Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Старость как культурно-исторический феномен : Коротчик Надежда Анатольевна

Старость как культурно-исторический феномен :
<
Старость как культурно-исторический феномен : Старость как культурно-исторический феномен : Старость как культурно-исторический феномен : Старость как культурно-исторический феномен : Старость как культурно-исторический феномен : Старость как культурно-исторический феномен : Старость как культурно-исторический феномен : Старость как культурно-исторический феномен : Старость как культурно-исторический феномен : Старость как культурно-исторический феномен : Старость как культурно-исторический феномен : Старость как культурно-исторический феномен :
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Коротчик Надежда Анатольевна. Старость как культурно-исторический феномен : Опыт филос. исслед. : диссертация ... кандидата философских наук. - Санкт-Петербург, 1995. - 189 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ГЕРОНТОЛОГИЯ В ПОИСКАХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ 16

1. Естественнонаучные концепции старости и их методологические возможности 16

2. Философско-методологические основания геронтологических исследований: история и современность 49

ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ СТАРОСТИ 66

1. Древнеславянский образ старости (проблема философской реконструкции) 66

2. Античность как первое философское осмысление старости 101

3. Христианский образ старости и проблема духовного восхождения 117

4. Современная старость и одиночество как социально-философская проблема 155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173

ЛИТЕРАТУРА 177

Введение к работе

Проблема старости никогда не утратит своей актуальности в силу своей общечеловеческой значимости, ведь люди не только рождаются и взрослеют, но и умирают, проходя перед, своей кончиной период старения. Сразу же оговорим: в диссертации мы не рассматриваем случаи насильственной смерти, обрывающей жизнь человека прежде, чем он доживет до старости. Феномен старости внутренне противоречив: с одной стороны, каждый человек стремится пройти полный цикл своего жизненного пути (рождение, детство, отрочество, юношество, зрелость, старость, смерть), с другой же, видимо, далеко не каждому хочется стареть, пребывать в старости. Состояние старости, предстающее перед взором человека в виде телесной немощи, внушает человеку страх утраты полноты своей жизни, травмируя нередко его психику. Особенно касается это неблагополучных в социальном отношении обществ и периодов истории. Потому проблема старения и старости, взаимоотношения старых людей и общества относится к разряду нестареющих. В XX веке она актуализировалась в связи с увеличением численности и удельного веса старых людей в возрастной структуре многих стран мира, в том числе и нашей. Это стимулировало развитие геронтологии - науки о старении и старости, основной задачей которой является изучение путей продления полноценной жизни человека.

Геронтология накопила колоссальный эмпирический материал. Перспективы ее дальнейшего развития требуют методологического анализа многочисленных естественнонаучных концепций старения и выяснения их значимости в общем культурно-историческом постижении феномена старости.

Философские представления о социальной сущности человека и его биологической организации ориентировали исследователей на изучение феномена старости лишь в одноплоскостном (биологическом) или двуплоскостном (социально-биологическом) измерении. Понимание же человека как космопланетарного явления позволяет взглянуть на феномен старости с учетом не только его физиологической, но и телесно-духовной целостности, не только его места в социуме, но и в мире в целом. Феномен старости имеет свои образы в культурах прошлого, а это представляет ценность не только в аспекте их сравнительного анализа, но и в аспекте концептуального осмысления феномена старости в целом. Такой подход позволяет соединить, казалось бы, несоединимое на первый взгляд: естественнонаучное и социокультурное видение проблемы старения, обозначить логические связи между ее различными аспектами.

Рождение, развитие и старение человека происходит в конкретно-исторических условиях. В нашей стане проблема старости и смерти резко обозначилась в связи с кризисной ситуацией во всех сферах жизни. Возросла незащищенность пожилых и старых, появилась реальная угроза насильственной смерти. У старшего поколения возникло ощущение утраты смысла дальнейшей жизни, чувства бессилия, г^реченности, одиночества. В физиологическом плане все это приво-д:іт к старческой патологии.

Смерти стариков грозят обернуться разрывом между поколениями, потеря веры - обрывом внутренней сопричастности единому народу. И каждый из нас шагнет вслед за ними в пропасть забвения. Ведь там, где нет между людьми внутренней сопричастности, "исчезает и род, а вместе с ним и народ, народ, принимающий в свое лоно каждого уходящего из жизни, согласно таинственной и величественной биб-

- Б -

лейской формуле: "И умер Авраам и приложился к народу своему..." "и умер Исаак и приложился к народу своему..." ".. .и умер имяреї и приложился к народу своему..."(92,230).

Отношение к старикам, их реальное самочувствие - один из показателей гуманистического строя общества." Поэтому задача исследования старости - это один из аспектов фундаментальной проблемі возрождения России, укрепления ее духовно-нравственного потенциала.

Вершиной естественнонаучного изучения старости в прошлом столетии стали труды И.И.Мечникова. В книгах "Этюды оптимизма" (85) и "Этюды о природе человека" (85) он характеризует старость как закономерный этап человеческой жизни и создает теорию ортобиоза, в которой рассматривает проблему естественного, физиологического и преждевременного патологического старения. На основе эволюционного подхода он исследовал продолжительность жизни и механизмы процесса старения.

После И.И.Мечникова проблема всестороннего изучения старения и старости решалась наукой в трех основных направлениях: в биологии старения, в гериатрии и в социальной геронтологии и герогигиене. В области биологии старения был обозначен основной круг проблем. И.Н.Буланкин (17), Дж.Биддер (160), М.С.Мильман ((87),(88)), В.Н.Никитин ((93),(94)) и др. высказали различные предположения о начале процесса старения. О роли и значении процесса старения и старости в эволюции вслед за Вейсманом писали все крупнейшие биологи и геронтологи. Назовем лишь некоторые имена: Дж.Биддер (160), А.Комфорт (54), П.Медавар (163), И.С.Метальников (83), И.И.Шмальгауэен (154).

Основной вопрос биологии старения - вопрос о причинах и меха-

низмах старения. Различия в истолковании таких механизмов породили множество школ, направлений, часто персонифицированных. В этой связи укажем имена Г.Д.Бердышева (12), А.А.Богомольца ((15),(16)), Б.Ф.Ванюшина (19), М.М.Виленчика ((21),(22)), В.П.Войтенко ((25),(26)), Ф.Гордона (161), М.Д.Грмека (33), И.В.Давыдовского ((36),(37)), А.С.Догеля (40), А.Комфорта (54), Дж.Курцмен (71), М.Лэмба (79), Н.Б.Маньяковского ((81),(82)), К.Пархона (103), Б.Стрелера (127), Д.Ф.Чеботарева ((147),(148),(149)) и др.

Одним из наиболее разработанных направлений геронтологии является изучение связей между возрастными изменениями и болезнями старости, но по-прежнему сложным в биологии старения остается вопрос об их разграничении. Впервые идеи об особенностях патологии в старческом возрасте высказали И.И.Мечников ((85),(86)), Н.Д.Стражеско (126), А.А.Кадьян (49).Дальнейшее развитие эти идеи получили в трудах И.В.Давыдовского ((36),(37)), Н.Д.Чеботарева ((147),(148),(149)), О.В.Коркушко ((56),(57)), Н.Б.Маньяковского ((81),(82)), А.Я.Минц (89) и др. геронтологов. Философское исследование по теории нормы и патологии старения и старости содержится в работах А.А.Королькова (59), В.П.Петленко (60).

Попытки создания общей теории старческих изменений принадлежат В.В. Фролькису ((139),(140)) и В.М.Дильману (38),системные механизмы развития и старения рассмотрены В.П.Войтенко ((25),(26)).

Психология старения исследовалось Б.Г.Ананьевым (6), М.Д.Александровой (3) и др. Социальная проблематика, касающаяся людей пожилого возраста, анализировалась З.Г.Френкелем (138).Те или иные аспекты проблем - пожилой человек и труд, пожилой человек и семья, гигиена труда престарелых людей и другие - рассматривались

А.И.Рубакиным (108), Е.И.Стеженской ((123),(124)), Н.Н.Сачук ((115),(116),(117)).

История отечественной геронтологии написана Ю.К.Дупленко (42). Философские и методологические аспекты геронтологии рассмотрены Т.В.Карсаевской и А.Т.Шаталовым ((50), (51))._ К проблеме старения и старости прямое отношение имеют работы, касающиеся жизненного пути человека. Их авторы - А.В.Грибакин (32), И.С.Кон(55) и др. Попытки осмысления старения и старости человека предпринимались в русле теории практического бессмертия И.В.Еишевым ((23),(24)). Социально-историческая определенность старости стала темой диссертационного исследования Л.П.Липовой.(74). Этнографическое исследование обрядов и ритуалов в архаических обществах, связанных с жизнью и смертью и стариков, было проведено Н.Н.Белецкой (20). Старость как совершенное состояние духовного роста в христианской культуре описано в "Добротолюбии" (39). Глубинный смысл состояния старости просматривается в произведениях И.А.Ильина ((45),(46)) и других русских религиозных мыслителей.

Целью настоящего диссертационного исследования является изучение старости как целостного исторически изменяющегося феномена, как социально-культурной и мировоззренческой категории, раскрывающей тип современной старости. Учитывая предназначение, вытекающее из самой ее идеи, в диссертации ставится цель изучить пути обретения достойной человека старости. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Исследование методологических возможностей естественнонаучных концепций старости.

  2. Обоснование зависимости идеи старости от определенной системы мировоззрения и форм познания человеком мира.

  1. Анализ символического выражения старости в культуре языческих обществ и установление ее космических ориентации.

  2. Сопоставление сакральности феномена старости в архаической и христианской культурах.

  3. Осмысление типа современной старости-, ее социально-мировоззренческих особенностей.

Методологической особенностью диссертационного исследования являются принципы историзма и социокультурной детерминации познания. Обращение к древнейшей философии с целью реконструкции представленных в ней образов старости предполагает оперирование образными формами мышления.

В диссертационном исследовании используются многочисленные источники и труды отечественных геронтологов и философов. В работе использованы произведения античных философов, исследования этнографов, источники древнеславянской мифологии, литературные и исторические памятники конца XV в., собрания писаний отцов христианской церкви, работы русских философов С.Н.Булгакова (18), И.А.Ильина ((45),(46)), В.Н.Лосского (78), В.В.Розанова ((104), (105), (106), (107)), П.А.Флоренского ((132), (133), (134)), Г.В.Фло-ровского (135).

В диссертации обсуждается соотношение старости и болезни, старости и долголетия. Не предваряя здесь выводов, которые содержатся в соответствующих параграфах диссертации, сформулируем возникающие проблемы и обозначим пути их решения.

Во-первых. Старость - это болезнь или закономерный этап человеческой жизни? Очевидно, от определенной методологической позиции зависит решение и других проблем, сопряженных с проблемой старости и старения. Если, скажем, старость - это болезнь, то,

следовательно, она представляет собой отклонение, патологию в жизни человека. Стало быть, от нее надо всячески избавляться. Старость нежелательна. Если же старость есть закономерный этап в жизни человека, то он должен быть наполнен смыслом, иметь оправдание не только для индивида, но и для рода ^ целом. В таком случае не исключено, что сама старость приобретает не только социокультурное, но и глобальное космологическое значение.

Во-вторых. Тождественны ли долголетие и старость? На примере древних культур можно обнаружить, что долголетие - это количественная характеристика жизни человека, выражающая ее длительность и исчисляемая количеством прожитых лет. Она относится к жизни индивида и сильно разнится в конкретных случаях: один человек прожил 53 года, другой - 70, третий "дотянул" до 99 и т.д. В содержании понятия "долголетие" преобладает биологическая составляющая.

В геронтологии имеются такие факты, которые не могут быть исчерпывающе объяснены в рамках этой науки. А.А. Корольков и В.П. Петленко, анализируя существующие в литературе точки зрения о границах инволюционных изменений в организме человека, пишут: "Одни относят начало старения к 30-35 годам, когда начинается спад физиологических показателей (И.В.Давыдовский, 1966), другие - к началу третьего десятилетия жизни (Ю.А.Спасокукотский, 1963), третьи считают, что "старость начинается с детского периода или даже с зачатия особи" (Parhon, 1959). Weilace (1956) отмечает огромные различия в индивидуальной границе наступления старости. Одни люди являются старыми уже в 29 лет, а другие остаются молодыми в 80-90". (60.,240) . Очевидно, все перечисленные, кроме последнего, авторы речь ведут об организме человека, в то время

как We Пасе говорит собственно о человеке.

Человек же существо целостное, воплощающее в себе как индивидуальные, так и родовые характеристики. Потому старость - обязательно системное качество человека, выражающее его тяготение от имманентного бытия к бытию трансцендентному^ Это значит, что старость, как качественный этап жизни человека, имеет социально значимое наполнение. Качественность означает переход от бытийного состояния человека, ориентированного на этот, ближайший, мир к миру трансцендентному, к бытию по ту сторону. Иначе говоря, к старости изменяется экзистенциальный вектор (или просто: экзис-тенциал) бытия человека. Потому, на наш взгляд, отождествлять старость с долголетием нельзя, это ведет к существенному сужению смысла старости.

По существующим в науке классификациям возрастов, 80-летний рубеж жизни давно уже означает старость. В этой связи и 29-летняя старость и 80-летняя молодость - это отклонение от нормальной жизни человека. Первая есть отклонение в ценностно-отрицательном, вторая - в ценностно-положительном смысле. Но если взглянуть на оба эти возраста не глазами геронтолога или медика, то, действительно, молодого по возрасту человека, отмеченного той или иной печатью патологии, можно принять за старика. А вот 80-90-летнего человека даже визуально никак нельзя принять за молодого. Это обстоятельство также свидетельствует о нетождественности хронологического возраста (долголетия) и старости. Перед нами не организм, но духовно организованный субъект. Взгляд схватывает человека в его конкретной полноте и внутреннем единстве. При этом человек духовный не наделяется никаким определенным возрастом: в общении с ним мы как бы извлекаем его из потока времени. Образ

человека проступает в металогичности и не несет в своей глубиной сущности смысла старости, ограниченного каким-то одним аспектом, будь то биологический, психологический или же социальный. Нам импонирует мысль С.Л.Франка о том, что человек живет как бы в двух планах: в плане ориентирования в действительности мысленно, в действительности, оформленной в понятиях, которая определена по своему объему, и одновременно в плане непосредственной реальности в ее всеобъемлющей, не оформленной в понятиях полноте, которая как бы вливается в нас. Такое отношение к реальности побуждало древние культуры создавать символику старости, глубокую по смыслу, действенную и эмоционально насыщенную.

Исходя ив сказанного, мы обосновываем положение о несводимости феномена старости к биологическим, медицинским, антропологическим и другим линейным характеристикам. Старость рассматривается нами как символически представленный, ценностно осмысленный, тяготеющий к трансцендентному акт человеческого бытия. Реальная старость всегда сопряжена с мировоззренческими ориентирами и социокультурными парадигмами. Как показано в диссертации, историческая смена социокультурных парадигм старости - не частое явление. Образ старости, складывающийся в каждой новой системе социокультурных ценностей, становится важным жизнерегулирующим фактором нескольких поколений. Исследование славянского, а затем христианского образов старости показывает, что они остаются существенными смыслооб-разующими факторами формирования парадигм старости в России последних веков, вплоть до современности.

1. Геронтология намечает лишь общие закономерности и тенденции процесса старения, которые бесконечно индивидуализируются в конкретных проявлениях. В каждый момент жизни человека в нем про-

- is -

исходит, если воспользоваться античной терминологией, процесс космосозидания как разрешения противоречий его биологического и духовного строя, который и характеризует качественное состояние его старости. В этой связи создание естественнонаучной универсальной теории старения человека является, проблематичным.

  1. Для более глубокого изучения процесса старения организма и состояния старости в диссертации предложен еинергетический подход.

  2. Человек обладает некоторой очевидностью старости. Мировоззренчески опосредуя ее, он формирует идею, символику, которые задают образец формирования старости. Аналогичный процесс прослеживается и в формировании образа старости у народов со сложившимися ценностными нормами.

  3. Культурно-исторические образы старости обладают преемственностью своего сакрального значения, что обусловливает в одних обществах особо почтенное к ней отношение, в других же, напротив, порождает пренебрежение к старости и к старикам, а это заканчивается социально-нравственной деградацией таких обществ.

  4. Современная старость во многих отношениях оказалась за гранью русской традиции, сакрализирующей старость. Старость потеряла свой высокий бытийный и духовный статус, приданный ей православием и народной культурой. Поэтому современная одинокая старость, лишенная духовного равновесия и физической поддержки, философски может быть осмыслена и в русле ее экзистенциальной трактовки и, особенно, в русле русской религиозно-философской традиции.

  5. Для отечественной культуры системообразующим стержнем ценностной ориентации, способным возвысить старость, а следователь-

но, способствовать достойному к ней отношению, может служить христианская идея домостроительства, взятая в двух ее аспектах: внешнем и внутреннем. С внешней стороны это предполагает обустройство и охрану земли и природы в целом, государства и иных форм социальной жизни (как нравственного братства). Со стороны внутренней это - практическое приближение к идеалу целостности человека, его самособирание и творчество, служение национально-культурным святыням.

Диссертация состоит из двух глав: "Геронтология в поисках методологических оснований"(Гл.I) и "Исторические образы и социокультурные парадигмы старости"(Гл.II) и заключения.

В первой главе мы анализируем путь, который прошла геронтология в своем историческом развитии: от частных теорий старения, акцентирующих внимание на тех или иных звеньях, которые представляются авторам теорий детерминирующими в стареющем организме, до теорий, стремящихся выявить связь этих звеньев в структурно-функциональной деятельности организма в целом.

В диссертации говорится о новых направлениях геронтологических исследований. Одно из них - использование методов синергетики. Это позволяет, во-первых, глубже проникнуть в механизмы старения и, во-вторых, на основе этого предвидеть, как настоящее состояние организма задается не только его прошлым, но и формируется из будущего в соответствии с изменением характера адаптации. От этого зависят практические шаги по предупреждению недугов, вызванных изменениями в характере функционирования организма. Другое - использование этнологического подхода для изучения Продолжительности жизни. Он позволяет понять, что продолжительность жизни человека зависит и от длительности существования этноса, и накопления

в нем целого комплекса адаптационных форм.

Разумеется, анализируя феномен старости, мы учитываем, в определенной мере, политические, экономические, демографические факторы, не оставляя без внимания уровень и образ жизни людей. Все эти факторы чрезвычайно динамичны. В толе время их учет позволяет разрабатывать комплекс практических мер, направленных на продление жизни и улучшение положения старых людей. Но прежде всего нас интересует не это.

Статус старости в той или иной культуре связан с мировоззрением людей. Здесь обнаруживается глубокий экзистенциальный смысл старости, согласно которому отношение к старости и старикам является важнейшим показателем уровня гуманности и духовности не только отдельной личности, но и целых народов, равно как и различных обществ.

Вторая глава посвящена изучению разных аспектов единения рода на основе идеи "старости" и присущих ей внутренне Истины, Добра и Красоты. В ней рассмотрен переход старости в свое инобытие - в вечность, которая только и может обладать всей полнотой совершенства.

В диссертации показано, что в языческих, как древнеславянс-кой, так и античной, культурах обрав старости является бевлич-ностным, тогда как для христианского мировоззрения характерно обретение его личностного измерения. В глубинах личностного духа заложена возможность спасения человека от посмертного поглощения и последующего забвения индивида родом, что, к сожалению, явственно проступает в современной цивилизации. Образу современной старости свойственно усечение пространства бытия личностного духа, а это обрекает зачастую человека на одинокую, заброшенную и

- is -

болезненную старость. Это не может не вызывать тревогу, поскольку эдесь, по сути, дела происходит десакрализация старости, что довольно однозначно свидетельствует об усилении жестокости в отношениях между людьми.

В заключении диссертации поставлена проблема изучения не только физического, но и духовного здоровья человека, что необходимо для понимания старости как целостного феномена. Исходя из этого предлагается определение старости, в котором учитываются разные составляющие человеческой природы в их взаимосвязи.

Естественнонаучные концепции старости и их методологические возможности

Геронтологи полагают, что иммунные теории старения могут иметь лишь определенное вспомогательное значение для понимания некоторых сторон процессов старения на том основании, что они не содержат главного критерия полноценности теорий онтогенеза - принципа первичности изменений.

По-своему объясняют причины старения теории дифференцировки и специализации. В основе этих теорий лежит общее положение, что при специализации и дифференцировке тканей происходит объединение клеток определенной частью ее протоплазмы и перегрузка протоплазмы клеток неспособными к репродукции, высоко специализированными структурами, повышающими ее функциональную мощь. Это приводит к потере клеткой способности к делению и тем самым полноценному самообновлению протоплазмы. Стороники данных теорий - Д.Ж.Майнот, А.В.Нагорный, В.Н.Никитин. Эти теории стали важным звеном в изучении процессов старения на организменном уровне.

Молекулярные и межтканевые процессы и отношения на целостно -физиологическом уровне организации протоплазмы органически перерастают в еще более сложные центрально-регуляторные процессы и отношения, которые кладутся в основу ряда нейроэндокринных теорий старения. Они развивались геронтологами в основном во второй половине XX века.

Безусловно, развитие науки подчинялось логике своего времени и только теперь, имея за плечами достаточно большой интервал, наполненный научным и социальным содержанием, мы можем видеть плюсы и минусы своих предшественников. Основная причина, снижающая эффективность научных поисков, состояла в том, что исследователи стремились найти пусковые механизмы процессов старения, заложенные в организм всем ходом эволюции живого. Встав на этот путь, ученые сознательно и неосознанно подводили старение под ««тегорию болегни, действительно имеющей свои пусковые механизмы. Подобный, путь исследования основывался на традиционно понимаемом детерминизме, однако, представления о нем в связи с последними достижениями в области открытых саморазвивающихся систем в значительной степени изменились. Неоднозначные последствия имело также и применение представлений о структурных уровнях развития к изучению организма человека. С одной стороны, это вело к большей детализации отдельных моментов процесса старения и появлению новых теорий, перешедших в статус просто фактов, пополняющих физиологическую картину старения. С другой же стороны, данная идея реализовы-валась с позиции выделенных Энгельсом и впоследствии догматизированных форм движения материи, взаимосвязь которых предостерегала против всяких попуток редукционизма, что препятствовало взаимодействию наук и их эвристической интеграции, на пути которой только и возможны новые значительные открытия.

Справедливости ради нельзя не сказать об одной причине, на долгие годы затормозившей развитие отечественной науки - это идеологический прессинг эпохи сталинизма, когда происходило подавление творческой интеллигенции, превращение ученых в винтики государственного механизма. "Подчинение достигалось путем разобщения. Науку уничтожали порознь. В 1948 году посредством лысенковщины была разгромлена биология, в 1949 году была предпринята попытка уничтожения физики - группа физиков и философов во главе с А.А.Максимовым пыталась запретить квантовую механику и теорию относительности. Эта попытка не увенчалась успехом лишь потому, что ей было противопоставлено создание атомной бомбы. В 1951 году по инициативе В.М. Таевского, М.И.Шахпаронова и Ю.А.Жданова была истреблена важная область теоретической химии - квантовая химия. Позднее взялись за кибернетику." (27,33). Таким образом, этот период развития геронтологии честнее следует- рассматривать не с позиций того, что не могли сделать, а с позиции того, что было сделано, несмотря на всю сложность обстановки, включая и идеологическую изоляцию ее от мировой науки.

Древнеславянский образ старости (проблема философской реконструкции)

Каждая культура по-своему считывает смыслы бытия, облекая его новой плотью: словом, музыкой, живописью, пластикой, неповторимостью собственного образа. Но культуры, как и все живое, умирают, оставляя в веках свой духовный лик. Так можно сказать о древнем Египте, Греции, Риме, донесших до нас в философских трактатах мудрецов божественное взаимоотражение человека и Космоса. О своих же пращурах древних славянах, русичах, мы имеем гораздо меньшее представление. В нашем сознании закрепилось утверждение Нестора ив "Повести временных лет" о том, что предки вели некогда "зве-риньский образ" жизни. Отсюда вполне логично прийти к заключению и о соответствующем отношении к наиболее слабым членам рода. Правда, впоследствие история внесла некоторые коррективы, например, установлен факт, что "Повесть" вели несколько поколений хронистов, а это, вероятно, исказило историческую истину. Кроме того "звериньский образ" жизни, по мысли Нестора, относился якобы только к древлянам, а не ко всей совокупности славянских племен.

На наш взгляд, здесь нельзя упускать из виду и еще одно обстоятельство: высказывание о "звериньском образе" жизни особо идеологически эксплуатировалось в тяжелые для России времена. Здесь уместно вспомнить период бироновщины, известный подавлением русского начала, самостоятельности русской истории и государственности. Ведь именно тогда возникла фиктивная идея немецких ученых, приглашенных в Петербург, о заимствовании государственности у северо-германских племен.

В этом параграфе мы попытаемся, не ограничиваясь только историческими поправками, реконструировать действительный тип древнерусской культуры и на основе этого воссоздать образ старости и его аксиологическое наполнение.

Исторический период до принятия христианства, в том числе и на Руси, принято называть язычеством. "Язычник" - древнейшее слово. Язычниками назывались враждебные славянам племена, говорившие на иных языках и верившие в иных богов. Наименование "язычники" закрепилось и в отношении собственных сограждан, не желающих постичь внутреннее содержание новой веры, научающей борьбе с чувственной привязанностью к миру. Но это история нашего народа, и если бережно к ней относиться, то вряд ли стоит повторять сам термин "язычники", этически выражая этим некое пренебрежение, философски затемняя путь определения древнеславянской культуры. Думается, можно согласиться с составителем сборника "Русские Веды" А.И.Асо-вым в том, что древние славяне "были людьми ведической культуры, правильнее древнюю славянскую религию именовать не язычеством, а русским ведизмом. Это мировая религия высококультурного земледельческого народа, родственная другим регалиям ведического источника - верованиям древней Индии и Ирана, древней Греции." (110,287). Поэтому деятельностный подход, до сих пор применявшийся в отечественной философии и таких науках, как история, этнография, психология в объяснении мировосприятия поколений людей отошедших почти в необозримое прошлое, на наш взгляд, не приемлем.

Внутри ведической культуры бытийствует магия слова. Оно же мифологически символизированное имя, сущность, действие, событие (совместное бытие имен, сущностей, их содействие и противодействие друг другу и человеку). СЗвязь этих событии лишь по видимости представляет как бы текст, в действительности же бее допущения иных возможностей смысла, без онтологической свободы слова, без контекста, он пуст. Существует гипотеза о том, что мифологическому сознанию славян соответствовал некий прообраз письменности, так называемое узелковое письмо. Знаки этой письменности представляли собой узелки, завязанные на нитях, и каждому такому узелку-иероглифу соответствовало свое слово. Предполагают, что подобное письмо не могло передать, скажем, весть о событии, но передавало заклинания, просьбы и мольбы богам. Сама по себе гипотеза еще ждет доказательного подтверждения. Узелки на нитях подобны метафорам: переплетения, связи, стягивания смысла понятий в некий образ (вспомним клубок бытия Франка). По крайней мере, предложенный символ точно характеризует стоящую перед нами задачу - раскрыть образ и само понятие старости, затаенные в метафоричности ведической культуры.

Прежде всего следует выяснить специфику мировоззрения, упорядочив древнеславянский Олимп богов. Мы используем при этом материалы этнографии, Лингвистики, мифологии, христианских источников. Б.А.Рыбаков, исследуя древнеславянскую культуру, выделяет согласно "Слову об идолах" святого Григория Богослова, три ее последовательных периода развития. В основание деления им положены характер и специфика веры.

Христианский образ старости и проблема духовного восхождения

Христианская эпоха обовначила не существовавшее ранее противоречие между земным и небесным, между миром и Богом, где перекрестком противоречия стал человек, проходящий свой земной предел от рождения до смерти. Старость и смерть - это моменты ЛИЧНОСТНОЙ

эсхатологии в общем процессе эсхатологии исторической. В христианстве мир, сотворенный богом, как данность, имеет свое начало и с необходимостью идет к концу. В нем все имеет свой срок. Но, несмотря на такую видимую определенность каждой вещи и явления, найти их истинную глубину совсем не просто; все, Богом данное, мистично. Но дана ли человеку старость, или это его собственное приобретение? Каково в этом мире ее значение и назначение? Зло она для человека или благо? Вот те вопросы, которые неизбежно встают, когда обращаешься к проблеме старости в контексте христианства.

Ни Священное Писание, ни труды отцов церкви не оставили нам специальных определений или развернутых суждений о старости, как и вообще о возрастах человеческой жизни. И это кажется естественным, если жизнь человека в "нынешнем веке" представлять как сферу бывания. Чтобы уяснить смысл старости в человеческой жизни и представить ее возможные образы, следует попытаться мысленно пройти возрастание человечества от момента творения до жизни в "будущем веке", связанной с перспективой преображения человека и мира.

В древнем богословии, например, в понимании святого Ириния, пишет В.Н.Лосский, Адам не был по необходимости ни смертным, ни бессмертным. Его богатая возможностями природа, могла непрестанно питаться благодатью и настолько преображаться ею, чтобы оказаться Е состоянии преодолеть все опасности старости и смерти.(78,248). Так было до момента грехопадения, лишившего человека всей полноты божественной благодати и повлекшего ва собой его нынешнее состояние.

По учению святого Афанасия Александрийского, низведенный из небытия человек в самом творении помазуется Духом. "Дыхание жизни", которое вдохнул Бог в Адама, было не душой, а святым животворящим Духом. Но благодать и дар духа были приданы первому человеку как-то из-вне, потому и могли быть им утрачены в грехопадении. (135,32-33). То есть открытая самим Богом возможность, с одной стороны, уже давала человеку свободу выбора. С другой, как говорит Иоанн Дамаскин, Бог "созерцал все вещи прежде бытия их от вечности, представляя в уме своем; и каждая вещь получает бытие свое в определенное время, согласно с Его вечной, соединенной с хотением мыслью..., которая есть предопределение... и образ... и план."(78,72-73).

Здесь встает основной вопрос христианской веры о соотношении свободы воли человека и Божественного предопределения, в решении которого разум попадает в сферу антиномии. "Провидение Божие и свобода твари составляют в своей антиномии один догмат - догмат о любви Божией к твари, имеющей свою основу в идее о Боге-Любви, т.е. о Триединстве Божества."(133,279). Следует признать, что человек обрек сам себя на старость и смерть, но по Божественной любви - через крестный подвиг Иисуса Христа, - он должен превзойти и то и другое. Однако будет ли "Новый Адам" подобием "Адама Ветхого"? На этот вопрос христианское учение дает отрицательный ответ. Грядущий Адам войдет в вечность, но разница между первым и вторым заключается в том, что второй путем собственных усилии приобретает то, что первому было даровано в творении, и поэтому станет духовно более зрелым. С.Н.Булгаков, рассуждая о том, почему человек не мог быть сразу создан как завершенное существо, в котором бы образ и подобие Божие, идея и действительность соответствовали друг другу, указывает причину такой невозможности. Она состоит в том, что тогда человек, был бы Богом, и не по благодати, а по естеству. И ни о какой самобытности человеческого существа в таком случае не могло бы быть и речи.(18,269).