Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Ивонинский Александр Николаевич

Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа)
<
Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа) Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ивонинский Александр Николаевич. Диверсификация социальных функций как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг (на примере предприятий кинопоказа): диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Ивонинский Александр Николаевич;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный экономический университет].- Санкт-Петербург, 2015.- 152 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Сущность и тенденции развития предприятий кинопоказа

1.1. Предприятия кинопоказа как субъект сферы услуг

1.2. История развития предприятий кинопоказа 24

1.3. Состояние рынка предприятий кинопоказа в Российской Федерации

ГЛАВА 2. Теоретические и методические основы конкурентоспособности предприятий кинопоказа 60

2.1. Исследование категории «конкурентоспособность предприятий кинопоказа» 69

2.2. Анализ основных факторов конкурентоспособности предприятий кинопоказа 73

2.3. Реализация социальных функций в системе управления конкурентоспособностью предприятий кинопоказа 96

ГЛАВА 3. Формирование стратегии социальной диверсификации как механизма повышения конкурентоспособности предприятия кинопоказа 106

3.1. Диверсификация социальных функций предприятий кинопоказа 106

3.2. Формированию стратегии социальной диверсификации предприятия кинопоказа 118

Заключение 132

Библиографический список

История развития предприятий кинопоказа

Организация кинематографии - организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи [ФЗ].

В основе киноотрасли лежит такое понятие как кинопроизводство, которое включает в себя все субъекты, обеспечивающие процесс создания фильмов первичной кинопродукции): киностудии (государственные или негосударственные; коммерческие или некоммерческие), которые осуществляют полный цикл производства фильма (от создания сценария до изготовления копии фильма); - творческие объединения, являющиеся предприятиями, созданными в любой организационно-правовой форме, которые занимаются обеспечением именно творческой части кинопроизводства (разработка сценария, подбор и работа с артистами, организация съёмочного процесса, оформления (художественное и музыкальное) фильма, создание различных эффектов). Т.е. основная задача таких объединений обеспечить конечное восприятие продукта. предприятия (цеха), осуществляющие материально-техническое обеспечение кинопроизводства (имеют собственную материально 14 техническую базу). Решают производственные вопросы, непосредственно осуществляют киносъемку, обрабатывают носители информации и т.д. - артисты и продюсеры, занимаются обеспечением кинопроизводства различными ресурсами (прежде всего финансовыми, творческими и кадровыми). Элементами, которые обеспечивают продвижение фильма (кинопродукта) относят: - кинопрокат (его образуют предприятия, у которых имеются каналы сыта кинопродукции такие как кинотеатры, телевидение и т.д.); - предприятия, занимающиеся кинокопированием (конвертируют информацию в различные форматы и тиражируют копии фильмов на различных носителях); кинофестивали (выполняют базовую рекламную функцию продвижения и позволяют получить первую оценку качества фильма). Особенно ценны для продвижения фильмов кинофестивали с открытыми показами. - организации, занимающиеся маркетингом и рекламой различные агентства). Обеспечивают разработку и продвижение рекламной кампании для фильма, сопровождая его различной продукцией (сувенирами, игрушками и т.д.).

Важное значение имеют организации, которые занимаются непосредственным сбытом продукции киноотрасли населению. Они обеспечивают платный или бесплатный доступ людей к кинопродукту. Такими организациями являются: - телевидение, которое обеспечивает самый массовый, причем свободный (бесплатный) доступ к продукту киноиндустрии через различные сети вещания (недостатком является то, что фильмы попадают на телевидение через продолжительное время после премьеры); - Интернет, который также является массовым способом доступа к кинопродукту посредством прямого просмотра или копирования на другие носители. Доступ может быть платным или бесплатным. Недостатком является то, что очень часто нарушается законодательство об авторских правах. - предприятия, которые осуществляют продажу лицензионной кинопродукции, которая трансформирована в формат, используемой при домашнем просмотре (является в связи с развитием интернета исчезающим видом); - мультимедиатеки, которые осуществляют доступ к кинопродукту посредством проката информационного носителя для домашнего просмотра; - предприятия кинопоказа, под которым понимается частная организация, осуществляющая публичную демонстрацию фильма в кинозале (в специализированном или нет). Очевидно, что большая часть таких предприятий являются кинотеатрами.

Предприятия кинопоказа (ПК) имеют следующие особенности, отличающие их от других организаций сферы услуг: - массовость (ПК являются наиболее распространенным видом организаций социально-культурной сферы); - территориальная доступность (ПК может функционировать как в больших городах, так и в сельских поселениях); - многообразие видов и форм ПК (рис.1.2.). Данная особенность предполагает применение различных стратегий управления такими предприятиями;

Состояние рынка предприятий кинопоказа в Российской Федерации

В 2014 году в Московском регионе были открыты 13 новых кинотеатров (101 зал) - по сравнению с 2013 годом столица совершила резкий скачок (год назад новых кинотеатров открылось столько же, а вот залов вдвое меньше - 47). Кроме того, в летний период в столице действовало три цифровых кинотеатра под открытым небом: «Пионер», «Музеон» и «Эрмитаж».

Закрылись в Москве в 2014 году пять кинотеатров (преимущественно одно- и двухзальники), а также большое количество залов в действующих кинотеатрах (всего 15 экранов). Очевидно, кинопоказчики оптимизируют размеры своих площадок в условиях высокой столичной конкуренции и перед лицом необходимости полностью перейти «на цифру» в кратчайшие сроки. Тем не менее в минувшем году именно столичный рынок показал наиболее быстрый рост: число экранов в Московском регионе выросло на 14,3%. Доля кинозалов в ТРЦ в столице по итогам года составила 74,9%, что на 1,8 п. п. выше, чем в 2013-м. Число цифровых экранов увеличилось на 24,7%: в 2014 году был установлен 141 цифровой проектор (в том числе в 18 кинотеатрах впервые).

В целом 98,3% кинозалов Москвы имели к концу года цифровые проекторы. Оборудования для ЗО-показов нет в 108 залах (что составляет 26% цифровых экранов).

Рост рынка Санкт-Петербурга в 2014 году был не такой бурный, как в 2013-м, когда Северная столица пополнилась сразу десятком многозальников (79 экранов): в 2014 г. здесь было открыто лишь три кинотеатра (31 зал). В отличие от 2013-го, когда ни одна площадка не закрылась, город потерял два кинотеатра (пять залов). Общий рост числа коммерческих кинозалов в Петербурге оказался скромным - 8,2%. При этом доля кинозалов в торгово-развлекательных центрах не изменилась, оставшись на уровне 84% от общего числа коммерческих экранов.

Рост числа цифровых залов составил 17,5%; сейчас их доля составляет 97,7%. В течение года в Северной столице были установлены 53 цифровых кинопроектора (в шести кинотеатрах впервые). Оборудования для ЗО-показа нет в 91 зале (27% рынка цифрового кинопоказа Петербурга).

В 2014 году в регионах России были открыты 290 залов (116 кинотеатров). Закрылись 58 залов в 34 кинотеатрах. Рост регионального рынка кинопоказа в 2014 году составил 10%, при этом рост числа кинозалов в ТРЦ-12,2%.

В результате доля киноэкранов в региональных ТРК достигла 60% (на 1 п. п. больше, чем годом ранее). За год региональный рынок кинопоказа пополнился тремя вновь открытыми кинозалами ГМАХ в сетях «Иллюзион», «Формула кино» и «Mori Cinema» во Владивостоке, Новокузнецке и Тольятти соответственно. Еще один ГМАХ добавился благодаря присоединению Крыма -«Планета кино» в Ялте. В течение 2014 года 537 региональных экранов были оснащены цифровой кинопроекцией (135 кинотеатров установили свое первое цифровое оборудование). Закрылись 28 цифровых региональных кинозалов (в 20 кинотеатрах). Таким образом, общий рост данного сегмента рынка составил 25%. По итогам 2014 года, в регионах России насчитывалось 486 цифровых залов только для 2В-показов (18% цифрового рынка). Интересно также привести результаты исследования индекса посещаемости кинотеатров (исследование проведено журналом Синемасков).

Индекс посещаемости в лучших киносетях России строится на основании статистики посещений на один залу семи «голубых фишек» рынка кинопоказа - это компании «Синема парк», «Формула кино», «Наро фильм», «Киномане» (без франшиз), «Синема стар», «Mori Cinema» и «Пять звезд»; всего более тысячи залов. Он показывает уровень средней посещаемости на зал в этих сетях в текущем месяце относительно среднемесячного числа зрителей на зал в 2013 году (принятому за 100 пунктов).

Первый месяц года продемонстрировал традиционный рост посещаемости как в целом по стране, так и в лучших киносетях: RBEI поднялся до 132 пунктов после декабрьского снижения до 77; общероссийский индекс посещений на зал вырос даже больше - с 74 до 138 пунктов. Тем не менее по сравнению с январем 2014 года посещаемость на один зал оказалась ниже; при этом киносети показали большую устойчивость заполняемости залов год от года: RBEI за январь 2015-ло был ниже на 5 пунктов, чем за январь 2014-го, тоща как общероссийский индекс снизился в текущем году на целых 14 пунктов.

Хотя различие январских индексов может объясняться и различием в репертуаре кинотеатров за аналогичный период в 2013-м и 2014 годах, за первый год мониторинга в России произошло сокращение числа зрителей в каждом конкретном кинозале, особенно, заметное на общероссийском уровне. В целом 2014 год оказался хуже 2013-го: общероссийский уровень посещаемости на один кинозал снизился На 8,9 пунктов за год и составил 91,1; киносети потеряли за минувший год 7,7 пункта - RBEI по итогам года достиг 92,3 пункта относительно 2013-го.

В зимнем опросе приняли участие 56 респондентов - представители 21 федеральной, 9 региональных, 11 местных киносетей и 15 независимых кинотеатров. Таким образом, охват выборки составил 40% кинотеатров, или 59% залов, действующих в стране к началу февраля 2015 года.

Больше половины кинопоказчиков (59%) остались довольны посещаемостью зимой 2014-2015 годов, 36% назвали прошедший зимний киносезон удовлетворительным, и всего 5% - плохим. В результате показатель бизнес-ситуации в феврале 2015 года составил 53,6%, что на 6,4% ниже аналогичного показателя 2014-го.

Ожидания относительно весеннего сезона на этот раз распределились практически равномерно. Чуть больше респондентов (38%) твердо уверены, что посещаемость останется на прежнем уровне. Пессимистично смотрят на ближайшие перспективы 34% от числа опрошенных. Наименьшее число участников опроса (29%) рассчитывает на приток зрителей в кинотеатры. В результате показатель бизнес-ожиданий составил -5,4%. Последний раз он опускался ниже Нулевой отметки в период с2008-гопо20Ю год, но его значение было гораздо хуже - в пределах от -41 % до -35%.

На этот раз индекс предпринимательского настроения в сфере кинопоказа зимой 2014-2015 годов приблизился к февральскому значению 2010 года: Business Climate Index - 22,2.

В рамках рассматриваемого исследования был также проведен опрос, который позволил выяснить как кризисная экономическая ситуация повлияла на различные сферы деятельности кинотеатров - репертуарную и кадровую политику, общение с дистрибьюторами и арендодателями.

Большинство опрошенных (71%) утверждают, что в условиях кризиса репертуарная политика осталась прежней, а 29% сетуют на вынужденные изменения в репертуаре. Так, 16% пришлось отказаться от «имиджевых» картин в пользу более кассовых блокбастеров. Трое из числа опрошенных приняли решение об увеличении доли сеансов, отдаваемых детским картинам.

Анализ основных факторов конкурентоспособности предприятий кинопоказа

Уровень текучести кадров в обслуживающем персонале очень высокая (основной причиной является низкий уровень заработной платы), среди администраторов среднего и высших звеньев она не очень высока.

Отметим, что работа персонала также очень сильно влияет на отношение зрителя к предприятию кинопоказа.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение конкурентоспособности предприятия кинопоказа - это многокомпонентный процесс, и только применение системного подхода позволяет проанализировать и оценить всю совокупность факторов, определяющих конкурентоспособность, и прогнозировать процесс ее повышения на предприятиях кинопоказа. Основными задачами управления конкурентоспособностью предприятиями кинопоказа являются: - поддержание и развитие рыночного спроса на основные и дополнительные услуги; внедрение инновационных технологий в деятельность предприятия кинопоказа; - организация эффективной системы управления предприятием; - постоянное повышение качества и доступности оказываемых услуг при одновременной минимизации издержек. В основу формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятия кинопоказа должна заложена концепция устойчивых конкурентных преимуществ, которые определяют превосходство одних фирм над другими в случае предпочтения потребителей товаров (услуг) данной конкретной фирмы при соблюдении следующих условий: - в сознании покупателей товары (услуги) данного производителя должны сильно отличаться от товаров (услуг) конкурентов. Желательна некоторая уникальность таких товаров (услуг), способствующая потребительскому выбору; - разница в свойствах продуктов (услуг) основывается на различиях потенциала предприятий, т.е. возможности у данного производителя значительно выше возможностей других производителей; - вышеперечисленные различия должны обеспечиваться в течении продолжительного временного периода.

В основе повышения конкурентоспособности предприятий кинопоказа лежит ряд принципов (табл 2.4.)

Еще раз отметим, что базой роста конкурентоспособности предприятия кинопоказа является: - качество и доступность оказываемых предприятием услуг; - полнота реализации функций предприятия кинопоказа. Все вышесказанное предполагает необходимость ориентации на потребителя. Конкурентоспособность предприятия кинопоказа на рынке - это важнейший показатель эффективности производства услуг, так и эффективности управленческой системы.

Очевидно, что оценка комплекса факторов конкурентоспособности предприятия является неотъемлемой частью процесса формирования стратегии управления. Эта оценка может осуществляться в рамках системного подхода.

Что касается оценки конкурентоспособности предприятий, то их в науке и практике существует огромное количество.

Данная методика позволяет провести количественную оценку посредством сравнительного анализа предприятия и конкурентов по всей совокупности факторов: продукт (услуга); цена; продвижение товара (услуги) на рынке; особенности региона и имеющиеся каналы сбыта. Каждому фактору конкурентоспособности предприятия должна быть присвоена количественная оценка (1,2..п и т.д. баллов). 5. Методика И.М.Лифица (наиболее подходит для сферы услуг) В рамках данной методики предлагается использовать следующие критерии: А) критерии полезности услуги: - результат исполнения услуги (результативные критерии) - уникален для каждого вида услуг; - оценка показателей процесса (культуры) обслуживания - одинакова для всех видов услуг; - оценка условий обслуживания - одинакова для всех видов услуг; Б) показатели доступности услуги - показывают финансовые и временные затраты (учитывает время на проезд до предприятия и время ожидания получения услуги). Эта методика используется предприятиями торговли, где в качестве показателя конкурентоспособности используется интегральный показатель качества услуги предприятия торговли:

Формированию стратегии социальной диверсификации предприятия кинопоказа

Социальные функции предприятий кинопоказа (ПКп): 1. Общие (выполняются всеми предприятиями кинопоказа) 2. Дополнительные - введено понятие социальной диверсификации предприятий кинопоказа как процесса расширения выполнения спектра его социальных функций и реализации социальной ответственности путем применения различных механизмов и использования внутренних и внешних возможностей и ресурсов с целью повышения посещаемости посредством улучшения имиджа предприятия. Социальная диверсификация предприятий кинопоказа может быть как однонаправленной (реализация одной социальной функции), так и разнонаправленной (реализация нескольких социальных функций). - установлено, что оциальная диверсификация должна отвечать следующим условиям: связанность, т.е. расширение функций возможно только в рамках специализации предприятия кинопоказа; ориентация на максимальное использование существующей базы предприятий кинопоказа; минимизация рисков; долгосрочность (реализация социальных функций должна стать постоянной частью стратегии развития предприятия кинопоказа); ориентация на потребителя; недопущение снижения качества оказываемых услуг. е методической области: - определено, что повышение конкурентоспособности предприятия кинопоказа и создания прогноза ее повышения предполагает необходимость оценки и анализа всей совокупности факторов, определяющих конкурентоспособность. В работе проведена оценка значимости факторов конкурентоспособности ПК, выявившая высокую значимость такого фактора как участие в социальных проектах. установлено, что основными задачами управления конкурентоспособностью предприятиями кинопоказа являются: 136 поддержание и развитие рыночного спроса на основные и дополнительные услуги; внедрение инновационных технологий в деятельность предприятия кинопоказа; постоянное повышение качества и доступности оказываемых услуг при одновременной минимизации издержек; формирование условий для реализации социальных функций. - определено, что в основу формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятия кинопоказа должна быть заложена концепция устойчивых конкурентных преимуществ, которые определяют превосходство одних предприятий над другими в случае предпочтения потребителей услуг данного ПК. е области практики: - проведено ряд социологических исследований, направленных на выявление степени удовлетворенности услугами предприятий кинопоказа потребтелями; - сформированы следующие стратегии социальной диверсификации для предприятий кинопоказа: Стратегия «Обеспечение доступности услуг для отдельных групп».

Такая стратегия предполагает организацию бесплатных кинопоказов для отдельных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.). Стратегия «Организация сельского кинопоказа» (организация показов фильмов широкой аудитории в различных условиях); Стратегия «Организация специализированных кинофестивалей и кинопоказов» (ориентирована на поддержку малобюджетного кино, молодых режиссеров и т.д.); Стратегия «Строительство специализированных кинотеатров» (например, детских); 137 Стратегия «Поддержка нерентабельных предприятий кинопоказа» (приобретение неконкурентоспособных предприятий кинопоказа с целью их дальнейшего развития); Стратегия «Участие в благотворительных проектах» (перечисление части прибыли на благотворительные цели); в качестве механизма стратегии социальной диверсификации предложено использовать продажу билетов с социально добавленным значением.