Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Погребальные комплексы тюркской культуры Саяно-Алтая (2-я половина V-XI вв. н.э.): системный анализ и социальная интерпретация Серегин, Николай Николаевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серегин, Николай Николаевич. Погребальные комплексы тюркской культуры Саяно-Алтая (2-я половина V-XI вв. н.э.): системный анализ и социальная интерпретация : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Серегин Николай Николаевич; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2011.- 337 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/298

Введение к работе

Актуальность темы. Важным источником для реконструкции этногенетических и социальных процессов на территории Саяно-Алтая в раннем средневековье являются погребальные комплексы тюркской культуры (2-я половина V - XI вв. н.э.). В ходе их исследования накоплен значительный объем информации по истории кочевников. Вместе с тем, в большинстве работ, посвященных анализу памятников, приоритетное внимание уделялось решению проблем хронологии и периодизации, классификации и типологии предметного комплекса и др. В стороне оставались вопросы, связанные с анализом и интерпретацией погребальной обрядности населения тюркской культуры. Такая ситуация в значительной степени определила и фрагментарное рассмотрение социальной истории раннесредневеко-вых номадов. Имеющиеся выводы и наблюдения о специфике этнокультурного взаимодействия в рассматриваемом регионе, а также об устройстве общества кочевников сделаны главным образом при изучении письменных источников и не аргументированы материалами из раскопок археологических памятников. Целенаправленное исследование обозначенных аспектов истории носителей тюркской культуры Саяно-Алтая на основе результатов системного анализа погребальных комплексов способствует реконструкции процессов этно- и социоге-неза общности номадов, оказавшей значительное влияние на формирование и развитие объединений скотоводов центрально-азиатского региона в раннем средневековье.

Цель работы - комплексная характеристика погребальной обряд-

iivbii! г» px»iC\suCafsj ічЦЇЇ" wCnHwtLI'GH Cjji иіиииці!!! їїаееЛеНИЯ ТЮрКСКч/гї

культуры Саяно-Алтая.

Для ее выполнения поставлены следующие задачи: I) обобщить и систематизировать накопленные сведения по изучению погребальных комплексов и социальной организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая;

2^ ос^/ществить анализ всех элементов погребального обпяда носителей тюркской культуры (провести классификацию наземных и внут-римогильных конструкций, выделить и дать характеристику основных компонентов ритуала погребения, рассмотреть традицию сооружения кенотафов, обозначить специфику околокурганных объектов);

  1. определить характерные особенности и направления эволюции погребальной обрядности населения тюркской культуры в различных регионах Саяно-Алтая;

  2. провести половозрастной анализ и выделить социально значимые показатели погребальной практики раннесредневековых кочевников;

5) охарактеризовать социальную структуру и общественную организацию населения тюркской культуры Саяно-Алтая.

Объектом исследования выступает тюркская культура

Предметом работы являются погребальные памятники раннесред-невековых кочевников Саяно-Алтая.

Территориальные рамки исследования включают Алтай. Туву и Минусинскую котловину. В географическом плане данные регионы являются частью обширной Алтае-Саянской горной страны (Ревякин, 2001). В археологической литературе для определения историко-культурной области, охватывающей Алтай, Туву и Минусинскую котловину, традиционно используется обозначение «Саяно-Алтай» (Савинов, 1973; Овчинникова, 1990; Трифанова, 2006; Мухарева, 2007; и др.). В указанных регионах исследована основная масса погребальных комплексов тюркской культуры. Для сравнения привлекаются материалы раскопок памятников раннего средневековья в Монголии, Восточном Казахстане, Тянь-Шане и др.

Хронологические рамки работы определяются периодом существования тюркской культуры (2-я половина V - XI вв. н.э.). В развитии данной общности на территории Алтая выделены следующие этапы: кызыл-ташский (2-я половина V - 1-я половина VI вв. н.э.), кудыргин-ский (2-я половина VI - 1-я половина VII вв. н.э.), катандинский (2-я половина VII - 1-я половина VIII вв. н.э.), туэктинский (2-я половина VIII - 1-я половина IX вв. н.э.), курайский (2-я половина IX - 1-я половина X вв. н.э.), балтарганский (2-я половина X - XI вв. н.э.) (Горбунов, Тишкин, 2002, 2003; Тишкин, Горбунов, 2002, 2005; Тишкин, 2006, 2007). Формирование общности тюрок относится ко времени заката культурных традиций, связанных с гегемонией в северной части Центральной Азии объединения кочевников, известных в китайских хрониках как жуаньжуани (Кляшторный, 2005, с. 49-50) или жужани (Крадин, 2000, с. 80). Наиболее поздние памятники тюркской культуры датируются XI в. Начало II тыс. н.э.. традиционно обозначаемое как предмон-гольское время, связано с господством в районах, непосредственно примыкающих к Саяно-Алтайскому нагорью, монголоязычных найма-нов (Кляшторный, Савинов, 2005. с. 302).

Источниковая база исследования. Работа построена на анализе раскопанных погребальных памятников тюркской культуры Саяно-Алтая. Итоги их изучения представлены в многочисленных научных статьях и монографиях, авторами которых осуществлена публикация результатов полевых исследований (Евтюхова, Киселев, 1941; Левашова, 1952; Грач, 1960; Гаврилова, 1965; Вайнштейн, 1966; Савинов, 1982; Могильников. 1990; Мамадаков, Горбунов, 1997; Поселянин, Киргине-ков, Тараканов, 1999; Овчинникова, 2004; Худяков, 2004; Кубарев, 2005;

Тишкин, Горбунов, 2005; и мн. др.). Помимо опубликованных использовались также не введенные в научный оборот материалы из отчетов, хранящихся в архивах Москвы и Барнаула. Всего учитывались результаты раскопок 71 памятника Алтая, 20 некрополей Тувы и 18 могильников Минусинской котловины, на которых исследовано в общей сложности 310 погребений тюркской культуры. Информация о некоторых объектах в связи с разрушением или ограблением памятников фрагментарна. Поэтому на различных этапах работы анализировались только те погребения, материалы раскопок которых включают необходимые для полноценного анализа показатели.

Для достижения заявленной в диссертации цели привлекались сведения из письменных источников (тюркских рунических текстов и китайских династийных хроник) в переводах Н.Я. Бичурина (1950), СЕ. Малова (1951, 1959), Н.В. Кюнера (1961), Лю Маоцая (2002) и др., а также паботы исследователей, осуществивших и!ггерппетацик> обозначенных материалов (Бернштам, 1946; Гумилев, 2002; Кляшторный, 1964; Кычанов, 1997; Жумаганбетов, 2003; Горбунов, 2006, 2007; и др.). Использовались результаты антропологического изучения костных останков из погребений тюркской культуры (Алексеев, 1960; Богданова, 1980; Поздняков, 2006; и др.). При интерпретации отдельных элементов обрядовой практики кочевников привлекались материалы исследований «поминальных» объектов (Евтюхова, 1952; Грач, 1961; Кубарев, 1984, Войтов, 1996; Матренин, Сарафанов, 2006; Суразаков, Тишкин, Шелепова, 2008; и др.) и петроглифов раннего средневековья (Горбунов,

1QQ8. U..„..,,,,,-..it ~)П(\Л- K«,,vn„„„, 1Л(И. и mTl

l-'yW, IVpV.uilV'lil, *"«) *»»jrt**pVU*«, J.UV4, г» /4f/>

Методология и методы исследования. Работа основана на системном подходе, базирующемся на принципе диалектической взаимосвязи части и целого, а также частей в целом, при изучении объектов как динамичных, эволюционирующих систем. Его предметный аспект предполагает проведение структурно-компонентного анализа посредством корреляции результатов использования различных методов (Блау-берг, Юдин, Садовский, 2001, с. 559; Блауберг, 1997, с. 235; Каган, 1991, с. 19-20). Применение данных методологических положений на конкретном археологическом материале исходило из восприятия погребального обряда и каждого памятника как упорядоченной, целостной, динамичной системы взаимосвязанных элементов, обладающих для целого определенной значимостью. В рамках системного подхода автором также использовались рациональные положения эволюционизма (изменчивость и наследственность) и диффузионизма (заимствование, перенос и смешение).

При написании работы использовались общеисторические методы познания (сравнительно-исторический, хронологический). В ходе исто-

риографического исследования применялись историко-генетический и ретроспективный методы. Широко использовались методы и подходы, традиционно применяемые в археологических исследованиях. Для извлечения и интерпретации информации, заключенной в погребальном обряде, применялись: планиграфический анализ погребально-поминального комплекса, морфологический метод, типологический метод, а также приемы статистической обработки результатов изучения археологических памятников. В классификационных построениях, а также при реконструкции социальной структуры и организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая использовались подходы, базовые принципы и категориальный аппарат, представленные в работах Л.С. Клейна (1991), B.C. Ольховского (1991, 1995), А.А. Тишкина (1996), С.А. Васю-тина (1998): А.А. Тишкина и П.К. Дашковского (2003), A.R. Кондряцга-ва (2004), С.С. Матренина (2005) и др.

При реализации социологического анализа исходным было положение о том, что общество - это многоуровневая система, в горизонтальной проекции которой находится половозрастная, семейно-брачная, а в вертикальной - социальная, имущественная, профессиональная, властная генетические структуры (Сорокин, 1992). Важной методологическом посылкой работы выступила идея «опредмечивания» социального статуса, согласно которой в представлениях средневекового населения общественное положение человека полностью сохранялось после смерти, находя выражение в различных показателях погребального обряда (Васютин, Крадин. Тишкин, 2005).

Научная новизна. В "работе представлены результаты ранее не предпринимавшегося историографического исследования различных аспектов изучения общности раннесредневековых тюрок Саяно-Алтая. Впервые осуществлен системный анализ основных элементов погребального обряда номадов. Обозначены направления эволюции обрядовой практики на всех этапах существования рассматриваемого объединения кочевников. Важным направлением исследования стало решение вопросов, связанных с определением особенностей развития тюркской культуры в различных районах ее распространения. Проведено изучение устройства общества кочевников тюркской культуры Саяно-Алтая на основе анализа всех имеющихся групп источников. В диссертации реализована специальная комплексная программа социального исследования, что позволило осуществить реконструкцию структуры и отдельных аспектов общественной организации населения тюркской культуры.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что обработанные данные и полученные выводы могут быть использованы при создании обобщающих научных трудов по этно-

культурной и социальной истории Саяно-Алтая, подготовке спецкурсов и публикации соответствующих учебно-методических пособий для ВУЗов, осуществлении реконструкции этносоциальных систем кочевых народов Центральной Азии и сопредельных регионов в средневековье, а также разработке моделей взаимодействия центра и окраины империй номадов различных территорий Евразии. Предложенные практические наработки и приемы систематизации, анализа и интерпретации материала могут использоваться в ходе реализации исследований, направленных на реконструкцию основных аспектов жизнедеятельности конкретных обществ древности и средневековья по материалам археологических памятников.

Исследование выполнено в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проекты «Комплексные исторические исследования в области изучения Западной и Южной Сибири с древнейших времен до современности» (шифр 2009-1.1-301-072-016), «Реконструкция социальной организации и системы жизнеобеспечения кочевников Южной Сибири поздней древности и средневековья» (шифр 2010-1.2,1-300-028-022), а также научно-исследовательских проектов РГНФ (№08-01-00355а; №09-01-60103 а/Г; №09-01-94702 м/мл).

Апробация исследования. Основные наработки по проблемам, рассматриваемым в исследовании, представлены автором при прочтении докладов и сообщений в период с 2004 по 2010 гг. на международных, всероссийских и региональных конференциях, проходивших в

^w^—yv.w, «-fV »-"-, .««--...., . ...-J.~..w, ..,..»..V..w~..w, »..Uw».*.,, ..w..v~..

бирске, Омске, Рубцовске, Санкт-Петербурге, Томске, Ховде. Из них можно отметить следующие форумы с международным участием: «Древние и средневековые кочевники Центральной Азии» (Барнаул, 2008 г.); «Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий» (Ховд, 2009 г.); «Роль естественно-научных методов в археологических исследованиях» (Барнаул, 2009 г.); «1 Международный Конгресс средневековой археологии евразийских степей» (Казань, 2009 г.); «Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология» (Иркутск, 2010 г.); «XV Международная Западно-Сибирская археолого-этнографическая конференция» (Томск. 2010 г.). Полученные результаты продемонстрированы в 26 различных публикациях по теме диссертации, в том числе одной монографии и четырех статьях в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, перечня архивных материалов, библиографического списка, списка сокращений и приложения, в котором представлены текстовые, табличные и иллюстративные материалы.

/

Похожие диссертации на Погребальные комплексы тюркской культуры Саяно-Алтая (2-я половина V-XI вв. н.э.): системный анализ и социальная интерпретация