Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ Алиева Патимат Джамалутдиновна

Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ
<
Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиева Патимат Джамалутдиновна. Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ : Дис. ... канд. филос. наук : 03.00.16, 09.00.13 : Махачкала, 2005 168 c. РГБ ОД, 61:05-9/225

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Ислам и наука. Теологические источники о происхождении природы и человека 26

1.1. Коран и хадисы о происхождении Земли и неба 29

1.2. Коран и хадисы о происхождении человека 39

1.3. Коран и хадисы о происхождении животных и растений 45

1.4. Гармоничность создания Богом всего живого 51

Глава II. Природа в системе ценностей ислама. Мусульманская теология о создании природы для человека 57

Глава III. Роль ислама в нравственной жизни человека. Экологичное отношение человека к воде, животным, земле и растениям 80

3.1. Экологичное отношение человека к воде 91

3.2. Экологичное отношение человека к животным 92

3.3. Теологическое истолкование пищевых запретов 103

3.4. Экологичное отношение человека к земле 115

3.5. Экологичное отношение человека к деревьям растениям 118

Глава IV. Сравнительный анализ отношения основных религий к глобальным проблемам экологии и место ислама в устойчивом развитии общества 128

4.1. Экологическое образование для устойчивого развития Республики Дагестан 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

ЛИТЕРАТУРА 159

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Экологические знания открывают жизненно важные стороны действительности, содействуют изменению нашей культуры, нашего образа жизни. Экология зародилась как наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой. В последние годы ее чаще определяют как науку об экологических системах. Однако сегодня приходится признать, что это уже не естественнонаучная дисциплина, а комплексная, социоестественная наука, предмет которой практически связан со всеми сторонами жизнедеятельности человека.

Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих, раньше казавшихся второстепенными, связей и отношений в природе. Как в свое время открытие Коперника изменило представление людей о порядке мироздания, так и знание экологических закономерностей меняет наше представление о порядке в земной природе. Мы начинаем понимать, что этот порядок не случаен, он необходим для существования и развития человека, для продолжения человеческого рода. Мы обязаны считаться с ним в своей деятельности, не привносить в него нарушений. И по готовности к таким изменениям можно судить о нашей культуре.

Положение самого человека в биосфере двоякое. С одной стороны, он как биологический вид является составной частью экосистем нашей планеты. С другой стороны, в отличие от иных живых существ, человек имеет и небиологические, социально-культурные потребности и механизмы развития. Он создает технику, новые искусственные вещества, строит здания, прокла-

4 дывает дороги и для этого черпает из окружающей среды такие ресурсы, которые ранее ни одно живое существо не потребляло, - руды, нефть и т.д. При этом возвращает в природу массу чуждых ей синтетических отходов. Так возникают и накапливаются загрязнения.

В связи с усиливающимся загрязнением воздуха, воды, почвы, истощением невозобновляемых природных ресурсов, нарушением устойчивости и снижением разнообразия биосферы, ухудшением здоровья и качества жизни людей цивилизация сейчас стоит перед выбором дальнейшего пути развития. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро Организация Объединенных Наций провела конференцию по окружающей среде и развитию, где представители 179 государств приняли Повестку дня на XXI век - всемирный план действий. На конференции был сделан вывод о необходимости перехода человечества на путь так называемого устойчивого (поддерживаемого) развития. В самом широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии в отношениях между людьми и между обществом и природой.

В повестке дня на XXI век разъясняется, что движущими силами перемен в окружающей среде являются население, потребление и технология. Растущее население мира и расширяющееся производство в сочетании со спецификой традиционных норм потребления увеличивают нагрузки на экосистемы. Главная задача - уменьшить расточительное потребление. Каждый человек должен взять на себя ответственность за потребление энергии, товаров, за накопление отходов.

Повестка дня на XXI век призывает государства и правительства обеспечить просвещение по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов. Фундаментом для понимания проблем развития и охраны окружающей среды является базовое экологическое образование.

Усилия по содействию устойчивому развитию, получили весомый импульс на завершившем 4 сентября 2003 г. свою работу Всемирном саммите по устойчивому развитию. В работе саммита приняли участие 21 тыс. человек, в том числе 9101 делегат, 8227 представителей неправительственных ор-

5 ганизаций и 4012 аккредитованных представителей СМИ. С очень содержательным докладом на саммите выступил Председатель Правительства России М. И. Касьянов.

Одна из важнейших проблем, решаемая в ходе подобного процесса -как сочетается демократическая форма социального развития и новая модель социоприродного УР.

В главном итоговом документе - «Плане выполнения решений» - обозначены цели и установлен график для действий по широкому кругу проблем, включая сокращение к 2015 г. вдвое числа людей, не имеющих доступа к чистой воде и надлежащей санитарии, восстановление истощенных рыбных ресурсов и сохранение биоразнообразия к 2015 г. и постепенное прекращение использования токсичных химикатов к 2005 г. Более того, впервые «с чувством особой срочности» странами были приняты обязательства по увеличению использования возобновляемых источников энергии.

Человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. Для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения. Экологические знания не только объясняют неизвестные стороны действительности, но и призваны выполнять предписывающие функции по отношению к человеческой деятельности. Выполнение их становится показателем освоения норм новой, экологической культуры.

Формирование экологической культуры и экологической ответственности личности предполагает рассмотрение таких традиционных проблем, как сущность культуры, механизмы социализации индивида, основания образования и пути повышения его эффективности.

Находясь в неразрывном единстве, культура и человек взаимоопределяем ы. Овладение культурой — это формирование в человеке языка, знаний,

традиций. Овладение культурой - это и усвоение системы ценностей данной социокультурной среды, усвоение определенного набора социальных ролей. В разных культурах выполнение одной и той же роли требует от человека различных поведенческих моделей, ориентации на разные нормативные системы. Отсюда ясно, насколько важны процессы социализации для сохранения самобытности (непохожести) той или иной культуры, для ретрансляции культурных ценностей и для формирования того типа личности, который необходим, имманентен данной культуре.

Социализация индивида — это, по существу, передача социокультурного опыта от одного поколения к другому. Процесс социализации — это процесс формирования личности и приспособления к жизни в обществе, основывающийся на обучении и приспособлении к культуре, дающий возможность понять эту культуру и сознательно действовать в ее рамках. Посредством данного процесса культура формирует новых членов общества. Содержанием социализации является культурное наследование.

Процессы социализации разворачиваются, прежде всего, на уровне микросреды, где общекультурные нормы и идеалы преломляются в конкретные правила поведения, где складывается особая иерархия ценностей и предпочтений как общесоциального, так и специфически культурного плана. Чтобы эффективно включиться на этом уровне в социальное взаимодействие, человек должен глубоко овладеть "обезличенными" культурными ценностями. Для овладения ими общество создает специальную систему институтов, которые способствуют формированию и распространению «общей культуры». К важнейшим институтам такого характера относятся, прежде всего, образовательно-воспитательные учреждения.

Благодаря усвоению «общей культуры» происходит адаптация индивида к социокультурной среде. Усвоение культурных норм обеспечивает человеку возможность быть "равным среди себе подобных", возможность понимать и быть понятым. Овладение нормами и ценностями данной культуры дает человеку схемы, модели, поведенческие стереотипы, которые актив-

7 но используются в рамках данного социокультурного контекста, формируя

механизмы культурозначимого поведения в типичных стандартных ситуациях.

Из вышесказанного следует, что в процессе социализации культура выступает, прежде всего, со стороны своих социально-адаптивных, нормотвор-ческих механизмов, ограничивая свободу человека, накладывая на все проявления индивида границы, формируя меру человеческого произвола. Выход за данные нормативно-ценностные рамки определяется как антикультурность, некультурность, асоциальность.

Культура, строясь на ретрансляции ценностей от общества к личности и обратно, не является механической суммой индивидуальных культур, также, как индивидуальная культура не представляет собой лишь срез культуры общества. Имманентным источником развития культуры становится активность личности, ее креативная, эвристическая деятельность.

Э. Кассирер (1994) справедливо считал, что «самая главная характеристика человека, его отличительный признак - это не метафизическая или физическая природа, а его деятельность. Именно труд, система видов деятельности определяют область «человечности». Язык, миф, религия, искусство, наука, история суть составные части, различные секторы этого круга».

Таким образом, культура сама создает своего творца посредством усвоения им традиций, всех прошлых достижений; но творец, являясь «продуктом» данной культуры, выступает условием ее эволюции. В этом случае человек одновременно является созидателем и разрушителем культуры: культура при помощи нормативных механизмов формирует и закрепляет у индивида образцы, стереотипы реакций и поведения, но для эволюции культуры человек должен их разрушить, изменить.

Культурность человека, следовательно, это не только усвоение норм и традиций, но и способность выйти за пределы нормативно-культурной заданности. В этом плане потребность в самоактуализации человека - это потребность в преобразовании норм культуры. Несовпадения,

8 противоречия между культурой личности и общества - конечный источник

развития и динамики образовательных институтов.

Итак, культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. В зависимости от содержания и ориентации она может сближать и отчуждать народы. В наше время выживание человечества во многом зависит от становления мировой культуры, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями. Основанием такого единения культур могут служить эко гуманистические ценности и идеалы устойчивого развития общества.

Сущность экологической культуры. Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить господствующий способ взаимодействия с природой - и тогда неизбежна экологическая катастрофа - либо радикально изменить сложившийся тип деятельности и сохранить биосферу в состоянии, пригодном для жизни. Очевидно, что второй вариант единственно приемлем. Однако следование ему предполагает беспрецедентную по сложности и масштабам переориентацию всех видов человеческой деятельности, в первую очередь, тех, которые исторически сложились как разрушительные для природной среды.

Изменение ориентации связано с коренной перестройкой мировоззрения, прежде всего, той шкалы ценностей, которая укоренилась в сознании людей. Предстоит основательная ломка ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирование новой - экологической культуры. По своей масштабности и сложности этот переход вполне может быть квалифицирован как революционный в истории общества.

Отношение к природе как самоценности культивирует высшие и тончайшие проявления человеческой субъективности, дает возможность наиболее полного — универсального развития человека. Чем более развивается мир человека, тем глубже и шире становятся его связи с природой, тем более включается природа в специфическое культурное бытие, становится услови-

9 ем и фактором собственно человеческого развития. Человеческое отношение

к природе ради нее самой, составляющее суть экологической культуры, противостоит человеческой ограниченности, формирует способность соизмерять свое существование, свои потребности с природными возможностями. Человеческое отношение к природе - это отношение любви, а следовательно, бескорыстия и самоотречения, которое не в тягость, которое озаряет жизнь человека иным, высшим, духовным смыслом».

В целом можно проследить две основные группы ценностных установок в отношении к природе, которые в отдельные периоды человеческой истории доминировали в общественном сознании, но полностью не исключали одна другую. Первая группа ценностных установок противопоставляет человека

& природе. Она присутствует в общественном сознании, начиная с поздней ан-

тичности, но стала доминирующей в жизни общества с нового времени благодаря идеологии христианства и становлению капиталистической формации. Основоположники классической науки и рационалистически ориентированного гуманизма представляли природу как машину, рассматривали ее как средство, позволяющее достигнуть социального благополучия.

Установка, противопоставляющая человека природе, по мере развития производительных сил, экономики неизбежно привела не только к

(& агрессивному отношению к природе, но и содействовала нагнетанию по-

требительского отношения к ней. Последнее было также связано с иллюзорным представлением о ресурсах нашей планеты как безграничных и неисчерпаемых.

%

Вторая система ценностных установок на природу заключается в поклонении природе, ее романтизации. Она исторически более древняя, всегда была представлена в общественном сознании и являлась доминирующей в древних культурах. Именно в этот период моральный статус приписывался всему живому, природа в ее первозданном виде объявлялась святостью, предметом благоговения.

*

*

*

Следует подчеркнуть, что при всей своей полярности указанные ориентации в ценностных установках имеют между собой и некоторую общность, которая обусловлена тем, что природа в них рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. Коренное изменение в морально-эстетической оценке природы, которое соответствует коэволюции общества и природы, состоит в том, чтобы видеть в окружающей природе ценность культуры. Это означает, что "гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретет завершенную форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой".

Неразрывность связи людей с природой существовала всегда, и люди интуитивно чувствовали ее в прошлом в большей степени, чем теперь, когда человек зачастую отгорожен от природы крупными городами, техносистема-ми и прочими приспособлениями, направленными на повышение комфортности быта.

Однако никогда еще связь человека с природой не была столь органичной, как теперь, поскольку впервые состояние природной среды стало величиной, производной от деятельности человека и, следовательно, самым непосредственным образом зависит отныне от уровня культуры людей, их нравственности. Вот почему впервые в истории вполне правомерно рассматривать природную среду как продолжение культуры, включенное в систему социальных ценностей, а не просто как существующую саму по себе, независимо от людей, как это было раньше, до возникновения столь тесной зависимости между обществом и природой.

Экологическая этика ставит вопрос иначе, обращая внимание по существу на мировоззренческую проблематику: каков смысл существования Человека во Вселенной и Вселенной в Человеке? Конкретным преломлением этой фундаментальной мировоззренческой проблематики являются, в частности, вопросы: должны ли принципы экологической этики основываться на признании внутренней ценности природных систем или объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней.

Еще совсем недавно такая постановка вопроса показалась бы надуманной, поскольку каждому было ясно, что природа дана человеку в естественном виде, она существовала задолго до возникновения самого человека и продолжает существовать независимо от него.

Сейчас, однако, считается, что в систему социальных ценностей должны быть включены не только явления общественной жизни, но и природные явления, взятые хотя бы в рамках биосферы и составляющие естественную среду жизни общества. Тем самым существенно расширяется сфера социального и делается заявка на преодоление того антропоцентризма, который составлял непременную ось всей прежней культуры.

Можно сказать, что прежний антропоцентризм исчерпал себя в силу своей односторонности и, более того, стал весьма серьезной помехой на пути преодоления экологических трудностей человечества, так как, если человек по-прежнему будет сосредотачивать внимание только лишь на себе самом и своих потребностях, то невольно разрушаемая им природа будет все более жестоко мстить человеку за недостаточное внимание к ее нуждам.

Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от непосредственного наивного антропоцентризма и переход к системе взглядов, которая строится биосфероцентристски. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно через сохранение природной среды его существования. Эта опосредованность вызвана острой практической потребностью, порожденной новой ролью человека на планете. Итак, ценности экологической культуры призваны способствовать развитию мировоззренческих установок, формированию творческой человеческой личности. Это связано с такой характеристикой экологической культуры, как сопряженность в ней личного и общественного. Тем самым культура во все большей мере превращается из средства обособления в средство единения общества и природы. Общим признаком новой культуры становится взаимопроникновение социального и природного начал, подчиненное задаче их взаимного сохранения.

12 Экологическая культура не только формируется в процессе перехода

биосферы в ноосферу, но сама выступает условием такого перехода. От того, насколько успешно будет идти экологизация культуры, зависит: быть или не быть человечеству. В этом состоит особенность сознательно осуществляемого развития в отличие от стихийно происходящего, каким оно было до сих пор.

Взаимодействие общества и природа стало на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем современности.

Если термоядерной войны может и не быть, то экологический кризис уже налицо. Постепенно это начинают понимать не только люди науки, но и все живущие на Земле.

Человек в результате собственной же деятельности вступил в опасное острое противоречие с условиями своего обитания.

Для того, чтобы вновь вернуть себе место на планете, человек должен осознать свое право, данное в силу своего рождения, и показать свою судьбу, поэтому так актуальна на сегодняшний день проблема выработки нового способа общения с природой, основанной на системе духовно-нравственного воспитания.

Нарастающие противоречия между человеком и окружающей средой, опасности, которые создает цивилизация для будущего человечества, постепенно начинают занимать все большее место в научных и социально-философских исканиях. Все эти противоречия приобрели сегодня глобальный общепланетарный характер. Все более становится очевидным, что для их разрешения необходимо создание соответствующей теории, и чем масштабнее и сложнее задача, тем выше и ответственнее роль теории, дающей необходимые ее решения, мировоззренческие научные и духовно-нравственные ориентиры. Поэтому так актуальны, так особенно важны в настоящее время вопросы, связанные с развитием адекватного экологического сознания, опирающиеся как на научно-философское понимание единства че-

13 ловека и природы, так и на универсальные ценности, заложенные в религиозно-философских учениях.

Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна.

Биосфера является единственным возможным домом для человечества. Результаты современных научных исследований свидетельствует о том, что дальнейшее развитие современной цивилизации может происходить только в согласии с законами природы, при осознании своей роли в биосфере.

Еще в середине XX в. В.И. Вернадский научно доказал, что человечество становится в биосфере единственным в своем роде агентом, «могущество которого растет с ходом времени со все увеличивающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуры самых основ биосферы». (Вернадский В.И.; 1940г.)

Именно Вернадский В.И. поставил вопрос о том, что в результате деятельности человека в биосфере может быть нарушено ее динамическое равновесие, и она потеряет качества самопроизводящей системы. С одной стороны человечество улучшает условия своего существования, а с другой — ухудшает экологические условия жизни и катастрофически сокращает необходимые для своей жизнедеятельности ресурсы.

Существует мощный фактор жизнедеятельности человека, активно влияющий на его существование, таким фактором, считает А. Печчеи, является огромное и все возрастающее материальное могущество самого человека (Печчеи А.; 1985г.)

Оно обусловлено новейшими достижениями науки и культуры, развитием новой техники, интенсивных технологий.

Таким образом, соотношение «теология-экология» дополняется связью «экология-техника», в котором источником и двигателем развития науки и техники является человек, его существование.

Как отмечают философы, изменение внутреннего мира человека в современных условиях возможно, прежде всего, через систему духовно-нравственного воспитания, в основе которого лежит религиозное начало.

Между тем религия, являясь одной из форм общественного сознания, устанавливает определенные нормы отношения человека к окружающей его среде, активно способствует переориентации человеческого сознания в отношении с природой. Нам представляется, что наука о нашем доме, то есть экология, не будет эффективной до тех пор, пока мы не познаем хотя бы частично законов, скрытых в религиозных учениях. Речь идет о триединстве науки, культуры, экологии, без которых не могут развиваться физическая и духовная жизнь. Человек должен осознать, что на земле есть вещи незыблемые и святые, что мир не простой склад ресурсов, которые при желании могут быть разработаны и потреблены, он подчинен духовному закону единства мироздания.

Особая актуальность этой темы определяется, прежде всего, тем, что религия в той или иной степени всегда затрагивала проблемы взаимоотношения человека с окружающим миром, помогала людям осознать опасность глобальной экологической катастрофы и степень личной ответственности каждого за состояние окружающей среды, содействовать объединению людей разных национальностей для решения экологических проблем. И естественно в их силах сделать особенно много для формирования экологического отношения к природе. Исходя из этого разработка религиозно-этических основ экологии представляет, несомненно, научный интерес.

Как отмечает В. Гейзенберг: «Религия не просто фундамент этики, она есть прежде всего основа для доверия. Возникает доверие к миру, вера в осмысленность нашего пребывания в нем». (Гейзенберг В., 1987г.)

Немецкий философ Э. Кадлец на место традиционной этики, этики человека, ставит этику природы, которая устанавливает ответственность человека в открытии растений и животных. Основной принцип этой этики звучит

15 так: «Соблюдай естественный порядок (гармонию), никогда не причиняй без

необходимости какого-либо ущерба другому созданию». (Кадлец Э., 1976г.)

И конкретизируя это положение, философы отмечают, что моральная теология и этика имеют своей целью выработку общих принципов и специфики человеческого поведения в открытии естественной среды т.о., чтобы каждое «экологическое действие» служило сохранению необходимого равновесия между человеком и природой.

В возникновении новых ценностных ориентиров, в многообразных попытках построить экологическую этику на основе тех или иных религиозных мировоззрений, формирующих новое экологическое сознание и новые общечеловеческие ценности — сохранение многообразия экосистем, отношение к Земле как к уникальной экосистеме осмотрительного и бережного отношения к живой природе, складывается новый естественно-исторический взгляд на человека, на его деятельность и на его место в космосе, создаются новые возможности для осмысления экологической ситуации на планете.

В то же время в сложившихся условиях актуальность исследуемой проблемы возрастает в связи с тем, что, специфически отражая действительность, религия как форма общественного сознания устанавливает определенные нормы взаимоотношений человека с окружающим миром.

Человек забыл, что он является частью природы. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой. Природа для человека не только поле для его преобразовательной деятельности, но и естественное условие для его существования.

Таким образом, в сфере религиозной этики необходимость сохранения благоприятных условий для человека на Земле сочетается с фундаментальным догматом: человеческая жизнь и благоприятная для нее природная среда есть результат «предвечного замысла» и воли Создателя. Отсюда вытекает этический императив, лишающий человека права безнаказанно распоряжаться жизнью своей и жизнью других людей ни сейчас, ни в будущем. Он пред-

полагает обязанность человека сохранять благоприятную для жизни окружающую среду и для себя, и для будущих поколений.

Философия имеет глубокую традицию рассмотрения проблемы взаимоотношения человека, общества и природы. Природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и окружающей среды его обитания, отношения человека к Космосу, Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и нового времени, волнуют они и современных философов.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется также тем, что философский взгляд на современную экологическую проблему может оказаться продуктивным для точной постановки самой экологической ситуации, более глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной глобально-экологической стратегии.

Экологический кризис на Земле достиг уровня катастрофы, которую можно остановить, реализуя все ресурсы человечества, материальные и духовные. И поскольку религия является массовой формой общественного сознания, религиозные организации, духовенство, широкие массы верующих могут сыграть главную роль в борьбе за спасение мира и человечества от экологической катастрофы в современном мире.

В своей работе диссертант коснулся вопроса самой большой и в то же время самой молодой религии мира - ислама и его отношения к проблемам экологии. На сегодняшний день экологическая проблематика становится предметом обсуждения не только науки, но и теологии. Анализ предпосылок и путей решения экологической проблематики показывает, что исследование ее религиозных аспектов приобретает в настоящее время особую актуальность.

В последние годы в связи с экологической проблематикой по-новому предстают некоторые фундаментальные положения ислама, выявляются его

17 непредвиденные ранее возможности в решении этических, культурологических и других вопросов глобальных проблем.

Ислам — одна из ведущих мировых религий, которую исповедуют более миллиарда жителей планеты всех континентов, стоящих на всех ступенях социальной лестницы. В отличие от других религий ислам не имеет разделения светских и духовных функций и повсюду способствует сохранению неразделимости религии и государства, политики и морали, правовых норм, экономики и социальных проблем, образа жизни.

Мусульманский теолог В. аз-Захялий считает, что ислам — религия, обладающая мировым гуманистическим характером, призывающая к достижению добра, счастья, справедливости, права свободы для всех людей. (Аз-Захялий В., 1981г.)

Почти с самого начала освещают его путь письменные источники. Первый и основной - это Коран, другие источники - Сунна и хадисы. Коран — Священная книга мусульман, тексты которой им передал посланник Божий -Мухаммед. (18:2)

Это уникальный по стихосложению, торжественному восхвалению и мудрости свод морально-нравственных, религиозных, гражданских, политических и юридических норм, переданных проповедником в течении 20 лет (610-632гг.)

Коран также строго осуждает такие пороки, как взяточничество, воровство, пьянство, проституцию, ложь, сплетни, убийство и многое другое, из чего видно, какую роль играло появление Корана в жизни мусульман. (Мансуров, 1992г.)

В религиозном первоисточнике сосредоточено много указаний, ориентирующих людей бережно относиться к природе. Они-то и могут быть положены в основу совместных действий различных религиозных организаций по формированию высоконравственного отношения к окружающей человека природе. (Дмитриева Л.М., 1994г.)

Для преодоления эгоцентризма Мухаммед от имени Бога и себя как посланника обязал мусульман жить единой общиной (умма) и соблюдать методы духовного самоусовершенствования, главные из которых -признание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, молитва (салят), пост (саум), милость к бедным (закят) и паломничество (хадж) (Корнев).

Центральное место в исламском учении занимает принцип «тавхид» -вера в единого Бога.

Теолог профессор Исмаил Фаруки считает, что аксиологический смысл
таухида заключается в том, что Бог признается «созидателем и Судией мира
всего» и в том, что человеческому разуму отводится решение двух задач: по
знать божью волю и подчиниться ей, постигая в то же время «законы приро-
f ды». (Фаруки, 1987г.)

Из принципа таухида вытекает идея зависимости человека и природы, которая лежит в основе мусульманской философии природы.

Известный исследователь истории исламской культуры С. Наср пишет,
что путем отказа разделить человека и природу ислам сохранил целостное
воззрение на мир... Фактически человек является источником изящества для
природы, через его активное участие в духовном мире он проливает свет в
природный мир. Его устами природа дышит и живет. Благодаря тесной связи
д между человеком и природой внутреннее состояние человека отражается во

внешнем порядке, (Наср С.Х., 1976г.)

Мусульманские идеологи пропагандировали идеал такого мусульманина, чье благочестие сопряжено с инициативой, предприимчивостью, трудолюбием и тягой к знаниям, с умением отстаивать человеческое достоинство, с выполнением долга перед семьей, обществом, государством. (Ионова, 1993.)

Однако вопросы отношения к природе в исламе не нашли еще должного
.. отражения в философской литературе. Граждане некоторых мусульманских

стран воспринимали и действовали по отношению к природе, исходя из ценностей не ислама, а западной цивилизации. В то же время экологи западных

19 стран стремятся обратить свое внимание на духовный опыт восточных культур, имеющих очевидные экофильные признаки -положительный исторический опыт природопреобразующей деятельности, наличие в культуре, традициях, религиозно-философских системах элементов нравственного отношения к природе, например, тысячелетняя история кочевников-бедуинов доказывает, с какой любовью и вниманием относились они к природе, к пастбищам, источникам воды. Бедуины не имели научных знаний об экологии. Но жизненный опыт научил их, как защищать и сохранять гармонию в природе и первородную ее чистоту.

Циклический, кочевой образ жизни бедуинов был связан с естественной жизнью живой природы. Он не нарушал гармонию и равновесие в природе. Переходя из одного участка на другой, из одной долины в другую, кочевники давали возможность природе и пастбищам отдохнуть и обновить себя. И современному цивилизованному обществу не помешало бы научиться у предков, как сосуществовать с природой. Здесь не имеется в виду, чтобы оседлые народы вернулись к кочевому образу жизни, а использовали опыт древних людей, не нарушая естественной гармонии природы. И в этом отношении религиозные, в том числе и исламские источники могут быть полезными. (Керимов Г.М.; 1994г.)

Современный ислам столкнулся с экологическими последствиями промышленного развития тех стран и регионов Востока, где население традиционно входит в ареал мусульманской цивилизации. В связи с этим первое место здесь занимает задача гуманизации и этизации различных сфер человеческой активности при опоре на духовное наследие, на историко-культурные традиции ислама.

Степень разработанности проблемы. Как было отмечено, экологические вопросы в мусульманской теологии практически не изучены.

И эта важная в сегодняшнее время и интереснейшая область взаимодействия ислама и экологии только начинается. Может быть, дальнейшие исследования внесут уточнения и дополнения в решении этой проблемы.

При написании диссертационной работы основными источниками послужили: Коран и хадисы, общая, социальная экология, курс устойчивого развития, экология человека, география, социология, материалы Международной конференция «Экология и религия», организованная и проведенная Центром гуманитарной подготовки кадров управления и ноосферно-экологическим институтом Российской Академии управления в январе 1994г.

Очень важным для данного исследования были труды российских и восточных авторов: Жданова Н.В., Махмутова М.И., А. Дидат, Н. М. Мамедова, Г.М. Абдурахманова, К.М. Алиловой, М.Б. Пиотровского, А.И. Ионова, СМ. Мусави Лари, С. Кутб, С.Х. Наср, Аль-Маудиди, М. Букейль, М.-Н.О. Осма-нова.

Поскольку в современном мире экологические проблемы приобретают глобальный характер, то в данной работе рассматриваются вопросы формирования общественного сознания и экологического мировоздания. При этом опирались на работы Н.Н. Моисеева, В. И. Вернандского, Г.М. Абдурахманова, У.А. Раджабова, А.Горелова, А. Печчеи, Э.В. Гирусова.

Проблеме формирования экологической этики посвящена работа дагестанского эколога С.Х. Магидова.

Значительную помощь в написании работы оказала диссертация Алиловой К.М. «Экологический аспект общественного сознания (Анализ религиозно-философских концепций.)

Объект исследования. Объектом данного диссертационного исследования является экологический аспект общественного сознания и его анализ в мусульманском вероучении, социально-философский смысл которого предполагает выяснение области взаимодействия экологии и религии, анализ и поиск путей возрождения и распространения традиций охраны природы, заложенных в исламской религии.

Цель исследования. Целью настоящей работы является рассмотрение экологической проблематики с точки зрения ислама, в ней также анализиру-

21
ется роль мусульманской религии в совершенствовании принципов взаимо
действия общества с окружающей природой.
к\ И это возможно лишь после исследования всего комплекса экологиче-

ских вопросов сквозь призму основных положении ислама, содержащихся в теологических источниках, в Коране, хадисах и в работах мусульманских богословов.

Задачи исследования. Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки следующих задач:

выявить отношение человека к природе, исходя из ценностей ислама,

рассмотреть экологические вопросы в рамках исламских традиций,

раскрыть в условиях планетного экологического кризиса роль религии ^ в экологизации общественного создания,

исследовать вопрос соотношения ислама и науки. Роль Корана и его влияние на научное изучение Вселенной,

раскрыть положения Корана, ориентирующие бережное отношение к природе,

осмыслить роль и влияние исламской религии на формирование у человека этического отношения к природе.

Методология и источники исследования. Теоретическое и общемето-
. дологическое основание для исследования экологического аспекта религиоз-

ных форм общественного сознания создает философия. Важность социаль
ной философии для конкретно-научного изучения системы взаимоотношений
человека со средой его обитания определяется также и самим характером
экологической переориентации современной науки. Исследования проблем
взаимоотношения общества с природной средой нацелены на синтетическое
рассмотрение сложной структуры субъектно-объектных отношений. Это -
одно из обстоятельств, сближающих экологический подход к познанию дей-
^ ствительности с подходом философским. Философия рассматривает мир как

целое, таким образом, помогает синтезу различных областей конкретно - научного знания, конкретно - научного и ценностного подходов, координации

22 познавательной и преобразовательной деятельности. Естественно, что насущная необходимость комплексного изучения экологической проблематики выдвигает на передний план синтезирующую функцию философии, обеспечивающую немалый вклад последней в установление теоретического и методологического единства наук, анализирующих различные аспекты, участки, звенья взаимоотношений человека и природной среды. Исходя из этого, методологической основой диссертационного исследования являлся социально-экологический подход, разрабатываемый отечественными и зарубежными учеными в русле концепции устойчивого развития и методологические установки инвайронментальной философии. В качестве основных мусульманских источников использовались Коран, хадисы и труды известных мусульманских теологов.

Научная новизна исследования. Задачей работы было изменить ценностные установки по отношению к природе, сформировать новый подход к пониманию ее значимости для жизни общества, для жизни человека.

Соотношение религиозных традиций и культурно-бытового уклада с основами хозяйственной деятельности чрезвычайно важно, особенно когда эта бездумно-хищническая деятельность оказывает губительное воздействие на природу. Поэтому опора на духовно-нравственные ценности ислама может сыграть значительную роль в формировании экологического мировоззрения.

Исходя из этого разработка религиозно-этических основ экологии представляет несомненный научный интерес.

Таким образом, научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

в обосновании новой роли и влияния мусульманской религии на отношение человека к окружающей его среде,

впервые раскрыты особенности трактовки экологической проблематики в мусульманской теологии,

- с новых позиций рассмотрены вопросы экологии в шариате, так как

шариатские установления требуют от мусульманина бережного и у важите л fa
il, ного отношения к живой природе,

в исследовании положений Корана, формирующих высоконравственное отношение к окружающей среде,

выявлено, что отличительной чертой Корана является то, что его положения посвящены сотворению Богом природы для человека. Таким образом, в мусульманской религии огромное место отводится человеческому фактору,

определено, что религия может помочь человеку осознать грозящую опасность глобальной экологической катастрофы и степень личной ответст-

7* венности каждого за состояние окружающей среды, также в его силах сде-

лать много для формирования у человека этического отношения к природе.

Основные положения, выносимые на защиту. Угроза надвигающегося глобального экологического кризиса требует утверждения в общественном сознании новой парадигмы, в соответствии с которой достижения человеческой деятельности корректировались бы критериями экологической целесообразности. Являясь частью общественного организма, религия также испытывает на себе влияние нарастающих глобальных проблем, поэтому необхо-

/^ димо привлекать ее традиционные ценности в определении отношений чело-

века с природной средой. Экологическая ориентация сознания должна стать доминантой времени.

Универсальными факторами адаптации экологического сознания являются: экологическое воспитание, экологическое образование, экологические ценности мировых религий. Включая в себя идеи и убеждения, религия регламентирует взаимоотношения людей со средой обитания через легитмиза-цию форм хозяйственной деятельности, тем самым выступает как один из

^ факторов, обеспечивающих устойчивое развитие и формирование экологиче-

ского сознания.

В мусульманском мире важнейшим фактором, определяющим отношение человека к природе, является религия. Система норм, регулирующих взаимоотношения человека с природной средой, находит свое отражение, прежде всего, в основополагающих источниках ислама - Коране и Сунне. Экологическое содержание исламских источников преимущественно носит характер религиозно-нравственных установок. Эти установки должны стать главным экологическим ориентиром на пути к достижению устойчивого развития общества. Основанные на исламе ценности, выполняя важные мировоззренческие и социальные функции, могут сыграть заметную роль в становлении новой экологической культуры.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования позволяют на основе изучения мусульманских источников определить роль исламских ценностных установок в формировании экологической этики.

Теоретические положения и выводы диссертации помогут лучшему пониманию духовно-нравственных причин экологического кризиса. Наконец, анализ и обобщения, сделанные в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего, более углубленного исследования экологических аспектов общественного сознания в мусульманской религии.

Практическая значимость заключается в том, что материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении спецкурса «Ислам и экология» на экологическом факультете Дагестанского государственного университета, а также и в духовных учебных заведениях.

Двигаясь по пути капиталистической модернизации, мусульманский Восток не мог и не может не приглядываться к примеру промышленно развитого Запада. А этот пример не всегда выглядит вдохновляющим, заставляя искать ответ на многие вопросы: как избежать повторения опыта индустриальных стран в том варианте, когда экономический успех сопровождается серьезными природными катаклизмами, утверждением культа наживы в ущерб духовности? Как не растерять собственных ценностей, приобщаясь к

25 благам современной цивилизации. По мнению известного пакистанского

экономиста Куршида Ахмада, экономический рост явился тем «божеством, на алтарь которого приносилось все, что можно было принести: культурное достижение, этические ценности, нормативы общественного бытия, религия». (Ионова А.И.; 1993г.)

Созвучны вышеизложенному и утверждения современных исламских теологов, которые говорят, что в наш век человечество достигло небывалых успехов в области науки и техники. Однако в этой пучине космических ракет, атомных бомб и новейших технологий забывается человеческая душа, разум, вследствие чего человек становится рабом достижений техники. Все это затуманивает его умственные способности. Такое общество люди называют современной цивилизацией.

По мнению некоторых авторов, такое общество можно назвать «общест
вом современного невежества и безрассудства». (Османов М-Н.О.;
1998г.)

Согласно их утверждениям, современная цивилизация не что иное, как результат технического и промышленного прогресса, она в силу политических причин не предназначена на пользу человека и безнравственна. Однако это не означает, что ислам пренебрегает промышленным прогрессом. Наоборот, ислам призывает к знаниям, науке и производству, к его дальнейшему развитию. Но признания заслуживает такая производственная деятельность, к которой побуждают благочестие и служение добру, а не та, которой сопутствуют греховность, алчность, эгоизм.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация изложена на 168 страницах машинописного текста, состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 146 источников, из них 7 на иностранном языке.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на XV научно-практической конференции по охране природы РД (Махачкала, 1999) на теоретическом семинаре факультета экологии «Природа и общество». По

26 теме диссертации опубликовано 5 работ, в том числе 2 монографии: Абду-

рахманов Г. М., Алилова К. М., Алиева П. Д. «Ислам и экология», Махачкала, изд-во «Юпитер», 2000 г. 64 с; Абдурахманов Г. М., Алиева П. Д., Алилова К, М. «Экологическая культура в мусульманской теологии», Махачкала, изд-во «Юпитер», 2004 г. 160 с.

Коран и хадисы о происхождении Земли и неба

С целью изучения возможности повышения сорбционной емкости активных углей за счет удаления железа и увеличения кислородсодержащих функциональных групп, было выполнено исследование влияния предварительной обработки активных углей раствором соляной кислоты и двухступенчатой обработки 30 % и 10 % раствором пероксида водорода на химию поверхности АУ.

Из полученных данных видно (рис.3.12-3.15.), что предварительная обработка активных углей увеличивает величину адсорбции капролактама из технологического стока. Очевидно, соляная кислота способствует удалению ионов железа из пор сорбентов, которые, размещаясь преимущественно в наиболее узких доступных участках мезопор, блокируют входы в целые области микропористой структуры угля [93, 94]. Кроме того, при обработке активных углей раствором соляной кислоты одновременно с удалением ионов железа происходит адсорбция соляной кислоты на углеродных сорбентах, что приводит к формированию новых или активизации уже существующих адсорбционных центров на поверхности активных углей.

Окисление активных углей вызывает появление на углеродной поверхности кислородсодержащих функциональных групп, которые оказывают большое влияние на свойства углеродных материалов [95]. Большая часть поверхностных соединений в окисленных углях имеет кислотный характер. Поэтому на окисленных углях поверхность является не только носителем (источником) адсорбционного потенциала, но способна вступать во взаимодействие с определенными типами молекул. По данным [96, 97] окисление поверхности при близкой пористой структуре практически не оказывает влияния на физическую сорбцию неполярных веществ, тогда как соединения основного характера лучше сорбируются окисленными углями [44, 96, 98, 99]. Это выражается в более высоких величинах адсорбции таких веществ по сравнению с неокисленным углем, повышенной удерживающей способности.

Для определения функциональных групп на поверхности углеродных сорбентов после реагентной обработки и уточнения механизма адсорбционного взаимодействия капролактама с поверхностью углеродных адсорбентов было проведено исследование образцов активных углей: АГ-5, АГ-5 + КЛ, АГ-5нсі, АГ-5нсі + КЛ, АГ-5н202, АГ-5н202 + КЛ, СКД-515, СКД-515 + КЛ, СКД-515На, СКД-515нсі + КЛ, СКД-515шо2, СКД-515т02 + КЛ, АГ-ОВ-1, АГ-ОВ-1 + КЛ, АГ-ОВ-1нсі, АГ-ОВ-Інсі + КЛ, АГ-ОВ-1то25 АГ-ОВ-1н202 + КЛ методами ИК-спектроскопии диффузного отражения. ИК-спектры изучаемых образцов углей представлены на рис. 1,2, 3 (Приложение)

В таблице 3.5. показаны отнесения частот пиков в спектре диффузного отражения по которым производился анализ изменений в процессе обработки образцов.

В результате обработки активного угля АГ-OB соляной кислотой происходит протонизация карбонильных и карбоксильных групп, что отражается на уменьшении количества С=0 связей и увеличении количества С-0 связей (рис. 3.16.). Кроме того, немного увеличивается содержание ароматического водорода.

Адсорбция капролакгама из водного раствора на поверхности угля, обработанного соляной кислотой, приводит к заметному увеличению интенсивности полос поглощения на частотах 1270 см"1 (составное колебание C-N и N-H в молекуле капролак-тама) и 3055 см"1 (колебание С-Н связи в циклических соединениях). Очевидно, обработка активных углей раствором соляной кислоты приводит к появлению дополнительных активных центров способных к дисперсионному взаимодействию с молекулами капролакгама, что обуславливает увеличение адсорбции. При этом результаты ИК-спектроскопического исследования свидетельствуют об отсутствии взаимодействия молекул капролакгама с поверхностными функциональными группами. Небольшое увеличение интенсивности полосы поглощения алифатических С-Н связей свидетельствует о том, что часть молекул капролакгама при адсорбции взаимодействует с карбоксильными группами (немного уменьшается концентрация С=0 связей карбоксильных групп и ОН связей). В результате этого взаимодействия происходит разрью цикла в молекуле капролактама и образование на поверхности угля алифатических цепей.

Механизм адсорбции капролактама на исходном угле АГ-ОВ-1 аналогичен механизму адсорбции на активированной соляной кислотой поверхности активного угля.

Повышение сорбции капролактама на поверхности угля, обработанного пероксидом водорода, обусловлена только химическим взаимодействием молекул капролактама с поверхностными группами. Полос поглощения свободного капролактама в спектре не найдено. Хемосорбция молекул капролактама на поверхности обработанного пероксидом водорода образца активного угля приводит к заметному увеличению содержания ОН групп и алифатичеих С-Н групп.

Обработка активного угля АГ-5 соляной кислотой приводит к незначительной протонизации карбоксильных групп, что отражается на уменьшении количества карбоксильных С=0 связей и увеличении количества С-О и -ОН связей (рис. 3.17.). Кроме того, немного увеличивается содержание ароматического и алифатического водорода. Обработка перекисью водорода сопровождается увеличением количества алифатических С-Н связей и ОН групп фенолов. Количество ароматических С-Н связей не изменяется.

Адсорбция капролактама из водного раствора на поверхности угля АГ-5, обработанного соляной кислотой, незначительно повышает интенсивности полос поглощения С=0 связей и -ОН групп. Полоса поглощения на частоте 1270 см " (валентные колебания С-О карбоксильных групп) после сорбции капролактама почти полностью исчезает. Интенсивность полосы поглощения алифатических С-Н связей немного возрастает, а поглощение ароматических С-Н связей уменьшается.

Экологичное отношение человека к воде

Жизнь в роскоши и расточительстве, о чем говорилось выше, запрещена исламом, так как они приводят к обострению общественных отношений. Во многом это созвучно настроениям современных экологов, предупреж 91 дающих, что современная «машинная цивилизация» расширила круг потребностей человека, обогатив массой нужных и ненужных вещей. Именно чрезмерное потребление нарушает органическую связь человека со средой его обитания, нанося ей серьезный ущерб. (Абдурахманов Г.М., Алилова К., 2000г.)

Несомненно, природу надо защищать от неблагоприятного воздействия человека. С другой стороны, как уже было сказано , сам человек должен рассматриваться как важнейший элемент природы, которого также необходимо защищать. Одновременно человек — часть духовного мира : ощущение того, что он нужен человеческой популяции, связано со всеми людьми - это важнейший психологический механизм, поддерживающий жизнь в человеке. Характерно, что именно исламская моральная доктрина подкрепляет и усиливает этот отмеченный экологами и психологами механизм. Мусульманин в соответствии с шариатом просто обязан отстаивать интересы общины (уммы), которую мусульманская этика ставит выше личных интересов.

Однако сегодня, когда близкие к катастрофическим изменениям в глобальной экологии явления все более угрожают в том числе и мусульманским народам, именно умма - мусульманская община, понимаемая как сообщество мусульманских государств и народов - должна взять на себя обязанность по защите природы для мусульман и тем самым внести важный вклад в оздоровление окружающей среды на Земле в целом. (Шауки; 1997г.)

К высказываниям пророка Мухаммеда также относится запрет мусульманина покушаться на жизнь человека, его имущество и товар, а также угрожать другому мусульманину.

В одном из хадисов говорится: «Убийство одного человека тяжелее перед Всевышним, чем исчезновение всей земли».

Самым ценным созданием Аллаха является человек, Он поставил его выше всех остальных созданий, вдохнув в него собственный Дух, и поэтому умышленное убийство человека считается самым тяжелым грехом в исламе. (Махмутов М.И.; 1997г.)

В то же время ислам не только гарантирует человеку право на жизнь, но и требует, чтобы мусульманин заботился о своем здоровье, соблюдал правила личной гигиены.

«Посланник Аллаха сказал: Есть десять правил обычной чистоты -стрижка усов, уход за бородой, чистка зубов, промывание водой ноздрей, стрижка ногтей, омовение суставов пальцев рук...полоскание рта». (Абашидзе, Копылов; 1989г.)

Пророк «...велел мыть руки перед едой и после нее...Он запретил спать с грязными руками». Кроме того, шариат уделяет большое внимание ритуальной чистоте (молитвой) и чистоте семейно-брачных отношений. Шариатские установления прямо требуют от мусульманина бережного и уважительного отношения к природе и населяющим ее животным и растениям, в чем видится залог сохранения физического и нравственного здоровья самого человека. Запрещается продавать плоды финиковой пальмы, пока они не созреют; затачивать клинок, когда на него смотрит жертвенное животное; ставить тавро на морде животного и бить его по морде. (Ибн Ханбал; 1994г.)

Таким образом, шариат регулирует не только внешнее поведение мусульман, но и определяет их религиозные убеждения, принимает в расчет внутреннюю мотивизацию поступков, нацелен на нравственное совершенствование правоверного. (Ислам; 1991)

Ислам установил для человека определенные ограничения и правила бережного обращения с окружающей средой, чтобы уберечь природу от глупых поступков и действий некоторых людей, обращающихся с природой бездумно и безответственно.

Согласно кораническому откровению все живое на земле произошло из воды, поэтому ислам запрещает расточительность воды и использование ее без необходимости.

В Коране сказано:

Экологическое образование для устойчивого развития Республики Дагестан

Концепция перехода РФ к устойчивому развитию опирается на современные фундаментальные знания, информатику и системные исследования природы и общества. Возлагая непропорционально большие надежды только на политику, бюрократическое экологическое администрирование и какие-то экономические рычаги, эту концепцию не реализовать.

К сожалению, как в России, так и во многих развитых зарубежных странах к голосу ученых в коридорах власти, как правило, не прислушиваются, поэтому нет крупного инвестирования капитала в это «устойчивое развитие».

Мировая экономика за последние 44 года выросла примерно на 16 трлн. долларов, примерно к 2020 году произойдет удвоение народонаселения на планете, увеличивается реальная неравномерность распределения годового валового продукта (ГВП): между 20% наиболее богатых стран — 80% ГВП, а доходы 20% наиболее бедных стран — менее 1,5%. При таких темпах развития, если их просто экстраполировать в будущее, традиционное сельскохозяйственное производство и землепользование могут стать нежизнеспособными с точки зрения экологии, экономики, социального развития. (Абду-рахманов Г. М., Урсул А. Д., Мамедов Н. М,, 1998 г.)

Возрастание экономической деятельности за последние полвека сопровождается гигантским наращиванием производства и потребления энергии, усилением загрязнения окружающей среды. А ограниченность природных ресурсов, рост населения и загрязнений среды опять приводят многих к мысли о неустойчивости происходящих процессов.

Представляется, что именно благодаря росту экономики и нужно искать пути инвестирования капитала для решения экологических проблем.

В описании глобальных демографических проблем и объяснении происходящих процессов помощь может оказать использование нового перспективного научного направления - синергетики, с позиций которой происходящие процессы трактуются как неравновесный переход нелинейной динамической системы в стационарное состояние. В этом случае новейшие достижения в изучении «законов хаоса» в форме операторов эволюции и несводимого вероятностного описания статистических ансамблей, в том числе и экологических, дает ключ к пониманию проблем возникновения порядка из хаоса. Данное направление научных исследований определяет перспективы построения моделей глобальной эволюции Земли в терминах нелинейных динамических систем, хаотичности региональных явлений.

Реальная угроза устойчивому развитию мирового сообщества — стремление к достижению информационного превосходства над другими странами. Сегодня 2 млрд. человек не знают, что такое электричество, подавляющее число компьютеров находится в минимуме стран: 28% - в США, 26% - в Европе, 2% - в Индии.

Необходимо создать международные механизмы контроля за формированием и движением информационных потоков, минимизацией опасных воздействий этих потоков на общество. Особо значима роль университетов в обеспечении устойчивого развития. Схематично сегодняшние проблемы университетов представляются следующими:

1. Автономия.

2. Экспертная функция университетов.

3. Удовлетворение личных прав человека на образование.

4. Перевод образования на новую методологическую и инструментальную базу.

Университеты имеют запасы прочности и способны ответить на вызовы общества, государства и человека. Они способны устанавливать паритет между традициями и инновациями. Университеты настоящего и будущего — аттракторы, то есть общественные структуры, вокруг которых будут возникать новые упорядоченные структуры в мире хаоса. Университеты - противовесы процессам развала и разрухи.

Дагестанскому Университету сегодня принадлежит ключевая роль как центру образования, культуры, науки в устойчивом развитии Республики Дагестан.

В странах Запада в последние годы разворачивается беспрецедентная по своим масштабам кампания по формированию образования для устойчивого развития. Показательным в этом отношении стал недавний проект Министерства образования и научных исследований ФРГ с выделением на его реализацию 300 млн. марок (Report of the Federal Government on education for a sustainable development). Этот феномен удостоился пристального внимания отечественной общественности как актуальный для нас индикатор процесса движения к социальной устойчивости.

Исследуя тенденции европейской политики в рассматриваемой сфере, российские эксперты отмечают, что в основе Европейской стратегии образования для устойчивого развития лежат, прежде всего, принципы всеобщности обучения устойчивому развитию и, во-вторых, его всесторонней поддержки государством и обществом. Третий реализуемый на практике принцип состоит в совмещении собственно обучения с воспитанием, иными словами, с привитием своего рода «культуры устойчивого развития». И, наконец, четвертый основополагающий принцип - это целенаправленная интеграция достижений всех современных отраслей знания, причастных к выработке моделей экологически устойчивого развития социумов.

Эксперты полагают, что образование в области устойчивого развития в зарубежной Европе - это не мода и не случайность, это всерьез и надолго. Похоже, что прагматичный Запад видит в образовательных инновациях необходимый и, возможно даже, наиболее эффективный способ достижения столь желанной для него стабилизации. Можно также предположить, что западное общество готово к достаточно радикальным трансформациям в образовании, навеянным идеологией устойчивого развития и исходя из неизбежности перемен. Весьма вероятно, что оно склонно предпочесть революцию в образовании все более вероятным масштабным социальным потрясениям будущего, обусловленным непредсказуемостью балансирующего в обостряющейся неустойчивости социума. И, похоже, Запад готов идти в этом направлении так далеко, как того потребует ситуация, в данном случае - потребности формирования надежной и эффективной инновационной системы всеобщего образования, призванного гарантировать социальную стабильность.

Похожие диссертации на Экологическая культура в мусульманской теологии :Эколого-философский анализ