Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Свириденко Олеся Вячеславовна

Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха
<
Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Свириденко Олеся Вячеславовна. Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха : Дис. ... канд. техн. наук : 05.13.12 Омск, 2005 212 с. РГБ ОД, 61:06-5/805

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Анализ автоматизации решения задач комбинаторного формообразования 10

1.1 Комбинаторное формообразование поверхностей из отдельных элементов 10

1.2 Задачи комбинаторного формообразования, программируемые и решаемые на базе использования ЭВМ 14

1.3 САПР, использующие приемы комбинаторики для решения поставленных задач 18

Выводы по главе 1 25

Глава 2. Разработка методики формирования структуры матричных элементов и полотен из них и способов ее реализации 26

2.1 Разработка методики формирования структуры полотен из матричных элементов 26

2.2 Разработка способов получения полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха 33

2.3 Описание комбинаторных свойств матричных элементов, образующих структуру полотен из кожи и меха 37

Выводы по главе 2 43

Глава 3. Теоретические аспекты разработки системы автоматизации проектирования структуры полотен 44

3.1 Аналитическое описание структуры матричных элементов, образующих полотна изделий 44

3.2 Логическое описание взаимосвязей отдельных элементов, образующих полотна 52

3.3 Задание параметров базовых элементов, образующих матричные элементы 58

Выводы по главе 3 88

Глава 4. Разработка программного обеспечения проектирования полотен из кожи и меха для изделий 89

4.1 Разработка системы кодирования базовых и матричных элементов, образующих структуру полотен 89

4.2 Разработка программного комплекса для автоматизации процесса проектирования структуры полотен из матричных элементов 92

4.3 Разработка базы данных изделий, получаемых с использованием полотен, состоящих из матричных элементов 112 Выводы по главе 4 122 Заключение 123 Список использованных источников

Введение к работе

Изделия из кожи и меха являются предметами первой необходимости, поскольку они имеют высокие теплозащитные и эстетические свойства. Однако особенности свойств этих материалов обуславливают использование традиционных покроев, не допуская большого разнообразия изделий. Следовательно, возникает задача поиска способов расширения ассортимента этих изделий и увеличения их разнообразия.

С целью расширения ассортимента изделий из кожи и меха применяют различные виды отделок. Отделка выражает основную идею композиции, подчеркивает линии кроя, усиливает цветом преобладающий тон, дополняет и украшает, выражает индивидуальность изделия, помогает сделать его более интересным [29, 39, 42, 50, 55, 72, 76, 112, 127, 133, 138].

Для кожи и меха широко используют поверхностную отделку, к которой относится простое крашение, крашение фотофильмпечатью, тонирование. Особое внимание уделяется декоративной отделке в виде плетения, аппликации, вышивки и т.д. [13, 14, 23, 38, 46, 47, 66, 75, 77, 85, 126].

Расширить ассортимент и сделать изделия более интересными и функциональными позволяют способы получения фактурных поверхностей на коже и мехе, двухсторонних меховых полотен, полотен из сочетания различных кожевенных и меховых элементов [58, 64, 67, 70, 73, 74, 100, 107, 130].

Наряду с этим актуальной является задача рационального использования мехового и кожевенного сырья, обусловленная его высокой стоимостью, поскольку около 25 % кожевенного и 30 — 40 % пушно-мехового полуфабриката переходит в отходы [18, 36, 51, 89, 139]. С целью снижения потерь материала предприятия выпускают изделия мелкой кожгалантереи, используют комбинированный раскрой и рациональные раскладки лекал [87, 88, 95, 104, 131, 136]. Нашли широкое применение лоскутные пластины, для изготовления которых из отходов выкраивают элементы правильной геометрической формы и собирают в одноцветные и многоцветные полотна [80 -83, 93-97]. Однако полностью избежать краевых и межлекальных отходов не удается. Одним из направлений решения существующих задач является создание новых меховых поверхностей, позволяющих получать двухсторонние объемные ажурные изделия из элементов различных размеров и форм. Подготовительно-наборочные работы такого рода, требующие больших затрат ручного труда, делают актуальными использование приемов комбинаторики и автоматизацию проектирования полотен и изделий из них. Комбинаторика дает возможность получения многочисленных вариантов элементов и поверхностей из них.

Системы автоматизации проектирования (САПР), используемые на предприятиях по изготовлению швейных изделий, позволяют повысить качество конструкторско-технологической подготовки производства. Они охватывают практически все этапы процесса проектирования изделий от разработки эскиза до выполнения раскладки лекал [59,60].

Разработанная ОАО «Научно-исследовательского института меховой промышленности» совместно с Московским физико-техническим институтом «САПР - мех» позволяет проектировать меховые изделия различных конструктивных решений и силуэтных форм. Система включает три модуля: «Построение базовой конструкции», «Конструктивное моделирование» и «Технолог скорняжного производства», а также содержит систему основных параметров и конструктивных припусков, позволяющих осуществлять построение конструкции мехового изделия по заданным размерам. Таким образом, данная система позволяет проектировать изделия из меха, не рассматривая формирование полотна из которого получают изделия.

В системах автоматизированного проектирования, относящихся к легкой промышленности, используются приемы комбинаторики при проектировании эскиза модели, выборе ткани и фурнитуры, выполнении раскладки лекал. САПР «Ассоль» позволяет разработать эскиз модели из набора отдельных элементов, осуществить выбор ткани и оптимальных колористических решений с полной иллюзией объема.

САПР «Optitex», «Look Stailor», «PAD System» позволяют разрабатывать различные конструктивные и силуэтные решения изделий, путем компоновки деталей, и отображать их на манекене.

Функции проектирования раскладок лекал реализованы в САПР «Грация», «Автокрой», «Автокрой - Т», «Комтенс», «ЛЕКО» и др. Оптимальное решение расположения лекал, в соответствии с требованиями на полотне, получают путем их многочисленных компоновок [60].

Во всех рассмотренных САПР комбинаторика используется при проектировании моделей изделий из определенного набора деталей и оптимизации раскладок лекал на полотне. При этом не допускается объединение элементов, одинаковых или различных по форме, и их пересечение. В связи с этим такие программные продукты не позволяют получать комбинаторные варианты полотен и элементов их образующих, при компоновке которых выполняются условия связанные с пересечением и объединением.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в выявлении условий и параметров, определяющих возможность формирования структуры матричных элементов и полотен из них, предназначенных для изготовления изделий из кожи и меха, на основе компьютерных технологий.

В соответствии с целью поставлены следующие научные и практические задачи:

- разработать методику формирования структуры матричных элементов и полотен из них и способы ее реализации;

- провести декомпозицию структуры полотна на отдельные базовые элементы; - разработать алгоритмы синтеза структуры полотен из отдельных базовых элементов;

- разработать параметрическую модель базовых и матричных элементов, образующих полотна;

- разработать программный продукт для автоматизации процесса проектирования структуры матричных элементов и полотен из них.

Методы исследования. При решении поставленных задач использовались методы векторной алгебры, аналитической геометрии, теории алгоритмов и математического моделирования.

Научная новизна работы:

- разработаны и защищены патентами РФ способы получения полотен из кожи и меха, заключающиеся в том, что полотна формируются из матричных элементов путем их соединения между собой с помощью соединительных элементов;

- разработаны принципы декомпозиции структуры полотен на отдельные элементы;

- разработана параметрическая модель элементов образующих полотна;

- разработаны алгоритмы синтеза структуры матричных элементов из базовых и полотен из матричных элементов;

- разработан программный комплекс для автоматизации процесса проектирования матричных элементов и полотен из них, включающий редактор базовых элементов, образующих матричные элементы, конструктор матричных элементов и компоновщик полотен из матричных элементов.

На защиту выносятся следующие положения:

- декомпозиция структуры полотен на отдельные элементы;

- алгоритмы синтеза матричных элементов из отдельных частей и полотен из матричных элементов;

- параметризация базовых элементов, образующих матричные элементы. Практическая ценность результатов работы состоит в следующем:

- разработаны способы формирования поверхностей полотен из кожи и меха (патенты на изобретения № 2226218, № 2228693, № 2229254, № 2229255), позволяющие изготавливать изделия (патенты на промышленные образцы № 51992, № 54560, № 54164);

- разработаны логические ограничения к формированию структуры матричных элементов и полотен из них;

- разработано информационное и программное обеспечение, которое используется при проектировании структуры матричных элементов и полотен из них в условия учебного и производственного процессов.

Апробация результатов работы.

Основные положения диссертационной работы были доложены и получили одобрение на I Международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» «Прогресс 2002» (Иваново 2002), I Международной научно-технической конференции «Перспективы использования компьютерных технологий в текстильной и легкой промышленности» (Иваново 2003), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы сервиса» (Омск 2003), II Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования качественной подготовки специалистов высшей квалификации» (Омск 2004), всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии» (Самара 2004), региональной научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки специалистов для сферы сервиса» (Омск 2002), научно-методической конференции «Интеграция науки и образования» (Омск 2003), межвузовской научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Творчество...» (Омск, 2003), межвузовской научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Творчество...» (Омск 2004), межвузовской научно-практической конференции «Молодежь, наука, творчество ...» (Омск 2005), на заседаниях и семинарах кафедры ТШИ Омского государственного института сервиса, на научном семинаре Омского государственного института сервиса «Компьютерные технологии, сервис и дизайн».

За участие во Всероссийском открытом конкурсе на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам работа награждена Медалью Минобразования РФ.

Диссертационная работа выполнена в рамках научно-технической программы «Инновационная деятельность высшей школы» по теме: «Разработка научно-методического обеспечения образовательной и производственной деятельности с использованием прогрессивных технологий в сфере сервиса» № 202.04.04.01.04 и госбюджетной работы № ГБ-02-02 «Автоматизированное проектирование технологических процессов на предприятиях сервиса» № ГР 01.2.00208604, выполненных на кафедре технологии швейных изделий Омского государственного института сервиса.

Публикации. По результатам работы опубликованы 27 печатных работ, в том числе 4 патента на изобретения и 3 патента на промышленные образцы.

Структура и объем работы: диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 139 наименование, и четырех приложений. Работа изложена на 137 страницах, содержит 8 таблиц и 63 рисунка. 

Задачи комбинаторного формообразования, программируемые и решаемые на базе использования ЭВМ

Число задач решаемых с помощью приемов комбинаторного формообразования велико. Суть комбинаторного формообразования заключается в различном варьировании, компоновке, комбинировании составных частей и означает получение искомого наилучшего решения из их различных сочетаний. В связи с тем, что количество комбинируемых элементов часто бывает неограниченным, нахождение оптимального решения весьма трудоемко и занимает очень много времени. Облегчить данный процесс можно благодаря использованию ЭВМ, что позволяет в сотни раз сократить затраты времени [16, 17].

Применение человеко-машинных методов решения задач в области комбинаторного формообразования возможно при достаточной определенности соответствующих параметров, характеристик и их количественном описании.

Существенная общность соответствующих компьютерных программ и их реализация заключается в расчетном переборе вариантов всех возможных комбинаций взаиморасположения заданных фигур-заготовок и отборе наиболее выгодного из них посредством использования ЭВМ. При этом входной информацией являются переменные значения вариантного перебора, а выходной - значения переменных, обеспечивающих наилучшее расположение фигур [16, 57, 61].

Круг программируемых и решаемых в настоящее время на базе ЭВМ задач комбинаторного формообразования составляет, преимущественно и прежде всего, класс всевозможных сложных плоскостных фигур и их композиций различного утилитарно-функционального назначения. Наиболее часто задачи комбинаторного формообразования, решаемые на базе ЭВМ, встречаются в следующих областях: архитектура и градостроительство, дизайн, изобразительное искусство, телевидение, полиграфия, швейное производство.

В архитектуре одним из направлений использования приемов комбинаторики являются задачи на нахождение оптимальных структурно-планировочных и других архитектурно-композиционных решений, прежде всего оптимального набора секций, многоэтажных многосекционных зданий массовой застройки. Решения осуществляются на основе соответствующих компьютерных программ посредством перебора вариантов комбинаций элементов номенклатуры форм или параметров плана помещений, параметров стеновых панелей, других конструктивных элементов зданий. Другое направление в сфере архитектурной комбинаторики - проектирование форм-структур кристаллических куполов и оболочек на основе специальных алгоритмов и компьютерных программ расчета оптимальных параметров сетевых разбивок криволинейных покрытий с использованием электронно-вычислительных машин и последующее выполнение чертежей на графопостроителе. Основоположниками применения оптимальных методов проектирования в этой области архитектурных форм были М.С. Туполев и Р.Б. Фуллер, работы которых получили плодотворное развитие на уровне кибернетического моделирования в разработках Павлова Г.Н. В настоящее время поиск наилучших решений прикладных задач архитектурной комбинаторики в области градостроительства ведется с использованием алгоритмизации и компьютерного программирования композиционных построений проектов застройки на базе серий блок-секций [56, 69, 79, 103, 109].

Круг областей и конкретных комбинаторных задач непосредственно или близко относящихся к дизайну, изобразительному искусству и аудиовизуальным видам коммуникаций, использующих ЭВМ и компьютерные программы, достаточно широк. Это программы генерирующие узоры для обоев, предметные головоломки, создающие оригинальные орнаменты, объемные цветные телевизионные изображения (разного рода мультипликации, рекламные картинки, заставки и т.д.), паркет-орнаменты по заданным мозаичным матрицам. Автоматизированный способ создания и реализации паркет-орнаментов основывается на специально разработанной программе для ЭВМ и использовании растрового графического дисплея, светового пера и графопостроителя. Ключевыми в программах такого рода являются применение режима графической компоновки, определенной номенклатуры исходных элементов переноса и поворота базисного графического элемента [16, 57, 62, 102].

Синтез растровой графики и видеотехники, так называемых «электронных красок» и «смесительной палитры», обеспечивает реализацию этих современных произведений синтетического искусства. ЭВМ и обеспечивающее их компьютерное программирование открывают перед художником и проектировщиком новые и очень большие возможности варьирования и комбинирования элементов композиции. Одной из современных разновидностей реализации комбинаторного формообразования является создание художником картин, разработка дизайнером проектов с помощью электронного экрана и светового пера. Такая комбинаторная графика позволяет помимо изменения изображений производить также смену компоновки, ракурсов, размеров, делать переносы, присоединять внешние изображения, применять безграничный набор цветов.

Разработка способов получения полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха

Разработанный автором и защищенный патентом РФ «Способ изготовления полотна изделия из кожи и (или) меха» позволяет получить ажурное полотно [121]. Способ заключается в формировании полотен из отдельных матричных элементов, связанных между собой с помощью соединительных элементов. Матричные элементы 1 (рисунок 2.10) имеют замкнутую форму, соответствующую рисунку узора, и соединяются в точках касания их контуров в заданной последовательности.

Соединение элементов осуществляется через соединительные отверстия 2, выполненные в виде круга (рисунок 2.10) или прорезей. Соединение может осуществляться не только встык (рисунок 2.10, а), но и внахлест (рисунок 2.10 б), что позволяет разнообразить варианты узоров. При соединении элементов встык поверхность полотен из кожи и (или) меха получается плоской, при соединении внахлест - рельефная, это имеет значение, как для изготовления одежды, так и для изделий, носящих декоративный характер. Способ предусматривает применение в качестве элементов крепления кожаных шнуров 3 (рисунок 2.10), металлической фурнитуры, стеклянной бижутерии и др. Плотность полотен регулируется размерами, конфигурацией матричных элементов, расстояние между ними — способом их соединения.

Фрагменты полотен, состоящих из матричных элементов, соединенных между собой через соединительные отверстия с помощью соединительных элементов, представлены на рисунке 2.11. Таким образом, множества матричных элементов образуют полотна. Полотна могут состоять как из одинаковых, так и из различных по форме матричных элементов. Матричные элементы, образующие полотна, могут быть размерами сі а или а - b . Тогда, полотно имеет размеры П П или (а-о)-і am, где at а п .

Также автором разработаны и защищены патентами РФ следующие способы получения полотен из кожи и меха: «Способ изготовления двустороннего ажурного полотна изделия из кожи и (или) меха» [120], «Способ изготовления двухстороннего объемного ажурного полотна изделия из кожи и (или) меха» [113], «Способ изготовления двустороннего объемного полотна изделия из кожи и (или) меха» [114]. Суть способов заключаются в формировании полотен из отдельных элементов, однако их структура отличается от структуры рассмотренных ранее полотен. Подробное описание способов представлено в приложении А.

Разработанные способы получения полотен для изделий из кожи и меха представляют интерес благодаря использованию оригинальных материалов для плетения и вязания, выразительности получаемых изделий, а также тому, что они являются недорогими, поскольку для их изготовления могут использоваться не только целые полуфабрикаты, но и отходы кожевенного и мехового производств, в зависимости от размеров и формы которых можно выбирать матричные элементы [4, 8, 9, 116 - 119, 122, 123, 125].

Широкий спектр видов поверхностей полотен достигается за счет возможности создания разнообразных форм матричных элементов путем комбинирования многочисленных базовых элементов их образующих. Классификация поверхностей полотен, получаемых из матричных элементов, приведена на рисунке 2.12. Примеры различных видов поверхностей полотен представлены в приложении Б.

Таким образом, разработанные способы получения полотен из матричных элементов позволяют получить большое разнообразие изделий из кожи и меха и использовать некондиционное сырье и отходы.

Показатели основных параметров матричных элементов обуславливают их формообразующие свойства. Формообразующими параметрами матричных элементов является их геометрия и модульность.

Геометрия матричных элементов определяет само их разнообразие, главные формообразующие свойства и возможности. Во многом формообразующие способности матричных элементов зависят и от их структурного типа, т.е. от того, круг это, квадрат, треугольник, прямоугольник и т. д. Наименьшие они, например, у овала, велики - у прямоугольника (рисунок 2.13).

Модульность (кратность размеров) повышает формообразующие возможности составных частей сложных форм. Комбинаторным свойством модульности обладают не все фигуры. Это свойство наиболее полно присуще прямолинейным формам, прежде всего различным треугольникам и параллелограммам (рисунок 2.14).

Логическое описание взаимосвязей отдельных элементов, образующих полотна

Базовые элементы образующие матричные, соединяются друг с другом в заданной последовательности. Графовая модель полотна и связей элементов, его образующих, представлена на рисунке 3.8, где сплошными стрелками показана непосредственная взаимосвязь отдельных элементов, пунктирными -влияние элементов друг на друга [41]. Постоянными составляющими матричного элемента является основа, области соединения, соединительные отверстия. Наличие декоративного отверстия необязательно.

Разработка параметризованной модели является важным этапом автоматизации процесса проектирования матричных элементов из отдельных базовых, так как позволяет пользователю в короткий срок преобразовать их формы за счет изменения параметров [19].

Для создания такой модели базовые элементы образующие матричные описываются математически. По заданным параметрам, количество которых зависит от сложности формы фигуры, рассчитываются координаты всех точек, необходимых для ее проектирования. Процесс расчета координат всех точек через математические формулы происходит автоматически и невидим для пользователя. В конечном результате на экран выводится фигура, параметры которой соответствуют введенным значениям переменных. Изменяя значения переменных, всех или только некоторых, возможно в короткий срок получать разнообразные видоизмененные формы одного и того же элемента.

Параметры и расчет координат точек основы матричных элементов представлены в таблице 3.3, соединительных областей - в таблице 3.4, соединительных отверстий - в таблице 3.5, декоративных отверстий - в таблице 3.6.

При проектировании структуры матричного элемента следует учитывать ряд логических ограничений, предъявляемых к пропорциям базовых элементов его образующих. При задании параметров областей соединения по отношению к основе матричного элемента должны быть учтены следующие зависимости: \/3 Ь \/4а, (3.9) где а — ширина (высота) основы матричного элемента; b — ширина основания области соединения. Ь с а, (ЗЛО) где с - максимальная ширина области соединения. \/3-a d а, (3.11) где d - высота области соединения. При задании параметров соединительных отверстий, по отношению к областям соединения матричного элемента, должна быть учтена следующая зависимость: l/4-c /z(D) l/3-c, (3.12) где h (D) - ширина соединительного отверстия (диаметр). Декоративное отверстие по отношению к основе матричного элемента обладает следующими ограничениями: l/4-a п 1,5-а, (3.13) где n - ширина декоративного отверстия. \/4-а т \,5-а, (3.14) где m - высота декоративного отверстия. Таки образом, разработанная параметризованная модель позволяет создавать многообразные формы матричных элементов с минимальными затратами времени.

1. Выполнено аналитическое описание элементов, образующих полотна, в общем и частном виде.

2. Разработана графовая модель полотна и взаимосвязей элементов, образующих его структуру.

3. Разработана логическая модель взаимосвязей базовых элементов в матричном элементе, вершин отдельных элементов друг с другом в общем и частном виде.

4. Разработана параметризованная модель, позволяющая в короткий срок преобразовывать формы базовых элементов за счет изменения их параметров.

Разработка программного комплекса для автоматизации процесса проектирования структуры полотен из матричных элементов

Предложенный программный продукт создан в среде быстрой разработки приложений Delphi 6 версии, использующей объектно-ориентированный язык Object Pascal.

Delphi представляет собой систему программирования, имеющую две характерные особенности: создаваемые ею программы могут работать под управлением Windows, а сама она относится к классу инструментальных средств ускоренной разработки программ. Delphi - это комбинация нескольких важнейших технологий: - высокопроизводительный компилятор в машинный код; - объектно-ориентированная модель компонент; - визуальное построение приложений из программных прототипов; - масштабируемые средства для построения баз данных.

Мощность и гибкость языка программирования Object Pascal — безусловно достоинство Delphi, выгодно отличающее эту среду от других инструментов RAD. Pascal — это мощный современный объектно-ориентировочный язык, пригодный для эффективного создания программ любой сложности. От языка Visual Basik Pascal отличает строгая типизированность, позволяющая компилятору еще на этапе компиляции обнаружить многие ошибки, а также средства работы с указателями. Object Pascal имеет самый быстрый среди продуктов подобного рода оптимизирующий компилятор, позволяющий создавать быстрые и относительно компактные программы [31, 44, 52, 90, 105].

Рассмотренная среда Delphi имеет ряд преимуществ, поэтому программный комплекс для автоматизации процесса моделирования поверхностей полотен изделий из кожи и меха в двумерном пространстве написан в ней [132].

Разработанный программный комплекс включает: - редактор базовых элементов образующих матричные элементы; - конструктор матричных элементов из отдельных базовых элементов его составляющих; - компоновщик полотен из матричных элементов.

Редактор базовых элементов образующих матричные элементы состоит из трех основных частей: ядро, интерфейсная часть, динамическая библиотека (рисунок 4.3).

Ядро позволяет перевести все действия пользователя в режим управления курсором (непараметризованная модель элемента), создавать базовые элементы, храня в памяти их структуру в виде списка команд и необходимых переменных (параметров), работать с внешней памятью, позволяя хранить базовые элементы в файлах. Схема файловой системы представлена на рисунке 4.4.

Каждая команда обладает следующими свойствами (типом, параметрами, расположением в памяти, ссылкой): - типом команды являются: точка, переменная, линия, окружность, дуга; - параметрами команды являются строки, в которых хранятся формулы определения конкретной точки, радиуса или угла; - расположение команд в памяти является динамическим, поэтому они могут быть в любом месте оперативной памяти и иметь неограниченный объем; - каждая из команд прорисовки базового элемента, загруженного в оперативную память компьютера, имеет ссылку на последующую и предыдущую команды, что позволяет делать откат назад. При неверном вводе у записанного на диск базового элемента эти ссылки отсутствуют, поскольку команды идут последовательно.

Интерфейсная часть отвечает за взаимодействие пользователя и системы. Набор кнопок быстрого доступа, меню и горячие клавиши контролируют все действия пользователя, делая все необходимые преобразования. При нажатии на кнопку или пункт меню у канвы меняются соответствующие события. По завершении действий, связанных с кнопкой, компоненту возвращается стандартные свойства (рисунок 4.5).

Похожие диссертации на Разработка системы автоматизации проектирования структуры полотен из матричных элементов для изделий из кожи и меха