Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией (на примере Республики Татарстан) Степанчук Алёна Валентиновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанчук Алёна Валентиновна. Принципы архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией (на примере Республики Татарстан): диссертация ... кандидата ы: 05.23.21 / Степанчук Алёна Валентиновна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет], 2017.- 351 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Исследование и анализ мирового опыта архитектурной организации культурного туризма и вовлечения туристов в ремесленно-креативную деятельность 10

1.1. Особенности исторического опыта и современных тенденций развития культурного туризма, реализующего ремесленно-креативную деятельность, как часть нематериального культурного наследия 10

1.1.1. Исторический опыт развития культурного туризма 10

1.1.2. Связь культурного туризма и ремесел как части нематериального культурного наследия 19

1.2. Анализ функционально-пространственной структуры объектов культурного туризма в контексте организации ремесленно-креативной деятельности туристов 22

1.2.1. Зарубежный опыт организации объектов культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную деятельность 23

1.2.2. Отечественный опыт организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативными функциями 30

1.2.3. Современное состояние объектов культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную деятельность 41

1.3. Исследование потенциала Республики Татарстан

для развития подвидов культурного туризма,

базирующихся на традиционных ремеслах,

как части нематериального культурного наследия 43

Выводы по главе 1 53

ГЛАВА 2 Факторы, влияющие на архитектурное формирование объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией 55

2.1. Факторы влияющие на типологию и архитектурную организацию объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией 55

2.1.1. Обуславливающие факторы 56

2.1.1.1. Ресурсный фактор 56

2.1.1.2. Социокультурный фактор 57

2.1.1.3. Социально-экономический фактор 59

2.1.2. Формирующие факторы 60

2.1.2.1. Градостроительный фактор 60

2.1.2.2. Архитектурно-пространственный фактор 61

2.1.2.3. Функционально-планировочный фактор 64

2.1.2.4. Ремесленно-креативный фактор 68

2.1.2.5. Фактор погружения 74

2.2. Функционально-пространственные типы объектов

культурного туризма с ремесленно-креативной функцией 76

Выводы по главе 2 83

ГЛАВА 3 Принципы функционально-пространственной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией 86

3.1. Принципы функционально-пространственной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией 86

3.1.1. Принцип архитектурной комбинаторики планировочных зон объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией

3.1.2. Принцип интеграции помещений функциональных зон объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией 90

3.1.3. Принцип погружения туристов в ремесленно-креативную деятельность 93

3.1.4. Принцип демонстрации ремесленно-производственных процессов 96

3.1.5. Принцип универсальности пространственной организации помещений учебно-производственной зоны 97

3.1.6. Принцип притяжения объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией к действующим объектам интереса туристов 99

3.1.7. Принцип модульного проектирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией

3.2. Универсальная модель архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией 108

3.3. Приемы архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией 110

Выводы по главе 3 116

Общие выводы и заключение 119

Перечень сокращений 123

Список терминов 124

Библиографический список

Связь культурного туризма и ремесел как части нематериального культурного наследия

В начале XVIII века появились первые в мире музеи, собиравшие коллекции памятников материальной культуры прошлого, эти музеи стали центрами зарождающегося культурного туризма. В конце XIX века в Европе стали появляться музеи под открытым небом, собиравшие памятники не только материальной, но и нематериальной культуры, стремительно исчезавшей с развитием городов. Так еще на этапе зарождения культурного туризма начался процесс его диверсификации на показ материальной и нематериальной составляющих культурного наследия. На этом этапе до Первой мировой войны, среди путешествий преобладали поездки с культурно-познавательными целями [194, с.13]. 3 этап – становление культурного туризма (1945 г. – 1980-е годы)

После Второй мировой войны за рубежом преобладали путешествия, получившие название «3S: sun, sea, sand» – солнце, море, песок. Но уже в 1954 году начали появляться туры, ориентированные на познание живой культуры народов. Так, агентство «Studiosus» в Германии предлагало автобусные туры, дополненные пешими прогулками по городу, языковыми турами и т.п. [194, с. 129].

В 1946 году была создана Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО (UNESCO – United Nations Educational, Scientific and Cultural Organizations). Осознание необходимости охраны мирового культурного наследия привело к созданию в 1964 году Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест ИКОМОС (ICOMOS – International Council on Monuments and Sites). Для сбора, систематизации информации о туризме в мире и для его развития в 1969 году была организована межправительственная Всемирная туристская организация ВТО (UNWTO – United Nations W o r l d T o u r i s m Organization).

В 1970-х годах произошло окончательное выделение культурного туризма в самостоятельный вид туризма. В 1972 году ЮНЕСКО приняло Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. В 1976 году была опубликована Брюссельская Хартия ИКОМОС, в которой было сформулировано первое определение культурного туризма. В конце 1970-х годах в мире начали появляться первые исследования как положительных, так и отрицательных аспектов воздействия туризма на культурное и природное наследие.

В 1970-1980-х годах рынок туризма начал активно сегментироваться по следующим признакам: по времени года, по целевой аудитории, по месту назначения, по цели путешествия и т. п. Появился спрос туристов на индивидуальные туры, соединяющие пляжный отдых и культурные достопримечательности, что способствовало дальнейшему формированию культурного туризма как самостоятельного вида туризма.

В 1980-х годах начался процесс формирования термина «нематериальное культурное наследие». В 1989 г. ЮНЕСКО приняло «Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора», гд е у ка з ы ва л а с ь п о т р е б н о с т ь ох р а н ы «традиционной культуры и фольклора от всех видов опасностей, исходящих от природы и человеческих действий… Сложность предстоящей работы обусловлена хрупкостью и не разработанностью (теоретической и методической) критериев отбора и механизмов охраны и актуализации» [53]. В том же году на конференции «Гл о б а л ь н а я о ц е н к а р е ко м е н д а ц и й о с ох р а н е н и и ф о л ь к л о р а », организованной ЮНЕСКО совместно со Смитсоновским университетом, было введено в научный оборот понятие «нематериальное культурное наследие» (НКН) и отмечалась особая роль носителей этого наследия. 4 этап – развитие культурного туризма (1990-е гг. – XXI в.)

Учитывая темпы развития культурного туризма в Европе, к 1990 году возникла необходимость систематизировать разрозненные данные по данному виду туризма в различных европейских странах и провести научные исследования особенностей культурного туризма. Так, в 1991 году Европейской Ассоциацией по Образованию в области Туризма и Отдыха (ATLAS – European Association for Tourism and Leisure Education) была организована международная команда специалистов в области туризма из 12 стран [194], занимавшаяся исследованием тенденций и перспектив развития культурного туризма в Европе. В результате в 1996 году проектом AT L A S были предложены два определения культурного туризма: концептуальное, рассматривающее культурный туризм как вид деятельности с особыми мотивами путешествий, и техническое, описывающее виды объектов культурного туризма (см. том 2, прилож. А, табл. А.1). Проектом подчеркивался образовательный аспект культурного туризма, и была установлена тенденция увеличения спроса туристов на познание культуры других народов через погружение в нее [195].

На этом этапе происходит дальнейшее сближение сфер культуры и туризма, культуры и экономики. Так, на Международной конференции ЮНЕСКО 1998 года в Стокгольме была сформулирована цель получения средств для развития культуры посредством туризма, в том числе культурного.

В 2003 году в Париже на тридцать второй Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране нематериального культурного наследия, которая закрепила окончательное определение этого термина [53, 65, 201]. Согласно Конвенции, «нематериальное культурное наследие» – это «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия». К нематериальному культурному наследию относятся: «устные формы выражения и традиции, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами» [56]. Особый характер нематериального культурного наследия подчеркивается использованием в отношении него в научной литературе, в нормативно-правовых актах ЮНЕСКО, ИККРОМ, ИКОМОС, ВТО термина «живое наследие» (living heritage) или «живая культура» (living culture) [16, 62, 191, 201], подчеркивается необходимость комплексного подхода к сохранению материальных и нематериальных аспектов культурного наследия и бережного вовлечения его в культурный туризм [51, 55, 95, 100, 199]. На государственном уровне в России и, в частности, в Республике Татарстан вопросы охраны, представления и актуализации нематериального культурного наследия рассматриваются, как фактор идентификации регионов в условиях глобализации и как бренд, способный привлечь наибольшее количество туристов [57, 91-93, 97, 102, 105, 112, 142, 162, 174, 176].

В результате проведенных исследований выявлено отсутствие единого определения понятия «культурный туризм» в мировой практике (см. том 2, прилож. А, табл. А.1). Автором уточнено определение с учетом архитектурного аспекта явления: «культурный туризм» – это путешествие за пределы постоянного места жительства, цель которого – знакомство с материальной и нематериальной культурой местности, в том числе, посредством обучения традиционным ремеслам, организуемого в специализированных объектах.

Сегодня культурный туризм существует одновременно и как самостоятельный вид туризма, и как составляющая часть других видов туризма, когда знакомство с культурой становится случайным или необязательным (рисунок 1.1). Специалисты в области культурного туризма указывают на активный процесс его диверсификации на подвиды, вызванный специализацией мотивов путешествий и запросов туристов.

Социокультурный фактор

Спрос туристов на обучение РКД, невозможность сохранения и представления ремесел без вовлечения носителей традиции или музейных работников, необходимость решения социоэкономических проблем ремесленников привели в 1992 г. к созданию ко н ц е п ц и и э ко н ом у з е е в , п р ед л ож е н н о й С и ма р ом М . С . ( M. Cyril Simard) и реализованной впервые в Канаде в начале XXI века. В экономузеях представлены как экспозиции изделий прошлого, так и современные изделия, продолжающие ремесленные традиции. Посетители могут увидеть мастера за работой, обучиться ремеслу и приобрести понравившиеся изделия. Как правило, экономузеи организуются при действующих ремесленных мастерских. Сегодня в мире около 70 экономузеев в 8 странах, среди них Экономузей обувной фабрики Эурланн (Aurlandskoen conomuse, Ау р л а н д , Н о р в е г и я ) ; Экономузей ковроткачества (Ledaal Teppeveveri conomuse, Ставангер, Норвегия); Экономузей фарфора, (Porcelain Economuseum), Экономузей сыроделия (Cheesemaking conomuse), и Экономузей шоколада (Chocolatemaking conomuse, Квебек, Канада) [177, 179, 180, 190, 200] и др.

Возможность вовлечения посетителей в керамическое производство учтена при реконструкции квартала зданий фабрики керамики, памятника архитектуры, выполненной по проекту «AF6 Arquitectos и предусматривающей организацию Музея керамики (Ceramics Museum, Севилья, Испания) с керамической мастерской на 1 этаже (см. том 2). В музеях Хорватии, Словении на постоянной основе налажено сотрудничество с ремесленниками и организована демонстрация процесса их работы [188, с. 46], а также обучение детей и взрослых РКД [там же, с. 52]. Все большее число ремесленников в Хорватии предлагают туристам посетить свои мастерские, понаблюдать за работой и обучиться основам ремесла. Иногда при таких мастерских мастера создают небольшие частные музеи, в которых представлены исторические ремесленные изделия [там же, с. 55].

В ответ на спрос туристов и местных жителей организуются мастер-классы для обучения ремеслам в мастерских при учебных заведениях. Такие программы действуют, например, в Студии керамики при Колледже изобразительных искусств (College of Visual Arts. Ceramics Studio, Великобритания, натурные обследования) и др. (см. том 2).

Исследователи культурного туризма и культурологи отмечают появление и распространение большого количества популяризованных объектов культурного туризма, использующих «пограничное пространство между музеем и жизнью» [72, 123]. Эти объекты используют «пространственный принцип демонстрации сооружений» [123] и направлены на демонстрацию нематериального культурного наследия, в том числе ремесел, в развлекательной форме. Здания в таких ОКТ могут быть как аутентичными, так и воспроизведенными или стилизованными под нужную эпоху. Однако аутентичные здания используются не как самоценные элементы, а лишь как средство создания достоверного образа воссоздаваемой среды. Малявин В.В. [72], Сущинская М. Д. [146] относят подобные ОКТ к так называемой «постмузейной» практике и выделяет среди них два типа: - объекты, функционирующие по сценарию «жизнь, как музей» и ориентированные на показ туристам образа жизни и быта местного населения. Как правило, это небольшие семейные фермы, семейные гостиницы, частные жилые дома с подсобным хозяйством. В основном такие объекты расположены в сельской местности и относятся к сельскому туризму (rural tourism), называемому также агротуризмом. Их рассмотрение не входило в задачи исследования. - объекты, реализующие сценарий «музей, как жизнь» – так называемые «этнографические деревни» (ethno villages), деревни наследия (heritag evillages), исторические деревни (historical villages), «центры наследия», «этнопарки», «приюты», хижины» и т. д. Все эти объекты малоэтажные, имеют пространственный принцип расположения зданий, входящих в их состав, ремесленные функции расположены на первых этажах, событийная организация ремесленных мастер-классов осуществляется на открытом воздухе на прилегающих к зданиям ОКТ территориях. К этому типу можно отнести следующие объекты культурного туризма, реализующие ремесленно-креативную деятельность: Ко ре йс кая народная деревн я (Korean Folk Village, Корея, 1974); Деревня наследия в Нью-Браунфелсе (New Braunfels Heritage Village, США, 1984 г.); Деревня ремесел в Донегале (Donegal Craft V i l l a g e , Ирландия, 1985 г.); Музей старинных народных промыслов и технологий «Дудутки» (Беларусь, 1994 г.); Деревня наследия «Переулок Памяти» (Memory Lane Heritage Village, Канада, 1995 г.); Ремесленный центр «Ботаникус» (Botanicus Craft Centre, Чехия, 2000 г.); Этнографическая деревня Станишики (Ethno village «Staniii», Босния и Герцеговина, 2003 г. ) и др. Подробное описание и иллюстрации перечисленных выше и других объектов «постмузейности» приведены в томе 2.

Еще одной тенденцией последнего времени является спрос туристов на экскурсии в деревни, сохранившие традиционный уклад жизни. Например, в Деревне племени Борука (Boruca village, Коста Рика, Буэнос Айрес) мастера в своих домах и частично на открытом воздухе демонстрируют туристам процессы изготовления масок в технике резьбы по дереву, изготовление барабанов, женщины племени показывают процесс изготовления и окрашивания тканей (см. том 2). Туристам предоставляется возможность обучиться работе на ткацком станке, научиться окрашивать ткани с использованием натуральных красок. Проживание туристов организовано в домах местных жителей.

Характерные для XXI века тенденции ревитализации промышленных территорий [19] и «возрождения городов через культуру» [70] и включение ремесел в т . н . «креативные индустрии» нашли отражение в организации мастерских РКД в культурно-креативных кварталах (cultural quarter, creative quarter). Согласно Эвансу (G. Evans) [185], они могут быть функционально однородны и объединять предприятия одного сектора, или быть многопрофильными; могут быть основаны на производственной функции или на потреблении. При этом ремесленно-креативная деятельность выходит репрезентативными зонами в общественные пространства помещениями для мастер-классов, магазинов дизайнерской мебели и одежды, выставочных залов, театральных и концертных площадок и т. д. Это поднимает культурный потенциал территории, привлекая и туристов, и местных жителей. Например, Квартал Ювелиров (Jewellery Quarter, Бирмингем, Великобритания) включает более 200 зданий, создающих уникальную историческую среду (см. том 2). На его территории расположены ювелирные мастерские, студии дизайнеров, архитекторов и специалистов других креативных областей, музеи, предприятия питания, образования и развлечения, а также жилые здания, в ряде случаев совмещенные с мастерскими.

Принцип архитектурной комбинаторики планировочных зон объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией

Универсальная модель архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией

Принцип интеграции помещений музейно-экспозиционной, демонстрационно-показательной, учебно-производственной и торгово-выставочной функциональных зон в объектах культурного туризма с ремесленно-креативной функцией предполагает три степени взаимодействия рассматриваемых пространств в зависимости от технологических особенностей того или иного ремесленного процесса, производственных мощностей объектов и количества туристов, желающих обучиться ремеслу:

1 степень интеграции – изоляция – обеспечивается раздельным проектированием помещений музейно-экспозиционной, демонстрационно показательной, учебно-производственной и торгово-выставочной функциональных зон, в некоторых случаях возможно соединение теплым переходом. Эта степень интеграции подходит для ремесленно-креативной деятельности с высокой мощностью и большим объемом продукции. Кроме того, этот тип интеграции подходит для процессов, связанных с сопутствующими неприятными запахами (например, на ферме), шумами (например, в деревообрабатывающей мастерской), вибрацией (например, в кузнечной мастерской), опасностью производственных травм (в столярной, кузнечной, стеклодувной мастерских). Полная изоляция помещений торгово-выставочной зоны целесообразна при ориентации объекта культурного туризма в основном на продажу продуктов питания (например, Столярная «Пекарня», ОКТ «Фермерское хозяйство» и другие). 2 степень интеграции – примыкание – формируется при проектировании помещений функциональных зон, входящих в состав объектов культурного туризма, примыкающими друг к другу. Эта степень интеграции приемлема для видов ремесленно-креативной деятельности с непрерывными производствен ными процессами без возможности остановки на обучение туристов (например, кондитерская, харчевня, ткацкая и швейная мастерские), а также при больших габаритах выпускаемой продукции (например, ОКТ «Столярная мастерская»).

3 степень интеграции – взаимопроникновение – обеспечивается проектированием ряда общих помещений музейно-экспозиционной, демонстрационно-показательной, учебно-производственной и торгово-выставочной функциональных зон. Эта степень интеграции характерна для ОКТ малой производственной мощности, а также для видов ремесленно-креативной деятельности, предполагающих возможность временной приостановки ремесленно-производственного процесса, а также для тех случаев, когда готовая продукция имеет сравнительно небольшие габариты (например, ОКТ «Художественное кружевоплетения», ОКТ «Узорная кожа»).

Планировочные приемы принципа интеграции помещений музейно-экспозиционной, демонстрационно-показательной, учебно-производственной, торгово-выставочной функциональных зон ОКТ Степени интеграции степень степень степень Раздельное проектирование с полной изоляцией помещений функциональных зон Примыкание помещений разных функциональных зон Планировочные приемы Взаимопроникновение функциональных зон с общими помещениями м-э Условные обозначения: музейно-экспозиционная зона демонстрационно-показательная зона ТВ учебно-производственная зона торгово-выставочная зона Исследованием предусматривается возможность комбинированного использования планировочных приемов различных степеней интеграции помещений разных функциональных зон. Так, одним из вариантов организации ОКТ «Художественная роспись» является проектирование помещений торгово-выставочной зоны, организующих продажу готовых изделий, отдельно от помещений учебно-производственной зоны (1 степень интеграции). При этом возможно проектирование помещений учебно-производственной зоны как примыкающими к помещениям музейно-экспозиционной зоны (2 степень), так и интегрированными с ней (3 степень).

Рекомендации по выбору архитектурно-планировочных приемов комбинирования помещений функциональных зон разных типов ОКТ, реализующих ремесленно-креативную деятельность, с учетом степеней интеграции, представлены в табл. 3.3.

Рекомендации по выбору архитектурно-планировочных приемов комбинирования функциональных зон разных типов ОКТ, реализующих РКД с учетом степеней интеграции

Пассивная степень погружения туристов в процесс освоения ремесленно-креативной деятельности предполагает ознакомление с основами ремесленно-производственного процесса и образцами продукции РКД посредством экскурсионного осмотра экспозиции мастерской с инструментами, оборудованием, сырьем, макетами, манекенами, с образцами готовой продукции. Такое ознакомление осуществляется туристом самостоятельно или в сопровождении экскурсовода в течение 20 минут и более.

Активная степень погружения предусматривает получение туристами теоретических знаний о ремесленно-креативной деятельности, подразумевает визуальное восприятие физической демонстрации выборочных операций ремесленного процесса, выполняемых мастерами-ремесленниками или музейными работниками, показом видеороликов продолжительностью от 40 минут, или интерактивную демонстрацию ремесленно-производственного процесса средствами 3D-анимации, 3D визуализации, с использованием анимированных схем, виртуальных моделей, в сопровождении звукового фона, запахов и т.п. средств и эффектов.

Интенсивная степень погружения имеет ввиду активное вовлечение туристов в ремесленный процесс: получение ими теоретических знаний посредством наблюдения за работой мастера-ремесленника, занятого подготовкой сырья, производством изделий, их художественной обработкой, а также получение личных практических умений и навыков посредством участия в производственном процессе под руководством мастера.

Например, в ОКТ «Гончарное дело» туристам показывают процесс замачивания и формовки глины, работу на гончарном круге, сушку и обжиг изделий, декоративную отделку и хранение готовой продукции; в ОКТ «Ручное ткачество» туристы знакомятся с прядением на веретене и пробуют прясть сами; они наблюдают за тем, как мастер готовит и заправляет нити, работает на ткацком стане. На мастер-классах туристы на практике осваивают интересующие их операции производственного процесса: лепят посуду, игрушки и сувениры, пробуют ткать, вязать, вышивать, выпиливать изделия, рисовать, расписывать доски и т.д. Длительность туристской учебной программы составляет 60 и более минут.