Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Морфология керамики халафской культуры Северной Месопотамии : (По материалам поселения Ярым-Тепе II) Амиров, Шахмардан Назимович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Амиров, Шахмардан Назимович. Морфология керамики халафской культуры Северной Месопотамии : (По материалам поселения Ярым-Тепе II) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Ин-т археологии Рос. АН.- Москва, 1994.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-1/4093-2

Введение к работе

Актуальность темы

В скором времени исполнится 100 лет с того момента, когда в ходе археологических раскопок были извлечены первые фрагменты халафских расписных сосудов. На протяжении последних 80 лет эта культура привлекает к себе неизменное и все возрастающее внимание археологов. Это объясняется как ключевой ролью, которую играла эта культура в месопотамской истории, а следовательно и в общеисторическом процессе, так и выдающейся эстетической ценностью халафской расписной керамики.

Халафская неолитическая культура характеризует собой финальный этап развития классической ближневосточной первобытности. Следующая за ней убейдская культура - уже предцивилизация, онз вероятно, явилась одним из субстратных слагаемых древнейшей шумерской цивилизации. В абсолютных датах халафская культура охватывает 5 - начало 4 тыс. л. до н.э.

Экологической нишей халафской культуры являются сухие степи ближневосточной субтропической зоны т.н. Ассирийская степь Северной Месопотамии. Это район традиционного неполивного земледелия, где ежегодно выпадает более 250 мм осадков. В силу исключительно благоприятных климатических условий этот регион попеременно с Южной Месопотамией на разных этапах неолитической революции и позднее играл лидирующую роль в культурном процессе.

В результате раскопок и разведок последних лет были выявлены сотни халафских памятников, представляющих собой жилые холмы - телли площадью 1 - 2 га и высотой в среднем 5-7 м. Надо отметить, что несмотря на то, что известно множество халафских памятников, планомерно раскапывались всего несколько из них.

Керамическая традиция Халафа принадлежит к свите раннеземледельческих культур расписной керамики. Для этого этапа развития керамика является главным информационным источником. Собственно на основании исследования керамики были выделены все археологические культуры этого круга. Для бесписьменных и безмонетных культур только на основании массового материала и прежде всего на основании керамической эволюции можно строить наиболее дробные

периодизационные схемы. Однако степень корректности периодизации будет зависеть от степени методической корректности анализа керамической коллекции и прежде всего морфологии составляющих ее сосудов.

Опубликованные до сего времени попытки анализа стратиграфии через набор характерных керамических форм базируются на интуитивных классификациях, выделенных без применения призначного описания морфологии. По этой причине данные классификации не позволяют установить сушест»уюшее родство форм и должным образом учитывать мюлнншю формы и взаимовлияние форм, особенно сильное в гомогенном халафском массиве. Данные классификации не являются проверяемыми, а потому должны. быть признаны субъективными. Примечательно, что ни одна из предложенных классификаций не'была использована дважды, хотя все исследователи признают единство халафской культуры. Нечеткость классификационных построений не всегда позволяет признать достаточно объективными построелные на их основе периодизационные схемы.

В работе посвященной морфологии халафской расписной керамики поставлена цель создания на материале Ярым-Тепе II объективной периодизационной схемы развития керамического комплекса халафской культуры на основе статистики распределения выявленных классификационных единиц э слое данного памятника. Необходимым условием корректного решения данной задачи является создание жесткой, проверяемой, формализованной классификации всей расписной керамики - макриала наиболее объективно представляюшего халафскую культуру. В спою очередь, поскольку создание формализованной классификации возможно только на основе призрачного описания сосудов, то наиболее актуальной и фундаментальной задачей, стоящей перед исследователями халафской культуры является создание системы описания керамики, как )Ш|{юлес массового датирующего материала. Только создание однозначно читаемой признанной системы описания может служить базой для ныделения четко различимых морфологических групп из кажущегося непрерывным множества нечетких форм.

Научная мови іна и практическая ценность работы

В результате исследовании были реализованы задачи, касающиеся создания методики формализованной классификации массовой халафской расписной керамики применительно к памягнику с мощном культурным слоем и четкой стратиграфией, а так же периодизации слоя Ярым Тепе II.

  1. В раСнгге была впервые создана логически непротиворечивая система описания форм халафской керамики на базе исходной классификационной гипотезы.

  2. Проведена проверка классификационной гипотезы через описание большой серии керамики с хорошо раскопанного памятника охватывающего почти всю халафскую историю.

  3. Создана характеристика разновременных слоев через процентные доли различных морфологических групп-

4. Были выявлены инокульгурные влияния и определено время их
реализации в халафской культуре.

Апробация результатов исследования

Отдельные главы и диссертация в целом обсуждались на заседаниях Отдела теории и методики, 'группы зарубежной археологии Института археологии АН РАН. Основные положения и результаты работы были представлены м докладах и сообщениях на: заседаниях отдела информатики Третьяковской Галереи и на семинаре керамической морфологии в ИА РАН.

Структура работы