Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лось в наскальном искусстве лесной зоны Северной Азии Маркдорф, Наталья Михайловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маркдорф, Наталья Михайловна. Лось в наскальном искусстве лесной зоны Северной Азии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06.- Кемерово, 1999.- 308 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-7/309-0

Введение к работе

Актуальность темы. Реферируемая диссертация посвящена изучению и систематизации наскальных изображений лосей на писаницах лесной зоны Северной Азии. Введение в научный оборот многочисленных материалов наскальных изображений лосей диктует необходимость их систематизации и более детального анализа. Проблема культурного феномена образа лося, его значение в формировании целостной системы мировосприятия, нашедшей свое выражение в различных сферах искусства и идеологии лесных народов, до настоящего времени остается недостаточно изученной.

Поскольку лось является частью экосистемы, целесообразно рассмотрение его образа, а также сюжетов и композиций, связанных с ним, с учетом не только этнографии и мифологии народов лесной зоны Северной Азии, но и биологии данного вида животного. Такой подход к рассматриваемой проблеме способствует более адекватному пониманию семантики образа лося как части наскального «художественно-мифологического произведения».

Целью настоящего исследования является изучение наскальных изображений лосей на лисашщах лесной зоны Северной Азии на основе комплексного анализа их ареала, содержательной, сюжетно-композиционной и семантической организаций. Достижение данной цели предполагало решение следующих задач: 1) систематизация и анализ памятников, содержащих наскальные изображения лосей с учетом характеристики геоморфологии региона, техники нанесения и сохранности рисунков; 2) определение количественных закономерностей распространения наскальных изображений лосей в изучаемой макрозоне; 3) рассмотрение проблемы связи древней ископаемой фауны с наскальными изображениями лосей; 4) выделение стилистических и видовых признаков, характеризующих наскальные изображения лосей по полу, возрасту, особенностям поведения и вида; 5) классификация композиций с образом лося на писаницах; 6) рассмотрение и корректировка вопросов семантики композиций и оораза лося на основе данных мифологии и этнографии сибирских народов, а также биологии лося.

Приемы п методы анализа. В диссертации использованы: картографирование, сюжетно-композиционный, статистико-комбннаторный. сравнительно-исторический методы анализа. Работа выполнена с применением компьютерных технологий Все полученные в ходе исследования количественные показатели сведены в таблицы и диаграммы.

Предметом исследования явились 1256 наскальных изображений ло-:ей. выделенные в материалах Ml писаницы лесной зоны Северной Азии

Неточнії мі. Для написания диссертации использованы: архивные коллекции научных фондов музея-заповедника «Томская писаница»; полевые

дневники и копии прорисовок изображений лосей памятников Нижней Ангары и Койской писаницы (р. Мака), предоставленные А. Л. Заикой; материалы полевых исследований автора местонахождения «Осман» 1997-1999 гг.; таблицы и описания наскальных изображений лосей, опубликованные различными авторами в монографиях и в сборниках научных статей.

Территория. В изучаемый регион, объединенный сходным ландшафтом и климатическими условиями, входят памятники наскального искусства, расположенные в подзонах тайги, мелколиственных, сосново-лиственных лесов и локализующиеся в бассейнах Средней и Верхней Лены, р. Ангары, Нижнего Амура, р. Енисея (таежный район), р. Томи; на Байкале; в Восточном Забайкачье и Верхнем Приамурье.

Хронологические рамки исследования - V-IV тыс. до н. э. - VI-IX вв.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые: 1) выделен, изучен и систематизирован значительный корпус наскальных изображений лосей в лесной зоне Северной Азии с учетом территориатьных особенностей, техники нанесения и сохранности рисунков; 2) предпринята попытка более точного видового определения наскальных изображений лосей; 3) классифицированы композиции с образом лося с учетом их ареала, расположения рисунков на плоскости и тематического содержания сюжетов; 4) проведена корректировка семантики ряда композиций с образом лося на основе биологических данных. Результаты исследования представлены в типологических таблицах, учитывающих количество и процентный состав изображений лосей, наиболее устойчивых сюжетных сочетаний с образом лося, частоту встречаемости стилистических и видовых признаков изображений, сцен, связанных с поведением лося в природе и охотничьей тематикой

Практическая значимость. Выявленные в ходе исследования данные могут быть использованы при построении вузовских теоретических и практических курсов по первобытному искусству, истории Сибири, России, археологии и этнографии народов Евразии, при написании учебников и учебных пособий, составлении каталога наскальных изображений лосей.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования. Отдельные положения и полученные результаты диссертации обсуждены: в докладах на научно-практических, региональных, всероссийских и международных конференциях в гг. Омске (1997, 199S, 1999 г.), Москве (199S г.), Новокузнецке (199S г.). Томске (1998 г.), Кемерове (1998, 1999 г.), Тюмени (1999 г.); на теоретических научных семинарах и заседаниях кафедр истории Сиб-ШУ, истории и философии НФИ КемГУ, музея-заповедника «Томская пнса-нлца», отдела археологии и краеведения ГорСЮТур; использованы при подготовке археологической экспозиции в музее геологии СибГПУ; составлении каталога выставки-лауреата фонда Сороса за 199S г. «Томь. 2000 лег на бере-

гу. 200 текстов культуры» в музее искусств г. Новокузнецка; в учебных курсах лекций и практических занятий по истории Кузбасса, Сибири, Отечества, культурологии на различных факультетах НФИ КемГУ, СибГИУ, НИГЖ; при написании учебных пособий в указанных выше учебных заведениях, а также при составлении двух археологических карт в Атласах Кемеровской области (1996, 1999 гг.), Отдельные аспекты данного исследования отражены в 12 авторских публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списков источников и литературы (307 наименований), 2 приложений, в которых 16 типологических таблиц (из них 3 таблицы включены в текст работы), карта памятников и альбом из 63 иллюстраций. Общий объем диссертации с приложениями - 308 страниц машинописного текста.