры, как в целом, так и в других районах ее существования. Также это может помочь в определении культурной преемственности и в воссоздании непрерывности культурно-исторического процесса на изучаемой территории от раннескифского времени до хунно-сарматской эпохи, что позволило бы лучше понять процессы культуро- и этногенеза у древних кочевников Алтая.

Цель и задачи исследования. ,,;..-Дельюгданного исследования является попытка всесторонне охарактеризовать культуру скифского времени на территории Средней Катуни и выявить специфику данного археологического микрорайона. Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи:

1)Изучить материалы среднекатунских археологических комплексов, особенно погребальных, и в рамках этого, осуществить следующие мероприятия:

рассмотреть закономерности в планиграфии памятников;

классифицировать погребальные и поселенческие комплексы и выявить их характерные особенности;

проделать типологическую обработку привлеченного археологического материала с целью определения и обоснования датировок комплексов.

2) На базе полученных выводов предпринять следующие действия:

попытаться подсчитать численность населения;

определить этно-социальную структуру и хозяйственный тип древнекочевого общества на Средней Катуни в скифское время;

- проследить связи, существовавшие между местным населением,, и различными соседними племенами.

Научная новизна.

Несмотря на то, что изучение памятников пазырыкской культуры на Средней Катуни ведется со второй половины 70-х гг., до сих пор не предпринимались серьезные попытки дать комплексный анализ культуры ранних кочевников на этой территории. Со времен последней обобщающей работы А.С. Суразакова по пазырыкской культуре количество исследованных на Средней Катуни скифских могильников увеличилось с 1 до 23. Материалы некоторых из них до сих пор не включены в научный оборот.

В работе впервые предпринята попытка рассмотреть долину Сред
ней Катуни с ее притоками как территорию более или менее постоян
ного проживания одной или нескольких родоплеменных групп, со
ставлявших единое культурно-политическое целое, и подсчитать чис
ленность кочевого населения, проживавшего в этом районе в скиф
ское время. Данные погребальной обрядности были впервые исполь
зованы для определения, социальной стратификации пазырыкского
общества, которая существовала на этой территории. Остеологиче
ский материал поселенческих комплексов применен для реконструк
ции типа хозяйственной деятельности местного населения в скифское
время, что было сделано для проверки правильности выводов, полу
ченных ранее П.И. Шульгой. . .

Методы исследования. .

В работе были использованы традиционные в археологии методы: картографирование и изучение планиграфии курганных могильников и поселений, классификация захоронений, метод классификационно-типологической характеристики каждой категории погребального обряда и инвентаря с целью выявления их датирующих и этнопоказа-тельных признаков и сопутствующий ему метод сравнительно-типологического анализа, основанный на принципе поиска аналогий материалам из захоронений в узкодатируемых археологических памятниках с других территорий, а также элементы и приемы статистической обработки. При изучении поселенческих комплексов был применен метод сопоставления керамического и остеологического материалов с различных поселений. При классификации погребального обряда был использован метод построения системной классифика-

цст, предложенный в работах Ю.П. Холюшкина. Для определения численности, этно-социальной структуры и хозяйственного типа населения были использованы исследовательские методы А.В. Караваева, Б.Ф. Железчикова, A.M. Кулемзина и П.И. Шульги.

Территориальные и хронологические рамки.

В территориальном плане работа ограничивается материалами погребальных и поселенческих комплексов долины Средней Катуни, территория которой являлась северной периферией ареала распространения пазырыкской культуры. Под Средней Катунью принято понимать долину реки с прилегающими притоками и урочищами от Усть-Семы на севере до устья рек Урсул и Сумульта на юге. Северная граница фактически совпадает с границей распространения культуры, так как к северу начинаются предгорья Алтая, являвшиеся в скифское время территорией бытования быстрянской культуры. С запада и востока долина ограничена хребтами Семинским и Иолго. К югу от устья Урсула и Сумульты долина сужается: отроги хребтов практически вплотную подходят к реке, создавая таким образом естественные границы. Всего же общая длина долины Средней Катуни около 130 км.

Но территория Средней Катуни в природно-климатическом плане не однородна, ее можно разделить на две зоны: остепненную "скотоводческую" и увлажненную "земледельческую", граница между которыми проходит в районе Немала. В увлажненной зоне кочевое скотоводство в зимнее время затруднено, зато существуют благоприятные условия для земледелия и стойлового скотоводства. Остепненная же зона отличается почти полным отсутствием снежного покрова на зимних пастбищах, что дает возможность круглогодично выпасать скот, то есть заниматься кочевым скотоводством. Этим, возможно, объясняется малочисленность поселений в остепненной зоне, которое с лихвой компенсируется многочисленными погребениями древних кочевников. В увлажненной же зоне (от Усть-Семы до Немала) зафиксировано около трех десятков поселений, а могильники единичны. Таким образом изучаемая территория (от с. Чепош и до устья Сумульты) составляет около 100 км в длину и 40-60 км в ширину, так как включает и высокогорные пастбища, расположенные на Кумин-ских белках, а также на склонах хребтов Семинского и Иолго, входящих в бассейн Средней Катуни..

Время бытования на данной территории пазырыкской культуры в целом совпадает с периодом ее существования во всем Горном Алтае (вторая половина VI-П вв. до н.э.). Автор также придерживается принятой многими исследователями периодизации пазырыкской культуры Алтая, то есть деления ее на собственно "пазырыкский" (конец VI-IV вв. до н.э.) и "завершающий" или "шибинский" (Ш-П вв. до н.э.) этапы, которые можно проследить и на среднекатунских материалах.

Источниковая база.

В качестве источников были привлечены опубликованные материалы раскопок, а также отчеты и полевые дневники экспедиций за последние два десятилетия. Основная масса использованных материалов находится в архивах научных учреждений Новосибирска (ИАЭТ СО РАН, ЛГИ НГУ), Барнаула (Музей археологии АГУ) и Горно-Алтайска (ГАИТИ, ГАГУ, ГАОКМ).

Всего в работе были задействованы материалы 23 курганных могильников (115 курганов) и 8 поселений скифского времени, расположенных на Средней Катуни.

Апробация диссертации.

Отдельные части работы в виде докладов и сообщений неоднократно обсуждались,на,спецсеминарах-по археологии в НГУ, на выступлениях на Международных, научных студенческих конференциях в 1993-1999 гг., представлялись,на обсуждение в виде тезисов и докладов на региональных археолого-этнографических студенческих конференциях в 1993-2000 гг., а также в 19 публикациях в научных сборниках статей и тезисов докладов.

Практическая значимость.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории и археологии как Чемаль-ского района, так и всего Горного Алтая, при составлении археологических сводов и карт, при каталогизации музейных коллекций и оформлении экспозиций (часть материалов диссертации входит в состав коллекции Краеведческого музея Республики Алтай), при чтении общих и специальных курсов по археологии Южной Сибири и Алтая в Вузах.

Структура работы.

Работа состоит из введения, восьми глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 359 работ, альбома графиков и таблиц (8

графиков и 8 таблиц), карты и иллюстраций с подписями к ним (всего 20 страниц иллюстраций).