Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии Алиев Фарад Ганбар оглы

Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии
<
Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Алиев Фарад Ганбар оглы. Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии : ил РГБ ОД 61:85-9/315

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Мир человека в философской лирике 33-102

1. Гуманизм классической поэзии - неиссякаемый источник... 33-52

2. Возвышение духовной красоты нового человека 52-88

3. Отражение взаимоотношения человека и природы в философской лирике ... 88-102

ГЛАВА II. Воспевание любви как прекрасного и возвышенного чувства 103-132

1. Художественное юстиженвдки;знеутверждающей силы любви в философской лирике... 103

2. Любовь как выражение идеала о современном , гармоничном человеке 121-132

Заключение 133-136

Библиография

Введение к работе

Возрастание значения сознательного творчества советских людей во имя созидания и для блага нового общества выдвигает необходимость неуклонного повышения культуры, прежде всего духовной культуры наших современников, обогащения их идейно-нравственного, эстетического мира» Важнейшим благотворным средством в духовном пробуждении и возрождении личности служит приобщение ее к непреходящим художественным ценностям, к лучшим произведениям литературы и искусства В этом отношении велико значение художественного опыта советской литературы, опыта, вобравшего в себя гуманистические традиции классики и творческое постижение смысла жизни современного человека, его места в современном мире, в социалистическом и коммунистическом преобразовании общества, Отсвда та повседневная забота, которую проявляет наша партия о расцвете литературы и искусства зрелого социализма, о чем говорит и высокая оценка, данная творчеству советской художественной интеллигенции в Отчетном докладе ЦК КШС ХШ съезду КШС: "Бесспорны успехи творческих работников в создании ярких образов наших современников Они волнуют людей, вызывают споры, заставляют задумываться о настоящем и будущем Лартия приветствует свойственные лучшим произведениям гражданский пафос, неприменимость к недостаткам, активное вмешательство искусства в решении проблем, которыми живет наше общество

С новой силой съезд нацелил деятелей советской художественной культуры на активное утверждение благородных и возвышенных идеалов гуманизма, коммунистической морали, органи-I Материалы ШТ съезда КШС. М , Политиздат, 1981,с.62. сочетая углубленные нравственные искания с художественными поисками, с высоким мастерством, добиваясь гармонического единства этического и эстетического: "Не могло не отозваться в советском искусстве и растущее внимание нашего общества к вопросам морали. Человеческие отношения на производстве и в быту, сложный внутренний мир личности, ее место на нашей неспокойной планете - все это неисчерпаемая область художественных поисков. Важно здесь, конечно, добиваться того, чтобы актуальностью темы не прикрывались серые, убогие в художественном отношении вещи. Чтобы герои произведений не замыкались в круге мелочных дед, а жили заботами своей страны, жизнью, наполненной напряженным трудом, настойчивой борьбой за торжество справедливости и добра".

Установки съезда по литературе и искусству легли в основу работы УП съезда советских писателей, где важные задачи выдвигались и перед лирической поэзией, подчеркивалась необходимость усиления ее гражданской направленности, социальной, нравственной активности, художественного, эмоционального воздействия.

Особенно возрастает значение поэзии, как и вообще искусства социалистического реализма в связи с решениями июньского /1983г./ Пленума ЦК КПСС, выдвинувшими задачу дальнейшего всестороннего усиления идеологической работы.

Благотворное значение повышения уровня идейно-нравственной, духовной культуры нашего современника особо подчеркнуто в речи товарища К.У.Черненко на апрельском /1984г./ Пленуш ЦК КПСС. "Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, - отметил Константин Устинович, - каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать закон социального прогресса".

В свете этой высокой, благородной задачи очевидна необходимость формирования у новых поколений активного, осмысленного отношения к наследию художественной культуры, включая поэзию. С давних пор поэзия служит важным духовным фактором, способствующим самосознанию личности, пробуждающим чувство прекрасного, возвышенного, стремление к эстетическому, морально-этическому совершенствованию. В этой связи уместно вспомнить слова Гегеля, высказанные в "Лекциях по эстетике": "Поэзия была всеобщей и распространенней шей наставницей человеческого рода, да и остается ею поныне... Звездам, животным, растениям неведом закон их существования, человек не только тогда и существует согласно с законом своего существования» когда он знает, что такое он сам и что вркруг него: он должен знать силы, которые его направляют и руководят им. Подобное знание и дает поэзия в ее первой субстанциональной форме".4

Стало быть, философско-эстетическое осмысление природы поэзии, в частности, ее лирического жанра, продиктовано художественно-познавательными и практически-воспитательными потребностями общественного развития. Отсюда правомерность выбора темы: "Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии".

Лирическая поэзия, составляющая душу поэтического искусства, отличается выражением особого соотношения субъекта и объекта в художественном постижении мара, себя в этом мире. Здесь средоточием является субъект с неповторимостью состояния его переживаний, вызванных наиболее активным эмоциональным восприятием явлений жизни и выраженных предельно концентрированно, проникновенно, В лирике объект художественного познания превращается через самосознание субъекта-поэта в факт его индивидуальной душевной деятельности, самораскрытия своей личности, своего Я. Субъективные переживания, настроения, составляющие центральную ось лирического произведения, выражают не только индивидуальность поэта как личности, но и его индивидуальное понимание изображаемого. Степень общественной значимости, эмоционально-эстетического богатства лирических настроений поэта, его рефлексии - размышлений, самосознания зависит от характера его таланта, его духовного мара. Чем ярче талант, чем богаче душевная, мировоззренческая культура поэта, тем больше перерастает в его лирике личное, особенное в общее, общественное значимое.

Неповторимая индивидуальность поэта, его самосознание, состояние его субъективных настроений, словом, его внутренний мир, внутренняя свобода - все это Гегель считал сердцевиной лирики. Размышляя о лирической поэзии, Гегель, в частности, подчеркивал: "Здесь индивид со своим внутренним представлением и чувствованием составляет средоточие целого. Поэтому целое берет свое начало в сердце и душе, точнее, в особенном настроении и ситуации поэта, так что содержание и связь особенных сторон, в которых оно развертывается, опирается не объективно на самого себя как на субстанциональное содержание или на свое внешнее явление как замкнутое внутри себя индивидуальное событие, но опирается на субъект Однако поэтому сам индивид должен явиться поэтичным в самом себе, с богатой фантазией и полнотой чувств или же величественным и глубоким в своих восприятия и мыслях, должен предстать как сам по себе завершенный внутренний мир, из которого удалены зависимость и произвол прозаических обстоятельств" 0

Объективное, внешнее, вовлеченное в лирическое изображение, делается содержанием самосознания, настроений субъекта - поэта, служит выражению его жизни, жизненных позиций, отношения к миру Отсвда и решающее значение глубины его духовной свободы и простора творческой фантазии, самостоятельности поэтической индивидуальности для созидания художественного бытия лирического произведения Рассматривая соотношение субъекта и объекта в лирике, Гегель подчеркивал и такую мысль: "Но чтобы лирическое произведение не попало в зависимость от внешнего повода и от заключенных в ней целей, а оставалось само по себе самостоятельным целым, существенно необходимо, чтобы поэт пользовался этим поводом только как удобным случаем для выражения самого себя, своего настроения, радостного или горестного, своего образа мыслей и взгляда на жизнь вообще. Поэтому главное условие лирической субъективности состоит в том, что поэт целиком вбирает в себя реальное содержание и превращает его в свое содержание. Ибо настоящий лирический поэт живет внутри себя, воспринимает все обстоятельства в соответствии со своей поэтической индивидуальностью, и, как бы многообразно ни сливал он свой внутренний мар с наличным миром, его условиями, судьбами и конфликтами, в изображении этого материала он всегда выражает только самостоятельную жизненность своих чувств и рассуждений".

Многообразие проявлений жизни, проникая через творческое Я в лирику, обретает субъективную форму выражения, выявляющую своеобразие личного, национального и общественного бытия поэта. "Лирика какого-либо народа в целом, а не отдельное лирическое стихотворение может поэтому затронуть всю совокупность национальных интересов, представлений и целей.Поэтому из лирики не исключены всеобщие воззрения, субстанциональность миросозерцания, более глубокое постижение всеобъемлющих жизненных отношений".

Это и обусловливает философскую и эстетическую природу лирики. Существует мнение, различающее любовную, философскую, гражданскую, пейзажную лирику. Разумеется, провести демаркационную линию между разновидностями лирики нельзя. Каждая ее разновидность может иметь свое философское содержание, если самосознание субъекта через особенное, индивидуальное углубляется в постижение общего, сущности жизни, человека. Традиции такой философской лирики весьма богаты в азербайджанской поэзии, имеют многовековую историю.

Лирические шедевры Хакани, Низами Несими, Физули, Вагина явились неисчерпаемым источником вдохновения для последующих поколений поэтов, приобрели новое звучение и новый смысл в восприятии деятелей азербайджанской советской поэзии СВургуна, СРустама, М.Мушфика, М.Рагима, Р.Рзы, О.Сарывелли и других наследников нашей классики, обогативших в свою очередь сокровищницу художественной мысли нашего народа своими лучшими поэтическими творениями. 

Возвышение духовной красоты нового человека

Классическая азербайджанская поэзия преимущественно была романтической поэзией и преломлялась в основном через призму пантеистического мировоззрения ее творцов, тогда как начиная с Вагифа развитие азербайджанского национального художественно-поэтического мышления шло по направлению, которое привело к становлению реализма в этой сфере творчества. А процесс формирования реалистического направления в азербайджанской художественной культуре вообще, в национальной поэзии в особенности означал также процесс накопления черт народности и демократизма художественного творчества. Постепенное обогащение народного начала поэзии исторически обусловливалось сближением литературы и искусства с жизнью народа и вытекающими из его жизненных условий думами и чаяниями, с народными идеалами о лучшем устройстве бытия, о человеческой свободе и счастливом будущем. Сближение с народом стало важным мотивом развития просветительокой литературы, перераставшей затем в революционно-демократическую литературу, которая в свою очередь явилась идейно-эстетической почвой для последующего прогресса литературно-художественной мысли в русле социалистического реализма. Прослеживая действие закона преемственности на всех этапах истории азербайджанской литературы, в том числе поэзии, можно отчетливо наблюдать специфическое проявление этой общей закономерности в зависимости от конкретно-исторических потребностей развития общественной жизни. Каждая эпоха привносит свое дыхание, накладывает свой отпечаток в осуществление закона преемственности времен и поколений, ускоряя или замедляя ход общественного развития. Это закономерность выступает во всей своей благотворности особенно тогда, когда общество ставит своей целью духовное возрождение своих членов на основе осуществления идеалов свободы и равенства, когда сознательное освоение членами общества накопленных духовных ценностей становится необходимостью. Сознательный рост людей обусловливает творческое, осмысленно-критическое отношение к культурному наследию предшествующих поколений, использование в этом наследии элементов, отвечающих новым потребностям. Социалистическое возрождение экономики и культуры, означающее в то же время духовное возрождение и гармоническое развитие личности, создает необходимые условия для творческого наследования культурных достижений прошлого, их развития и обогащения в духе социалистической нравственности, коммунистического мировоззрения» В одном из своих высказываний по этому вопросу Самед Вургун на примере преемственной связи между азербайджанской советской поэзии и творчеством Вагифа обобщенно выразил суть действия закона преемственности в условиях социалистического общества" "В развитии нашей национальной поэзии сыграли большую роль гениальный азербайджанский поэт ХУШ века Вагиф и его творчество Поэзия Вагифа и в наше время с нами, однако наша современная азербайджанская советская поэзия как по своему идейному содержанию, так и по богатству своей тематики, разнообразию форм, свежести языка и по всем другим художественным средствам намного опередила творчество Вагифа, так как все высокие качества современной поэзии питаются из богатейшего духовного мира социализма, из высокой культуры и высокой идейности нашего народа, такова закономерность исторического развития".

Отражение взаимоотношения человека и природы в философской лирике

Главным объектом поэзии, в том числе философской лирики, конечно, является человек со всеми его многогранными взаимоотношениями с окружающей социальной, природной действительностью. Общественные отношения человека, разумеется, включает в себя и отношения к природе. Как невозможно рассматривать человека в отрыве от социальной среды, в которой он собственно и формируется как человек, представляя собой "совокупность общественных отношений" /Маркс/, так и невозможно представить его вне природного окружения Природа - изначальный, неисчерпаемый источник всего бытия, наивьсшей ступенью которого является человеческое бытие. Однако природа не только источник материального, физического существования. Она в тоже время источник тайн, нерукотворный храм прекрасного, доставляющий пытливой человеческой натуре возвышающие душу эмоционально-эстетические переживания, радость познания. Потому поэзия всех времен обращалась к природе, воспроизводя ее в зависимости от таланта поэта, его мировоззрения, соответственно духовному уровню и потребностям века. Однако различия в поэтическом воппри-ятии природы в разные эпохи не заслоняют общего во взглядах поэтов на природу как на живое целое. В этой связи уместно привести интересное высказывание Гегеля: "Природа есть нечто целое для живого, и если хотите, поэтического созерцания. Разнообразие природы проходит перед ним как ряд живых существ, и оно узнает в кусте, в воздухе и воде своих братьев. Для этого поэтического созерцания природы она предстает, конечно, как абсолютное целое, как нечто живое..."

Общая закономерность поэтического восприятия природы как живого всеобъемляющего целого своеобразно проявляется и в азербайджанской советской поэзии, больше всего в философской лирике. Своеобразие же здесь заключается в преодолении пассивной созерцательности, внеисторического, абстрактного представления о природе, которая теперь уже становится объектом лирико-философских раздумий в ее единстве, взаимной связи с судьбами обновленной общественной жизни. Радость бытия, осмысленная через восприятие явлений природы, находит свое отражение в творчестве ярких представителей азербайджанской советской поэзии, среди которых и в этом отношении пальма первенства опять-таки принадлежит мудрому Самеду Вургуну. Формирование у него гражданской позиции в поэзии, происходившее в драматическом процессе освобождения себя от гнетущей тоски, навеянной неразделенной любовью, уже в молодые годы сказывалось благотворно и на его взгляд на природу. Так, стихотворение молодого Самеда Вургуна "Фиалка" говорит о его стремлении по-новому осмыслить и наполнить новым, жизнеутверждающим содержанием традиционный образ (ралки. Как известно, образ фиалки в классической ашугской поэзии ассоциируется с образом возлюбленного, который взгрустнулая, склонив голову, от тоски по своей возлюбленной. "От тоски ли клонит голову, нигде не встретил не гнущейся фиалки", - эти замечательные слова Ашуга Курбани с давних времен стали крылатыми. Однако Самед Вургун, как бы разговаривал с фиалкой, говорит о новой ее судьбе, когда можно уже не клонить головы; а выпрямиться. С течением времени в нем углубляется желание поэтизировать природу соответственно задачам поэтизации созидательной силы нового человека, его счастья в свободном обществе. "О весне", "Весна и я", "Кавказ", "Спор зимы и весны" и ряд других стихотворений отразили его поэтические искания в этом направлении. Среди стихотворений Самеда Вургуна, осмысливающих темы природы с активной гражданской позиции, особое место занимает "Жалоба чинара" - стихотворение-размышление, где уже в 30-е годы сильно прозвучал голос поэта в защиту природной среды. В последу щее время это стихотворение стало объектом подражания. К сожалению, оно остается непереведеиным на русский язык. Здесь чинара выступает как обобщенный образ родной азербайджанской природы, причем судьба этого дерева связывается с исторической и современной судьбой родного народа. Чинара жалуется на инженера, который в жизни не посадил ни одного дерева, а решил вырвать ее из земли, тогда как она за свою долголетнюю жизнь всегда сослужила земле, людям добрую службу. Это дерево, думает поэт, укрывает от знойного солнца, ветра, служит сохранению влаги в почве, благодаря чему цветут сады, она притягивает к себе стаи разных птиц, дарит радость людям-старшим и детям. Для того, чтобы проследить хотя бы местами ход размышлений поэта в этом стихотворении следует привести из него отрывки в подстрочном переводе.

"Заговорила чинара у дороги: Поэт мой, у меня к тебе жалоба. Я свидетельница этого мира. В тени моей отдыхают путники. Сады цветут в почве с моей влагой. Имена птиц - в каждом моем листе. С тех пор, как я пришла в этот мир, Кроны мои стали воздушным окопом..."

По мысли автора, чинара, веками пустившая корни в глубь земли, мужественно выдержала всякие трудные испытания, выпавшие на ее долю, доказала свою жизнеспособность, как бы олицетворяя образ нашего народа, его стойкость, героизм

Художественное юстиженвдки;знеутверждающей силы любви в философской лирике...

С тех незапямятных отдаленных времен, когда поэзия зародилась как восхищение, удивление красотой и гармонией окружающего мира, ее движущей осью стала любовь. Человек, которого приводит в восторг, изумление бесконечное многообразие проявлений прекрасного в мире, особенно физическое и духовное совершенство человека, всегда был поэтом, обладающим благороднейшим чувством любви, утверждающим это чувство, возвышая, поэтизируя его. Любовь превратилась в постоянную спутницу поэзии на всем протяжении ее длительного исторического пути, питая и окрыляя это изящное, высокое словесное искусство. В необозримой картине истории поэтического восприятия мира и человека, разумеется, были разные этапы художественного осмысления любовного чувства, этапы, обусловленные характером общественного бытия. В классовом обществе, основанном на антагонистических отношениях и освящающем неравенство, в том числе неравенство полов, любовь как правило, испытывала на себе влияние общественных коллизий, сталкиваясь с суровыми законами, нередко завершалась трагедией»

Отсюда главной темой классической поэзии стала трагическая любовь, когда чистота, красота чувств влюбленных, их стремление соединить свои судьбы встречают противодействие со стороны жестоких законов, враждебных свободе вообще, свободной любви в особенности. С этим было связано убеждение,согласно которому если любовь трагична, то она возвышенна, если же она счастлива, то лицемерна и обыденна. Самые различные поэтическо-художественные воплощения трагической любви, потрясающей и вызывающей сострадания, имеются как в европейской, так и в восточной классической поэзии. Вспомним хотя бы воспетую Низами, а вслед за ним целым рядом прэтов Востока, особенно Физули, трагическую любовь Лейли и Меджнуна, на которых так похожи образы Ромео и Джульетты, драматически воплощенные Шекспиром. Воспевание трагической любви возвышало не только самоотверженные образы преданных влюбленных, но и звучала как протест против обстоятельств, подавляющих свободу человеческой личности. Такое восприятие и художественное истолкование темы любви были вызваны также стремлением самого поэта-творца осознать свое личностное начало, духовную свободу, через которую он утверждал идеи свободы и равенства всех перед всемогущей силой человеческой любви.

Об обусловленности характера и судеб любви характером жизненной среды и отношений существуют самые различные суждения рационально мыслящих философов, рассматривавших данную проблему. Так, для Гегеля богатство личности влюбленных связано с богатством их жизненных отношений, посредством чего они с одной стороны сознают духовное единство человеческого бытия, а с другой - выделяют, вычленяют свою индивидуальность из массы индивидов, а это нередко кажется необыденным и иногда вызывает даже неприятие окружающими. Из размышлений Гегеля в этом плане можно привести, например, следующих его высказываний: "В любви человек вновь нашел себя самого в другом. Так как она есть объединение жизни, она предполагала разделение, развитие, развитую многосторонность последней. И чем более многообразны формы, в которых жизнь сказывается жизненной, тем больше точек, где она мокет объединиться и чувствовать себя, тем более проникновенной может быть любовь. Чем обширнее многообразие отношений и чувств любящих, тем проникновение сосредотачивается любовь, тем она более исключительна и более безразлична по отношению к другим формам жизни. Ее радость смешивается с любой другой жизнью, признает ее, но замыкается обратно в чувстве индивидуальности, и чем обособленнее люди в их отношении к миру по своему образованию и интересам, чем более своеобразен каждый из них, тем ограниченнее становится любовь по отношению к самой себе. И для сознания своего счастья, чтобы доставать его себе, как она охотно это делает, необходимо, чтобы она обособилась и даже вызывала бы вражду к себе..."77

Из всей суммы идей предшествующей философии о любви можно заключить: любовь не терпит неравенства, неравноправия,несправедливости, а с необходимостью предполагает общность, свободу духа, сознательного выбора для гармонии любви и морального долга. Поэтому вполне закономерно противоборство философов, мыслителей, и поэтов против тирании, несправедливостей жизни, обветшалых обычаев, подавлявших чувство любви - высокие, возвышенные порывы человеческого сердца. К таким философам, мыслителям относятся и те, кто связывал осуществление идеала свободной любви с воцарением социалистического общества, основанного на фактическом равенстве его созидателей, реально обеспечивающего права и свободы личности обоих полов.

Любовь как выражение идеала о современном , гармоничном человеке

Вагабзаде любит пофилософствовать в поэзии,его лирика также философична, его представления о любви слиты с то? его взглядом на смысл бытия. Иногда, философствуя о любви, он в поэтической вариации выражает мысль, подчеркнутую еще Гегелем: "В любви человек вновь нашел себя в другом..." Вот, как воплотил он эту мысль в поэзии: "... Потеряешь себя, любя. Сам не свой ходишь - бродишь. Ну что ж, Чем полнее забудешь себя, ем полнее себя обретешь. У любви нет иного пути, ТЛО

Потеряв себя, обрети!.."- Размышления Бахтияра Вагабзаде о любви нередко перекликается с классической философской лирикой, где любовь понимается и как духовное зрение в постижении бытия. "Давай проникнем в тайны бытия. Любовь развяжет узелок любой!" - говорит он любимой. Бахтияр Вагабзаде разделяет также взгляд на любовь как на судьбу, извечное предназначение человечности,смысл обновляющейся жизни человеческого духа, нравственную силу, обединяющую людей. Человечность жива любовью, - эту вечно юную истину хорошо сознает и Бахтияр Вагабзаде, Потому он радуется, чувствуя, как молодеет его любовь: "Любовь моя Появилась на свете раньше меня. Я без нее Прожить не могу ни дня. Седеет моя голова, Седеет с недавних пор. Седеет моя душа, Как гребень далеких гор. И все вокруг говорит: Старею, старею я. Но так же мною владеет И все молодеет

Любовь моя!"104 Разумеется, если молодеет любовь поэта, значит умножаются его заботы о судьбах людей. Вспомните хорошо известные слова Пушкина: "Я жить хочу, чтобы любить и страдать". Усматривая смысл деятельной жизни в любви, Бахтияр Вагабзаде хочет ее постоянного обновления: "... Я каждый день прошу тебя: яви Оттенок,краску новую любви. Жизнь без любви Как чаша без вина. Я пожелаю На года вперед, Пусть семицветной радугой Над жизнью обновленною

Взайдет!"105 Сказанное, конечно, обобщенно и не полно отрадает черты любовной лирики поэта, поскольку ее рассмотрение не входят в условленную задачу данной работы. Но раз шла речь о Бахтияре Вагабзаде, то нельзя не говорить и о Мамеде Аразе - самом читаемом и почитаемом азербайджанском ПОЭТЕ.

Мамед Араз подлинно искренний поэт; очень дорожит в поэзии цельностью, естественностью чувств, синтезируя естественную простоту поэтических переживаний с интеллектуальным уровнем современности. В его поэзии и личности привлекает бескорыстное отношение к искусству, к людям: "С невзгодами сам Встречайся грудь в грудь Ради счастья другого. Дари целый мир Только, как говорят, Взамен и ореха не требуй пустого. Корысть Это к хлебу примешанный яд". Поэзия Мамеда Араза, полная эмоциональной силы и красоты, богата по своей тематике, разнообразна по жанрам, где доминирует лирика, особенно, конечно, любовная.

Похожие диссертации на Эстетическая природа философской лирики в азербайджанской советской поэзии