Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обыденное и профессиональное мышление в архитектурно-композиционном процессе Янковская, Юлия Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Янковская, Юлия Сергеевна. Обыденное и профессиональное мышление в архитектурно-композиционном процессе : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.02.- Екатеринбург, 2000.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-18/4-1

Введение к работе

Актуальность исследования интерпретаций образа архитектурного объекта в эбыденном мышлении определяется переориентацией современной культуры и искусства. Если старая парадигма искусства довела до совершенства общение с объектом, то современная фиксирует свое внимание на качестве субъекта (воспринимающего). А сам архитектурный эбьект в данном аспекте понимается как механизм, провоцирующий воображение человека-зрителя, механизм сотворчества. Современный уровень развития культуры ставит перед архитектором новую задачу - производства творческого состояния. Созданный архитектором пространственный образ служит связующей нитью между человеком и внешней реальностью, эн обращается к зрителю от имени внешнего мира, актуализируя опыт человека, который подвергает этот образ переработке. Познание закономерностей формирования и трансформирования художественного образа архитектурного объекта в обыденном и профессиональном мышлении становится актуальной задачей теории и практики архитектуры.

Теоретической базой, определившей в дальнейшем направление и стратегию исследования, стати:

Работы, посвященные изучению процесса и метода проектирования (Дж. К. Джонс, Б.Г. Бархин, И. Фридман, О. Акин).

Публикации по общей теории архитектуры (Д.Е. Аркин, 3. Гидион, К. Зитте, А.В. Иконников, А.И. Каплун, А.Э. Коротковский, Ю.В. Ранинский, А.Г. Раппопорт и Г.Ю. Сомов, Н.И. Смолина).

Исследования по теории композиции и восприятию (Е.Л. Беляева, А. Гутнов, В. Глазычев, В.И. Иовлев, А.Э. Коротковский, Н.Д. Кострикин, М.Ю. Лимонад и А.И. Цыганов, К. Линч, Н.Н. Нечаев, Г.Ю. Сомов, И.А Страутманис, З.Н. Яргина). Методологической базой исследования являются системные модели композиции и использование общенаучных (формально-логических и семиотических) приемов описания объектов, заложенные в

работах А.Э. Коротковского. Им же заложено начало изучения психотропных функці архитектурной композиции, развитое в дальнейшем В.И. Иовлевым, Н.Н. Нечаевым, МЛ Лимонадом.

Работы по психологии и социологии (В.И. Иовлев, Э.А. Капитонов, А.Н. Леоігш Петровский А.В. и Ярошевский Н.Г., Пономарев Я.А., Степанов А.В., Г.И. Иванова, Н.! Нечаев, Л.Д. Столяренко), дающие теоретическую базу для социологических изысканий интерпретаций результатов.

Для построения современной методологической концепции необходимым явило обращение к литературе по философии, культурологии и семиотике (Аристотель, , Белый, П. Бурдье, И Кант, Е.Н. Князев, М.Ю. Лотман, Е. М. Метленский, Ф. Нищи Платон, Г.С. Померанц, И. Пригожий, Э. Фромм, К.Г. Юнг.

Поиск аналогов, прототипе^, типовых решений архитектурных объектов, принятых рассмотрению, обусловил необходимость обращения к монографиям по исторі архитектуры и сборникам по современной архитектуре (Н.С. Алферов, Д.Е. Аркин, А.] Бунин и Т.Ф. Саваренская, Р.А Кацнельсон, P.M. Лотарёва, А.В. Рябушин, Ю.С. Ушако Холодова Л.П.).

Взаимосвязь обыденного и профессионального мышления можно рассматривать различных аспектах:

взаимодействие архитектора и власти (регламентация деятельности архитектора);

взаимодействие архитектора и заказчика (трансформация проектных идей под влияние заказчика);

взаимодействие архитектора и строителей в процессе материального воплощен* архитектурного объекта;

взаимодействие архитектора и зрителей после постройки архитектурного объект; адекватное или неадекватное отражение образа объекта в сознании зрителей;

формирование образной структуры архитектурного произведения в мышлени архитектора-профессионала и обывателя;

взаимосвязь обведенного и профессионального мышления, рассмотренная в аспект влияния направленности культуры на трансформацию профессионального мышления.

В данном исследовании акцент сделан на процессе коммуникации архитектор-зрителі отражении архитектурного объекта в мышлении обывателя и профессионала. Мышлени архитектора проявляется как в активном процессе проектирования, вынашивания замысла, та и в пассивном процессе отражения, осознания и оценки существующего объекта или проект; Обыденное мышление рассматривается только в пассивном процессе оценки произведения.

Конкретизация теоретических представлений о рациональной и художественно образной природе психического отражения архитектурного объекта и раскрытие зависимост: образа, как от композиционной структуры, так и от общекультурной традиции, дае возможность выйти на такие проявления изучаемого явления, которые поддаются фиксации і качественной оценке. Создание системы моделирования формирования образной структурі архитектурного произведения в сознании зрителей, принадлежащих к разным социальны? группам, позволит создать реальные предпосылки для повышения эстетического и психо эмоционального воздействия архитектурной среды. Эти проблемы определили направленії исследования.

Мышление обыденное и профессиональное изучается по отношению к архитектурно-композиционному процессу. Композиционный процесс является наиболее показательным из всех видов архитектурных процессов для изучения связи обыденного и профессионального мышления, так как затрагивает проблему формы, ее структурированности, коммуникативной и семантической ценности. Поэтому композиционный процесс и влияние на него обыденного и профессионального мышления стали предметом исследования.

Архитектурно-композиционный процесс понимается как процесс коммуникации «архитектор - произведение - аудитория», последовательное изменение, преобразование идей архитектора в проекте, затем в архитектурном объекте и их отражение в сознании зрителя (обывателя и профессионала). Отражение является завершающим звеном художественной коммуникации. Оно включает в себя: рождающее смысл взаимодействие личности зрителя и архитектурного произведения, расшифровку знаковой системы, постижение и интерпретацию смысла, оценку произведения. Пространственный образ находится между человеком и внешней реальностью, он обращается к человеку от имени внешнего мира, накопленный опыт человека подвергает этот образ переработке, стремясь к адекватности отражения. Поэтому неизбежно противоречие между «планом выражения и планом содержания» (по Дотману). Однако, при условии выявления параметров образной структуры архитектурного объекта и условий, воздействующих на его адекватное или неадекватное отражение, можно предположить, что эффект прогнозируемого отражения объекта в сознании зрителя может быть задан в архитектурном проекте с определенной долей вероятности. Это положение составляет рабочую гипотезу исследования.

Грапицы исследования. Исследование направлено на изучение коммуникативной функции композиционного процесса, рассмотренного на примере ряда современных архитектурных объектов, построенных в исторической среде.

Целью исследования является анализ взаимосвязи обыденного и профессионального мышления в композиционном процессе, на основе которого разрабатывается метод оценки образной структуры архитектурного объекта.

Это определило задачи исследования:

сформулировать методологический принцип анализа взаимосвязи обыденного и профессионального мышления в композиционном процессе;

выявить особенности профессионального мышления архитекторов, его проявление в проектировании, трансформацию под влиянием направленности культуры;

рассмотреть коммуникативную функцию композиционного процесса во взаимосвязи обыденного и профессионального мышления (на основе систематизации результатов проведенных социологических изысканий);

выявить устойчивые характеристики формирования и трансформации образа архитектурного объекта в сознании зрителя;

сформулировать метод оценки проектируемого объекта с точки зрения адекватности его отражения в обыденном и профессиональном мышлении.

Методы исследования обусловлены решаемыми задачами. Так метод социологических изысканий позволил собрать материал для исследования особенностей восприятия архитектурного объекта. Для систематизации социологических изысканий бьи применен интерпретационный метод, основанный на герменевтическо-рецептивном подходе. Для анализа материала и выявления связей был применен системный метод и метод

параметрических моделей. Графоаналитический метод помог в наглядной фор; зафиксировать результаты анализа.

Научная новизна. Впервые на уровне кандидатской диссертации специалы исследована взаимосвязь обыденного и профессионального мышления применительно коммуникативной функции архитектурно-композиционного процесса. Кроме того, диссертации впервые применен метод параметрических моделей, учитывающих влиян) устойчивых (априорных) и изменяющихся (адаптивных) факторов. Применение метод основанного на сочетании априорных моделей с адаптивностью параметров, позволяї исследовать архитектурные структуры любой сложности, которые могут включать в cet функциональные, геометрические, пространственные, семантические, временные уровн осмысления.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 147 страницах машинописног текста и 46 таблицах иллюстраций, включает введение, четыре главы, заключена Очередность решения задач определила структуру диссертации. В первой главе определяете стратегия исследования и формулируется модель анализа композиционного процесса. В второй главе рассматриваются особенности профессионального мышления, его проявление проектировании, трансформация под влиянием направленности культуры. В третьей главе н конкретных примерах рассмотрена коммуникативная функция композиционного процесса в взаимосвязи обыденного и профессионального мышления, выявлены устойчивы характеристики формирования и трансформации образа архитектурного объекта в сознани) зрителя (профессионала-архитектора и обывателя). Это позволило предложить в четвертоі : главе вероятностный метод оценки композиционно-образной структуры архитектурной произведения. В заключении приводятся основные результаты диссертационной исследования.

В результате работы исследована закономерность связи типов мышления і
архитектурно-композиционном процессе. Получена комплексная методика оценю
композиционно-образной структуры архитектурного произведения в исторической среде
доступная целям проектной практики и экспертной оценки художественных результатов
проектирования. Предложенная методика также может использоваться при составлении
учебных программ, с целью совершенствования подготовки специалистов. '

Апробация работы. Основные положения апробированы на научных конференциях: «Культура и интеллигенция России: социальная динамика, образы, мир научных сообществ (XVIII-XX вв)» (Омск, 1998); «Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития» (Екатеринбург, 1999); «Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий» (Екатеринбург, 1999); на Международной научно-методической конференции по архитектуре и дизайну (Казань, 1999).