Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-эстетические аспекты творчества Сафаров Ильдар Шамилевич

Философско-эстетические аспекты творчества
<
Философско-эстетические аспекты творчества Философско-эстетические аспекты творчества Философско-эстетические аспекты творчества Философско-эстетические аспекты творчества Философско-эстетические аспекты творчества Философско-эстетические аспекты творчества Философско-эстетические аспекты творчества Философско-эстетические аспекты творчества Философско-эстетические аспекты творчества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сафаров Ильдар Шамилевич. Философско-эстетические аспекты творчества : 09.00.04 Сафаров, Ильдар Шамилевич Философско-эстетические аспекты творчества : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 Петрозаводск, 2001 188 с. РГБ ОД, 61:02-9/245-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Эстетика целого. 11

1.1 Целостность творчества и синергииность. 11

1.2.Синергетика Аристотеля. 21

1.З. Синергетическое сознание Бергсона. 30

1.4.Самотворение и целое у Н.Бердяева и С.Франка. 46

Выводы по первой главе. 59

Глава вторая. Синергииность восприятия. 62

2.1. Онтология восприятия и интеллект. 62

2.2.Восприятие и иллюзии. 67

2.3.Восприятие - взаимодействие. 90

2.4.Синергииность восприятия и творчества. 95

Выводы по второй главе. 104

Глава третья. Синергетика творчества. 106

3.1. Синергетика и эстетика в эвристике. 106

3.2.Метафора в творчестве. 114

З.З. Сложные системы и творчество. 119

3.4.Сложность и творчество в культуре. 123

3.5.Синергетика творчества в гештальт-терапии. 127

З.6.Синергетика самотворения. 146

Выводы по третьей главе. 63

Заключение. 166

Библиография. 170

Приложения. 184

Введение к работе

Творчество в современном мире понимается как активная деятельность, которая порождает новый, возможно - уникальный, продукт в культуре, науке или в области технологии. Жизнь общества сориентирована на потребление, а значит и на изготовление предмета, текста, изображения как «полезных продуктов творчества». В потоке производства информации и технологий целостное субъектное, онтологическое содержание творчества проявляется на уровне быстро гаснущих эмоциональных состояний. Чувство незавершенности, «отсутствия чего-то главного», несоответствия творчества «творческому заданию» (Н.Бердяев) преследует человека творчества подобно эффекту незавершенного действия (Б.Зейгарник). Эти чувства формируют во внутреннем мире человека «экзистенциальный вакуум» (В.Франкл), побуждая его искать фундаментальные смыслы творчества.

Связь творчества и искусства, опосредованная эстетическими критериями и категориями эстетики, носит характер эстетического отношения к произведениям искусства (Н.Крюковский). Эстетическое отношение к произведениям искусства и эстетическое отношение к миру отличаются, порой - радикально. Онтологическое эстетическое отношение к жизни уходит корнями вглубь, через соединение мира внешнего и внутреннего, за онтологические горизонты бытия к Абсолюту (С.Франк). За эстетическим отношением следует и творческое отношение к жизни (Н.Бердяев). Но «творческое преобразование действительности» нам известно намного больше, чем онтологическое творческое отношение и самопреобразование.

В психологии последних десятилетий изучение творчества связано прежде всего с изучением творческого мышления - совокупности нестандартных путей мышления обычных людей, процесса мышления так называемых одаренных личностей или гениев (М.Холодная и др.), а также процессов получения инновационных решений в науке. Суженное до мышления, творчество теряет свой глубинный смысл и свою целостность. Теряется возможность создания целостного теоретического представления о творчестве.

Существуют отличия в понимании творчества в контексте отличий западной и восточной культур (И.А.Бескова). На западе ценится состояние творческого вдохновения как выдающееся. Порывам творчества приписывается ранг высшего проявления человеческого духа, их природа считается непознаваемой в принципе. Творческие личности вызывают амбивалентные чувства и часто слывут чудаками. На востоке основным творческим состоянием считается состояние духовного просветления. Способность входить в глубинные состояния сознания для достижения просветления культурно приемлема. Она широко известна из религиозно-мистических традиций и школ. Люди, достигающие подобных состояний, вызывают уважение и социальное одобрение, их почитают. а (ур,и1У, t , \ а Ло л5 7

Когда под творчеством понимается производное творения или саморазвития Вселенной, мы выходим за пределы культурного контекста. Появляется смысл теургического творчества - духовного самопреображения (Ямвлих, Н.А.Бердяев). Направление усилий к выполнению "творческого задания" теургии восстанавливает переживание целостности творчества, организуя его смыслы вокруг себя.

Между теургическим творчеством и творчеством - про-из-ведением (М.Хайдеггер) нет пропасти, если внимание обращено najigouecc про-из-ведения, а не на добытое. Осуществление истины требует выведения ее из потаенности. Так, проницательностью Хайдеггера, восприятие техники как результата творчества (вещественного изготовления) десимволизируется, и смещается в сторону восприятия ее как искусства и процесса проявления истины, «по-става»: сущность техники не техническая, но «добывающая», вычерпывающая. Тогда методы творчества служат лишь добыванию истины, и не довлеют над результатом творчества.

Самоорганизация как творческий процесс (В.Налимов) укоренена в бытии. Эвристически полезное исследование «Синергетика искусства» (И.А.Евин) является моделью «иллюзии жизни» - моделью модели, и принадлежит области «чистого» искусствоведения. Следуя Хайдеггеру, можно от модели повернуться к реальности и утверждать: сущность синергетики - не синергетическая. Она синергийная, выраженная в намеках нелинейных процессов синергетики на живой синергийный контекст бытия. Перефразируя Бергсона, можно утверждать, что синергетика зародыша-организма есть намек на синергийность жизни-потока. Творческое про-из-ведение синергетики есть намек на истину синергийности творения.

Исследование философско-эстетических аспектов творчества как производного творения немыслимо без русской религиозной философии. «Творец творцов» (С.Франк), пробуждая эстетическое сознание в форме эстетики подобия, вызывает экзистенциальное стремление к осуществлению «творческого задания» (Н.Бердяев). С другой стороны, мистическое сознание Франка формирует душевные состояния, отображенные в «энергийном дискурсе» исихазма (В.Н.Лосский, С.С.Хоружий) и стет псе вета.

Философское понимание творчества в целом имеет характер феноменологический. Свободное творческое восприятие находится за рамками конфессиональных ограничений, обнаруживая мистичность творения и в событиях; творчества Вселенной самой себя. Эта мистичность описана в непохожих понятиях и в разных хронотопах как античными философами, так и философами нашего времени. Общей для Аристотеля и Бергсона, например, является их философская интенция целостного восприятия самотворящегося организма Вселенной. Ни наивная числовая гармония вселенной Аристотеля, ни инвариантная группа Бергсона не обходятся без чудесной синергии-согласия. Оба философа, разделенные тысячелетиями истории, имеют по-разному выраженную, но сходную по смыслу интуицию о скрытом порядке, замысле, самодвижении, целесообразности в событиях случайности. Они воспринимаются через эстетическое отношение как случания внеисторических «феноменологических событий S знания» М.Мамардашвили.

Увидеть согласованность мировых процессов в случайных событиях можно восприятием эстетическим и интуитивным. «Мир как спокойное согласие» (М.Мамардашвили) воспринимается эстетическим сознанием именно благодаря созерцанию и интуитивному постижению. Исходная позиция и мировидение современной синергетики позволяют максимально приблизиться к такому восприятию. Необходимо синергетику сегодня понимать не просто как термин естественнонаучного происхождения (Г.Хакен, ИПригожин, С.Курдюмов) или область модельных представлений в области искусств (И.Евин). Понимая, вместе с А.Бергсоном, что любой абстрактной концепции предшествует восприятие, мы принимаем, что синергетической концепции мировых процессов предшествует восприятие мира как синергии. Но прежде восприятия мира происходит встреча с миром и при-нятие его, в-пускание (М.Хайдеггер) мира в себя, и первое энергийное и субстанциальное слияние с ним.

Невозможно встретить мир, не взаимодействуя с ним, то есть не творя. Невозможно оставить в стороне от этой синергии самого встречающего. Встреча с миром / причинно вызывает самотворчество. Возможно, это и есть замысел. Творца, творящего творцов (С.Франк), саморефлексия самотворящейся Вселенной (М.Кремптон, Ф.Перлз).

Общее понятие, связывающее саморазвитие и теургию - синергийностъ - связано с двумя другими понятиями - «синергетика» и «синергия».

Синергия, синергизм - общенаучное понятие, обозначающее способность организма или системы реагировать на совместное действие нескольких факторов с\ силой, превышающей простое суммарное действие этих факторов.

Синергия - в исихазме - это теургический процесс, состоящий в энергийном соработничестве личности с Божеством, с Личностью для достижения единственной цели - обожения, энергийного преображения личности.

Синергетика - это наука, изучающая структуры, возникающие в результате самоорганизаци системы, безотносительно к природе ее подсистем (Г.Хакен); структурное взаимодействие хаоса и порядка в сложных системах (С.Курдюмов); законы самодвижения, развития систем и организующих их энергий (М.Каган).

Синергийность - как производное от «синергия», характеризует способность живых и сложных систем к согласованному - внутреннему и внешнему - взаимодействию и изменению с использованием энергий организма и среды в процессе достижения общей цели. В нашем исследовании мы будем пользоваться этим термином также для описания сложной структуры эстетического отношения субъекта к реальности и связи эстетического отношения и творчества.

Синергийный подход - используемый в данном исследовании подход к явлениям и событиям, подразумевающий наличие в них совместного действия двух и более сонаправленных факторов (процессов) и соединение их совместно действующих сил и энергий, приводящее к качественному изменению исследуемого явления или события. Синергийный подход к событию творчества предполагает также наличие опыта синергии с ним у вовлеченного в событие творца.

От творчества-саморазвития до теургического творчества простирается единое пространство эстетического. Осознавая события творения как синергийные и неслучайные, мы раскрываем пространство эстетического в творении живущим \ взаимопревращениями Хаоса и Космоса, беспорядка и порядка.

Актуальность проблемы исследования. Исследование философско-эстетических аспектов творчества в контексте синергийного подхода направлено на решение следующих актуальных проблем.

1.Различия в понимании творчества как вида человеческой активности и как субъектного творческого самоизменения, приоритет форм и продуктов творчества не позволяют сформулировать обобщенное представление о творчестве.

2.Эстетические критерии творчества в культуре, в том числе - в искусстве, берущие начало в античности, ориентированы на творческую работу с веществом мира. При переходе к творчеству как производному творения восприятие мира онтологизируется. Эстетическое отношение к миру "изнутри" преобразуется в метаэстетическое. Понятие творчества наполняется малоисследованным содержанием.

3.Межкультурное понимание творчества как универсального факта жизни обнаруживает под собой общую основу. Но основа эта понимается только интуитивно, и требует прояснения, стремясь к «выведению в наличие».

4.Пиковое творческое переживание «озарения», «инсайта», «постижения», является фактором, упорядочивающим внутренний мир и восприятие внешнего мира субъекта творчества. Но завершенное целое творчества неизвестно до его полного осуществления. Совмещение хаоса неизвестности и скачкообразного упорядочивания в едином событии творчества может быть выражено как «Хаос = Космос». Это противоречие имеет синергетическое содержание упорядочивания-бифуркации и привлекает внимание исследователей.

5.Связь надвременной и временной характеристик творчества надрациональна. В ней проявляются и вневременные характеристики сознания, его контекстной устойчивости. Но в неосознанности момента «случания» заключена неустойчивость творческого события и его неосознанность. В связи сознательного и неосознанного в творчестве остается неясным сам механизм взаимосвязи, возможно - синергийный.

б.Событие творчества «здесь-и-сейчас» известно и в коммуникации (эффект возрастания информации М.Кагана), например, в психотерапии. Объем творчества в психотерапии (например, в гештальт-терапии) и его значение растут неуклонно. Количество видов психотерапии сейчас выросло до нескольких тысяч (Б.Карвасарский). В этой области вопрос философско-эстетического переосмысления творчества, во избежание безграничного дробления и психологизации его целостного содержания, стоит очень остро.

7.Синергетика как новое мировидение, как методология науки сегодня «спускается» до уровня методов и прикладных теорий, меняя облик науки (Е.Князева).

Творчество как нелинейный синергетический процесс рассматривается модельно (И.Евин) в ущерб онтологии творчества и феноменологии творческого восприятия. Восприятие как первое условие события творчества и как синергийный процесс требует адекватного его сложности исследования.

Наиболее частым эстетическим объектом и объектом философского исследования в данной работе становится творчество как синергийное событие и как процесс. Его сложное содержание вызывает спектр эстетических чувств, формирует особое эстетическое отношение. Творчество становится способом формирования эстетического отношения к самому себе.

Тема исследования: «Философско-эстетические аспекты творчества (синергийный подход)».

Целью данного исследования является философско-эстетическое осмысление проблемы творчества как единства события и процесса с использованием синергийного подхода и научной синергетической парадигмы.

Задачи исследования:

1.Изучить философско-эстетические предпосылки целостного представления творчества, используя синергийный подход.

2.Изучить синергийную роль восприятия в творчестве, а также неоднозначную роль иллюзий восприятия в нем.

3.Исследовать возможности применения синергийного подхода и синергетической парадигмы для понимания эстетической и творческой роли человека в едином процессе творения и саморазвития Сущего.

4.Показать влияние синергетической парадигмы на восприятие и понимание эвристических методов и коллективного творчества.

5.Изучить возможности синергетического моделирования творческого процесса на примере описания цикла «контакт-отступление» (цикла опыта) в гештальт-терапии.

6.Раскрыть ограничения модельных представлений на примере перехода от творчества к теургии, от эстетических категорий к эстетическому опыту.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

1. В работе, на примере сопоставления философских учений от античности до настоящего времени, изучаются предпосылки феноменологического синергийного и эстетического видения творческого процесса.

2.Предлагается опыт осмысления целостности творчества как единства события и нелинейного синергетического процесса. Непредсказуемость результата творчества дополняется предсказуемостью творчества как процесса.

3. На примере описания цикла «контакт - отступление» (цикла опыта) гештальт- терапии исследуется возможность обобщенного описания процесса самотворчества с использованием синергетической парадигмы и модели «мягкого возбуждения».

4. Расширяя области применения синергетических представлений до содержания творения и творчества, исследуется их влияние на эстетическое отношение к реальности, а также влияние на представления о саморазвитии субъекта творчества.

5. Подробно исследуется содержание восприятия в творчестве, включая иллюзии восприятия. Синергийные свойства процесса восприятия рассматриваются как факторы, которые организуют познание и творчество, а также снижают или устраняют, в разных формах, иллюзорность восприятия.

6. На основе вариантов синергийного взаимодействия субъекта и Сущего показывается онтологическое место человека в непрерывном творческом процессе изменения реальности. Кратко рассматривается обобщенное философское содержание теургии и роль сознания в ней.

Практическая значимость исследования.

Развитые в диссертации идеи и представления полезны для развития философского и научного описания процесса творчества. В первую очередь это затрагивает методы творчества, а также методы немедицинской психотерапии (например, метафорические методы творчества в арт-терапии, гештальт-терапию, психодраму Морено, процессно-ориентированную терапию). Философское осмысление и прикладное применение работы ведет к пересмотру отношения к творчеству как процессу малоуправляемому и непредсказуемому. "Неопознанный философский объект" (С.С.Хоружий) творчества становится практически управляемым и прогнозируемым по к признакам синергетики процесса (события) творчества и по его цели-аттрактору. Дальнейшая разработка модели цикла опыта в приложении к опыту эстетическому обогатит понимание структуры эстетического сознания, эстетического отношения к реальности и произведениям искусства, а также может положить начало новому разделу в эмпирической эстетике. Не исключено влияние работы на методологию, теоретические и практические исследования в психологии творчества и эстетическом воспитании.

Содержание работы может служить началом детальной разработки методологии творчества на основе синергийного подхода.

Апробация исследования.

Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на кафедре философии и культурологии Карельского государственного педагогического университета. Основные положения диссертации освещались автором в публикациях и в докладах на конференциях: Международная конференция «Пространственные группы симметрии и их современное развитие» (Ленинград, 1991г.); II Всесоюзная научная конференция «Информаттика и науковедение» (Тамбов, 1991); школа-семинар «Молодежная инновационная политика: коцепция развития Республики Карелия» (Петрозаводск, 1993); III международная научно-практическая конференция «Роль и место образовательной области «Технология» в содержании общего и среднего образования»(Брянск, 1997); 1-й Съезд Международной Ассоциации ТРИЗ, научно-практическая конференция по теории решения изобретательских задач (Петрозаводск, 1999). Проблематика диссертации освещена: в материалах сборника «Эстетические аспекты единства» (КГПУ, г.Петрозаводск, 1995), в материалах альманаха №2 Санкт-Петербургского Института Гештальта (1999); в материалах научно-практической конференции «Новые педагогические технологии в начальной школе» (КГПУ, Петрозаводск, 2000); в докладе на заседании научного гуманитарного общества Петрозаводского госуниверситета (1996). В 1998 г. в Санкт-Петербургском институте Гештальта защищена дипломная работа синергетического содержания (с получением автором работы международной квалификации «практик в области Гештальта») на тему «Новые возможности описания цикла контакта. Модели и философия». Практическим приложением разработок диссертации является также авторский учебный спецкурс по гештальт-педагогике «Реальность и фантазии в отношениях» с разделом «эстетика гештальта», читаемый в Карельском государственном педагогическом университете.

Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложений.

Целостность творчества и синергииность.

Целостность творения - как процесс и как событие - обладает непреходящей притягательностью для исследовательской мысли. Оно доступно нашему эстетическому опьпу, интуиции, познанию. Поэтому «мир-целое, мир-согласие остается первым делом мысли»(207,Н) как в исследовании эстетического пространства, так и в исследовании совокупности творческого и эстетического отношений к миру. Целостность как организм (Аристотель) обладает некой объединяющей силой, сохраняющейся в любом масштабе. Именно поэтому динамическая целостность сущего на протяжении веков является предметом интуиции и созерцания, медитаций и феноменологических усилий, мифологических построений и эстетического экстаза мыслителей разных традиций. Отношение к творению как целому интересно не только в исследовании категории и содержания эстетического отношения как основы чувственного познания. На это отношение обращают внимание философы(7;8;15;17;24;28;29;120,134;183;203), искусствоведы(83;84;88), психотерапевты(58;73;229;237), исследователи религиозно-мистических областей познания и практики(107;170;197;213;215;216;218) и представители областей естествознания(32; 152,183).

В данной работе нас интересуют как универсально-общее в творении, так и творение как процесс и результат индивидуального творчества, В творении как целом присутствуют Субъект и Его Творение, субъект как часть творения, и далее -творчество субъекта. Разновидности этого условно-логического ряда можно встретить в философских, теоретических, прикладных научных работах. Однако за линейной условностью формы ряда скрывается стремление описать сложную динамику творения сущего. Оттенки и традиции описания меняются от натурфилософского, холистического, феноменологического, проходя стадии позитивизма, сциентизма до тончайших абстракций или глубокой мистичности.

Примечательно, что достижения общей теории систем и ее приложений связывают динамизм творения с законами саморазвития. Но отказ от контекста творения ведет к потере онтологической глубины в видении сложного(137;224), к потере сокровенных смыслов творчества.

Творение и творчество-саморазвитие (В.Налимов) комплементарны. Взаимодополительность эта многогранна, и исключает привычную для обыденного сознания причинно-следственную связь. Говоря словами С.Н.Булгакова, «Мир не есть следствие, а Бог не есть его причина... Идея творения мира Богом ...не притязает объяснить возникновение мира в смысле эмпирической причинности»(36,15б). К.Г.Юнг называл творческое событие субъекта в непрерывно протекающем процессе творения акаузальным также в смысле отсутствия эмпирической причинности(229). Связь же субъекта с его творением, согласно работе А.Ф.Лосева «Диалектика мифа», осуществляется его сознанием, так как «чтобы творить, надо, очевидно, как-то затратить сознание... Чтобы понять творчество, надо понять сознание». Усилием сознания мир-целое воспринимается не как объективное пространство-время, но как синтез антиномии идеи и материи, как «субстанция, которая всегда мыслится именно как нечто реальное»(122,394). Известная «независимость от моего сознания» как характериетика объективности уступает место «объективному как завершенному целому творчества»(176,92). Естественно, что в основе такого творчества лежит субъектный синергетический принцип - «принцип творческой самодеятельности» С.Л.Рубинштейна(там же).

Общеизвестно, что результат индивидуального творчества, в его субъективной" завершенности, переживается как самодостаточное и гармоничное целое, В творчестве целого, каждый раз нового, субъективное и объективное составляют гармоничное единство, актом созидания расширяя сознание творца. Как происходит слияние субъективного и объективного в творчестве, каковы эстетические составляющие такого слияния, как в этом усмотреть непрерывное творение? Поиск ответов на эти вопросы расширяет границы исследования творчества и в безграничные просторы Непостижимого С.Франка, и вглубь хайдеггеровского «приведения в наличие». Поиск этот также затрагивает предельные субъективно значимые смыслы творчества.

С. Хоружий в работе «Диптих безмолвия», исследуя общее и различия творчества и теургии, находит, что «именно творческая активность наиболее приближается к синергийному пересозданию»(212). К такому выводу его подводит рассмотрение смысла творчества как существа творческой.активнрсти. Смысловая подвижность творчества порождает и смысловую подвижность эстетического предмета, укорененного во внутренней реальности человека, в его «духовно-душевной стихии». Последнее позволяет определить творчество как «высвечивающее моделирование»:

«Если творчество есть ...моделирование, раскрывающее «непосредственный . смысл предмета», то ...теургия есть пересоздание, раскрывающее синергийность ; предмета и таким путем вводящее его в способ бытия Личности»(там же, 115). і Синергийное пересоздание, энергийное по содержанию, происходит в процессе обожения - соединения с Личностью - при условии сознательной устремленности к Ней. И это стремление к Транс-Цели может быть, согласно автору, в любой сфере человеческой активности. Чувство неудовлетворенности, эстетически выраженное понятием «трагедии творчества», а также эмоционально-смысловым «не то», подсказывает Хоружию, как Франку или Бердяеву, о недостаточности творчества в сравнении его с теургией. В теургии автор видит элемент, разрушающий взаимную изоляцию «духовного» и «мирского». Но он считает, что творчество еще не может быть рассмотрено как синергийное пересоздание.

Мы согласны с автором в том, что мир находится во власти творчества jsne теургического смысла, и в мире «происходит все что угодно». Однако, несмотря на признание методологического влияния Хайдеггера на свой «феноменологический метод синергийной аналитики здешнего бытия», автор обходит вниманием то, что можно назвать «эстетикой тайны» Хайдеггера. Это - открытость потаенного в событии произведения, переход потаенного в непотаенное в процессе вещественного изготовления. Хайдеггер в своей работе «Вопрос о технике» отмечает важнейший аспект творчества как произведения (искусства - греч. «техне») - это не изготовление, но раскрытие потаенного, выведение из потаенного как осуществление истины, и этим - про-га-ведение(207,224-225). И «недостаточностью» творчества здесь вполне может быть неполнота осознания процесса про-из-ведения. Хайдеггер же показывает две стороны «техники», раскрытия потаенности - «пойесис» (высокое, изящное искусство) и «проясняющее знание», - направленных к «пред-видимой законченности» овеществленной системы (там же).

Онтология восприятия и интеллект

В европейской философии зрительное восприятие часто связывается с идеями или эйдосами Платона. Эта связь естественна в рамках исследований по искусствоведению, эстетике и психологии, посвященных восприятию эстетических форм, В античности зрение и познание действительно связывались. Поэтому греческий «человек зрения» часто соотносится с понятием «теоретического» познания, а последнее принимается как род видения, созерцания или умозрения. Из этого обычно делают вывод о том, что теоретическим всегда принималось умозрительное, объектно-ориентированное, абстрактно-теоретическое, то есть служащее для теоретико-описательных целей в рамках классического рационализма. Использование классических эстетических категорий меры, гармонии, прекрасного, космоса, идеала в форме абстракций в этом случае оказывается наиболее приемлемым.

Но неосознанность абстрагирования привела психологию к тому, что исследования восприятия мира и природы оказались вытесненными исследованиями восприятия произведений искусства и рукотворных форм. В современной науке это поддерживает некритическое отношение к толкованию процессов самого восприятия на основе кибернетической и нейросетевой (и психофизиологической) моделей. Перспективное направление «исследования восприятия в искусстве на основе нейросетевой модели» оказывается модельным исследованием модели восприятия.

В категории «теоретическое» действительно присутствует первым корнем греческое «теа» - «взор». Вторая часть слова, обозначающая «зрение», достраивает слово до «театр» - «зрелище». Это, согласно М.Хайдегтеру, позволяет принять категорию «теоретическое» не как «абстрактное», но как объясняющую бытийственное - в настоящий момент - схватывание присутствуюгцего и постоянного зрением. Мы согласны со смыслоупотреблением слова «теоретическое», данным М.Хайдеггером: «Не то, что грек осмысливал отношение к сущему через зрение потому, ЧТО он был «человеком зрения», но он был „.«человеком зрения» потому, что воспринимал бытие сущего как присутствие и постоянство»(207,159).

Таким образом, (.(.теория» есть «оберегающее внимание к истине», «рассмотрение действительного»(тш же,243-244)(выд.нами).

Важность Платоновых идей для познания принимается греками через их созерцание, ведь у Платона идея есть сущностная черта бытия, и ее постоянство является характеристикой непроявленного. Бытие есть идея. Созерцание идеи есть созерцание бытия, познание его в опыте восприятия идеи. Плотин мистически отождествил созерцание и творчество, наделив природу свойством «любозрительности» как произошедшую от созерцания высокими смыслами самих себя(6,544-545). У Аристотеля смысл творчества и созерцания форм проясняется с раскрытием роли субстанции, образующей, в отождествлении с эйдосами, событие энтелехии. Осуществимость сущего в событии, согласно М.Хайдеггеру, возможно тогда, когда бытие характеризуется «присутствием и устойчивостью»(159,143). Спонтанный «выход вещи к полноте своего присутствия» греков, согласно Хайдеггеру, скрывает моменты делания в постоянном присутствии на арене настоящего. Это заставляет сущее быть открытым, открываться в со-бытии (вот-бытии) восприятию. Но открывается возможное восприятию только в творческой попытке опережающей воли, открывается как уникальное событие, риск, осуществление. «Сущее есть спор ...открытости и сокрытости бытия. ...полное осуществление истины - в единстве открытия и сокрытия»(тш же,151-152) (выд.нами).

Касаясь онтологически привлекательных текстов, отметим, что использование слов «восприятие», «созерцание», «видение» теперь возможно в сторону их большей внутренней значимости и сущностной глубины. Восприятие-открытие в осуществлении события творческой воли сопутствует сокрытию сущим своей истины. Непотаенность, доступная восприятию благодаря творчеству, синергийна потаенносги. Непотаенность и потаенность связаны в едином сущем.

Представляется интересным содержание процесса восприятия у Платона. Согласно его описанию, зрение еще не получает способности видеть тогда, когда есть глаз и объект. Для осуществления восприятия нужно условие восприятия, третий объект - Солнце, которое бы освещением связывало воспринимаемый объект и глаз. В познании сущего дело обстоит так же. Для познания, то есть схватывания сущего в бытии, в идее недостаточно познающего и познаваемого. В трактовке Хайдеггера, «познание не могло бы познавать, а сущее не могло бы быть познанным, то есть воспринятым как непотаенное, если бы не было чего-то третьего, что давало бы познающему способность познавать, а познанному - непотаенность». Это - «идея блага», которая «дарит «непотаенность», ...делает возможным познание»(207,160).

Благо (как и Гармония - неотъемлемый атрибут Сознания у Шмелева), разлитое в пространстве «выше бытия»(Хайдеггер), открывает возможность воспринимать и познавать сущее как сущее.

На данном этапе представляется важным прояснить содержание восприятия. Бергсон, разбирая существующие философские концепции в целях усмотрения их единства, утверждает:

«Как бы абстрактна ни была концепция, ее исходной точкой всегда будет восприятие»(21,8)(выд. нами).

Это тем более важно, что эстетический опыт восприятия красоты есть, согласно Франку, обнаружение искомого глубинного единства, свидетельство «таинственного сродства между «внутренним» и «внешним» миром - между нашим ...самобытием и первоосновой внешнего мира»(204,428).

Сопоставление перечисленных мнений позволяет принять, что восприятие является исходным моментом любого познания и активности. Невозможно представить никакую сознательную деятельность, включая творчество, если исключить восприятие: наступает полное Ничто. Поэтому восприятие исходно, являясь чем-то основополагающим, как в творении, так и в творчестве. И онтологически и гносеологически оно полагает нашу встречу с бытием. Когда мы рассматриваем наше бытие, а затем и активность, то мы должны рассматривать и встречу: содержание, а точнее - событие - встречи проявляет себя восприятием. И если мы не отвергаем содержания восприятия в самый первый момент, то процесс восприятия обретает синергийные характеристики события - «согласия субъекта и объекта».

Синергетика и эстетика в эвристике

«Эврика!» - это восклицание Архимеда в момент обнаружения решения, легло в основание названия области исследования эвристики. В отличие от эстетики, занятой проблемой целостного анализа эстетического как такового, эвристика занята анализом совокупности методов решения творческих задач без строгих критериев самого анализа. На данном этапе нашего исследования мы пользуемся как эстетическими критериями, так и критериями построения целостного процесса творчества как синергетического.

Во второй половине 20 века - в период повсеместного применения теории З.Фрейда и успехов кибернетики, основной акцент в творчестве делался на использовании информационного и энергетического потенциала подсознания. Наиболее известным методом активизации творческого поиска стал метод «brain storming» -«мозгового штурма» или «мозговой атаки» Алекса Осборна(64;1б0). В теории метода, основанной на клинической концепции Фрейда, полагалось, что у личности, под давлением критической, социально обусловленной деятельности разума - Super-Ego -остается неосуществленным большое количество побуждений - Id. Вытесненную в подсознание энергию побуждений и их содержание можно использовать нестандартно, творчески, то есть сублимировать их. Из хаоса подсознательного содержания, "вычерпываемого" методом свободных ассоциаций, метод предлагал творить оригинальные и полезные идеи. Поэтому процесс генерации идей - свободного ассоциирования от выбранного объекта - отделен по времени от процесса их рационального упорядочивания. Этот эстетически значимый процесс отличается от психоаналитической клинической интерпретации уже тем, что полученные путем свободных ассоциаций идеи рассматриваются много вар иантно, позволяя случаться множеству инсайтов у изобретателя. Такой процесс экспертного упорядочивания «от цели», следующий за генерацией, выявляет из множества ассоциативных идей круг новых практических решений.

В процессе реализации метода мозгового штурма уже просматривается предзадашюстъ цели - аттрактора генерации идей. На этой стадии ассоциативное движение к аттрактору - в поле взаимодействия личности с ее подсознательным -двоякое. С одной стороны оно хаотично, и обеспечивает поле высказанных идей. С другой стороны, оно создает упорядоченность процесса генерации вокруг ее центральной идеи.

В своей динамике творчество-генерация проходит ряд ступеней, представимых в виде синергетического процесса:

1.«Включение» процесса целевой генерации идей - субъектное принятие цели (общей идеи-аттрактора) спонтанной, ассоциативной генерации идей.

2.«Накопление»- заполнение эмоционально насыщенного пространства ожидания «хаосом идей» - рациональных и иррациональных, логичных и алогичных, реалистических и фантастических. На этом этапе образуется устойчивый процесс саморождения идей, который направляется ведущим процесса. Этот управляемый хаос является эстетическим таинством синергетики, скрытой частью эстетики синергетического процесса: «хаос необходим, чтобы система вышла на аттрактор»(96,129), и приблизилась к критическому росту управляющего параметра, ведущего к качественному изменению характера процесса.

3.«Прорыв»- качественный, внезапный, или лавинообразный рост количества и изменение состава идей. В результате генерации оформляется спектр «сильных идей», прообразов будущих решений-аттракторов.

4. Индукция» - этап процесса генерации, ограниченный, формами спектра конкретных идей-аттракторов предыдущей ступени. Вокруг этих аттракторов, «центров кристаллизации», организуются остальные идеи. Появляются «узловые», «законченные» идеи, продолжающие генерацию как минибифуркации.

Метод мозгового штурма, имея множество модификаций, не лишен недостатков. Один из них - неэффективность работы в узкопрофессиональном сообществе. Другой -значительные потери энергии ведущего при работе в группе генераторов(64;155).

Этап критики, следующий за четырехступенчатой генерацией, конструктивен, так как на нем включается в работу диссипативная структура метода - экспертная оценка. Она упорядочивает идеи, рационально лучшие для реализации. Диссипация происходит медленно, с уважением к хаосу идей, чтобы сохранить все лучшее, что получено предыдущей генерацией.