Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тюркские оградки Монгольского Алтая: систематизация, хронология и интерпретация Идэрхангай Тумур-Очир

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Идэрхангай Тумур-Очир. Тюркские оградки Монгольского Алтая: систематизация, хронология и интерпретация: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.06 / Идэрхангай Тумур-Очир;[Место защиты: ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет], 2017.- 286 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История изучения тюркских оградок на территории Монголии 11

1.1. Выявление тюркских археологических объектов во 2-й половине XIX – середине XX вв. (1870-е – 1940-е гг.) .17

1.2. Открытия и раскопки раннесредневековых памятников во 2-й половине XX в. (конец 1940-х – 1990-е гг.) 22

1.3. Современный этап исследования тюркских ритуально-поминальных комплексов (1990-е – 2000-е гг.) 39

Глава II. Тюркские оградки на территории Монгольского Алтая: распространение, концентрация и специфика размещения на местности .74

2.1. Результаты обследований и раскопок археологических комплексов в северной части региона (Баян-Ульгийский аймак) .82

2.2. Выявление и исследования раннесредневековых памятников в центральной зоне горной системы (Ховдский аймак) 100

2.3. Особенности изучения ритуальных объектов тюрок в южной области (Гоби-Алтайский аймак) 118

Глава III. Результаты изучения тюркских оградок Монгольского Алтая: классификация, хронология и интерпретация 134

3.1. Опыт классификация раннесредневековых «поминальных» объектов 134

3.2. Проблемы изучения и датировки тюркских оградок 170

3.3. Мировоззренческая, социальная и культурная оценки исследованных ритуальных комплексов 191

Заключение 202

Список источников (научных отчетов о полевых исследованиях) 206

Библиографический список 220

Приложения I и II (описания, карты, иллюстрации) 239

Введение к работе

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью обобщения результатов обследований и раскопок тюркских памятников, осуществленных в Монголии на протяжении более 140 лет. Особое значение в этом плане имеет Монгольский Алтай, долгое время остававшийся археологически слабо изученным регионом. При этом данная истори-ко-культурная область непосредственно примыкает к Российскому Алтаю, где на протяжении длительного времени проводились обследования и раскопки тюркских памятников, а также на основе многих материалов создана обобщенная культурно-хронологическая схема изучения тюркской культуры [Тишкин, Горбунов, 2005, с. 161–163; Тишкин, Горбунов, Горбунова, 2011, с. 7–33].

В Монголии опубликованные научные труды по большей части посвящены каменным тюркским изваяниям, «элитным» ритуально-поминальным комплексам и в меньшей степени «рядовым» тюркским оградкам, отражающим многие стороны истории раннего средневековья в Центральной Азии. Последнее связано с тем, что в «рядовых» ритуально-поминальных сооружениях редко можно обнаружить предметы материальной культуры. Однако научно-информационный потенциал имеют многие характерные показатели памятников, необходимые для реконструкции разных сторон жизни и деятельности тюрок: топография и пла-ниграфия, конструктивные особенности, наличие остатков ритуальных действий и многое другое.

Степень изученности темы. По теме диссертации нет ни одной монографии или даже специальной обобщающей статьи. Имеющиеся публикации посвящены в основном введению в научный оборот отдельных результатов исследований. Что касается изучения археологии всей Монголии, то, кроме монографии В.Е. Войтова [1996] «Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI– VIII вв.», других крупных работ нет до сих пор. Вышедшая недавно книга «Древнетюркский культово-поминальный комплекс Шивээт улан» [Сама-3

шев, Цэвээндорж, Онгарулы, Чотбаев, 2016] тоже посвящена «элитному» памятнику. Обобщающие исследования «рядовых» тюркских оградок в Монголии и в ее отдельных регионах вообще еще не проводились, хотя процесс накопления этих сведений и материалов фиксируется на протяжении всей истории изучения Внутренней Азии и сопредельных территорий. Отдельная информация была представлена в небольшом количестве публикаций. Однако в результате исследовательских работ последних десятилетий, проводимых в Монголии и соседних странах, появилась возможность выявить ареал распространения тюркских оградок, их топографическое и планиграфическое расположение, состав комплекса, элементы конструкций, особенности устройства в разных регионах, а также установить датировки и решать вопросы возникновения традиции устройства тюркских ритуально-поминальных сооружений разных типов. Большинство привлекаемых результатов экспедиций сохранилось только в научных отчетах и не введено в научный оборот по ряду причин.

Цель диссертационного исследования – обобщить имеющиеся археологические материалы о тюркских оградках, выявленных и раскопанных на территории Монгольского Алтая для дальнейших культурно-исторических реконструкций. Чтобы указанная цель была реализована, необходимо выполнить следующие задачи исследования:

  1. Осветить и проанализировать историю изучения тюркских памятников на территории современной Монголии в контексте обозначенной тематики диссертации.

  2. Систематизировать информацию в виде единой геоинформационной базы данных о тюркских оградках, выявленных при археологическом исследовании Монгольского Алтая (по трем аймакам Монголии), и определить границы распространения таких объектов.

  3. Рассмотреть конструктивные особенности разных тюркских оградок, представить опыт их классификации и датировки.

  4. Дать характеристику современной интерпретации ритуально-поминальных сооружений тюрок, зафиксированных на территории Монгольского Алтая и ближайших регионов.

Объект исследования – культура раннесредневековых кочевников Центральной Азии.

Предмет исследования – тюркские оградки Монгольского Алтая как ритуально-поминальные комплексы.

Территориальные рамки исследования охватывают горную систему и прилегающие районы, которые в географическом отношении обозначены одним понятием «Монгольский Алтай» [Мурзаев, 1948, 1952; Селиванов, 1972; Жигж, 1975; Баярхуу, 2004; и др.]. Монгольский Алтай – это горная страна в Центральной Азии, представленная высокими хребтами и множеством их отрогов. Протяженность его около 1000 км, ширина от 150 до 300 км. На этой

территории сформировалось и существует до сих пор кочевое хозяйство, определяющее образ жизни, культуру и мировоззрение людей. В административном плане весь Монгольский Алтай разделен на три аймака (области) Монголии: Баян-Ульгийский, Ховдский (Кобдоский) и Гоби-Алтайский.

Хронологические рамки исследования определяются в основном периодом в рамках VI–VIII вв. н.э. Нижняя граница связана с поражением Жужанского каганата и началом образования Первого Тюркского каганата (551/552 г. н.э.), а верхняя – с падением Второго Восточно-тюркского каганата и установлением власти уйгуров (744 г.) [Тишкин, Горбунов, Горбунова, 2011, с. 10, 12]. В обозначенное время тюрки создали свою государственность и господствовали на больших пространствах Азии. Сформировавшиеся традиции, в том числе сооружения оградок, существовали и позднее, что фиксируется в изученных материалах Российского Алтая [Серегин, Шелепова, 2015].

Методология и методы исследования. Основной методологической базой исследования послужил системный подход [Блауберг, Садовский, Юдин, 1970; Блауберг, Юдин, Садовский, 2001; и др.], который способствовал изучению такого явления, как тюркские оградки, на фоне других археологических памятников. Были зафиксированы отдельные элементы ритуально-поминального комплекса, особенности его оформления и использования, что способствовало установлению датировки и осуществленной интерпретации. Данный подход уже был апробирован при изучении ритуальных памятников кочевников Алтая [Шелепова, 2009].

Методика конкретных археологических исследований включала традиционные подходы и методы [Мартынов, Шер, 2002]: разные формы обследований, раскопки, картографический метод, планиграфический анализ, метод датированных аналогий и др. Использовались количественные методы, а также элементы и приемы статистики. Базовыми также стали геоинформационные методы. Для оформления собранной базы данных и размещения каждого памятника использовалась геоинформационная программа АrcGIS. ГИС, веб- и геоинформационное картографирование с каждым годом все шире применяются в археологии, отражая свою эффективность [Смекалов, Федоров, 2004; Коробов, 2011; и др.].

При историко-культурных реконструкциях использовались общеисторические подходы и методы (историко-сравнительный, историко-типологический, ретроспективный и др.) [Ковальченко, 2003].

Источниковую базу диссертационной работы составили материалы, полученные в результате обследований и раскопок тюркских оградок на территории Монгольского Алтая на протяжении всей истории археологического изучения данной культурно-исторической области. Для этого были изучены 407 экспедиционных отчетов семи научных учреждений Монголии, занимающихся археологическими исследованиями (262 отче-

та в Институте истории и археологии Академии наук Монголии, 94 отчета в Улан-Баторском университете, 16 отчетов на кафеде археологии и антропологии Монгольского государственного университета, 11 отчетов в Национальном музее Монголии, 10 отчетов в Центре культурного наследия при Министерстве образования, науки, культуры и спорта Монголии, восемь отчетов в Институте изучения Монгольского Алтая, шесть отчетов в Ховдском государственном университете). Кроме этого, привлекались археологические материалы, опубликованные в научных трудах монгольских, российских и других специалистов, которые работали на территории Монголии в разное время (Д. Цэвээндорж, Д. Баяр, В.Е. Войтов, Ю.С. Худяков, В.Д. Кубарев, Д. Эрдэнэбааар, Ц. Турбат, А.А. Тишкин, В.В. Горбунов, Ч. Мунхбаяр и др.). Следует указать, что в целом ряде экспедиций автор принимал непосредственное участие, а также сам проводил необходимые обследования и раскопки. В результате в диссертацию вошли сведения о 1488 тюркских оградках, обнаруженных на 678 памятниках Монгольского Алтая. Для их изучения были привлечены сведения об аналогичных раннесредневековых сооружениях, выявленных в других регионах Монголии и на сопредельных территориях.

Научная новизна исследования. Следует отметить, что тема диссертации рассматривается впервые. Лишь изучению одного элемента ритуально-поминальных комплексов Монголии (каменным изваяниям) посвящены обобщающие публикации – это три монографии, изданные на монгольском языке [Сэр-Оджав, 1977, Баяр, 1997, Баяр, Эрдэнэбаатар, 1999]. Кроме этого, опубликовано множество научных трудов монгольских, российских и других иностранных ученых. Важность информации о каменных тюркских изваяниях заключается в том, что они связаны как с «рядовыми» оградками, так и с комплексами знати. Настоящее диссертационное исследование характеризуется тем, что впервые проведено обобщение значительного количества данных о тюркских оградках Монгольского Алтая и введены в научный оборот многие ранее неизвестные сведения. Благодаря этому выяснились разные стороны жизни и деятельности населения Монгольского Алтая в период раннего средневековья, установлены различия в конструкциях, что отражает социальных характер сооружений и всего комплекса. Кроме того, эта научная работа поможет следующим поколениям исследователей решать имеющиеся проблемы и вопросы изучения ритуально-поминальных сооружений тюркского времени.

Практическая значимость исследования обусловлена ниже указанными многосторонними направлениями и значениями исследования.

– решаются задачи учета и охраны объектов историко-культурного наследия Монголии;

– информационный потенциал диссертации может быть востребован в музейном деле и в экскурсионно-туристической деятельности;

– отдельные положения данной работы могут быть использованы в образовательной деятельности в виде отдельного спецкурса.

Положения, выносимые на защиту:

– зафиксированное количественное распространение тюркских оградок в Монголии уменьшается с запада на восток и с севера на юг, что связано с историческими процессами становления и развития тюркской общности, культуры и государственности, а также подтверждает, что начальным центром их формирования были северные области Монгольского Алтая и юго-восточные районы Российского Алтая;

– обобщенный опыт изучения тюркских оградок позволяет осуществлять социальную интерпретацию выявленных ритуально-поминальных комплексов, а также создает возможности для реконструкции демографии населения на основе количественных сведений об археологических памятниках Монгольского Алтая;

– общие, отличные и особенные признаки и проведенный сравнительный анализ известных ритуально-поминальных сооружений (оградок) разных регионов Центральной Азии, в том числе на территории самой Монголии, свидетельствуют о наличие единой тюркской традиции и ритуальной практики;

– на основе обследований памятников ритуально-поминального назначения определены перекочевки и миграции тюрок, а также другие стороны системы жизнеобеспечения;

– разработанный алгоритм изучения ритуально-поминальных сооружений тюрок Монгольского Алтая обеспечивает продолжение аналогичных исследований в других регионов Монголии.

Апробация исследования. Основные наработки по проблемам, рассматриваемым в исследовании, представлены автором, начиная с прочтения доклада «Стелы в оградках Западной Монголии» на Международной конференции «Социогенез в Северной Азии», состоявшейся в Иркутске в 2009 г., а также на других многочисленных конференциях, проходивших в Монголии. Автор диссертации неоднократно участвовал в реализации проектов и грантов, которые были направлены на изучение культурно-исторического наследия Монголии, в том числе Монгольского Алтая. Одним из итогов этого стал выход в 2009 г. монографии «Археологические памятники Монгольского Алтая-I», подготовленной в соавторстве с другими коллегами. Положения представленного диссертационного исследования нашли отражение в 17 научных публикациях общим объемом 12,63 п.л. [Турбат, Идэрхангай, Баярхуу, 2008; Турбат и др., 2009; Идэрхангай 2009а–в, 2010, 2012, 2014а–б, 2015; Баяр, Идэрхангай, 2013; Мунхбаяр и др., 2013; Тишкин и др., 2013, 2015, 2016; Горбунов и др., 2014; Идэрхангай и др., 2016]. Из них стоит отметить четыре статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы. Имеющиеся источники и степень изученности темы, а также сформулированная цель и поставленные задачи определили следующую структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, в которых выделено по три параграфа, заключения, списка источников (научных отчетов), библиографического списка научных трудов на разных языках (русском, монгольском, английском и др.) и двух приложений, в которых содержатся описания ритуально-поминальных комплексов и альбом с картами-схемами, рисунками, фотоснимками.

Открытия и раскопки раннесредневековых памятников во 2-й половине XX в. (конец 1940-х – 1990-е гг.)

После окончания Второй мировой войны, несмотря на имевшиеся социально-экономические трудности, научные исследования в Монголии были продолжены. В этом процессе большую роль сыграл С.В. Киселев, который в 1948 г. разработал программу археологического изучения Монголии, которая начала выполняться раскопками Каракорума (Хар хорум), Хар балгаса и других объектов. Работы были организованы и выполнялись при сотрудничестве Академии наук Советского Союза и Комитета наук Монголии. Советско-Монгольская археологическая экспедиция в 1948–1949 гг. имела важнейшее значение.

К.В. Вяткина руководила этнографическим отрядом этой экспедиции, сотрудники которой преодолели более 10000 км по Монголии, собрали случайные находки и сведения по этнографии. Они также фиксировали несколько каменных изваяний. Например, отряд изучил каменные изваяния с оградками в долине в 7 км от совхоза Барун туру (Убсун ур с кий аймак); каменные изваяния и оградки у подножия горы Цайдама, хребта Хан хухий; четыре ящика и одно каменное изваяние в 10 км от сомона Сонгино; три каменные изваяния с оградками на Улаан хаде, сомоне Сонгине; четыре ящика и одно каменное изваяние у сомона Нумруг (Завханский аймак). Участники этнографического отряда, двигаясь по Восточной Монголии, зафиксировали с зарисовками одно каменное изваяние на Наране в сомоне Цэнхэр мандал, нашли ящик с орнаментами и земляным валом в комплексе на Таван толгой (у подножия горы Батхана, которую местные люди называют «Чингисийн чулуу») (Хэнтийский аймак), а также изучили одно каменное изваяние в Бархи жаргаланте, в 10 км от сомона Жаргалтхана [Вяткина, 1959].

В 1952 г. советская исследовательница Л.А. Евтюхова опубликовала монографию «Изваяния Южной Сибирии и Монголии». Этот книга была очень важной в плане изучения каменных изваяний в Евразии. В ней впервые были детально проанализированы изображенные реалии (элементы костюма, форма причесок, предметы вооружения и сосуды), и отражена их хронология, опираясь на литературу, которая уже была опубликована по изваяниям к тому времени [Евтюхова, 1952]. Отдельно рассматривалась роль каменных изваяний, что, по мнению исследовательницы, связано с определением назначения четырехугольных каменных оградок, перед которыми стояли такие объекты. Было подчеркнуто отсутствие следов захоронений в рассматриваемых комплексах и сделано предположение, что они являются местами поминальных жертв, алтарями, возведенными в память погребенных в соседних курганах [Серегин, Шелепова, 2015, с. 17– 18].

В 1956–1957 гг. монгольский ученый Ц. Доржсурэн получил новые данные по комплексам на Тоглох тале сомона Баян-Уул Архангайского аймака, а также тюркским памятникам на Шивээт улане (приток реки Хануй), которые уже были опубликованы [Доржсурэн, 1957; 1958, с. 13–14]. Кроме того, он впервые раскопал комплексы с каменной черепахой, с надписями на стелах на Хаалгатын ам сомона Бугата (Архангайский аймак). Надпись на стеле была сделана на разных языках и являлась самый древней надписью тюркского времени [Доржсурэн, 2003, с. 121]. Также он раскопал памятник, которые местные жители называли «Каменная черепаха». Там лежала стела с руническими надписями. Возле стелы исследователи сделали шурф и нашли её нижнюю часть. Стела расположена на Долоон модны аме, на правом берегу реки Хойд тэрха сомона Тариат в Архангайском аймаке [Доржсурэн, 2003, с. 118].

В августе 1957 г. Институт истории Монгольской академии наук командировал экспедицию на раскопки памятника Тоньюкука на Налайхе. Ученые Н. Сэр-Оджав и Ц. Доржсурэн нашли кирпичи, глину, фрагменты сосудов из фарфора, рунические надписи на строительном материале около храма [Сэр-Оджав, 1960, с. 3–7]. Кроме того, ученый написал, что у памятника были ящики размером 1,7 х 1,7 м рядом с четырьмя розами на плитах ящика, всего десять каменных изваяний в комплексе. Также ученые написали, что нашли написанную Г.И. Рамстедтем надпись «Рамстедт 1909» на монете (в 1909 г. Г.И. Рамстедт раскопал памятник у ящика и сделал эту надпись) [Сэр Оджав, 1970, с. 29–31]. В 1957 г. Н. Сэр-Оджав руководил археологическим отрядом и провел большую разведку на территории Убсунурского (Увс), Баян-Ульгийского и Завханского аймаков. Экспедиция, имевшая целью изучение каменного, бронзового и раннего железного веков, зафиксировала всего 26 каменных изваяний тюркского времени. Например, два каменных изваяния с оградками найдены на Хатавчийн аме сомона Жаргалант Завханского аймака, два каменных изваяния – на Жаажаагийн хутуле сомона Халзан в Убсунурском аймаке, одно каменное изваяние – на Хуйе сомоне Даяннур в Баян-Ульгийским аймаке, одно каменное изваяние – на Цоргын эхе в сомоне Нумруг в Завханском аймаке [Сэр-Оджав, 1958, с. 52–59].

В 1958 г. монгольско-чехословацкая совместная экспедиция раскопала комплексы тюркского военноначальника Куль-тегина на Хушо цайдаме, сомона Хашаат Архангайского аймака. Они являются классическими образцами тюркского «элитного» комплекса. Раскопки вызвали интерес ученых разных старан. Комплекс окружен стенами размером 67 х 29 м; в центре расположена земляная насыпь с храмом над ней (10,25 х 10,25 м). От комплекса к востоку тянулись на три километра 169 балбалов (три балбала с человеческими лицами). Несколько каменных изваяний на площади в стене сильно разрушены. Кроме того, раскопав храм, ученые нашли внутри головы правителя Куль-тегина и его жены [Jisl, 1960, р. 86–115]. Результатом работы экспедиции стали первые большие раскопки тюркского «элитного» комплекса на территории Монголии. Были изучены его организация, конструкция и архитектура.

В 1962 г. польский ученый Э. Трыярский приехал с целью познакомиться с тюркскими руническими надписями на территории Монголии. Он путешествовал по разным местам (Их хушоот, Онгийн гол, Их асгат, Хошо цайдам и Тоньюкуке) на территории Архангайского, Булганского, Убурхангайского и Центрального аймака на расстояние в 1500 км. Он изучал разные памятники. Также он написал, что консервация памятников не достаточна, что они разрушены и что нужны научные методики реставрации археологического памятника [Tryjarski, 1966; Tryjarski, 1971].

В 1962 г. Монгольско-венгерской совместной экспедицией под руководством монгольского ученого Ц. Доржсурэна и венгерского ученого И. Эрдели было изучено несколько памятников на территории Булганского, Сэлэнгийского и Центрального аймаков. Они раскопали три тюркские оградки на Нудэн около совхоза Угтаал цайдама в Центральном аймаке. Затем ученые исследовали тюркскую оградку на Хушоте к востоку от совхоза Угтаала. Комплекс оказался окружен земляным валом, в центре была расположена землянная насыпь с оградкой размерами 5 х 5 м. Она была сильно разрушена. От комплекса к востоку тянулись на 320 метров 93 балбала, и почти все они упали и лежали на земле [Доржсурэн, Наваан, 1962, с. 1–7].

В 1963 г. Институт филологии Монгольской академии наук организовал экспедицию с целью исследования языка, звуковых характеристик и диалектов национальных меньшинств Завханского и Убснурского аймаков. При этом они зафиксировали 20 каменных изваяний на Цагаан хушо, вдоль города Улаангома, в сомонах Давст и Бухмурон Убсунурского аймака, а также в сомонах Сонгине, Сантмаргаце, Ургамале, Завхан мандале и Чандмане Завханского аймака [Волков, Доржсурэн, 1963].

В 1964 г. ученый Н. Сэр-Оджав руководил Хубсугульским отрядом, и участники его фиксировали с зарисовками оградки с балбалами на Хужирте, Цохиоте, Дуролжийн завсаре сомона Шинэ-Идэре в Хубсугульском аймаке. Кроме этого, был отмечен памятник Хол асгат в сомоне Могод Булганского аймака. Найдено одно каменное изваяние с ящиком на севере от Нарта, одно каменное изваяние обнаружено на реке Шар уса в сомоне Орхон Сэлэнгийского аймака [Сэр-Оджав, 2003, с. 261, 267–268, 271].

В 1965 г. Монгольская академия наук организовала экспедицию под руководством Х. Пэрлээ. Он изучил комплекс Онгийн гола в сомоне Уянге, несколько памятников вдоль горы Хан хухий в сомоне Хайрхан дулаан Убурхангайского аймака. Х. Пэрлээ написал, что местные люди называют изваяния «Увшхай», уважают и почитают их. Когда буддизм распространился в Монголии, тогда верующие стали разрушать эти изваяния, чтобы люди перестали их почитать [Пэрлээ, 1966, с. 93–103].

Результаты обследований и раскопок археологических комплексов в северной части региона (Баян-Ульгийский аймак)

Как было уже отмечено, северная часть Монгольского Алтая полностью включает Баян-Ульгийский аймак и западную часть Убсунурского. Баян-Ульгийский аймак находится в основном на склонах главного хребта, среди высотных гор северо-востока Монгольского Алтая. Его центром является город Баян-Ульгий. Территория аймака составляет 46704 км2. Он является самым западным аймаком Монголии. С запада граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая, с севера – с Республикой Алтай России, с востока – с Убсунурским (Увс) аймаком, с юга – с Ховдским (Кобдоским) аймаком. Баян-Ульгийский аймак по админастративному распределению имеет 13 сомонов (районов). Самой высокой точкой рассматриваемой территории является вершина Куйтэн (4374 м) массива Таван-богдо (это вообще самая высокая точка Монголии). Самая низшая отметка находится в центре сомона Баян-нур (1301 м). По геолого-тектоническому районированию аймак находится на западе и северо-западе в гористом регионе Монгольского Алтая и имеет 80 больших и маленьких озер, таких как Даян, Хотон и Хурган, около 100 рек (Ховд (Кобдо), Сагсай, Буянт, Цаган, Согоо, Ёлт, Булган, Ганц-мод, Бух-мурун и др.), более 200 родников и является регионом с особенной структурой земли и прекрасным природным ландшафтом (рис. 4).

В указанной области, богатой водами и травами, проживали оседлые, полуоседлые и кочевые народы с каменного века до сих пор. Там сохранились различные многочисленные историко-культурные памятники (на скалах, над землей и под ней), которые могут свидетельствовать об их существования. Памятники являются особенными свидетельствами для выяснения истории человечества и древних племен, которые жили на территории Монголии. Тюркские объекты, оставленные после похорон, ритуально-поминальных обрядов и другой деятельности, являются их частями.

Тюрки хоронили своих покойных в курганах. Для умерших людей также строили ритуальные сооружения в отдельных местностях. Они хорошо заметны издалека. Из расположения таких памятников видно, что у них была традиция создаватьь такие памятники на высоких террасах рек. Этот принцип для реализации ритуальных обрядов связан с выбором местности и уже был ранее отмечен. У тюрок существовал погребальный обряд, сложившийся на определенных традициях. Но, по всей видимости, многие тюрки погибли в дальних походах или при других обстоятельствах, и для воспоминания о них устраивали другие сооружении и в другом месте далеко от реальных могильников или мест гибели. Для возведения таких памятников учитывалось социальное положение покойников, заслуги перед обществом. Для каганов (ханов) строили огромные сооружения, для знати – поменьше, для воинов – каменные оградки с детально оформленным изваянием, для простых людей – обычные квадратные оградки с примитивной скульптурой.

Если рассмотреть накопленные материалы по изучению тюркских историко-культурных памятников, то они обнаружены и зарегистрованы в большинстве сомонах Монголии, но в разной мере. Хотя в некоторых случаях таких памятников исследовались раскопками, но многие материалы о таких объектах еще до сих пор не опубликованы. Лучше изучены и опубликованы изваяния, что мы уже неоднократно отмечали. Поэтому перед нами стоит задача представить объем всех изученных памятников, среди которых более детально нужно продемонстрировать объекты и их элементы, связанные с тюркской ритуально-поминальной практикой (изваяния, каменные оградки, балбалы, скульптуры баранов, львов и др.) в каждой из обозначенных зон Монгольского Алтая, начиная с севера и далее на юг. Памятники Баян-Ульгийского аймака сравнительно хорошо зарегистрированы по сравнению с другими объектами культурно-исторического наследия Монголии. В этом регионе археологические поиски и раскопки начались с 1870-х годов и проводились с разной степенью интенсивности и систематичности. На основании этих работ можно получить достаточного количества информации. Из них особое место занимают исследовательские отчеты и публикации, сделанные в рамках выполнявшегося крупного проекта «Историко-археологические памятники западной части Монгольского Алтая-I» Института изучения Монгольского Алтая в 2005–2007-х годах. Организованные экспедиции выполняли поиск и проводили исследования, которые охватили всех районы (сомоны) Баян-Ульгийского аймака. В результате были обнаружены многие памятники разных времен. Благодаря, этому появилась возможность для создания истории племен и народов, которые жили в этих горных районах. Автор данной диссертации входил в состав этих экспедиции, что обеспечивает возможность более детально и объектно работать с собранными материалами, особенно с археологические памятники, оставленные тюрками.

В результате реализации указанного проекта на всей территории Баян-Ульгийского аймака в сумме зафиксированы 8433 памятника. Среди них, отмечено 1535 памятных мест, а также 1208 памятников, отнесенных к тюркской культуре. Обнаружено 128 захоронений (с лошадьми) в 38 пунктах, 177 каменных изваяний, 888 ритуально-поминальных комплексов (оградок), рунических надписей в 11 местах и наскальных рисунков в четырех пунктах [Турбат и др., 2009, с. 13, 155]. Опираясь на эти количественных показатели, число тюркских ритуально-поминальных сооружений дополнено из результатов других работ, которые отражены научных отчетов, монографиях, статьях и сообщениях, подготовленных на основе осуществленных экспедиций (до 2014 г. включительно). После этого мы получили следующие данные, отраженные в диаграмме 2. Представленная картина свидетельствует о существенном количестве тюркских оградок (972), среди которых выявлены «элитные» комплексы, сооруженные для знати. Стоит обратить внимание на количество оградок и на число зафиксированных изваяний. Наблюдается существенная разница, которую можно объяснить несколькими причинами: у оградок изначально не было изваяний либо вместо них стояла простая стела (может быть оленный камень); изваяния разрушены (уничтожены); изваяния перевезены в музеи или другие места.

Из диаграммы также видно, что из общего количества археологических объектов 75% (972 ед.) являются ритуально-поминальными сооружениями. Погребальные объекты составляют всего 9,9% (128 ед.). Эти данные существенно различаются по численным показателям. От сюда возникает такой вопрос: Почему погребальных объектов значительно меньше, чем оградок? Объяснения этому пока найти сложно. Можно лишь предположить, что хоронили только часть людей по всем канонам погребального обряда тюрок. Остальных не хоронили так. Возможно, их кремировали и прах рассыпали, что не фиксируется археологически. Есть вариант объяснения, что умершие люди погибли далеко от своей родины, и их не привезли для погребения, а оставили их там, где они умерли. Не исключено, что умерших тюрок просто оставляли на открытых площадках и тела клевали птицы, растаскивали звери. Есть еще несколько вариантов ответов. К этому мы еще вернемся. Пока собранных нами материалов не достаточно для решения всех этих и других вопросов. Да и задачи нашей работы пока несколько другие. После раскопок и изучения материалов 2680 погребальных памятников Баян-Ульгийского аймака, культурная принадлежность которых еще не определена, можно будет сделать реальные заключения. Может быть тюрки не всегда осуществляли единый похоронный обряд для всех. Во всяком случае, отмечается, что они переиспользовали более древние погребальные сооружения, делали так называемые скальные захоронения и т.д. Есть еще один момент, на котором стоит остановиться. Тюрки могли копировать виденные ими древние памятники или их переосмысливать со своих позиций.

Особенности изучения ритуальных объектов тюрок в южной области (Гоби-Алтайский аймак)

Гоби-Алтайский аймак находится среди высоких гор и хребтов Монгольского Алтая Западной Монголии и является особенным регионом, в котором имеются и степи, и пустыни (гоби, говь), и полупустыни. Площадь этого аймака составляет 141,447.67 км2. Он граничит со востока с Баянхонгорским аймаком, с севера – с Завханским аймаком, с запада – с Ховдским аймаком, с юга – с Китаем.

В этом аймаке расположены более 10 гоби из 33 знаменитых монгольских пустынь, среди которых отметим следующие: Хуйс, Шарга, Захуй, Зарман, Отгон, Шаралдай, Номин, Загт-сайр, Хар-сайр, Дзуун-гар, Талын, Нарансэвстэй, Тухум, Цаган-дэрс, Шалын, Улан-шалын-хоолой, Хонин-ус, Бигэр и Халиун. Из них самой низкой является гоби Цэнхэр-номин (583 м на у.м.). На территории Гоби-Алтайского региона распологаются продолжения Монгольского Алтая: хребет Мянган-угалзат, горы Бус-хайрхан, Алаг-хайрхан, горы Их-хурэн, Баян-Ундур, хребет Хар-азарга, гора Бурхан-буудай, хребет Гичгэнэ. Они простираются через территории сомонов Тонхил, Бугат, Тугруг, Халиун, Цээл, Цогт, Бигэр, Эрдэнэ и Дэлгэр. От этого главного хребта на юго-восток располагается хребет Аж-богд (южное разветвление Монгольского Алтая) в сомонах Бугат и Алтай. Еще одно разветвление Монгольского Алтая – хребет Таян – продолжается через горы Ээж-хайрхан на юго-восток через территории сомонов Цогт и Эрдэнэ, где также отмечен хребет Эдрэн (рис. 22).

Самая высокая гора этого аймака – Сутай – поднята над уровнем моря на 4226 м. Горы Шивээт-Улан, Хатан, Ээж-хайрхан, Хараат, Бус-хайрхан, Бурхан-буудай имеют отметки от 2164 до 3393 м, а хребты Эврэн, Баян, Тахийн-шар, Хан-тайшир и Хар-азарга – от 2076 до 3208 м [Бунчин, 1960, с. 6]. Также в аймачных территориях текут большие и маленькие реки (Завхан, Зуйл, Гурван-шар, Сагсай, Тугруг, Шарга, Биж и Мянгайн) и находятся большие и малые озера (Шаргын-Цаган, Сангийн-далай, Буйр, Хулам, Хутаг, Алаг и Бигэр).

Гоби-Алтайский аймак имеет резко-контентинальный климат и особенную географическую структуру земли, в которой степи и пустыни сочетаются с горами и хребтами. В связи с этим различна плотность населения кочевников этого региона. По результатам исследований древней истории в этом регионе люди жили в разные периоды эпох камня и бронзы, но в средние века они жили там сравнительно мало. На территории рассматриваемого аймака найдены могилы, оградки, изваяния и памятники рунической письменности, которые являются свидетельствами пребывания тюрок на рассматриваемой территории.

Количество зафиксированных тюркских памятников сближает их с данными по центральным районам Монголии, что отражает тенденцию уменьшения от центра к периферии. Это можно заметить по статистике количества тюркских ритуально-поминальных оградок как в трёх аймаках на территории Монгольского Алтая, так и по числу таких памятников в других местах Монголии. Здесь уместно дополнить, что такая ситуация при изучении изваяний, что весьма логично, так как изваяния являются часть комплекса. Например, число изваяний, обнаруженных в Баян-Ульгийском аймаке, составляет 178, в Ховдском (Кобдоском) – 92, а в Гоби-Алтайском – 37. Опять же можно обьяснить эту статистику особенностями проведенных обследований, но разница настолько реальна (более, чем в 4 раза), что можно обозначать соответствующую закономерность. Возможно, что сначала в данном регионе тюрки расселялись малой численостью. Причина этого состоит в том, что там нет больших рек и озер, а в некоторых районах вообще преобладают сухие речные долины и зоны пустыни. Далее в этом регионе нет ни одного «элитного» ритуально-поминального комплекса. Из этого ясно, что плотность населения была редкой.

Когда мы изучили результаты из научных отчетов многолетних исследований, книг и публикаций, то в оказалось, что в Гоби-Алтайском аймаке зарегистрированы всего 150 археологических памятников, оставшихся от тюрок. Среди них имеются один погребальный объект, 100 ритуально-поминальных сооружений, 37 изваяний, 10 наскальных рисунков и два памятники рунической письменности (диаграмма 8).

Из диаграммы 8 видно, что «рядовые» тюркские оградки являются самыми многичисленными и составляют 91,2% от всех других объектов. Погребальный памятник вообще один (0,67% от всех памятников этого региона). Приведенные количественные показатели наличия тюркских памятников демонстрируют большое отличие этих двух видов тюркских памятников не только Гоби-Алтайского аймака, но и в других регионах Монголии, где имеются тюркские объекты. Данная ситуация по-прежнему оставляет нерешенные вопросы: Где и как тюрки хоронили своих покойных? Почему подавляющее количество памятников это оградки? В ходе проведения исследований у автора диссертации все больше и больше формировалось мнение, что тюрки не всех покойных хоронили под землей, а оставляли умерших на открытом специальном ритуальном месте, чтобы «по зову грифа их отправили на небеса». На том месте, где бурый гриф съел покойного тюрка осуществляли ритуальный обряд и потом там поклонялись духам предков. Однако данное предположение требует существенных доказательств, которых пока нет ни в письменных источниках, ни в археологических находках. Есть только факт, что количество ритуально-поминальных сооружений больше во много раз по сравнению с числом погребальных объектов.

Исследование тюркских оградок Гоби-Алтайского аймака в 1978 году начали исследователи С.Г. Кляшторский и С. Харжубай в рамках работы эпиграфической группы СМИКЭ, когда они задокументировали поминальную оградку и изваяния в местности Сумын-дэн сомона Жаргалант этого аймака [Харжубай, 1978]. Исследование же ритуально-поминальных сооружений началось позже. В 1986 году Д. Цэвээндорж и И. Эрдели в ходе проведения Монголо-Венгерской совместной экспедиции зарегистрировали тюркскую оградку с изваянием на местности сомона Цогт [Цэвээндорж, 1986, с. 17]. В 1988 году исследователи Д. Баяр и В.Е. Войтов из группы исследования Хангая СМИКЭ по пути в западные регионы Монголии около города Алтая нашли и описали одну ограду с изваянием, а также фотографировали этот комплекс [Баяр, 1988, с. 19–21, 23–49]. Исследователи С.Г. Кляшторный, В.Е. Войтов, Д. Баяр и Д. Эрдэнэбатор из эпиграфической группы СМИКЭ при изучении письменных памятников в разных аймаках Монголии исследовали в местности Сумын-дэн шесть оградок, пять изваяний и в местности Тоосгон-дэн десять оградок с тремя изваяниями в сомоне Жаргалант Гоби-Алтайского аймака [Баяр, Эрдэнэбаатар, 1989, с. 2, 4–9]. В 1996 году исследователи Б. Гонгоржав и Г. Энхбат в экспедиции по изучению письменных памятников задокументировали три тюркские оградки с тремя изваяниями в местност Бага-ус, на Зуйлийн-огтрого одно изваяние в сомоне Тонхил, в местности Тамчийн-бэлчир одну ритуальную ограду с изваянием в сомоне Бугат Гоби-Алтайского аймака [Гонгоржав, Энхбат, 1996].

Археологические исследования, проводившиеся в регионе с 1978 до 1996 года, не являлись специальными исследованиями тюркских памятников, а были общими в рамках изучения Западной Монголии.

В 2009 году АНМ и Национальный институт культурного наследия Южной Кореи совместно реализовали проект «Исследования культурного наследия Монголии» по всей территории Гоби-Алтайского аймака. Это были первыми большими археологическими работами с целью поиска памятников данного региона. Этот проект проводился в 2009–2011 и 2013 годах. В результате были зарегистрированы около 5000 историко-культурных памятников. В 2009 году в сомонах Чандмань, Бигэр, Халиун, Баян-уул при поисковых работ обнаружили 308 историко-культурных памятников в 36 памятных местах, среди них зарегистрированы 15 тюркских ритуально-поминальных сооружений и шесть каменных изваяний [Исследования культурного наследия..., 2010].

Проблемы изучения и датировки тюркских оградок

В результате многолетних исследований установлено, что когда тюрки господствовали на просторах Евразии, то хоронили умерших людей по традиционным обрядам, а для успокаивания душ своих предков возводили ритуально-поминальные сооружения в других отдельных местах. Такие комплексы различаются в зависимости от социального и имущественного положения покойного по внешнему виду и внутреннему устройству, габаритам и дополнительным составным частям.

Граница распространения рассматриваемых памятников охватывает очень большую территорию, но основной центр сосредоточения таких объектов находится на территории нынешней Монголии.

К середине 1980-х годов советские археологи исследовали в Горном Алтае 116 тюркских оградок [Кубарев, Цэвээндорж, 2002, с. 81], позднее их отмечено уже 178 [Матренин, Сарафанов, 2006, с. 204], а к 2015 г. имелись сведения о 313 объектах [Серегин, Шелепова, 2015, с. 47]. Из этого видно, что тюркские ритуально-поминальные комплексы Алтая в России сравнительно хорошо изучены по сравнению с Монгольским Алтаем и даже со всеми комплексами Монголии. Как уже отмечалось, оградки исследовались на территории Южной Сибири и северная граница их распространения установлена более-менее точно.

Что касается распространения тюркских ритуально-поминальных комплексов в Монголии, то работа по определению границ продолжается. Известно, что они находятся по географической широте от Монгольского Алтая до Великой восточной степи на протяжении 2200 км, а по географической долготе от Хубсугульских больших гор до песчаной гоби (пустыни) на более 600 км. Однако пока еще нет полной фиксации таких памятников, которая бы охватывала всю территорию Монголии в должном объеме.

По результатам современных исследований нами в Монгольском Алтае (Баян-Ульгийский, Ховдский и Гоби-Алтайский аймаки) отмечены 241 изваяние в 308 местах, 11 ритуально-поминальных комплексов знати («элитные») и 1477 «рядовых» оградок на 678 памятниках. Такая работа стала первой систематизированной фиксацией. Это указывает, что тюрки многочисленным составом жили на территории Монгольского Алтая. Когда мы собирали информацию для получения необходимой статистики, то стало ясно, что раскопанных таких памятников мало, причин чему несколько.

В 1987 году исследователи Т. Санжмятав и В.В. Волков во время работы отряда по изучению истории и культуры бронзового и раннего железного века СМИКЭ при исследовании херексуров и оленных камней в местности Баянзурх сомона Муст Ховдского аймака впервые раскопали одну квадратную тюркскую оградку в долине реки Бодонч, а также три такие же ритуальные сооружения у пади Баян-салаа около реки Улиастай в сомоне Уенч. С тех пор и до 2007 года памятники данного типа на территории Монгольского Алтая не раскапывались.

С 2007 года археологи Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия) совместно с сотрудниками Ховдского и Улан-Баторского университетов Монголии начали исследования историко-культурных памятников Монгольского Алтая. Эта совместная работа дала начало для изучения не только ранней бронзы Монголии, но и истории тюрок. В рамках этих исследований с 2007 года до 2014 года под руководством А.А. Тишкина, В.В. Горбунова и Ч. Мунхбаяра, а также при участии автора диссертации и других монгольских и российских археологов были раскопаны 25 тюркских ритуально-поминальных сооружений, а также фиксировались рунические надписи.

В 2007 году Д. Цэвээндорж, Г. Лхундэв, Н. Баярхуу, Н.В. Кубарев, В.Д. Кубарев, Со Гил Су, Ким Хэ Чан, Кан Сон в рамках монголо-российско-корейского проекта раскопали тюркский ритуальный комплекс знати в долине реки Хар ямаат сомона Улан-хус Баян-Ульгийского аймака [Цэвээндорж, Лхундэв, Баярхуу, 2007, с. 6–13].

В 2008 году исследователи Ж. Баярсайхан и Вильям Фицью в рамках монголо-американского совместного проекта «Комплекс петроглифов Билуут у озера Хотон» задокументировали разные памятники Баян-Ульгийского аймака. В ходе работ они раскопали семь тюркских ритуально-поминальных сооружений на пяти памятниках. Результаты этих раскопок стали важными для изучения таких памятников в Западной Монголии, так как были получены радиоуглеродные датировки. Еще при спасательно-археологических раскопках на площади горно-рудных разработок Монгольского Алтая изучено несколько тюркских оградок, о чем сообщалось в первой главе диссертации. Были и другие исследования, но в целом их совсем немного, в том числе и для решения проблем датировки.

На территории Баян-Ульгийского, Ховдского и Гоби-Алтайского аймаков раскопаны 43 ритуально-поминальных комплексов тюрок на 17 памятниках (данные на 2014 г.). Однако эти материалы, с одной стороны, дополняют имеющиеся данные по Горному Алтаю России, а, с другой стороны, позволяют их сравнивать между собой для определения связи между ритуальными обрядами и традициями тюрок, живших на территории Российского и Монгольского Алтая. Важной стороной такого процесса является установление хронологии тюркских оградок и выяснение региональной специфики таких объектов. Это большая работа, которая находится только на начальной стадии. Для полного изучения исторических вопросов в тюркское время следует выявить и обстоятельно рассматривать все памятники. Однако в любом случае нужно начинать с отдельных регионов и пока трудно обойтись без раскопок, которые дают полноценные научные сведения и материалы. Исследовательские раскопки тюркских ритуальных комплексов Монгольского Алтая будут способствовать восстановлению тюркской истории. Важно показать, что политический центр перемещался с Алтайского региона к Хангайскому, как изменился традиционный ритуальный обряд во времени и под влиянием других культур (рис. 53).

Исходя их имеющихся данных, можно сказать, что с территории Алтая в пик своего развития тюрки переместились в Хангайские горы, расселялись на берегах рек Орхон, Туул, Онги, Хануй, Хунуй, Тамир и Байдраг. Это можно видеть на примере эволюции культово-поминальных комплексов знати. Например, тюркские «элитные» оградки, распространенные в Российском и Монгольском Алтае, имеют округлые земляные валы и рвы, размеры по периметру в среднем 20 х 20 м. В центре находится обычная квадратная оградка размерами 4 х 4 м, перед нее врыто изваяние, лицевая сторона которого ориентирована на восход солнца. От изваяния на несколько десятки метров тянутся балбалы. Памятники, аналогичные по статусу, в Хангайском регионе отличаются. Они имеют изваяния сидящих людей, изящные плиты с узорами, ритуальные храмы, каменные скульптуры львов и баранов, стелы с надписями и крупные габариты. Тюрки такие большие ритуальные комплексы начали сооружать с западной стороны Хангайского хребта, то есть с территории нынешнего Завханского аймака. Может быть данный факт отражает начало исторического перемещения политического центра тюрок в Хангайские горы. Следует указать, что такой процесс обусловлен ситуацией, которая была в древности. Именно в Центральной Монголии находились политические центры предыдущих кочевых держав. Именно в регионе Хангайских гор кочевое племя усиливалось и объединяло вокруг себя другие народы. Такую закономерность можно объяснить, пожалуй, благоприятными географическими факторами. Явным примером продолжения данной тенденции служит история тюрок, а позднее, кстати, и монголов. Все крупные «элитные» ритуально-поминальные комплексы, оставленные тюрками, находятся в Центральной Монголии в Хангайских горах. А вот, что касается «рядовых» ритуальных сооружений, то можно отметить, что они построены в период развития тюркской общности.

Пока нет твердых оснований, что «рядовые» оградки сооружены раньше, а большие «элитные» – позже. Изменение внешней структуры таких комплексов выражает хронологические различия, поэтому главными критериями датировки могут являться параметры, рвы, валы, изваяния и балбалы, отражающие социальное положение, имущественное состояние и почитание умершего человека. В зависимости от этих критерий тюрки и строили различные ритуальные оградки для своих покойных.

Как уже было отмечено, на территории Монгольского Алтая раскопаны 43 ритуально-поминальных комплекса тюрок. Из них в Баян-Ульгийском аймаке исследованы три объекта для знати в двух местах и пять «рядовых» оградок на четырех памятниках двух сомонов. В Хобдском аймаке изучены 35 «рядовых» оградок в 11 пунктах (таблица 2).