Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ) Ле Кыонг Киен

Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ)
<
Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ) Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ) Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ) Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ) Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ) Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ) Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ) Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ) Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ле Кыонг Киен. Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 : Москва, 2003 161 c. РГБ ОД, 61:03-12/1120-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие и виды литературных произведений по вьетнамскому и российскому законодательству 8

1. Понятие и признаки литературных произведений 8

2. Виды литературных произведений 32

Глава 2. Права авторов литературных произведений 50

1. Личные неимущественные права авторов литературных произведений 50

2. Имущественные права авторов литературных произведений 76

3.Права и обязанности сторон по авторскому договору 107

Глава 3. Защита прав авторов литературных произведений 127

1. Гражданско-правовая защита прав авторов 127

2. Защита прав авторов в административном и уголовном порядке 147

Список использованной литературы 155

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Социалистическая Республика Вьетнам (далее - СРВ) является страной, которая сравнительно недавно переходит от командно-административной экономики к рыночной экономике. Процесс перехода к рыночной экономике требует серьезного совершенствования, обновления законодательства.

В условиях перехода СРВ к рыночным экономическим отношениям дальнейшее совершенствование правового регулирования в области интеллектуальной собственности имеет большое значение.

Интеллектуальная собственность является мощным рычагом развития экономики. Важную роль в области интеллектуальной собственности играет авторское право.

Во Вьетнаме в течение 90-х годов прошлого века фактически была создана на современной основе новая система правовой охраны авторского права, исходящая, прежде всего, из выработанцого мирового опыта в области авторского права.

Важнейшим документом, направленным на перевод экономики страны на рыночный путь развития, является Гражданский кодекс СРВ (далее - ГК СРВ), принятый Национальным Собранием СРВ 28 октября 1995г. и вступивший в силу с 1 июля 1996г. Авторскому праву посвящены статьи 745 - 779 ГК СРВ.

В условиях перехода к рыночной экономике во Вьетнаме еще имеют место нарушения прав авторов произведений науки, литературы и искусства, борьбе с которыми призвано служить и вьетнамское законодательство.

В условиях рыночной экономики страны участницы Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО) получают многие льготы в области торговли.

Это является одной из причин, по которой Вьетнам стремится присоединиться к ВТО.

Одним из условий для участия в ВТО является совершенствование законодательства страны, особенно в области интеллектуальной собственности.

Сравнительный анализ законодательства СРВ и России по охране прав авторов литературных произведений представляет теоретический и практический интерес и направлен на дальнейшее совершенствование законодательства СРВ.

Сравнительно-правовое исследование законодательства СРВ и РФ по охране прав авторов литературных произведений в диссертационном плане проводится впервые.

К сожалению, во Вьетнаме практически отсутствует литература и судебная практика по данному вопросу. Поэтому автор базировался, в основном, на российской научной литературе и практике.

Проведенное исследование показало сходство многих правовых норм в законодательстве СРВ и РФ в области авторского права вообще и в охране прав авторов литературных произведений, в частности.

Вместе с тем, сравнительный анализ выявил также различия в законодательстве СРВ и РФ по данному вопросу.

В диссертационной работе автором сделаны выводы и предложения, направленные на дальнейшее совершенствование действующего законодательства СРВ по охране прав авторов литературных произведений.

Цель и предмет исследования диссертационной работы

Главной целью диссертационной работы является выявление общих черт в законодательстве СРВ и РФ в данной области и возможности дальнейшего совершенствования охраны прав авторов литературных произведений во Вьетнаме.

Методология исследования и теоретическая база

Методологической основой диссертационного исследования являются методы сравнительного анализа, сравнительного правоведения, логический, а также комплексного и системного исследования.

Теоретической базой диссертационного исследования служили работы ведущих ученых и специалистов в области интеллектуальной собственности РФ: Богуславского М. М., Вакмана Е. Л., Гаврилова Э. П., Гельба А. Б., Гордона М. В., Грингольца И. А., Дозорцева В. А., Жукова В.И., Зильберштейна Н.Л., Камышева В. Г., Подшибихина Л. И., Савельевой И. В., Сергеева А. П., Серебровского В. И.,Силонова И. О., Чернышевой С. А., Черткова В. Л., Чистобородова П. Г., и других.

Научная новизна и основные выводы диссертационного исследования

Научная новизна диссертационного исследования заключается в попытке дать цельный сравнительно - правовой анализ основных норм законодательства СРВ и РФ об охране прав авторов литературных произведений. Подобные исследования ранее не проводились.

На защиту диссертантом выносятся следующие выводы и рекомендации:

  1. В целях наиболее полной и всесторонней защиты прав авторов устных произведений предлагается дополнить ст.747 ГК СРВ, предусмотрев в ней охрану устных произведений, которые не зафиксированы на каком-либо материальном носителе. Например, лекции, доклады, выступления, публичные произнесения и т.д.

  2. В законодательстве СРВ (ГК СРВ) отсутствует понятие права авторства. Предлагается включить в ГК СРВ (п.1 ст.751) соответствующую норму о праве авторства, изложив ее следующим образом: «Автору в отношении его произведения принадлежит право признаваться автором произведения (право авторства)».

3. Законодательство СРВ не предоставляет наследникам автора право на
защиту права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора.

Предлагается дополнить ст.764 ГК СРВ нормой о праве наследников автора осуществлять защиту указанных прав. Указанную норму изложить следующим образом: «Авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников не ограничиваются сроком. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган СРВ».

4. Предлагается включить в ГК СРВ соответствующую норму о праве автора
на анонимное опубликование произведения, поскольку в действующем
законодательстве СРВ такое право отсутствует, а на практике во Вьетнаме
нередко встречается анонимное опубликование литературных произведений.
Указанную норму изложить следующим образом: «Автору в отношении его
произведения принадлежит право использовать или разрешать использовать
произведение без обозначения имени, т.е. анонимно».

5. В законодательстве СРВ отсутствует понятие воспроизведения
произведения. В целях наиболее полной охраны прав авторов представляется
целесообразным дополнить законодательство СРВ нормой о праве на
воспроизведение произведения, изложив ее следующим образом: «Автору
принадлежит исключительное право на воспроизведение произведения. Под
воспроизведением произведения понимается изготовление одного или более
экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том
числе в форме звуко- и видеозаписи, запись произведения в памяти ЭВМ также
является воспроизведением».

6. В законодательстве СРВ отсутствует понятие публичного показа и
публичного исполнения литературного произведения. Предлагается дополнить

^ГК СРВ соответствующей нормой, согласно которой под «публичным показом, публичным исполнением» понимать любые показ, исполнение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для

6 свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

  1. Представляется целесообразным внести изменения в п.1 ст. 767 ГК СРВ и считать, что по авторскому договору происходит не «передача произведения на использование», а передача прав на использование произведения.

  2. В ГК СРВ не регламентирован вопрос о праве автора на расторжение договора в случае, когда в договоре не установлен его срок. Думается, что указанное право необходимо автору. Представляется необходимым дополнить ГК СРВ нормой о праве автора на расторжение договора по истечении срока, установленного законом в случае отсутствия условия о сроке в договоре.

  3. Представляется необходимым внести изменения в ГК СРВ п.2 ст.769 и п.З ст.770 с тем, чтобы указанные нормы не противоречили друг другу. В частности, изменить п.З ст.770 следующим образом: «автор вправе передать третьим лицам указанные права в договоре в течение всего срока действия авторского договора в случае передачи неисключительных прав», и п.2 ст.769 ГК СРВ следующим образом: «автор не вправе без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанные права в договоре в течение всего срока действия авторского договора в случае передачи исключительных прав по авторскому договору».

10. В законодательстве СРВ отсутствует норма об авторском договоре
заказа, хотя на практике этот договор часто встречается. Представляется
целесообразным дополнить ГК СРВ нормой об авторском договоре заказа и
сформулировать ее следующим образом: «По авторскому договору заказа автор
обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и
передать его заказчику, а заказчик обязан в счет обусловленного договором
вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты
аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон».

Практическая и теоретическая значимость диссертации

Содержащиеся в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе совершенствования вьетнамского законодательства об авторском праве.

Положения диссертации могут быть использованы в процессе изучения курса авторского права СРВ.

Структура диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и списка

использованной литературы.

Понятие и признаки литературных произведений

28 октября 1995г. был принят Гражданский кодекс Социалистической Республики Вьетнам, который вступил в силу с 1 июля 1996г., а Указ №38L/CTN Президента СРВ «О защите прав авторов» от 10 декабря 1994г. утратил свое действие. Новое законодательство СРВ охраняет произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от способа, языка выражения и качества произведений. При этом охраняются как обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. В российской юридической литературе предложено немало научных определений произведения. Наиболее важным из них является определение, сформулированное В. И. Серебровским: «Произведение, это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения». В определениях других авторов отмечается, что произведение - это нематериальное благо. Произведение как реально существующее явление окружающего нас мира выступает в качестве комплекса идей и образов, получивших свое объективное выражение в готовом труде , индивидуальное и неповторимое отражение объективной действительности.2 Произведение является результатом мыслительной деятельности человека, а человеческий мозг может производить только нематериальные объекты . Необходимо различать само произведение, которое имеет нематериальную сущность, и форму его выражения, т.е. вещественную форму. Эта вещественная форма является материальным носителем произведения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т.д.). Иногда связь между произведением и своим материальным носителем неразрывна. Например, картина и скульптура как результат труда художника тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое. Совершенно справедливо отмечали Е.Л. Вакман и И. А. Грингольц: не существует даже двух разных понятий для обозначения картины как продукта духовного творчества художника и как покрытого красками холста.4 Однако, несмотря на это единство, картина и скульптура всегда выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности.5 Материальные «носители» произведений - могут быть уникальны. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было выражено. Потому, что авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Например, когда сохранилась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение может быть кем-либо воспроизведено по памяти и т.д., что имеет практическое значение. Право собственности на материальный объект, в котором выражено произведение, с авторским правом не связано. Поэтому переход права собственности на материальный объект или право владения материальным объектом сами по себе не влекут за собой перехода авторских прав на произведение как нематериальное благо.

Личные неимущественные права авторов литературных произведений

В соответствии со ст.750 ГК СРВ 1995г., а также ст.ст.15 и 16 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. права авторов разделяются на личные неимущественные и имущественные права.

В ГК СРВ 1995г. впервые права авторов разделяются на личные неимущественные и имущественные права. Постановление № 142/HDBT «Об авторском праве» Совета Министров СРВ от 14 ноября 1986г. и Указ №38L/CTN президента СРВ «О защите прав авторов» от 10 декабря 1994г. не регламентировали такого разделения прав авторов.

Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. впервые четко подразделяет авторские правомочия, в совокупности составляющие субъективное авторское право, на личные неимущественные права и имущественные права. Как известно, ранее действовавшее законодательство - ст.479 ГК РСФСР 1964г. и ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991г. не знало такого деления авторских прав .

Личные неимущественные авторские права не имеют экономического содержания. В этом их основное отличие от имущественных прав.

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения.

По законодательству СРВ обладателями субъективных авторских прав могут быть вьетнамские граждане и иностранцы, их наследники, а также иные правопреемники. Права на произведение для каждой категории субъектов возникают в связи с различными юридическими фактами —- созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т. д.

По российскому законодательству обладателями субъективных авторских прав могут быть российские граждане, лица без гражданства и иностранцы, их наследники, а также иные правопреемники.

Следует отметить, что в законодательстве СРВ не упоминаются лица без гражданства в качестве обладателей субъективных авторских прав.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений науки, литературы и искусства, то есть лица, творческим трудом которых создано произведение. Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие иными лицами. При этом не имеет значения, обнародовано произведение или нет, является ли оно полностью законченным или представляет собой лишь эскиз или набросок.

Для признания лица автором от него не требуется выполнения каких-либо формальностей, чьего-либо согласия или какого-либо соглашения.

Согласно п.2, ст. 745 и ст.747 ГК СРВ 1995г., а также ст.7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. авторами признаются не только творцы оригинальных произведений, но и создатели производных (зависимых) произведений, в частности переводов, переработок, копий произведений изобразительного искусства и т.д. При этом для возникновения авторского права на производное произведение не имеет значения, охраняется ли законом оригинальное произведение. Разумеется, если оригинальное произведение законом охраняется, должно быть получено согласие его автора или иного обладателя прав на произведение для использования созданного на его основе производного произведения.

Нередко творческие произведения создаются гражданами, не достигшими совершеннолетия либо признанными в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права авторов не вызывает каких-либо сомнений ни в юридической науке, ни на практике. Сама эта возможность входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения науки, литературы и искусства, т. е. действие фактического характера, а не сделка. Но поскольку фактические действия могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности. Поэтому носителями авторских прав в отношении созданных ими произведений являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица. По-иному обстоит дело с осуществлением прав несовершеннолетних и недееспособных. За малолетних, т. е. за лиц, не достигших 14 лет, а также полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители или опекуны как их законные представители (ст.ст.22 и 23 ГК СРВ 1995г., а также ст. 28 ГК РФ). В частности, именно родители (опекуны) заключают от имени малолетних авторов договоры, выступают в защиту их прав в случае правонарушения и т.д. Это, однако, не означает, что родители принимают на себя какие-либо обязанности по этим договорам и несут ответственность за их исполнение. Стороной по договору является сам малолетний, а родители (опекуны) лишь выступают от его имени.

Гражданско-правовая защита прав авторов

Обеспечение надежной правовой защитой прав авторов является одним из важных условий успешного развития науки, литературы и искусства. Защита авторских прав охватывает совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Действующее вьетнамское, а также российское законодательство предусматривает различные виды, формы, средства и способы защиты авторских прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

Субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства, а также их наследники и иные правопреемники. При жизни автора, по общему правилу, только сам автор или его уполномоченный представитель могут выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых авторских прав. Если автор опубликовал свое произведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной пользователь произведения или организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе. После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в своем завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту своих имущественных интересов.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г., если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения третьему лицу (издательству, театру, студии и т.д.), защита нарушенных прав возлагается на это лицо. Однако если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет их защиту, автор или его наследники могут защищать нарушенные права самостоятельно. В том случае, когда автором или его наследниками заключен авторский договор о передаче неисключительных прав, право на их защиту сохраняется за автором или его наследниками, если только в самом договоре не предусмотрено иное.

В соответствии со ст.756 ГК СРВ, а также ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. исключительные права на использование произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное; это лицо, по общему правилу, и управомочено на защиту нарушенных прав.

В соответствии со ст. 48 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. нарушителем авторских и смежных прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и иных законодательных актов, регулирующих авторские и смежные с ними отношения. Нарушителем может стать любой участник авторских или смежных с ними отношений, в том числе сам создатель творческого произведения, который игнорирует права и охраняемые законом интересы других лиц. Однако чаще всего нарушителями авторских и смежных прав оказываются лица, которые допускают незаконное использование охраняемых произведений. Подобные действия называются контрафактными. Слово «контрафактный» происходит от французского слова «contrefacon» - нарушение прав интеллектуальной собственности. Таким образом, «контрафактный» означает «нарушающий авторские или смежные права». В настоящее время вместо слова «контрафактный» часто говорят «пиратский», от английского неологизма «piracy» - нарушение прав интеллектуальной собственности.

В законодательстве СРВ отсутствует понятие нарушения и нарушителя прав интеллектуальной собственности.

Похожие диссертации на Охрана прав авторов литературных произведений по законодательству Вьетнама и России (Сравнительно-правовой анализ)