Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства Степанова Ольга Феликсовна

Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства
<
Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Степанова Ольга Феликсовна. Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2002 196 c. РГБ ОД, 61:02-13/1806-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания воспитания духовности 53

1.1 Духовность и образование в контексте гуманитарной парадигмы 12

1.2 Духовность в аспекте историко-логического анализа 29

1.3 Психологические концепции как методологическая основа воспитания духовности 70

ГЛАВА II. Проектирование комплекса педагогических условий воспитания духовности в период дошкольного детства 70

2.1 Концептуальные подходы к проектированию комплекса педагогических условий воспитания духовности 89

2.2 Дидактические основы воспитания духовности в дошкольном образовании

2.3 Организация процесса воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении

23

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная проверка комплекса педагогических условий воспитания духовности 23

3.1 Определение исходного уровня духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста

3.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 167

Заключение 176

Библиографический список 179

Приложения 192

Введение к работе

Проблема осмысления духовности как непреходящей ценности - одна из важнейших проблем человечества. Особенно она актуальна в переломные периоды развития общества, в моменты обострения конфликтов, когда встает вопрос о смысле и цели существования. Поиск смысла жизни, нравственной истины, преодоление извечного противоречия между «иметь» или «быть» присущи личности, обладающей особым интегративным качеством -духовностью, несущей идеи альтруизма, толерантности, любви, надежды, сострадания. Педагог, имеющий высокий уровень духовного потенциала, жизненно необходим обществу, поскольку выход из социально- экономического кризиса, порожденного духовным состоянием общества, возможен с помощью образования детей духовно развитым педагогом.

Философские, психолого-педагогические исследования доказывают: основы духовности, как чувственно-интеллектуально-волевого выражения закономерности бытия, закладываются в период дошкольного детства, воспитание духовности начинается с развития эмоциональной сферы. Яркие проявления бездуховности: асоциальное поведение, алкоголизм, наркомания, суицид являются следствием эмоциональной неразвитости, причина которой кроется в характерном для общества дефиците гуманности, милосердия, взаимопонимания, сказывающемся, прежде всего на детях. Их проблемам и переживаниям все меньше уделяют внимания не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в семье. По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Анализ основополагающих документов в сфере образования федерального и регионального уровня позволяет сделать вывод о том, что перед педагогикой стоит социально-значимая проблема воспитания духовности личности, как одного из важных факторов преодоления духовного кризиса, пере-

живаемого обществом, поэтому именно сегодня приобретает особую актуальность проблема осмысления духовности в контексте образования. Основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития Национальная доктрина образования, тесно связывает проблемы развития общества со стратегическими целями образования, видя преодоление социально-экономического кризиса в духовном возрождении России, воспитании личности «большого духовного подъема». Стратегические цели доктрины включают:

- «преодоление социально-экономического и духовного кризиса обеспе
чение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духов
ного развития России» (129).

Потребность в духовном развитии отражает и «Программа по реализации политики Правительства Свердловской области в сфере образования до 2004 г.»: «Главная цель Программы заключается в реализации на основе развития социальных и управленческих технологий государственной политики в сфере образования, гарантирующей права граждан на качественное образование, обеспечивающее основания для духовного развития, социальную компетентность и жизненную успешность человека XXI века».

Теоретическое исследование проблемы воспитания духовности у детей дошкольного возраста имеет существенную взаимосвязь с исследованиями, посвященными нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста (Л.И. Божович, Е.А. Кудрявцева, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, А.А. Рояк), а также изучению взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, Н. В. Давидович, А.С. Залужный, B.C. Мухина, Е. О. Смирнова, Л.И. Уманский). Сегодня проблема духовности активно разрабатывается в отечественными философами и психологами (З.С. Гончаров, М.С. Каган, Л.С. Лекторский, В.И. Мурашов, В.И. Симонов, В.Д. Шадриков,

В.Д. Шабанов), но в педагогике степень ее разработанности не достаточна. Имеются существенные расхождения в определении понятий: «духовность», «духовное развитие», «духовные способности личности», отсутствуют четкие концептуальные основы духовно-нравственного воспитания.

Актуальность темы исследования. Воспитание духовной сферы ребенка до сих пор не стало центральным звеном педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении; не выявлены педагогические условия, средства, методы воспитания духовности в дошкольном образовании; не уточнено сущностное содержание процесса воспитания духовности в дошкольном возрасте.

Актуальность темы исследования определяется рядом существующих противоречий:

между потребностью общества в воспитании личности, имеющей высокий уровень духовности и отсутствием реальных социокультурных условий для удовлетворения этой потребности;

между сущностной характеристикой понятия «духовность» раскрытой в философских, психологических исследованиях и его недостаточным теоретическим обоснованием в педагогической литературе;

между необходимостью организации процесса воспитания духовности в дошкольном учреждении и его ограниченным методическим обеспечением в период дошкольного детства.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: комплекс каких педагогических условий позволит обеспечить успешность процесса воспитания духовности у детей в дошкольном образовательном учреждении.

В исследование введено ограничение: проблема воспитания духовности рассматривается у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость данной проблемы, ее актуальность послужили основанием для определения темы исследования: «Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогическую сущность понятия «духовность» и экспериментально проверить педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства.

Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания духовности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования представляет совокупность предположений, о том, что внедрение комплекса педагогических условий в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения будет способствовать воспитанию духовности у детей, если этот комплекс будет содержать следующие структурные компоненты:

концептуальный блок - модель духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста, концепцию воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении;

содержательный блок - содержание воспитания духовности, образовательные программы, реализующие его основные задачи, средство воспитания духовности и методы;

процессуальный блок - организация педагогического процесса, диагностическая методика оценки уровня духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы воспитания духовности философских, психологических, педагогических исследованиях.

  1. Обосновать на основе изученного материала педагогическую сущность понятий: «духовность», «воспитание духовности».

  2. Определить основные компоненты духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста.

  3. Выявить составляющие комплекса педагогических условий на концептуальном, содержательном, процессуальном уровнях, обосновать комплиментарность его составляющих, апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования: определение теоретико-методологических, психолого-педагогических основ проблемы воспитания духовности, построение модели духовного потенциала личности проводилось с использованием методов моделирования и конструирования. В процессе опытно-экспериментальной работы применялись педагогический эксперимент, эмпирические методы: наблюдение, изучение документальных источников образовательных учреждений, анализ продуктов детской деятельности, опросные методы: беседа, анкетирование, количественная и качественная обработка эмпирических данных.

Методологической и теоретической основой исследования явились
концепции, раскрывающие проблему духовности (Р.Ассаджиоли,Е. Андер-
хилл, Ю.П.Вяземский, У.Джеймс, Т.Иоманс, М.С.Каган, В.И. Мурашов,
В.П. Симонов, В.Д. Шадриков ), гуманистические теории личности (А. Мас-
лоу, Р.Мей, К.Роджерс, В.Френкель), теории способностей (В.Д.Небылицин,
И.В.Равич-Щербо,В.М.Русалов,Б.М.Теплов),теории художественного созна
ния (И.В. Гончаров, Э.Я. Дмитриева, А.А. Мелик-Пашаев, П.М. Якобсон),
теории деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.И. Леон
тьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина), принцип культуросообразности
в воспитательном процессе (М.М.Бахтин, К.Венцель,А.Дистервег, Ф. Фре-

бель ), теоретико-методологические исследования, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец,А.И. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эль-конин).

Этапы исследования.

Первый этап (1997-1998) был посвящен изучению и анализу философских, психолого-педагогических, исторических, социологических, культурологических исследований проблемы духовности, уточнению понятийного аппарата, определению цели, предмета и объекта исследования рабочей гипотезы, изучению и систематизации диагностических методик, позволяющих выявить уровень реализации духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Второй этап (1998-2000). Определены критерии, показатели, уровни духовного потенциала личности, осуществлена опытно-экспериментальная работа по воспитанию духовности у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап (2000-2002) связан с завершением опытно-экперименталь-ной деятельности, проведением анализа результатов эксперимента, формулированием выводов, оформлением диссертационного исследования.

Базой экспериментального исследования были дошкольные образовательные учреждения № 18, 47, 52, начальная школа -детский сад «Истоки». В эксперименте принимали участие 100 детей старшего дошкольного возраста, воспитатели, руководители образовательных учреждений. Научная новизна работы заключается

- в теоретическом обосновании педагогической сущности понятия «духовность», заключающейся в том, что в дошкольном возрасте духовность представляет целостное интегративное новообразование, включающее единство трех универсальных способностей: способности к сочувствию, способности к со-знанию, способности к со-действию, детерминированных духовными ценностями общества;

в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке создания в дошкольном образовательном учреждении комплекса педагогических условий, способствующих успешному воспитанию духовности детей;

в разработке диагностической методики, на основе критериев и показателей которой выявлены уровни развития духовного потенциала личности.

Теоретическая значимость исследования состоит

в систематизации философских, психолого-педагогических исследований, раскрывающих проблемы духовности;

в уточнении и конкретизации содержания процесса воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении;

в определении структурных компонентов духовного потенциала личности и их теоретического обоснования.

Практическая значимость исследования:

- составлена программа «Прекрасный мир вокруг нас», приложения к
ней в виде аудиовизуальных композиций: «Тайна запечного сверчка»,
«Солнечные краски», «Уральский букет» и др. - используются в качестве
методического обеспечения дошкольными образовательными учрежде
ниями г.Ревды;

- выявлена диагностическая методика оценки уровня духовного потен
циала детей старшего дошкольного возраста, внедрена в практику до
школьных образовательных учреждений, начальной школы - детского
сада «Истоки»;

— материалы исследования включены в спецкурс «Эстетика» и используются в Ревдинском государственном педагогическом колледже. Апробация работы. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на научно-практической конференции «Региональный ас-

пект гуманитарного образования: Проблемы и перспективы» (1997 Екатеринбург), на заседаниях кафедры гуманитарной культуры учителя Института развития регионального образования, на педагогических чтениях Ревдинско-го государственного педагогического колледжа (1998), на заседаниях педагогических советов, на семинарских занятиях педагогов дошкольных образовательных учреждений № 18, 47, 52, начальной школы -детского сада «Истоки» г. Ревды.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечена методологическими основаниями, объединяющими теоретическое познание и практику, системой методов научного исследования, длительностью эксперимента (5 лет), систематической проверкой результатов на различных этапах исследования, что позволило провести объективный анализ эффективности использованного комплекса педагогических условий для развития духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Духовность в период дошкольного детства представляет целостно-стное интегративное новообразование, включающее единство трех универсальных способностей: способность к со-чувствию, способность к сознанию, способность к со-действию, детерминированных ценностями духовной культуры.

  2. Воспитание духовности - процесс духовного взаимодействия взрослого и ребенка, целью которого является образование из развивающихся способностей целостного интегративного качества - духовности.

3. Основные компоненты духовного потенциала личности ребенка
старшего дошкольного возраста: эмоционально-чувственный опыт,
осознание личностью собственного «Я», развитие, понимаемое как по
ступательное преобразование в процессе воспитания духовности раз
личных сфер ребенка: эмоциональной, интеллектуальной, произволь
ной, способностей к со-чувствию, со-знанию, со-действию.

4. Комплекс педагогических условии, обеспечивающих успешность вос
питания духовности в дошкольном образовательном учреждении, вклю
чает:

концептуальный блок - модель духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста, концепцию воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении;

содержательный блок - содержание процесса воспитания духовности, образовательные программы, отражающие закономерности духовно-практического отношения к миру, средство воспитания духовности-искусство, методы художественно-педагогической драматургии и развивающих ситуаций;

процессуальный блок - организацию процесса воспитания духовности, включающую этапы: мотивационныи, организационно-содержательный, практический, обобщающий.

5. Диагностическая методика оценки уровня духовного потенциала
личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (количество наименований 222), приложения, 5 рисунков , 44 таблиц.

Духовность и образование в контексте гуманитарной парадигмы

В современный период времени наше общество переживает значительные изменения, характеризующиеся резкой его трансформацией, разрушением традиционно устоявшихся ценностных ориентиров. На смену прежним ценностям не пришли новые, обеспечивающие духовную основу общества, дающие здоровое существование и прогрессивное развитие, поэтому проблема духовности в гуманитарной парадигме современного знания стоит особо остро. Постепенно происходит изменение в ориентации науки от естественнонаучной парадигмы к гуманитарной.

По мнению ученых Е.И.Исаева, В.И. Слободчикова: «Логика развития современного знания приводит к утверждению гуманитарной парадигмы, к обоснованию принципиально новой модели человеческой психики и мира субъективного как психологической реальности»(158). Современная наука, изучая проблему духовного развития личности исходит из образа человека духовного, нравственного и доказывает, что духовное образование личности есть фундамент и смысловой аспект всей научной картины мира.

Долгое время понятия «духовность», «духовный» не были использованы научным знанием, так как в эти понятия вкладывался лишь религиозный смысл, как синоним к словам «божественное», «священное». Основательно проблема воспитания духовности не ставилась в России с 1917 года, так как понятие «духовность» по мнению многих идеологов того времени влекло за собой религиозный, мистический подтекст или требовало осмысления абсолютных, высших ценностей, за частую не совместимых с идеологией тоталитарного режима. Истинный смысл понятия «духовность» сегодня гораздо шире - его религиозное проявление - это лишь конкретное историческая форма духовной жизни человечества. Понятие «духовность» - производное от понятия «дух». Этим термином обозначается сегодня то, что противоположно основе бытия - материи. Подлинная природа духовности - не столь религиозная, поскольку дух порожден потребностями социального бытия. Дух в интерпретации Н.Гартмана выступает в трех формах бытия: 1) дух отдельного индивида (личный дух); 2) дух общий (объективный дух); 3) дух объективированный (совокупность совершенных творений духа). Личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. Следовательно, духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические.

Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, в культуру, которую он может частично усвоить с помощью воспитания и обучения. Это врастание - процесс становления человека - человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.е. своим свободным существованием и способностью смотреть на вещи со стороны, в противоположность другим живым существом, над которыми господствуют непосредственные побуждения (65). По мнению ученого личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью, которая создает жизнь объективного духа. Носителем личного духа является психический склад индивида; его душа. Носителем объективного духа является общность (группа, народ, группа народов). Объективный дух связан с личным духом, посредством истории духовной жизни человека и с объективированным духом, посредством истории духа. Объективированный дух можно понять только как единый организм, вместе с личным объективированным духом, носителем которого является личность.

И.А.Ильин в работе «О чувстве ответственности» дает характеристику человеческому духу, дух человека: «есть личная энергия и притом - разумная энергия; разумная не в смысле «сознания» или рассудочного мышления. А в смысле предметного созерцания, зрячего выбора и действия в силу духовно-достаточного основания. Так выбрал, так совершил и поэтому принимают на себя ответственность за совершенное» (81).

Н.А.Бердяев пишет о том, что сверхсознание определяется духом, духовными проявлениями человека. Творчество, интуиция, инсайт зависят от духовности человека, т.е. от влияния духа: «Дух есть прорыв в этом отяжелевшем мире, динамика, творчество, полет», «обращение к Высшему Божественному миру и единение с ним» (19)

По мнению В.И.Мурашова дух - не только «динамика, творчество, полет», дух это: «мышление, воля, чувство, интуиция» и поскольку вся человеческая жизнь основана на духе: «возвышение духа путем его обучения и воспитания есть вместе с тем возвышение человеческой причины жизни, порождающей соответствующее себе следствие, т.е. самое жизнь» (125).

По мнению ученого если мыслящий, чувствующий и практически действующий дух вырабатывает свою триединую сущность — Истину, Красоту и Добро - и в жизни соответствует своей сущности, то это и есть духовность духа, поскольку духовность, пронизывая все клетки социального организма удерживает его от распада и разложения. Именно духовность как диалектическое единство истинного мышления, морального и прекрасного чувства и доброй воли есть самооснова, средство, способ и результат исторически возможной полноты человеческой жизни, сама жизнь, соответствующая своему смыслу и эволюционному назначению.

Духовность в аспекте историко-логического анализа

С времен глубокой древности философская мысль представляла духовность как производную от понятия «дух», в тесной взаимосвязи духа, души и тела, как необходимую и достаточную сущность человека. С Античности и до Нового времени «духовность» рассматривалась сквозь призму души, включающую интеллектуальные, чувственные и волевые выражения в качестве добра, истины, свободы.

Разумная душа Аристотеля - всеобщее единение мышления - чувства -воли и выражение их сущности: истины - красоты - добра. Душа по Платону обладала свободой, умением подчинить чувственные влечения высшему стремлению к благу, основной добродетели, что достигалось путем познания идей, содержимых разумной душой. Аксиома «разумная душа - носитель познания» была признана всеми учеными античной философии: материалистического и идеалистического направлений. Познание природы признавалось ими не как самоцель, а как свобода от страха смерти, суеверий, религии, как необходимое условие «счастья и блаженства», не средство чувственного удовольствия, а «удовольствия духовного» (142).

Представители материалистического направления Демократ, Эпикур, Зенон отвергали бессмертие души, представляли душу в виде структуры атомов, тончайшей материи, рассеянной по организму. В понимании Зенона душа - носитель познания - материальное соединение воздуха и огня, получившее в дальнейшем название - пневма. Индивидуальный разум - центральная часть души, по Зенону, - способность, к мышлению, дающая возможность сопричастности с мировым разумом.

Представители классической философии Древней Греции (4 в до. н.э.) придерживались иной точки зрения, идеалистической. Сократ, Платон, Аристотель признавали бессмертие души и предшествование ее существованию.

Человек по Платону, как и все сущее имеет душу и тело: душа - она вечна, неделима, т.к. сущность ее заключается в самодвижении, а все что «дви жется само по себе - вечно», это самосущие идеи. Тело - преходящие, текущие вещи. Вопрос о взаимоотношении души и тела неоднократно рассматривался философами древности. «Если душа неделима, почему она нуждается в теле?» - ставит проблему Платон. На этот вопрос отвечает его теория переселения душ: «Только самые совершенные души остаются в царстве идей. Тело для души - темница, душа должна быть свободной» - следовательно, надо подчинить чувственные влечения высшему стремлению к благу. Это достигается путем познания идей, которые созерцает разумная душа. Ядро концепции изложено Платоном в трудах «Федр», «Менон» (142).

Наивысшая идея - идея блага, понимается Платоном, как Бог, творец мира, творящий мировую душу как нетелесную, пронизывающую весь мир движущую силу. Поэтому всеобщая духовность Платона представлена четырьмя основными добродетелями: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость - главная добродетель. В трактате «Государство», Платон, стремясь найти гармонию между человеческой душой и государством, показывает духовность как социальное явление, определяет доминирующее качество духовности каждого сословия. Трем началом человеческой души по Платону: разумному, яростному, вожделенному, соответствуют в государстве - три элемента: совещательное, защитное, деловое. В свою очередь им тождественны три сословия: - правители, добродетелью которых является мудрость, они определя ют законодательство и управляют государством; воины - их добродетель - мужество, она соответствует и сословию чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг; - производители - крестьяне, ремесленники, - их добродетель - само обладание, покорность. Своим трудом они обеспечивают материальную основу общества. (142).

Именно душа, по мнению Платона, является нематериальной субстанцией, которая делает человека человеком, следовательно, от качества души за висит общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус, его духовность. В единстве и противоположность души и тела заключен по Платону трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело - материя, природа; душа - устремлена в мир идей. Эти идеи философ подробно излагает в диалогах: «Лахет», «Хармид», «Эвпифрон», «Протагор», «Государство», «Тимей».

Аристотель называл душу «первой энтелехией жизнеспособного тела» (12). По его мнению, только разумная душа (дух) человека может существовать отдельно от тела и быть бессмертной, соприкасаться с основами растительного и животного мира как «первая энтелехия тела». Душа, по мнению Аристотеля, присуща всем объектам: растениям, животным, человеку. В трактате «О душе» философ констатирует: «душа причинна, она начало всего живого, тело - принцип подчиненный..., ... душа не существует без материи» (12). Душа имеет 3 уровня, утверждает ученый: 1) растительный (низший уровень), его функции: питание, размножение, рост, которые характерны для всех живых существ; 2) животный - ему характерны функции ощущения, желания, избегания неприятностей; 3) разумный (высший уровень), присущ человеку, включает общение, рассуждение, мышление: «тот, кто не способен вступать в общение или считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством» (12).

Концептуальные подходы к проектированию комплекса педагогических условий воспитания духовности

С позиций системного подхода дидактические основы воспитания духовности представляют педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой продуктивной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру.

В соответствии с моделью духовного потенциала, на основе анализа образовательных программ, изучения образовательного процесса в дошкольном учреждении, разработаны содержательный и процессуальный блоки комплекса педагогических условий воспитания духовности у детей старшего дошкольного возраста.

Содержательный блок включает: - цель - воспитание ценностного отношения к окружающему миру в процессе освоения духовной культуры посредством произведений искусства; - планируемый результат - развитие духовных способностей личности, проявляющихся в реальных добродеятельных поступках, в особом эмоциональном состоянии, обуславливающем принятие моральной нормы. Содержание процесса воспитания духовности наиболее полно отражено в программах воспитания и развития ребенка, имеющих определенную духовную емкость.

Анализ разнообразных образовательных программ периода дошкольного детства позволил выявить образовательные программы, целеполагание и содержательное наполнение которых соотвествуют задачам воспитания духовности. Нами были проанализированы программы «Радуга» (Т.Н.Доронова), «Детство» (под ред. Т.И.Бабаевой), «Развитите» (Л.А.Венгер), «Одаренный ребенок» (Л.А.Венгер), «Золотой ключик» (Г.Г.Кравцов), «Детский сад - дом радости», атак же специализированные программы: «Малыш» (В.А.Петрова), «Гармония» (К.В.Тарасова.), «Синтез» (К.В.Тарасова), «Введение в язык ис кусства» (Е.Э.Басина, О.А.Суслова).

Данные образовательной программы являются неоспоримым практическим средством развития ребенка, формирования базовой культуры личности. Они основаны на лучших достижениях психологической науки, воссоздают психологический климат, где дети и педагог становятся партнерами в творческом образовательном процессе. Формирование знаний, умений, навыков данные программы рассматривают не как самоцель, а как средство воспитания и развития личности.

Исходя из их анализа нами был сделан вывод о том, что определенным уровнем духовной емкости обладает программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Данная программа построена на трех взаимосвязанных линиях развития ребенка. Она отражает представление о духовности, как единстве универсальных способностей человека: мышления - чувства - воли, и их сущности: истины, добра, красоты.

Центральным направлением программы «Детство», объединяющим все ее аспекты, является социально-эмоциональное развитие дошкольника, где подчеркивается неразрывная связь процесса социально-эмоционального развития и освоения детьми соответствующих нравственных и эстетических ценностей.

Образовательное пространство развития дошкольника, обозначенное в программе «Детство», включает важнейшие сферы бытия: природу, рукотворный и социальный мир, искусство, начала математики, мир художественной литературы, внутренний мир ребенка (его переживания, стремления, потребности, притязания).

Их объединяют общие основания: - развитие у дошкольников эмоционально-привлекательного образа каждой из сфер бытия, предусмотренных программой; - формирование элементарных ценностных ориентации, внутри каждой сферы и между разными сферами, в соответствии с общечеловеческими ценностями и нравственными нормами; - развитие эмоциональной отзывчивости детей по отношению к важнейшим объектам в каждой сфере; - создание эмоциональной готовности детей к участию в том или ином виде деятельности, к взаимодействию с разными сферами бытия; - обогащение чувств детей, развитие способности пользоваться языком эмоций, адекватно ситуации выражать и регулировать свои чувства во взаимодействии с другими людьми в каждой из осваиваемых сфер действительности (68).

Раздел программы «Ребенок входит в мир социальных отношений» по существу выполняет начальные элементы воспитания духовности: - воспитание умения различать эмоциональные состояния; - овладение адекватными способами реагирования на соответствующие эмоции и чувства окружающих; - воспитание привычки проявлять доброжелательное отношение к окружающим, готовность к взаимопомощи и сотрудничеству, стремление находить пути гуманного разрешения возникающих проблем через участие в специально запланированных и организованных педагогом воспитательных ситуациях.

Определение исходного уровня духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были исследованы основные структурные компоненты духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста: способности к со-чувствию, к со-знанию, к со-действию. Их проявления были отслежены с помощью критериев и показателей: - эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников (индивидуальная удовлетворенность взаимоотношениями со сверстниками, изолированность ребенка в группе сверстников); - сопереживание и отношение к сверстнику (эмоциональная реакция, сопровождающая форму поведения, стратегия помощи); - личностное поведение (доминирующая форма поведения, поведенческая активность); - знание моральной нормы (полнота, существенность, обобщенность, системность знаний); - продуктивное воображение (скорость процессов воображения, ориги нальность образов, их разнообразие, глубина и проработанность, эмо циональность образов воображения). Шкала значений диагностики уровней развития духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста показана в таблице 4.

На этой основе были определены характеристики уровней развития духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень духовного потенциала. Просоциальные формы поведения отсутствуют. Действует исключительно из эгоистических интересов. Ярко выражены отрицательные эмоции по поводу альтруистических поступков других детей. Всегда отстаивает собственное мнение, даже если оно не верно. Форма поведения - отрицательное доминирование. Отношения со сверстниками носят ярко выраженный негативный характер. Моральную норму знает, но выполнять отказывается. Характерно негативное мироощущение.

Средний-низкий уровень духовного потенциала. Просоциальные формы поведения редки. В центре межличностных отношений собственное «Я», нет стремления к альтруистической помощи. В конфликтной ситуации стремится придерживаться позиции силы, но не моральной нормы; в ненормативной ситуации стремится отстаивать собственное мнение, даже если оно противоречит моральной норме, старается привлечь к себе внимание. Имеет завышенную самооценку. Форма поведения - отрицательное подчинение, реже - отрицательное доминирование. Характерен невысокий уровень продуктивного воображения и творческого потенциала. В отношениях со сверстниками проявляет демонстративность. Проявляет неадекватную эмоциональную реакцию на оценку сверстника взрослым и переживания сверстником положительных эмоциональных состояний. Моральную норму знает, но мотивом поведения и деятельности она не является.

Средний уровень духовного потенциала. Знает моральную норму, но стремится к ее выполнению выборочно, частично, в основном в отношении тех, к кому испытывает чувство привязанности. В добродетельных поступках ориентируется на оценку окружающих, его поступками чаще движет прагматический мотив, чем альтруистический. В отношении к сверстнику редко бывает недоброжелательным, в основном стремится сохранить дружеские отношения. Испытывает положительные эмоциональные состояния от совершения добродетельного поступка, но не испытывает чувство радости, когда радуется другой ребенок. Форма поведения - положительное подчинение. Стремится утвердить моральную норму в межличностных отношениях, если это затрагивает личные интересы, но в реальной обстановке не всегда ей следует. Мироощущение позитивное.

Высокий уровень духовного потенциала. Проявляет просоциальные формы поведения, стремится к альтруистической помощи, в отношении к сверстнику доброжелателен, добросовестен, не навязчив, центром межличностных отношений является внимание и забота «о другом», бескорыстный интерес к сверстнику и помощь. Не имеет ярко выраженного стремления к лидерству, данное свойство проявляет лишь в случаях поиска нравственного выбора, стремления утвердить моральную норму в межличностных отношениях. Моральная норма является мотивом поведения. Испытывает положительные эмоциональные состояния от совершения добродетельного поступка, от переживания чувства радости другим ребенком. Отличается позитивным мироощущением. Имеет развитое продуктивное воображение, обладает высоким творческим потенциалом.

В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 100 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Две контрольные группы: группа №1 - подготовительная группа ДОУ № 18, группа № 2 - подготовительная группа начальной школы-детского сада «Истоки», две экспериментальных группы: группа № 3 - подготовительная группа ДОУ № 47, группа № 4 -подготовительная группа начальной школы - детского сада «Истоки». Все образовательные учреждения работали по комплексной программе «Детство» (под ред.Т.И.Бабаевой).

Похожие диссертации на Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства