Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданско-правовая охрана сценарных произведений в Российской Федерации Хазиева Гузель Булатовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хазиева Гузель Булатовна. Гражданско-правовая охрана сценарных произведений в Российской Федерации: диссертация ... кандидата Юридических наук: 12.00.03 / Хазиева Гузель Булатовна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»], 2019.- 201 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общие положения об охране сценарного произведения 14

1.1. Становление и развитие правового регулирования прав на сценарные произведения в России 14

1.2. Понятие и правовая природа сценарного произведения по законодательству Российской Федерации 41

1.3. Сценарное произведение как объект гражданско-правовой охраны 63

Глава 2. Сценарные произведения как охраняемый результат интеллектуальной деятельности 78

2.1. Правовая охрана сценарных произведений авторским правом 78

2.2. Правовая охрана сценарных произведений институтами смежных прав и ноу-хау 101

2.3. Особенности правовой охраны сценарных произведений в составе сложных объектов 119

Глава 3. Особенности реализации гражданско-правовых способов защиты прав на сценарные произведения 141

3.1. Особенности применения гражданско-правовых способов защиты нарушенных прав на сценарные произведения 141

3.2. Способы самозащиты прав на сценарные произведения 154

3.3. Правовое регулирование применения технических средств защиты прав на сценарные произведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 167

Заключение 179

Список использованных нормативно-правовых и литературных источников 182

Становление и развитие правового регулирования прав на сценарные произведения в России

Исследование процесса становления правового регулирования сценарного произведения, прежде всего, следует связывать с необходимостью выявления закономерностей развития права на сценарные произведения. Искусство создания сценария зародилось еще в глубокой древности. История государства и права Древней Греции показывает, что уже в III тыс. до н.э. на островах греческого архипелага функционировали культурные сооружения, имеющие основной целью проведение мероприятий искусствоведческого характера. В основе обычаев, обрядов, ритуалов и даже детских игр античных народов лежал «сценарий», содержащий определенный порядок действий, условия обстановки, использование конкретных реквизитов и другое. Такие «сценарии» отличались незамысловатостью, не имели сюжетной организованности, а поводом являлось, как правило, религиозно-духовное событие либо же событие семейного (рождение, смерть, женитьба и др.) и трудового значения (охота, рыбная ловля и т.п.). Сценарий (в перев. с итал. «scenario»), который произносится с ударением на «а», происходит от слова «сцена». Обозначение данного слова имеет технический характер и означает порядок действий на сцене. Со временем стали появляться другие причины проведения обычаев, обрядов, ритуалов, что в результате приобрело форму массовых зрелищ – праздников, театрализованных представлений, показательных боев и других форм.

Главными элементами, составляющими основу сценария, являются действие и конфликт действующих лиц. Под действием следует понимать не только действие-поступок, но и действие-слово, которое выражается в репликах, входящих в содержание сценария. Описание перехода от одного действия к другому, в основе которого имеется конфликт, создает художественный образ. Такое «описание» является результатом творческого труда и преобразуется в сценарное произведение. В гражданско-правовом аспекте сценарное произведение есть следствие авторской творческой деятельности человека и взаимосвязано с культурно-массовыми мероприятиями театрализованного характера. Анализ ранних этапов развития общества и государства в контексте проведения театрализованных мероприятий показал, что события, связанные с празднествами (особенно когда они носили длительный характер), становились поводом для органов власти не применять взыскание долгов; задержание и арест должников с целью их участия в театрализованных и праздничных мероприятиях.

Поскольку в Древней Греции существовала полисная муниципальная система, городская власть должна была финансово обеспечивать проведение театрализованных и иных зрелищных мероприятий, включая согласование сценарных постановок, которые хоть и исходили из обычаев, не должны были вступать в противоречие с политическими установками властвующей аристократии, которая должна была учитывать особенности монотеистической культуры общин Древней Греции. Музыкальные, драматические постановки и сценические образы, прежде всего этрусской культуры, были хорошо сконструированы. Этрусские актеры участвовали в сценических постановках по приглашению римской знати1, поскольку, по мнению римлян, ритуальные средства почитания богов не всегда помогали. Вместе с тем позорным считалось актерское выступление за оплату, а непрофессиональные актеры в республиканскую эпоху Римской империи не подвергались ограничению в гражданских правах2. Позаимствованная римлянами этрусская сценическая культура позволила развить небольшие сценарные произведения – saturny, включающие такие основные формы, как сценарные, музыкальные, песенные и диалоговые постановки. Следует отметить, что тщательная подготовка сценарных произведений преимущественно основывалась на методе наблюдения за выступлениями известных ораторов, таких как Гортензий, а высшая оценка музыкальных, драматических и сценарных произведений в исполнении известных актеров Росция и Эзопа нашла свое выражение в судебной защите их гражданских прав Марком Тулием Цицероном1, по достоинству оценившим сценические движения известных трагиков и комиков.

Особенностью протосценарных произведений, воплощаемых в форме театральных постановок в Древнем Риме, являлось то, что исполнители atellana2 использовали как импровизацию, так и заранее подготовленный сценарий, в котором изображались комедийные, критические сценарные постановки на основе пародии. Сценарные произведения на основе atellan запрещались при Юлие Цезаре, поскольку содержали пародии на знатных особ и публичных деятелей. Существует предположение, что одного из актеров atellan сожгли на костре по приказу Калигулы3. В разные исторические периоды развития государств на Востоке произведения сценарного характера с участием актеров использовались как средство борьбы с распространением фольклора и традиций, воспевающих мятежных лидеров4. Поскольку от содержания сценарного произведения зависела степень влияния правящей элиты на социальные слои населения, сценарии массовых городских мероприятий тщательно продумывались. В этом были заинтересованы органы городской власти: место, время театрализованных и иных представлений устанавливалось в Римских городах специальными указами. Сценарии культурно массовых мероприятий предусматривали меры по контролю за их проведением, а также ответственных чиновников, которые имели право привлекать к ответственности нарушителей порядка, а также исполнителей соответствующих постановочных ролей, действующих вопреки утвержденному ранее сценарию, путем их задержания и направления в суд, а в последующем и тюремные учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод, что уже на ранних этапах развития общества и государства формировалась обычно-правовая основа сценарного произведения как в сфере публичного, так и частного права. Уже в более позднее время (с середины XV в.) активно развивалось специфическое направление искусства – мистерия1, которое представляло собой художественную постановку библейских сюжетов. В мистерии признаками сценарного произведения следует считать цикличность и композиционное различие эпизодов, а также внутреннее единство всего сценарного произведения. Это означает, что уже в средние века протосценарные произведения имели внутреннюю структуру, отличающую ее от иных произведений, полученных интеллектуальным способом. При этом субъектами такой интеллектуальной деятельности в искусстве мистерии были не только ученые богословы, но и юристы2, что само по себе выглядит необычно, учитывая теологический характер таких сценарных произведений. В начале XVI в. начало развиваться самостоятельное сценарное произведение – моралите, в основе которого были заложены творческие мотивы, обусловленные воспроизведением нравственных начал в социальной организации, активизации гражданского населения. Развитие итальянского театрального искусства XVI в. dell arte показывает, что сценарное произведение носило краткий, как сейчас принято говорить, аннотационный характер, поскольку в сценарии описывался лишь краткий сюжет, при исполнении которого происходила актерская импровизация3.

На наш взгляд, краткие сценарии можно отнести к протосценарным авторским работам, в то время еще не обладавшим всеми признаками самостоятельного творческого произведения авторского типа, поскольку актерское искусство, в частности импровизации, еще не имело жесткой привязки к литературному тексту. В конце XV – начале XVI вв. толчком к развитию сценарного искусства послужило становление в современном понимании театрального представления, как формы сценического произведения. Произошло это в Европе (в Италии), где зародился драматический театр, представления в котором ставились по пьесам таких поэтов, как Лоренцо Медичи, Луиджи Пульчи и других. В то время сценарием служили, как правило, литературно-драматические произведения – пьеса (франц. «piece» означает произведение, отрывок), которые создавалась специально для постановки представления в театре.

В 1791 г. во Франции был принят Декрет от 13 (19) января 1791 г. о зрелищах1. Данный правовой акт закреплял право каждого гражданина создавать общественный театр и исполнять все виды представлений. Прежде чем создать театр, гражданин должен был подать заявление в органы городской власти, на территории которой предполагалось создание театра. Кроме того, с органами местной власти согласовывался характер деятельности соответствующего театра. Это означало, что сценарии также должны были согласовываться, однако только в тех случаях, когда театральные действия являлись частью мероприятий городского характера.

Сценарное произведение как объект гражданско-правовой охраны

В целях углубленного исследования гражданско-правовой охраны сценарных произведений как объекта интеллектуальной собственности требуется, прежде всего, определиться с понятием гражданско-правовая охрана произведений, которое в гражданско-правовой науке понимается неоднозначно. Так, по мнению Л.Н. Берг, правовая охрана представляет собой статическое воздействие на отношения общества, осуществляемое при помощи системы юридических средств в целях их сохранения, иначе говоря, граж-данско-правовая охрана – это правила, которые определяют содержание гражданского права, порядок его осуществления и защиты в случаях нарушения1. Вместе с тем, она считает, что ни в теоретической юриспруденции, ни тем более в правоприменительной практике не установилась общепризнанная позиция относительно понятия «правовая охрана», что объясняется особенностями использования категория «правовой охраны» различными отраслями права. Что касается науки гражданского права, следует отметить, что правовую охрану объектов в широком смысле осуществляет законодатель, в узком смысле – судебный или иной юрисдикционный орган. В частности, О.С. Иоффе утверждаает, что правовая охрана применительно к праву собственности осуществляется всей совокупностью норм гражданского права. В то же время, по его мнению, когда происходит нарушение права собственности, под правовой охраной следует понимать только совокупность тех способов и средств, которые применяются в связи с совершенными против этих отношений правонарушениями2. Таким образом, О.С. Иоффе связывает правовую охрану, во-первых, с нормативным правовым регулированием, а во-вторых, с защитой вещных прав, а именно, с решениями суда, а также и иных уполномоченных органов, в арсенале которых имеются обусловленные законодательством средства, способы и методы, направленные на предотвращение нарушений против собственности1. По мнению Э.П. Гаврилова, под охраной понимается установление общего правового режима2. Ученые предлагают под порядком правовой охраны объектов понимать то, какие права и в отношении каких объектов они предоставляются3. Таким образом, следует согласиться с Л.Н. Берг в том, что нет единого мнения по поводу формулировки понятия «правовая охрана», что на наш взгляд, обусловлено особенностями гражданско-правовых отношений, норм и институтов.

Что касается сценарного произведения в контексте гражданско-правовой охраны, то такой вид произведения также подлежит охране всеми нормами гражданского законодательства. Вместе с тем, проблематика исследования сценарного произведения как объекта гражданско-правовой охраны заключается в том, что такой вид произведения является сложносоставным, поскольку включает в себя определенные подвиды. Прежде всего, необходимо отметить, что правовая охрана сценарного произведения исходит из гарантий, закрепленных в ст. 44 Конституции РФ 1993 г., в которой прописано: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Производными от этой конституционной нормы являются положения п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, в которых установлен открытый перечень произведений, охраняемых нормами гражданского права. В частности, объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; другие произведения1. В силу действующего российского гражданского законодательства сценарное произведение независимо от его достоинств, назначения и способов выражения является самостоятельным объектом гражданско-правовой охраны, и такая охрана возникает с момента создания сценарного произведения без специальных процедур по регистрации прав на произведение или соблюдения каких-либо иных формальностей. Это подчеркивает специфику сценарного произведения как объекта охранительных отношений в гражданском праве.

Необходимо отметить, что гражданско-правовой охране сценарного произведения как объекта интеллектуальной собственности свойственна охрана объективной формы выражения такого произведения. При этом моментом возникновения гражданско-правовой охраны следует считать момент фиксации сценария, например, на каком-либо материальном носителе. Для возникновения правовой охраны в качестве сценарного произведения не имеет значения факт его обнародования. Это означает, что гражданским правом охраняется как произведение, представленное автором в публичной форме, так и то, которое ранее не было опубликовано или иным способом воспроизведено для восприятия публичной аудиторией.

В зависимости от охраняемого объекта выделяются 2 вида правовой охраны: а) осуществляемая в отношении материальных объектов и б) осуществляемая в отношении нематериальных объектов2. С учетом этого граж-данско-правовую охрану сценарных произведений следует отнести к правовой охране, осуществляемой в отношении нематериальных объектов, поскольку сценарному произведению как объекту интеллектуальной собственности свойственны мыслительный, осознанный характер создания такого вида произведения, объективная форма выражения, нематериальная основа. В зависимости от формы воспроизведения сценарных произведений, гражданско-правовую охрану можно разделить на охрану неисполненных сценарных произведений, и гражданско-правовую охрану исполненных сценарных произведений.

Особенностью исполненных сценарных произведений является то, что правовая реализация указанного вида произведения характеризуется постановкой содержания произведения в форме кинематографического, театрального и иного исполнения. В свою очередь, при неисполненном сценарном произведении реализация такого вида произведения характеризуется отсутствием постановки содержания произведения.

Различия исполненных и неисполненных сценарных произведений можно провести по субъектному составу участников гражданско-правовых отношений, вовлеченных в процессы правореализации по поводу создания, воспроизведения, исполнения, использования и защиты права на исследуемый вид произведения. В частности, исполненные сценарные произведения характеризуются наличием множества субъектов гражданско-правовых и охранительных правоотношений в системе авторских и смежных прав. В свою очередь, неисполненные сценарные произведения характеризуются таким субъектным составом участников охранительных правоотношений, в которые включаются только автор и соавторы сценарного произведения, поскольку анализируемый вид сценарного произведения является неисполненным. Вместе с тем, у исполненных и неисполненных сценарных произведений есть не только различия, но и сходства, которые выражаются, прежде всего, в объективной форме исследуемого вида произведения. В частности, литературная (письменная) форма выражения характерна как исполненным, так и неисполненным сценарным произведениям. Для исполненных и неисполненных сценарных произведений характерна информационная форма, то есть зафиксированность на аудио и (или) видео носителе произведения, а также с использованием иных новых информационных технологий. При этом необходимо отметить, что в объективной форме выражения исполненного и неисполненного сценарного произведения имеются различия, обусловленные достижением цели исполнения такого вида произведения. А именно, исполненные сценарные произведения существуют в устной форме выражения (публичное исполнение, речевое воспроизведения), тогда как у неисполненного – такая форма отсутствует.

Как было отмечено выше, творческий характер и объективная форма выражения характерны для любого вида охраноспособного произведения. Как показал анализ объективной формы выражения сценарного произведения основное различие исполненных и неисполненных сценарных произведений заключается в наличии и соответственно в отсутствии устной формы выражения, с помощью которой достигается основная цель перехода сценарного произведения в состав таких сложных объектов права, как кинематографическую, театральную и иную постановку.

Исполненные и неисполненные сценарные произведения следует разграничить по объему реализации прав в области охранительных правоотношений, в частности, применительно к исполненным сценарным произведениям в объем прав включаются как авторские, так и смежные права, что нехарактерно для неисполненных сценарных произведений, поскольку по объему неисполненные сценарные произведения охраняют только права авторов и соавторов (сценаристов и сосценаристов). Исполненные и неисполненные сценарные произведения можно различать по степени восприятия субъектами гражданско-правовых отношений. Исполненные сценарные произведения по степени восприятия затрагивают большее количество субъектов граждан-ско-правовых отношений и характеризуются использованием большего объема средств восприятия.

Особенности правовой охраны сценарных произведений в составе сложных объектов

По своей правовой природе сценарное произведение «стремится» к форме воспроизведения в составе сложного объекта гражданско-правовой охраны. Это связано с тем, что воспроизведение сценария в материальном мире позволяет автору осуществить имущественное право (например, передача сценаристом третьему лицу права использовать свое произведение в составе сложного объекта), которое позволит автору сценария получить за это денежное вознаграждение. При создании сложных объектов интеллектуального права сценарные произведения участвуют в гражданском обороте и поэтому приобретают самостоятельное экономическо-юридическое значение. Вместе с тем, в целях углубленного исследования сценарных произведений в составе сложных объектов права (с учетом значимости использования сценарных произведений при создании сложных объектов) следует проанализировать категорию сложного объекта как охраноспособного объекта исследуемого права, в составе которого имеется сценарное произведение.

По смыслу ст. 1240 Гражданского кодекса РФ сложный объект обладает признаком, характеризующим рассматриваемую категорию как охраноспособный объект, который включает несколько (два и более) охраняемых результата интеллектуальной деятельности, образующие «композиционное» единство. Вместе с тем, эта статья закона содержит перечень сложных объектов, к которым относятся: аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт и базы данных. Следует отметить, несмотря на то, что в законе указывается основополагающий признак понятия «сложного объекта», в нем не содержится легальное определение понятия «сложного объекта».

Рассмотрим различные точки зрения определения рассматриваемого понятия с учетом содержащихся в гражданском законодательстве признаков сложного объекта, представленные в юридической литературе

Так, В.А. Дозорцев, исследуя вопросы правовой охраны кинематографических произведений как сложного объекта, выделяет следующие признаки сложных объектов:

– такой объект усложнен тем, что состоит из результатов разнородной деятельности;

– создается трудом нескольких лиц, как правило, в виду специфики включаемых результатов деятельности;

– является единым, но сложным (комплексным и многослойным) результатом интеллектуальной деятельности;

– формируется в результате многослойного процесса, а именно, одни лица своей творческой деятельностью создают объекты, которые используются на следующем этапе уже другими лицами в целях создания целого, комплексного объекта;

– каждый из участников многослойного процесса создает свое произведение (охраноспособный объект), на которое у него возникают авторские или смежные права, однако, в совокупности данные произведения образуют новый, единый объект;

– такой сложный интеллектуальный объект существует в целом, пока в него включены все составляющие его результаты интеллектуальной деятельности, и без любого из этих результатов его объективного существования не будет. Однако многие из включенных в него объектов интеллектуальной деятельности могут быть самостоятельно использованы, т.е. независимо и отдельно существовать от самого многослойного, единого объекта1. Подробно раскрывая правовую природу сложных объектов, В.А. Дозорцев обращает внимание, что правовая категория нуждается в закреплении легального определения понятия «сложный объект», поскольку в этом имеется остропрактическая потребность2.

В юридической науке представлены различные точки зрения по вопросу, как должно быть сформулировано в российском гражданском законодательстве понятие «сложного объекта». Д. Борисенко считает, что под сложным объектом авторского права следует понимать такой объект гражданских прав, который состоит из двух и более самостоятельных результатов интеллектуальной собственности, которые объединены по критерию творчества. При этом каждый из самостоятельных результатов не является главным относительно других результатов интеллектуальной деятельности, а образуют единое оригинальное произведение, которое организовано определенным лицом (изготовителем) и предназначено для зрительного и (или) слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия. Исследователь в сфере авторского права отмечает, что отличием сложного объекта от сложной вещи является то, что сложный объект, включающий самостоятельные результаты интеллектуальной деятельности, в результате его создания становится самостоятельным, единым, творческим (уникальным) объектом права1.

Более краткое, но емкое определение понятия «сложного объекта» предлагает А. Амбарян, по мнению которого сложные объекты представляют собой самостоятельный объект интеллектуальных прав, состоящий из совокупности различных результатов интеллектуальной деятельности, которые образуют единый объект правовой гражданско-правовой охраны. Он отмечает, что в виду стремительного развития науки и техники открываются возможности появления новых видов сложных объектов, которые не относятся к аудиовизуальным произведениям, театрально-зрелищным представлениям, мультимедийным продуктам или к базе данных, что несомненно, требует установления открытого характера перечня видов сложных объектов граж-данско-правовой охраны2. Исходя из приведенных признаков правовой категории сложного объекта и определений его понятия, можно утверждать, что сложные объекты, в которые были включены сценарные произведения, следует рассматривать как единый и комплексный результат интеллектуальной собственности, состоящий из нескольких охраноспособных объектов и относящийся по форме воспроизведения к исполненным сценарным произведениям. При этом права автора сценария и других лиц, чей результат интеллектуального труда составляет единый продукт, рассматриваются на принципах равенства таких участников (авторов сценария и других произведений).

Вопрос использования сценарных произведений в составе сложных объектов права следует рассматривать отдельно в каждом виде сложного объекта, поскольку у каждого вида имеются свои специфические признаки, которыми они характеризуются в силу различия включаемых в их состав результатов разнородной, творческо-интеллектуальной деятельности, а также сферы применения, в которых такие объекты имеют наивысшую коммерческую ценность.

К сложным объектам права, в составе которых имеются сценарные произведения, следует отнести:

1) аудиовизуальные произведения (кинофильмы, телеформаты и др.), которые в силу п. 1 ст. 1263 Гражданского кодекса РФ являются объектами авторского права, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения зву ком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

2) театрально-зрелищные представления, к которым по смыслу ст. 1313 Гражданского кодекса РФ (содержащие характеристику смежного права на исполнение), отнесены театральные постановки, цирковые, куколь ные и эстрадные представления. Таким образом театрально-зрелищными представлениями являются те представления, которые отнесены к живому исполнению.

3) мультимедийный продукт (компьютерные игры и др.), который, по мнению Е.С. Котенко, характеризуется как объект авторских прав, выраженный в электронно-цифровой форме, включающий в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (программа ЭВМ, сценарное или музыкальное произведение, произведения изобразительного искусства и др.) и которое с помощью компьютерных устройств функционирует в процессе взаимодействия с пользователем1.

4) квесты (интерактивно-командные игры), которые не включены в закрытый перечень видов сложных объектов, закрепленных в п. 1 ст. 1240 Гражданского законодательства РФ, однако, на наш взгляд, обладающие всеми признаками сложного объекта интеллектуальной собственности. Таким образом, из приведенных четырех видов сложных объектов права, в составе которых имеются сценарные произведения, в российском законодательстве содержится легальное понятие только аудиовизуального произведения как сложного объекта, при этом к сложным объектам законодателем отнесены только аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление и мультимедийный продукт. Отсутствие в законодательстве «кве-стов» в качестве сложных объектов, на наш взгляд, является следствием того, что такой объект характеризуется как относительно новая категория. При этом квесты следует относить к самостоятельным объектам права, поскольку такой интеллектуальный продукт участвует в гражданском обороте и содержит несколько результатов интеллектуальной деятельности, а именно: квест состоит из вклада автора сценария и результатов других видов интеллектуально-творческой деятельности (например, труд художника по костюмам, декорациям, труд композитора и интеллектуальные труды других авторов), которые все вместе функционируют как единый, комплексный и самостоятельный объект.

Правовое регулирование применения технических средств защиты прав на сценарные произведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

В целях углубленного исследования процесса реализации технических средств защиты прав на сценарные произведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимо проанализировать правовую основу применения технических средств в области охраны и защиты прав на сценарное произведение.

Прежде всего, следует обратиться к положениям Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву от 1996 г. (вступил в силу в 2002 г.) (далее – «Договор по авторскому праву»). В частности, в ст. 11 этого Договора закреплено, что государства – участники указанного Договора по авторскому праву – обязаны осуществлять правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по настоящему Договору и по Бернской Конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 и ограничивающих действия в отношении их произведений, которые не разрешены авторами или не допускаются законом1. Указанный Договор по авторскому праву ратифицирован Российской Федерацией в 2008 г. (вступил в силу 5 февраля 2009 г.). В системной взаимосвязи с указанным Договором по авторскому праву действуют ст. 1299 и 1309 Гражданского кодекса РФ по смыслу которых использование технических средств защиты авторских и смежных прав на сценарные произведения следует рассматривать как нарушения прав автора сценария, который не давал согласие на такое использование его исключительных прав на сценарное произведение. При этом под использованием технических средств правонарушителем законодатель подразумевает осуществление третьим лицом без согласия автора каких-либо действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования сценарного произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав, а также установление запрета на изготовление, распространение, сдачу в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, рекламу любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

И.А. Близнец отмечает, что при рассмотрении вопроса о возможных способах защиты авторских и смежных прав в информационной среде, к сожалению, вместо оперативного принятия организационных мер по созданию таких систем реализации прав, которые бы соответствовали новым, информационным условиям, однако, правообладатели настают, прежде всего, на создании эффективных средств для пресечения нарушений1. При этом, по мнению Д.В. Матвиенко, выбор «крупных» правообладателей предопределяет сложность юридического закрепления технических средств защиты авторских и смежных прав, в том числе технических средств защиты прав на сценарные произведения2.

Следует отметить, что в российском законодательстве под техническими средствами защиты авторских и смежных прав понимаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения (п. 1 ст. 1299 Гражданского кодекса РФ). Вместе с тем, по мнению Р.Ш. Курамагомедова, техническими средствами защиты авторских и смежных прав являются «любые программы для ЭВМ, технические устройства или их компоненты, обеспечивающие для правообладателей возможность контролировать доступ к произведению, предотвращать не разрешенное воспроизведение или иное использование произведения, а также устанавливать другие, не противоречащие закону ограничения, связанные с использованием произведения»1. Соглашаясь с этим, необходимо отметить, что электронный контент содержит огромное количество сценарных произведений (как исполненных, так и неисполненных). Проблематика защиты права на сценарное произведение с использованием технических средств заключается в том, что авторы сценарий (как начинающие, так и уже известные в искусствоведческой сфере), размещают свои авторские материалы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что в свою очередь обуславливает необходимость их защиты с использованием специального программного обеспечения, созданного для защиты неправомерного доступа к использованию сценарных произведений (например, гарантирует невозможность их использование и воспроизведение без указания ссылки на автора сценария). При этом проблемой остается то, что без разрешения автора такой контент в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержит сценарии, которые размещены там неправомерно. Наличие информации о сценарных произведениях, не защищенной специальным программным обеспечением, позволяет другим пользователям Интернета ее копировать или перемещать из одного информационного контента в другой без разрешения автора или иного правообладателя. Таким образом, на сегодняшний день существует возможность теми или иными способами незаконно использовать сценарное произведение, размещенное в Интернете, именно поэтому проблема применения технических средств защиты прав на сценарное произведение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» особенно актуальна.

Р.Ш. Курамагомедов в качестве средства защиты авторских и смежных прав видит программы для ЭВМ, которые обеспечивают «в качестве ос новной или дополнительной функции защиту от неразрешенного правообладателями использования произведений или объектов смежных прав, контроль доступа к ним или реализацию иных установленных правообладателем ограничений»1. Однако, на наш взгляд, проблема заключается в том, что реализуя данные средства на практике, автор сценарного произведения должен осуществлять контроль самостоятельно за доступом к информации на сценарное произведение, которая содержится в контенте информационно-телекоммуникационной сети Интернет, либо поручать такой контроль лицам, обладающим специальными познаниями, что должно предполагать доверительный уровень взаимоотношений между правообладателем и лицом, которое будет обеспечивать невозможность доступа к информации на сценарное произведение. Здесь возникают определенные сложности таких взаимоотношений, поскольку специалист, обеспечивающий программную защиту информационного контента, в котором содержится информация о сценарном произведении, должен гарантировать правообладателю сценария невозможность неправомерного использования и доступа к охраняемому объекту третьими лицами, которые могут использовать информацию о сценарном произведении в своих личных интересах.

Как отмечает И.А. Близнец, одним из факторов, непосредственно влияющих на ситуации с распространением и охраной произведений, в том числе и сценарных, в современном мире, является ускоренное развитие технологий средств коммуникации2. Таким образом, в условиях современного развития информационных технологий, в том числе создания вредоносных программ, которые используют злоумышленники в Интернете, предоставить такие гарантии в полном объеме, увы, не представляется возможным.

Кроме того, в отношении специалистов, обладающих специальными познаниями в области программного обеспечения и контроля за доступом и реализацией, а также установленных правообладателем ограничений на охраняемый объект (сценарное произведение), должны быть установлены меры гражданско-правовой ответственности за неправомерное использова ние информации о сценарном произведении, размещенной в информационно телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно ч. 1 ст. 1253.1 Граждан ского Кодекса РФ лицо, осуществляющее передачу материала в информаци онно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, не обходимой для его получения с использованием информационно телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, – информационный посредник – несет ответствен ность за нарушение интеллектуальных прав в информационно телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных насто ящим Гражданским кодексом РФ, при наличии вины с учетом особенностей, установленных п. 2 и 3 ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ.

Однако на наш взгляд, не следует отождествлять специалиста по программному обеспечению и информационного посредника. Р.Ш. Курамагоме-дов справедливо отмечает, что техническими средствами защиты авторских и смежных прав являются любые программы для ЭВМ. Мы же считаем, что средствами защиты авторских и смежных прав на сценарные произведения должны быть не любые, а специальные программы, позволяющие защитить информационный контент, который содержит информацию о сценарном произведении. Следовательно, информационный посредник, не обладающий специальными познаниями в области программ, обеспечивающих защиту информации о сценарном произведении, не может надлежащим образом гарантировать охрану прав на сценарные произведения, поскольку не всегда является лицом, обладающим специальными познаниями и квалификацией в области программного обеспечения и защиты авторских и смежных прав на сценарные произведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».