Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Технология изготовления керамики саргатской культуры : Восточный ареал Кобелева Лилия Сергеевна

Технология изготовления керамики саргатской культуры : Восточный ареал
<
Технология изготовления керамики саргатской культуры : Восточный ареал Технология изготовления керамики саргатской культуры : Восточный ареал Технология изготовления керамики саргатской культуры : Восточный ареал Технология изготовления керамики саргатской культуры : Восточный ареал Технология изготовления керамики саргатской культуры : Восточный ареал
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кобелева Лилия Сергеевна. Технология изготовления керамики саргатской культуры : Восточный ареал : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Кобелева Лилия Сергеевна; [Место защиты: Ин-т археологии и этнографии РАН].- Новосибирск, 2009.- 283 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/168

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История изучения керамики саргатской культуры 10

1.1. Подходы к изучению древней керамики 11

1.2. Очерк истории изучения керамики саргатской культуры 13

1.2.1. Исследования саргатской керамики, проводимые в рамках эмоционально-описательного подхода 13

1.2.2. Исследования саргатской керамики, проводимые в рамках формально-классификационного подхода . 15

1.2.3. Исследования саргатской керамики, проводимые в рамках историко-культурного подхода. 24

1.3. Вопросы хронологии и периодизации памятников саргатской культуры 29

Глава 2. Технологические особенности изготовления керамики саргатской культуры 29

2.1. Технологические особенности изготовления керамики памятников восточного ареала 31

2.1.1. Могильники 31

2.1.2. Поселения и городища. 38

2.2. Технологические особенностей изготовления керамики памятников Прииртышья 47

2.3. Технологические особенности изготовления керамики памятников Притоболья. 53

2.4. Технологические особенности изготовления керамических блюд саргатской культуры 59

2.5. Анализ технологических особенности изготовления керамики саргатской культуры восточного ареала, Прииртышья, Притоболья 61

Глава 3. Морфологические особенности в гончарстве саргатской культуры 65

3.1. Характеристика погребальных керамических комплексов восточного ареала, Прииртышья. 65

3.2. Характеристика поселенческих керамических комплексов восточного ареала и Притоболья 72

3.3. Сравнение морфологических особенностей керамики восточного ареала, Прииртышья и Притоболья 76

Глава 4. Орнаментальные традиции в гончарстве саргатской культуры . 78

4.1 Теоретические основы изучения орнамента. 78

4.1.1. Научные подходы к изучению орнамента древней керамики. 79

4.1.2. Методы исследования орнамента древней керамики . 83

4.2. Характеристика орнамента керамических комплексов Восточного ареала. 94

4.2.1. Могильники 94

4.2.2. Поселения и городища 101

4.3. Анализ орнаментации керамики саргатской культуры 111

Заключение 113

Список литературы

Список архивных материалов 134

Список сокращений 135

Приложение 137

Введение к работе

Саргатская культура занимает особое место среди культур раннего железного века на территории Западной Сибири

Ареал культуры простирается от предгорий Урала на западе до Приобского плато на востоке, от границ южной тайги на севере, до крайних пределов лесостепного коридора на юге Не менее внушительно выглядит и хронологический диапазон бытования памятников саргатскои культуры, охватывающий промежуток с VII-VI вв до из до V вв н э Памятники саргатскои культуры в разное время и на разных территориях привлекали внимание целой плеяды отечественных исследователей Среди них имена П А Дмитриева, В Ф Генинга, В А Заха, М С Знаменского, П М Кожина, Л Н Коряковой, В П Левашовой, Н П Матвеевой, В И Матющенко, В А Могильникова, В М Морозова, В Н Пигнатти, Н В Полосьмак, Л И Погодина, П М Стефанова, В Е Стоянова, М К Хабдулиной и многих других В результате проделанной за многие годы работы саргатская культура стала одной из наиболее изученных в Западносибирской археологии На сегодняшний день разработаны вопросы хронологии и периодизации данного феномена, выделены и охарактеризованы исторические периоды его существования, определены региональные особенности между памятниками разных географических провинций Анализ памятников Зауралья, занимающих северо-западную периферию ареала саргатскои культуры, представлен в работах Л Н Коряковой [1979, 1981, 1977, 1988, 1997], ВФ Генинга[1973, 1992],Притоболъя-НП Матвеевой[1988, 1993,2004, 2008], Прииртышья-В А Могильникова [1968, 1972, 1980,1992], В И Матющенко [1997], ЛИ Погодина [1996], Казахстанского Приишимья -М К Хабдулиной [1993] Материалы курганов и поселений Барабинской лесостепи, представляющих восточный культурно-исторический массив сар-гатского мира, проанализированы Н В Полосьмак [1981, 1985, 1987]

Саргатская культура-необыкновенно устойчивое во времени культурно-историческое явление в истории Западной Сибири и Зауралья Это явление может быть связано с направлениями хозяйственной деятельности, развитой производственной базой его носителей, сложившейся социальной структурой, сформировавшейся коммуникативной системой и развитой военно-по-тестарной организацией В работах отечественных специалистов уже в значительной степени нашли отражение вопросы по обозначенным проблемам В том числе разработан и ряд аспектов, связанных с анализом керамики При изучении керамических комплексов длительное время господствовал подход, связанный с акцентом на изучение морфологических и орнаментальных признаков посуды, который доминировал над попытками выявления техно-

логических особенностей ее изготовления Вместе с тем, следует отметить, что археологи уже достаточно давно получили возможность широкого использования естественнонаучных методов, позволяющих выделять технологическую информацию, в том числе и из керамических комплексов

Приходится так же констатировать, что обобщающей работы по всестороннему изучению керамики саргатскои культуры, в которой был бы приведен всесторонний анализ как погребальной, так и поселенческой посуды, по крайней мере, наиболее значимых памятников, на сегодняшний день еще нет Нет такого исследования, выполненного и для локачьных географических провинций Как представляется, такие работы уточнят региональные особенности саргатскои культуры, решат ряд накопившихся вопросов, связанных не только с керамикой, как с историческим источником, но и в перспективе, позволят посмотреть с новых позиций на данный культурно-исторический феномен в целом Все это и определяет актуальность избранной темы

Целью диссертации является реконструкция элементов гончарства носителей саргатскои культуры Для ее достижения необходимо выполнение следующих исследовательских задач

обобщить и систематизировать материалы керамических комплексов саргатскои культуры,

проанализировать результаты технико-технологического и типолого-статистического изучения керамических комплексов памятников саргатскои культуры различных регионов,

определить направления развития технологии выделенных типов керамических сосудов,

осуществить корреляцию указателей форм сосудов в рамках восточного ареала культуры,

определить степень сходства и различия выявленных орнаментальных традиций,

вычленить общее и особенное гончарных традиций в рамках восточного ареала саргатскои культуры и определить локально значимую динамику керамического производства,

Новизна представляемого исследования заключается в корреляции производственной традиции с хронологически различными комплексами саргатскои культуры В работе впервые использованы результаты методов естественных наук (петрографический, рентгенофазовый, термогравиметрический) для выявления специфики керамического производства в масштабах саргатского культурно-исторического феномена в целом и его провинций, в частности разработана сравнительная типологическая схема развития керамики у населения восточного ареала в хронологическом диапазоне

Хронологические рамки исследования определяются временем существования саргатской культуры и охватывают период с VII-VI вв до н э по V в н э

Территориальные рамки исследования ограничиваются восточной провинцией и материалами со смежных территорий — Прииртышья и Притобо-лья, привлеченных в качестве сравнения для выявления историко-культурной специфики данных регионов Это обусловлено рядом причин 1) Степенью изученности материалов в производственном аспекте 2) Наличием на территории восточного ареала исследовшшых памятников всей хронологической цепочки 3) Изученностью на данной территории и поселенческих, и погребальных комплексов 4) Наличием значительного по объему материала, который невозможно аккудгулировать в одном диссертационном исследовании

Источпнковой базой работы послужили материалы более 20 опорных памятников, с территории Барабы, Прииртышья и Притоболья - к их числу относятся поселения Туруновка- 4, Ложка-4, Марково-5, Омь-1, могильников Абрамово-4, Венгерово-7, Марково-1, Преображенка-6, Гришкина Заимка, Сидоровка-1, Исаковка-1, Стрижево-1, Стрижево-П, Бещаул-П, городища Рафаиловское, Коловское, Чича -1 В работе использованы коллекции, хранящиеся в фондах ИАЭт СОРАН, музеев ТюмГУ, ОмГУ, ОмГЩ НГПУ

Керамический материал, использованный для типологического анализа форм сосудов и орнаментальных традиций, насчитывает свыше 500 единиц (из них 154 археологически целых сосуда поселенческой посуды, 149 - погребальной) Данные петрографического анализа были получены для 11 памятников в количестве 80 образцов Для термогравиметрического и рентге-нофазового анализа было отобрано 30 образцов с 4 памятников

Методологической базой исследования послужил культурно-исторический подход к изучению древней керамики, разработанный А А Бобринским [1978], который основан на анализе «следов» на поверхности и в изломах изделий как результата применения определенных орудий и производственных навыков труда на всех ступенях изготовления керамического изделия и в процессе функционирования (использования) сосудов А также возможности реконструкции конкретных навыков труда и культурных традиций в гончарстве рассматриваемых групп населения на разных таксономических уровнях - как в рамках отдельных памятников, и их локальных групп, так и в масштабах археологической культуры в целом Данные положения базируются на знаниях закономерностей развития навыков труда и гончарных традиций в разных культурно-исторических ситуациях [Бобринский, 1978, Цетлин, 2005]

Методы исследования. С целью получения информации о разных ступенях гончарной технологии в работе использованы методы естественных

наук для получения информации о качественном и количественном составе формовочных масс — петрографический анализ, для определения качества обжига керамических образцов, а также получения информации об отдельных особенностях технологии изготовления сосудов - термогравиметрический и рентгенофазовый (ДТГ, РФ А), для изучения технико-технологических особенностей изготовления конкретного сосуда — бинокулярная микроскопия

В диссертационном исследовании использованы следующие понятия

Венчик - верхний обрез (край) горловины сосуда Шейка - место перехода от горловины к тулову Горловина - вся верхняя часть сосуда, его устье, включающее шейку, венчик. Тулово, корпус—основная емкость сосуда Плечико -верхняя часть тулова от основания шейки, у сосудов без шейки от венчика до наибольшего диаметра по тулову Придонная часть - нижняя часть сосуда от его наибольшего диаметра по тулову до дна Дно - основание сосуда

Кроме того, использовались уже ставшие традиционными для археологических работ методы сравнительно-типологического подхода (классификации), математической статистики и обработки керамики по программе ВФ Генинга [1973, 1992] Данная программа предполагает использование восьми указателей, каждый из которых характеризует определенную часть общей формы сосуда ФА — высотный указатель, определяет общую пропорцию сосуда из отношения общей высоты к наибольшему диаметру по тулову, ФБ - высотно-горловинный указатель, определяет высоту горловины по отношению к ее диаметру, ФВ - широкогорловинный указатель, определяет ширину горловины сосуда, ФГ - указатель профилировки горловины, определяет степень отгиба горловины от шейки, ФД - высотный указатель тулова, служит для определения общей профилировки линии тулова сосуда, ФЕ - высотный указатель плечика, показывает расположение максимального диаметра тулова через отношение высоты плечика к высоте придонной части, ФЖ - указатель выпуклости плечика, позволяет определить изгиб верхней части тулова сосуда, ФИ—указатель ширины днища, определяет конфигурацию придонной части сосуда по степени отгиба нижней части тулова

Предметом исследования являются «следы» на поверхностях и в изломах глиняных изделий, явившиеся результатом применения определенных навыков труда на всех ступенях изготовления керамического изделия, а также возникшие в процессе использования сосудов Объектом исследования служит гончарное производство, а так же роль и место полученного продукта в повседневной и обрядовой сферах человеческой деятельности

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут бьпъ использованы при написании обобщающих трудов по древней истории Сибири и истории традиционных производств, в разработках,

посвященных дальнейшему изучению проблем архаичной экономики ски-фо-сарматского времени Полученные данные могут найти свое место при составлении учебных пособий, чтении спецкурсов и в работе, посвященной сравнительным исследованиям целого спектра археологических культур раннего железного века, эпохи бронзы и средневековья

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на международных, всероссийских и региональных конференциях (Москва 2008, Новосибирск, 2005-2009, Омск, 2007, Челябинск, 2009), а также обсуждены на заседаниях Отдела археологии палеометалла ИАЭТ СО РАН и ежегодной научной сессии Института Основные выводы работы опубликованы в коллективной монографии, 2 статьях в рецензируемом издании, 7 публикациях, учебно-методическом пособии

Исследования саргатской керамики, проводимые в рамках формально-классификационного подхода

Во второй половине 60-х гг. окончательно оформляются понятие и термин «саргатская культура», которые закрепляются за памятниками лесостепного Прииртышья и Приишимья, объединенными сходствами керамики, домостроительства и погребального обряда [Могильников, 1967, с Мошинская, 1968, с. 237,238, Корякова, 1982, с. 115].

Продолжились планомерные археологические раскопки. На территории Зауралья усилиями отрядов под руководством В.Д. Викторовой, В.Ф. Генинга, В.Е. Стоянова, Г.Б. Здановича был раскопан целый ряд памятников раннего железного века. Среди них Носиловское II поселение на р.Исеть [Стоянов, 1975], Лихачевское городище на р.Ишим [Зданович, 1967], Прыговское городище на р.Исеть [Генинг, Позднякова, 1964], давшие объемные и выразительные коллекции.

Помимо широкомасштабных работ Уральского университета, интенсивные полевые исследования были предприняты экспедициями Института археологии АН СССР, Курганского пединститута, Северо 16 Казахстанского музея [Могильников, 1970, 1972, 1973, 1980, 1985, 1988, Потемкина, 1979, Зданович, 1967].

В 70-80-е Западно-Сибирским отрядом Северо-Азиатской комплексной экспедиции под руководством В. И. Молодина начали проводиться планомерные работы на территории Барабинской лесостепи. Были открыты и исследованы памятники Старый сад, Преображенка-3, Каргат-6 и другие [Молодин и др., 1976, 1977; Полосьмак, 1978].

На этой же территории получены интересные находки Южно-Сибирским палеоэтнографическим отрядом Ленинградского государственного университета под руководством Д. Г. Савинова при раскопках могильников Венгерово 1 и 7, Осинцево 3 [Савинов, 1980,1981].

В результате было открыто подавляющее большинство известных на сегодня памятников, многие из полученных тогда материалов опубликованы.

Быстрый рост информации о раннем железном веке всей западносибирской лесостепи и достаточно обширные керамические материалы памятников обусловили процесс систематизации источников.

В.Е.Стоянов [Стоянов, 1967, 1969, 1970, 1973], основываясь на различиях керамических комплексов поселений по форме, технологии, и орнаментации, " предложил схему классификации керамического материала, которая в основных моментах остается актуальной до сих пор. Анализ керамики (в том числе и саргатской) составил существенную часть исследования. Предложенная В.Е.Стояновым классификация основана на учете различий в орнаментации и профилировке горловин, верхних частей тулова, а иногда и днищ. Впервые было обращено внимание на роль морфологического критерия пропорций сосудов. Все обработанные сосуды подразделяются на две группы:

1. сосуды с шейками - горшки,

2. сосуды без шеек — чаши.

Различия в профилировке горловин и верхних частей тулова учитывались при обособлении форм, а различия в профилировке тулова и днищ - вариантов. Разновидности определялись по отношению высоты шейки к диаметру. Учитывались и различия в профилировке венчиков. Анализ орнаментации проводился как по частям - элементам, так и в целом — по композициям. Однако из-за фрагментарности материла, в большинстве случаев удавалось учитывать различия только в профилировке горловин и верхних частей тулова [Стоянов, 1969, с. 39-58].

В диссертации В.Д.Викторовой отводится существенная роль анализу керамических комплексов бассейна рек Туры и Тавды [Викторова В.Д., 1969]. Развитие форм и орнаментации посуды горно-лесного Зауралья прослеживается в широком хронологическом диапазоне от эпохи неолита до XVII века. Керамика, наряду с другими элементами материальной культуры, положена в основу выделения различных типов памятников, в той или иной степени соответствующих, по мысли автора, определенным этнокультурным группам населения. Таким образом, керамика играла роль этнического индикатора [Викторова В. Д., 1969].

Для обработки керамических коллекций исследователи стали активно применять методы математической статистики с элементами теории информации. В.Ф. Генинг, использовав методы описательной статистики, создал «программу статистической обработки керамики» [Генинг, 1973, 1992].; Которая широко применяется для характеристики наиболее распространенных элементов орнамента, мотивов - устойчивых сочетаний узоров, вычисления их удельного веса, количественной характеристики форм и т.д. Л.Н. Корякова успешно применила ее для классификации керамики саргатских памятников Зауралья [Корякова, 1983, 1988], отметив, что «в поиске и изучении таких гончарных традиций как формообразование и орнаментальное творчество представляется наиболее пригодной идея классификации сосудов на основе определения их формы через пропорции» [Корякова, 1983, с. 140]. Ее классификация керамики включается в таксономическую классификацию всего вещевого материала культуры. Такие таксоны как категория, класс, отдел определяются функциональными и технологическими признаками. Для керамики группу А составляют сосуды с шейками (горшки), группу В - сосуды без шеек (чаши, банки), в подгруппу а входят круглодонные сосуды, в подгруппу b - плоскодонные. Для определения различий в пропорциях используются известные указатели, выраженные через отношения параметров сосудов. Общий указатель пропорций (вспомогательный), указатель пропорций тулова, указатель ширины горла, указатель высоты плеча указатель высоты шейки, указатель профилировки шейки, указатель выпуклости тулова, указатель отогнутости венчика.

Путем вычисления определителя корреляционной матрицы проводится проверка указателей на информативность с целью снятия вопроса о их возможной взаимозаменяемости. Далее для рядов значений указателей строятся гистограммы распределения. В результате четко ограничиваются диапазоны значений указателей, соответствующие совокупностям, которые занимают в классификационной системе определенное место [Корякова, 1983].

Такое статистическое исследование керамики позволило исследовательнице выделить несколько хронологических этапов саргатской общности: саргатско-гороховский, саргатский и позднесаргатский [Корякова Л.Н., 1991, с. 26-28].

На саргатско-гороховском этапе (V-III вв. до н.э.) влияние саргатского-культурного комплекса проявляется в заметной доле саргатской керамики на поселениях, где она совместно встречается с воробьевской, гороховской, иткульской. В могильниках саргатские сосуды составляют наборы вместе с гороховскими, кашинскими. Анализируя саргатские коллекции иртышских памятников, Л.Н.Корякова обратила внимание на сокращение доли резных узоров, которые заполняются ямочными. Такое совмещение характерно для половины иртышской выборки [Корякова Л.Н., 1988, с. 101]. Керамика Притоболья, по наблюдению Л.Н.Коряковой, отличается большим разнообразием, проявившимся в наличии гребенчатого орнамента [Культура зауральских скотоводов..., с. 144].

Саргатский этап условно датирован II в. до н.э. - II-III вв. н.э. (там же, с. 145-152). Изменения общей ситуации в лесостепи, связанные с продвижением северных племен на юг, отразились на керамике: наблюдается сочетание различных технологических и орнаментальных приемов. На Иртыше, отличающиеся по своим изначальным традициям, кулайские и саргатские сосуды находятся в одних и тех же погребениях [Корякова Л.Н., 1993, с. 50-51].

На заключительном позднесаргатском этапе (IV-V вв. н.э.) происходили события, сопровождавшиеся сменой культур. Керамические коллекции дают смешение лесных и лесостепных гончарных навыков [Культура зауральских скотоводов..., с. 152-154].

В 80-90-е годы в связи с расширением целенаправленных комплексных обследований отдельных районов экспедициями ИАЭТ СО РАН, Уральского и Тюменского университетов, Института проблем освоения Севера СО РАН были раскопаны поселеня Туруновка IV, Ложка IV, Омь I, Дуванское II селище, Коловское, Павлиново, Прыговское, Рафайловское и Баитовское городища, могильники Сидоровка, Исаковка, Марково I и ряд других памятников эпохи железа в лесостепной зоне.

Большая часть разработок концентрировалась на изучении вопросов хронологии, происхождения, культурных связей саргатской культуры, предложены внутренние периодизации отдельных районов. Появились обобщающие работы, содержащие развернутый анализ источников с детальным и подробным описанием керамических комплексов [Корякова Л.Н., 1988; ПолосьмакН.В., 1985, 1987, Матвеева, 1993, 1994].

Технологические особенности изготовления керамики памятников Притоболья.

Коловское городище.

Формовочные массы саргатской керамики Коловского городища изготовлены из довольно запесоченной глины (суглинки), с глинистой частью гидрослюдистого состава, возможно, с примесью монтмориллонита. Цемент в проходящем свете бурый до темно-бурого в крае и черного - в центре. Занимает 58-65% площади шлифа. Структура алевропелитовая.

Выделено два рецепта формовочных масс: Глина+Песок+Шамот; Глина+Песок+Шамот+Тальк.

Песок занимает в среднем 20-30% площади шлифа, распределен гнездовидно. Обломки полуокатанные, окатанные, реже - полуугловатые. Размер обломков 0.05,-0,7мм, преобладают 0.1-0.4мм.

Состав: преобладает кварц, немного меньше полевых шпатов (пелитизированных, серицитизированных); редко - слюдисто-кремнистые обломки, микрокварциты; единично — слюда, цоизит, амфибол (роговая обманка), циркон.

В единичном случае в составе песка преобладают крупные обломки амфибол-слюдистых сланцев (иногда по ним развивается карбонат); меньше -кварца трещиноватого, с волнистым угасанием; немного меньше полевых шпатов (в различной степени измененных); редко — кремнистые, глинисто-кремнистые обломки; единично - эпидот, карбонатные обломки, рудный минерал.

Шамот присутствует во всех взятых на петрографию образцах в очень небольшом количестве, 3-5%) площади шлифа. Представлен обломками таблитчатой, удлиненной, неправильной формы, бурого, светло-бурого и черного цвета. Состав шамота близок с составу черепка, но иногда он черного цвета. Размер 0,08-1,8мм. Возможно, не все обломки шамота видны (табл. 20, рис. 69,70).

Особенностью формовочных масс керамики Коловского городища является наличие талька, который имеет очень мягкую текстуру и присутствует в трети керамических образцов. Скорее всего, тальк имеет естественное происхождение.

Саргатская керамика Коловского городища путем жгутового или ленточного налепа по емкостно-донной программе. Ширина лент составляла 1,5-4см. В процессе формовки жгуты подвергались значительному раздавливанию. В большинстве случаев на первом этапе формовалась горловина, а округлое или плоское днище вкладывалось в уже готовую емкость.

У основной массы плоскодонных образцов дно представляло собой лепешку, изготовленную из одного комка глины, либо было навито из жгута по спирали и затем раздавлено в лепешку. Дно соединялось со стенками сбоку или встык (рис. 52). Ленты тулова в области горловины нередко накладывались друг на друга внахлест. При формовке сосуд ставили на горловину, из-за чего практически у всех образцов керамической коллекции венчик слегка приплюснут.

Обработка поверхности проводилась зубчатым орудием, с рельефным краем. По характеру отпечатков можно предположить, что это щепа или деревянная лопаточка с подпрямоугольным краем. В некоторых случаях следы, оставленные инструментом, полностью заглаживали или затирали. Единичен случай, когда отпечатки зубчатого инструмента выступают в качестве орнамента. При обработке поверхности по горловине инструмент вели вертикально, сверху вниз. По плечикам и тулову нередко встречаются горизонтальные следы от инструмента. Ближе к дну они становились более беспорядочными.

Дальнейшая обработка поверхностей проявилась в затирке, лощении и орнаментации. Затирка осуществлялась, скорее всего, руками и до конца не убирала следы зубчатого инструмента.

Процедуру лощения хотя и применяли во многих случаях, но достаточно слабо. Особенно эффектно смотрятся подлощенные сосуды в тесте которых содержится тальк.

Орнамент наносился после обработки поверхностей. Техника нанесения орнамента разнообразна. При нанесении елочки по горловине использована резная и гребенчатая техники. Причем инструмент-гребенка был толщиной до Змм. Кроме елочки встречаются ряды вдавлений, выполненных уголком твердого инструмента (ножа), а также пальцевые защипы. Как показывает термогравиметрический анализ, обжиг посуды осуществлялся в костре при неоднородной температуре (рис. 85,86).

Рафашовское городище.

Формовочные массы саргатской керамики Рафаиловского городища состоят из глины или средних до тяжелых суглинков, алевропелитовои или пелитовой структуры. Основные рецепты теста: Глина+Песок+Шамот; Глина+Песок; Глина+Песок+ Шамот+Тальк. Более распространенный второй вариант.

Песок занимает от 15% до 20% шлифа. Единично 80% (глина очень запесочена). Распределен неравномерно, представлен, в основном, зернами кварца и полевых шпатов (калиевые полевые шпаты и плагиоклазы кисло-среднего состава, в различной степени измененные развитием серицита, пелитового агрегата), а также редкими обломками кремнистых пород, зернами эпидота, клинопироксена, роговой обманки, анатаза и пластинками биотита. Форма обломков неправильная, угловатая, субизометричная, таблитчатая, призматическая. Размер обломков колеблется от 0,05 до 2,8мм; преобладает 0,1-0,25мм.

Второй компонент формовочных масс, шамот, представлен в сравнительно небольшом количестве. Концентрация его в тесте не более 10%. Единичен образец, где доля шамота составляет 20%.

Представлен обломками черного, темно-бурого, светло-бурого, нередко с зеленоватым оттенком и красно-бурого цвета, неправильной, угловатой, овальной формы. Содержат примесь песка, черные обломки иногда без нее. Состав их близок составу черепка. Размер обломков колеблется от 0,1 до 2,5мм. Отмечаются единичные обломки круглой формы, с концентрически-зональным строением - центральная часть красновато-бурая, монтмориллонит-гидрослюдистого состава с примесью зерен кварца размером 0,05-0,1 мм, краевые, прослеживается несколько слоев - черные (табл. 20).

В формовочных массах керамики Рафаиловского городища достаточно распространено наличие талька, который имеет очень мягкую текстуру и содержится в той или иной концентрации в половине образцов. По сравнению с Коловским городищем образцов с содержанием талька больше.

Керамика Рафаиловского городища формовалась жгутовым или ленточным способом на основе емкостно-донного начина. Толщина стенок сосудов 1-2см, ширина лент составляла 2-4 см. Во всех случаях формовка начиналась с горловины, а затем прикрепляли уже готовую придонную часть. Практически на всех образцах горловину укрепляли еще одной лентой внахлест (рис. 57).

Поверхность сформованной посуды подвергали первичной обработке твердыми инструментами и пальцами рук. Немногочисленные борозчатые следы позволяют предположить, что инструмент обработки поверхности -щепа. Внешняя поверхность после обработки подвергалась сильному заглаживанию и, даже, лощению. Внутри сосуды обрабатывали менее тщательно, движение инструмента велось горизонтально по стенкам.

После обработки поверхностей сосуды орнаментировали. Не зафиксировано перекрывание рисунка затиркой. Техника нанесения орнамента резная (елочка, свисающие треугольники, горизонтальные отрезки). Также встречаются наколы округлой формы.

Цвет керамики неравномерный. Обжиг можно определить как костровой.

По данным петрографического анализа формовочные массы саргатской керамики Коловского и Рафаиловского городищ не имеют существенных различий. Сосуды изготовлены из довольно запесоченной глины (суглинки), с глинистой частью гидрослюдистого состава, возможно, с примесью монтмориллонита. Основные рецепты теста: Глина+Песок+Шамот; Глина+Песок; Глина+Песок+ Шамот+Тальк. Из них в керамике Коловского городища присутствуют первый и третий рецепты. Для посуды Рафаиловского городища характерны все три рецепта. Более распространенный второй вариант.

Подобные различия вызваны производственной необходимостью, исходя из состава имеющегося в наличии сырья.

Методы исследования орнамента древней керамики

Помимо традиционных, сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов изучения орнамента, существует эволюционный метод X. Стольпе [Stolpe, 1891-1892], У. Холмса [Holmes, 1888], А. Хеддона [А. С." Haddon,1894] и др. В основе эволюционного метода лежит тот факт, что старые формы какого-либо орнаментального мотива сохраняются и нередко воспроизводятся наряду с наиболее новыми его формами. Сопоставление тех и других позволяет с большей или меньшей степенью вероятности восстанавливать процесс постепенного изменения орнамента.

На сегодняшний день так же используют трасологический метод, метод научного эксперимента, статистические методы, семантический метод.

Изучение навыков декорирования сосудов в структуре гончарного производства предполагает рассмотрение орнаментов с позиции трасологического метода: следов навыков орнаментирования.

В технологию орнаментации входят навыки работы орнаментирами -выполнение элементов и мотивов, а также навыки построения орнаментальных композиций [Калинина, 1999. С. 213].

Метод научного эксперимента очень хорошо изложен в работе Ю.Б. Цетлина [Цетлин, 1995]. Научный эксперимент - это система взаимосвязанных операций для эмпирического исследования реальных объектов и явлений или их искусственных аналогов (моделей), причем те и другие рассматриваются в специально созданных условиях, облегчающих их изучение.

Допустимо говорить о существовании двух основных видов эксперимента. В экспериментах первого вида имеет место активное изучение непосредственно самого реального объекта, а в экспериментах второго вида — его искусственного аналога (модели), в которой отражены, прежде всего, именно те свойства, на каких сосредоточено в данный момент внимание исследователя.

Существуют условия, которые лежат в основе любого научного эксперимента. Рассмотрим их последовательно.

Первое условие - предварительный анализ изучаемого явления средствами наблюдения (описание, измерение, сравнение и проч.). Без такого предварительного изучения не может возникнуть сама необходимость применения «особого средства познания», каким является эксперимент.

Вторым условием обращения к эксперименту является возникновение противоречивой ситуации в познании. Именно в ходе предварительного изучения объекта или явления в нем обнаруживаются некие черты, которые оказывается невозможным объяснить на основе только «наблюдательных» средств познания и уже имеющихся знаний. В этом случае надежда на разрешение возникшей «противоречивой ситуации» связана с обращением к научному эксперименту.

Третьим условием, без которого невозможно перейти к эксперименту, является выработка рабочей гипотезы для того, чтобы, во-первых, дать более или менее вероятное объяснение сложившейся противоречивой ситуации; во-вторых, указать возможный выход из нее; в-третьих, путем сопоставления экспериментальных данных с результатами изучения реального объекта оценить потом, насколько верным является даваемое ею объяснение изучаемого явления. Таковы три обязательных условия любого научного эксперимента. Из условий вытекают основные этапы проведения научного эксперимента:

1) выдвижение объяснительной гипотезы (или гипотез) об изучаемом явлении, которая нуждается в экспериментальной разработке и проверке;

2) составление рабочей программы эксперимента;

3) выполнение рабочей программы эксперимента;

4) оценка истинности (или ложности) исходной гипотезы.

Несмотря на отдельный разбор методов научного эксперимента и трасологии, очень часто используется комбинированное применение этих методов. Наиболее ярким примером является работа И.Г. Глушкова [Глушков, 1996].

Автор выделяет несколько уровней технологической классификации декора, и этот подход на сегодняшний день можно считать наиболее полным. В его работе можно выделить следующие уровни классификации орнамента:

Классификация по технике предполагает определение и систематизацию отпечатков по орудиям, которым они были нанесены. В западносибирской археологической литературе можно встретить такие термины, как техника печатной гребенки, гребенчатая техника, техника фигурно-штампованной орнаментации, техника гребенчатого штампа, техника отступающей палочки, прочерченная техника и т.д. В большинстве подобных определений смешаны материальные средства, с помощью которых нанесен орнамент и способы его нанесения. Строго говоря, классификация орнаментиров по оттискам на сосудах может быть проведена лишь с учетом только одной характеристики — рабочей поверхности орудия. По этому критерию можно выделить гребенчатую технику (орнамент выполнен орудием, имеющим рабочую поверхность в виде гребенки), фигурно-штампованную технику (под термином «штампованная» понимается не способ, а специфика орнаментира), орнаментация, выполненная палочкой («палочка» - это условный термин); техника налепа и т.п. Уровень определения орнаментира (по рабочей поверхности) — наиболее общий классификационный срез, во многом позволяющий диагностировать орудие декорирования. Экспериментальные исследования с целью идентификации орнаментиров ограничиваются поисковыми сравнительными тестами по принципу сходства - несходства. Иногда попытки точной диагностики оказываются удачными, иногда не совсем.

На данном уровне экспериментирования невозможно проведение экспериментов, раскрывающих закономерности применения тех или иных орнаментиров, прогнозирование характера их использования (особенно естественных) по признакам отпечатков. Вероятно, поэтому столь редки удачные примеры полной идентификации - отсутствуют критерии для обоснованного выбора ориентиров при направленном переборе вариантов. Больше возможностей для экспериментирования представляют способы декорирования.

Классификация по способам орнаментации.

В основании подразделения технологических приемов по способу нанесения орнамента лежит принцип механического движения орнаментира относительно поверхности сосуда. Основных принципов движения шесть: 1. Штампование; 2. Прокатывание; 3. Шагание; 4. Протягивание (протаскивание); 6. Насекание; 6. Накалывание. Каждый из перечисленных способов характеризуется определенной кинематикой, условиями (характер орудия), при которых эту кинематику можно реализовать и не определяется формой рабочей поверхности орудия.

Штампование - способ, характеризующий движение орудия сверху вниз перпендикулярно поверхности сосуда [И.В.Калинина, Е.А.Устинова., 1990. С. 9]. В связи с этим, например, из печатно-гребенчатых узоров выпадают орнаменты, где любой наклон орудия при сохранении общего характера движения перпендикулярно поверхности сосуда дает оттиск, который может быть отнесен к иному приему декорирования (отступание, накалывание). На этом основании содержательно меняется и понимание печатно-гребенчатой орнаментации, общего ареала ее распространения и локальных особенностей. Поэтому, нецелесообразно учитывать характер постановки орудия в определении способов декорирования, так как способ — это характеристика движения орудия.

Основным признаком штампования является отсутствие следов протягивания инструмента по поверхности сосуда. В зависимости от формы рабочего края оттиск получается с хорошо пропечатанными на одинаковую глубину концами орудия (орнаментир имеет прямое лезвие) или отчетливо представленным оттиском средней части орудия и неглубоко оттиснутыми концами (дугообразное лезвие инструмента).

Накалывание - способ, характеризующий движение орудия сверху вниз под углом к поверхности сосуда. Терминологически всякое проникновение орудия в стенку сосуда в результате движения сверху вниз можно назвать накалыванием. В известном смысле и штампование может считаться накалыванием (частный случай). Однако, содержательно, их целесообразно разделить, так как штампование предполагает какую-либо форму орудия и оттиска, а накалывание (укол) - орудие с заостренным в той или иной степени рабочим краем.

Наколы имеют рисунок оттиска с одной четко выраженной стороной, передающей характер орудия и другой - аморфной - являющейся результатом легкого протягивания орудия по поверхности в процессе вытаскивания из глины.

Прокатывание - поступательное оттискивание частей рабочего края инструмента по дуге рабочей поверхности. Орнаментир предполагает дугообразно выгнутое (круглое) лезвие. Прокатывание может быть полным, когда орнаментир представлен полной окружностью (лозьвинские штампы, орудия для декорирования белорусских гончаров) или неполным (редуцированным), когда дуга рабочей части поверхности составляет менее 360 градусов. В зависимости от угла дуги законченность прокатки может быть сильно или слабо выражена (360-180-90 и менее градусов).

Поселения и городища

Туруновка-4.

В орнаменте раннесаргатской керамики поселения Туруновка-4 основными мотивами являются вдавливания подтреугольной или семечковидной формы, зигзаг, горизонтальные линии по горловине, прочерченные треугольники, заполненные овальными вдавленнями, по плечикам. Орнаментальные зоны (горловина, плечики, тулово) смещены. И, в отличие от «классической» позднеирменской посуды, четкость орнаментальных рядов теряется (рис. 42).

Техника нанесения орнамента резная, накольчатая и ямочная.

Керамическую коллекцию по орнаментальным признакам можно разделить на две группы по степени орнаментированности. Первая группа включает в себя сосуды, орнаментированные зигзагом по горловине и треугольниками, заполненными овальными вдавленнями по плечикам. Вторая группа - менее нарядная, она содержит сосуды орнаментированные по горловине вдавленнями различной формы и жемчужинами. Иногда орнаментальный ряд спускается на плечики. Частота нанесения орнамента меньше, чем в первой группе.

Ложка-4.

Керамическая коллекция поселения Ложка-4 орнаментирована, достаточно, однотипно: по горловине и плечикам, иногда и по тулову, нанесены горизонтальные ряды ямок, жемчужин, подтреугольных вдавлений, зигзаг (рис. 25,26,27,28,29).

Самый распространенный мотив орнамента - зигзаг (57%), начинающийся на горловине и спускающийся на плечики. Техника нанесения может быть резной (50%) или гребенчатой (12%). В сочетании с зигзагом по горловине наносились жемчужины, иногда с разрядкой, ряды ямок, «крючков» или подтреугольных вдавлений. Наиболее часто встречающиеся комбинации -зигзаг+ямки +жемчужины. Сочетание жемчужин и ямок, по мнению исследователей, является признаком ранней саргатской керамики [Полосьмак, 1987,с.92].

Для данного керамического комплекса характерен ряд «защипов» по плечикам и тулову. Подобный орнаментальный мотив есть в позднеирменской культуре. В саргатской культуре он встречается также на раннем этапе ее существования (рис. 64).

У 33% сосудов край венчика орнаментирован насечками [Полосьмак, 1987, с.92].

Чича-1.

На городище Чича-1 керамика ирмено-саргатской культуры орнаментирована заштрихованными свисающими треугольниками, насечками.

Орнаментальные зоны (горловина, плечики и тулово) смещены. По степени орнаментированности эта керамика аналогична керамике первой группы памятника Туруновка-4 (рис. 45).

Саргатская керамика, относящаяся к более позднему периоду, по горловине орнаментировалась зигзагом и «елочкой». Стенки сосуде ниже уровня плечика чаще всего орнаментировались различными подтреугольными насечками. Не менее половины всех сосудов покрыты насечками до самого дна (рис.43,44). Как отмечают исследователи [Чемякина, Мыльникова, 1995, с.53], характер такой орнаментации меняется в зависимости от зоны сосуда. Если в верхней части насечки сохраняют порядок горизонтальных рядов, то ниже линии максимального диаметра нажим обычно становится слабее, насечки мельче, расположение их более хаотично. Наконец, придонная часть и днище покрывались мелкими насечками-наколами, наносимыми перпендикулярно поверхности перевернутого кверху дном сосуда. Аналогии подобному украшению круглодонных и плоскодонных сосудов в саргатских комплексах мы находим в материалах могильников Марково-1 (рис. 63) и Венгерово-7 [Полосьмак, 1987, с. 36, рис. 30, 7; с. 41, рис. 35, 4], поселении Омь-1 [Мыльникова, Чемякина, 2002, с.49-51, рис. 33-35].

Омь-1.

Подробный анализ орнаментации и технологии нанесения орнамента поселения Омь-1 проведен и опубликован Л.Н. Мыльниковой и М.А. Чемякиной [Мыльникова, Чемякина, 2002, с. 52-54].

Из всех обнаруженных фрагментов саргатской керамики декорировано 46,2%. Степень орнаментированности зон различна. Выделено 27 элементов орнамента, которые в той или иной степени присутствуют на посуде [Мыльникова, Чемякина, 2002, Прил., табл. 11].

Техника нанесения орнамента многообразна. Преобладает накольчатая в виде различных по форме насечек, нанесенных под углом к поверхности сосуда (52,1 %). Ямочная техника представлена ямками и жемчужником (10,6%). В резной технике исполнены такие элементы, как «елочка», свисающие треугольники (33,5%). В 3% случаев при нанесении «елочки» использована гребенчатая техника, а комбинированная техника - всего 0,8%.

Срез венчика орнаментирован в 68%). Наиболее употребляемые мотивы орнамента этой зоны - косые насечки или отпечатки ребра палочки (41,5%), сетка (29,8%), прямые насечки или оттиски ребра палочки (18,1%) и зигзаг из косых насечек (7,4%). Единично отмечены косые оттиски гребенчатого штампа и треугольные отпечатки угла палочки. В результате сопоставления выявлено, что расположение декора в этой зоне не зависит от формы среза венчика. Лишь иногда, при нанесении орнамента с сильным нажимом, срез венчика уплощался, образовывались карнизы по краю, либо поверхность среза приобретала ребристый характер. Подобное явление встречается в керамических материалах поселений Ложка-4 и Туруновка-4[Полосьмак, 1987, рис.26-29,40].

Горловина орнаментирована рядами горизонтальной елочки (в резной технике — 28% , отпечатки гребенчатого штампа - 2%), рядами насечек треугольной формы, выполненных углом лопаточки (24% ), реже — выполненные лопаточкой со скругленным концом (3,7%о). При нанесении горизонтальных рядов косых (8,5%) и прямых (5,1%) линий преобладает резная техника, редко отмечено применение гребенчатого штампа (1,1% и 0,8%) соответственно). Горизонтальные ряды ямочных вдавлений (20,6%) в области венчика нередко выступают как самостоятельный элемент декора, но чаще образуют ритмичный узор, чередуясь с горизонтальными рядами елочки, косых и прямых линий, треугольных насечек. Зафиксированы случаи, когда ряды ямок на венчике наносились поверх других орнаментальных мотивов. Ямки с разрядкой прямыми насечками отмечены единично. Горизонтальные линии: прочерченные или выполненные гребенчатым штампом, сетка, свисающие заштрихованные треугольники, жемчужины, жемчужины с разрядкой одиночными вертикальными насечками или ямками, косые кресты, образованные двумя пересекающимися линиями встречаются редко. У сосудов с морфологически выделенной шейкой зона венчика в ряде случаев подчеркивалась еще и орнаментально. Основной элемент, украшающий эту зону, - горизонтальные ряды различных треугольных насечек, выполненных уголком лопаточки (35,7%) или лопаточкой со скругленным концом (3,6%). Реже встречаются горизонтальные ряды прямых или косых линий, горизонтальная елочка.

Зона плечика чаще всего орнаментирована горизонтальными рядами различных треугольных насечек (37,5%), прямых (14,1%) и косых (10,9%) линий, выполненных в резной технике (рис. 32,33). Причем только в этой зоне отмечены насечки, выполненные уголком гребенчатого штампа (7,8%). Реже встречаются сетка, горизонтальные ряды косых оттисков гребенчатого штампа и ямочных вдавлений. Свисающие треугольники (7,9%) достаточно разнообразны: из двух, трех и четырех линий, с заполнением насечками внутреннего треугольника или с бахромой из насечек по внешнему краю.

Стенки сосуда ниже уровня плечика украшались преимущественно различными треугольными насечками (84,5%). Не менее половины всех сосудов покрыты насечками до самого дна (рис. 32;33). Наконец, придонная часть и днище покрывались мелкими насечками-наколами, наносимыми перпендикулярно поверхности перевернутого кверху дном сосуда. Отмечена подобная орнаментация и на нескольких плоских днищах. Аналогии подобному украшению круглодонных и плоскодонных сосудов в саргатских комплексах мы находим в материалах могильников Марково-1 и Венгерово-7 [Полосьмак, 1987, с. 36, рис. 30, 7; с. 41, рис. 35, 4], а также в могильниках Прииртышья (Исаковка, Стрижево, Бещаул).

Похожие диссертации на Технология изготовления керамики саргатской культуры : Восточный ареал