Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства Бутыревская, Ирина Николаевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бутыревская, Ирина Николаевна. Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства : диссертация ... кандидата архитектуры : 05.23.21 / Бутыревская Ирина Николаевна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2013.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-18/23

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Эволюция развития искусственного освещения архитектурного пространства 13

1.1 Этапы развития искусственного освещения 13

1.1.1 Доэлектрический период (древние времена - XVIII в.) 13

1.1.2 Электрический период (XIX в. - 30-е гг. XX в.) 17

1.1.3 Современный период (середина XX в. - начало XXI в.) 23

1.2 Тенденции развития искусственного освещения архитектурного пространства 31

1.3 Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования архитектурных пространств при искусственном освещении на современном этапе 34

Выводы по первой главе 41

Глава II Особенности формирования искусственной световой среды архитектурного пространства на современном этапе 42

2.1 Факторы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства 42

2.1.1 Основные функции и требования, предъявляемые к освещению архитектурного пространства 42

2.1.2 Экологический фактор 45

2.1.3 Человеческий фактор восприятия светоцветового освещения 54

2.1.4 Технологический фактор 60

2.2 Система качественной оценки светокомпозиционных параметров архитектурного пространства 62

2.3 Приемы и средства освещения архитектурного пространства ансамблей и объектов 69

2.3.1 Типы освещения 69

2.3.2 Виды освещения 73

2.3.3 Приемы освещения 74

Выводы по второй главе 75

Глава III Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства 76

3.1 Структурная классификация архитектурных светопространств 77

3.1.1 Типология архитектурных светопространств 77

3.1.2 Типология световых ансамблей 79

3.1.3 Типология объектов освещения 88

3.2 Теоретическая модель искусственной световой среды архитектурного пространства 104

3.3 Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства 108

3.4 Методика формирования архитектурного светопространства 119

3.4.1 Методика моделирования архитектурного светопространства 119

3.4.2 Методика светообъемного проектирования ансамблей и объектов 122

3.5 Реализация методики проектирования искусственной световой среды архитектурного светопространства (на примере р.п. Шиморское) 125

Выводы по третьей главе 139

Основные выводы и результаты исследования 139

Заключение 142

Список использованных источников и литературы 145

Введение к работе

Актуальность исследования. Искусственная световая среда – это часть жизненной среды обитания человека, где свет обеспечивает не только условия видения предметной среды, но и выступает в роли активного по эмоциональному воздействию ресурса, благодаря которому архитектура оставляет в памяти людей яркое и запоминающееся впечатление, что повышает социальный престиж города.

На рубеже ХХ – ХХI вв. проблема искусственного освещения архитектурных пространств, ансамблей и объектов, как одна из многоплановых и перспективных зодческих проблем, приобрела статус самостоятельности в связи с необходимостью упорядочения предметно-пространственной среды города в темное время суток.

Потребность в профессиональном решении вопросов формирования визуально полноценной искусственной световой среды, которая должна решаться в процессе проектирования архитектурных пространств наряду с традиционными задачами создания градостроительной, архитектурной и дизайнерской формы, связана с объективными обстоятельствами. Архитектурные пространства и формирующие их объекты должны создаваться с учетом их восприятия не только днем при естественном визуальном состоянии окружающей среды, но и в темное время суток, и обладать образно-эмоциональными качествами, выявляемыми посредством искусственного света, способствующего созданию уникального архитектурного образа городской среды.

Обеспечение визуального комфорта городской среды и улучшение эстетических качеств освещаемых объектов в большинстве случаев носит спонтанный характер, что зачастую находит выражение в применении решений функционально, информативно и эстетически неоправданных. В связи с этим необходимо выработать профессиональную точку зрения на проблему формирования архитектурных пространств при искусственном освещении, позволяющую анализировать существующее положение, выдвигать научно обоснованные проектные предложения и намечать пути их реализации с учетом тенденций развития.

Обозначенная проблема обусловила потребность выработки научных принципов и методики формирования искусственной световой среды архитектурного пространства как действенного инструмента организации предметно-пространственной среды города в темное время суток.

Теоретическая база исследования раскрывается в соответствии с общей логикой научных разработок и практически воплощенных проектов, нашедших отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых:

– исследованиям по психологии зрительного восприятия и процессам формирования зрительного образа посвящены работы И.Д. Артамонова, С.И. Вавилова, Б.М. Ветличковского, В.П. Зинченко, С.В. Кравкова, А.Р. Лурия;

– цветовому зрению и цветоведению – исследования М. Дерибере, А.Б. Матвеева, В.В. Мешкова, И.В. Мигалиной, Г. Фрилинга, Г. Цойгнера, зрительной экологии - Д. Гибсона, В.А. Филина;

– вопросы освещения городского пространства рассмотрены в работах Н.А. Азизян, Д.В. Бахарева, Н.М. Гусева, А.И. Дамского, В.Г. Макаревича, Н.В. Оболенского, Л.Н. Орловой;

– формированию научных основ световой урбанистики, колористике и визуальной оценке искусственной световой среды города посвящены работы, выполненные А.Г. Батовой, Я.П. Виноградовым, А.В. Ефимовым, Д.Ф. Кошкиным, Ж.-Ф. Ланкло, С.М. Михайловым, С.В. Норенковым, Ф. Хайглем, М.М. Червяковым, Н.И. Щепетковым;

– в теоретических работах архитекторов и светотехников В. Келера, Д. Климпатрик, В. Лукхарда, рассмотрены композиционные проблемы взаимодействия искусственного света с архитектурной формой;

– исследования по эстетике городской среды, теории композиции и архитектурного формообразования опубликованы Л.Н. Авдотьиным, М.Г. Бархиным, А.Э. Гутновым, Я.В. Косицким, А. Кучмаром, И.Г. Лежавой, К. Линчем, И.М. Смоляром;

– различные аспекты освещения городов рассмотрены в работах зодчих, искусствоведов, художников и дизайнеров - Р. Вентури, Ле Корбюзье, А. Люрса, Д. Понти, М. Рагон;

– технические вопросы искусственного освещения нашли отражение в трудах Н.В. Волоцкого, М.С. Дадиомова, В.И.Демчева, Г.В. Каменской, А.Б. Матвеева, В.В. Мешкова, В.М. Пятигорского, Г.В.Федюкина, В.М. Царькова;

– в последние десятилетия известные архитекторы ряда западных стран Ф. Гери, Р. Роджерс, Н. Фостер, Б. Чуми, совместно со светодизайнерами создали оригинальные образы запроектированных и практически реализованных объектов.

Объект исследования: архитектурное пространство и его предметно-простран-ственная среда.

Предмет исследования: формирование искусственной световой среды архитектурного пространства.

Цель исследования: выработка целостной совокупности принципов, способствующих профессиональному формированию искусственной световой среды архитектурного пространства.

Задачи исследования:

– исследовать зарождение, становление и тенденции развития искусственного освещения с учетом современных архитектурно-градостроительных требований;

– выявить особенности формирования искусственной световой среды архитектурного пространства;

– выработать принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства, положенные в основу теоретической модели и методики формирования искусственной световой среды архитектурного пространства на различных стадиях проектирования как инструмента ее реализации.

Границы исследования: типологические границы исследования определяются комплексным рассмотрением градостроительных и объемно-пространственных особенностей формирования искусственной световой среды архитектурного пространства; временные границы охватывают современный период, исторический обзор с древних времен до начала ХХI в.

Гипотеза исследования: предполагается, что выработка теоретических принципов формирования искусственной световой среды архитектурного пространства позволит выявить общие закономерности моделирования архитектурных светопространств на градостроительном, ансамблевом и объектном уровнях.

Методика исследования включает: изучение и систематизацию информации, полученной из литературных источников и электронных ресурсов; системно-структурный подход к проблеме формирования искусственной световой среды; графоаналитический метод систематизации материала; разработку принципов, теоретической модели и методики формирования искусственной световой среды архитектурного пространства на различных стадиях проектирования; светообъёмное компьютерное моделирование архитектурных объектов; натурное обследование и фотофиксацию световых ансамблей и объектов, соцопрос и анкетирование жителей для оценки качества световой среды архитектурных пространств Н.Новгорода, Великого Устюга, р.п. Шиморское; апробацию разработанных положений в процессе реального проектирования.

Научная новизна результатов исследования состоит в комплексном рассмотрении вопросов формирования искусственной световой среды архитектурного пространства на градостроительном, ансамблевом и объектном уровнях; в выработке общих (универсальных) и частных принципов, теоретической модели и методики формирования искусственной световой среды архитектурного пространства; в разработке иллюстрированного словаря светоурбанистических терминов и уточнении понятийно-терминологического аппарата по искусственному освещению архитектурного пространства, предназначенного для использования в архитектурной проектной практике и учебно-образовательном процессе.

На защиту выносятся:

– принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства;

– теоретическая модель формирования искусственной световой среды архитектурного пространства;

– методический подход к моделированию искусственной световой среды архитектурного пространства на градостроительном, ансамблевом и объектном уровнях как инструмент реализации теоретической модели.

Практическое значение исследования заключается:

– в создании научной основы для составления методических рекомендаций по проектированию искусственной световой среды архитектурного пространства на градостроительном, ансамблевом и объектном уровнях для использования в проектной практике;

– в уточнении понятийно-терминологического аппарата по искусственному освещению архитектурного пространства, предназначенного для практикующих архитекторов.

Апробация и внедрение результатов работы. По теме диссертации опубликованы монография и 20 статей, из них 4 в реферируемых изданиях, рекомендованных ВАК (в «Приволжском научном журнале» 2011–2013 гг. и журнале «Архитектон», 2012г.), в 7 сборниках трудов аспирантов и магистрантов ННГАСУ (2007–2013 гг.); в 2 сборниках научных трудов «Философский контекст науки и техники» (2010 г., 2011 г.); в журнале «Нижегородский проект» (2012 г.); в интернет-источнике.

Основные результаты исследований доложены на 9 конференциях: Международном научно-промышленном форуме «Великие Реки» (Н.Новгород, 2011–2013 гг.), научно-практической конференции «Креативный город» (Н.Новгород, 2010 г.); IV, V Международной научно-практической конференции «Теория и практика современной науки» (Москва, 2011–2012 гг.), а также III Всероссийской конференции «Устойчивость, безопасность и энергоресурсосбережение в современных архитектурных, конструктивных, технологических решениях и инженерных системах зданий и сооружений» (заочной) (Москва, МГСУ, 18.10.2012 г.); отчетной научной конференции Института архитектуры и градостроительства ННГАСУ (Н.Новгород, 15.01.2008 г.), юбилейной научно-практической конференции ННГАСУ «Проблемы формирования ландшафтной архитектуры урбанизированных территорий» (Н.Новгород, 25.03.2009 г.) и фотовыставках «Мир как чудо» (Н.Новгород, ННГАСУ, 2013 г.) и «Памятники Нижегородского Отечества» (Н.Новгород, УГООКН НО, 2013 г.).

Итоги проектно-творческой работы отражены в авторском дипломном и реальном проектировании рабочего поселка Шиморское Выксунского муниципального района Нижегородской области и внедрены в учебный процесс ННГАСУ (прочитаны лекции, проведена ознакомительная практика, иллюстрированный словарь светоурбанистических терминов опробован при обучении студентов архитектурных специальностей).

Для оценки существующего искусственного освещения архитектурных объектов и выработки предложений по их совершенствованию проводились соцопрос и анкетирование жителей г. Н. Новгорода, г. Великий Устюг и р.п. Шиморское.

Получены акты о внедрении разработанных проектов искусственного освещения 15 объектов в г. Н.Новгород и Нижегородской области, г. Вологда и г. Ярославль.

Объем и структура работы: диссертация представлена в двух томах: первый том включает текстовую часть объемом 157 страниц, состоящую из введения, трех глав и заключения, библиографического списка (176 литературных и электронных источников); второй иллюстрированный том включает графоаналитические таблицы, рисунки, модели архитектурных пространств, ансамблей и объектов, анкеты, иллюстрированный словарь светоурбанистических терминов.

Современный период (середина XX в. - начало XXI в.)

Вторая мировая война в очередной раз прервала развитие цивилизационного прогресса. Многое из достигнутого в области художественного освещения было предано забвению и в послевоенные годы восстановления, и в годы энергетического кризиса 1970-х гг.

Сразу после войны в честь ознаменования победы над фашизмом в столицах и крупных городах стран-победительниц были осуществлены грандиозные световые инсталляции: в Москве - салют Победы 9 мая 1945 г., фейерверки, лучи прожекторов устремили в небо свои лучи, образовав над Кремлем гигантский световой купол. В Лос-Анджелесе в 1945 г. «световой собор», состоящий из сходящихся лучей зенитных прожекторов, был создан над Мемориальным Колизеем. Организаторы оборудовали прожекторы вращающимися светофильтрами для получения многоцветной «корону света». Светодизайнеры показали, что зенитные прожекторы ПВО, могут демонстрировать световое искусство. В Германии реконструкция освещения в послевоенные годы опередила восстановление городской застройки.

В архитектуре США в послевоенный период укрепились позиции функционализма, чему способствовала эмиграция в эту страну крупнейших немецких и европейских архитекторов В. Гропиуса, Л. Мис ван дер Роэ и др. В соответствии с принципами интернационального стиля появились каркасные здания с полностью остекленными фасадами, интерьеры которых освещались новыми люминесцентными лампами.

Офисное здание фирмы «Пирелли» в Милане (арх. Д. Понти), построенное после войны, привлек внимание своей оригинально разработанной световой архитектурой. Автор проекта прорабатывал форму здания и вопросы его дневного и ночного освещения на макетах.

В примерах функционального уличного освещения обнаруживаются тенденции светоцветового зонирования в соответствии с технологическими, экономическими, коммерческими и требованиями безопасности. Американский национальный стандарт ввел классификацию городских районов и дорог по уровням освещения, которые иерархизированы с коэффициентом понижения освещенности на транспортных улицах, в коммерческих и жилых районах [10]. На скоростных автострадах, поворотах, перекрестках и переходах стали применять желтый свет для ориентации в пространстве. Опробуются принципиально новые системы функционального освещения улиц и набережных с применением высокомачтовых и безопорных системы освещения.

Этап инноваций (середина - конец XX в.) (экспериментальное использование)

Начиная с пятидесятых годов за рубежом формировался новый подход к освещению, которое должно не только обеспечивать утилитарные потребности (видимость, различимость объектов), но и эстетические функции. С этого момента проектирование освещения города стало базироваться на двух принципах: светотехническом и архитектурном.

В 1956 г. в книге «Световая архитектура» [22] В. Келер и В. Лукхардт, а позднее Н.М. Гусев и В.Г. Макаревич [21], трактовали новый термин более широко: свет естественный и искусственный во все века был для великих зодчих архитектурным, формообразующим материалом, творческое использование которого давало высокие образцы световой архитектуры.

Термин «световая архитектура» дополнился «световым урбанизмом», который подразумевает выполнение концептуальных светокомпозиционных работ разного масштаба: от целого города, ансамбля и объекта. Светодизайнеры Р. Нарбони во Франции и др. используют новейшие светотехнические технологии, находят нетрадиционные подходы к освещению архитектурного пространства и приемы построения светового образа объектов [138]. Ставятся вопросы о создании определенного стиля освещения и, в связи с масштабностью и социально-эстетической значимостью этих задач, о культуре света, которая основывается на сотрудничестве архитектуры с новыми технологиями [143].

К концу 60-х - началу 70-х гг. XX в. индустрия городского освещения в странах Запада, в Советском Союзе и европейских странах вышла на качественный уровень: разработаны и введены в действие национальные нормы и стандарты наружного освещения, созданы международная комиссия по освещению, комитеты и национальные светотехнические общества.

В таких городах как Барселона, Брюссель, Париж, Лондон, Вена, Рим, Стокгольм и др. велась активная борьба против световой рекламы, которая приводила к световому хаосу.

Впечатляющие результаты достигнуты в архитектурном освещении историко-архитектурных ансамблей и международных выставок, а именно: ансамбль площади Капитолия, Колизей и собор Святого Петра в Риме, здание парламента с башней Биг Бен в Лондоне и др. Освещение комплексов общественного назначения во многих случаях строилось по принципу исторически сложившихся приемов освещения пространств ретро-фонарями, светильниками-скульптурами, газовыми факелами, которые украшали и индивидуализировали ансамбли в вечернее и дневное время, являясь его органической частью. Многие театральные и торговые, выставочные и деловые площади старых городов, а также новых районов и строящихся городов-спутников в Швеции и Англии, Франции и Голландии, США и Японии оборудовались подобными установками общего освещения. Они нередко получали стилевую поддержку в дизайне светильников в остекленных и просматриваемых вечером интерьерах общественных зданий. Светящиеся объемы этих, как правило, невысоких зданий вместе со светом витрин и реклам играли основную роль в создании «иптерьерного», камерного масштаба и особых образных качеств, подчеркивающих современный стиль новых общественно-торговых центров в вечернее время. Заливающее прожекторное освещение в те годы основывалось на лампах накаливания, поэтому установки архитектурного освещения были весьма энергоемкими [26].

В годы энергетического кризиса 1973-1975 гг. в странах Запада архитектурное освещение пришло в упадок за исключением Парижа, где освещалась Эйфелева башня на Марсовом поле (арх. Гюстав Александр Эйфель, 1887 - 1889) и другие монументы.

Во многих городах Советского Союза в «годы застоя» освещались фасады зданий и мемориальных объектов, витрины магазинов и установки политической агитации, что отражало уровень жизни и «успехи коммунистического строительства». В связи с этим приняты первые концептуальные разработки проектов освещения городов Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Киева, Одессы, Баку, Волгограда, Тольятти. Освещению центра и исторических ансамблей уделялось большое внимание. Для массовой застройки не предусматривалось каких-либо мероприятий по эстетизации вечерней среды. Большинство разработок не нашли полноценного воплощения. Наибольшее количество объектов и световых ансамблей было освещено в Москве и Ленинграде предприятиями «Горсвет». В Москве в праздники освещены Кремль, Красная площадь, «сталинские высотки», Моссовет, Новый Арбат, Останкинская башня, Большой театр и некоторые вокзалы, Триумфальная арка и др. по проектам лаборатории архитектурного освещения ВНИСИ. В будни освещены Красная площадь и Моссовет из-за экономии. Первое масштабное освещение смонтировано в 1947 г. в честь Победы и 30-летия Революции: стены и башни Кремля оборудованы контурным иллюминационным освещением. В 1957 г. к Всемирному фестивалю молодежи и студентов и очередному юбилею революции освещение Кремля, а также высотных зданий, осуществлялось комбинированным способом - световой контур дополнялся заливающим светом прожекторов. Очередные реконструкции освещения Кремля и расширяющегося списка освещаемых объектов были приурочены к "50-летию революции и 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. В ночном небе над Москвой на аэростате было поднято большое знамя с портретом вождя, на который были нацелены из разных точек центра города лучи военных зенитных прожекторов с дуговыми лампами, питавшиеся от автономных генераторов, управляемых солдатами, поскольку аэростат под действием ветра «дрейфовал» в воздухе.

На смену прожекторным лампам накаливания в новых осветительных установках пришли лампы ДРШ (дуговые ртутно-шаровые) и галогенные большой мощности, а затем и металлогалогенные, что сразу качественно изменило облик освещаемых объектов: заметно повысились уровни освещения и появился холодный зеленовато-белый свет при снижении общей мощности установок и эксплуатационных расходов.

В отличие от Москвы, архитектурное освещение в Ленинграде с 1960-х гг. функционировало каждый вечер, за исключением сезона летних белых ночей. Петропавловская крепость была освещена оригинальным приемом: простейший световой карниз из экранированных ламп накаливания по верху крепостной стены контрастировал с вертикалью колокольни собора, залитой прожекторным светом. В октябрьские праздники, по числу лет со дня революции, над световым карнизом зажигались газовые факелы, которым откликались факелы на ростральных колоннах.

Человеческий фактор восприятия светоцветового освещения

В отличие от дневного времени, воспринимаемые параметры архитектурного светоцветопространства моделируются и управляются человеком через искусственное освещение и оцениваются им через зрение и зрительное восприятие в различных условиях. В связи с этим необходимо приобретать знания о психологии зрительного восприятия в условиях искусственного освещения, так как при проектировании архитектурного светопрострапства должны учитываться факторы, влияющие на формирование ночного тектонического образа архитектурных объектов [13, 118].

Первым этапом всех форм деятельностного освоения человеком предметно-пространственной среды является визуальное восприятие, а первый этап познавательного акта восприятия есть перевод цветовых сигналов, поступающих из цветового пространства среды, в зрительные образы объектов, формирующих эту среду. Эффективность обусловленных функциональными процессами жизнедеятельности контактов человека с этими объектами во многом зависит от комфортных условий визуального освоения цветового материала, из которого восприятием создаются образы среды [33]. В диссертационной работе представлена схематизированная модель зрительного восприятия ночного архитектурного образа [40], представляющую собой систему, в которой на одном конце (сенсорный вход) возникает реакция па внешние события. Сенсорное сообщение преобразуется в набор специфических признаков; на другом конце - в системе памяти - содержится запись прошлых событий, т. е. данные и предположения, необходимые для интерпретации сенсорного сообщения. Анализ зрительного восприятия образа архитектурного объекта (сенсорное сообщение) позволил обнаружить закономерности, иллюстрирующие важность тектоники в распознании архитектурного образа в ночных условиях.

В исследованиях современной науки цветологии и светотехнике по светоцветовому восприятию накоплена значительная информация. Знания о цвете и его применение в деятельности человека используются в моделировании архитектурного светопространства для выработки общей методики, т.к. цвет в условиях научно-технического прогресса оказывается в центре внимания ряда практических отраслей производства: полиграфии, светотехники и др. В основании науки о цвете лежат общезначимые теории: цветности, смешения цветов, колориметрия, светотехника, теория цветового зрения, цветопсихология, теория цветовой гармонии и др. [36] Многие направления теоретических исследований представлены рядом персональных цветоведче-ских теорий, концепций, моделей. В архитектуре цвет считается неотъемлемой частью формы, одним из факторов, обуславливающих впечатление от создаваемого архитектурного произведения (Т.2, рис. 3).

Цветное освещение по-разному влияет на нервную систему, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме (Т.2, рис. 4). Чтобы внести в цветное многообразие окружения человека порядок, необходимо установить основные свойства, которыми цвета отличаются друг от друга, т.е. признаки, по которым можно охарактеризовать каждый цвет отдельно от других. Цветовое решение объекта характеризуется цветовой гаммой, цветовым контрастом и количеством цвета [28]. В соответствии с концепцией ассоциативного восприятия цвета, действие света базируется на ответных реакциях, связанных с ассоциативным восприятием конкретного цвета, как символа состояния окружающей среды или явления, закрепившихся в условиях жизнедеятельности человека [64]. Ответные реакции человека на воздействие определенного цвета предполагаются аналогичными ответным реакциям на похожий цвет в естественных условиях. В солнечный день люди более оживлены, жизнерадостны, чем в пасмурный и дождливый (Т.2, таблица 2.11) [65].

Красный цвет (противоположный - зеленый) наиболее эмоциональный и активный, поскольку оживляет, волнует, создает ощущение теплоты и является самым интенсивным. Оранжевый цвет пылкий и блестящий, цвет огня и солнца. Оранжевый создает ощущение веселья, радости, благополучия, усиливает жизнерадостность и чувство полноты жизненных ощущений, укрепляет волю человека. Желтый цвет действует возбуждающе, создает ощущение раскованности, изменчивости при отсутствии последовательности и планомерности. Ассоциируется со светом, радостью, надеждой. Золотистые оттенки напоминают о богатстве и изобилии, создают и поддерживают хорошее настроение. Он очень сильно влияет на зрение, вызывает усталость глаз. Зеленый цвет (противоположный - красный) ассоциируется с зеленью растительности, обеспечивающей пищу, кров, прохладу в зной и чистый воз-дух, как правило, притягателен, вызывает чувство покоя, релаксации, успокоения и комфорта. Зеленый считается самым успокаивающим для глаз цветом. Зеленый цвет представляет собой комбинацию свежести синего и жизнерадостности. Голубой цвет успокаивает, понижает уровень тревоги и расслабляет, но делает это холодным, рассудочным образом, за счет серьезности, мудрости. При избыточном применении может вызвать переутомление, головную боль, ощущение холода и тоски. Синий цвет (противоположный -оранжевый) вызывает ассоциации с цветом вечернего неба, перед временем сна, что приводит к преобладанию процессов торможения и традиционным временем ночного сна, вызывает выраженную сонливость, вплоть до засыпа-

ния. Также синий цвет ассоциируется с водой, спокойствием, чистотой, бесконечностью. Однако этот цвет является весьма необычным для освещения улиц, поэтому человек может опасаться совершать преступление или самоубийство под такой необычной иллюминацией. Синий цвет снижает кровяное давление и замедляет сердцебиение. Вот почему он считается успокаивающим, расслабляющим, умиротворяющим. Фиолетовый веот_подавляет рациональное мышление, пробуждая вместо него интуицию. При избыточном применении возможно сильное угнетение, вплоть до депрессии. Малиновый цвет может вызвать у людей раздражительность. Темно-синие цвета вызывают чувство печали. Пурпурный и его темные оттенки - это богатый, драматичный и сложный цвет, ассоциируется с роскошью и творчеством. Использование его как вторичного цвета, придает цветовой схеме глубину. Нейтральные цвета (черный, серый, белый и коричневый) - это основа для всех цветов. Их основное достоинство заключается в гибкости. Белый цвет холодный и чистый. Оставляет ощущение бесстрастности. Этот цвет служит хорошим фоном для всех хроматических цветов, которые рядом с ним сильно повышают свою интенсивность и больше привлекают внимание. Серый цвет - нейтральный: не привлекает к себе внимания, не вызывает никаких реакций - не возбуждает и не успокаивает, а создает ощущение стабильности тем, что отгораживает человека от окружающего мира и побуждает его к скромности, сдержанности, скрытности. Черный цвет производит сильное угнетающее и тормозящее действие. Служит хорошим фоном для хроматических цветов (Т.2, таблица 2.12) [50, 66, 68].

Для создания архитектурного светопространства используются знания светотехники [83, 84]. Наиболее сложным вопросом в современном творческом методе архитектора является учет цветности и цветопередачи излучения искусственных источников света в экстерьере в вечернее и ночное время.

Цветность не допускает: цветового яркостного «отрыва», яркостпого «провала», чрезмерную яркость, «сминающую» его пластику, приводящего к нарушению единства композиции (Т.2, рис. 11). Качество воспроизведения цвета, зависящее от спектрального состава излучения источника света, определяется их цветопередачей, поскольку проблема влияния освещения на восприятие цвета в архитектуре стала особенно актуальной с появлением разнообразных искусственных источника света [57]. Для архитектора важно знать, что наибольшим изменениям подвержены насыщенные цвета; наибольшее изменение цвета наблюдается при освещении НЛВД, ДРЛ, ЛН, наименьшее - ЛЛ типа ЛЕЦ, ЛДЦ и МГЛ [61]. Чтобы цвет объекта при искусственном освещении незначительно отличался от цвета при естественном источнике света, рекомендуется желто-красно-оранжевые и коричневые объекты освещать ЛН, НЛВД, ЛТБ, ЛБ, светодиоды, голубые - ЛДЦ, ЛЕЦ, ДРИ, зеленые - ДРЛ, ЛН, ДРИ, синие -ДРИ, ЛД, серо-бежевые - ЛРИ и НЛ ВЛ (Т.2, таблицы 2.3, 2.13).

Таким образом, цвет рассматривается как важный эстетический фактор формирования архитектурного пространства, который способен обогатить его в отношении информативности, эмоциональности и комфортности. Многочисленные задачи, решаемые с помощью цвета, должны рассматриваться комплексно, так как на формирование светоцветового окружения влияет целый ряд взаимосвязанных факторов [70].

Типология объектов освещения

Светообъемное проектирование по своему характеру более предметно, поскольку связано с решением задач образной выразительности архитектурных объектов.

Объектами освещения являются пути движения, вертикальные поверхности (деревья), горизонтальные поверхности (газоны), горизонтальные водные поверхности, малые архитектурные формы (беседки, скульптуры, лавочки), световая информация (реклама, вывески), мосты и другие инженерные сооружения, здания и сооружения. Новыми объектами освещения являются искусственно созданные и освещенные объекты (Т.2, таблица 3.10).

Пути двиоісеиия. В темное время суток очень важно подсветить подъездные пути, дорожки, тропинки. Чем шире дорожка, тем ярче должна быть ее освещенность. Две довольно распространенные ошибки: резкий свет бьет в глаза и ослепляет, либо недостаточная высота светильников приводит к дисбалансу яркостей и дорожка покрывается световыми пятнами. Для предотвращения этого следует использовать светильники правильной высоты, применять дефлекторы и рефлекторы, рассеиватели из матового стекла, низковольтные светильники [51]. Если выбраны направленные светильники, следует подобрать такой угол освещения и ширину луча, чтобы они не вызывали зрительный дискомфорт и хорошо освещали путь [29].

Освещение улицы «световыми столбиками». Для равномерного освещения наиболее применимы светильники-торшеры, или «венчающие светильники» по отечественной терминологии. В дизайне подобных светильников существует три принципиальных стилизации, а именно «хай-тэк», «под старину», и функциональное исполнение [30].

Вертикальные поверхности {деревья). Для создания максимального эффекта от освещения растительности, необходимо четко понимать некоторые значимые свойства растений. Прежде всего, это текстурные свойства ствола, ветвления, форма листьев, сезонные цвет, густота, прозрачность кроны, форма и цвет цветения, скорость роста растений. В зависимости от этих свойств необходимо выбирать прием освещения. Если дерево имеет густую непрозрачную крону, светильники должны быть установлены на некотором удалении от него, чтобы обеспечить заливающее освещение кроны снаружи. В случае прозрачной кроны, светильники могут быть установлены в непосредственной близости и направлены внутрь кроны, обеспечивая свечение листьев [63]. Высокие деревья пирамидальной формы (ели, кипарисы) освещаются прожекторами с концентрирующей оптикой с расстояния 5-Ю м. Для освещения пальм также хорошо использовать точечные приборы - «слоты», при этом один из прожекторов подчеркивает текстуру ствола, а другие выявляют крону. При освещении деревьев с густыми кронами округлой формы можно вынести светильники на достаточное расстояние от дерева. При этом если требуется обеспечить вид с разных сторон, направление нацеливания светильники не должно отличаться более чем на 35 градусов от вертикали для исключения слепящего эффекта; в случаях, когда это не требуется, направление световых пучков светильники может располагаться «горизонтальнее». Ограничения на угол нацеливания снимаются, если использовать кустарники и небольшие деревья для «экранирования» светильники, однако при этом нельзя допускать появления на их листве ярких пятен. Такие пятна могут вызвать проблемы с обслуживанием, особенно в наших молодых садах; в этом случае может потребоваться перестановка ОП. Интересным решением может быть применение светильников с регулировкой по высоте. Иногда не удается выделить всю крону такого дерева (некоторые средиземноморские хвойные), при этом альтернативой в некоторых случаях может быть освещение нижней части кроны [94].

Лиственные деревья средней полосы, например, дубы иногда имеют раскидистую крону очень больших размеров. Для выявления такой кроны иногда приходится использовать значительное число светильников.

Рост деревьев в саду представляет серьезную проблему для системы ландшафтного освещения и является причиной сезонного обслуживания [97].

Кроме чистки, перестановки светильников иногда может понадобиться удаление растений, мешающих работе системы освещения. При монтаже системы должен быть предусмотрен запас питающего кабеля для упрощения возможной перестановки осветительных приборов. В этой связи применение встраиваемых светильников более целесообразно для зрелого сада. В молодых садах практичнее применение низковольтных систем освещения с осветительными приборами на штырях, которые легче переносить (питающий кабель располагается ближе к земле). В большинстве случаев при освещении деревьев применяется освещение снизу по очевидной причине простоты размещения светильников, однако освещение сверху может дать более интересные результаты. Верхний свет обеспечивает более естественное освещение -растительность выглядит как днем, тогда как при нижнем освещении свет и тень как бы меняются местами. Освещение сверху дает меньший общий контраст, так как освещается горизонтальная поверхность земли, большая по площади, что в итоге приводит к большей согласованности и улучшению эмоционального впечатления. Кроме того, при освещении сверху наблюдатель намного лучше различает детали и сезонные цвета растительности. Основная проблема при освещении сверху - отсутствие «базы» для установки светильников. Кроме построек, эту функцию могут выполнять сами деревья. Размещение светильников на стволах и ветвях высоких деревьев позволяет комбинировать приемы освещения, давая дополнительную степень свободы дизайнеру [103].

Расстояние между прибором и объектом определяет, насколько рельефно будет подчеркнута текстура, при этом максимальный эффект дает наибольшее приближение. Этот прием очень эффектен при освещении живых изгородей из кустарников.

Освещение дерева прямым фронтальным светом делает его плоским, а кроме того, ослепляет тех, кто находится перед источником света. Боковое освещение направленными светильниками подчеркивает объем кроны и выявляет фактурность ствола. Нижнее освещение, при удачном размещении ламп, может создавать ощущение внутреннего свечения кроны и обнаруживать оригинальность ее архитектоники, особенно в период, когда ветви лишены листвы. Задний свет выгодно очерчивает контуры растений или других объектов в саду, однако использовать его надо аккуратно, не допуская эффекта ослепления. Этого можно добиться, применяя в качестве контрольного не прямой, а отраженный свет [109].

Важный декоративный эффект в экстерьере достигается при целенаправленном подсвете растений и деревьев. Для этих целей может быть использован подсвет с земли (при помощи встроенных в землю или находящихся па ней прожекторов, освещение прожекторами заливающего света или переносными маломощными садовыми светильниками типа «спайк». Последний вид, как правило, представляет собой уплотненный патрон для зеркальной лампы накаливания (обычной или галогенной), установленный на столбике длиной 20 - 60 см с острием на конце, облегчающим втыкание светильника в землю. Освещение с земли создает своеобразное впечатление от крон деревьев, при этом можно добиться оригинального эффекта за счет применения ламп разного цвета. Объем листвы на деревьях можно подчеркнуть и путем «вплетения» света в саму листву. Этот прием в последние годы особенно распространен в России и представляет собой размещение на ветках дерева гирлянд с малогабаритными лампочками, световодов с боковым свечением или световых кабелей типа «дюралайт». Следует отметить, что первый из этих способов может не обеспечивать достаточной электробезопасности, а последний может губительно влиять на развитие самого дерева, так как световые кабели с лампами накаливания достаточно сильно нагреваются при работе.

Освещение может привлечь внимание к композиционным особенностям сада, например, акцентировать внимание на его симметричном построении или рядовой посадке на аллее.

Для освещения деревьев в саду, кроме бокового и нижнего света, используют также и верхний, закрепляя светильники непосредственно в кроне. В случае применения мощных ламп это может нанести вред дереву, поэтому лучше пользоваться небольшими лампами низкой интенсивности свечения. Распространенный способ украшения деревьев - развешивание световых шнуров и гирлянд с крошечными мерцающими лампочками или оплетение ими стволов и сучьев. При условии использования монохромного света или нюансных сочетаний тонов, например лиловых, сиреневых и голубоватых, полученная картина может быть просто фантастической. Группа кустарников выглядит наиболее живописно, если ее подсвечивать мягким светом сбоку, со стороны самых низких растений. Использование кустов нескольких пород с листвой контрастной окраски повышает декоративность группы не только в светлое время суток, но и при вечернем освещении.

Реализация методики проектирования искусственной световой среды архитектурного светопространства (на примере р.п. Шиморское)

На основе теоретической модели искусственной световой среды архитектурного пространства и методики проектирования архитектурных све-топространств разработаны рекомендации по проектированию искусственной световой среды г. Н. Новгорода (1 этап - световой план) (Т.2, рис. 19, 19.1- 19.5), г. Великого Устюга (1 этап - световой план) (Т.2, рис. 20, 20.1-20.5) и р.п. Шиморское (Т.2, рис. 23, 23.1-23.5). Подробно методика раскрыта через три проектных стадии на примере р.п. Шиморское.

На предпроектной стадии осуществлены: анализ существующего проекта генерального плана, разработка документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и проекта планировки территории, т.е. градостроительной документации муниципального образования р.п. Шиморское Выксунского муниципального района Нижегородской области, выполненные автором в составе коллектива ООО «СинАРХия» (Т.2, приложение Е. Акт о внедрении). Проведен анализ основных особенностей поселения (Т.2, рис.21, 21).

Шиморское - рабочий поселок в Выксунском районе Нижегородской области, расположенный в 36 км к юго-западу от железнодорожной станции Навашино, в 6 км к западу от г. Выкса, на правобережье р. Оки. Поселок Шиморское связывается с центром района - г. Выксой.

В XVIII в. село Шиморское принадлежало богатейшему в губернии за-водовладельцу Баташеву, затем братьям Шепелевым, их сестре княгине Анне Дмитриевне Голицыной и наследникам и называлось «Старое жито». В 1809 г. на высоком месте была построена Успенская церковь. Возрождение храма началось с 1995 г. Образовано название села в 1845 г. До революции - центр Шиморской волости Меленковского уезда Владимирской губернии. Статус рабочего поселка приобрел с 1945 г.

Муниципальное образование р.п. Шиморское имеет компактную планировочную структуру в виде системы улиц, огибающих овраги и заболоченные территории и выходящих по рельефу к берегу р. Оки, что является неоспоримым достоинством планировки поселка. Формируют центр ряд магазинов, поселковый совет, предприятия бытового обслуживания и новый клуб вместе со спортивными сооружениями и сквером.

Жилая застройка занимает в муниципальном образовании большую часть территории и представлена индивидуальной застройкой с приусадебными участками и индивидуальной (коттеджной) 2-3-х этажной застройкой городского типа (Т.2, рис. 22).

Размещение нового строительства запроектировано из условий выявления на расчетный период основных элементов структуры, обеспечения равномерного расселения населения по территории муниципального образования, формирования законченного архитектурно-пространственного облика.

Промышленность поселка представлена следующими предприятиями: Шиморский судоремонтный завод, асфальтовый завод (в данный момент не действует), компактно размещенные на территории производственной зоны па приречной территории.

В настоящее время в р.п. Шиморском и д. Тамболес имеются 2 школы, училище, филиал МИСиС, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт. Учреждения и предприятия социального и культурно-бытового обслуживания представлены: районным Домом культуры, Домом творчества д. Тамболес, двумя библиотеками, магазинами, частными предприятиями и больницей.

Проектное предложение основано на анализе сложившейся демографической ситуации в р.п. Шиморское, учитывая естественные и механические демографические процессы, а также планируемое присоединение близлежащих деревень и выделение участков для коммерческой продажи.

В основу архитектурно-планировочной организации р.п. Шиморское положены:

- сохранение существующих достоинств планировки поселка;

- упорядочение улично-дорожной сети;

- создание четкого функционального зонирования;

- организацию общественных центра и подцентров с учреждениями культурно-бытового обслуживания.

По функциональному назначению проектируемая территория делится па следующие зоны: жилая; общественно-деловая (зоны общественного и исторического центров); производственная; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационная; специальная (кладбище). Размещение функциональных зон поселка запроектировано с учетом санитарно-гигиенических, требований инженерной подготовки, экономичного использования территории, а также с учетом очередности освоения [81].

Композиция плана поселения определяется улично-дорожной сетью, которая образует планировочный каркас, «тканью», объединяющей пятна жилых, промышленных территорий и зеленых насаждений. Главной композиционной осью поселка является - ул. Калинина, которая проходит через весь поселок, соединяет все зоны и обеспечивает транспортом примыкающие жилые кварталы.

Реконструируется и благоустраивается проектируемый общепоселковый центр, занимающий восточную часть территории бывшей производственной зоны. Главная площадь будет соединяться с набережной р.. Оки, где предлагается организация зоны отдыха, которая включает здание общественного торгового центра, спортивные площадки и озеленение. Благоустраивается набережная р. Оки со строительством нового порта, причала, яхт-клуба на основе реконструкции старого. Производственная зона остается на приречной территории в прежних границах с реконструкцией существующих зданий и сооружений.

Проведена научно-исследовательская работа, которая основана на поиске методов и средств гуманизации среды обитания людей, светоцветового структурирования архитектурного пространства. Цвет, цветовая гармония, колорит и искусственный свет являются основными факторами преобразования искусственно созданной среды р.п. Шиморское.

Анализ показал недостаточность организации световой среды р.п. Шиморское. Освещены лишь проезжие части главной, ряда основных и улиц и площади. Недостаточно освещены: второстепенные улицы, проезды, площадки детских садов, школы и училища,

Постройки р.п. Шиморское имеют серовато-охристый и красновато-коричневый колорит, поскольку построены из дерева и кирпича, что"способствует образованию мягкой палитры «земляных» красок. Архитектурный массив сооружений из природных материалов исчезает под декоративной облицовкой и о пространственно-пластической структуре сооружения говорит уже не реальная форма, а цвет, создающий иллюзию формы. Анализ показал полное отсутствие применения современной цветовой палитры и материалов.

Решены актуальные научные задачи формирования и реконструкции светоцветового решения архитектурных пространств р.п. Шиморское, включая восстановление ансамбля - объекта культурного наследия регионального значения - Успенской церкви; реконструкцию архитектурных объектов на основе новых технологий и материалов (школа, порт и т.п.); разработке све-тоцветовых решений и колористки фасадов и элементов зданий для конкретных заказчиков (Т.2, таблица 3.22, рис. 28).

На стадии концепции предусмотрена разработка концепции формирования искусственной световой среды архитектурного пространства поселения в структурно-пространственном, системном, элементно-функциональном и визуально-эстетическом аспектах.

Постановка проблемы: выявлено, что существует лишь функциональное точечное освещение улиц и пешеходно-транспортных зон отдельных объектов, выполняющее функции безопасности. Отсутствует декоративное и праздничное освещение.

Методика решения проблемы: поэтапная организация светопрострап-ства поселения путем создания системы световых ансамблей и доминант на основе выработанных методических принципов.

Похожие диссертации на Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства