Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы. Бодрова Н. А.

Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы.
<
Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бодрова Н. А.. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы. : 67-13/433

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теория и практика руководства внеклассным чтением учащихся в дореволюционной и советской школе 20

ГЛАВА II. Читательские интересы учащихся старших классов (на материале обследования школ Куйбышевской области) 95

ГЛАВА III. Уроки внеклассного чтения и их место в системе внеклассной работы по литературе 218

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 382

БИБЛИОГРАФИЯ 389

Введение к работе

Многолетняя работа в старших классах средней школы убедила нас в том, что внимание учителя к внеклассному самостоятельному чтению учащихся, систематическая целеустремленная организация его дает возможность с наибольшей эффективностью решать воспитательно-образовательные задачи, стоящие перед современной школой.

Широкая начитанность в значительной мере определяет личность ученика - его кругозор, направленность интересов, способность воспринимать прекрасное в искусстве и жизни.

Направленное чтение создает прочную основу для урока по литературе, повышает его глубину и качество, позволяет при меньшей затрате усилий добиться больших результатов. Широкое знакомство с литературой определенной эпохи или творческого направления позволяет также делать убедительные сопоставления, обобщения и выводы, благодаря чему сложные литературные понятия становятся более доступными ученику.

Таким образом, направляемое чтение помогает с большим успехом решать задачи как материального, так и формального образования, о сочетании которых говорила еще М.А.Рыбникова: "Мы не должны забывать о сочетании задач материального и (так называемого) формального образования. Мы должны познакомить с конкретными произведениями, с авторами, мы должны обогатить воображение и память. Наш ученик не может не знать сказок Пушкина, народных былин, "Чапаева", роман "Мать" (задачи накопления важнейших материалов), но, кроме того, он должен научиться оперировать материалами, завоевать формы и методы работы над литературой, умение подойти к жизни, к науке, владеть логикой и литературной речью" .

С другой стороны, книга является могущественным средством воспитательного воздействия на личность ученика. Чем более широким и разнообразным будет это воздействие на юного читателя, тем больший воспитательный эффект оно будет иметь.

Все это вместе взятое определило наш интерес к проблеме внеклассного чтения учащихся.

Многолетние наблюдения за чтением учащихся старших классов Куйбышевской школы Ш 112 и их читательскими интересами позволили выделить некоторые существенные недостатки в литературном развитии школьников. Изучение читательских интересов учащихся многих других школ, сельских и городских, подтвердило наши наблюдения и убедило нас в том, что эти пробелы, очевидно, определяются общими недостатками в преподавании литературы, невниманием школы к такой важной стороне развития личности ученика, как воспитание в нем читателя.

В наше время трудно представить человека, который бы не понимал, что книга является могущественным орудием воспитания, но далеко не все представляют себе, как трудно воспитать в ребенке настоящего читателя. И.Мотяшов, автор нескольких книг о руководстве детским чтением, говорит: "В любом случае - и когда ребенок инстинктивно тянется к книге, и когда не проявляет интереса к чтению - интерес этот надо воспитываьь (выделено автором), т.е. и пробуждать и формировать одновременно" .

Прежде чем характеризовать воспитательно-образовательные цели внеклассного чтения учащихся, формы и методы его организации, полезно обратиться к материалам дискуссии последних лет по вопросам преподавания литературы в школе, так как основные выводы, сделанные в процессе этого обсуждения, имеют непосредственное отношение к нашей проблеме и во многом определяют ее решение.

На методической дискуссии, развернувшейся в парвой половине бО-х годов, основные споры сосредоточились в основном вокруг двух вопросов: какова цель школьного изучения литературы и, в связи с этим, как преподавать литературу. "Самое главное - это решить, чему мы хотим научить на уроках литературы, кого мы хотим вырастить в результате гуманитарного образевания" .

Еще в 1958 году московская учительница И.Я.Кленицкая выступила с утверждением, что эмоциональное восприятие текста сильнее и нужнее всякого анализа, что выразительно прочитанное произведение само по себе оказывает такое глубокое эмоциональное воздействие на личность ученика, которое в дальнейшем уже не нуждается ни в поправках, ни в углублениях . Многие учителя поняли ее выступление как отрицание анализа вообще. подобным же образом было воспринято выступление А.г.Твардовского на .всероссийском съезде учителей, в котором поэт упрекал учителей словесников в том, что они излишним анализированием .- "отучают и отлучают" детей от литературы. "Я бы очень хотел, - говорил А.Т.Твардовский, - чтобы наши школьники, читая роман или повесть, не "анализировали" бы их с карандашом в руках, а отдавались бы процессу чтения как процессу радостного общения с книгой .

Разумеется, никак нельзя согласиться с теми участниками дискуссии, которые, полностью отрицая необходимость аналитического изучения литературы в школе, сводили восприятие произведения только к "вчувствованию" в него. Но справедливо мнение, что общение учащегося с литературой должно быть радостным, творческим, ярким. В частности, И.Я.Кленицкая права в том, что выразительное чтение призвано стать ведущим средством преподавания литературы в У-УЇЇ классах, особенно при изучении небольших произведений, которые можно прочитать в классе. Ее требование, чтобы текст произведения в выразительном чтении учителя и учащихся звучал как можно больше на уроках, является правильным и по отношению к старшим классам.

Но как быть с большими произведениями, которые в основном читаются учащимися дома, и с теми произведениями, которые вообще не изучаются по программе и прочитываются учащимися самостоятельно? Следует ли учителю вмешиваться в процесс домашнего чтения и какова его роль в данном случае? Что дает учащимся непосредственное эмоциональное восприятие текста, прочитанного дома, достаточно ли одного его для глубокого и правильного понимания произведения?

Обратимся к данным психологии. О.И.Никишорова, автор интересной монографии о путях восприятия литературы школьниками, пишет: "Надо учесть, что далеко не всех детей, а лишь тех из них, у которых восприятие и воображение в силу тех или иных причин хорошо развито, могут увлекать литературные произведения и оказывать на них достаточно сильное влияние. Между тем есть школьники со слабо развитым воображением, которым вообще скучно и трудно читать художественную литературу, и есть школьники, их значительно больше, которые любят читать и читают много художественных книг, но у них остаются лишь бедные, схематичные и искаженные представления о героях этих книг, мало обогащающие душевный мир детей". О.И.Никифорова подчеркивает, что непосредственное эмоциональное восприятие литературных произведений является чрезвычайно сложным процессом, формирующимся в практике чтения и специального обучения, причем не всякая практика в чтении и не всякое обучение приводят к формированию полноценного художественного восприятия. "До какой бы высокой степени совершенства ни поднималось непосредственное эмоциональное восприятие, всегда для полного и наиболее глубокого постижения художественного произведения необходимы специальное его обдумывание, повторный анализ текста, сопоставление и обобщение его содержания.

В последнее время, кажется, окончательно определилось мнение, что анализ необходим, что одного непосредственного восприятия для полного понимания произведения недостаточно. "И в самом деле. Что значит отказаться от разбора литературных произведений? Это значит оставить учащихся (а в восьмилетней школе это значит оставить детей и подростков в 11-I4 лет1) во власти самостоятельно возникших эмоций и суждений. Но можем ли мы быть уверены в правильности их? Конечно, нет! Интеллектуальное развитие подростков и юношей нуждается в постоянном, систематическом и, главное, в надлежащем руководстве (выделено авторами - Н.Б.), и отказаться от этого руководства значило бы пустить развитие подростков и юношей на самотек. С этим, конечно, нельзя согласиться" .

Подобной же точки зрения придерживается Л.С.Айзерман. "Анализируя художественный текст, мы помогаем учащимся осмыслить, прочувствовать данное произведение и вместе с тем вооружаем их методом анализа произведения искусства, воспитываем культуру чтения, без чего нет и воспитания средствами литературы" .

Да и А.Т.Твардовский, в том же выступлении на Всероссийском съезде учителей, высказавшись за непосредственное восприятие через чтение, вовсе не отрицает анализа, а говорит словами С.И.Маршака о таком анализе, который бы не убивал первоначальное впечатление, а углублял бы и уточнял его. "Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда - к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство" .

Таким образом, для нас очевидным становится вывод,что самостоятельное чтение учащихся также нуждается в постоянном внимании со стороны учителя. Справедливо мнение старого словесника Ц.П.Балталона, который говорил, что давать ученику из библиотеки книгу и спрашивать, понравилась ли она, это еще не значит руководить чтением учащегося. Истинное руководство заключается в постоянных и систематических беседах по поводу прочитннного .

Итак, какова же конкретная роль учителя-словесника?

В.А.Никольский определяет ее как роль активного посредника между юным читателем и мастерами искусства. Поскольку для глубокого восприятия произведений искусства нужна известная умственная и нравственная зрелость, которая и формируется в процессе приобщения к искусству, то, пишет В.А.Никольский, "необходимы поэтому посредники между юными читателями и ценителями искусства и мастерами слова, кисти, резца, мелодии. Таким посредником и является прежде всего преподаватель литературы, словесник. Именно ему предоставлено почетное право помочь молодому поколению постигнуть богатое эстетическое содержание лучших образцов русской и зарубежной литературы, помочь стать на ноги, выработать эстетические критерии оценки действительности, сформировать вкус, полюбить литературу, музыку, живопись" . Руководя внеклассным чтением учащихся, учитель решает те же воспитательно-образовательные задачи, которые он выполняет в процессе изучения литературы по программе.

Программа Коммунистической партии Советского Союза выдвинула в качестве одного из важнейших условий коммунистического преобразования нашей страны - воспитание нового человека. Нравственны облик нового человека определен моральным кодексом строителя коммунизма. Конечная цель воспитания -сформировать человека с передовым марксистско-ленинским мировоззрением, с высокими моральными качествами, всесторонне развитого, т.е. сформировать человека, способного бороться за коммунизм и подготовленного к жизни в коммунистическом обществе. "Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения", - говорится в Программе КПСС . В связи с этим новые задачи поставлены перед всеми работниками ид,ологического фронта, особенно перед учителями-словесниками, в руках которых такое острое политическое и идеологическое оружие, как искусство и литература. Одной из важнейших сторон коммунистического преобразования личности является эстетическое воспитание. 

Проблема эстетического воспитания - проблема мировоззренческая. Эстетическое воспитание тесно связано с идешіш и нравственным воспитанием учащихся и является ОДНОЙ из важнейших частей общей системы коммунистического воспитания. Мы согласны с В.Н.ІІЇацкой , Д.К.МотольскоИ , Т.К.Осиновой , которые считают, что воспитание эстетических вкусов нельзя проводить только средствами искусства и ради искусства. Понимать Т.К.Осипова, Эстетическое воспитание учащихся средствами художественной литературы, "Советская педагогика", 1957, пЗ 3, слСЗО. прекрасное в искусстве, значит понимать его и в жизни, и не только понимать, но и создавать прекрасное. "Мы должны воспитывать молодежь, стоящей на позициях марксистско-ленинского мировоззрения, широко образованной, всесторонне развитой, с высокими моральными представлениями и понятиями, способной глубоко чувствовать, любить и создавать подлинно прекрасное в жизни и в искусстве и решительно не приемлющей все безобразное и низменное" .

Учащиеся старших классов, изучающие историко-литературный курс, знакомятся на уроках и путем самостоятельного чтения с лучшими образцами отечественной и зарубежной литературы. Художественная литература дает всестороннее изображение человека. Проблемы отношения человека к действительности, к окружающему миру, к народу, к себе, философские, социальные и моральные вопросы, поднимаемые художественной литературой, вызывают у юного читателя яркие мысли, нравственные и эстетические переживания, тем самым оказывая влияние на формирование духовного облика юного читателя, содействуя воспитанию его характера. Хорошая книга учит высокой взыска-тельности к себе, пробуждает вдохновение , зовет к подвигам во имя народа и отечества.

Какова конкретная цель классной и внеклассной работы по литературе в школе? Это "развитие у школьников эстетической восприимчивости, эстетического отношения к жизни и эсте I. А.М.Докусов, Г.Г.Розенблат, Т.В.Чирковская, Задачи, содержание, пути и методы эстетического воспитания учащихся. Сб."Эстетическое воспитание (на уроках литературы) в восьмилетней школе. М., 1963, стр.6. тической оценки литературных произведений- . Для этого надо научить учащихся читать и понимать прочитанное. Воспитать читателя в самом широком и положительном смысле этого слова - значит не только выработать привычку и потребность общения с книгой, но и научить, глубоко проникая в движение авторскоd мысли, формировать свое (выделено автором - Н.Б.) понимание действительности, свое понимание сущности человеческих отношений" , т.е. вызвать у юного читателя активное отношение к литературе, помочь ему при помощи книги выработать собственные взгляды и убеждения, свой взгляд на мир. "Настоящее чтение и есть освоение - любимое современное слово нашей социалистической культуры! Сам Гете говорил,что настоящее чтение - большое искусство, которому он учился всю жизнь; чтение - это активная способность привнести в читаемую книгу свой опыт, потому что без этого привнесения от себя книга останется мертвой .

Воспитание читателя - дело нелегкое и чрезвычайно ответственное. Научить культуре чтения, т.е. развить воображение, пробудить эмоции, способность сопереживать, заставить размышлять над книгой - дело многолетнего целенаправленного и систематического труда читателя лицом "незаменимым" потому, что он решает судьбу книги, что без него не только "наши книги, - говорит он, -но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина - всего лишь немая и мертвая груда бумаги" . "Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели... Художник-автор берет на себя только часть работы, остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель", - писал С.Я.Маршак. Читатель перестает быть только читателем, он становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт, он тоже становится художником, и, конечно, качество восприятия зависит от того, каким художником окажется читатель. "Все струны, которыми владеет автор, находятся в сердцах у читателей. Иных струн у автора нет. И в зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо" .

Полное и глубокое восприятие произведения зависит от многих сторон личности читателя: его общего эстетического развития, читательского и жизненного опыта, психических особенностей и, главное, от степени его литературной образованности. В.Асмус утверждает, что уже для первоначального, так называемого непосредственного восприятия, необходимо понимание читателем того, что автор вводит его в особый мир. Две черты составляют его особенность. Изображенное в произведении есть все же реальность. И читатели должны воспринимать это как реальность. Второе условие - читатель должен помнить, что изображенная в произведении жизнь все же не есть непосредственная жизнь, а только ее образ. "Веря в то, что нарисованная художником картина есть воспроизведение самой жизни, читатель понимает вместе с тем, что эта картина все же -не сама доподлинная жизнь, а только ее изображение... Он одновременно -и видит движущиеся в поле его зрения образы -образы ж и 3 н и , и понимает, что они - не сама жизнь, а только ее художественное отображеиее. Как только прекращается деятельность ума, необходимая для указанного двоякого осознания образов искусства, восприятие произведения как произведения художественной литературы немедленно рушится, не может СОСТОЯТЬСЯ .

Организацией внеклассного чтения учащихся занимались и дореволюционные, и советские педагоги. К сожалению, их богатый и интересный опыт до сих пор не обобщен в полной мере. Это обстоятельство задерживает создание научной системы руководства внеклассным чтением, обобщающей лучшие достижения учительства. До сих пор не определен круг произведении, которые учащиеся должны знать по выходе из школы. Произведения, которые рекомендуются программой для чтения вне класса, прочитываются не всеми учащимися. Во многих школах, если не в большинстве их, знания учащихся ограничиваются только теми произведениями, которые "проходятся", "разбираются" в классе. Получив документ об окончании средней школы, юный гражданин выходит в жизнь без желания снова обратиться к изученным в школе произведениям и авторам, без любви к книге, без потребности самообразования.

До сих пор не разработаны конкретные методы руководства чтением учащихся, учителя не всегда умеют проводить уроки внеклассного чтения, ставшие, в соответствии с учебной программой по литературе, обязательной частью учебного процесса.

Советской методикой накоплен большой опыт внеклассной работы по литературе. Таковы читательские конференции, диспуты, литературные кружки, выставки, экскурсии и т.д. Но эта наиболее распространенная в школах система руководства самостоятельным чтением, когда учитель работает с небольшой группой активных читателей, не может считаться достаточной. Надо повседневно работать со всем классом и с каждым отдельным учеником, чтобы школьник-выпускник в дополнение к программе познакомился с лучшими образцами советской, русской классической и зарубежной литературы. Ведь у большинства людей, посвятивших себя самым разнообразным профессиям, систематическое знакомство с литературой ограничивается школьным курсом. Никакая программа не может вместить в себя все богатство художественной литературы, но в этом многообразии есть апробированные временем произведения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры человечества, знакомство с которыми обязательно для каждого современного культурного человека. Школа должна указать молодому человеку пути к самостоятельному усвоению литературных произведений в будущем.

Внеклассное самостоятельное чтение должно стать органической частью образовательно-воспитательного процесса. Б центре внимания школы должно стоять не чтение вообще, а направленное чтение, помогающее выполнить главную задачу школы - воспитание строителей коммунизма.

В нашей школе внеклассное чтение вошло в план коммунистического воспитания как одно из важнейших его сторон. Внимание партии и правительства к вопросам литературы и, в частности, к вопросам детского чтения свидетельствует о высокой оценке книги как действенного средства воспитания.

В свете современных задач, стоящих перед советской школой, проблема самостоятельного чтения учащихся и воспитания любви к книге приобретает особое значение, что требует обобщения всего лучшего, что дала в этом плане наша методика.

Обращение к истории вопроса имеет для нас не только историко-познавательное значение, но и актуальный практический интерес, поскольку постановка проблемы чтения в прошлом поможет нам разрешить коренные вопросы современной теории и практики внеклассного чтения учащихся. О том, насколько необходимо знать историю преподавания нашего предмета, как много живого, плодотворного для современной советской школы дала дореволюционная практика, свидетельствуют труды Д.К.Мотольской, АліІ.Скафтьшова, В.В.Голубкова, Я.А.Ротко-вича .

Немало поучительного можно также извлечь, изучая опыт советских учителей, особенно живую практику последних лет.

Б первой главе мы и ставим перед собой задачу осветить пути формирования теории и практики внеклассного чтения как в русском дореволюционной, так и в советской школе.  

Теория и практика руководства внеклассным чтением учащихся в дореволюционной и советской школе

Вторая половина ХУШ века ознаменовалась в России большими успехами в развитии культуры. Наряду с идеологией господствующего класса мужала русская демократическая мысль с ее ненавистью к крепостному праву, тирании, критическим отношением к сильным мира сего. Передовая литература ХУШ века носила просветительский характер и отражала острый интерес русского общества к политическим и нравственным вопросам. Не т измеримо возрастает авторитет литературы .

Если Б учебных учреждениях словесность все еще занимала очень скромное место, то внеклассное самостоятельное чтение получает в это время большое развитие. Как показывает исследование Я.А.Ротковича, в педагогике этого времени еще не была четко осознана мысль о специальном отборе книг для самостоятельного чтения детей, не ставился вопрос о детской литературе, как самостоятельной отрасли культуры, возрастные нормы и требования мало учитывались. Дети читали то же, что и взрослые, и читали много. Из общего потока произведений для взрослого читателя постепенно выделяются произведения прославленных русских писателей Ломоносова, Сумарокова, Хераскова, Державина, позднее Карамзина, которые завоевывают прочный авторитет среди учащейся молодежи. Среди переводных произведений огромной популярностью пользуется роман Фенелона "Похождение Телемака", переведенный Тредиаковским, затем "Арге-нйда" Барклая, "Житие Клевеланда" и "Похождения маркиза Г " Прево, отчасти "Жиль Блаз" Лессажа и "Робинзон Крузо" Дефо .

Каковы особенности этих книг и чем объясняется их популярность? Как правило, эти произведения носят или прогрессивный политический характер, к таковым относится "Телемак", где критикуется тирания, или это произведения нравственного содержания, как "Житие Клевеланда".

Я.А.Роткович рассказывает о многогранной внеклассной работе, которая проводилась в эти годы в шляхетном корпусе, Московском благородном пансионе и Казанской гимназии. Здесь выпускались литературные сборники, где помещались переводы из поэзии и рефераты научных статей, ставились на гимназической сцене "Школа мужей" Мольера, "Синав и Трувор" Сумарокова . Все это способствовало расширению читательского кругозора учащихся и являлось стимулом для самостоятельного чтения.

В последней трети ХУШ столетия обостряется интерес к теоретическим проблемам педагогики. Появляются переводы сочинений крупнейших педагогов Запада - Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Яна Амоса Коменского. Рождается интерес к ребенку, к его психологическому складу, требующему особого подхода и особых методов воздействия. В связи с этим ставится вопрос о специальной литературе для детей, о детской книге, как средстве воспитания. Этот интерес осооенно характерен для последних десятилетии ХУШ века. Показателен следующий факт: из 296 названии детских книг ХУШ в., зарегистрированных библиографами, на последнее тридцатилетие приходится 260 книг . гра был, наеимущедтвентр дцреводные проиодитсяи2 длк детей. дающегося русского просветителя Н.И.Новикова (I7JH-I8I8). Глубоко осознав воспитательную роль детской книги, он, арендуя в течение десяти лет типографию Московского университета, издал немало учебников и книг для детей.

Читательские интересы учащихся старших классов (на материале обследования школ Куйбышевской области)

Школе далеко не безразлично, каковы интересы ученика, что он читает, чем увлекается. Зная интересы учащихся определенных возрастов, характер и направленность этих интересов, закономерности их; возникновения и развития, учитель получает возможность четко и последовательно строить свою воспитательную работу.

Психология определяет интерес как избирательную, целеустремленную направленность человека на приобретение тех или иных знании, на выполнение той или иной деятельности . Интере , ин, если они натйчивн, побужйаил к дейсдвию в определенном сапреслинии и страчи в жпони человккд йсжнию воль. Они н знпчавлльной итепают впреднияют хврактвр нуюности. Ониевесы зн чрождены, оне еоздаютея, формируюття, измности.я. Опреденяютсо они, в нервуз очередь, общесювенно-змеоритсскими услляями яизни веловвка, его обществесным но-ием, но на их формирование оказывает влиянио ряд друеих мрбчии, учнстн кихорые иногда очень трудно.

Своьодное чт.ние - это чтение по выбору самого ученика, и, казалось еы, чти в ээу очлание уоитело не должен вмншиваться. аднако, это ое сэвсео так. Конитео, не следунт иcкусственно подавлять литературных симпатий школьников. Но руководить их чтением необходимо. Как показывает опыт, свободное чтение школьников чаще всего носит бессистемный или односторонний характер. Это или однобокое увлечение приключенческими романами, или пристрастие только к научно-популярной литературе, или интерес ко "всему", т.е. чтение всего, что попадет под руку.

Почему учитель должен быть в курсе читательских интересов ученика? Во-первых, чтобы совершенствовать и укреплять уже существующий интерес к книге, к определенной области знаний, во-вторых, чтобы, преодолевая односторонность увлечений, воспитывать гармонию читательских интересов.

Б.Банк, изучавший читательские интересы молодых рабочих, приводит пример неустойчивости читательского интереса. 19-летний рабочий В., читатель одной из библиотек г.Свердловска, читал много, но бессистемно. Сначала он интересовался книгами по истории техники, о межпланетных путешествиях, потом, посмотрев кинофильм "Лесная быль", увлекся бобрами, после посещения музея Д.Н.Мамина-Сибиряка решил прочитать все его произведения, потом заинтересовался пособиями по фотографии, затем набросился на литературу о комсомоле и закончил литературой о самодельных радиоприемниках и книгами по астрономии, И все это в очень короткий срок. В результате он не освоил фотографии, не построил ни одного приемника, из произведений Мамина-Сибиряка прочитал только первый том. Пользы от такого чтения никакой, вред - огромный. Такое чтение приучает к разбросанности, не воспитывает серьезного отношения к книге.

В этой же брошюре автор показывает, как ныне знатный токарь Ж. стала известной благодаря систематическому чтению книг. Начальник участка посоветовал ей: "Надо что-то придумать, почитать. Одним мускульным напряжением мы производительности не поднимем". И она начала читать. Вслед за этим последовало одно рационализаторское предложение, потом другое. В итоге пояВИЛСя новый метод, рождению которого способствовала книга .

Опытные педагоги всегда основывали свои рекомендации на знании читательских запросов учащихся. "Что читать и как читать, как организовать школьную библиотеку и активно руководить чтением учащихся - эти вопросы нельзя решать одним взрослым без участия самих детей, не считаясь с их запросами,-писал известный методист-словесник А.М.Лебедев. - В противном случае все обязательные и рекомендуемые списки книг для прочтения встретят энергичный отпор со стороны учащихся. Они будут руководствоваться в выборе книг отзывом товарища, примером взрослого, падкого на всякую сенсационную новинку в области беллетристики, вроде Амфитеатрова, Вербицкой, Лондона и др., но не списком, утвержденным педагогическим советом" .

Уроки внеклассного чтения и их место в системе внеклассной работы по литературе

Исходя из общих требований школы, учитыаая результаты изучения читательских интересов широкого круга учащихся, их склонностей и запросов, а также инея в виду гармоническое развитие читательских интересов, тга составили перспективыый план чтения для учащихся УШ-Х1 классов, а в 1966/67 уч. году д для УШ Х классов, рассчитаныый на три года, разработали систему классных и внеклассных литературных мероприяиий и решили проверить доступность и выполнимость этого плана в целом виде и в отдельных деталях на нескольких классах. Мы пытались проследить, какое влияние оказывеет систематическое направляемое чтение на личность ученика, на его эстетическое развитие и формирование духовного облика, какое воздейстиие оказывеет чтение на качество знаний, не является ли такое чтение перегрузкой для учащихся. Мы ставили целью выясниьь, обращение к каким произведениям и писателям наиболее желательно в воспитательыых целях, какие методы и приемы работы с книгой наиболее эффективны.

Главное внимание мы уделяли организаиии и проведению уроков внеклсссного чтения, как одного из важных звеньев в системе классной и внеклассной работы по литературе. Опытная работа проводилссь нами в средней школе № 1X2 гор.Куйбышева в течение I959-I967 гг. совиестно с учителями-словесниками этой школы Р.А.Горбачевйй, Л.С.Саломатиной и Е.А.Егоровой. Экспериментальный класс был выпущен в 1962/64 учебном году. Основные формы и методы руководства внеклассным чтением, которые сложились в работе с этим классом, были проверены на двух классах последующего выпуска 1964/65 уч. года.

Об опыте организации внекласснгго чтения в школе Ш 112 гор.Куйбышева неоднокаатно докладывалось на районных и областных совещаниях учителей, на семинарах, проводиыых Куйбышввским институтом усовершенствования учителей, а также в городских и сельских школах. Некоторыми разработками уроков внеклассного чтения, литературных вечеров, конференций, диспутов, а также списками по внекласснмму чтению пользуются многие городские и сельские школы нашей области. Все типы уроков, разработанные нами, были применнны другими учителмми и студен-тами-практикаятами в городских (ftfe 96, 150, 32, 44) и сельских (Камыжла, Тимашево, Большая Черниговка, Кошки) школах.

Действие книги редко бывает мгновенным, чаще всего оно продолжается годы и бывает незаметно для постороннего глаза. Духовное влияние художествнноой литературы не взвесишь на точных весах. Тем не менее мы убедилиьь, что постояноое внимание к тому, что читают учащиеся и как читают, систематическое руководство их чтением позволеет учителю активеее и целенаправленнее вести воспитательную работу.

Опытную работу мы начали с отбора произведений для самостоятельного чтения, с составления перспективного плана чтения.

Какие задачи имелись в виду при составлении списка?

1. Расширить круг чтения учащихся путем ознакомления их с лучшими произведениями мировой литератрры прошлого и настоящего.

2. Глубже познакомить учащихся с теми писателями, творчество которых изучается в школе.

3. Пробудить интерес к классичсской и современной поэзии.

4. Ввести в круг чтения учащихся книги серии "Жизнь замечательных людей".

5. Приучить школьников к итению научно-популярной литератрры и книг научно-фантастического жанра.

6. Пробурить интерес учащихся к критической и мемуарной литературе.

Исходя из воспитательных целей чтения, мы включили в список для самостоятельного чтения:

а) лучшие произведения о прошлом нашего народа и других народов мира;

б) произведения, воспитывающие любовь к природе, к родной земле, родному языку;

в) произведения о величии русского человека , о его героизме, патриотизме, силе духа, мужестве;

Похожие диссертации на Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы.