Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Алейченко Екатерина Дмитриевна

Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа
<
Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алейченко Екатерина Дмитриевна. Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа: диссертация ... кандидата Экономических наук: 08.00.05 / Алейченко Екатерина Дмитриевна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения], 2017.- 173 с.

Содержание к диссертации

Введение

1 Теоретические основы управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа 14

1.1. Сущность процессов управления развитием и конкурентоспособностью организаций кинопроката и кинопоказа: основные понятия и определения .14

1.2 Состояние и тенденции развития организаций кинопроката и кинопоказа 29

1.3 Проблемы совершенствования механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа 45

2 Формирование механизма управления развитием организаций сегментов кинопроката и кинопоказа в современных условиях 64

2.1 Факторы, влияющие на развитие организаций кинопроката и кинопоказа 64

2.2 Организационно-экономические аспекты управления развитием отечественных и зарубежных организаций кинематографии 79

2.3 Формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа: принципы, методы, модели и инструменты 93

3. Рекомендации по формированию механизма управления развитием для повышения конкурентоспособности организаций кинопроката и кинопоказа

3.1. Методические рекомендации по применению мер механизма управления развитием для повышения конкурентоспособности организаций сегментов кинопроката и кинопоказа в современных условиях 113

3.2. Оценка эффективности применения механизма организационного развития для повышения конкурентоспособности организаций кинопроката и кинопоказа 124

Заключение 152

Список литературы 157

Состояние и тенденции развития организаций кинопроката и кинопоказа

В настоящее время вопросы управления развитием организаций являются наиболее актуальными и ключевыми проблемами экономики. В связи с этим возникает потребность в разработке подхода к построению механизма управления организационным развитием, позволяющего сформировать принципы, предложить методы и модели для повышения конкурентоспособности в конкретных сферах экономической деятельности (отраслях, подотраслях). Современная специфика управления развитием организаций характеризуется высокой степенью изменчивости рыночной ситуации и присутствием риска неопределенности при выборе и реализации стратегий, когда точность долгосрочного прогнозирования снижается, а возможность применения адаптивных управленческих механизмов является единственным выходом в данной ситуации. Адаптация механизма управления развитием к меняющимся условиям рынка кинозрелищных услуг предполагает постоянные структурные и организационные изменения.

Функцией управления развитием организаций является обеспечение сбалансированности целей социально-экономического развития и условий их достижения. Управление развитием организаций создает реальные возможности повышения их устойчивости, как системы управления, так как предполагает осуществление действий, направленных на создание механизмов, обеспечивающих запас ее прочности. Американские исследователи У. Френч и Ч. Белл определяют управление развитием как «долгосрочные программы по совершенствованию процессов организационного обновления и принятию решений, в частности, посредствам более эффективного управления организационной культурой, основанного на сотрудничестве» [147, с. 92]. При этом, особый акцент ставится на культуре формальных рабочих команд, которые являются агентами или катализаторами изменений и используют «теории и методы прикладных наук о поведении, включая исследование действием» [147, с. 93]. Такое определение основано на поведенческом подходе в раскрытии сущности процесса управления развитием организации. Здесь согласимся с ключевой ролью человеческого фактора, как регулятора процесса управления развитием организации.

Так, в исследованиях [55; 103] определены методы организационного развития, в основе которых лежит управляющее воздействие: методы консультирования работы над стратегией, методы активизации нововведений, методы определения служебных функций, методы формирования управленческих команд, методы разрешения конфликтов в организации, методы развития организационной культуры. Эффективное применение этих методов для трансформации организаций возможно только с учетом человеческого фактора.

Под управлением развитием организаций в контексте данного исследования понимается деятельность квалифицированных специалистов, осуществляемая с целью повышения и поддержания конкурентоспособности организации. При этом конкурентоспособность организации проявляется через адаптивность и эффективность в долгосрочном периоде.

Конкурентоспособность организации – комплексное понятие, которое характеризует ее состояние, формирующееся в процессе управления ресурсами. На конкурентоспособность организации влияет качество управления, от которого зависят качество продукции или услуг, их востребованность со стороны потребителей, эффективность использования ресурсов, устойчивость, способность к инновациям, кадровый и интеллектуальный потенциал, уровень системы сервиса, имидж организации и другие параметры. Раскрывая сущность конкурентоспособности организации как объекта управления, можно утверждать, что это свойство объектов управления складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности в системе для достижения цели. Поэтому ориентация управления развитием организации на их конкурентоспособность определяется возможностью формирования такого набора свойств системы управления, который позволяет удовлетворять требованиям заинтересованных сторон, достигать поставленные цели и способствует устойчивому развитию в условиях внешней среды.

Интересно мнение И.А. Киселевой, что конкурентоспособность организаций сферы услуг проявляется в таких основных составляющих, как: 1) качество услуг; 2) политика сбыта и качественного сервиса по предоставлению услуг; 3) предпочтения потребителя (вывод организации на целевой рынок потребителя, определение своей ниши на рынке (сегмента) [54].

В современных социально-технологических условиях эти составляющие должны быть дополнены информационно-коммуникационными технологиями и технологиями оказания услуг, так как именно они сейчас влияют на потребительские качества услуг, определяющие их функциональное качество и доступность.

Таким образом, оценка конкурентоспособности услуг базируется на следующих принципиальных положениях: - объектом конкурентоспособности услуг является деятельность по оказанию услуг и потребительские качества услуги, которые в своей совокупности характеризуют ее способность удовлетворить установленные и предполагаемые потребности; - особенности оценки услуг в первую очередь связаны с оценкой качества процесса обслуживания; - разовый характер ряда услуг, имеющих нематериальную природу, порождает субъективную их оценку [42, 58, 69, 70].

Несомненно, ключевым фактором конкурентоспособности организации сферы услуг является качество услуг. Так, Большаков А.С., Дядечко В.В. определяют, что «конкурентоспособность услуг в общем виде представляет способность услуг быть более привлекательными для потребителя по сравнению с аналогичными услугами за счет лучшего соотношения потребительских, ценовых и качественных характеристик» [17, с.45]. Авторы указывают на базовые факторы, влияющие на выбор и формирование предпочтений потребителей услуг, на основе которых формируется потребительская ценность услуг.

Б. Бумс и М. Битнер, дополняя традиционный комплекс маркетинга, выделяют следующие ключевые факторы успеха в оказании услуг: качество услуг и сплоченность персонала, материальные свидетельства и способ (метод) предложения услуг [142].

Раскрывая сущность «качества услуги» следует обратить внимание на концепцию, предложенную К. Грёнроосом [149]. Исследователем проблемы выделяются две составляющие качества услуг: во-первых, «техническое качество», которое выражается в получаемых потребителем ключевых выгодах; во-вторых, «функциональное качество» характеризует качество процесса, способа оказания услуги. При этом автор концепции считает, что потребительская оценка услуги в большей степени зависит от второй характеристики, т. е. функционального качества [149].

Проводя классификацию услуг К. Лавлок [64], выделяет следующие основания, характеризующие, по нашему мнению, конкурентоспособность услуг: сущность услуги; тип отношений сферы организации услуг и потребителей; уровень стандартизации услуги; характер спроса и предложения на услугу; метод оказания услуги.

Проблемы совершенствования механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа

На этом этапе выявляется предварительный диагноз проблемы и формируется план-график, содержащий мероприятия, проведение которых позволяет уточнить и структурировать выявленные проблемы и перспективы развития. Информация, полученная на этом этапе диагностической работы, необходима для разработки стратегии управления организационным развитием. Этап 2. Выявление фактов и сбор статистических данных. Здесь осуществляется работа с фактами, на основании которых может быть получена важная информация о состоянии организации, причинах, следствиях или взаимосвязях, возникающих в процессе управления. Этап 3. Анализ данных. В целях планирования мероприятий по развитию проводится содержательный анализ и осуществляется подбор методов, моделей и инструментов, позволяющих оценить степень и характер управленческих воздействий. Чтобы проследить динамику и управлять процессом организационного развития под воздействием внутренних и внешних факторов, необходимо использование также количественных методов, позволяющих провести факторный и приростной анализ и оценивать диапазон внешних и внутренних воздействий. Этап 4. Составление отчета и выводов. Выводы включают в себя результаты диагностики организаций сегментов кинопроката и кинопоказа и их подразделений, для формирования корректирующих воздействий в форме обратной связи в рамках данных этапов управления развитием организаций. Предлагаемая диагностическая модель обеспечивает проведение диагностики на трех уровнях:во всей организации, в ее подразделениях и по индивидуальным центрам ответственности. Результатом управленческой диагностики являются разработанные практические рекомендации по выбору направления организационного развития, оценки ограничений потенциала и ресурсов, а также для решения задач, которые могут быть решены в процессе управления развитием.

Анализ выявленных в процессе диагностики проблем, по нашему мнению, должен учитываться при разработке корректирующих воздействий с учетом принципа комплексности. Выполнение принципа комплексности означает, что специалист по развитию должен изучить организации кинопроката и кинопоказа всесторонне: окружающую среду (вышестоящие, смежные организации), систему управления, цели и задачи, ресурсы, финансы, рынок, продукты и услуги, кадры.

Необходимо также использование метода управления отклонениями при наличии расхождений между желаемым и фактическим состоянием организации в форме обратной связи для системообразующих элементов, которые, таким образом, могут быть усовершенствованы в процессе организационного развития.

Проведение диагностики позволит своевременно предпринять антикризисные меры и выработать стратегические решения, направленные на повышение результативности деятельности организаций.

В рамках данного исследования также используется метод управления, основанный на подходе выявления стержневых компетенций (способностей), который позволяет выявить возможности развития организаций кинопроката и кинопоказа на основе анализа опыта и знаний, позволяющих сформировать конкурентные преимущества в оказании услуг. Такие как рыночное использование бренда, выбор ценовой политики, и совершенствование бизнес-процессов данных организаций. При проведении управленческой диагностики организации в целях развития важно определить выявить фазу развития (этап жизненного цикла). Диагностика в составе механизма управления развитием организаций необходима для оценки эффективности бизнес-процессов, принятия комплекса мер по: расширению узких и ликвидации слабых мест, техническому переоснащению кинозалов, использованию современных цифровых технологий, изменению организационной формы, репозиционированию на рынке кинозрелищных услуг, наращиванию инновационного потенциала и, таким образом, повышению конкурентоспособности организаций кинопроката и кинопоказа.

Основные задачи управленческой диагностики состоят в следующем: - определение миссии и целей на перспективу исходя из имеющихся ресурсов организации; - разработка и реализация планов, обеспечивающих финансовую устойчивость и конкурентоспособность организаций кинозрелищных услуг; - разработка комплекса мероприятий, направленных на обеспечение и увеличение объемов продаж кинозрелищных услуг, расширение доли рынка за счет качественных услуг и аудиовизуальной продукции.

Таким образом, диагностика является необходимым элементом механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа. Механизм как часть системы управления нуждается в выявлении причин сбоев, нарушений, особенно если они носят систематический характер и могут накапливаться.

В качестве методологической основы экономической диагностики организаций кинопроката и кинопоказа выбраны следующие императивы общего менеджмента, сформулированные в [11, 98], в соответствии с которыми: - организация выступает открытой, эмерджентной системой, взаимодействие которой с внешней средой следует рассматривать как отношения целостной системы одного уровня с системой более широкого уровня, определяющей функциональное назначение организации;

Организационно-экономические аспекты управления развитием отечественных и зарубежных организаций кинематографии

Отличительной чертой организаций киноиндустрии Северной Америки и Европы является большая самостоятельность субъектов и преобладание форм программного и проектного финансирования. В Азиатском регионе государственное финансирование является преобладающим источником средств управления процессом развития. В результате проведенного сравнения и сопоставления организаций кинематографии в разрезе регионов мира выявлено, что на процесс развития кинематографии, влияет: - доминирование государственного финансирования и влияние государства на процесс управления развитием организаций является определяющим в азиатском регионе в развитии сферы кинозрелищных услуг; - современные формы развития рыночных отношений среди профессиональных участников кинорынка характерны для североамериканского и европейского регионов, с учетом специфики традиционных принципов предпринимательской деятельности этих стран; - формирование и эффективное использование механизма государственно-частного партнерства находит отражение во всех регионах; - объединяющим признаком для всех регионов является целевая функция управления развитием, предполагающая ориентированность организаций на повышение конкурентоспособности национальной кинематографии на основе внедрения профессиональных стандартов, создание благоприятных условий для развития профессиональных сообществ сферы киноиндустрии и обеспечение защиты сегментов национального рынка и их продвижения на зарубежные рынки.

Отметим, что во всех рассмотренных странах таблицы 2.8 присутствуют специальные государственные структуры для поддержки киноотрасли. Это может быть представлено как одно централизованное государственное агентство, так и целая разветвлённая сеть организаций, каждая из которых выполняет свои специфические функции.

Однако в целом анализ этих стран показал, что наблюдается тенденция к централизации деятельности государственных агентств сферы кинематографии, происходит сокращение их числа за счёт объединения основных функций под эгидой какой-либо одной структуры. В качестве примера рассмотрим подобные структуры.

Например, во Франции главным государственным агентством, занимающимся поддержкой киноиндустрии является Национальный центр кинематографии Франции (CNC Centre National de la Cinmatographie). Созданный в 1946 году, Национальный центр кинематографии, функционирует как независимое государственное агентство под управлением Министерства культуры и коммуникации Франции. Главной задачей французского Национального центра кинематографии является сохранение и развитие национального кинематографа на основе решения вопросов по регулированию и оказанию разных форм поддержки субъектам национальной киноиндустрии, стимулированию дистрибьюции национальных фильмов. В провинциях вопросами государственной поддержки кино занимаются советники искусств по кино, телевидению и мультимедиа, подчиненные Министерству культуры и коммуникации Франции [73].

В Германии государственной поддержкой организаций сферы кинематографии занимается Федеральный совет кино Германии (German Federal Film Board), созданный правительством в качестве реакции на кризис, постигший немецкую киноиндустрию еще в 1960е годы. Эта структура оказывает поддержку производителям национальных фильмов, способствует развитию дистрибьюции немецкой кинопродукции за рубежом [96].

В 2000 году в Великобритании был создан Совет по кино (The UK Film Council (UKFC)), представляющий собой вневедомственное государственное агентство, целью которого является развитие национальной киноиндустрии в экономическом, культурном и образовательном направлениях. Был применен нестандартный подход к финансированию киноиндустрии, состоящий в привлечении средств за счет проведения Национальной лотереи [113].

На всей территории Великобритании действуют девять агентств по кинематографии, которые финансируются Британским кинематографическим советом [35].

Таким образом, ситуация в киноотрасли и государственная политика в этой сфере в ряде европейских стран характеризуется следующими особенностями развития организаций кинематографии. 1. Существенная финансовая поддержка процессов развития сегментов кинематографии со стороны государственных агентств и корпораций. Это могут быть как субсидии на функционирование организации в целом, так и гранты на осуществление конкретных мероприятий (проведение кинофестивалей, образовательных программ, кинопоказов). 2. Активное взаимодействие общественных организаций и государства, регулирующих процессы развития кинематографии, что характеризуется развитием таких форм взаимодействия как: - финансирование государством большого числа культурных мероприятий; - правовое регулирование взаимоотношений в сфере кинематографии в области защиты объектов интеллектуальной собственности: авторских, смежных и патентных прав [81,132]; - информационно-коммуникационная поддержка государственных программ в сфере кинематографии. 3. Развитие образовательных программ в сфере кинематографии на основе реализации программ профессионального образования, подготовки кадров и повышения квалификации. 4. Образование профессиональных объединений и коалиций для реализации совместных проектов в сфере кинематографии и использования ресурсной базы организаций-партнеров, что помогает национальным организациям лоббировать свои интересы на национальном уровне, более эффективно организовывать киномероприятия, производить обмен профессиональной информацией.

Оценка эффективности применения механизма организационного развития для повышения конкурентоспособности организаций кинопроката и кинопоказа

В диссертационной работе были исследованы проблемы формирования механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа в целях повышения их конкурентоспособности и дальнейшего устойчивого развития. Поставленная в работе научная задача, состоящая в разработке теоретических и методических положений, обеспечивающих формирование механизма управления развитием организаций кинопроката и кинопоказа, а также совершенствования методов управления их развитием для повышения конкурентоспособности организаций кинопроката и кинопоказа в целом решена, пути ее решения научно обоснованы и имеют практическую значимость, могут быть использованы в практической деятельности организаций кинопроката и кинопоказа.

При решении поставленных задач получены следующие результаты:

1. На основе анализа состояния и тенденций развития сегментов кинопроката и кинопоказа, представлено содержательное обоснование используемых теоретических основ при определении сущности управления развитием этих организаций. Введено понятие «управление развитием организаций кинопроката и кинопоказа», под которым понимается процесс, направленный на повышение и поддержание конкурентоспособности организаций данных сегментов сферы кинематографии посредством формирования механизма управления развитием этих организаций, реализации функций управления процессом организационного развития, подкрепленными предлагаемыми организационно-экономическими мерами. Уточнены и развиты понятия «факторы организационного развития» и «механизм управления развитием» организаций кинопроката и кинопоказа. В процессе формирования механизма управления развитием организаций в данном исследовании предлагается учитывать межпроцессное взаимодействие, при котором происходит передача информации от одного процесса к другому, что позволяет повышать эффективность функционирования системы в целом и получить системный эффект.

2. Установлены тенденции развития и выявлены изменения целевой ориентации организаций кинопроката; доказано, что цель управления процессом развития организаций кинопроката и кинопоказа заключается в построении эффективных организационных отношений и связей, которые в составе системы управления развитием организации способствуют реализации программ стратегического развития с целью повышения ее конкурентоспособности.

3. В отличие от традиционного представления, механизм управления развитием представляется как непрерывный последовательный процесс, включающий следующие фазы: организационную диагностику, позволяющую выявить конкурентные преимущества и недостатки; формирование приоритетов и цели, необходимых для достижения конкурентоспособности; определение направлений развития организационной деятельности; постановку задач развития и планирование способов их реализации; проведение анализа, внесение корректировок и совершенствование управленческих действий; контроль эффективности проводимых мероприятий; закрепление и поддержание достигнутого уровня организационного развития. Для решения проблемы устойчивого развития организаций кинопроката и кинопоказа, предлагается включать управленческую диагностику в состав механизма управления организационным развитием, рассматривать ее как функциональную составляющую, без которой невозможно прогнозирование будущего состояния системы, выявление ключевых проблем организации, ее слабых мест и резервов роста. 4. Установлены факторы, влияющие на формирование механизма управления развитием, выявлена тесная взаимосвязь между частотой посещаемости кинотеатров и объемом валовых сборов за период 2005-2015 гг.в сочетании с другими факторами. Проанализирована динамика выпуска национальных художественных фильмов в разных странах, свидетельствующая о насыщении рынка национальных художественных фильмов кинопродукции и увеличении выпуска фильмов по странам в целом, что привели к росту валовых сборов в этих странах, увеличению средней стоимости билетов. Выявлены ключевые факторы, оказывающие воздействие на механизм управления развитием организаций кинопоказа и кинопроката (организационный, структура рынка потребительские предпочтения, технологический фактор, репертуарная политика) и показатели их определяющие.

5. Обоснованы особенности применения методов комплексного целеполагания и оценки эффективности реализации механизма управления развитием, определены принципы его формирования, сформированы практические рекомендации по их применению для повышения конкурентоспособности отечественных организаций кинопроката и кинопоказа в современных условиях. Для выбора критерия оценки эффективности механизма управления организационным развитием использован сравнительный метод анализа коэффициентов эффективности, на основе которого построена модель оценки, позволяющая выявлять направления повышения конкурентоспособности выбранных сегментов сферы кинематографии. Для оценки эффективности реализации механизма управления развитием организаций сегментов кинопроката и кинопоказа предложена авторская модель линейного программирования для определения уровня показателей развития сегментов кинопроката и кинопоказа по выявленным факторам развития.

Определена необходимость применения в составе механизма управления развитием организаций современных инструментов развития: маркетинговых, организационно-коммуникативных,аналитико-координационных, инвестиционно-фандрайзинговые и сетевого взаимодействия.

Предложен комплекс организационно-экономических инструментов развития, направленный на снижение зависимости российской киноиндустрии от зарубежных операторов рынка кинопродукции, повышение качества создаваемых кинопродуктов с учетом предпочтений потребителей кинозрелищных услуг, развитием новых способов потребления этих услуг, расширение спектра предоставляемых дополнительных услуг, изменение качественных и сервисных форматов обслуживания населения.