Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Погребальный обряд кроговской культуры: типология погребальной практики (по материалам могильника Сопка-2) Гришин, Артем Евгеньевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гришин, Артем Евгеньевич. Погребальный обряд кроговской культуры: типология погребальной практики (по материалам могильника Сопка-2) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.06.- Новосибирск, 2002.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Изучение бронзового века юга Западной Сибири насыщено проблемами, характерными для археологического исследования территорий, где основная культурно-хронологическая шкала уже обозначена, но нуждается в более детальної} разработке. Некоторые проблемы, связанные с уже выделенными культурами, также пока далеки от решения. Кротовская культура, относящаяся к первому (доандроновскому) этапу развитой бронзы Обь-Иртышья, может служить тому примером. Довольно широкий территориальный и хронологический масштаб данного археологического феномена (лесостепное Обь-Иртышье на протяжении приблизительно шести-восьми столетий) делает решение многих связанных с ним вопросов необходимым для понимания всего комплекса историко-культурных процессов, происходивших в регионе в эпоху бронзы. Знакомство с металлом, развитие металлообработки на сопредельных территориях и освоение данной производственной деятельности населением западносибирской лесостепи по существу происходило именно на данном историческом этапе. Отмечается значительное повышение доли культурных влияний, заимствований и увеличение подвижности крупных человеческих коллективов. Развитие комплексного хозяйства, связанного с большой долей скотоводства, вкупе со всеми выше перечисленными процессами приводит к культурным и социальным изменениям. Существенная информация о данных историко-культурных процессах содержится и в материалах погребальных памятников.

Погребальные памятники являются одним из основных источников в археологии, а для многих археологических культур - единственным. Данный источник может служить базой для широкого круга археологических и исторических реконструкций: социальных, экономических, демографических и пр. [Ольховский, Гуляев, 1999]. Поскольку погребальный памятник является результатом реализации обрядовых действий, то реконструкция погребального обряда (в первую очередь, погребальной практики) на основе данного источника также возможна и необходима. Изучение погребального обряда как

самостоятельного объекта перспективно с точки зрения реконструкции различных процессов - культурных влияний, "этнографических" особенностей отдельных коллективов и взаимоотношений между ними. При взвешенном подходе и необходимых информационных ресурсах источника можно реконструировать и часть идеологической сферы обряда, которая базируется на мировоззрении древнего населения. Реконструкция части обрядовых действий, выделение типичных и нетипичных черт в погребальной практике и предварительное сравнение их с обрядом сопредельных и некоторых других культур позволит выйти на решение этнокультурных и социальных проблем, связанных с населением Обь-Иртышья в бронзовом веке. Заметим, что значительной трудностью для проведения этого, сравнения является различное состояние источниковой базы, неадекватная степень изученности и публикации материалов погребальных памятников интересующих нас культур.

Анализ погребальных памятников кротовской культуры был лишь предварительным [Молодил, 1985], а корпус источников за прошедшие 15 лет значительно вырос. В первую очередь это касается могильника Сопка-2, исследованного В.И.Молодиньш [2001]. Появилась полноценная основа для выхода на новый уровень обобщения и исследования погребальной обрядности кротовского населения, что определяет актуальность данной темы. В связи с этим особенно важным становится выделение специфических черт погребального обряда кротовской культуры. Поскольку используемый в работе материал можно назвать массовым, это возможно лишь при помощи систематизации и классификации источников и проведения типологической процедуры.

Научная новизна диссертации заключается в построении типологии погребальной практики носителей кротовской культуры на основе самого представительного могильника, материалы которого были введены в научный оборот лишь частично. Следует отметить, что понимание археологической типологии и подходы к ее построению различны [Клейн Л.С., 1991]. Единого, общепринятого подхода и регламентации данной процедуры реально не существует. На нее и, в первую очередь на выбор основных критериев выделения типов, значительно влияет специфика

исходного материала, цель исследования и т.д. Это побудило автора использовать в исследовании ряд наработок отечественных и зарубежных исследователей.

Целью данной работы является изучение погребальной практики носителей кротовской культуры (предмет исследования) на основе количественно представительного материала (могильник Сопка-2 -объект исследования). Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие основные задачи: 1) разработать приемлемую процедуру типологии; 2) выделить на основе планиграфического анализа и результатов статистической обработки эмпирические закономерности и типы по широкому списку признаков; 3) интерпретировать эмпирические закономерности и типы погребений и сформировать содержание культурных типов погребальной практики. Последняя задача является наиболее сложной. На основании выделенных типов и специфики сопроводительного инвентаря стало возможным определить внутреннюю периодизацию могильника и, соответственно, временную динамику погребальной обрядности. Через предварительное сравнение была обозначена степень сходства и различия погребальной практики кротовской культуры с обрядностью синхронных культур сопредельных территорий (окуневская, каракольская и др.) и образований эпохи раннего металла, присутствующих непосредственно на могильнике.

Методы исследования. Разработка методов извлечения исторической информации из погребальных памятников является важной проблемой археологической науки. В этом смысле следует отметить последнюю монографию Ю.А.Смирнова [1997], теоретические построения ЕГ.С.Ольховского [1986, 1993] "и В.И.Мельника [1993], метод формализации данных И.С.Каменецкого [1985] и практический опыт обработки материалов погребальных памятников [Каменецкий, Маршак, Шер, 1975]. Разрабатывая различные вопросы, связанные со спецификой изучения погребальных памятников, вышеуказанные авторы сформировали понятийно-методическое поле, на котором можно ориентироваться при решении конкретных исследовательских задач. Опираясь на данные исследования, удалось найти и реализовать приемлемую для нашего материала процедуру типологии. В исследовании

также используются методы статистического анализа, которые уже довольно давно и.широко применяются в археологии и исторических науках в целом (вычисление коэффициента сопряженности и пр.) [Количественные методы ... , 1984; Федоров-Давыдов, 1987; Генинг, Бунатян, Рычков и др., 1990 и др.]. Отметим, что методы интерпретации результатов обработки и реконструкций на их основе еще далеки от окончательной разработки.

Источниками исследования, в первую очередь, является полевая документация различного вида (планы, описания и пр.), а также коллекции находок памятника Сопка-2. Всего в работе проанализированы материалы 510 погребений могильника. Полевая документация и коллекции хранятся в архиве и музее Института археологии и этнографии СО РАН. В качестве сравнительных привлекаются опубликованные материалы ряда памятников и культур, близких территориально и хронологически: кротовские могильники Абрамово-11, Ордынское-1, Камыши-1; материалы могильников Ростовка и Сопка-2 (игрековская общность ранней бронзы), могильников окуневской культуры Мшгусинской котловины, елунинской культуры степного Алтая и каракольской культуры Горного Алтая.

Ряд положений данной работы прошли апробацию на региональных конференциях, методологическом семинаре (функционирующем в рамках работы сектора бронзового и железного веков ИАЭТ СО РАН), на VI Итоговой сессии Института, а также в ряде публикаций [Гришин, 1996; 1997, 1999; Молодші, Гришин, 1998; Молодим, Гаркуша, Гришин и др. 1999].

Территориальные и хронологические рамки. Могильник Сопка-2 находится в Барабинской лесостепи, а анализируемые кротовские материалы относятся к периоду доандроновской бронзы и локализуются в Барабинской лесостепи. Верхняя дата определяется активным продвижением в Барабу носителей андроновских культурных традиций в ХШ-ХП вв. до н. э. В качестве нижней границы предварительно можно назвать рубеж III - II тыс. до н.э. Для сравнения привлекались материалы ряда культур бронзового века сопредельных территорий.

Практическая значимость работы. Результаты настоящего исследования могут быть использованы при создании обобщающих работ, посвященных как могильнику Сопка-2, так и погребальному обряду культур юга Западной Сибири. Сформированная база данных на основе формализованных описаний погребений может послужить в деле создания археологической информационно-поисковой системы не только по данному памятнику, но и по могильникам эпохи бронзы в целом.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.