Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века Нелюбина Елена Сергеевна

Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века
<
Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нелюбина Елена Сергеевна. Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 : Москва, 2004 136 c. РГБ ОД, 61:05-9/101

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сущность эроса Востока и Запада 18

1. Природа эроса 18

2. Сексуальность с точки зрения религий Востока и Запада ...33

3. Философия любви конца XIX - начала XX века 57

Глава 2. Особенности отражения эротики в искусстве Востока и Запада 83

1. Влияние духовно-мировоззренческих концептов Востока и Запада на эротическое искусство 83

2. Анализ художественных средств изображения эротического в работах восточных и западных мастеров 98

Заключение 120

Список литературы 130

Введение к работе

Актуальность исследования

Эрос - одна из самых древних тем, которая всегда, в большей или меньшей степени существовала в искусстве всех цивилизаций. Невзирая на всевозможные религиозные и социальные табу, эротика всегда присутствовала в жизни человека, потому как эротическое переживание является неотъемлемой частью человеческой психики, его невозможно рассматривать отдельно от общей характеристики психического облика человека. Эротизм проявляет себя во всех областях человеческой деятельности, «можно найти бесчисленное количество примеров, демонстрирующих, как разнообразные формы досуга, спорта, моды, народных обычаев заряжены скрытой, не всегда осознаваемой эротикой.. -».1 Эротика находится в корне нашей жизни, движет ею, поэтому нет ничего удивительного в том, что философы, начиная со времен античности, размышляли над смыслом любви, тема эроса присутствовала во всех областях культурной жизни общества.

«Любовь не сводится к взаимоотношению между мужчиной и женщиной, но именно этот вид любви можно считать парадигмой всех иных ее проявлений, определяющим типом отношений с миром...»2 Постижение знаний о мире, понимание законов Вселенной, гармония с окружающим миром - это и есть основные составляющие духовного развития и человеческой гармонии. Любовь - главный закон Вселенной, эрос - некий чувственно-духовный синтез, посредством которого достигается единство индивидуального и всеобщего. Правомерным будет назвать «любовь» вечной темой человечества, потому как она носит всеобъемлющий характер, неизбежно выходит на уровень конечных вопросов бытия: назначения человека, смысла жизни и творчества, а также затрагивает глобальные понятия, взаимоотношения человека с человеком, человека с миром. Поэтому эрос становится проблемой, успешность разрешения которой будет определять дальнейшее существование и развитие человека и человечества.

В истории искусства чувственно-эротическое всегда являлось стимулом художественного творчества, эмоциональным двигателем искусства, поддерживающим общий тонус культуры. Эротика в искусстве - это общее явление, как понятие высшей чувственности. Люди преклоняются не перед красотой, а перед любовью в искусстве. Художественное освоение эротического выполняет собой две функции: во-первых, это отражение внутренней ипостаси человека, т.е. его мировоззрения, образа мышления, внутреннего состояния. Во-вторых, это отражение внешней ипостаси, т.е. социальных и моральных норм общества, общественного сознания, культурного уровня развития эпохи. Таким образом, рассмотрение и исследование эротического искусства даст представление не только о психолого-биологическом (индивидуальном), о и о социально-историческом (общественном) аспектах. Здесь надо отметить, что существует большое количество публицистической литературы, затрагивающей тему эроса, эроса в изобразительном искусстве. Есть научные труды, рассматривающие проблему эроса в контексте философии, истории духовной культуры, научные исследования, посвященные изучению восточного эротического искусства. Научная разработка же, базирующаяся на сопоставлении культур европейского и дальневосточного регионов отсутствует. Что же представляет собой эрос восточный и эрос западный? Какая из этих культур ближе стоит к истинному пониманию эроса? По каким причинам сложились разные представления Востока и Запада об эротическом? В каких понятиях выразились «ошибочные» взгляды каждой культуры на данную проблему? К чему могут привести моральные нормы Востока и Запада по отношению к сексу в дальнейшем историческом развитии?

Нам представляется, что рассмотрение предложенных вопросов поможет понять и дать наиболее точное представление о самобытной ментальности двух культур, выявит своеобразие этнопсихологии народа, дополнит знания по тематике эроса в изобразительном искусстве Востока и Запада.

Конец XIX - начало XX века - время, наиболее интересное для рассмотрения данной проблемы. Именно в этот исторический период появляется множество различных течений и направлений в искусстве, подобного количества которых, пожалуй, не наблюдалось за всю предыдущую историю искусства. Причем, необычайно бурная вспышка развития происходит не только в сфере искусства (изобразительного, неизобразительного), но и в области науки и философии. И во всех областях культурной жизни общества данного периода наблюдается особый интерес к феномену любви -«происходит коренной перелом в общественном и в художественном сознании: проблема чувственной страсти, поглощающей всего человека ... извлекается из подполья, освобождается от мифологического фона и становится открыто обсуждаемой ...». В философии возникает целый комплекс размышлений о любви, что особенно отчетливо прослеживается в российской культуре, где в конце XIX - начале XX века об эросе и любви было написано больше, чем за все предыдущие века. Более того, именно этот период характеризуется тесными культурными контактами Востока и Запада, которые отличались обоюдным интересом сторон друг к другу. Происходит слияние восточной и западной культур на уровне искусства, традиционные каноны восточной живописи проникают на Запад и получают там своеобразное индивидуальное выражение в творчестве различных художников. А принципы западной классической школы находят свое проявление в восточном искусстве.

Здесь интересным будет отметить одну особенность относительно «характера поведения» Востока и Запада в период культурных контактов. Восточные идеи гармонично вливаются в западное искусство, получив новое осмысление в соответствии с мировоззрением и творческими манерами мастеров. Культурные достижения Востока успешно используются западной цивилизацией, сыграв немаловажную роль в дальнейшем развитии Запада. Восток же, напротив, восприняв идеи Запада, получив новые знания в области живописи, не отошел до конца от своего самобытного пути развития. Таким образом, можно заключить, что западный характер поведения был более агрессивным, Запад много больше перенял у восточной цивилизации, нежели Востоку западной.

Такое различное поведение Востока и Запада в ходе культурного общения может быть объяснено их различными моделями развития. История культуры показала, что западная модель развития носит импульсивный, революционный характер, Востоку же присущ естественный, эволюционный путь развития, что, опять же, представляется любопытным для сравнительного анализа двух цивилизаций. А наиболее ярко этот факт выразился именно в конце XIX - начале XX века. Эта противоположность моделей развития двух культур хорошо прослеживается на примере костюма, который на Западе в течение нескольких десятилетий кардинально изменил свою форму, на Востоке же был сохранен традиционный тип одежды.

Таким образом, изучение эротических образов Запада и Востока конца XIX - начала XX века является актуальным. Исследование этой проблемы даст возможность раскрыть природу эроса Запада и Востока, составить предположительное прогнозирование дальнейшей эволюции цивилизаций в контексте взаимовлияния и интеграции данных художественных культур,

Степень разработанности проблемы

«Сексуальность как культурологическая или эстетическая проблема возникла в научной литературе сравнительно недавно, в начале 1960 годов, особую остроту она приобрела в 1970 - 1980 гг. Так, в энциклопедическом справочнике «Новая историческая наука», изданном в 1978 г. группой французских ученых, сексуальность рассматривается в кругу таких новых для историографии тем, как «смерть», «детство», «женщина», «аккультурация» и др.) j

Рассмотрение идеи эроса в культуре Востока представлено в научно-художественном сборнике «Китайский эрос». Сборник представляет собой собрание статей ученых-синологов, в которых всесторонне освещается сексуальная теория и практика традиционного Китая. Основу книги составляют научно прокомментированные переводы важнейших эротологических трактатов, а также статьи о проблемах пола, любви и секса в китайской философии, религиозных воззрениях, обыденном сознании, художественной литературе и изобразительном искусстве. Для данной диссертационной работы приоритетное значение составили статьи, посвященные рассмотрению сексуальности в контексте изобразительного искусства.

В статье «Сексуальность как особый колорит китайской традиционной живописи» Е.В.Завадская-Байчжи рассматривает сексуальную символику живописных образов, архетипы китайской живописи и вызываемый ими ассоциативный ряд. Исследование Завадской-Байчжи во многом базируется на разработках немецкого синолога В.Эберхарда. В статье дается обзор литературы по вопросу символики эротических мотивов китайской живописи, приводится расшифровка значений растительных образов, рассматривается сексуальный смысл живописи насекомых и птиц, мира вещей. О.М.Городецкой в статье «Искусство «весеннего дворца» рассматриваются особенности эротической живописи Китая, раскрываются философские и религиозные идеи, а также социальные причины, определившие специфику китайских изображений. Также, на примере произведений декоративно-прикладного искусства, выявляются особенности композиционного построения восточных работ, прослеживаются некоторые сравнения китайского и японского эротического искусства. Далее, в описательно-пояснительной форме проводится рассмотрение «чунь гун ту», а также раскрываются особенности отражения явления гомосексуализма на японских и китайских эротических свитках, дается перечень и описание китайских эротических произведений и предметов эрмитажной коллекции.

Рассмотренные выше статьи китайского эротического сборника представляют собой серьезную и глубокую разработку в области изобразительного искусства Востока, но данные работы затрагивают лишь восточную культуру - одну сторону интересующей нас проблемы.

Исследование восточной художественной культуры содержится у Т.Буркхарда («Сакральное искусство Востока и Запада»), который изучает жанр пейзажа в дальневосточном искусстве. В работе рассмотрены основные даосские представления о живописи, раскрыты некоторые традиционные живописные приемы, выявлены особенности мировосприятия, определившие своеобразие трактовки и самобытности данных восточных стилей. Также в работе раскрываются средства художественной выразительности Востока, большое внимание уделено системе линейной ритмики как основе композиционного построения.

Данное исследование Буркхарда содержит ценный материал по изобразительному искусству Востока, но в нем не затрагивается интересующий нас эротический элемент искусства.

Из работ в области эротического искусства Запада можно выделить «Иллюстрированную историю эротического искусства» Э.Фукса. Здесь с историко-культурной точки зрения исследуются общественные нравы и мораль различных эпох, дается представление о любви, эротике в то или иное время. Помимо общей характеристики культурно-исторических этапов, через общественное отношение к эротике, автор выявляет факторы, под влиянием которых совершаются различные изменения в художественной жизни общества. Проявление эротического элемента Фукс изучает в контексте изобразительного искусства (карикатуры, шаржах) и литературы (сатиры). В.П.Шестакова в работе «Эрос и культура» прослеживает тему любви на всем протяжении западноевропейской культуры, начиная со времен античности, вплоть до XX века. Значимость идеи эроса и различные формы интерпретации любви отмечаются в философском и религиозном аспектах, также прослеживается влияние общественного мировоззрения эпох на мораль, поэзию и изобразительное искусство.

Также нужно отметить исследование Н.С.Николаевой «Япония - Европа. Диалог в искусстве», где автор параллельно рассматривает культуры Востока (Японии) и Запада, изучая взаимовлияния изобразительного искусства двух цивилизаций. Рассмотрены три основных этапа культурных контактов Японии с западными странами, начиная с XVI - XVII веков. В интересующее нас время (третий этап общения культур) подробно изучено влияние японского искусства на творчество таких художников как Дж.Уистлера, Э.Мане и Э.Дега, К.Моне, С.Бинга, А.Тулуз-Лотрека, Ван Гога, П.Гогена. Проводятся аналогии произведений вышеперечисленных художников с работами японских мастеров, выявляются заимствованные элементы и мотивы японского искусства. Восточная тенденция прослеживается и в творчестве художников «Наби», стиле модерн, изучается проявление японизма в русском искусстве рубежа веков. Также подробно описано состояние культурной жизни Японии, выделены и охарактеризованы две основные тенденции развития восточной живописи конца XIX - начала XX века.

Однако в своем исследовании Николаева не ставит целью рассмотрение эротической стороны искусства Востока и Запада.

Образцы эротического искусства Востока и Запада представлены в сборнике «Иллюстрированная антология эротики. Сексуальное искусство и литература Востока и Запада». Но данный сборник представляет собой, скорее, отрывки из древних трактатов, поэм и текстов о любви, собрания мифов и легенд восточной и западной культур. Имеющийся иллюстративный ряд не имеет системного подхода и анализа, а в тексте не наблюдается должного изучения эротического искусства Востока и Запада, нет сопоставлений этих эротических образов.

Надо отметить, что существует большое количество разработок, посвященных анализу и изучению культур Востока и Запада, но данные исследования прослеживают своеобразие цивилизаций в контексте религии, психологии, литературы и др. В контексте же эротического искусства подобные работы отсутствуют.

Таким образом, исходя из содержания вышеописанного литературного обзора, становится понятным, что все имеющиеся исследования затрагивают лишь отдельные аспекты избранной нами тематики. Несмотря на постоянный интерес к проблеме любви, отсутствуют специальные исследования, построенные в форме сравнительного анализа эротических образов Востока и Запада. Такое положение определяет необходимость данного диссертационного исследования проблемы.

Цели и задачи исследования

Целью данного диссертационного исследования является раскрытие содержания природы и сущности эроса Востока и Запада, выявление влияния духовно-мировоззренческих концептов Востока и Запада на эротическое искусство конца XIX - начала XX века, а также, попытка предположительного прогнозирования дальнейшего гипотетического развития восточного и западного эросов, а через них, и дальнейшей эволюции человечества.

Данная цель исследования достигается посредством решения следующих задач:

1. Исследования общих психологических факторов, обуславливающих человеческое стремление к единению, определения психологических аспектов, влияющих на эротическое искусство и его восприятие, а также выявления содержания базовых понятий «эротика», «сексуальность», нахождения условных критериев эротики и порнографии.

2. Анализа религиозного осмысления Востока и Запада феномена любви. Исследования основных противоречий христианского и буддистского подходов в понимании значимости сексуальных отношений, а также в определении религией значимости роли женщины.

3. Раскрытия специфики проблемы эроса в философии Востока и Запада конца XIX - начала XX века. Выявления наличия «западных» черт в философии восточных мыслителей и «восточных» в философии западных мыслителей, т.е. анализа философии любви в системе ценностей «Запад -Восток».

4. Анализа влияния эстетических идей Востока и Запада на эротическое искусство. Раскрытия особенностей восточного и западного эротических образов и проведения их сравнительного анализа.

5. Рассмотрения конкретных работ восточных и западных мастеров и определения средств достижения эротического языка изображения в данных произведениях. Выявления факта взаимовлияния искусств Востока и Запада на примере данных работ.

Теоретические основания

В качестве источников для диссертационного исследования послужили разработки в области психологии, религии, философии и искусства Востока и Запада.

В области психологии теоретическими источниками являлись статьи по психологии художественного творчества, исследование О.А.Кривцуна психологических корней эротического искусства.

При исследовании религиозных аспектов любви Востока и Запада теоретическими основаниями выступала литература по религиозному наследию Востока и Запада, исследования трудов отцов церкви, труды по изучению роли сексуальных отношений в истории религии. Также были использованы работы Р.Тэннэхилла, Дж.Ларю, К.Скиппер, И.Блоха, Чарльз Хьюмана и Ван У.

В качестве научно-теоретической базы для раздела философии любви были использованы сочинения философов конца XIX - начала XX века Запада (З.Фрейда, Ф.Ницше, О.Вейнингера, В.Соловьева, Н.Бердяева и др.) и Востока (Р.Тагора, Дж.Кришнамурти, Р.Махарши, М.Икбала, К.Ювэя), а также сборники философских текстов о любви.

Рассмотрение и анализ искусства Востока и Запада базировались на исследованиях, посвещенным изучению культур Востока и Запада, сборниках статей по эротическому искусству Востока, материалах по европейскому эротическому искусству, а также на литературе по истории и теории живописи, художественной культуре Востока и Запада, работах в области культурологии. Использовались исследования Э.Фукса, Н.С.Николаевой, Е.В.Завадской, О.М.Городецкой, Т.Буркхарда.

Кроме того, принципиальную теоретическую базу диссертационного исследования составили всевозможные работы отечественных и зарубежных авторов, в которых нашли отражение проблемы эроса и любви.

Методологические основания

Методологической основой данного исследования выступает идея различения понятий эроса Востока и эроса Запада, принцип их сопоставления и сравнительного анализа, на основе которого происходит рассмотрение эроса культур в контексте психологии, религии, философии, а также в контексте изобразительного искусства Востока и Запада.

Помимо основополагающих - сравнительно-исторического и сравнительно-культурологического методов, - в диссертационном исследовании также применялся метод интерпретации (при рассмотрении религиозных и философских концепций Востока и Запада), метод синтеза как соединения восточных и западных мотивов в творчестве художников (при анализе эротического искусства Востока и Запада), а также использовалась методика аналитического метода и системного подхода как общенаучного метода.

Научная новизна

Научная новизна диссертации предполагает изучение сущности эроса Востока и Запада в системе сравнительного анализа религиозных, философских и художественно-изобразительных аспектов эроса.

Эрос выступает в качестве предмета специального изучения. Выявление природы и сущности эроса посредством классических противопоставлений Востока и Запада поможет наиболее точно выявить специфику эротических образов Востока и Запада, самобытную ментальность двух культур и наметить сферы процесса деполяризации Востока и Запада.

Конкретные результаты исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Определено содержание базовых характеристик «эротика», «сексуальность», приведены условные критерии различения понятий «эротика», «порнография».

2. Для раскрытия особенностей феномена любви Востока и Запада, на примере рассмотрения философского и религиозного аспектов, было выявлено то общее, что культура Востока и культура Запада сохраняли в одних и тех же понятиях, выработанных в рамках национальных традиций, и то различное, что они в них вкладывали.

3. Выявлены специфика и своеобразие подходов к проблеме эроса конца XIX - начала XX века восточной и западной цивилизаций.

4. Найдено проявление эстетических воззрений Востока и Запада в эротическом искусстве. Исследованы особенности отражения эроса в художественных культурах Востока и Запада.

5. Рассмотрено своеобразие трактовки эротического в творчестве Климта, Модильяни, Роя. Определены основные средства выражения чувственного в работах данных художников.

6. Намечены сферы процесса деполяризации и слияния культур Востока и Запада.

Теоретическая и практическая значимость работы

Данная диссертация восполняет определенный пробел научных исследований в области культурологии, позволяет наиболее адекватно выявить специфику эротических образов Востока и Запада, вносит вклад в решение актуальных проблем современной культуры.

Материалы данного исследования могут применяться в учебных курсах по философии, культурологии, истории искусства, при разработке спецкурсов, лекций и семинаров для студентов гуманитарных факультетов, в чтении проблемных лекций. Также результаты работы могут оказаться полезными в сфере культурно-мировоззренческого воспитания и в самой практике художественного творчества.

Практический характер работы определяется самой темой исследования: эрос представляет собой многозначное понятие, проявляющееся во всех сферах человеческой деятельности, являющееся основополагающим законом бытия. Поэтому выявление его сущности и своеобразия позволит направлять духовное совершенствование личности в сторону высших человеческих ценностей.

Структура диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава включает в себя три параграфа, вторая - два. Содержание изложено на 136 страницах, список литературы включает 96 наименований.

Сексуальность с точки зрения религий Востока и Запада

Прежде чем приступить к рассмотрению, внесем некоторые справки: по терминологии христианской любви и относительно особенности религии Китая.

Термином христианской любви является агапе. Христианство создало совершенно новое понимание любви, где концепция эроса потеряла свое значение и заменилась концепцией агапе. Это означало полную противоположность эросу, исключающую даже малейший элемент сексуальности. Агапе - это любовь человека к Богу, ко всем людям в целом, любовь - щедрый дар, который не требует взаимности и конкретности, больше похожий на сострадание и милосердие. Швейцарский исследователь Дени де Ружмон следующим образом различает понятия «эроса» и «агапе»: «Эрос основывается на чувственной любви, ведет к мистическому союзу и удовольствию, тогда как агапе исходит из любви к ближнему, приводит не к союзу, а к общности.. .».

Еще одно менее употребляемое понятие христианской любви -«каритас». Фактически каритас имеет значение, аналогичное агапе, хотя в исследованиях некоторых авторов определяется как синтез эроса и агапе.

Что касается особенности Востока - это сосуществование двух религий (конфуцианства, даосизма) одновременно. Конфуцианство -практическая и классическая философия, было эффективным инструментом управления страной, организации общества и утверждения патриархального уклада семейной жизни. «Даосизм, с другой стороны, был выражением глубоко укоренившегося языческого романтизма китайцев, их протеста против необходимости быть исполнительными, их добродушного цинизма в отношении представления о том, что человек властвует над землей и может заставить природу подчиниться своим замыслам. Однако, независимо от того, занимали ли господствующее положение суровые моральные принципы конфуцианства или беззаботные настроения даосизма, единственным различием в их подходе к сексу была точка зрения на степень его важности. Является ли он самой значительной частью существования, или же более важна умственная и духовная сфера? Китайцы разрешили это противоречие с характерными для них простотой и мудростью: голова может следовать одному учению, а сердце - другому».

А теперь перейдем к рассмотрению религий христианства и даосизма и их отношения сексуальности. Оформление данной главы планируется построить в виде сравнительного анализа некоторых принципов и положений религий Востока и Запада относительно истолкования и понимания ими феномена любви. Введем основные пункты исследования в таблицу, которые ниже прокомментируем и раскроем данные формулировки в форме сопоставления Запад -Восток.

Любовь занимала первостепенное значение, как в религии Востока, так и в религии Запада, но трактовка и понимание этого понятия были диаметрально противоположными у этих двух культур.

Христианство широко истолковывало понятие любви применительно ко всем нормам христианской веры и жизни, где основными принципами христианской любви выступали обет безбрачия и сексуальное воздержание. К сексуальной жизни в браке церковь относилась с особой осторожностью. Вплоть до XII века продолжалась дискуссия о том, что такое брак и должен ли он включать сексуальные отношения. Еще в I веке н.э. святой Павел, считая любую сексуальность греховной и низменной, определил безбрачие как более высокий статус, чем брак. Хотя, признавая, что безбрачие требует высокого уровня самоконтроля, Павел говорил: «...лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Уже в философии Павла ощущается некое противоречие христианства в отношении к браку. Приравняв духовность к сексу, Павел осуждал сексуальные отношения с блудницами и, в тоже время, не поощрял половые отношения с женами. Безбрачие, по мнению Павла, больше подходит для христианина, т.к. никакие мирские обязательства не должны мешать отношениям человека с Богом. «По этому поводу русский теолог Анатолий Жураковский не без основания писал: «Есть какая-то неопределенность в отношении христианства в его историческом развитии к проблеме брака. Церковь всегда благословляла брак и освящала его в таинстве... Но, несмотря на то, что брак освящался в таинстве, историческая традиция постоянно превозносила безбрачие над браком, почитала его уделом более совершенных в духовной жизни. Тут, несомненно, есть какая-то неясность, которая воспринимается обыденным сознанием как противоречие».

Самыми влиятельными мнениями по поводу норм семейной жизни были мнения таких ведущих христианских мыслителей, как Тертуллиан, Иероним и Августин. Именно их трактаты повлияли на все дальнейшие представления христиан о сексе, хотя это влияние не всегда возможно четко выделить из других факторов.

Так, Августин изложил господствующие представления отцов церкви о половом акте: «Арнобий называл его мерзостным и низким, Мефодий - непристойным, Иероним - нечистым, Тертуллиан -постыдным, Амброзии - скверным».

Философия любви конца XIX - начала XX века

Конец XIX - начало XX века — время появления множества различных философских течений на Западе, которые по-разному определяли понятие любви. Прежде чем перейти к рассмотрению философии любви Запада, надо отметить, что в западноевропейской и российской культурах тема любви и эроса получила различное осмысление. Если в философии любви Запада на рубеже веков преобладали иррационалистические концепции, которые акцентировали внимание на бессознательных моментах эроса, то философия любви России исходила из представлений о человеке как онтологической целостности, пытается вникнуть в глубины человеческого бытия. Любовь в этом плане предстает как духовный катализатор культурной жизни общества в целом.

В философской литературе Дальнего Востока любовь также занимала чрезвычайно важное место. Но особенностью философии любви Востока является то, что данное понятие рассматривалось как любовь к ближнему, любовь к миропорядку, любовь сыновняя и -шире - семейная, а вот половая любовь, как страсть, управляющая поступками человека занимала мыслителей Востока гораздо в меньшей степени. Поэтому размышлений, посвященных половой любви на Востоке, по сравнению с Западом, очень мало. Кроме того, лишь небольшая часть философских сочинений Востока переведена на русский язык, что также затрудняет ход исследования. Пока же анализ философии любви Востока будет производиться наимеющихся примерах, по которым, впрочем, также можно судить о своеобразии восточного подхода.

Тема любви у индийского мыслителя Раманы Махарши занимает небольшое место в его философии и раскрывается как понятие «всеобъемлющей любви». Махарши уделяет внимание рассмотрению процесса постижения истинного Я - первейшей и центральной Реальности, которую определял как некое мистическое переживание, погружение в себя и самоотрешение от феноменального мира. Причем, мыслитель имел в виду не формальное отречение от мира, а «подлинное», т.е. не отказ от одежды, пищи или жилища, а отказ от стремлений, желаний и привязанностей». И критерием такого «подлинного» отречения Махарши считал мистическую «всеобъемлющую любовь». «Тот, кто по настоящему отрекается от мира, в действительности поглощается миром и распространяет свою любовь на весь мир. Будет более верным определить позицию преданного Богу как универсальную любовь, нежели отказ от жилья и ношения оранжевой робы... Если вы, - пояснял Рамана, -действительно чувствуете равную любовь ко всем, если ваше сердце стало столь широким, чтобы объять все творения Бога, вы не будете ощущать это как отказ от чего-либо; вы попросту отойдете от светской жизни, как отпадает спелый плод от дерева. Вы почувствуете, что весь мир - ваш дом».40 Разум же Махарша причислял к главному из элементов «ego» - телесным атрибутам, которые препятствуют постижению истинного Я.

Если проанализировать философию Махарши по схеме Восток - Запад, то сразу выявятся все основные восточные установки -отрешенность, интуиция, интравертность, преодоление желания, дух, концентрация на будущем, фокусировка на целом и коллективистское начало. Восточная тенденция проявляется у Махарши в особом отношении к процессу постижения истинного Я, где все компоненты познания слиты воедино и представляют собой одно неразделимое целое, а сам процесс познания представляется как мистическое переживание. В неразрывной связи всех познавательных элементов прослеживаются восточные понятия целостности мира, а представление познания как мистического процесса, отражает интравертность и отрешенность Востока - мистицизм - уход от реальности. Присутствие в философии Раманы Махарши данных восточных черт ощущается в его постулате: «Дуализм субъекта и объекта, как и триада наблюдателя, его взгляда и видимого могут существовать лишь на основе Единого. Когда человек погружается в себя в поисках этой Единой Реальности, они (дуализм и триада) отпадают».41

Выделение медитации и погружения в себя как основного средства постижения Я и обретения любви, также говорит о восточных отрешенности и интравертности, отключении разума в процессе поиска Единой Реальности - об интуитивном и духовном началах. А постулирование отречения от желаний и стремлений - уже чисто восточный подход. В целом же, философии Раманы Махарши присуща восточная концентрация на будущем и на духовной жизни, которые отвечают характерному для Востока вопросу «знает зачем».

Укрепление Я посредством любви провозглашал и Мухаммада Икбал в своей философии худи («совершенного человека»). Также как и Махарши, Икбал вводит в свою концепцию худи категорию абстрактной «универсальной любви», однако, с тем принципиальным отличием, что, если у первого любовь связана с отказом от стремлений, желаний и привязанности, то у второго мыслителя, она, напротив, является источником желаний: «...жизнь я, - утверждает поэт, - исходит из формирования и порождения желаний».42 Икбал пишет: Сохрани желание живым в своем сердце... Из пламени желания сердце черпает жизнь... Желание - аркан для охоты за идеалами... Отвержение желания - смерть для живого.. . Любовь Икбал провозглашает источником и побудительной силой движения, действие которой определяется желанием. Посредством любви человек обретает комплекс желаний, осуществление которых через поступки приводит к совершенствованию личности. Совершенствование же соответствует духовному и, что особенно примечательно, социальному прогрессу.

Влияние духовно-мировоззренческих концептов Востока и Запада на эротическое искусство

Прежде чем приступить к рассмотрению эротических образов Востока и Запада, приведем небольшой обзор своеобразных особенностей двух культур и, с помощью данных характеристик, выясним каким образом эстетические идеи Востока и Запада повлияли на представления об эросе и его отражение в искусстве.

Для наглядности представим основные противоречия Востока и Запада в виде таблицы: «Таблица может быть продлена до бесконечности, а также оспорена по каждому пункту, но суть не в этом. Главное здесь не конкретные антонимические пары, а не сама зеркальность».

Попытаемся теперь прокомментировать эту схему с точки зрения значимости сексуального понимания.

На Востоке первостепенным считается женское начало, сексуальный процесс Востока всегда рассматривался как процесс приобщения к стихии инь, погружения в «нефритовую пещеру». Женщина считалась проявлением инь, то есть в числовом отношении чет, а мужчина - ян, то есть нечет, поэтому единство инь и ян китайцы описывали триграммой «кань». Триграмма «кань» считалась наиболее полноценным иньским знаком, так как настоящее инь всегда содержит малое ян. Это был наиболее совершенный вариант одновременного единства и триединства. Такая древняя идея триединства повлияла и на изображение эротических мотивов -нередко встречаются сцены соития, в которых участвует один мужчина и две женщины. Если же изображение не являлось трехсторонним, то обязательно было двухсторонним, так как изображение обнаженных женщин при отсутствии мужчины запрещалось законами традиционной китайской живописи.

На Западе же не существовало табу на изображение двуначальных сцен. Причем, характерно, что эта особенность Востока и Запада прослеживается еще с древности. Если на Западе во времена палеолита существовал культ богини - матери, который вылился в создание женских статуэток (палеолитических Венер), а иногда и просто схематичное изображение женских половых органов, то на Востоке того же времени известными являются статуэтки Венер Леспюг, где изображение женственных форм соединяются с формой фаллоса. Если и существовали в древнем Китае изображения одиночных женских фигур, то они остались неизвестными и не получили закрепления в традициях Востока. Инь по представлениям китайцев не могло быть самодостаточным само по себе, поэтому гораздо ближе китайскому миропониманию является изображение сюжетов, совмещающих оба пола.

Восточное табу на изображение двуначальных композиций определялось идеей разделение всего сущего на две стихии: мягкую, теневую, женскую инь и твердую, солнечную, мужественную ян, высшей целью которых было преодоление взаимоотталкивания через слияние. Гармоничное единство двух мировых противоположностей и составляло «Великое Единение». Ощущение единства с космосом и осознание себя как части целого отразилось на самом отношении китайцев к искусству. Все элементы - горы, деревья, вода, облака -существовали только для того, чтобы через контраст женского и мужского начал подчеркнуть Пустоту (шуньята), из которой они возникли. Понятие о Пустоте - основа философского мышления китайцев. Пустота являлась выражением непроявленного мира форм, где возникают и существуют в потенции все формы. «Пустота бесформенна, но она основа всего сущего»,76 - писал японский мыслитель Д.Судзуки. При создании произведения восточный художник, условно говоря, давал возможность визуальным формам «возникнуть» из пустоты и уйти в нее. Именно в силу потенциальной наполненности «пустое» пространство живописного свитка всегда имело самостоятельный смысл. Наполнение композиции происходило в соответствии с изречением из «Дао дэ цзина»: «Великое совершенство кажется ущербным, но в использовании неистощимо. Великая наполненность кажется пустой, но в использовании бесконечна».77 Такая позиция кардинально отличалась от западного мышления. Именно это своеобразное видение определило присутствие момента недосказанности в восточных произведениях. Восточный художник никогда не изображал мир в виде законченного космоса, у него всегда присутствует чувство неограниченности пространства, ощущение движения постоянно меняющегося мира, он осознает «не-проявленное», поэтому наименее «плотные» физические формы для него являются ближе к реальности. Отсюда -основное художественное средство китайских художников - ритм, а также асимметрия, которая неразрывно связана с ритмической структурой произведения. Ритм как основа художественного языка был естественным следствием особого мировосприятия и мироощущения, где человек постоянно ощущал свою слитность с природой и, поэтому, свою сопричастность природным ритмам. Ритмическое чередование инь и ян во всех своих инвариантах воспринималось как проявление жизни, как главный космический закон. Ритм, основанный не на простой метрической повторяемости отдельных элементов, а включающий в себя элемент асимметрии (нерегулярность ритмических построений) выражал представления японцев о нераздельности мира на равноправные части, способные на самостоятельное бытие, знак сложных связей всего со всем. Иными словами, для восточных работ характерно выявление и усиление главного и отсеивание второстепенно.

Анализ художественных средств изображения эротического в работах восточных и западных мастеров

В этой главе будут рассмотрены работы западных и восточных [у художников конца XIX - начала XX века и выявлены применяемые композиционные приемы и художественные средства выражения чувственного. В итоге будет проведен анализ восточного и западного образов и условно выделены основные приемы достижения эротичности образов в работах конкретных художников.

Для исследования были взяты работы двух западных мастеров -Модильяни, Климта и восточного художника Дж.Роя. Рассмотрение искусства Запада на примере двух мастеров обусловлено их единой «западной принадлежностью» и противоположностью языков изображения - по духу своих работ Модильяни очень близок к Востоку, восточной философии, работам Климта же присущ западный язык выражения. Поэтому будет любопытно рассмотреть образы западных художников с различным видением и философией своих работ параллельно с образом восточного автора. Уточним причину выбора данных мастеров:

Климт - один из самых эротических художников. «В Климте венская сексуальность нашла своего величайшего поэта. Ни один из художников его уровня не был столь открыто привержен воспеванию Эроса, и прежде всего женщины - музы, вампира, сексуальной приманки и символа упоения», - писал про него Натаниэл Харрис. Творчество Климта всецело посвящено женщине, которую он писал в разных настроениях, позах, с разными жестами, обнаженной и одетой в необычайные наряды. Его работы представляют собой единство виртуозного эстетизма, чувственности и сексуальности. Поэтому одной из анализируемых работ будет «Поцелуй» Климта - одно из самых знаменитых произведений автора. Интерес для анализа представляет также выявление эротических функций орнаментальных мотивов данной работы.

Модильяни - один из художников, отличавшийся большой глубиной. Его отрешенные образы наводят на размышления, заставляют задуматься. Сосредоточием на внутреннем мире, духовным богатством наделены образы Модильяни. Они излучают незримый свет, доброту и тепло, они трогают душу и эмоции зрителя. Изображение глаз Модильяни по смыслу перекликается с философским понятием Пустоты. Пустота - это то, что есть все, она является основой всего сущего, имеет потенциальную наполненность. Через живопись Модильяни раскрывает понятие Пустоты, вникая в сокровенное и интимное человека. Отказываясь от деталировки в изображении глаз, Модильяни трепетно приоткрывает завесу человеческой души и заглядывает в потаенное, раскрывая тем самым миропонимание человека, его эмоциональное и сексуальное состояния. Сложная ритмика поз обнаженных, их развороты рук и ног задают определенную направленность мыслей зрителя. Но только лишь направленность! Своим художественным языком Модильяни только намекает, предлагает тему для размышлений. Его работы подобны незаконченной книге, где каждый читатель становится автором. Именно эта непредсказуемость и завуалированность, как и любое тайное, манит к себе, вызывает невольный интерес в человеке. Обнаженные Модильяни очень эротичны, они несут собой идею двух начал, в общении которых всегда открывается что-то новое и интересное, одиночное же существование которых является концом всего живого, оно бессмысленно и невозможно. Для исследования взята работа «Обнаженная на подушке».

А теперь попытаемся «классифицировать» язык эротического в названных работах. Ниже будут условно определены основные характерные приемы и средства выражения каждого автора. Климт «Поцелуй» 1. Совмещение двух противоположных типов изображения -чувственного, натуралистического рядом с декоративным, орнаментальным заполнением холста. Надо отметить, что подобное совмещение различных степеней стилизации в большинстве случаев обречено на провал и дисгармонию работы. У Климта же этот контраст натуралистического и декоративного настолько гармоничен, что является неразрывным единством, доведенным в «Поцелуе» до изощренности и утонченности. Причем, натуралистично Климт пишет лишь руки, ноги и лицо - самые характерные части тела. Точно выписанные черты образов, выражение лица женщины и ее закрытые глаза несут большую информацию об эмоциональном состоянии образа, которое дополняют особое движение ее рук, выражающее нежность, беззащитность, умиротворенность и открытость женской позы. Несмотря на наличие реалистичного изображения, в целом произведение носит декоративный характер. Превалирование декоративного языка вносит в работу восточные ноты. При этом соединение восточного и западного начал у Климта очень удачно и выразительно. Пространственное и плоскостное изображения не конфликтуют между собой, а сосуществуют и, даже, где-то усиливают и дополняют друг друга. С помощью орнамента и цвета Климт воздействует на эмоции зрителя, открывает ему чувственный момент экстаза, внутреннее состояние души, эмоциональный порыв.

Похожие диссертации на Эрос в изобразительном искусстве Востока и Запада конца XIX - начала XX века