Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Белозерова Надежда Павловна

Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики
<
Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белозерова Надежда Павловна. Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики : вопросы теории и практики : диссертация... кандидата экономических наук : 08.00.12 Санкт-Петербург, 2007 148 с. РГБ ОД, 61:07-8/3445

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Анализ влияния эволюции профессиональных драматических

театров на экономический механизм их функционирования 9

1.1. Становление профессионального драматического театра в России 9

1.2. Экономический механизм функционирования профессиональных драматических театров в современных условиях 18

Глава 2. Исследование методических подходов к анализу творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров 46

2.1. Постановка проблемы методического обеспечения экономического анализа деятельности профессиональных драматических театров 46

2.2. Анализ деятельности театров в системе коммерческого (хозяйственного) расчета 62

2.3. Исследование системного подхода к анализу результатов и эффективности деятельности профессиональных драматических театров 72

Глава 3. Методические вопросы формирования и применения системы аналитических показателей деятельности театров 78

3.1. Принципы формирования системы аналитических показателей деятельности профессиональных драматических театров 78

3.2. Формирование системы аналитических показателей деятельности профессиональных драматических театров 92

3.3. Разработка факторных моделей анализа результатов и эффективности деятельности профессиональных драматических театров 107

Заключение 115

Библиографический список 121

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Коренные изменения во многих областях экономики страны не могли не сказаться на экономике культуры в целом и профессиональных драматических театров, в частности. Театр представляет собой сложную экономическую систему, специфика функционирования которой состоит в предоставлении определенных культурных услуг в режиме реального времени, что оказывает влияние на конкретику творческо-производственного процесса и его результаты. В России в настоящее время насчитывается порядка 600 профессиональных театров, но ни в одном научно-экономическом исследовании не осуществлено комплексное рассмотрение творческо-производственной деятельности театров с целью ее анализа, что и предопределило актуальность исследования.

Степень изученности проблемы. Наука о театре, имеющая вековые традиции, в основном изучала закономерности творческого процесса. Не остались вне сферы ее внимания социально-экономические и организационные стороны театральной деятельности, которые нашли отражение в работах таких авторов, как А.З. Юфит, Г.Г. Дадамян, Ю.М. Орлов, Л.А. Сазонова, Н.Н. Ваганова, А.Н. Дымникова, Р.Л. Шапиро, Л.Г. Сундстрем, B.C. Жидков, А.Я. Рубинштейн. Наиболее разработанными являются исследования системы «театр - зритель», проблем регулирования театрального дела государством, нормативной численности и некоторых вопросов нормирования труда творческого персонала и работников художественно-постановочной части, проблем театральной статистики. Экономический анализ деятельности театров, как правило, в качестве самостоятельного объекта исследования не рассматривался. Существующие на сегодняшний день подходы к анализу творческо-производственной деятельности театров не отвечают требованиям современного развития рыночной экономики. Актуальность и недостаточная теоретическая проработанность вопросов анализа творческо-производственной

деятельности профессиональных драматических театров обусловили выбор темы диссертационной работы, цели, задачи и последовательность научного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы
заключается в исследовании роли экономического анализа в управлении
профессиональными драматическими театрами, в разработке теоретических
и методических положений и рекомендаций по совершенствованию анализа
творческо-производственной деятельности профессиональных

драматических театров для эффективного менеджмента.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- исследовать эволюцию профессиональных драматических театров;

исследовать экономические условия функционирования профессиональных драматических театров в современных условиях;

- выявить особенности экономического механизма театра как
организации культуры;

проанализировать существующие точки зрения на классификацию доходов театра;

исследовать подходы к разработке целевых (оценочных) показателей деятельности театров;

сформулировать основные принципы и разработать на их основе авторскую систему аналитических показателей, предназначенных для использования в театральном менеджменте;

исследовать возможности моделирования результатов и эффективности творческо-производственной деятельности театра и разработать соответствующие факторные модели.

Предмет и объект исследования. Предметом диссертационного исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов, определяющих содержание и методику

экономического анализа деятельности профессиональных драматических театров.

Объектом исследования является деятельность российских профессиональных драматических театров.

Теоретической и методологической основами исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых - Баканова М.И., Бернстайна Л., Вознесенского Э.А., Елисеевой И.И., Ефимовой О.В., Завгородней А.В., Ирвина Д., Пашигоревой Г.И., Сайфулина Р.С., Селезневой Н.Н., Ковалева В.В., Мельник М.В., Малича В.А., Мальтийской Л.П., Сенчагова В.К., Соколова Я.В., Шеремета А.Д. и др. Исследование также проводилось с учетом требований законодательно-нормативных документов по тематике диссертационной работы. В ходе исследования применялись системный подход, классифицирование как метод (способ) упорядочения изучаемого множества явлений, моделирование и другие методы познания сущности явлений.

Научная новизна результатов исследования. Научная новизна работы состоит в постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с совершенствованием анализа творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров.

В процессе исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты:

выявлены особенности деятельности профессиональных драматических театров в современных условиях;

развит терминологический аппарат экономики театра, в частности уточнено понятие «творческо-производственная деятельность театра»;

предложено рассматривать экономический механизм театра как гибкое сочетание разных источников финансирования и, как следствие, существенную вариативность расходования средств, аккумулируемых театром;

предложена и обоснована классификация доходов театров в современных условиях, предполагающая выделение на первой ступени классифицирования двух их совокупностей (собственных и привлеченных);

сформулированы основные принципы, положенные в основу разработки системы аналитических показателей, необходимой для осуществления управленческих воздействий в рамках театрального менеджмента;

разработана система аналитических показателей, обеспечивающая комплексную оценку творческо-производственной деятельности и включающая в себя следующие блоки: ресурсных показателей; затратных показателей; показателей результатов; показателей эффективности;

осуществлена классификация аналитических показателей творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров, позволяющая рассматривать их многообразие в увязке с теми или иными аспектами формирования и измерения этих показателей, что способствовало раскрытию их аналитических возможностей, в первую очередь, для использования в факторном моделировании;

разработаны факторные модели, ориентированные на планирование и анализ финансовых результатов1 и эффективности творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные принципы разработки системы показателей могут быть использованы при формировании аналитических показателей как драматических, так и театров других видов, а также иных учреждений культуры. Возможность непосредственного внедрения в практическую деятельность российских драматических театров результатов исследования создают предлагаемые в работе методические решения по планированию и оценке деятельности театров этого вида. Основные положения

1 В диссертации показано, что финансовые результаты деятельности театра выражаются посредством показателя «доходы от творческо-производственной деятельности»

диссертационной работы используются в учебном процессе в СПбГУЭФ, СПбГИЭУ и МБИ при чтении лекций по дисциплинам «Теория экономического анализа», «Экономический анализ», «Управленческий анализ в отраслях народного хозяйства».

Апробация результатов исследования. Основные положения, научные выводы и результаты диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных работах диссертанта, обсуждались и получили одобрение на научных сессиях и конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов в 1999 - 2006 годах.

Публикации. Основные положения диссертации изложены в девяти опубликованных работах.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Анализ влияния эволюции профессиональных драматических театров на экономический механизм их функционирования» проведено исследование развития театрального дела в России, по результатам которого установлена взаимосвязь и взаимозависимость той или иной стадии эволюции театра с экономическим механизмом его функционирования.

Во второй главе «Исследование методических подходов к анализу
творческо-производственной деятельности профессиональных

драматических театров» на основе изучения содержащихся в нормативно-правовых документах и экономической литературе рекомендаций по анализу деятельности театров определены основные направления его совершенствования.

В третьей главе «Методические вопросы формирования и применения системы аналитических показателей деятельности театров» сформулированы принципы формирования системы показателей, позволяющих осуществлять управленческие решения и оценивать степень их реализации. На основании этих принципов разработана система аналитических показателей. Предложены факторные модели, позволяющие осуществлять анализ финансовых результатов и эффективности творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров.

В заключении излагаются основные положения и формулируются выводы диссертационного исследования.

class1 Анализ влияния эволюции профессиональных драматических

театров на экономический механизм их функционирования class1

Становление профессионального драматического театра в России

Театр является вершиной духовной жизни нации и представляет собой специфическое явление в культурной жизни общества, имеющее свои особенности. Эти особенности в разные времена проявляются по разному. В связи с этим, рассмотрение истории становления профессионального драматического театра в России позволит прояснить многие вопросы экономики театра современного периода.

Изучением истории русского театра, становления сценического искусства, деятельности государственных коллективов, организационных проблем и некоторыми экономическими вопросами занимались Штелин Я., Арапов П.Н., Сумароков А.П., Танеев СВ., Белинский В.Г., Погожев В.П., Молчанов А.Е., Петров К.А., Всеволодский-Гернгросс В.Н., Асеев Б.Н., Р.-А. Мозер, Перетц В.Н., Богоявленский С.К., Гуревич Л.Я., Юфит А.З., Орлов Ю.М., Мордисон Г.З., Старикова Л.М., Ельницкая Т.М., Павлова Т.Н., Дубнова Е.Я., Н.К.Ваганова, А.И.Дымникова, Н.П.Акимов, Г.А.Товстоногов и многие другие. Достаточно полно описаны первые попытки основания на Руси государственного театра в период правления Алексея Михайловича (1645 - 1676 гг.), Петра 1 (1682 - 1725 гг.), Анны Иоановны (1730 - 1740 гг.), Елизаветы Петровны (1741 -1761 гг.).

Исходя из того, что диссертационная работа посвящена исследованию аналитических аспектов творческо-производственной деятельности драматических театров и для понимания многих процессов, происходящих в профессиональном драматическом театре в настоящее время, важным представляется более полно рассмотреть эволюцию государственного театрального дела. Особую актуальность в данном случае будет представлять исследование правовых основ деятельности предприятий культуры, в том числе профессиональных драматических театров, особенностей их функционирования, выбор и обоснование показателей творческо-производственной деятельности.

Создание в России постоянно функционирующего профессионального драматического театра продолжалось не одно столетие. В народных играх, устной народной драме, в религиозных обрядах, творчестве скоморохов зарождались и вызревали элементы, имеющие непосредственное отношение к искусству театра. Истоками государственного театрального дела стали "Потешная палата" для увеселения монархов, театральных представлений при дворе Алексея Михайловича, а также театр, который основал Петр 1 в начале XYIII века в Москве. Первым нормативным документом, регламентирующим придворные зрелища и деятельность Потешной палаты, явился Указ Ивана 1У в 1571 году, согласно которому для царского двора собирали скоморохов. Наибольшего расцвета указанный выше вид придворных зрелищ достиг при Михаиле Федоровиче Романове (1613-1645 гг.). Именно по указу Михаила Федоровича было построено первое в России специальное театральное здание. Штат Потешной палаты состоял из "государевых бахарей" (рассказчики повестей и сказок), "домрачеев" (певцы, которые подыгрывали себе на домре). Ответственность за деятельность Потешной палаты была возложена на "царского постельничего", которому подчинялись четыре "потешных сторожа", ведавшие штатом царских потешников, помещением и имуществом Потешной палаты и различными хозяйственными делами. Финансирование зрелищ производилось из бюджета двора. Однако денежное вознаграждение за свой труд получали только иноземцы и "потешные сторожа". Отечественные потешники состояли на кормовом довольствии. Царь за верную службу мог пожаловать им платье, обувь или несколько аршин материи. "Домрачеям", кроме того, выдавались деньги на покупку струн. Таким образом, Потешная палата послужила основой для создания придворного театра, так как ее организационная структура обладала особенностями, которые были присущи и для придворных театров более позднего периода. Период с 1645 по 1660 годы характеризуется спадом интереса со стороны двора к театральным зрелищам, что было вызвано давлением церкви и ростом социально-оппозиционных начал в искусстве.

Новый подъем в развитии театрального дела начался в 1660-1672 годы, когда в селе Преображенском в летней резиденции царя построили "Комедийную хоромину". Зимнее театральное помещение вскоре было оборудовано в Кремле над придворной аптекой. Театр носил замкнутый дворцовый характер. О представлениях придворные извещались специальными нарочными. Труппа театра состояла из 60 обучающихся актерской игре детей жителей Немецкой слободы. Театр функционировал только несколько месяцев в году, как правило, в октябре - ноябре и январе -феврале. Его руководители и актеры входили в разряд государственных служащих. На спектаклях в селе Преображенском присутствовало, судя по исследованиям Холодова Е.1, более 100 человек. Эти данные могут служить началом отсчета вместимости театральных залов в России.

На содержание придворного театра потратили почти 3000 рублей.2 Финансировался театр в определенном порядке. Основные денежные суммы на его содержание поступали из Владимирского, Новгородского и Галицкого четвертных приказов, ведавших сборами налогов и расходами на государственные нужды. Средства Владимирского и Новгородского четвертных приказов использовались на строительство театральных помещений. Все остальные расходы на театральные нужды финансировались из Галицкого четвертного приказа.

Постановка проблемы методического обеспечения экономического анализа деятельности профессиональных драматических театров

Наука о театре, имеющая вековые традиции, в основном изучала закономерности творческого процесса. Не остались вне сферы ее внимания социально-экономические и организационные стороны театральной деятельности, которые нашли отражение в работах таких авторов, как А.З. Юфит, Г.Г. Дадамян, Ю.М. Орлов, Л.А. Сазонова, Н.Н. Ваганова, А.Н. Дымникова, Р.Л. Шапиро, Л.Г. Сундстрем, B.C. Жидков, А.Я. Рубинштейн. Наиболее разработанными являются исследования системы «театр -зритель», проблем регулирования театрального дела государством, нормативной численности и некоторых вопросов нормирования труда творческого персонала и работников художественно-постановочной части, проблем театральной статистики. Экономический анализ деятельности театров, как правило, в качестве самостоятельного объекта исследования не рассматривался. Существующие на сегодняшний день подходы к анализу творческо-производственной деятельности театров не отвечают требованиям современного развития рыночной экономики.

Как показали проведенные исследования, творческая деятельность театра определяется объективными условиями развития материальной и духовной жизни общества, закономерностями искусства, идеологическими целями, художественной программой и экономическими возможностями театрального коллектива в создании художественных ценностей.

Профессиональный драматический театр в период своего становления и интенсивного развития испытывал и продолжает испытывать влияние целого ряда социально-экономических факторов и должен подчиняться общим тенденциям развития культуры. Кроме того, театр в силу специфики своей деятельности обладает рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

- деятельность театров регулируется государством через систему правовых актов;

- деятельность театров имеет ряд особенностей, влияющих на качество этой услуги. При этом под качеством зрелищной услуги, по нашему мнению, следует понимать совокупность потребительских свойств услуги театра, определяющих степень ее способности удовлетворять потребности зрителя. Потребительские свойства зрелищной услуги или интерес к ней зрителя определяются популярностью произведения, составом артистов, занятых с спектакле, временем его проведения, конъюнктурой рынка театральных услуг, категорией зрителей, комфортностью места зрительного зала.

Перечень видов предпринимательской и основной деятельности театров установлен Положением о театре в Российской Федерации. Основными видами деятельности театра являются:

создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализация билетов на указанные мероприятия;

подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам с другими юридическими и физическими лицами для показа их на собственных или арендованных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео и иные материальные носители;

организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов и исполнителей;

проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра; предоставление другим организациям по договорам с ними постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов;

изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;

предоставление сценических площадок для проведения гастрольных и выездных мероприятий других театров, для осуществления совместных проектов и программ в соответствии с заключенными договорами;

подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;

прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных и иных принадлежностей;

реализация сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям театра.

Предпринимательской деятельностью государственных и муниципальных театров является:

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества театра (за исключением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете) для целей, не связанных с культурой деятельностью;

торговля покупными товарами и оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности коммерческих организаций (в том числе организаций культуры).

Принципы формирования системы аналитических показателей деятельности профессиональных драматических театров

Применение системного подхода к исследованию деятельности театра требует в первую очередь выяснения внутренних условий функционирования театра и изучения его связей с внешней средой. Любая система, в том числе и театр, может быть описана с помощью установленной группы системных характеристик, к которым в первую очередь относятся функция и цели данной системы. Если любое предприятие, в том числе театр, рассматривать как систему, то и для него можно определить цели, функцию и другие системные характеристики. Функцией театра является создание театральных и концертных произведений. Его задача — сочетать высокий художественный уровень спектаклей с выполнением производственно-финансового плана, оптимальной организацией производства-то есть обслуживания зрителей.

Театр действует в окружающей его среде, которая в свою очередь оказывает определенное влияние на систему. Окружающая среда театра — это город, зритель, собственники, учредители, государство, регламентирующие деятельность театра. Системный анализ предполагает обязательное изучение взаимодействия театра со средой. Описывая по системным характеристикам театрально-зрелищное предприятие любого жанра, можно выявить как общие, так и специфические его характеристики, тем более что в театре одновременно происходят два процесса: эксплуатация текущего репертуара и подготовка новых постановок.

Творческо-производственный и эксплуатационный процессы в театрально-зрелищных предприятиях невозможны без управления, так как конечной целью управления, выраженной в самой общей форме, является оптимизация функционирования системы, получение возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах. Процесс управления, или организационный процесс, обеспечивает в театре единство действий и целенаправленность работы всех его подразделений.

Системный анализ требует детального изучения деятельности всех блоков организационной структуры театра и, конечно, управляющего блока, так как от его работы зависит обеспечение благоприятных условий функционирования всех цехов театра.

В.В.Ковалев и О.Н.Волкова отмечают, что «анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия очень часто по своей форме является анализом показателей, т.е. характеристик хозяйственной деятельности экономической единицы» [69, с.44]. Термин «система показателей» широко распространен в экономических исследованиях. Аналитик в соответствии с определенными критериями отбирает показатели, формирует из них систему, проводит ее анализ. Комплексность анализа требует использования в работе целых систем, а не отдельных показателей. Разумеется, не любую совокупность показателей можно считать системой. Система по сравнению с отдельными показателями или некоторым их набором является качественно новым образованием и всегда более значима, чем отдельные ее части, так как система несет более определенную информацию о развитии организации в целом. Построение развернутой системы показателей, характеризующих какой-либо процесс или явление, основывается на четком понимании следующих моментов: что такое система и каким основным требованиям она должна соответствовать. Определение понятия «система показателей» приводится как в научной, так и в учебной литературе. Под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, принято понимать совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления. Следует отметить, что такое определение носит общий характер и должно быть спроецировано на плоскость задействования реальных экономических показателей. В связи с этим, одной из задач нашего исследования является разработка принципов формирования системы показателей, предназначенных для принятия управленческих решений с целью повышения эффективности функционирования театра. Важнейшими требованиями, имеющими методологическое значение, являются: необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления, взаимосвязь этих показателей, логическое развертывание одних показателей из других.

Отметим, что такое требование предусматривает наличие, прежде всего, содержательной, т.е. внутренней, взаимосвязи составляющих системы. Это можно понимать следующим образом: для того чтобы признать совокупность показателей системой, она должна иметь некое «организующее начало», т.е. нечто общее, объединяющее показатели. Установление этого «организующего начала» является принципиальным этапом в процессе построения системы показателей.

Похожие диссертации на Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики