Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эмиционально-эстетические функции поэтического языка Эглите, Анита Яновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эглите, Анита Яновна. Эмиционально-эстетические функции поэтического языка : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04.- Москва, 1993.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Настоящая работа посвящена выявлению наиболее значительных эмоционально-эстетических образований в языке. В центр исследовательского интереса была поставлена проблема уточнения эстетически-гоэт*. веской разновидности выражения чувств в повседневном языке, фольклоре я литературе.

Актуальность предпринятого исследования определяется прежде всего тем, что до сих пор отсутствует общее определение эстетической функции языка, тем более определение ее содержательно-информативного аспекта, 'основанного на изучении проблемы взаимосвязи эстетики и язш.. в историческом развитии.

В диссертации предпринимается попытка выведения проблемы форм эмок :ональ"о-эстетической информативности языка на основе поэтического языка как я дадовательной традиции употребления "языка" чувств в повседневна.» языке с нарастающей кочцентриро-ванностью и эстетической направленность» в языке фольклора и литературы.

Актуальность исследования сегодня обусловлена еще и тем, что отсутствие общего представления эстетически-содержательных процессов в языке обедняет Языкову» практику особенно в наше время, когда объективно наблюдается рост эстетичеоки-эмоционяль-ной информативности язык? з обуче,ши языкам устанавливается новая философия обучения, внедряются давне методы, учитывающие необходимость ог*т"ієния языку на эстетическом уровне. Б настоящее врема из-за отсутствия единого 'подхода и терминологии представление об активных эстетических процессах в языке сужается и на практике подменяется обсуждением отдельных художественных средств выражения.

Степень изученности проблемы п теоретическая база исследования.

Теоретическое обоснование данного исследования потребовало изучения большого крута исс ідовательских источников,посвященных своеобразию функций языка в гуманитарной сфере. Как пишет М.Бахтин, язык участвует в формировании целостного смысла гуманитарного текста и имеет отношение к истине, правде, добру, ісрасоте, истории *. Своеобразие главной функции языка, как от-

^ Бахтин М.М. Проблема текста.- Опыт философского анализа. - Вопросы литературы, 1976, & 10, с. 125-126«

иччлш представители філософской герменевтики, связано со спецификой познавательной ситуации: г гуманитарной сфере - эстетике, этике, искусства, литературе и т.п. наибольший и-терес представляют не столько объективное познание, сколько субъективное переживание и прояснение исїинн, истолкование смысла существования всегда сопровождаешь анвшл человеческим чувством и э^ционалыюстыо. Мышление тут ". самого начала сопряжено с аффектами ,

Для создания теоретической базы исследования привлечены
авторы различнчх эпох, начиная о периода классической греческой
философии и эстетики, занимающиеся . проблемой эстетической
фупцш языка в качестве "очеловечива.ля" чувств и аффектов,
установление порядка, в котором развиваются с теткческие чувст
ва. Известно, что ли- тэатура является цоэтической организован
ности], аправленной на уравновешение, ее зршенствование к
"разумение" эмоций, системой "переключения" познающего с объекта
переживания на сами переживания. Однако следует помнить,что имен
но язык является реальной базой, не основе которой осуществляет
ся вн^ ление - концептуализация эмансипированного переживания.

В начале поэтическая организованность выражения чувств и переживания проходит в эмпирическом языке лак традиция образования и употребления "языка" чувств^аоследстБ»-^ оно усиливается в фольклоре, постепенно обретая самостоятельное смыслообра-зувдее значение в литературе.

Началом исследования эстетической эмоциональной информативности и психологических процессов в языке и литературе, связанных с возникновением эстетического чувства как результата психпо-гического процесса выравнивания и разумения чувств, следует считать работа Аристотеля, В.Асмус, как и »стно, психологию Аристотеля причисляет к "великим страницам в развитии науки о человеческой душе", осветившей человеку мне ое непонятное в его собственной природо, в том числе потребность к душевной гармонии, причиной, которой является гармония мысли и чувства".

Ьшготский Л.С. Изйр.лсихол.исолед. - М., 1956, о.54. * Асмус В.ф. Трактат "О душ", В кн. Аристотель. Сочинения & 4-х томах, U., 1975. Т.І, с. 61.

Ломимо классических сочиг ний, обьвдиняьодос вербальний л эстетическн-,>/до -зственшй уровень в изучения объекта поэтического языка, таган чак, например, работы Э.Берка и Шеллинга, теоретическую базу диссертации сое шляют отдельные положения представителей эмотявной и новой эстетики и поэтики, как и эстетически ориентированного литературоведения ж языкознания второй половины XX века (В.В.Виноградов, М.М.Бахтин, Р.А.Бу-дагов, ОПШЗ и др.) и собственно эстетические исследования познавательных лре .зесов современной русской эстетической июли. Следует отметить : :ботн таких авторов, как А.Я.Зись, СХ.Раппопорт, С.С.Гольдентрихт, М.С.Каган, Е.В.Волкова, А.С.Мкгунов, Л.И.Столович, Е.П.Иестаков и др., в которых эстетически-познавательная природа языка не рассматривается отдельно, но в курсе решения основных проблем эстетического познания.

В частности, в диссертации использованы воззрения о качественно новых оттенках эстетического познания, р качестве сопровождающей восприятие и переживания эстетически-эмоциональный информативной! языка дознавательских форм в виде мысли -чувства .

При написании "ісч,ертаг г пришлоот стелквуться с малоизученными проблемами в эстетике. Кроме отмеченного выше отсутствия дефиниция эстетической функции языка в философских и эстетических словарях, что отра^чет малый исследовательский интерес к активній! сегодня процессам язы г, следует говорить об отсутствии единого подхода и* терминологических определений в сфере эбширной литературы т.н. искусства слова, где эстетические яв-ченкя з языке предсгавлеш в богатом количественно безотноситель-та к какой-либо эстетически теоретической системе. С другой стороны, определения эстетически познавательной ситуации в отношении языковой деятельности проводится без привлечения широкого вдхиричьски-рефлекгйвного материала, представленного искусст-юм слова. Проблема эстетической функциональности языка не име-!Т активного решения, на наш взгляд, по причале недостаточной .оординированностн теоретического ч эмпирического материала, от-

Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй оловине XX века. М., ІШІ, с. 62-63.

сухотвия объединяющего начала. Б качестве такого начала в определении эстетической эмоциональности в материале, представленном современным искусством слова.дассертанту послужило определён нио ьстетическоіі функции языка, как использование языка, приво-дшцее в движении познавательную энергию не только коммуникативного, но и чувственно-оценочного направления .

Целт и аадачи исследования. Основной целью данного исследования стали анализ и систематизация различных творческих положений эстетической науки по вопросу об эмоционально-эстетической функциональности языка и наиболее предстоительных их форм, а такае соотнесс ле этих положений с практической деятельностью языка.

Общая цель конкретизируется в следующих задачах:

определить способ эстетического осмысления и выражения информапиг на базе поэтического языка как традиции употребления "языка" чувств;

выявить поэтапное развитие принципов эстетической информативности языка-для обоснования методологии анализа актуальных форм эстетически-эмоциональной функциональности языка и литературы сегодня;

раскрыть психологический механизм возникновения равновесной сиотемы мысли-чувства в качестве основы развития эстетичео-ких чувств;

изучать связь эстетической позиции языка и передачи духовного содержания информации;

. - дифференгтровэть формы эмоционально-эстетической функционально' -и языка в фольклоре и литературе, как и в более обширном контексте употребления языка сегодня.

Методологической основой диссертационной работы, способствующей реализации цели и конкретных задач данного ис.ледова-ния, послужил проблемно-исторический подход. Логико-историчеокое развитие обоз:іачанной проблемы связано, во-первых, с "Поэтикой", и "Матефизикой" Аристотеля, определение!., поэтического в системе анакий; во-вторых, интерпретацией эстетики Аристотеля Асмусом, Лосевым и др.; в-третьих, с гносеологическими принципами локка

1 См.: Грицютенко И.Е. Эстетическая функция худокественно-го олова. Львов, 1ЭТ6,

н Берка о ролі вторичпых-атрибутнвных свойств в выражении аффекншгости как основы поэтического языка. В методологическую основу работы такие входят некоторые положения современного рационального бихевиоризма,- когнитивной психологии и культурной эмердаенсии, являющиеся логическим ра;.літием ставших > уже классическими допущений Локка-Берка об особых качествах чувствительности у существ, обладающих сознанием, в отличие от физических систем, которым нельзя приписывать атрибутивные свойства.Атрибутивнш свойства, выявленные языком, указывает на психически-ментвльше состояния я чувства. "Сирые чувства" проходят лингвистическую обработку в стзыке. Когнитивная психология под .еркквает стабнльв. оть знаний образующихся на основа этих чувств. С другой C-jpoHH, по мнению Карнапа, Витгенштейна, Малкольиг. а др. слова связаны с естественным выражением ощущений: вербальное внразеї.'.в подменяет крик, а не описывает его. Западной школой рецептивной „стетики (Яусо, Изер, Архейл) был отмечен эмоциональный герметизм произведений, принципиально меняющий понимание футг: зга поэтического языка в литературном произведении. Принцип эмоционального герметизта произведения делает поэтический язык "наречием" к воспришпиапцему, экспрессивной формой, ог.'^чавщей литературный вид искусства, выоаженкеп единой эстетической интонации.

В-четвертых, для эстг ^ического анализа актуальной языковой деятельности привлечен принцип эмоциональной ритуальности фольклора, и в-пятых, принцип поэтически-эмоциональной последовательности эмпирического, фольклорного и язика літератури, отмеченного русской школой эстетики языка и фольклора.

Новизна диссертационного исследования связана с восстановлением проблемы актуализации-высокой эстетической позиции язніса в духовности и культуре общества. .Как известно, в 20-30 годы (X века русские языковеды, философы и эстетики языка прилагали Зольпше усилия в стабилизации объективно-деятельного подхода к ізнку, способствующего актуалиЕ дни эстетической позиции языка з обществе, и вместе с тем повышения духовности его содержания. гне в середине XIX века В.Іумбгтвдг выявил взаимосвязь вгсокой юзиции и содержательности языка, как и особое значение подоб-гого качества языка для социального и психологического приобще-

пил к духовной культуре. Сегодня объективный подход к языку цоллен углублять поішмаше возрас шцей эстетически-эмоциональной информативности языка, особенности его реатизагс и

Новизна актуальной работы связана с выдвижением объекта исследование, "которым является условная часть языка, более спе-цифічио выражающая человека его деятельность и мысли, ко-тор з оцениваются через эмоцнона. ьную призму. Представленную в динамике последовательного перехода от эмпирического языка К фольклор и литературу, ез можно условно обозначать традицией использования- "языка" чувотв. Использование этой традиции для эи\ мки в первую очередь важно как процесс,связанный с "эман-сь-лцией" чувств и переживаїшй, и их поэтическим обозначением и выражением. Слагающаяся традиция поэтического выражения чуиств в символичесьл формах языка одновременно является средой, в коброй осуществляется остетичеоки-и^іафорические и зиегигиїбсклв процессы выравнивания, "возвышения и "очеловечения" эмоций.

Сама идея эстетического щ добавления поэтического языка восходит к классическим исследованиям Аристотеля и, в частное-, ти, Эдмунда Берса, который восстаношл на заре нового времени философски-эстетический смысл древнегреческого учения о поэтическом в отношении языка и специфических знании. Как известно, предшественник Берка, Дкон Локк доказал связь и "братное духовно-эстетическое воздвйотвие между субъектом и объектом отражония, в связи о чем философ предлагает дифференциацию выражения^., Локк вводит в эстетику понимание участия человеческой чувственной и духовной организации з образовании разноплановых ие/ ,1. В последствии Эдмунд Берк, одним из первых в эстетике Нового времени на базе человеческой аффектиь..ости, начинает исследование проблем эстетически-эмоциональной информативности поэтического языка. Литература, пишот Берк, является сильным выражением, в отличи» от ясного выражения науки, где автор доказывает сюй талант представления идей,"прямой", предмет которых отсутствует в действительности, и аффекты должны восполнить то, в «;м уступает описание .

* Берк 0. внлософское исследование о происхождении наших і;;:.ей возвышенного н прекрасного. М,, 1979, о. IS5.

Эстетическая актуализации проблеми эмоциональной информативности поэтического или "языка" чувств имеет пряное отно-шение к язшюво-тлъ.зратурной ситуации современности, когда тендев-чи ее развития невозможно п^ягь без применения эстотп -ческих критері в. Их отсутствие в настоящее время ощутимо в разных областях языковой деятельности или дискурса в шчроком смысле. При этом "поэтичнестъ"яэыка в реальной ситуации сегодня выродается наиболее многогранно.

Поглнмо Иоменения природа эстетически-эмоционплышх ппоцессов в литератур^, в языковой практике на более масштабном уровне в обществе образуется стиль, который условно можно обозначать концептуальным выражением эмоционального или эмоциональным выражением логического, суть которого-активгое участие аффективного и эмоционального в поиске внражеїшя истины. Особо характерно сто для современной журналистики и публицистики.

Автор диссертации предпринимает попытку практического применения обобідеіілой кощелщи эстетически-эмоциональной функциональности поэтического языка для анализа актуальной ситуация в той части язикове тихерату^ лой деяге; і кости, в которой, на ее взгляд, объективно вццетаканы эстетические критерии. В первую очередь, это фольклор,который,как и литерчтура, глубоко отр^к.т "эмоциональное содержание" семени, живо откликается т его изменение, способствует духовном^ росту общества в смисле преодоления "эстетически-эмоционально безструктурного представления" (М.С.Наган) овоего времени. "Ірадищганнря культура, - подчеркивает М.С,Каган, - всегда представляет дополнение к ра~ циональному общению людей в виде особого раздела дискурса, на основе которого только и возможны систематические занятия но развитию способностей эстетического восприятия мира . Процесс формирования СИСТЄІ.Ш ценное те ^ индивида осуществляется на основе пережигания, а не чисто национальным путем .

Анализ эстетически-эмоциональной фтнкционалыгосга поэтического язнка литературы романтизг", импрессионизма и потока

Каган М.С. Мир общения. М., 1988, с, 272. Там яв, с. ЗСО.

соьншшя раскрывает прирост поэтической содержательности пошто раскрытия авторами данных литературных нр-травленяй новых способов формирования эмоционально-эстетического смысла произведений. Так усиленная эмоциональность является способом раскрытия мысли в 'романтичнской литерале, ассоциативность связи переживаний (вместо событий) являет идею импрессионизма в література. Литература штока сознания имитирует эмоциональный уровень до-речевой стадии мысли, характерной отсутствием равновесия интеллектуального и эмоционального. &вый французский роман актуализует изображение подсознательных чувг 'в, уровень, на котором реакции лвде:" теряют свои различия Следствии того читатель оказывается вовлечен б могучую стихию аспектов и эмоций1. Новая поэтика середины XX века фікеируєг общий пр: ост эмоционально-эстетического наполнения литературы, как и усложнения струк- три передачи поэтически-эмоциональной информативности. Проникновение а ядро духовного міра проиг едения становится зависшим от восприятия поэтической интонации языка произведения. Представляя ситуацию читателя поэзии Анны Ахматовой, Иосгф Бродский отмечает момент "стереоскопического" сознания языка чувств произведения, литература в наш еєк выдвигает на . первый план авагогически-метафорические функции поэтического кзыка, чтобы подьять уровень жщиональности. поэтический язык обосновывается эмотивно-выразительной формой современной литературы2.

В связи о объективным количественным и качественным приростом эмоциональ' -t-эс'етической информативности языка, литературы к тискурса в целом, впервые представлена идея дифференциации поэтического как нормы (идеала эстетической организованности "языка" чувств относительно реальной ситуации передачи «мотавши состояни^.

Практичеюсая значимость диссертации. Теоретические вызоди, еделаюше в работе, как и фрагменты ее материала лзгли в основу разработки методики преподавания латышского языка, истории и культуры Латвии в Рижском техническом униьерситете для латышс-

* Саррст Я. йра подозрений. Писатели Франции о литературе. U., 1976, с.315.

2 Arnhclm П. Towards feycholcgy of Art.Be rkley, '196b,p.:;C0 .

ких, русских и англоязычных студентов, саотештизацшг и под-готовіш учєбно-мзтодической литературы. Полояения дпосертянм-оішой работы были использованы в курсе разработки мероприятий, связанных с проведением государственного закона Латвии о государственном языке, издании ряда материалов, например, "Vaistc valoda, vesture \іп !wit0ra"STOt HiGAi X993. ("Государстве гашіі язык, история, культура"). Fa данном этапе идеи я материалы диссертации внедряются в методику образования системі иожду-» V.nppwro обучения ишетршгаш языкам и культур.

Апробация работы. Выводы диссертация нашли свое отражение в докладах автора на научно-теоретических к методических конференциях: ^'Проблемы обучения в техническом вузе" - 1991 (Ри-га-Лиеп-.я, 30 мая); "Вопросы преподавания национального лзнка и культуры" (Уфа, 17-20 декабря IS9I г.); Международной научной конференции "Обучегаш культуре ~ усвоение культуры" (Московская областъ.?-5 октября 1992 г.). Идеи также ксполъьоваш и работе Научг *і-мєтодпческого совета по проблемам обучения языку и культуре национального л межнациопального ебщенпя при Государственном комитета по народному образований и обсуждались ita заседании 18 июня 1991 г. (Мэоква, Институт русского языка км.А.С.Щ лгала), и деятельности Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков (АС0ЕІ). Диссертационная работа обсуждалась га кафедре эстетики философского факультета им.М.В,Ломоносова л была рекомендована к защите,

Структура работы. Диссертация Йостоит из введения, двух глав и заключения. Структура работы отражает план исторического развитая понятий остетичэскои информативности и духовной целенаправленности на базе эмпирического, фольклорного языка и языка літератури, как и план анализа актуальной эмоционально-эстетической функциональности поэтического языка.