Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Погребальные памятники и культово-ритуальные сооружения древних номадов Центрального Казахстана (7-1 вв. до н.э.) Бейсенов, Арман Зияденович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бейсенов, Арман Зияденович. Погребальные памятники и культово-ритуальные сооружения древних номадов Центрального Казахстана (7-1 вв. до н.э.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.06.- Алматы, 1997.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Являясь одним из интересных и ярких периодов древней истории Великой степи, скифо-сарматская эпоха сыграла выдающуюся роль в истории Казахстана. На его территории в эту эпоху сложилась особая форма жизнедеятельности человеческого общества в условиях степных экосистем - номадизм как целостная культурно-хозяйственная система. Кочевое и полукочевое скотоводство, пришедшее в своем окончательно сформировавшемся виде (система посезонной регламентации пастбищных угодий и водных источников, особенности общественной жизни и быта, соответствующие идеологические нормы и ценностные ориентиры и др.) в начале-первой половине 1 тыс. до н.э. на смену хозяйству полуоседлых пастушеских племен эпохи бронзы, в дальнейшем на протяжении длительного времени являлось господствующей формой хозяйства населения Казахстана. Неповторимый облик его культуры, своеобразия в историческом развитии были обусловлены этим направлением экономики, утвердившимся в среде сакских культур около трех тысяч лет назад. Поэтому одним из важных, многоплановых проблем, стоящих перед археологами республики, является углубленное изучение особенностей развития культуры эпохи ранних кочевников как начального периода номадизма. Однако успешному решению проблемы препятствует неравномерная изученность регионов республики. Одним из слабо исследованных регионов является Центральный Казахстан, памятники которого в последние десятилетия оставались в стороне от основных направлений археологической науки республики. В отличие от таких хорошо изученных регионов распространения сакских культур как Семиречье, Алтай, Северный Казахстан, наши представления о Центральном Казахстане, являющемся одним из опорных регионов в изучении истоков и особенностей культуры раїшего номадизма, находятся на уровне 50-60-х гг. Имеющиеся материалы и выводы, полученные в ходе работ первых послевоенных десятилетий, не соответствуют требованиям и уровню современных научно-теоретических исследований и общих методологических разработок в номадистике. Встречающиеся в научной литературе попытки использования центральноказахстанско-го материала (в віще поверхностного анализа отдельных комплексов, ссылки на единичные и устаревшие факты и аспекты) нередко приводят к различным искажениям и неточностям. Слабая разработашюсть общего круга проблем, связанных с погребально-поминальной обрядностью племен Тасмолинской общности, отсутствие системности и порою даже первичной подготовки в кругу имеющихся

фактических данных, поднимают выбранную диссертантом тему на уровень неотложных задач сегодняшней археологической науки Казахстана.

В предлагаемой диссертации систематизируются археологические материалы по сако-сарматской эпохе Центрального Казахстана. Выбраны в качестве объекта изучения погребальные и культово-ритуальные памятники не случайно - именно сооружения указанных категорий являются основными (на нашем этапе исследований) источниками в изучении культуры древних номадов этого региона.

Цели в задачи. Основной целью исследования является систематизация и обобщение данных по погребальным памятникам и жертвенно-поминальным сооружениям населения Центрального Казахстана раннеко-чевннческого времени путем сбора и анализа максимального количества сведений. Поставленная цель определила следующие задачи:

сбор, анализ и систематизация всех имеющихся сведений по погребальным памятникам, обобщение и интерпретация этих данных с привязкой их к конкретным районам;

обобщение данных по курганам с каменными грядами с уточнением их датировки, количества, ареалов распространения, типологии, конструктивных особенностей;

выяснение генезиса и функционально-семантической нагрузк;: курганов с каменными грядами как культово-ритуальных памятников племен тасмолинской культуры.

Источники. Для написания диссертации привлечены следующие группы источников: 1) Публикации. Использованы данные ранее вышедших работ, посвященных проблемам изучения культуры населения Центрального Казахстана эпохи бронзы и раннего железа.Основную их часть составляют работы, отразившие результаты научной деятельности Центрально-Казахстанской археологической экспедиции (ЦКАЭ). Часть данных извлечена из Археологической карты Казахстана (АКК, 1960). 2) Архивные материалы. Привлечены данные из отчетов разных экспедиций, которые использованы главным образом для исследования курганов с каменными грядами (количество, распространение и др.). 3) Материалы автора. Используются материалы раскопанных автором свыше 50 курганных захоронений 7-1 вв. до н.э. (погребальный обряд, инвентарь, краниология), а также описания и планы открытых автором курганов с каменными грядами.

Научная новизна работы. Путем привлечения раскопанных автором новых памятников, а также ряда неопубликованных объектов, значительно расширена источниковая база темы. На основании изучения раско-

панных памятников впервые ставятся вопросы выделения локальных районов центральноказахстанской Тасмолы. В рамках имеющегося материала прослежена динамика погребального обряда. Выделена особая группа ранее неизвестных захоронений, названных диссертантом памятниками кор-гантасского этапа как завершающего этапа тасмолинской культуры. Впервые собраны и систематизированы все имеющиеся на сегодняшний день данные по курганам с каменными грядами. Использование этих сведений позволило автору определить сооружения указанного типа как культово-ритуальных, непогребальных памятников, связанных с солярным культом и прощально-поминальными ритуалами, проводившимися в честь знатных лиц. Обосновывается на основании комплекса данных (погребально-поминальная обрядность, антропология, спектральный анализ бронзы) проблема преемственности культур бронзовой и раннекочевнической эпох Центрального Казахстана. В своеобразиях и отличительных чертах культуры племен центрально-казахстанской Тасмолы отразилась адаптация населения репюна к новым условиям окружающей среды ведения хозяйства (арндиость климата, ведущее положение кочевнического направления и др.).

Практическая ценность работы. Материалы автора задействованы в фондах и выставках региональных музеев (Павлодарский, Карагандинский областной, Экибастузский городской историко-краеведчесхие музеи). Отдельные положения и выводы из публикаций автора по теме диссертации использованы в ряде работ других исследователей по изучению культуры евразийских номадов. Основные итоги исследования найдут свое применение при написании соответствующих разделов по древней истории Казахстана и сопредельных территорий, разработке общих проблем номадизма, подготовке и составлении спецкурсов для ВУЗов, материалов и пособий по краеведению.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы обсуждались на заседаниях Института археологии им. А.Х. Маргулана МН-АН РК, на международном семинаре ЮНЕСКО "Взаимодействие кочевых и оседлых культур на Великом шелковом пути" (Алма-Ата, 1991), на региональных, республиканских и международных научных конференциях: "Маргулановские чтения" (Алматы, 1989, 1990, 1995, 1996), "Проблемные вопросы истории Западного Казахстана" (Гурьев, 1991), "Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху" (Санкт-Петербург, 1994), "Проблемы азанмодействия национальных культур", (Астрахань, 1995), "Изучение и сохранение культурного наследия Алтая" (Горно-Алтайск, 1994), "Изучение памятников археологии

Алтайского края" (Барнаул, 1995), "Генезис и пути развития процессов урбанизации Центральной Азии" (Самарканд, 1995), "История и культура Северной Евразии: возможности археологической реконструкции и интерпретации археологических источников" (Уфа, 1996), "Жречество и шаманизм в скифскую эпоху" (Санкт-Петербург, 1996), "Гуннская проблема и номадизм" (Улан-Удэ, 1996) и др. В 23 публикациях автора отражены основные результаты диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического указателя и альбома приложений, включающего чертежи памятников и рисунки вещей (Прил. 1), данные спектрального анализа новой коллекции бронзового инвентаря (Прил. 2), индивидуальные описания черепов погребенных из раскопанных автором курганных захоронений и таблицы их измерений (Прил. 3), сводные данные о количестве, типах, распространении и результатах раскопок курганов с каменными грядами (Прил. 4, Прил. 5).