Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны Яковлева Раиса Борисовна

Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны
<
Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлева Раиса Борисовна. Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 Москва, 2007 167 с. РГБ ОД, 61:07-12/986

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ И АТЛАСОВ КАК ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА 18

1.1. Правовое регулирование охраны авторских прав в картографической деятельности 17

1.2. Географические карты и атласы как объекты авторского права. Авторство в картографии 31

1.3. Особенности правовой охраны цифровых и электронных карт как баз данных

1.4. Современное состояние обеспечения правовой охраны картографических произведений за рубежом Выводы по главе 76

ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ И АТЛАСОВ КАК ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА

2.1 Способы и формы использования географических карт и атласов и их влияние на содержание авторских договоров 78

2.2. Особенности создания производных произведений на основе географических карт85

2.3. Свободное использование географических карт и атласов 95

2.4 Особенности содержания авторских договоров и судебная практика бездоговорного использования географических карт и атласов

Выводы по главе 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 158

Приложения:

1 Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в положение о Федеральном агентстве геодезии и картографии» 164

2. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении повышения эффективности использования материалов государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации»

3. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью» 167

Введение к работе

Актуальность темы исследования и современное состояние проблемы. В последние годы, в том числе в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, все более пристальное внимание как со стороны государства, так и общества уделяется вопросам интеллектуальной собственности.

Хотя географические карты действующими международными договорами и федеральными законами относятся к объектам авторского права, в России до 2000 г. практически отсутствовали публикации, посвященные этой проблеме. Это связано прежде всего с тем, что в период существования СССР вопросы авторского права на геодезическую и картографическую продукцию не были актуальными. Все карты издавались Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР и Военно-топографическим управлением Министерства обороны. Начиная с 1995 г. работы по созданию географических карт стали предметом лицензирования, и частные фирмы получили возможность заниматься изданием карт и атласов. В настоящее время созданием картографических произведений занимаются более 12000 организаций. Поэтому вопросы правового регулирования взаимоотношений при создании и использовании карт как объектов авторского права начинают становиться все более актуальными. Если до 1999 г. имеются ссылки только на одно дело, рассмотренное в арбитражном суде по вопросу незаконного использования карт, то, начиная с 2000 г. таких дел становится все больше. Однако правовая защита авторских прав картографов затруднена отсутствием подзаконных актов, правоприменительной практики и методических материалов по вопросам охраны авторских прав в области картографии. В комментариях к законодательству об авторском праве, подготовленных известными учеными,

географические карты практически не упоминаются. Это связано, прежде всего, с тем, что существующее законодательство в области авторского права гораздо более ориентировано на литературные и музыкальные произведения, чем на географические карты, имеющие большое количество особенностей их создания. Даже термины, применяемые в картографии, по своему содержанию часто не соответствуют общепринятым (элемент содержания карты, редактор карты и т.д.). С появлением цифровых и электронных карт, которые могут одновременно рассматриваться в качестве - баз данных, ситуация еще больше осложнилась. Легкость и доступность их для копирования и незаконного распространения привела к резкому росту рынка контрафактной продукции.

Принятие Четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации не привнесло каких-либо дополнений или уточнений в отношении правовой охраны географических карт и атласов. Нормы Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», которые прямо затрагивают вопросы регулирования создания и использования географических карт и атласов, включены в Четвертую часть Гражданского кодекса Российской Федерации практически без изменений.

В решениях XXII сессии Межгосударственного совета стран СНГ по геодезии, картографии, кадастру и дистанционному зондированию Земли государств-участников СНГ, проходившей в марте 2005 года в Москве, отмечалась актуальность борьбы с контрафактной картографической продукцией не только для России, но и для других стран СНГ. Вместе с тем, в некоторых зарубежных странах уже давно существует практика правовой охраны и защиты географических карт как объектов авторского права.

Политика в отношении использования пространственных данных, в том числе использования карт и атласов, имеет четко выраженную тенденцию - максимально обеспечить доступ общества к достоверной,

современной и точной пространственной информации. Однако

реализовываться эти цели должны в рамках действующего законодательства, защищающего интеллектуальный труд специалистов, создающих картографические произведения.

Очевидна необходимость системного исследования географических карт и атласов (далее — картографических произведений) как объектов авторского права, изучения возможности их правовой охраны в условиях широкого внедрения информационных технологий.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и сложившейся судебной практики выявить гражданско-правовые проблемы, связанные с предоставлением правовой охраны географическим картам и атласам как объектам авторского права; теоретически обосновать объем правовой охраны, предоставляемой картографическим произведениям с учетом их особенностей; разработать концептуальные предложения для законопроектной деятельности в области авторского права; подготовить предложения, направленные на методологическое совершенствование и систематизацию нормативно-правового обеспечения отношений, связанных с созданием и использованием картографических произведений.

В соответствии с целью диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

выявление и разрешение противоречий между функцией картографических произведений как источника пространственных данных, предназначенного для удовлетворения потребностей в достоверной и точной информации о местности, и их охраной как объектов авторского права;

- анализ полномочий государственных органов власти по вовлечению в
хозяйственный оборот картографических произведений и осуществлению
надзора за их использованием;

исследование особенностей правовой охраны картографических произведений, в том числе создаваемых с использованием современных информационных технологий и предназначенных для компьютерной обработки;

исследование зарубежной практики охраны авторских прав на картографические произведения;

разработка предложений по совершенствованию законодательства и обобщению правоприменительной практики в целях создания эффективных механизмов защиты авторских прав на картографические произведения;

рассмотрение судебной практики по вопросам бездоговорного использования картографических произведений и методологическое обоснование путей предотвращения выпуска контрафактной продукции.

Объектом исследования являются правовые отношения в сфере создания и использования картографических произведений, как объектов авторского права.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие особенности возникновения и правовой охраны авторских прав при создании и использовании картографических произведений в процессе осуществления картографической деятельности, пути совершенствования нормативной правовой базы, необходимой для пресечения и предотвращения нарушений авторских прав, а также практика применения указанных норм.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: системный метод (авторское право на картографические произведения

рассматривалось как комплексный правовой институт с учетом норм законодательства в области геодезии и картографии); сравнительный метод (в частности, осуществлялось сравнение правовых норм, регулирующих вопросы авторского права в зарубежных странах); формально-юридический метод (исследование терминов и понятий, применяемых законодательством в области авторского права применительно к объекту исследования) и др.

Теоретическую базу исследования составили труды российских ученых-правоведов - И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, В.А.Дозорцева, Л.И. Подшибихина, М.М. Карелиной, В.Н. Лопатина, Н.В. Макагоновой, А.П. Сергеева, Л.А Трахтенгерц, М.А. Федотова, и др., занимающихся проблемами охраны авторских прав в современных условиях.

Учитывая, что исследование носит междисциплинарный характер, были использованы также картографические источники, в основу анализа которых были положены теоретические труды известных картографов К.А.Салищева, А.М.Берлянта и др., в которых рассматривались вопросы авторства в картографии.

Эмпирическую основу диссертации составили неопубликованные материалы судебной практики, собранные в ходе проведения диссертационного исследования.

Научная новизна работы заключается в следующих выводах и положениях, выносимых на защиту:

1. В соответствии с действующим международным и российским законодательством географические карты (представленные в виде обще географических и тематических карт различного назначения, рельефных карт, многолистных карт и др.) и атласы являются объектами авторского права, которые, однако, обладают рядом особенностей, обусловленных прежде всего тем, что при их создании творчество авторов ограничено

рамками отображения земной поверхности - для общегеографических карт, и рамками отображаемых явлений - для тематических карт.

  1. Абсолютное большинство создаваемых географических карт и атласов по своей правовой природе являются служебными произведениями. Стремление к разделению труда, обеспечению повышения его производительности ведет к тому, что в процесс создания карты оказываются вовлечены различные специалисты, однако к авторам картографических произведений могут быть отнесены только лица, непосредственно участвующие в творческом процессе, в том числе и редактор карты. Право редакторов считаться соавторами картографических произведений, обосновывается тем фактом, что творческая работа редактора начинается до начала непосредственно вычерчивания карты и продолжается в ходе всего процесса создания карты.

  2. Правовая охрана авторских прав картографов, в том числе при создании служебных произведений, до сих пор затруднена отсутствием четкого определения понятия автора географической карты.

На основе анализа творческих процессов создания карты с учетом требований норм авторского права предлагается следующее определение: «автор географической карты - физическое лицо, выполнившее разработку программы карты (при необходимости подготовку редакционных указаний), оригинальных условных знаков для отображения содержания карты, осуществившее ее составление (вычерчивание), выполнявшее картографическое редактирование в течение всего процесса ее создания. Если указанные работы выполняли разные лица, то они могут являться соавторами карты».

4. Методологически обосновывается, что при использовании частей
географических карт, правовая охрана должна обеспечиваться для частей

карт, представленных не только в виде их полноценных фрагментов, но и для так называемых «слоев», представленных для традиционных карт в виде расчлененных издательских оригиналов с изображением рельефа, . гидрографии и др.

5. Делается вывод о том, что одной из основных тенденций в
современном информационном сообществе является переход от понятия
«картографические произведения» к понятию «цифровые и электронные
карты», которые являются одновременно базами данных, что требует
предоставления этим произведениям двойственной правовой охраны: с одной
стороны как традиционным картам, а с другой стороны как базам данных.
Методологически обосновывается, что:

- представление традиционной географической карты в цифровом виде
(создание цифровой карты), не является простым воспроизведением в памяти
ЭВМ с точки зрения авторского права;

создание цифровой карты необходимо рассматривать как переработку исходного картографического произведения и создание производного картографического произведения, одновременно являющегося базой данных;

созданная цифровая карта (база данных) по отношению к исходной карте является зависимым произведением, правомерное использование которого возможно только при условии получения разрешения правообладателя исходной карты;

- применительно к цифровым картам (как базам данных) правовая
охрана должна предоставляться не только базе данных, но и результату ее
программного воспроизведения в графическом виде.

6, Доказывается, что с точки зрения авторского права в случае
программной обработки содержания электронной карты для ее отображения

(без изменения содержания) различными способами на экране монитора не возникает нового объекта авторского права и соответственно нового субъекта авторского права. Поэтому можно утверждать, что от права на воспроизведение электронной карты неотъемлемо право на обработку в части отображения цифровой карты в различных вариантах в виртуальном виде на экране монитора.

7. На основе выполненного анализа особенностей использования
картографических произведений применительно к способам и формам их
использования, сделан вывод о том, что многообразие современных способов
использования произведений, особенно в информационных технологиях,
требует уточнения формулировок законодательства об авторском праве, но
не в смысле перечисления всех возможных способов использования, а в
смысле определения объема передаваемых прав, если способы и формы
использования указаны в договоре недостаточно прямо и конкретно.

Предлагается дополнить ч.1 Статьи 1286. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения Четвертой части ГК РФ абзацем следующего содержания:

«При отсутствии в договоре указания на форму использования произведения предполагается форма представления произведения, в которой оно существовало на момент заключения договора».

8. Отмечается, что неотъемлемым свойством картографических
произведений является необходимость их обновления (что с правовой точки
зрения является систематической переработкой), выявляются особенности
производных картографических произведений, обосновываются понятия
творчески самостоятельного картографического произведения и зависимого
картографического произведения.

Доказывается, что творчески самостоятельной географической картой является карта, созданная в результате выполнения столь высокой степени переработки всех составных частей исходной карты, что становится невозможным выделение части, заимствованной у исходной географической карты.

9. В интересах общества международное и российское законодательство устанавливает случаи «свободного использования произведений». В результате анализа сложившейся практики использования географических карт в средствах массовой информации, в образовательных целях, делается вывод о том, что существующее де факто их свободное использование значительно шире, чем законодательно предусмотренные случаи.

Учитывая высоко информативную роль картографических произведений, обосновывается целесообразность и возможность расширения области их свободного использования. В качестве первого шага на пути расширения сфер свободного использования географических карт предложено принятие нормативного правого акта применительно к исключительным правам Российской Федерации на материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации (ГКГФ РФ) на уровне Правительства Российской Федерации, следующего содержания (полный текст приведен в приложении к диссертации):

«допускается без разрешения правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

- использование без извлечения прибыли географических карт и атласов открытого пользования, входящих в состав ГКГФ РФ и правомерно введенных в гражданский оборот, в образовательных г\елях;

- воспроизведение правомерно обнародованных географических карт и атласов, входящих в состав ГКГФ РФ и фрагментов из них в качестве иллюстраций в обзорах текущих событий в газетах и телепередачах информационного характера в объеме, оправданном поставленной целью.»

10. Выявлен ряд особенностей свободного использования географических карт и атласов как объектов авторского права в соответствии с действующим законодательством:

а) обосновывается возможность в определенных случаях рассматривать
воспроизведение фрагмента карты в качестве цитаты, и обосновывается
недопустимость перевода географических названий на цитируемом
фрагменте карты;

б) исходя из норм действующего российского законодательства в
области авторского права, информатизации, об обязательном экземпляре
документов, делается вывод о невозможности наделения географических
карт статусом официальных документов, кроме случаев, когда они являются
графическим приложением к таким документам;

в) по аналогии с пунктом I статьи 25 Закона об авторском праве,
делается вывод, что преобразование электронной карты (как базы данных) в
другой формат представления, осуществляемое исключительно в целях ее

. функционирования на программных средствах пользователя правомерно без получения разрешения автора и без выплаты дополнительного вознаграждения;

г) пункт 2 статьи 19 в полной мере применим к картографическим
произведениям, в том числе к цифровым картам. Однако в отношении
картографических произведений эту норму необходимо расширить с учетом
законодательства в области геодезии и картографии, предусмотрев что,

допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование картографо-геодезическими фондами в их помещениях копий картографических произведений, полученных законным путем. При этом экземпляры цифровых карт могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях фондов при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Данная норма включена в проект постановления Правительства Российской Федерации, приведенного в приложении к диссертации;

д) в целях урегулирования использования географических карт в качестве учебных пособий предлагается дополнить статью 1274 Четвертой части ПС РФ частью 4:

«4. Лицо, правомерно владеющее произведением, предназначенным для использования в качестве учебного пособия коллективного пользования (настенная географическая карта и т.п.), вправе без получения разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения публично показывать произведение в указанных целях, если такое предназначение и использование прямо указано на экземпляре произведения.»

11. Предлагается с целью усиления борьбы с нарушениями авторских

прав картографов законодательно ввести в функции органов

государственного геодезического надзора специальные положения об их

обязанности выявлять и принимать меры по пресечению нарушений

авторских прав на картографические произведения, проводить экспертизу

контрафактных картографических произведений (проект постановления

Правительства Российской Федерации приведен в приложении к

диссертации).

12. Зарубежный опыт правовой охраны картографических произведений свидетельствует, что основную роль в процессе вовлечения в гражданский оборот географических карт, создаваемых государством, и являющихся объектом авторского права, играют национальные картографические службы.

Российским законодательством предусмотрено, что исключительными правами Российской Федерации на картографические произведения, должны распоряжаться федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками, путем передачи этих прав хозяйствующим субъектам на основе гражданско-правовых договоров. Однако это положение до настоящего времени не включено в функции этих органов власти.

В связи с этим необходимо на уровне постановления Правительства Российской Федерации предусмотреть обязанность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (в частности Федерального агентства геодезии и картографии) осуществлять распоряжение этими правами (проект постановления Правительства Российской Федерации приведен в диссертации).

Практическая значимость работы. Практическая значимость результатов диссертационных исследований заключается в том, что они могут быть использованы:

при совершенствовании законодательства Российской Федераций об авторском праве и смежных правах, а также законодательства в области геодезии и картографии;

при создании информационных и нормативных основ для пресечения и предотвращения нарушений авторских и смежных прав;

при разработке подзаконных нормативных правовых актов по вопросам государственного картографо-геодезического фонда, затрагивающих вопросы авторских прав;

при подготовке методических материалов по правовой защите картографических произведений как объектов авторского права;

при подготовке комментариев к законодательству в области авторского права;

в учебной и научной литературе по вопросам авторского права;

в учебном процессе, при подготовке специальных курсов, лекций, семинаров по вопросам авторского права в картографии в высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации.

Апробация полученных результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права и правовой охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности.

Основные положения и выводы диссертации получили отражение в опубликованных автором 12 статьях.

Доклады по затронутым в диссертации проблемам делались автором на Всероссийской выставке-форуме «Регионы России: защита от контрафакта» (19-22 мая 2003 г., Москва), ХХП Международном конгрессе Международной федерации геодезистов (19-23 апреля 2002 г., Вашингтон, США), и других конференциях, заседаниях и круглых столах.

Полученные результаты нашли отражение в авторской программе по дисциплине «Введение в авторское право в картографии», подготовленной и прочитанной в Московском колледже геодезии и картографии и на географическом факультете Московского государственного университета им. М.Ю.Ломоносова в 2006 году.

Правовое регулирование охраны авторских прав в картографической деятельности

В основе законодательства по интеллектуальной собственности Российской Федерации лежит Конституция Российской Федерации. В соответствии с пунктом «о» статьи 71 правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации, к ведению Российской Федерации отнесены также в соответствии с пунктом «р» геодезия и картография. Соответственно нормы, регулирующие вопросы создания и использования географических карт, в том числе как объектов интеллектуальной собственности, не могут быть установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и регулируются федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, принятыми, в том числе федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и федеральным органом исполнительной власти по геодезии и картографии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее - ФЗ «О геодезии и картографии») картографическая деятельность включает, в том числе, проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий, картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств, Мирового океана, в том числе создание топографических и морских карт; создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов. Этим же законом установлено, что имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в процессе карто графической деятельности, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года (далее - Бернская конвенция) географические карты прямо отнесены к «литературным и художественным» произведениям и приводятся в перечне охраняемых произведений (статья 2): «(1) Термин "литературные и художественные произведения" охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения;... географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.»

Географические карты и атласы как объекты авторского права. Авторство в картографии

Географические карты - это произведения, при создании которых творчество авторов ограничено рамками отображения земной поверхности -для общегеографических карт и рамками отображаемых явлений - для тематических карт. В тематических картах творчество автора имеет больше возможностей для выражения.

В теории картографии пока нет единого, общепринятого определения понятия «автор карты». Известный русский картограф К.А.Салищев в 1978 году дал такое определение автора карты [30]: « автор карты - лицо (или учреждение, организация), которое творчески разрабатывает программу (или проект) карты, а также непосредственно создает оригинал карты либо руководит этой работой или ее курирует». Такое определение с позиций современных норм авторского права безусловно требует уточнения.

В работе К.А.Салищева дана достаточно подробная характеристика творческих процессов на всех этапах создания карты. В ней отмечается, что одни и те же источники, привлекаемые для создания карты, могут при творческом труде дать различные, не сходные между собой, представления. Одно из убедительных свидетельств — наличие ряда карт климатического районирования мира: по Кеппену, по Алисову, по Кайгородову и т. д.

По его мнению, с которым нельзя не согласиться, не все лица, участвующие в процессе создания карты могут претендовать на авторство.

Стремление к разделению труда, обеспечению повышения его производительности ведет к тому, что в процесс создания карты оказываются вовлечены различные специалисты. Разработка программы, определяющей содержание и форму карты, относится всецело к обязанностям автора проектируемого произведения, но специалист, выполняющий эту работу, как правило, называется редактором карты. Одновременно лицо, собирающее источники для создания карты в соответствии с разработанной программной не может претендовать на авторство, поскольку по одним и тем же источникам могут быть созданы разные авторские произведения.

Применительно к государственным топографическим картам К.А.Салищевым была высказана позиция, в соответствии с которой эти карты являются продуктом чисто технического труда, поскольку выполняются по инструкциям, «выполнение любого листа этих карт разными исполнителями должно приводить к практически тождественным результатам в пределах заданных инструкцией допусков». С этим нельзя согласиться, поскольку именно «должно» приводить, но не приводит, как не приводит к одинаковому результату в архитектуре наличие строительных инструкций, норм и правил. Вопросы авторства в современной картографии продолжают оставаться актуальными.

В современных публикациях, главным образом в сети Интернет, также можно встретить высказывания, что государственная топографическая карта является официальным документом, так как издается государством. При этом главным аргументом сторонников этой точки зрения является то, что она создается за счет государственного бюджета и следовательно «является народным достоянием» (раздел 2.4). На самом деле «результатам творчества присущи принципиально иные основания возникновения права, чем традиционным объектам - результатам материального производства. В гражданском праве появилась совершенно новая сфера, у которой только один ресурс исключительно личного характера - мозги, интеллект. Все остальные факторы имеют лишь обслуживающее, побочное значение.» [14]. В соответствии с действующим законодательством источник финансирования при создании произведения не является признаком отнесения (или не отнесения) его к объекту авторского права. Объекты авторского права могут создаваться за счет различных средств, тем более, что в настоящее время и топографические карты создаются частными компаниями.

Способы и формы использования географических карт и атласов и их влияние на содержание авторских договоров

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать действия, указанные в п.2 ст. 16 Закона об авторском праве. Вместе с тем, способы использования произведений в разных контекстах рассматриваются в семи статьях Закона об авторском праве: 4, 6, 11, 14, 16, 30, 31. При этом используются следующие термины: способ использования (ст.4, ст.31), любое использование (ст. 11), вид использования (ст. 14, 16), использование в любой форме (ст. 16), использование любым способом (ст. 16), использование определенным способом (ст.ЗО), соответствующий способ (ст.31), способ выражения произведения (ст.6).

В соответствии со ст. 16 автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. В п.4 этой же статьи применяется термин «вид использования», и предусматривается, что для каждого вида использования должно быть установлено авторское вознаграждение. Однако в дальнейших статьях понятие «вид использования» произведения не конкретизируется.

Из анализа пункта 1 статьи 31, который устанавливает, что «авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); ... размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения...», следует, что законодатель считает синонимами термины: «способы использования произведения» и «конкретные права, передаваемые по данному договору».

Следовательно, сопоставляя статьи 16 и 31 можно сказать, что основными способами использования произведения являются способы, соответствующие имущественным правам автора: воспроизведение, распространение, импортирование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения. Все это - определенные способы использования произведения, хотя некоторые авторы [19] считают, что в п.2 статьи 16 приводится исчерпывающий перечень форм и способов использования произведений, не выделяя при этом какое использование относится к форме, а какое - к способу.

Теоретические аспекты структуры авторского права использования произведения детально рассмотрены в работе [17]:

«Главная цель определения отдельных авторских правомочий - не перечисление всех вариантов использования произведения, а выделение общественно значимых способов и обязанность потенциального пользователя получать отдельное разрешение автора на каждый такой вид использования произведения. В связи с этим следует весьма внимательно подходить к выбору способов использования произведения, подлежащих закреплению в системе авторских правомочий.»

Однако даже в этом одном абзаце одновременно использованы три термина: вариант, способ и вид использования произведения.

Таким образом, необходимо рассмотреть теоретические аспекты применения действующего законодательства к использованию картографических произведений в условиях неоднозначности применяемых терминов, и практические последствия использования различной терминологии в авторских договорах.

В соответствии со статьей 31 все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. Однако если термин «конкретные права, передаваемые по данному договору» и термин «способы использования произведения», как было показано выше, являются синонимами, то следовательно все способы использования произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Поэтому необходимо установить насколько «конкретно» и «прямо» должны быть указаны в договоре передаваемые права и соответственно способы использования картографических произведений, поскольку для разных произведений требуемая степень конкретности может быть различной.

Логично заключить, что если в договоре автор передает право на воспроизведение и распространение произведения, не детализируя формы использования это значит, что речь идет о воспроизведении в неизменной форме(-ах), в которой произведение представлено на момент заключения договора и соответствующих ему способах распространения. Например, воспроизведение настенной карты без изменения формы предполагает ее издание в традиционном виде, тогда как в случае включения в договор возможности воспроизведения в электронной или цифровой форме, предусматривается возможность ее сканирования, издания и распространения на компакт-дисках.

Похожие диссертации на Географические карты и атласы как объекты авторского права и особенности их правовой охраны