Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья) Куклина Вера Владимировна

Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья)
<
Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья) Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья) Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья) Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья) Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья) Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья) Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья) Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья) Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куклина Вера Владимировна. Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья) : Дис. ... канд. геогр. наук : 25.00.24 : Иркутск, 2003 174 c. РГБ ОД, 61:04-11/82

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Хозяйственно-культурные комплексы и процессы в полиэтничном регионе как объект географического исследования 9

1.1. Историко-этнографическое изучение локальных сообществ 9

1.2. Социально-географическая методология как результат синтеза естественнонаучного и общегуманитарного направлений 13

1.3. Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничном регионе как объект географического исследования 22

1.4. Методы географического исследования хозяйственно-культурных комплексов 32

Глава 2. Природно-ресурсный потенциал и его освоение на территории Приангарья 38

2.1. Природно-ресурсные предпосылки этнокультурного развития полиэтничного региона 38

2.2. Формирование системы расселения и природопользования этнических групп Приангарья 48

2.3. Расселение и миграции в период Российской империи 51

2.4. Изменения в расселении и миграционные процессы в советский период 54

2.5. Трансформации административно-территориального деления на территории Приангарья 57

2.6. Современные миграционные процессы этнических групп Приангарья 61

Глава 3. Процессы консолидации и эволюции этнических групп Приангарья 67

3.1. Система жизнеобеспечения и природопользование... 67

3.2. Сфера духовной культуры 79

3.3. Формирование советских хозяйственно-культурных комплексов 85

Глава 4. Современное состояние хозяйственно-культурных комплексов Приангарья: тенденции модернизации и трансформации 89

4.1. Общая характеристика современных этнических процессов в Приангарье 89

4.2. Природно-исторические особенности модельных локальных общин...92

4.3. Этнокультурные особенности модельных локальных общин 113

4.4. Социально-экономические особенности модельных локальных общин 121

Заключение 140

Список использованной литературы 146

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное развитие человечества характеризуется противоречивыми тенденциями, с одной стороны, - усилением интеграции и глобализации, с другой - усилением обособления региональных, этносоциальных образований и даже межцивилизационных столкновений. Вне зависимости от желания отдельных людей процесс вовлечения народов в мировое сообщество неизбежен, также неизбежно явление полиэтничности. Необходимость исследований межэтнических процессов отражается в ряде мер, предпринятых на международном и местном уровнях.

В данном направлении проводится множество исследований этнологов, культурологов и др., но в последнее время всё больше ощущается необходимость привлечения географии. Территориальная структура наций, придающая им ярко выраженную географичность, «изменчивые территории, с которыми идентифицируется сообщество, сложные траектории паломничества, подвижные реальные и представляемые границы» (Андерсон, 2001) вызывают всё больший интерес. В поле зрения социогеографов, занимающихся исследованием территориального взаимодействия различных социальных групп, оказываются вопросы отношений между этническими группами, среди которых проблемы этнотерриториальных конфликтов, отношений между социумом и природой и пр.

Выбор в качестве территории исследования Приангарья, которое традиционно является местом проживания, смешения, взаимовлияния разных народов и цивилизаций, представляется вполне обоснованным: со средневековья здесь существовали кочевые и оседлые цивилизации, развивались торговые и этнокультурные контакты с другими очагами цивилизации и мировыми культурными центрами.

4
Щ Цель исследования: изучение процессов трансформации хозяйственно-

культурных комплексов локальных этнических общностей в условиях полиэтничной среды в лесостепной зоне Приангарья, происходивших на протяжении 20-го века; выявление факторов и путей их консолидации и эволюции.

В соответствии с целью исследования нами ставятся следующие задачи:

изучение особенностей развития хозяйственно-культурных комплексов (ХКК) локальных общин в условиях этнического многообразия,

исследование форм адаптации представителей разных культур к
социально-экономическим переменам, имевшим место в 20-м веке, оценка
ф динамики и сохранения этнохозяйственной уникальности в условиях общей

глобализации и универсализации культуры,

выявление развития межэтнических связей и их специфики в районе исследований,

обоснование прогноза дальнейшего развития хозяйственно-культурных комплексов и путей управления ими.

В качестве модельных объектов исследования были выбраны
—( следующие локальные общины: польская община в деревне Вершина

(Боханский район), бурятская община села Ей (Нукутский район) Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, русская община села Семёновское (Заларинский район) Иркутской области и в качестве модельного поселения со смешанным национальным составом выступает село Куйта Нукутского района.

Село Ей является модельным для изучения трансформаций традиционной локальной общины в полиэтничной среде, так как в нём более трёх веков проживают представители только бурятской национальности, принадлежащие одному роду.

Село Семёновское - с преобладающим русским населением,
т расположено рядом с бурятским селом Корсунгай, с которым имеет тесные

5 хозяйственно-экономические контакты. Данное село образовано в период столыпинских реформ и лучше всего характеризует типичные процессы адаптации переселенческой общины, происходившие в 20 веке.

Выбор деревни Вершина обусловлен тем, что здесь лучше всего сохранился особый хозяйственно-культурный комплекс в иной культурной среде. Полякам, проживающим здесь в течение почти столетия, удалось сохранить многие черты польского этноса - язык, религию, обычаи, традиции.

Село Куйта - модельное с точки зрения исследования села со смешанным национальным составом. Здесь коренные жители, предки которых кочевали на данной территории до появления русских переселенцев, проживают рядом с русскими переселенцами, прибывшими во время столыпинских реформ, и татарами, переселившимися в конце 30-х годов под влиянием советской политики. Это же село затронули переселения прибалтов в 40-х годах, которые также оказали некоторое влияние на формирование полиэтничной среды.

Круг проблем, связанных с изучением межкультурных взаимодействий, интересует представителей разных смежных дисциплин. В данной работе предметом исследования является трансформация хозяйственно-культурных комплексов локальных этнических общностей под воздействием полиэтничной среды в лесостепной зоне Приангарья.

Методологическую основу исследования представляют

общетеоретические идеи и концепции А.И. Алексеева, Н.Н. Баранского, Ю.А. Веденина, Б.М. Ишмуратова, P.M. Кабо, С.А. Ковалёва, Ю.Г. Саушкина. Методической основой служит предложенный М.В. Рагулиной проект комплексного социально- и культурно-географического изучения этнического локального сообщества. Методическая база также основывается на результатах работ в сферах культурной географии, изучения миграций, этноэкологии, этногеографии, этнографии, социологии, социальной психологии, истории: Д.Н. Замятина, В.Н. Стрелецкого, В.В. Воробьёва, Н.В.

Воробьёва, И.И. Крупника, В.М. Булаева, Д.Д. Мангатаевой, К.Н. Мисевича, Б.Э. Петри, М.Н. Хангалова, Н.Н. Чебоксарова, И.А. Чебоксаровой, Т. Шанина, Г.У. Солдатовой, Н.Г. Галеткиной, Ш. Фицпатрик и др.

Основные применяемые методы - сравнительно-географический, социологический, исторический, статистический, этнографический и др. В ходе исследования были изучены и проанализированы письменные источники по данной проблеме, природно-ресурсный потенциал для человеческого жизнеобеспечения, освоение данной территории отдельными этническими сообществами, процесс формирования хозяйственно-культурных комплексов и их трансформации в результате смешения, ассимиляции, влияния социальных, политических, исторических процессов.

Научная новизна исследования заключается в применении нового подхода к изучению этнических сообществ — через рассмотрение хозяйственно-культурного комплекса. Впервые производится культурно-географический сравнительный анализ локальных общин с привлечением разнообразных методов качественной социологии (биографических и этнографических интервью, дискурсивного анализа, истории семей, «генеалогических» интервью), достижений в области крестьяноведения и др.

В результате исследования удалось выявить внутренние взаимосвязи компонентов хозяйственно-культурных комплексов и их трансформации под влиянием природных, социально-экономических, политических и прочих условий. Предложен учёт этнической специфики локальных сообществ при определении качества их жизни.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональных программ, а также в практической работе местных административных органов, занимающихся проблемами межнациональных отношений. Материалы диссертационного исследования могут способствовать лучшему пониманию процессов этнокультурного взаимодействия не только в Приангарье, но и в других районах.

Апробация результатов исследования была проведена в форме обсуждения на конференциях и семинарах и публикациях. Результаты исследования докладывались на XIV-й молодёжной всероссийской научной конференции «Географические идеи и концепции как инструмент познания окружающего мира» (Иркутск, 17-19 апреля 2001 г.); 11-м научном совещании географов Сибири и Дальнего Востока «География Азиатской России на рубеже веков» (Иркутск, 28-30 ноября 2001 г.); Международной практической конференции «Россия и Восток: взгляд из Сибири в начале тысячелетия» (Иркутск, 17-19 мая 2002 г.); XV-й конференции молодых географов Сибири и Дальнего Востока «География: новые методы и перспективы развития» (Иркутск, 16-19 апреля 2003 г.); на аспирантском семинаре и заседаниях лаборатории георесурсоведения и политической географии ИГ СО РАН. По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Структура работы. Исследование состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Объём работы -174 страницы машинописного текста, включая 8 таблиц, 16 рисунков и библиографию, насчитывающую 204 наименования.

Содержание работы. Во введении обосновывается выбор темы и структура диссертации, исходные материалы и методы исследования. В первой главе рассматриваются изученность темы, состояние исследований хозяйственно-культурных комплексов локальных сообществ в настоящее время, методы исследования.

Во второй главе анализируются природно-ресурсные предпосылки, послужившие основой формирования алгоритмов жизнеобеспечения и образа жизни этнических сообществ Приангарья, оцениваются процессы освоения территории и формирования системы расселения этнических групп и административно-территориального деления региона.

Третья глава посвящена исследованию процессов этнокультурной трансформации в результате взаимодействия этнических сообществ после переселений крестьян из европейской части страны.

В четвёртой главе рассматриваются процессы этнокультурного взаимодействия на примере локальных общин, а именно — формирование их этнического состава, экономические взаимодействия, социально-демографические характеристики. На основе полученных материалов прогнозируются пути дальнейшего развития этнических сообществ.

В заключении даны основные результаты работы.

Положения диссертации, представляющие предмет защиты:

1. Хозяйственно-культурный комплекс (ХКК) - условие и итог
взаимодействия общества и природы, совокупность хозяйственных
систем этносов, которая служит предпосылкой развития систем
расселения, жизнеобеспечения, сохранения самосознания, языка и
прочих элементов духовной культуры. Это основной предмет
географического исследования этнических процессов, предполагающий
комбинирование географических, социологических, этнографических,
исторических методов.

  1. Природно-ресурсный потенциал территории Приангарья, способствовавший становлению ряда этнических систем природопользования, и его освоение этническими сообществами составляют естественно-историческую основу их хозяйственно-культурного взаимодействия.

  2. С развитием процессов модернизации и глобализации происходит усложнение обособленных систем локальных этнических общин, которые на начальном этапе этнического взаимодействия, выступают как средство защиты своей самобытности и сохранения привычных приёмов традиционного (этнического) природопользования и субъект взаимодействия с общинами других типов.

4. Модельные («ключевые») общины — субъекты модернизации и
взаимодействия этнических ХКК и объекты крупномасштабного
исследования процессов сохранения и эволюции исходных
хозяйственно-культурных структур под влиянием общеисторических
процессов.

Историко-этнографическое изучение локальных сообществ

Исследование этнических процессов во взаимосвязи с территорией и природой имеет свою долгую историю. Вплоть до XX века встречаются работы, которые носят комплексный характер, сочетая в себе знания из областей философии, этнографии, географии, культурные особенности населения определяют природными условиями (Ш. Монтескье, И. Гердер, К. Риттер). В начале XX века основатель антропогеографии Ф. Ратцель предложил классифицировать культурные явления в прямой связи с картографированием их географического разнообразия. В это же время развиваются теория «культурных кругов» Л. Фробениуса и Ф. Гребнера, католическая «культурно-историческая» школа В. Шмидта, «исторический метод» Ф. Боаса, ученики которого — О. Мэсон, К. Уисслер, В.Х. Холмс, Э. Сэпир разработали систему «культурных ареалов» Северной Америки для времени кануна европейской колонизации. Так, например, Уисслер соединил, концепции американской исторической школы с идеями европейских этнографов и географов о динамике «культурных кругов» и диффузионном распространении элементов культуры по странам и континентам в зависимости от географических условий. В России их идеи развивал В.Г. Богораз-Тан (Андрианов, Марков, 1990). Ещё в начале 20-го века он отметил, что «... вся современная культура насыщена и наполнена культурой первобытной... Земледелие и скотоводство, дающие нам пищу, до сих пор производятся методами, возникшими и разработанными в доисторическое время безымянным трудом поколений» (1928, с.55). В ХХІ-м веке мы видим, что его слова всё также актуальны: несмотря на появление современной техники и технологий, в селе многое остаётся неизменным. С развалом директивной системы хозяйства скорее наблюдается даже откат в прошлое -с использованием ручного труда и лошадиной силы.

Понятия "этнографические зоны" и "отдельные географические культуры", предложенные В.Г. Богораз-Таном, стали основой для концепции хозяйственно-культурных типов. Сам термин "хозяйственно-культурные комплексы" был предложен С.П.Толстовым в 1932 году. Понятие хозяйственно-культурного типа показывало локальные варианты культур, соединяя совокупность хозяйственно-производственных навыков и экономику в общественном производстве с многообразием географической среды (Андрианов, Марков, 1990).

Традиционно хозяйственно-культурные типы характеризуют этносы, находящиеся на доиндустриальной стадии развития (Мисевич, 2000). Несколько по-иному были развиты важнейшие положения этой версии человеческого филогенеза Л.Н. Гумилевым, с использованием теории биосферы В.И. Вернадского. В серии работ Л.Н. Гумилева "Ландшафт и этнос" (1968; 2001), отмечено, что связи человеческих общностей с окружающей средой в процессе хозяйственной деятельности детерминированы потоками вещества и энергии, которыми они обмениваются с биоценозами вмещающих ландшафтов.

Раньше данное понятие использовалось в основном этнографами для типологизации хозяйства народов мира, и обозначало «исторически сложившиеся комплексы хозяйства и культуры, характерные для народов, обитающих в определённых естественно-географических условиях, при определённом уровне их социально-экономического развития" (Левин, Чебоксаров, 1955, с.4). В таком случае представлена общая типологическая схема, которая позволяет создать панорамную картину, но не предназначена для практического исследования конкретных территориальных общин.

Восприятие природной среды этническими группами, игнорировавшееся большинством советских географов, привлекло значительное внимание представителей других дисциплин. Этническая территория присутствует во всех известных определениях этноса. Территориальный аспект этничности обязательно фигурировал среди прочих компонентов этноса и этнического самосознания (Бромлей, 1983). Одна из трактовок этноса, отражающих подход, принятый в советской науке, дана в работе Н.Н. и И.А. Чебоксаровых: «Этносом следует считать всякую общность, которая складывается на определённой территории среди людей, находящихся между собой в реальных экономических связях или говорящих на взаимопонятном языке, сохраняет, как правило, на протяжении всего периода своего существования известную культурную специфику и сознаёт себя отдельной самостоятельной социальной группой. Коротко этнос можно определить как осознанную культурно-языковую общность» (1985, с.29).

В данном случае выделение хозяйственно-культурных типов (ХКТ) в первую очередь основывается на различиях в основных занятиях большинства населения, орудиях труда, пище, жилищах, средствах передвижения, утвари, одежде и других элементах материальной культуры. «В области духовной культуры различия между ХКТ проявляются главным образом в тех обычаях и обрядах, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фольклора, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях» (с. 178).

В понимании этнографов Н.Н. Чебоксарова и И.А. Чебоксаровой (1985), этнические территории как области обитания народов являются одними из основных этнических определителей. По их мнению, значение этнических территорий столь высоко, что в случае географического разрыва между отдельными его группами, например при переселении, от основного «материнского» народа отделяются уже новые самостоятельные этносы.

Этнограф В.И. Козлов (Свод этнографических понятий..., 1995) отмечал, что территория (компактное расселение) «служит базой для постепенного развития и упрочения языково-культурных, хозяйственных, социально-политических и других связей внутри формирующихся новых этнических общностей, а её природные условия влияют на направление хозяйственной деятельности, определяют особенности материальной и отчасти духовной культуры, отражаются в представлениях о «родной земле»» (С. 130).

В современных межэтнических конфликтах территориальные претензии представителей разных этнокультурных сообществ часто выступают в качестве причины. В таких условиях изучение роли «родной земли» в групповой идентичности становится особенно важным. Этносоциологические исследования показывают, что в разных типах этноидентичности роль территориального компонента неодинакова. Она может меняться от полного отсутствия до решающей в сохранении идентичности. Сложность в исследованиях подобного рода заключается в том, что в условиях конфликта земля выступает, с одной стороны, как объект экономической борьбы за ресурсы, с другой, — как некая мифологизированная «этническая ценность». Процесс определения «родной земли» в значительной мере ситуативен, как и его восприятие. Возможно сосуществование нескольких образов «родины» (большая, малая), каждый из которых может быть актуализирован или подавлен, в зависимости от ситуации, обстановки, собеседника (Хабенская, 2002).

Природно-ресурсные предпосылки этнокультурного развития полиэтничного региона

Социально-географическое . изучение хозяйственно-культурных комплексов предполагает рассмотрение всех видов зависимости общества от природы и географического положения местности (Ишмуратов, 2001). Для локальных сообществ, проживающих в сельской местности, особенно важной для существования становится специфика имеющихся плодородия природы и/или географическое положение. В зависимости от них у территориальных общностей устанавливаются стереотипы ситуативного поведения в среде, которые в дальнейшем формируют этническое природопользование. По мнению Л.Н. Гумилёва (2001), этнос является природным явлением, своим существованием обязанным адаптации групп людей к разным ландшафтам. Поэтому для понимания сложившихся форм хозяйствования нам необходимо рассмотреть имеющиеся природные ресурсы для жизнеобеспечения этносов на изучаемых территориях.

Территории Нукутского, Заларинского и Боханского районов, в которых расположены модельные общины, характеризуются следующими природными условиями.

Климатические условия оказали определяющее влияние на формирование не только этнического природопользования, но и на дальнейшее земледельческое освоение территории с появлением русских переселенцев. Рассматриваемые районы — наиболее тёплые и сухие в Иркутской области. Среднегодовая температура -2,8 - -3,6. Летом она поднимается до 17-18, а зимой она варьирует от -18—22 в Семёновске и до — 26,8 на метеорологической станции в Нукутах. Максимальная и минимальная температуры соответственно колеблются в пределах 36-37 и — 47—55. Климат Приангарья — резко континентальный с годовой амплитудой 92 . Амплитуда колебаний среднесуточных температур достигает своего наибольшего значения - 25-30 в марте (Агроклиматические ресурсы..., 1977). Продолжительность вегетационного периода составляет 120-125 дней (Дроздов, 1961). Сумма положительных температур больше 10 достигает довольно высоких значений (1526-1714). Безморозный период длится 83-100 дней. Вероятность ясного дня изменяется от 10% летом и около 45% зимой. Величина альбедо составляет около 10% летом и 45% зимой. В результате величина суммарной радиации составляет около 100 ккал/см . Средний годовой радиационный баланс - около 40 ккал/см (Беркин, Филиппова и др., 1993).

Преобладают северо-западный и юго-восточный переносы воздушных масс. С запада переносятся европейские континентальные и сильно трансформированные атлантические воздушные массы, с севера и северо-запада — арктические, с юга и юго-запада - Центрально-Азиатские континентальные. С развитием Центрально-Азиатского антициклона, формирующегося с сентября-октября и максимально развивающегося в январе, устанавливается ясная безветренная погода с низкими температурами воздуха (Бояркин, 1972).

Годовая сумма атмосферных осадков составляет 320-415 мм. Их максимум выпадает в июле, минимум — в марте. Характерной особенностью их выпадения является то, что на начало лета (май-июнь) приходится всего 20% годовой суммы осадков, т.е. в начале вегетационного периода. Это способствует развитию засухи и пыльных бурь, вызывающих дефляцию почв, а затем и утрату их плодородия. Кроме того, в засушливые периоды большую опасность для сельского хозяйства представляют набеги саранчи, уничтожающей практически весь травяной покров на своём пути. В среднем бывает 4-9 дней в год с пыльными бурями и 15-20 дней с сильными ветрами. Повторяемость засух - около 4-5 раз в десятилетие (Атлас Иркутской области..., 1962). Средний коэффициент увлажнения за лето достигает лишь 0,60-0,66. Поэтому для развития земледелия требуются мелиоративные работы — снегозадержание и снегонакопление, система искусственного орошения - до 700-2000 м /га (Беркин, Филиппова и др., 1993).

Последние заморозки приходятся на числа от 30.05 в Бохане до 16.06 в Новонукутске. Первые заморозки - с 18.08 в Новонукутске до 28.08 в Заларях.

Снежный покров зимой довольно незначительный - 10-20 см. Это приводит к глубокому промерзанию почв, за зиму до 182 см, и позднему оттаиванию почв. Число дней со снежным покровом — 154-168. Устойчивый снежный покров образуется 5-10 ноября, и разрушается 4-11 апреля. Полный сход снежного покрова происходит к 26-27 апреля.

На этапе формирования этнического природопользования скот бурят круглый год находился на подножном корму. В дальнейшем сокращение пастбищных земель привело к необходимости увеличения заготовок сена на зиму, и в результате сопровождалось изменением алгоритмов природопользования. В советский период, по крайней мере при функционировании колхозов и совхозов, на зиму в домашних хозяйствах заготавливалось достаточно кормов для того, чтобы скот содержать в стойлах. В 90-е годы спад сельскохозяйственного производства приводит к отсутствию достаточной кормовой базы и вынуждает жителей очень поздно закрывать скот на зиму и пораньше выпускать весной на пастбища. При этом жители жалуются на то, что он значительно теряет в весе. Кроме того, большую опасность представляют весной для скота реки с не сошедшим до конца ледовым покровом, под который он легко может провалиться во время водопоя.

Хозяйственная освоенность территории тесно связана с сетью речных долин. Зимой при кочевом скотоводстве была возможность кочевать вдали от реки, летом приближаясь к ней. Водные артерии обусловливают конфигурацию поселений: каждая из изучаемых нами деревень растянута вдоль реки. При въезде во многие сёла Приангарья можно увидеть примерно один и тот же пейзаж: небольшая деревня, вытянутая вдоль долины маленькой речки, в честь которой названа сама деревня. Ценность долин рек повышается ещё и за счёт того, что здесь формируется особый микроклимат, который удлиняет вегетационный период, в некоторой степени оберегает посевы от заморозков.

Село Куйта расположено в долине речки Куйта, а село Ей — речки Ейки. Речки Куйта и Ейка впадают в реку Унгу, на берегах которой расположено село Семёновск. Деревня Вершина расположена в долине реки Иды, пересекающей Боханский район. Реки Унга и Ида являются притоками Ангары.

Значимость водных ресурсов отражена в традиционной культуре бурят: каждый родник имеет своих духов-хозяев, считается целебным. В связи с этим существуют специальные нормы поведения рядом с родником. Реки и озёра также обычно имеют духов-хозяев. Самым могущественным считается хозяин Байкала

Среднегодовой сток Унги в Семёновском составляет 23 мм, Иды в пункте Морозове - 47 мм. Питание рек — снегодождевое, с весенним половодьем, летними паводками, летней и зимней меженью. Доля зимнего стока составляет всего 2-4% от годового, ставя перед местными жителями проблему водоснабжения зимой. Особенно уменьшение зимнего стока происходит из-за наледеобразования.

Система жизнеобеспечения и природопользование

Между бурятами Прибайкалья и Забайкалья существовали значительные отличия в хозяйственных укладах и отчасти сохраняющиеся до сих пор различия в диалектах. О том, что бурятский этнос находился только на стадии формирования, говорит тот факт, что представители племени хори, являющегося сейчас одним из самых больших бурятских племён, ещё не считали себя бурятами (Нимаев, 1988). Общая численность бурят в XVII в. была около 27 тыс. (История Сибири..., 1968)

С появлением русских переселенцев миграционные процессы у бурят усилились: представители некоторых бурятских родов откочёвывали в Монголию, затем возвращались обратно. С земель монгольских племён перекочёвывали новые племена (атаганы, ашебагаты, узоны, цонголы, хатагины и др.). Некоторые тунгусские племена ассимилировались бурятами.

В Прибайкалье, особенно в южной его части, в силу особенностей расселения населения и хозяйственно-культурных контактов, процессы смешивания населения, различного по этническому составу шли более интенсивно, чем в других районах.

Возможно, за счёт этого они сохраняли свою идентичность. Гости приезжали на день зимой на санях, с песнями, гармонью, устраивали пляски. Среди местных бурят гармонь не была распространена. Похоже, по поведению ашебагаты очень сильно отличались от местных. Удивляло их бесшабашное поведение. Отличительной чертой их внешности были иссиня-чёрные вьющиеся волосы. Сегодня среди их потомков ещё встречаются люди с такими волосами. Отметим также, что Нижнеудинский уезд наряду с другими западными Восточно-Сибирскими уездами характеризовался наибольшим миграционным приростом в конце Х1Х-начале XX веков (от 70 до 100%), в 1897 г. доля русских составила более 80% (Воробьёв, 2001). Бурятские улусы располагались по реке Уда и её притокам Уте и Кандую, а также на реке Ия.

Как известно, в начале XX века ещё не существовало термина «национальность». В документах о сборе ясака указывались даже не племена, а родовые группы (История Усть-Ордынского..., 1995). Во время первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1987 году этническая принадлежность определялась по сословию, вероисповеданию, родному языку, грамотности. По сословию население подразделялось на дворян, потомственных и личных, лиц духовного звания, потомственных и личных почётных граждан, купцов, мещан, крестьян, войсковых казаков, инородцев и пр. Отдельно среди сословий выделяли финляндских уроженцев без различия сословия. Распределение по вероисповеданию наиболее подробно различало христиан, среди которых выделялись православные и единоверцы, старообрядцы и уклоняющиеся от православия, армяне-грегориане, римско-католики, лютеране, реформаты, англикане, баптисты, англикане. Кроме них, выделялись меннониты, караимы, иудеи, магометане, буддисты и ламаиты, лица прочих нехристианских исповеданий. Наиболее соответствовало этническим группам деление по народностям на основании родного языка. При этом среди русского населения различали великоруссов, малоруссов и белорусов (Первая всеобщая перепись..., 1904). В течение 20 века происходит консолидация великороссов, малороссов и других переселенцев из европейской части страны в единую русскую общность.

По мнению А.П. Щапова, обычным явлением в Восточной Сибири были «ясачные» - крещёные буряты, которые жили особыми дворами или селениями, отделёнными от бурятских улусов, или в русских селениях, городах. Всего в Балаганском округе было 13 селений, в Верхоленском - 7, населённых оседлыми обруселыми поколениями бурят. В XIX веке «ясачные» составляли большую часть населения Ашехабатской волости Нижнеудинского уезда Иркутской губернии. Такие селения встречались и в Верхоленском, Иркутском, Балаганском уездах. В некоторых деревнях в 1800-х годах были водворены военные поселенцы, которые переженились на бурятках. По мнению Г.В. Бураевой (2000а), новые русско-сибирские или бурятско-русские поколения обруселых ясашных или оседлых «инородцев» -крестьян представляют новый местный этнографический вариант или новую разновидность славяно-русского племени.

По этнографическим материалам М.Н. Хангалова (1958), уроженца Унгинской долины, до появления русских переселенцев буряты занимались преимущественно охотой. Сейчас данные утверждения считаются спорными, но, по рассказам старожилов, в прошлом роль охоты была значимее - больше было лесов, часто прибегали к облавной охоте для защиты от волков, которые наносили значительный урон поголовью скота. Последний раз волков на территории Нукутского района видели в начале 80-х годов. Кроме волков, была распространена охота на косуль, лисиц, лосей, рысь, медведей и др. В настоящее время такие животные, как рысь, лось, медведь, практически не встречаются, либо выходят в наиболее голодные годы. Основными объектами охоты являются косули, лисицы, зайцы, ондатры, барсуки, куропатки, глухари, тетерева. Довольно редким видом становится косуля. Интересно, что по мере её исчезновения, охота на неё всё больше табуируется: среди местных жителей появляются запреты на её убийство для самых активных охотников, убийство «меченых» коз (с меткой на ухе, как у домашних овец) - считается, что они — из стада «хозяина леса». Продолжают сохраняться старинные шаманские запреты:

убийство особо крупных особей,

убийство излишне большого количества зверья (любого),

бесцельная стрельба по деревьям, особенно по лиственнице, которая в Унгинской долине считается священной,

убийство священных птиц (орла, лебедя, коршуна, журавля),

разорение муравейников,

несправедливое деление мяса убитых зверей.

Также у бурят нельзя убивать диких животных, приходящих из леса — грешно. Встреча лицом к лицу с таким животным грозит смертью, даже если человек его не убивает. В настоящее время в пределах села Куйта в развалинах старой птицефермы, а иногда прямо в сеновалах вьют себе гнёзда куропатки. Они уже не боятся людей, так как их никто не трогает, хотя в лесу на куропаток люди охотятся.

Первые русские переселенцы в Сибирь шли за добычей ценной пушнины. По мере истощения пушных ресурсов промысловики продвигались либо на юг, в пашенные места, либо на север, в низовья рек, -на рыбный и зверобойный промыслы. Вслед за ними шли отряды служилых людей, которые строили остроги и облагали ясаком местное население. Для обеспечения городов продуктами вокруг них создавались земледельческие районы. В основном крестьянство пополнялось за счёт вольного переселения. Обычно это были «гулящие» либо промышленные люди, которые со временем обзаводились всем необходимым для крестьянского хозяйства. К 1710 году в Иркутском воеводстве было около 2,8 тыс. крестьян, меньше, чем в Илимском (5,3 тыс.) и Енисейском (около 10 тыс.) уездах.

Западные буряты и якуты занимались сенокошением и до прихода русских, но в дальнейшем объёмы заготовки сена увеличились. У русских крестьян заимствовалась удобная коса. Рост заготовок сена уменьшил зимний падёж скота от бескормицы, сократилась возможность массовых голодовок. Значительно увеличились объёмы земледелия, которое менее подвержено влиянию природных условий. В результате естественный прирост населения у якутов и западных бурят превышал показатели представителей других малых народов, особенно таёжных. Отмечается, что среднегодовой естественный прирост, населения у балаганских и аларских бурят Иркутской губернии был в пять раз выше, чем у их сородичей, занимавшихся только скотоводством, но отставал от такового у русских крестьян (Андреев, 2002).

Прибывшие на новое место переселенцы из европейской части старались поначалу вести хозяйство так же, как раньше, т.е. заниматься земледелием. Но со временем им пришлось перенять некоторые хозяйственные навыки у аборигенов. Даже в урожайные годы у половины крестьян не хватало хлеба до нового урожая. В таких условиях для выживания необходимым оказалось развитие скотоводства и подсобных промыслов: рыболовства, охоты, извоза, отходничества. Отдельные местности Приангарья специализировались на выработке определённого продукта (лук, лён, шерсть, гончарные изделия, производство извести и т.д.). Дальнейший взаимообмен содействовал развитию тесных контактов друг с другом и местным населением. Отмечается, что скупщиками лошадей чаще были буряты и татары, а скупщиками пушнины - русские купцы из Иркутска, Енисейска.

Похожие диссертации на Хозяйственно-культурный комплекс в полиэтничной среде: факторы консолидации и эволюции (На примере локальных общин Приангарья)