Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экономические условия развития изобразительного искусства в период перехода к рынку Бердников, Владимир Алексеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бердников, Владимир Алексеевич. Экономические условия развития изобразительного искусства в период перехода к рынку : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1993.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-9/2731-4

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМИ. Процессы перехода к рынку все более затрагивают сферу культуры. ПояалуЯ, в наибольшей степени это проявляется в такой ее области, как изобразительное искусство. Отечественное изобразительное искусство с его профессиональным потенциалом постепенно интегрируется в систему мирового арт-бизнеса. Худояественные произведения все чаще рассматриваштся не только как духовные, но и как коммерческие ценности.

Постепенно складываются структуры рынка изобразительного искусства: галереи, худояественные ярмарки и др. Они начали возникать лишь в последние три-четыре года, но уяе основательно влияют на формирование заказов, потребительские вкусы в рассматриваемой сфере. Это влияние нельзя оценить однозначно. Вместе с тем в самом механизме функционирования рынка изобразительного искусства в стране, который в целом находится на стадии .становления, имеется немало изъянов, которые не стали пока предметом развернутого экономического анализа,

Формирование рынка меняет экономическую среду функционирования организаций худокников, предъявляет новые требования к их структурам и способам деятельности,

Экономические проблемы развития рыночных отношений в сфере культуры, в том числе изобразительного искусства рассматривались в работах: С.С* Адасинского, Г.Г.Дадамяна, Л.й. Дискина, Д.Б, Дондурея, B.C. Іидкова, В.Г. Зинина, Л.

И. Зайцевой, Т.Л. Клячко, В.Л. Мейланда, Л.М. Невлера, А.Я. Рубинштейна, Б.Л.Рудника, К.Б. Соколова, И.А. Столярова, В. /I. Тамбовцева, СВ. Шишкина, П.Н. Шульгина, Л.И. Якобсона и других.

Однако особенности переходной- ситуации в области формирования заказов, условий деятельности худонников и новых структур их организаций в сфере изобразительного искусства не были еще предметом комплексного исследования

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью диссертационной работы является исследование экономических условий развития изобразительного искусства и обоснование практических мер, которые могли бы способствовать адаптации сферы изобразительного искусства к рынку. Для достинения цели исследования потребовалась постановка и последовательное решение следующих задач:

определить экономические условия развития сферы изобразительного искусства в России в период перехода к рынку;

с помощью социологических . рпросов проследить процессы формирования заказов на худоаественноы рынке и определить, каким образом эти процессы воздействуют на творческув среду художников;

провести экономический анализ деятельности ряда организаций и подразделений Союза худонников;

проанализировать структуру профессиональных

организаций художников и обосновать предложения по разработке структури, более адекватной условиям перехода к рынку.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом исследования является организационно-экономический механизм сферы изобразительного искусства в период перехода к рынку.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. В качестве объекта исследования выступали формирующиеся рыночные отношения в сфере изобразительного искусства, условия и формы участия художников в этих отношениях, экономическая деятельность Сошэа. художников.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. В качестве теоретической и методической основы исследования послужили отечественная и зарубежная литература по экономике, культурологии, статистике, социологии- и искусствоведении.

При проведении исследования и расчетов использовались данные первичной отчетности ряда организаций и подразделений Союза художников с 1986 по 1932 годы.

В рамках диссертационного исследования проведены социологические опросы хддовкиксв и других участников рынка произведений изобразительного искусства.

Для обработки информации использовались пакеты

прикладных программ LOTUS i-2-3, QUATTRO PRO, STATGRAPHIKS, а такие другие счетные программы для IBM PC.

НАНЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертационное исследование содеряит следующие элементы научной новизны:

определены особенности развития рынка изобразительного искусства а России на современном этапе;

с помощью социологических методов выявлены процессы формирования заказов на произведения изобразительного искусства и их воздействие на творческую среду, проанализироаны условия деятельности предприятий и учреадений сферы изобразительного искусства, а такне изменения в мотивации труда худоаников.

разработаны предлоиения по изменению организационной структуры творческо-профессионального .союза с инфраструктурой нового типа, адекватной формирующейся рыночной среде.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные выводы и предловения, обоснованные, а диссертации, диссертации могут быть использованы в процессе .формирования инфраструктуры рынка изобразительного искусства и реформирования деятельности творческо-профессиональных союзов и других организаций худоаников.

Результаты экономического анализа деятельности

подразделений и организаций Союза худонников в виде аналитических записок, расчетов и результатов социологических исследований были представлены в Правление бывшего Союза худонников СССР, Союза художников РСФСР, Правление МОСХа, а также руководителям республиканских, и региональных организаций Союза хддояников и использованы при уточнении структур и функций этих организаций. С полученной информацией знакомились независимые галереи Москвы, Санкт-Питербурга, Киева, Минска, Талина, Таганрога и т.д..

Ряд полонений диссертационной работы докладывались автором на проблемном семинаре "О путях преодоления кризиса и перспективы существования творческих союзов худонников в новой экономическом пространстве", (Москва, Художественный фонд СХ СССР 30 июля 199і г.). Отдельные результаты исследования излагались автором на семинаре "Некоммерческие организации в области культуры и искусства" (Москва, Центр современного искусства, 3-12 июня 1992 г.).

На основе результатов диссертационного исследования разработана концепция деятельности общественной организации худояественного творчества Самарской области -"Семинар-галерея-клуб".

ЛОГИКА И CTPHKTHPft РАБОТЫ. Цель и задачи исследования предполагают последовательное рассмотрение проблемы на

трех уровнях: общие условия функционирования рынка произведений изобразительного искусства, полояение худоиника в системе формирующихся рыночных отнощений и изменения в организационных формах объединений художников под влиянием рыночной среды. Эта логика исследования определила следующий структуру работы: