Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Левшукова Ольга Анатольевна

Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода
<
Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Левшукова Ольга Анатольевна. Развитие услуг сферы культуры на основе процессного подхода: диссертация ... кандидата Экономических наук: 08.00.05 / Левшукова Ольга Анатольевна;[Место защиты: ОАО Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка], 2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты формирования процессного подхода к предоставлению услуг в сфере культуры 15

1.1 Сфера услуг культуры: институциональные аспекты развития 15

1.2 Современные тенденции в организации предоставления услуг в сфере культуры государственного сектора 36

1.3 Особенности применения процессного подхода в сфере услуг культуры 50

Глава 2 Организационно-методический инструментарий реализации процессного подхода к предоставлению услуг в сфере культуры 68

2.1 Формирование и развитие механизма реализации процессного подхода при предоставлении услуг в сфере культуры 68

2.2 Методический подход к оценке социально-экономической эффективности результатов деятельности продуцентов услуг сферы культуры

2.3 Использование рыночных инструментов в сфере услуг культуры для развития процессного подхода 92

Глава 3 Реализация процессного подхода к предоставлению услуг в сфере культуры государственного сектора 99

3.1 Анализ состояния сферы культуры и тенденций его развития в Краснодарском крае 99

3.2 Оценка социально-экономической эффективности результатов деятельности учреждений культуры для повышения их конкурентоспособности

3.3 Система государственной поддержки предоставления услуг в сфере культуры для реализации процессного подхода 126

Заключение 140

Список использованных источников

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Приоритетным направлением развития услуг сферы культуры является повышение конкурентоспособности, экономического потенциала, инвестиционной привлекательности продуцентов государственного сектора. В последние годы органы власти различных уровней управления пытаются последовательно реализовывать концепцию устойчивого развития учреждений культуры. Однако кризисное состояние российской экономики конца 90-х годов, последовавшие за ним институциональные преобразования в общественном секторе, напрямую отразились на деятельности продуцентов услуг культуры. Остаточный принцип выделения финансовых средств учреждениям государственного сектора, отсутствие понимания приоритетных направлений развития рынка услуг сферы культуры привели к снижению уровня поддержки со стороны органов власти. Предположения о том, что формирующийся рынок все уравновесит, зарождающаяся конкуренция простимулирует некоммерческие организации государственного сектора к самостоятельному решению существующих проблем себя не оправдали. Были необходимы не только четкое концептуальное представление о направлении развития сферы услуг отечественной культуры, но и соответствующая нормативная правовая база, отвечающая потребностям происходящих институциональных преобразований в бюджетной сфере.

Для социальной сферы, в принципе, характерно финансирование по остаточному принципу и отсутствие приоритетности в реализации социально ориентированной политики. Положение сферы культура усугублялось тем, что это не «жизненно важная сфера», хотя данный посыл весьма спорный, поскольку культурная составляющая жизнедеятельности человека может рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, традиций, ценностей, находящих выражение в образе жизни и отношению к искусству.

Учреждения культуры, поставленные в жесткие условия реальности, вынуждены были ориентироваться на рыночные условия хозяйствования, произошло осознание необходимости в принятии персональной ответственности за реализацию творческого процесса и получение доходов, которые служили бы источником осуществления практической деятельности. Потребность в самоокупаемости существенным образом изменила взгляд администрации учреждений культуры на организацию предоставления услуг. Произошедшая смена ориентации способствовала рыночной адаптации и наращиванию конкурентоспособности некоммерческих организаций государственного сектора.

Несмотря на определенную устойчивость в развитии услуг сферы культуры в настоящее время, существует целый ряд насущных проблем, требующих немедленного разрешения. Во – первых, следует добиться согласованности во взаимодействии сектора государственного управления и продуцентов услуг культуры, для чего необходимо обозначить современную институциональную структуру сферы услуг культуры и выявить тенденции ее развития, определив объект управления гармонизировать отношения, основываясь на накопленном передовом опыте. Во – вторых, проанализировать генезис традиционного подхода к организации предоставления услуг некоммерческими организациями общественного сектора, используемого в настоящее время несмотря на изменившиеся условия

хозяйствования, и оценить возможности реализации инновационного подхода -
процессного, соответствующего вектору происходящих институциональных

преобразований, характеризующегося непрерывностью управления, связывающего

отдельные процессы системы оказания услуг, каждый из которых направлен на удовлетворение потребностей получателей услуг.

В – третьих, расширить методическое обеспечение механизма повышения качества услуг сферы культуры посредством разработки методики интегральной оценки социально – экономической эффективности результатов деятельности продуцентов услуг, участвующих в реализации государственных (муниципальных) заданий для поддержания культурного уровня населения и сохранения исторического и культурного наследия нашей страны. В – четвертых, с целью создания условий наибольшего благоприятствования для последовательной реализации концепции устойчивого развития учреждений культуры предложить структурное представление системы государственной поддержки на уровне субъектов РФ, возложив солидарную экономическую и социальную ответственность на конкретных исполнителей – субъектов бюджетного планирования.

Недостаточная концептуальная проработанность подходов к организации предоставления услуг в сфере культуры, а также недостаточное методическое обеспечение инструментария процессного подхода, являющегося альтернативным традиционному в данной общественно значимой сфере, обусловили актуальность и научно – практическую значимость темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и методические положения по развитию сферы услуг культуры требуют уточнения и расширения в части использования понятийного аппарата при реализации процессного подхода в деятельности их продуцентов. В более тщательной проработке нуждается методические обеспечение механизма повышения качества услуг в рамках использования процессного подхода.

Развитию форм организации предоставления услуг в сфере культуры
общественного сектора уделено большое внимание в работах таких ученых как
Л.И. Абалкин, В.А. Абчук, И.С. Аверина, М.Г. Воронцова, В.Э. Гордин, Г.Д. Зайцева,
Н.Н. Иванов, Г.А. Карпова, Л.Р. Морозова, Ю.М. Осипов, Ю.Ю. Платонова,

Б.Л. Рудник, В.В. Семенихин, А.В. Шраер, Е.Л. Шекова, М.А. Якутова и др.

Особенности реализации процессного подхода освещены в трудах таких зарубежный ученых, как Б. Андерсен, Д.П. Вумек, Э. Деминг, Д.Т. Джонс, М. Кевин, Г.В. Нив, Р. Дж. Крейг, Дж. Харрингтон и др.

Развитию процессного подхода в сфере услуг посвящены исследование таких авторов, как О.В. Буч, Л.В. Гимпельсон, Т.Ф. Ильина, Е.Г. Карпова, Е.Е. Лихтарович, З. М. Саенко, Л.В. Хорева, Е.Г. Ходжаян и др.

Весомый вклад в формирование методического обеспечения оценки социально –
экономической эффективности услуг культуры внесли Г. Бешаров, А.Н. Брынцев,
В.И. Бариленко, А.Д. Евменов, Л.Э. Зеленина, М.В Матецкая, М.В. Мельник,

О.П. Неретин, Д.Т. Новиков, Ю.М. Осипов, Р. Полл, А.Я. Рубинштейн, С. Теппер, Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова, В.Б. Фраймович, Н.В. Фадейкина, Т.В. Юрьева и др.

Результаты исследований, представленные в научных трудах вышеперечисленных ученых, обогатили теоретические и концептуальные аспекты развития сферы услуг культуры на основе инновационных подходов к управлению, основу которых составляет

накопленный мировой опыт. Однако, в части реализации в данной сфере процессного
подхода к организации предоставления услуг культуры продуцентами государственного
сектора необходимо формирование методического обеспечения, включающего в себя
интегральную оценку социально – экономической эффективности результатов
деятельности, систему государственной поддержки некоммерческих организаций
сферы культуры и др. для успешного претворения в жизнь концепции устойчивого
развития органами власти всех уровней. Все вышесказанное обусловило

востребованность темы исследования, своевременность его проведения, постановку цели и задач.

Цель диссертационного исследования. Основной целью исследования является
формирование теоретических положений по реализации процессного подхода в
предоставлении услуг культуры, а также методических рекомендаций для достижения
общественно значимых результатов продуцентами государственного сектора,

выражающихся в повышении качества услуг, их доступности, удовлетворенности получателей услуг – основной группы стейкхолдеров, что позволит повысить результативность выполнения государственных (муниципальных) заданий.

Задачи исследования. В соответствии с целью диссертационного исследования автором поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:

- систематизировать субъекты современной институциональной структуры сферы
услуг культуры, определить принципы организации деятельности ее продуцентов и
выявить предпосылки для реализации процессного подхода к организации
взаимодействия сектора государственного управления и продуцентов услуг,
способствующего гармоничному развитию регионов и страны в целом;

научно обосновать целесообразность реализации процессного подхода к организации оказания услуг в сфере культуры с целью обеспечения устойчивого функционирования продуцентов услуг культуры, ориентированного на удовлетворение социально-культурных потребностей населения;

предложить и апробировать методический подход к интегральной оценке социально – экономической эффективности результатов деятельности продуцентов услуг сферы культуры, посредством которого стало бы возможным измерять успешность выполнения соответствующих государственных (муниципальных) заданий;

- разработать рекомендации по формированию системы государственной
поддержки некоммерческих организаций сферы культуры на уровне субъекта РФ,
способствующей созданию режима наибольшего благоприятствования их деятельности
для обеспечения социальных условий устойчивого развития региона.

Предмет исследования – совокупность организационно - экономических отношений, возникающих в процессе взаимодействия сектора государственного управления и продуцентов услуг сферы культуры.

Объектом исследования являются некоммерческие организации государственного сектора сферы культуры (государственные, муниципальные учреждения) – продуценты услуг в процессе реализации государственных (муниципальных) заданий.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам расширения доступности, повышения качества услуг в сфере культуры, являющиеся основополагающими, получившими всестороннее признание.

В диссертационном исследовании широко применялись методы

институционального, экономического, статистического анализа, метод экспертных оценок и многие др. Для получения выводов и формирования предложений были использованы системный метод, диалектический, индукция, дедукция, систематизация, структурирование, классификация и др., что позволило автору представить собственное видение направлений развития сферы услуг культуры на основе процессного подхода.

В процессе исследования был подробно изучен предыдущий отечественный опыт
организации предоставления услуг в сфере культуры, зарубежная практика, отдельные
положения которых могли бы с успехом применяться в российской действительности.
Систематизация современной институциональной структуры сферы услуг культуры и
обобщение тенденций ее развития в период происходящих институциональных
преобразований и ориентации бюджетной политики сектора государственного
управления на внутренние ресурсы учреждений культуры потребовали глубокого
ознакомления с зарубежным опытом, а также теорией планирования и

государственного регулирования в социальной сфере.

Оценка достоверности результатов исследования. Теоретическая база

проведенного исследования построена на известных, проверяемых данных и фактах, имеющихся в открытом доступе, согласуется с опубликованными данными по теме диссертации. Научные идеи базируются на анализе практики, обобщении существующего зарубежного опыта, экспериментальных данных по использованию сектором государственного управления процессного подхода в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Установлено качественное совпадение авторских результатов с результатами, представленными в независимых источниках по данной тематике. Предложен и апробирован в деятельности учреждений культуры авторский подход к интегральной оценке социально – экономической эффективности результатов деятельности продуцентов услуг общественного сектора, который отличается от применяемых тем, что включает в себя стейкхолдерскую оценку получателей услуг.

Информационной базой работы послужили данные Росстата, Министерства культуры РФ, Министерства культуры Краснодарского края, Министерства экономики Краснодарского края, Министерства финансов Краснодарского края, статистические и аналитические материалы по теме диссертационного исследования и др.

Область исследования. Диссертационная работа выполнена в рамках Паспорта научных специальностей ВАК Минобрнауки России 08.00.05 –Экономика и управление народным хозяйством: раздел 1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, п. 1.6.109. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка, п. 1.6.115. Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг, п. 1.6.128. Государственная поддержка некоммерческих организаций сферы услуг.

Научная новизна исследования заключается в развитии научно – методического
инструментария процессного подхода при предоставлении услуг в сфере культуры,
направленного на повышение их качества и социально – экономической эффективности
деятельности продуцентов услуг сферы культуры, позволяющей гармонизировать
взаимодействие с сектором государственного управления при реализации

государственных (муниципальных) заданий, что отражается в положениях, выносимых на защиту.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Выявлены особенности развития современной институциональной структуры продуцентов услуг сферы культуры, реализующих государственные (муниципальные задания) и определены принципы организации предоставления этих услуг для формирования комплекса организационно-экономических мероприятий по взаимодействию сектора государственного управления и продуцентов услуг с целью создания условий наибольшего благоприятствования в соответствии с государственной социальной политикой (С.18–49);

  2. Разработаны авторские рекомендации по осуществлению процессного подхода к организации оказания услуг в сфере культуры, отличающегося от традиционного функционального подхода. Обоснована необходимость рассмотрения хозяйственной деятельности учреждений культуры как совокупности бизнес-процессов с выделением центров ответственности за конечные взаимосвязанные и синхронизированные по времени результаты, оцениваемые на платформе удовлетворения требований получателей услуг, ориентация на которые должна начинаться на стадии творческого планирования (репертуара, экспозиции, библиотечного фонда и др.) (С.50–66, 71–81);

  3. Предложен методический подход к интегральной оценке социально – экономической эффективности результатов деятельности продуцентов услуг культуры, актуальный для государственного сектора экономики в условиях происходящих институциональных преобразований и продолжающейся бюджетной реформы, предполагающий переход от «управления затратами» к «управлению результатами» для повышения ответственности получателей бюджетных средств при реализации государственных (муниципальных) заданий в сфере культуры (С.89–91, 116–125);

  4. Определены направления организационно-экономической, финансовой и кадровой поддержки некоммерческих организаций сферы культуры как элементов создания условий для последовательной реализации концепции устойчивого развития в рамках социальной политики государства (С.126–139).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в развитии методического обеспечения процессного подхода в сфере услуг культуры, реализация которого в деятельности некоммерческих организаций государственного сектора будет способствовать расширению их доступности для широких слоев населения для повышения культурного уровня, а также наращиванию социально – экономической эффективности результатов деятельности продуцентов услуг при выполнении государственных (муниципальных) программ.

Предлагаемое в исследовании видение практической реализации процессного подхода к предоставлению услуг культуры будет способствовать устойчивому развитию их продуцентов, поскольку направлено на систематическое отслеживание выполнения каждого этапа выделенного цикла осуществления творческой деятельности учреждениями культуры. Накопленный в данном направлении опыт подтвердил экономическую и социальную эффективность данного подхода, в том числе и в смежных социальных сферах. Разработанная автором методика оценки социально – экономической эффективности результатов деятельности продуцентов услуг культуры общественного сектора позволит реализовать принципы адресности, прозрачности при распределении ограниченных бюджетных средств на реализацию государственных (муниципальных) заданий, поскольку в оценке полученных результатов принимают непосредственное участие основные стейкхолдеры – получатели услуг, посещающие

спектакли, концерты, творческие вечера, экспозиции и др., ориентация исключительно
на потребности которых является залогом успешности, выражающейся в
востребованности и доходности деятельности. Структуризация системы

государственной поддержки в разрезе организационно – экономической, финансовой поддержки и создании режимов наибольшего благоприятствования устойчивому развитию позволит посредством выделения подобных центров ответственности обозначить конкретных исполнителей, в ведении которых находится конкретное направление для сопоставления выделяемых средств и полученных результатов, что положительно отразится на деятельности некоммерческих организаций сферы услуг культуры.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в развитии инструментария механизма повышения качества услуг сферы культуры на основе процессного подхода, являющегося инновационным в принципе для социальной сферы, при этом полностью отвечающим интересам социально ориентированной политики, реализуемой сектором государственного управления в общественно значимых сферах в условиях проводимой бюджетной реформы, основной целью которой является повышение не только экономической, но социальной эффективности при расходовании выделяемых средств на выполнение государственных (муниципальных) заданий.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные результаты диссертационного исследования обсуждались и получили
положительную оценку на научно-практических конференциях и семинарах различного
уровня: международной научно-практической конференции «Международные

стандарты в области учета, финансовой отчетности, контроля и аудита, менеджмента и
риска и проблемы их применения» (Новосибирск, 2013г.), научно-практической
конференции «Инновации в формировании стратегического вектора развития

фундаментальных и прикладных научных исследований» (г. Санкт-Петербург, 2015), международной научно - практической конференции «Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения» (г. Краснодар, 2016) и др.

Отдельные результаты диссертационного исследования составили основу научно-
методических дисциплин «Теория управления», «Система государственного
управления», «Совершенствование государственного и муниципального управления»
используются в образовательном процессе ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный
аграрный университет». В образовательном процессе ФГБОУ ВПО «Алтайский
государственный университет» нашли практическое использование результаты
диссертационного исследования при преподавании дисциплин «Управление развитием
организаций» и «Разработка управленческих решений». В Краснодарском
государственном институте культуры используются основные результаты
исследования, полученные автором, кафедрой социально - культурной деятельности
при разработке направлений, связанных с организацией библиотечного дела, работы
консерваторий и народного пения.

Результаты исследования внедрены в деятельность Министерства экономики Краснодарского края, Министерства финансов Краснодарского края, в Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района Краснодарского края. Практическое использование полученных автором результатов исследования в деятельности субъектов бюджетного планирования подтверждено справками о внедрении.

Публикации по теме исследования. Основные положения диссертации и результаты исследования изложены в 12 опубликованных работах общим объемом 12,44 п.л. (авторских – 8,84 п.л.), в том числе 1 монография общим объемом 7,8 п.л. (авторских – 5,0 п.л.) и 6 статей в рецензируемых научных изданиях общим объемом 3,05 п.л. (авторских– 2,48 п.л.).

Структура и объем диссертационной работы Цель и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 170 наименований и 2 приложений. Основной текст диссертации изложен на 166 страницах, включает 22 таблицы и 36 рисунков.

Современные тенденции в организации предоставления услуг в сфере культуры государственного сектора

Культура - это явление, которое в своем понятии многогранно, и неразрывно связано с деятельностью человека в различных областях его жизни в обществе, которое находит свое воплощение в совокупности норм поведения и правил, систем ценностей, традиций, приемов и способах деятельности, находящих свое отражение в образе жизни и создании духовных и материальных ценностей. Качество культуры общества, включает такие показатели как развитость структуры культурной сферы, доступность для населения учреждений и мероприятий культуры, содержательное качество культурных мероприятий, качество организации и обслуживания в заведениях культуры, посещаемость населением учреждений культуры, удовлетворенность населения предлагаемыми услугами.

В законодательстве о культуре понятие «культурные блага» трактуется как «условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей»1, следовательно, услуга это «...отношения, возникающие между организациями культуры, с одной стороны, и иными организациями (юридическими лицами), а также гражданами (физическими лицами) - с другой, при удовлетворении последними культурных потребностей2. Иными словами, услуга культуры это деятельность, направленная на удовлетворение культурных 1 Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612 1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ, в силу с 01.01.2016). 2 Публичные услуги и право: науч.-практ. пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Норма, потребностей (художественных, религиозных, образовательных и иных потребностей) индивидуума.

Специфику сферы культуры отличает ее духовное производство, которая в отличие от материальных сфер потребления, только наращивает свои позиции, так, чем больше человечество получает культурных ценностей, тем выше его социальная значимость. Сфера услуг имеет свои характерные особенности (см. Рисунок 1).

Авторы, классифицирующие услуги культуры на прямые и посреднические, подразумевают деление на представителей услуг, имеющих непосредственную культурную значимость и известность среди потребителей (актеры, музыканты, художники и т.д.) и представителей, которые выполняют функции посредников, то есть передают потребителю прямые услуги (лекторы, библиотекари, экскурсоводы и т.д.). Но, по словам, Г.Л. Тульчинского, хоть и деление услуг культуры на прямые и посреднические, заслуживает внимания, но эта классификация не отражает одну из основополагающих характеристик услуг сферы культуры как принцип подлинности6. Автор предлагает классифицировать продукт сферы услуг на первичный - к ним необходимо относить блага материального и не материального характера, которые для потребителя предоставляются в оригинальном (подлинном) виде (скульптура, картина, спектакль и др.) и продукт вторичный - преобразование нематериального продукта в материальный (видеокассеты, репродукции и др.).

Услуги в сфере культуры, с экономической точки зрения, тесно взаимосвязаны со всем общественным производством, в особенности это касается воспроизводства рабочей силы, интеллектуального развития, которое влияет на профессионализм работника. В современный период сфера культуры уже представляет собой экономическую сферу деятельности, производящую услуги, работы, предметы потребления. Первые ростки рыночных отношений в сферу культуры были заложены в конце 80-х годов прошлого столетия, когда вводились новые экспериментальные коммерческие и некоммерческие структуры, направленные на повышение эффективности культурного обслуживания путем внедрения новых методов и способов хозяйствования культурной деятельности. Культурные центры, клубы, творческие организации, любительские объединения и другие подобные организации культуры первоначально действовали на договорной основе с государственными структурами, предоставляющими материальные ресурсы для ведения деятельности.

Далее стали развиваться принципы демократизации хозяйственного механизма, децентрализации управления, разгосударствление, что привело к развитию негосударственного сектора сферы культуры7. Организации выбирали способы получения и распределения доходов, самостоятельно планировали хозяйственную и творческую деятельность, устанавливали расценки и тарифы на предоставляемые услуги, т.е. формально сложились все предпосылки работы в рыночных условиях. Но, выдержать конкуренцию в сложившихся обстоятельствах, стало не под силу большей части организаций в сфере культуры и искусства. Это привело к тенденции возвращения «под крыло» государства, стремлению получит финансовую поддержку государства, и, как следствие принятия ряда законов в области культуры.

На современном этапе существует разнообразные экономические механизмы деятельности организаций в области культуры и искусства. Часть учреждений культуры имеют полную финансовую поддержку государства и благотворительных фондов и существуют за счет этих средств (архивы, библиотеки), часть частично финансируются за счет учредителей и коммерческой деятельности (музеи, клубные организации), некоторые организации стали полностью на коммерческие рельсы (изобразительное искусство, литературное творчество).

Особенности применения процессного подхода в сфере услуг культуры

Пациент, проходя каждый из этих этапов, приобретает новые качественные и количественные характеристики, которые будут являться исходными данными на входе для следующего этапа51. В конечном счете, применение такого подхода позволяет трансформировать пациента в партнера по лечению, работа лечащего врача становится более продуктивной, а итоговый результат - здоровый пациент, удовлетворенный качеством оказанной услуги.

Практически ежедневно организации здравоохранения сталкиваются с необходимостью пересматривать, корректировать свою деятельность, следовательно, процессы стали неотъемлемым инструментом повседневного управления. Применение такого подхода позволяет проводить оценку каждого процесса, учитывать интересы всех заинтересованных в этом лиц, гибко реагировать на все изменения, происходящие в структуре процесса, проводить взаимосвязь с качеством предоставляемых медицинских услуг. Обеспечение необходимыми ресурсами, оптимизация затратных средств, преимущество требований потребителя (пациента), предупреждение проблем качества предоставления услуг, совершенствования качества н всех этапах предоставления услуги - вот далеко не весь перечень принципов, на которые опирается процессный подход в здравоохранении.

В сфере услуг культуры применение процессного подхода приобретает всю большую популярность. Однако, несмотря на то, что повышение качества оказываемых услуг является одним из насущных вопросов для учреждений культуры, они пока крайне редко выстраивают внутренние процессы так, чтобы приоритетом была ориентация на потребителя.

Учреждениям культуры, как впрочем, и всем организациям, приходится ежедневно сталкиваться с возрастающими требованиями потребителей, с усилением конкуренции, что заставляет постоянно повышать качество предоставляемых услуг, ориентируясь на запросы их получателей и при этом сохранить ориентацию на духовно-нравственные и культурные ценности, присущие учреждениям отрасли культуры.

Учреждения культуры пытаются разумно сочетать функциональный подход с процессным подходом. В частности, театру, результатом деятельности которого является творческий продукт, важно знать аудиторию, на которую рассчитан тот или иной спектакль, ее потребительские возможности, платежеспособность. Руководителю необходимо прогнозировать конечный результат, в том числе финансовый, уже на стадии творческого планирования (проявление ориентации «на потребителя»). В то же время масштаб театра, большое количество творческих коллективов, постановочных и административных подразделений требуют вертикальной иерархии управления (при наличии взаимодействия между ними) и закрепления за подразделениями конкретных функций52.

Сравнительная характеристика функционального подхода к управлению театрально-зрелищным учреждением и процессного подхода показывает, что начальным этапом создания услуги при традиционном подходе является выбор постановки художественным советом театра, а при процессном подходе - процесс определения целевой аудитории. Поэтому развитие маркетинговых исследований в подобных учреждениях культуры является одной из приоритетных задач.

Для достижения конечной цели - удовлетворения запросов потребителей услуг, иногда требуются только индивидуальные решения, а это возможно только при применении процессного подхода в управлении. Постепенно процессный подход внедряется и в такие учреждения культуры, как библиотеки, реализация которого должна быть направлена на: - выявление проблем, их анализ, разработку мероприятий по улучшению и их последующую реализацию; - унификацию процессов; - обмен и передачу опыта другим учреждениям (библиотека региона муниципальным библиотекам); - сравнение себя с другими библиотеками и улучшение процессов; - определение задач для выполнения работы для вновь созданных подразделение и направлений деятельности; - передача накопленного опыта новым сотрудникам; - внутренний аудит

Конечно, для решения этих задач, должны быть привлечены не только дополнительные ресурсы, но и подлежит преобразованию сам рабочий процесс предоставления услуг потребителю. В библиотечных учреждениях необходимы квалифицированные специалисты, которые в своей деятельности опробовали методику процессного подхода, владеют практическими навыками и готовые обучать, обмениваться опытом с сотрудниками учреждения.

Каждый вид деятельности учреждений культуры представляет собой некоторый процесс, который преобразует «вход» процесса в его «выход», так как комплекс взаимосвязанных между собой процессов в сфере услуг культуры нацелен на конечный результат, а именно на качество предоставляемой услуги.

Процессы, проводимые в учреждениях культуры можно разделить на основной - процесс производства услуги и вспомогательные процессы -обеспечение предоставляемой услуги, подготовка к производству и контроль предоставляемой услуги.

Для устойчивого развития продуцента услуг культуры, на наш взгляд, необходимо последовательное внедрение процессного подхода, включающего в себя четыре основных этапа: план - реализация - внутренний контроль -корректировка (см. Рисунок 15).

Методический подход к оценке социально-экономической эффективности результатов деятельности продуцентов услуг сферы культуры

В 2015 г. краевыми и муниципальными театрами было проведено 1 353 спектаклей (включая гастрольную деятельность), концертными учреждениями -2 608 концертов на территории РФ и за пределами (гастрольная деятельность) -118 концертов.

В Краснодарском крае действует 3 выставочных зала изобразительных искусств, в течение 2014 г. в них было проведено 139 выставок.

В пяти отделениях творческих союзов России («Союз художников России», «Союз театральных деятелей России», «Союз композиторов России», «Союз российских писателей», «Союз писателей Кубани») объединено около 650 деятелей искусств.

В библиотечной сфере Краснодарского края общее количество библиотек, включая структурные подразделения учреждений культурно-досугового типа, составляет - 1047 библиотек. По сравнению с 2010 г. этот показатель вырос на 6 единицы. 591 библиотека Краснодарского края подключена к сети Интернет, 526 - имеет электронную почту. Библиотечный фонд в 2014 г. составил - 20 123 тыс. экземпляров. В регионе действуют 60 музеев (включая филиалы), из которых: - художественные музеи - 2 - историко-краеведческие музеи - 43 - мемориальные - 5 - музеи-заповедники - 2 По сравнению с показателями 2011 г количество музеев выросло на 1 единицу, а по сравнению с 2005 г. - на 13 единиц. Число посещений музеев в 2015 г. составило - 2 225 тыс. чел., что на 47 % больше показателей 2005 г.

По состоянию на 01. 01. 2015 в Краснодарском крае на государственной охране состоит 18171 памятник истории и культуры, из которых 6,2 % принадлежат памятникам градостроительства и архитектуры, 12,2 % - памятникам истории, 3,7 % - памятникам монументального искусства, 77,9 % - памятникам археологии.

В крае насчитывается 71 кинотеатр, в муниципальной собственности находится 42 кинотеатра, в частной - 29. Всего в кинотеатрах края - 170 кинозалов, из них 132 цифровых, в том числе 39 цифровых кинозалов расположены в муниципальных кинотеатрах. Валовой сбор от кинопоказа в 2014г. составил 2 084 468 тыс. рублей, что на 20,4 % больше показателей 2013 г.

Министерству культуры Краснодарского края подведомственны 26 государственных учреждений культуры и искусства, среди которых лидирующую часть занимают бюджетные учреждения. Классификация учреждений по типам принадлежности отражена на Рисунке 24. В перечень услуг учреждений культуры Краснодарского края входят: услуги учреждений кино и кинопроката, услуги театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и коллективов филармонии; услуги выставочного характера и художественного оформления, услуги музеев, услуги парков (садов) культуры и отдыха; услуги музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений и библиотек; прочие услуги учреждений культуры.

Подведомственные учреждения Министерства культуры Бюджетные учреждения - 21 ед. Автономные -Научно-творческое учреждение культуры «Кубанский учреждения- 5 ед. казачий хор» -Краснодарское - Краснодарский краевой театр кукол творческое объединение - Краснодарская филармония имени Г.Ф. Пономаренко «Премьера» им. -Краснодарский государственный историко- Л.Г.Гатова археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына -Краснодарский - Краснодарский краевой художественный музей академический театр имени Ф.А. Коваленко драмы им. Горького Краснодарский краевой выставочный зал -Краснодарский изобразительных искусств государственный цирк - Краснодарская краевая универсальная научная - Агентство культуры и библиотека им. А.С. Пушкина искусства - Краснодарская краевая юношеская библиотека имени - Выставочный комплекс И.Ф. Вараввы- Краснодарская краевая детская библиотека имени «Атамань» братьев Игнатовых»- Краснодарская краевая специальная библиотека для Казенные учреждения- 1 слепых имени А.П. Чехова- Краевой учебно-методический центр культуры иповышения квалификации ед.-Централизованнаябухгалтерия министерства - Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. культуры Краснодарского Римского-Корсакова- Средняя общеобразовательная школа-интернат края народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко - Краснодарский краевой колледж культуры - Краснодарское художественное училище» (техникум) - Центр технического и хозяйственного обслуживания учреждений культуры, искусства и кинематографии - Жилищный комплекс «Театральный» - Новороссийский исторический музей-заповедник Краснодарское хореографическое училище (техникум) - Новороссийский музыкальный колледж им. Д.Д. Шостаковича - Сочинский колледж искусств Рисунок 24 - Государственные учреждения культуры и искусства, подведомственные Министерству культуры Краснодарского края

В регионе утверждена и реализуется государственная программа Краснодарского края «Развитие Культуры». Среди основных целей которой можно выделить: развитие и реализацию культурного и духовного потенциала населения; сохранение и преумножение культурного наследия Кубани, улучшение качества предоставляемых услуг учреждениями культуры и искусства, развитие кадровых ресурсов в области культуры и искусства.

Отдельно следует рассмотреть проблемы социальной составляющей функционирования сферы услуг культуры в Краснодарском крае (см. Таблица 10).

Среднемесячная заработная плата в 2014 г. в Краснодарском крае составляла 25 951 руб., в т. ч. работников культуры 18 760 руб. что составляет 72,3% в удельном весе среднемесячной заработной платы на одного жителя края. В 2014 г. оплата работников культуры и искусства по сравнению с 2010 г. выросла на 108,93%, по сравнению с 2013 г. - на 6,99%.

Анализ средней заработной платы работников сферы культуры и искусства в Краснодарском крае показал, что наиболее высокооплачиваемым является труд работников концертных организаций - 27 679 руб., уровень оплаты которых превышает среднемесячную заработную плату по Краснодарскому краю на 106,67%.

Далее следует оплата труда работников театров - 27 309 руб. (темп роста к данным среднемесячной заработной платы по краю составил 105, 23%).

Так же следует отметить среднюю заработную плату работников специальных образовательных учреждений - 21 841 руб. (темп роста к данным среднемесячной заработной платы по краю составил 84,16%), детских школ всех видов искусств - 21 588 руб. (темп роста к данным среднемесячной заработной платы по краю составил 83,19%) и работников музеев - 20 223 руб. (темп роста к данным среднемесячной заработной платы по краю составил 77,93%).

Оценка социально-экономической эффективности результатов деятельности учреждений культуры для повышения их конкурентоспособности

На основании указа Президента Российской Федерации121 учреждены ежемесячные государственные стипендии для видных деятелей культуры и искусства, а так же для талантливых молодых авторов музыкальных, литературных, художественных произведений.

В Краснодарском крае состав мероприятий направленных на поддержку творческих работников Кубани, стимулирование молодых деятелей культуры в сфере реализации государственной программы региона «Развития культуры» на период 2016-2021 гг.122, включает в себя выплату премий администрации Краснодарского края в области науки, образования и культуры, финансирование которых осуществляется за счет краевого бюджета.

На поддержку творческих работников из средств краевого бюджета Краснодарского края запланировано выделить 8 730,0 тыс. руб. (на период с 2016г. по 2021 г.), в том числе: - на выплату премий деятелям культуры в области науки, образования и культуры - 3000,0 тыс. руб.; - на выплату премий деятелям музыкального искусства, в области вокально-хорового искусства им. Г.М. Плотниченко - 90,0 тыс. руб.; - на выплату ежегодной премии деятелям музыкального искусства, в области вокально-хорового пения им. Г.Ф. Пономаренко - 150,0 тыс. руб. - на выплату премии главы администрации в области театрального искусства - 90,0 тыс. руб. - на выплату ежемесячных творческих стипендий писателям, нуждающихся в материальной поддержки - 720,0 тыс. руб.; - на выплату ежемесячных стипендий одаренным учащимся и студентам образовательных учреждений культуры и искусства - 4500,0 тыс. руб. Кроме того, государственная поддержка продуцентов услуг в сфере культуры и искусства заключается в предоставлении налоговых льгот, преференций в соответствии с налоговым законодательством РФ. Рассмотрим налоговые льготы по основным доходообразующим налогам: НДС и налогу на прибыль, предоставляемые некоммерческим организациям в сфере культуры и искусства.

Учреждения сферы культуры и искусства с любой формой собственности и ведомственной принадлежности, будь то коммерческие и некоммерческие организации, российские или иностранные, на основании НК РФ могут воспользоваться льготой по НДС. Но существующий перечень продуцентов услуг является исчерпывающим123 и не подлежит расширенному толкования, поэтому налоговой льготой не могут воспользоваться, например, туристические экскурсионные бюро, дельфинарии и океанариумы, реализующие билеты на зрелищное мероприятие и др.

Перечень услуг, оказываемых учреждениями в сфере культуры и освобожденные от уплаты НДС можно условно разделить на две группы (см. Рисунок 36): услуги, связанные с организацией и проведением культурных мероприятий (реализация входных билетов на посещения культурно-зрелищных мероприятий, реализация программ на спектакли, концерты. Форма которых утверждена как бланк строгой отчетности124 и т.п.) и услуги, связанные с использованием имущества учреждений культуры (предоставление напрокат музыкальных инструментов, театральных реквизитов, предоставление напрокат концертных площадок и т.п.).

Театрам, музеям, библиотекам, концертным организациям, являющимися бюджетными учреждениями с 01 01.2014 г. налоговым законодательством сделано послабление в отношении авансовых платежей по налогу на прибыль организаций.

Учреждения культуры и искусства: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные паоки. поиоолные паоки и ланлшасЬтные паоки

Учреждения культуры и искусства: театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными ЇЧПЙЖЛЙНИЯМИ Услуги, оказание которых связано с использованием имущества организаций культуры и искусства - услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных организаций, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, театрального реквизита и др.; - услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных организаций; - услуги по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных организаций; - услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства; - услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных организаций освобождены от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций - могут признавать затраты по приобретению и (или) созданию объектов амортизируемого имущества (кроме недвижимого) в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода этих объектов в эксплуатацию, равно как и затраты по их достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому пеоевоооужению Услуги, связанные с организацией и проведением театрально-зрелищных и культурно-просветительных мероприятий: - реализация (услуги по распространению) входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности; - реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов; - услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий; - услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства

В настоящий период вышеназванные организации культуры могут не исчислять и не уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу, как это предусмотрено для других российских организаций, а уплачивать сумму налога вместе с подачей налоговой декларации по истечению налогового периода, что несомненно сказывается на возможности использования дополнительных средств в течении налогового периода ( календарного го да). В отношении объектов социально - культурно сферы существуют льготы по налогу на имущество, так в соответствии с законодательством Краснодарского края125 памятники истории и культуры освобождены от налогообложения.

Подобный комплексный подход государственной поддержки позволит не только обеспечить успешное функционирование самих учреждений (организаций) культуры, но и реализовать право граждан на участие в культурном наследии общества и его сохранении для будущих поколений. Принципиальным, на наш взгляд, является включение в систему государственной поддержки коммерческих и некоммерческих организаций сферы культуры негосударственного сектора, играющих важную социальную роль и вносящих весомый вклад в сохранение и развитие культуры в нашей стране. Государственный курс на создание здоровой конкурентной среды в социальной сфере, в том числе и в сфере культуры, обусловливает необходимость создания механизма участия продуцентов услуг негосударственного сектора в реализации государственных (муниципальных) заданий, что позволит повысить эффективность, в том числе и социальную, расходования бюджетных средств. Это полностью соответствует целям продолжающейся бюджетной реформы в нашей стране. Всесторонняя поддержка конкурентоспособных организаций культуры государственного и негосударственного секторов способна внести весомый вклад в создание потенциала устойчивого развития как отдельных регионов, так и нашей страны в целом.