Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Механизм функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства" Антонова Виктория Геннадиевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антонова Виктория Геннадиевна. "Механизм функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства": диссертация ... кандидата Экономических наук: 08.00.05 / Антонова Виктория Геннадиевна;[Место защиты: ЧОУ ВО «Балтийская академия туризма и предпринимательства»], 2018.- 148 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические основы формирования и особенности функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства 10

1.1. Современное состояние и проблемы деятельности организаций в сфере услуг (на примере обращения предметов искусства) 10

1.2. Организационно-экономические особенности функционирования организаций в сфере услуг (на примере обращения предметов искусства) 26

1.3. Проблемы и перспективы развития деятельности организаций в сфере услуг (на примере обращения предметов искусства) 41

2. Методические подходы к формированию механизма функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства 54

2.1. Анализ факторов, влияющих на деятельность организаций в сфере обращения предметов искусства 54

2.2. Организационно-экономические методы управления деятельностью организаций в сфере обращения предметов искусства 60

2.3. Организационно-экономический механизм функционирования деятельности организаций в сфере обращения предметов искусства: его принципы, методы и инструменты 71

3. Совершенствование механизма функционирования организаций в сфере услуг (на примере обращения предметов искусства) 87

3.1. Разработка методов и критериев обоснования эффективности деятельности организаций в сфере обращения предметов искусства 87

3.2. Методические и практические рекомендации по совершенствованию деятельности организаций в сфере обращения предметов искусства 109

Заключение 133

Список литературы 137

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Сфера

обращения предметов искусства в России является быстро развивающимся сектором экономики, занявшим свою нишу на международном уровне. Многие специалисты считают его одним из основных и наиболее перспективных направлений сохранения и приумножения капитала. Специфические особенности сферы обращения предметов искусства, проявляющиеся в характере спроса на них, динамично развивающихся потребностях клиентов, низкой подверженности кризисам обусловливают необходимость подробного изучения и разработки теоретических подходов и практических рекомендаций к совершенствованию функционирования и взаимодействия его участников.

Разнообразие услуг, предлагаемых в рассматриваемой сфере, с каждым годом расширяется. Сфера обращения предметов искусства, которая несколько 10-15 лет назад была востребована в основном в западных странах и у отечественной и западной элиты, сейчас доступна и среднему классу и пользуется устойчивым спросом. На сегодняшний день рассматриваемая сфера в России быстро развивается: появление Интернет-торговли, онлайн-аукционов, увеличение числа аукционных домов, частных коллекций, музеев, которые в свою очередь предоставляют различные услуги, например, по оценке или реставрации предметов искусства. Все вышеизложенное и обуславливает необходимость всестороннего изучения сферы услуг в области обращения предметов искусства.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью решения задач социально-экономического развития сферы услуг в области обращения предметов искусства и научного обоснования характерных особенностей формирования и совершенствования механизма функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства, что будет способствовать принятию адекватных и эффективных решений в деятельности хозяйствующих субъектов рассматриваемой сферы.

Степень разработанности темы исследования. Отдельные аспекты
оценки предметов искусства рассматриваются в работах Дженсена Р.,
Эшенбергера Р., Фрея Б., Андерсона Р., Хоекена X., Ландеса Г. Вопросы
эффективности функционирования сферы обращения предметов искусства,
как альтернативного источника инвестирования, отражены в работах
Колычевой В.А., Голубецкой Н.П., Анохиной Е.М., Воркинка К.,

Автономова А. и др. Вопросы оценки эффективности деятельности предприятия сферы культуры и развития экономики культуры рассмотрены в трудах Евменова А.Д., Фокиной М.Л., Кузьминой С.Н., Воронцовой М.Г., Тульчинского Г.Л., Чарной И.В., Мельвиль Е.Х.

Однако не получила достаточного изучения специфика обращения предметов искусства как отдельный вид деятельности сферы услуг, а также

не до конца исследованы вопросы, связанные с совершенствованием механизма функционирования организаций в сфере услуг в области обращения предметов искусства в части уточнения методов оценки стоимости предметов искусства, оценки, размещения и эффективности деятельности организаций, в том числе оказания подобного рода услуг.

Целью диссертационной работы является разработка и научное обоснование методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию механизма функционирования организаций в сфере услуг в области обращения предметов искусства.

В соответствии с целью диссертационного исследования определены для решения следующие задачи:

  1. Провести анализ теоретических положений функционирования организаций международной сферы обращения предметов искусства, как важного сегмента сферы услуг, оценить современное состояние данной сферы, выявить организационно-экономические особенности деятельности этих организаций в современных условиях.

  2. Сформулировать проблемы дальнейшего развития отечественной сферы обращения предметов искусства в рамках повышения конкурентоспособности организаций этой сферы, наметить пути их решения.

  3. Определить факторы, влияющие на размещение и эффективную деятельность организаций в сфере обращения предметов искусства, определить их взаимосвязь с результатами деятельности этих организаций.

  4. Исследовать механизм функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства и рекомендовать организационно-экономические меры по его совершенствованию, позволяющие повысить эффективность функционирования деятельности и размещения отечественных организаций в сфере услуг.

  5. Разработать критерии оценки эффективности деятельности организации сферы услуг в области обращения предметов искусства, позволяющие повысить конкурентоспособность отечественных организаций сферы услуг.

  6. Разработать методические и практические рекомендации по реализации предлагаемых организационно-экономических мер по совершенствованию механизма функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства. Объектом диссертационного исследования является деятельность

организаций сферы услуг, функционирующих в области обращения предметов искусства и оказывающих услуги в области обращения предметов искусства.

Предметом исследования являются управленческие и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования организаций

сферы услуг в области обращения предметов искусства сферы услуг.

Теоретической основой явились концептуальные положения,

методические разработки, фундаментальные исследования зарубежных и отечественных ученых по вопросам функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства, современные концепции и теории менеджмента организаций сферы услуг, позволяющие учитывать специфику сферы обращения предметов искусства в сегменте оказания услуг в области обращения предметов искусства.

Методологической основой диссертационного исследования и
рассмотренных в ней проблем являются исследования зарубежных и
российских ученых по вопросам формирования механизма

функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства.

В процессе диссертационного исследования были использованы такие
современные методы исследования, как системный подход в процессе
сбора, обработки и изучения статистических данных, метод сравнительного
анализа, систематизации, графического предоставления материала,

количественные и экономико-математические методы оценки предметов искусства.

Информационной базой исследовательской работы явились документы, регламентирующие деятельность организаций в сфере обращения предметов искусства, законодательные и нормативно-правовые акты, статистические данные международных организаций, занимающихся вопросами функционирования сферы обращения предметов искусства (Информационные агентства Artprice, Artnet, Skate's Press, Аrtinvestment), публикации в периодических профильных изданиях, статистические и аналитические данные российских (аукционный дом «Гелос») и международных аукционных домов (аукционные дома «Christie's», «Sotheby's» и др.), специализированные источники сети Интернет.

Степень обоснованности и достоверности исследования

определяется использование общенаучных методов исследования;

применением исследований трудов зарубежных и отечественных ученых, периодических изданий, статистических отчетных данных в качестве теоретической и методологической базы; апробацией полученных результатов диссертационного исследования на научно-практических конференциях и отражением основных результатов в публикациях автора.

Соответствие диссертационного исследования паспорту

специальности. Отражённые в диссертации научные положения

соответствуют паспорту специальности научных работников 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством": раздел 1.6. Сфера услуг, 1.6.112. Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг; 1.6.117. Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг.

Научная новизна результатов исследования в целом заключается в

разработке и научном обосновании методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию механизма функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства, направленных на повышение эффективности их деятельности и конкурентоспособности на международном уровне.

К наиболее существенным результатам, обладающим научной новизной, относятся:

исследованы теоретические положения функционирования сферы услуг, в частности в области обращения предметов искусства, а также выявлены особенности функционирования международной сферы обращения предметов искусства, которые проявляются в применении норм международного частного права при совершении сделок; развитии системы международных ярмарок; легализации сделок в сфере обращения предметов искусства; наличии в обороте предметов искусства практически всех стран и эпох; инвестиционном характере сделок. Также выявлены организационно-экономические особенности деятельности хозяйствующих субъектов рассматриваемой сферы, к которым относятся такие организации как аукционные дома, салоны и коммерческие художественные галереи, музеи, магазины и сети, а также физические лица, которые представлены профессиональными частными лицами (коллекционеры), мелкие предприниматели, Интернет-магазины, дилеры, что позволило определить особенности функционирования каждого субъекта, а именно ориентация на определенный сегмент покупателей, реализуемый вид предметов искусства, характерные черты субъекта, занимаемая доля в данной сфере;

сформулированы проблемы развития отечественной сферы услуг в области обращения предметов искусства в контексте влияния внешних факторов, к которым можно отнести большое количество подделок; несовершенство используемых методов ценообразования; неразвитость института экспертной оценки; ограничение на ввоз и вывоз предметов искусства; неразвитость сферы обращения предметов искусства в регионах; отсутствие установленных правил обращения предметов искусства;

выявлены факторы, оказывающие влияние на размещение и эффективное функционирование организаций в сфере обращения предметов искусства, и определена их взаимосвязь с результатами деятельности этих организаций. Такими факторами являются степень влияния аукционной деятельности на конъюнктуру данной сферы; риск изменения цен на предметы искусства; уровень кредитования и страхования в данной сфере; уровень развития сектора информационных услуг; степень влияния оказания дилерских услуг; низкий уровень качества ценообразования в сфере обращения предметов искусства;

исследован механизм функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства и разработаны организационно-экономические меры

по его совершенствованию с учетом выявленных проблем данной сферы, включающие экономические, правовые, социально-культурные инструменты, позволяющие повысить эффективность функционирования деятельности отечественных организаций в сфере обращения предметов искусства;

разработаны критерии оценки эффективности деятельности организаций в сфере обращения предметов искусства, с учетом специфики деятельности и размещения хозяйствующих субъектов, на которые оказывает влияние такой фактор как стоимость предмета искусства, позволяющие повысить конкурентоспособность организаций данной сферы. В качестве исследования данного фактора предложено применение метода анализа иерархий для определения стоимости предмета искусства. Сформирован метод оценки стартовой цены предметов искусства, который отличается от существующих тем, что позволяет определить стоимость предмета с помощью оценочных коэффициентов качества, тем самым обеспечить требуемый уровень предоставления оценочных услуг субъектами отрасли;

разработаны методические и практические рекомендации по совершенствованию механизма функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства. Разработана авторская экономико-математическая модель развития сферы услуг в области обращения предметов искусства на основе многофакторного регрессионного анализа, с помощью которой спрогнозирован объем сферы услуг в области обращения предметов искусства в зависимости от изменения показателей национальной экономики.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что выявлены современные тенденции развития и организационно-экономические особенности деятельности организаций в сфере обращения предметов искусства и факторы, влияющие на их размещение и эффективное функционирование в сфере услуг. Разработанные теоретические положения раскрывают и дополняют сущность и специфику функционирования организаций в сфере услуг в области обращения предметов искусства.

Практическая значимость научного исследования заключается в том, что полученные в диссертационном исследовании выводы и практические рекомендации могут быть использованы для совершенствования механизма функционирования отечественных организаций сферы обращения предметов искусства. Реализация разработанных практических рекомендаций и организационно-экономических мер, направленных на достижение устойчивого развития, повышения их конкурентоспособности в сфере обращения предметов искусства, как важного сегмента оказания услуг в области обращения предметов искусства, позволит внести качественные изменения в механизм функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства.

Апробация результатов. Результаты диссертационного исследования докладывались на трёх международных и одной всероссийской научных конференциях и семинарах.

Личный вклад автора заключается в разработке и научном обосновании методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию механизма функционирования организаций в сфере обращения предметов искусства.

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в 13 научных работах общим объёмом 5,1 п.л., в том числе 5-ти статьях в рецензируемых ВАК научных журналах общим объемом 2,5 печатных листа.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы – 147 источников, выполнена на 151 стр. и включает 11 рисунков, 27 таблиц, 58 формул.

Организационно-экономические особенности функционирования организаций в сфере услуг (на примере обращения предметов искусства)

Сфера обращения предметов искусства – это система экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость. Все это определяет организационно-экономические особенности функционирования организаций в вышеуказанной сфере деятельности.

Для того, чтобы определить организационные и экономические особенности, рассмотрим деятельность хозяйствующих субъектов сферы обращения предметов искусства.

Структуре сферы обращения предметов искусства, вопросам функционирования ее отдельных составляющих и их удельному весу в общем объеме товарооборота отрасли посвящено немало исследований, но они, как правило, носят несистемный характер.

Точного определения предметов искусства в публикациях отечественных и зарубежных авторов нет. Согласно Стандарту российского общества оценщиков «Оценка нематериальных активов» (основные положения СТО РОО 26-01-96) предметами искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим [118].

Предметы искусства можно классифицировать по различным признакам. Автор предлагает сгруппировать их по спросу на рынке предметов искусства:

- живопись;

- декоративно-прикладное искусство;

- ювелирные изделия;

- нумизматика и фалеристика;

- букинистика;

- филателия;

- мебель;

- антикварное оружие.

Инфраструктура сферы обращения предметов искусства имеет архаичный характер, информация об объемах и содержании торговых операций закрыта. Эта информация доступна инвесторам и наиболее влиятельным участникам сферы. Сложность структуры сферы обращения предметов искусства связана с различной инфраструктурой и организацией трех уровневой системы сферы обращения предметов изобразительного искусства. Как правило, структура сферы обращения предметов искусства представляет собой ряд подуровней, иерархически связанных между собой, карьера художника, по отношению к которым имеет вид возможного последовательного перехода от низшего уровня к высшему.

Первичный рынок представлен отдельными авторами, которые сами продают свои работы покупателям, являющиеся в основном арт-дилерами.

На вторичном рынке арт-дилеры продают предметы искусства, купленные на первичном рынке, в основном, через художественные галереи.

На рынке третьего уровня функционируют аукционные дома с мировым именем. Данный рынок важен потому, что: - на этом уровне в наличии полная информационная картина сферы обращения предметов искусства, т.к. первичному и вторичному рынку характерна проблема асимметричной и неполной информационной обеспеченности; - с помощью сферы обращения предметов искусства третьего уровня есть возможность отслеживать структуры и динамики цен.

От уровня к уровню меняется структура рынка. Первичный рынок является относительно конкурентным: спрос значительно ниже предложения со стороны начинающих художников, что позволяет удерживать цены на сравнительно низком уровне. Профессиональным художникам не хватает институциональных механизмов, чтобы подтвердить свою репутацию перед покупателями, несмотря на значительные усилия, время и средства на развитие своих умений и навыков. Прослеживается тенденция нехватки достаточно эффективных механизмов, позволяющих ограничить рыночное предложение.

Концентрация спроса и предложения представлена на вторичном рынке предметов искусства. На отдельном сегменте рынка присутствует одновременно только небольшое количество художников. В связи с высокой средней ценой работы и зависимостью коммерческого успеха от возможности профессиональной оценки культурной ценности работы и дальнейших перспектив автора, число институциональных и индивидуальных покупателей ограничено. Дилеры и галереи, действующие на вторичном рынке, обладают большой властью на рынке. Галерея в данном случае выступает одновременно как монополист по отношению к покупателям и как монопсонист по отношению к художнику. Дилеры и галереи, работающие с наиболее успешными авторами, привлекают к себе внимание и художников, и покупателей, что ведет к росту концентрации спроса и предложения на рынке предметов искусства. Игроки на рынке могут, в дальнейшем, оказать значительное влияние на ожидаемую будущую ценность работ автора.

Характерной чертой информационных услуг в сфере обращения предметов искусства является низкое информационное обеспечение хозяйствующих субъектов сферы обращения, а также незначительный совокупный объем продаж работающих на нем компаний (рисунок 1.3). В связи с этим компания SkatePress определила несколько недостающих информационных услуг [57]:

- наличие правил атрибуции предметов искусства наиболее выдающихся авторов;

- данные о владельцах предметов искусства, произведенных конкретным автором;

- данные о наиболее известных работах конкретного автора.

Развитие рынка, его конкурентоспособность, количество участников зависит напрямую от совершенствования информационной инфраструктуры, обеспечения прозрачности рынка в целом и его структуры, доступности ценовой информации всем участникам. Одним из препятствий развития инвестиционной составляющей сферы обращения предметов искусства является непубличный характер сделок с предметами искусства.

На рисунке 1.4 представлена классификация видов деятельности организаций в сфере обращения предметов искусства согласно различным классификаторам, а именно: Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийскому классификатору услуг (ОКУ), Общероссийскому классификатору «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) – действовал до 01.01.2017г. [88, 89, 90, 91]

Первый сегмент – «мелкие предприниматели» – место, где физические лица продают и покупают старые, подержанные вещи, как правило, изготовленные много лет назад. Здесь основными покупателями являются дилеры, коллекционеры, иностранцы, представители мелких магазинов и т.д. Товар, обращаемый на данном сегменте, в основном носит бытовой характер. На блошином рынке можно найти все, однако, не обладая определенными знаниями, в частности, не разбираясь в предметах искусства, трудно найти ценный предмет.

В ходе исследования автор сравнил зарубежные и отечественные рынки частных мелких предпринимателей.

Анализ отечественного и зарубежного рынка показал, что как серьезный источник поступления предметов искусства, в отраслевой торговый оборот исследуемые рынки Москвы и Санкт-Петербурга рассматривать нельзя. Производство предметов искусства, представляющих сегодня интерес, в России началось со второй – третьей четверти XIX века, в то время как во Франции массовое производство культурных ценностей началось еще при Людовике XIV (1638-1715). Именно поэтому такие рынки большинства европейских стран представляют определенный интерес для коллекционеров предметов искусства, чего нельзя сказать о рынках отечественных. Автор считает, что в общем обороте культурных ценностей на западе доля товаров, которые приобретают у частных мелких предпринимателей коллекционеры, не превышает 2-3%.

Второй сегмент – частные продавцы (дилеры) – постоянно действующие на художественном рынке профессиональные покупатели и продавцы произведений искусства, работающие с целью извлечения прямой материальной прибыли из своей деятельности. Это, как правило, люди, хорошо разбирающиеся в предметах искусства определенного вида (монеты, книги и т. д.) или эпохи, обычно это люди с художественным или историческим образованием, которые решили сделать торговлю ими своим заработком. В России насчитывается порядка 5 тысяч частных дилеров, занимаются они, прежде всего, покупкой и продажей предметов русской старины, т. к. наибольшую ценность предметы искусства имеют в стране своего происхождения, кроме того их доля на рынке наиболее высока, что упрощает к ним доступ частных продавцов.

Анализ факторов, влияющих на деятельность организаций в сфере обращения предметов искусства

К таким факторам можно отнести:

1.Численность населения.

Снижение численности трудоспособного населения как основного потребителя услуг является отрицательным фактором. Однако, в то же время наблюдается рост молодежи и городского населения, что влияет на рост спроса на определенные виды услуг.

2. Уровень спроса на услуги.

В мировой среде эффективное функционирование организаций сферы услуг является следствием постоянного роста спроса на услуги культурного назначения. Это происходит под воздействием глобализации мировой экономики, распространения интернет-технологий, повышения эстетических и духовных запросов населения.

3. Маркетинг услуг.

Чаще всего организации в качестве маркетинговых мероприятий применяют рекламу предложений услуг и информирование потенциальных покупателей. Однако необходимо учитывать, что активное сотрудничество с другими организациями сферы услуг увеличит эффективность маркетинговой стратегии.

4. Государственное регулирование.

Государство определяет правовые гарантии, защиту субъектов сферы услуг, прав и свобод потребителей, осуществляет государственную политику и государственные программы развития. Однако необходимо уделять внимание не только содержанию организаций сферы услуг и их работников, но и финансированию данных учреждений.

Сфера обращения предметов изобразительного искусства - это специфическая система экономических отношений, в которой осуществляется перемещение предметов искусства, а также устанавливается спрос и предложение на них. Рассматриваемая сфера является одной из старейших инвестиционных сфер в мире, обусловленная сформировавшейся системой торговли, оценки, инвестирования, распространения предметов искусства. Эффективное функционирование рассматриваемой сферы зависит, прежде всего, от согласованной работы каждого сегмента и развитости инфраструктуры. В соответствии с этим автор выделяет ряд факторов, влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов сферы обращения предметов искусства:

1. Аукцион как вид деятельности представляет собой совокупность факторов, определяющих инструменты ценообразования и регулирования выпуска предметов искусства.

Одним из основных условий ценообразования в сфере обращения предметов искусства является престижный постоянно действующий аукцион, который в свою очередь представляет собой механизм, способствующий развитию данной сферы. Осуществляя открытый конкурс на владение предметами искусства, аукцион, формирует конъюнктуру сферы обращения предметов искусства в условиях рыночной экономики. Благодаря проведению аукционных торгов определяется и подтверждается культурная значимость предмета искусства, его актуальность для общества. Также аукцион позволяет определить реальную стоимостную ценность предмета искусства.

Также аукцион как вид деятельности позволяет определить ценовой уровень художника, определяя его котировку, и дает возможность продавцу получить за выставленный предмет искусства максимальную стоимость. Кроме того, производится авторская эмиссия, т.е. оценка всех работ автора, включая не выставленные на продажу.

2. Следующим фактором, влияющим на деятельность организаций в сфере обращения предметов искусства, является риск изменения цен, а именно ценовые скачки.

Отрицательное влияние аукциона как вида деятельности проявляется в необоснованных ценовых скачках, как отмечают специалисты в области инвестирования в антиквариат и предметы искусства. По сравнению с уровнем цен в коммерческих художественных галерея, стоимость предметов искусства по итогам аукционных торгов выше на 30-60%. Данное явление негативно сказывается на самих художниках и владельцах галерей, так как они заинтересованы в постоянных продажах по справедливым ценам. Данная категория субъектов сферы обращения предметов искусства заинтересована в обоснованном и плавном повышении стоимости предметов искусства. Также завышение цен по итогам аукционных торгов сужает круг покупателей работ того или иного художника. Мастер в большей степени заинтересован в привлечении коллекционеров, способных ежегодно инвестировать денежные средства, пополняя свои коллекции. Таким образом, аукцион нарушает баланс, который позволяет развиваться галерее и художнику.

После рекордных продаж предметов искусства на аукционах у художника может возрасти количество заказов, что приведет к снижению качества работ в связи с ограниченным промежутком времени для их выполнения. Это также является негативным последствием ценовых скачков.

Вместе с тем, резкий рост цен на предметы искусства по итогам аукционных торгов может оказать отрицательное влияние и на частных инвесторов, использующих публикуемую статистику, которая опирается на результаты аукционных, а не галерейных продаж, что позволяет им только теоретически оценить стоимость предмета искусства. Однако, аукционные тенденции по авторам произведений искусства, давно котируемых на торгах, можно оценить вполне реалистично.

3. Далее необходимо указать, что кредитование и страхование в сфере обращения предметов искусства также является фактором, определяющим особенности функционирования организаций в данной сфере.

Специфической деятельностью в сфере обращения предметов искусства является кредитование. Оценить и управлять рисками в данной сфере достаточно тяжело. К рискам можно отнести возможность кражи, утраты, неправильной атрибуции. Риск невозврата кредита также возрастает в связи с отсутствием информации и непрозрачностью сферы обращения предметов искусства. Более развита страховая деятельность в данной сфере, поскольку страховые компании разрабатывают критерии по снижению рисков по транспортировке предметов искусств аи их хранению, а также несут потери только при наступлении страхового случая.

4. Еще одним фактором является сектор информационных услуг в сфере обращения предметов искусства.

Информационный сектор призван обеспечивать доступность информации участникам сферы обращения предметов искусства, а также ее прозрачность. Современное состояние данного сектора определяется малым количеством компаний, работающим в нем, а также низким качеством информационного обеспечения участников данной сферы:

- отсутствие доступа к базе данных владельцев предметов искусства по авторам и периодам создания. В доступе имеется только информация о предметах искусства, находящихся в крупных музеях, о продавце и краткая информация о работе или их серии, чаще всего недостоверная.

- Нет информации о реестре всех работ отдельно взятого художника. Инвесторам предоставляются только каталоги, включающие неполные сведения, не предоставляют информацию о стоимости ранее проведенных сделок с работами данного автора и могут противоречить другим конкурирующим изданиям.

- Не предоставляется подробное описание правил атрибуции предметов искусства. Данный процесс является сравнительно дорогой процедурой и частной разработкой отдельных экспертов и не прозрачен для участников сферы обращения предметов искусства, что создает риск возникновения ошибок при оценке и аутентификации предмета искусства.

Непрозрачность операций с предметами искусства является препятствием для развития сферы обращения предметов искусства в целом, а также для притока значительных инвестиций.

5. Рассмотрим еще один фактор, влияющий на деятельность организаций в сфере обращения - дилерская деятельность как основная составляющая сферы обращения предметов искусства. Дилерская деятельность представляет собой сегмент сферы обращения предметов искусства, осуществляющий большую часть сделок с предметами искусства. Данная тенденция обусловлена конкурентными преимуществами в сравнении с другими формами торговли в данной сфере: при совершении сделок через дилера продавец не уплачивает комиссию, страховые взносы и стоимость размещения информации о предмете искусства в каталоге.

Организационно-экономический механизм функционирования деятельности организаций в сфере обращения предметов искусства: его принципы, методы и инструменты

Выявленные в ходе исследования проблемы, а также возможность использования предметов искусства как альтернативного источника инвестирования, послужили причиной совершенствования организационно-экономического механизма функционирования сферы обращения предметов искусства (рисунок 2.2).

В основе механизма функционирования данной сферы обращения лежит ряд принципов, которые являются основой взаимодействия ее субъектов. К принципам функционирования сферы обращения предметов искусства, по мнению автора, можно отнести:

Принцип свободы хозяйственной деятельности заключается в праве выбора вида экономической деятельности.

Принцип всеобщности рынка состоит в том, что в него входят все разновидности ценностей, созданных как человеком, так и природой. Обороту на рынке подвержены товары и услуги, а также факторы производства, интеллектуальная, информационная, духовная продукция, объекты и предметы культуры.

Принцип многообразия и равноправия форм собственности заключается в том, что не допускается улучшение условий функционирования одним формам собственности в ущерб другим. Все льготы, налоги, ограничения и санкции должны быть одинаковы для всех, иначе на рынке не получится честной конкурентной борьбы.

Принцип свободного ценообразования состоит в том, что рыночные цены формируются по результатам торгов между продавцами и покупателями, а не назначаются кем-то. Принцип самофинансирования и экономической ответственности предполагает, что хозяйствующие субъекты должны нести ответственность за независимость и свободу деятельности в рыночной экономике, т.е. компенсировать все затраты на свою деятельность, а также на развитие бизнеса исходя из собственных средств; отвечать по всем обязательствам своим имуществом и денежными средствами.

Принцип государственного регулирования реализовывается через государственное планирование посредством законодательства. Еще одним методом воздействия государства на рынок является налогообложение части прибыли организаций посредством обязательных платежей в бюджет. Данные средства расходуются на общегосударственные нужды и распределяются определенным образом, что позволяет государству осуществлять свою финансовую политику и одновременно оказывать влияние рыночные отношения и рынок в целом.

Рассмотренные принципы являются основой функционирования сферы обращения предметов искусства и определяются общими условиями развития и состояния экономики. Они отражают специфику рассматриваемой сферы в целом и деятельности хозяйствующих субъектов в частности.

Автор считает, что функционирование рассматриваемой сферы на основе рассмотренных принципов позволит свести к минимуму степень воздействия рисков, которые свойственны данной сфере. Также при совершении сделок с предметами искусства смогут образоваться свободные рыночные отношения, что будет способствовать развитию их инфраструктуры и прозрачности и привлечет новых участников.

Важной составляющей рыночного механизма являются методы изучения рынка, которые можно разделить на три группы: методы принятия управленческих решений; экономические методы; инструментальные (количественные); специальные методы.

В группе экономических методов выделяют следующие: кредитование, система страхования, систему расчетов, систему налогообложения и другие. Общая логика таких методов, их основные параметры, возможность или обязательность их исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления, а вариабельность их применения ограничена.

В методах принятия управленческих решений объединены количественные и количественные параметры такие как знания и опыт аналитика, а также при применении данных методов необходимо и целесообразно учитывать различные ограничений, согласно используемому инструментарию и условиям внешней среды. К таким методам можно отнести следующие: метод построения дерева решений, методы имитационного моделирования, метод анализа чувствительности.

Специальные методы занимают промежуточное положение между первыми двумя группами согласно критериям обязательности их применения. К ним относятся: финансовая аренда, дивидендная политика, факторинг, франчайзинг, фьючерсы и другие.

В группу инструментальных (количественных) методов входят методы финансовой математики, факторный анализ, методы прогнозирования, моделирование и другие методы.

Все многообразие методов позволяет исследовать различные отрасли и сферы деятельности. В зависимости от целей, особенностей изучаемой системы и имеющихся данных применяются те или иные методы, что способствует принятию правильных управленческих решений и развитию всей системы.

Для исследования сферы обращения предметов искусства автор применяет инструментальные (количественные) методы, а именно экономико-математическое моделирование. Применение автором инструментальных методов при изучении сферы обращения предметов искусства обусловлено тем, что с помощью экономико-математического модели можно проследить взаимосвязь показателей функционирования данной сферы в зависимости от влияния различных внешних факторов. Это позволит разработать ряд методических и практических рекомендаций как по развитию сферы обращения в целом, так и для совершенствования деятельности хозяйствующих субъектов, в частности.

Одной из предложенных автором экономических мер по совершенствованию функционирования сферы обращения предметов искусства является регулирование механизма ценообразования в рассматриваемой сфере. Основой ценообразования в данной отрасли является оценка стоимости предметов искусства.

Как отмечалось автором, сфера обращения предметов искусства является одним из альтернативных методов инвестирования. Это система вложения денежных средств, торговли, оценки и распространения предметов искусства.

Рассматриваемая сфера характеризуется стабильностью в сравнении с рынком ценных бумаг из-за независимости цен на предметы искусства социально-экономических и политических факторов, а также высокой доходностью данных активов. Однако сфере обращения предметов искусства характерен ряд специфических черт, которые могут препятствовать его развитию:

1. Высокие транзакционные издержки.

2. Несовершенство конкуренции в связи с уникальностью товара, низкой ликвидностью, непрозрачностью рынка, конфиденциальностью сделок.

3. Высокая волатильность цен на предметы искусства.

4. Отсутствие разработанных методов оценки предметов искусства на основе экономических подходов. Таким образом, на основе вышеизложенных особенностей можно сделать вывод, что инвестирование в предметы искусства связано с высоким уровнем риска.

Одним из основных рисков, связанных с инвестированием в сфере обращения предметов искусства, является оценочный риск, т.к. от правильной оценки, а, следовательно, от определения базовой стоимости предмета искусства зависит будущая эффективность инвестирования.

Автор считает, что оценку предметов искусства необходимо проводить на основании общепринятых принципов, освещенных в трудах ученых, специализирующихся в теории и практике ценообразования. Исходя из особенностей сферы обращения предметов искусства, принципы можно классифицировать следующим образом (таблица 2.2).

На цену предмета искусства влияют различные факторы, в связи с этим принципы оценки выделяют в две группы. Первая группа принципов представляет собой отношение владельца к объекту оценки.

В итоге, при расчете стоимости предмета искусства необходимо учитывать не только полезность для инвестора, но и факторы, лежащие в основе причины приобретения, средняя цена объектов-аналогов (в основе лежат цены продаж работ того же автора), а наличие или отсутствие инвестиционной привлекательности предмета искусства.

Вторая группа принципов характеризует влияние рыночной среды на предмет искусства. По теории ценообразования, на стабильно функционирующем рынке цены постоянны и приближаются к равновесному уровню, при котором спрос равен предложению.

Кроме рассмотренных классификационных признаков, принципы оценки должны основываются на универсальности, независимости, применимости ко всем объектам оценки и их взаимосвязи.

Методические и практические рекомендации по совершенствованию деятельности организаций в сфере обращения предметов искусства

В данном диссертационном исследовании автор провел анализ сферы обращения предметов искусства как зарубежной, так и отечественной, вследствие чего им были выявлены проблемы, характерные для российской сферы обращения предметов искусства, решение которых приведет к последовательному и динамичному развитию рассматриваемой отрасли.

Одной из основных проблем данной сферы в России можно считать отсутствие правил торговли. В данном случае необходимо создание Федерального Закона о торговле антиквариатом на территории РФ. С помощью этого документа возможно будет регулирование отношений между продавцами, покупателями и посредниками; будет определена ответственность каждого субъекта рынка. Наличие Федерального Закона сделает рынок более прозрачным, упростит сбор налогов, он будет полезен при разрешении различный спорных ситуаций, а также приведет к снижению уровня подделок в сфере обращения предметов искусства.

Главная трудность, с которой сталкиваются продавцы и покупатели предметов искусства – это таможенная пошлина на ввоз и вывоз предметов искусства. В настоящий момент таможенная пошлина на ввоз предметов искусства составляет 20% от стоимости предмета. Автор предлагает снизить уровень налога, опираясь на опыт зарубежных антикварных рынков, где он составляет 5% (Великобритания), а торговля антиквариатом является одним важнейших доходов государства. Приведение в действие данной меры увеличит приток предметов искусства в страну, что в свою очередь приведет к росту оборотов рынка. Для увеличения потока иностранных покупателей предметов искусства на территории РФ автор предлагает упростить процесс получения документов на вывоз предметов старины, а также снизить экспортную пошлину для физических лиц. Решение таможенного вопроса сделает торговлю предметами искусства более выгодной для участников рынка и увеличит его доходность.

Торговля предметами искусства в России сконцентрирована в центральных городах страны – Москве и Санкт-Петербурге. В остальных регионах страны продажа предметов искусства происходит на уровне «блошиных» рынков и маленьких антикварных магазинов. Неразвитость сферы обращения предметов искусства в регионах также является проблемой отрасли. Однако пути решения данного вопроса выходят за рамки нашего исследования, так как обусловлены большой разницей в экономическом развитии между центральными городами и регионами; наличием широкого комплекса проблем в отраслях субъектов РФ, неравенством в распределении доходов населения. Развитие региональной экономики, повышение уровня жизни населения неизбежно приведет и к развитию рынка предметов искусства как рынка объектов инвестирования торговли товарами высокой стоимости.

Приобретение предметов искусства в виде сувениров является одним из наиболее востребованных направлений использования предметов искусства, которое в связи с развитием отрасли туризма в стране получило большое распространение. Автор рекомендует и в дальнейшем развивать эту тенденцию при помощи упрощения процедуры вывоза товаров сувенирного назначения.

Автором было установлено, что для сферы обращения предметов искусства характерно необоснованное завышение цен. Это происходит по нескольким причинам: во-первых, покупка предметов искусства для множества участников рынка является делом имиджа, поэтому они исходят из принципа – чем выше стоимость покупки, тем лучше; во-вторых, нет определенной системы оценки предметов искусства – существует множество различных методов, однако каждый из них имеет ряд недостатков. Свое решение данной проблемы автор предлагает ниже.

Проанализировав современное состояние отечественной сферы обращения предметов искусства, автор выделил еще одну проблему отрасли – высокий уровень подделок. Эта ситуация обусловлена превышением спроса над предложением на рынке вследствие действующих ограничений на импорт предметов искусства и «вымывания» его с рынка.

Так же причиной высокого уровня подделок и завышения цен на предметы искусства является неразвитость института экспертной оценки в России. Данный вопрос автор выделяет как отдельную проблему антикварного рынка страны.

Рассмотрев по отдельности каждую проблему и предложив методические рекомендации по их решению, автор делает вывод, что все они тесно взаимосвязаны и решение одной из них повлечет за собой улучшение ситуации в целом, что отразится на увеличении доходов и развитии отрасли.

Экономико-математическое моделирование является неотъемлемой частью любого исследования в области экономики. Бурное развитие математического анализа, исследования операций, теории вероятностей и математической статистики способствовало формированию различного рода моделей экономики.

Экономико-математическая модель – это математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях их исследования и управления ими [92].

Математические модели экономики, отражая с помощью математических соотношений основные свойства экономических процессов и явлений, представляют собой эффективный инструмент исследования сложных экономических проблем.

Информационной базой для анализа экономических процессов являются динамические и временные ряды. Временными называются такие динамические ряды, у которых в качестве признака упорядочения используется время. Во временном ряде содержится информация об особенностях и закономерностях протекания процессов, а статистический анализ позволяет выявить закономерности и использовать их для оценки характеристик процесса в будущем, т.е. для прогнозирования.

Автор предлагает провести анализ временных рядов для уровня объема рынка предметов искусства в России и сделать прогноз по следующим данным (таб.3.10):

Для анализа рынка предметов искусства автор выбирал стохастический анализ. Форма зависимости в нашем примере линейная, прямая, динамическая и перспективная.

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной) [59,251]. Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Имеются следующие статистические данные о рынке предметов искусства и влияющих на него факторов (таблица 3.16) [98, 99]