Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое осознание личности как феномен культуры Басиладзе, Отар Захарович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Басиладзе, Отар Захарович. Эстетическое осознание личности как феномен культуры : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04.- Тбилиси, 1991.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Разработка эстетической проблематики и закономерное расширение ее границ связано с постановкой и осмыслением таких вопросов, которые, несмотря на их кажущупся разработанность, в силу их многогранности, привлекают к себе пристальное внимание исследователей. К категории таких вопросов относятся и такие, которые выражают всю сложность и многообразие индивидуально-личностногоаспекта социально-культурной динамики социума. Именно проблемой такой важности представляется тот круг вопросов, который касается одного из внутренних детерминантов ценностного содержания культуры - эстетического сознания личности; последнее, выступая специфической формой отражения действительности, во всем своем объеме может быть выяснено и осмыслено посредством

исследования тех условий и предпосылок, на почве которых возникает эстетический процесс как необходимый и важный аспект культуры в целом и личностной культуры в том числе.

Такое значение эстетического сознания личности объясняется и тем, что оно непосредственно вплетено в другие формы индивидуального сознания /в политическую, нравственную, экономическую, правовую и т.д./, без которого они теряют чувственно-эмоциональную окраску своих регулирующих и направляющих человеческие действия функций, а по содержанию - истинно-ценностные начала человеческой целепологающэй деятельности. Специфической особенностью эстетического сознания выступает ориентация на формирование гармонически развитой личности, активизация и развитие всех человеческих способностей и, что важнее всего, детерминация человеческого стремления к совершенствованию его общей культуры.

Таким образом, актуальность проблемы эстетического сознания личности заключается в том, что изучение механизмов эстетической активности человека в его повседневной деятельности, осмысление сути и значения этой активности в культурном измерении и бытие человека должно сыграть определенную позитивную роль в деле постановки эстетического воспитания нашего народа на прочном научном фундаменте и в правильном направлении культуротворческих процессов, а также практически поможет людям в выработке правильной эстетически-ценностной ориентации, что немаловажно особенно в эпоху бурных и коренных социально-экономических и духовных преобразований.

Степень разработанности проблемы. В силу большой значимости эстетического сознания в становлении личности подлинным субъектом исторического и социально-культурного процессов оно всегда привлекало к себе внимание философов, теоретиков искусства и т.д. В этой связи знаменательно, что проблема эстетического сознания, как таковая, хоть и существует в истории эстетической мысли со дня ее возникновения, но во всей целостности и нерасчлененности она очень редко выступала объектом специального изучения; в сферу исследовательских интенций эстетическое сознание, как важнейший детерминант эстетической культуры человека, как правило, попадало какой-либо отдельной ипостасью своего многогранного проявления, были ли это "вкус" /Шефтсбери/, "эстетическая идея" /Кант/, "эстетическое созерцание" /Гете/, "художественный интерес" /Гегель/, или же какой-то другой элемент эстетического сознания.

Интерес к указанной проблематике особенно возрос в последнее время, о чем говорит .хотя бы то, что и в нашей стране, и за ее пределами за последние десятилетия было издано боль-

шое количество монографий и'сборников, посвященных гносеологическим и функциональным аспектам формирования и развития эстетического сознания, особенностям его внутренней структуры и составным элементам, а такте тем динамическим взаимосвязям, которые имеются между эстетическим сознанием и художественной культурой и т.д. В этой связи примечательны публикации таких авторов, как Апресян Г.З., Гальперин ., Гольдендрихт С.С, Липский В.Н., Пирадов А.В., Ткемаладзе А.А., Эйхе H.G., Скрютон Р., Чиари Дж. и др.

К этому те периоду относится появление в свет работ, посвященных эстетическому сознанию, в которых, в частности, рас-матряваются взаимосвязь и взаимодетерминация эстетического сознания с трудовой деятельностью человека, его внутренняя определенность духовным бытием человека, а также целый ряд немаяоважных'проблем, связанных с проявлениями эстетического сознания. Имеются в виду исследования Домбровской.Т.И., Еремеева А.Ф., Киященко Н.И., Лейзерова Н.Л., Сафронова Б.В., Бердсли М., Дюкас С. и других, внесших значительный вклад в изучение этих проблем.

Несмотря на заинтересованность широкого круга исследователей указанной проблематикой, следует отметить, что большому числу публикаций отнюдь не прямопропорциональна степень углубления в исследовании проблем эстетического сознания. Одной из причин этого является то, что не существует ни одной научной теории, в том числе в области философия, способной обеспечить полное и исчерпывающее изучение действительности и ее отдельных проявлений - действительность всегда шире и динамичнее любой теории. Помимо этого следует отметить и то, что наряду, с еще неразработанными вопросами, связанными с про-

блемой эстетического сознания, существует и такой вопрос, который (прагментарно и сравнительно поверхностно освещен. В частности, речь идет об индивидуально-личностном аспекте проблемы эстетического сознания как феномена культуры и основного ее детерминанта, полноценное изучение особенностей социально-культурного функционирования.которого, в связи с многообразием его содержания, и впредь потребует немалых усилий со стороны ученых.

В этой связи данная диссертация представляет собой предпринятую в указанном направлении попытку, которая должна способствовать дальнейшему углублению философского осмысления духовного чира человека и его эстетической окраски.

Основная цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы заключается в том, чтобы на пересечении

эстетики, аксиологии и философии культуры, в контексте эстетической культуры личности и на основании выяснения сущности

и закономерностей функционирования эстетического сознания, путем дедукция показать специфические особенности эстетического сознания личности, что будет возможно также посредством выявления и осмысления диалектических взаимосвязей его составных элементов. При этом исходным тезисом взято утверждение, что эстетическое сознание выступает одним из основных детерминантов /наряду с эстетической деятельностью/ эстетической культуры личности.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих конкретных задач: выявление путем анализа некоторых об-"пих, принципиальных положений философской антропологии тех особенностей, которые характеризуют человека как личность; выяснение определенности содержания двух форм эстетического

сознания личности - обыденной "и профессиональной; выявление коррелятивности внутренних элементов структур эстетической деятельности и эстетического сознания; установление принципиального различия между восприятием эстетического объекта и .эстетическим созерцанием с опорой на данные психологической науки; выявление специфичности эстетических переживаний и осмысление их роли в структуре эстетического сознания; установление мотивационной роли эстетических потребностей к различным формам эстетической деятельности личности; выявление роли эстетически-оценочных понятий, категорий и суждений как интеллектуально-мыслительных детерминантов эстетического сознания; установление содержания понятия эстетической культуры личности и определение в нем места и значения эстетического сознания; и, наконец, анализ таких социально-культурных предпосылок дальнейшего развития эстетического сознания личности, каковыми являются трудовая деятельность и эстетическое воспитание.

Теоретическая и методологическая база диссертации. В качестве такой базы диссертант использует научные достижения советских и западных философов, эстетиков, культурологов, а также теоретиков и социологов искусства, психологов творчества. В то же время наряду с системным подходом, необходимым с точки зрения логики предпринятого исследования, применяется гуманитарно-аксиологический подход, что ни в коем случае не исключает использование в диссертации гносеологического и функционального подходов, наличие которых обусловлено самюл направлением данной работы - исследованием эстетического сознания личности в его связи с эстетической культурой. В диссертации использована философская модель человеческой деятель-

ности, которая со всей глубиной выявляет сложную и многооб -разнуто детерминацию эстетического сознания со стороны эсте -тической деятельности и.внутреннюю динамику развития эстетического сознания, что, в то же самое время, определяет относительную независимость эстетического сознания от соответствующей ему деятельности и его. творческую природу.

В це чом анадиз эстетического сознания личности прелом -ляется через спектр тех особенностей, которые характерны индивидуально-личностному типу эстетической культуры. Все это обусловило использование принципа единства исторического и логичзского методов, анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительного и историко-сравнительного анализа и т.д. Названные принципы и методы используются комплексно.

Научная новизна диссертации заключается в специальном исследовании индивидуально-личностного содержания эстети -чэского сознания как важнейшего детерминанта эстетической культуры личности, что подразумевает выявление активной познавательной и творческой природы эстетического сознания. Все это, со своей стороны, вызвало осмысление диалектических взаимосвязей тех структурных элементов эстетического созна -ния личности, которые призваны осуществлять и опосредовать эстетическое освоение человеком цействительности и сотворение эстетических ценностей. Новизной работы мочно считать также приведение модели коррелятивного соответствия и взаимодействия внутреннего многообразия эстетического сознания личности с ее эстетической деятельностью.

1 диссертации имеется целый ряд новаций частного характера, большинство из которых сформулированы в следующих ОС -новных положениях, выносимых на защиту.

содержание эстетического сознания личности опрецеля -ется особенностями индивидуально-личностной жизни и характером отношений к эстетической культуре общества, что, в конечном счете, дедуцируется на два сравнительно общих уровня эс -тетической культуры личности: практически-обыденный и профессиональный уровни. Предпосылки имеющегося между ними различия нужно искать в неодинаковой интенсивности эстетической прак -тики личности и в различной их ценностной ориентации;

внутреннее многообразие эстетического сознания лич -ности обусловлено направленностью активности эстетического субъекта. Оно, с одной стороны, предстает отражением общественного и индивидуального бытия, а"с другой /как определен -ный продукт этого отражения/ - призвано оказывать на человека деятельное функциональное воздействие. В этих различных ипостасях структура эстетического сознания личности будет неодинаковой: в первом случае эстетическое сознание будет детер -минировано предметом и специфическими особенностями самого процесса отражения, а механизм этого отражения будет преде -тавлен в виде познавательно-функциональной структуры; во втором случае активность эстетического сознания сводится к активности эмоционально-волевой и логико-мыслительной сфер. Структура этой последней имеет, соответственно, творчески-функциональную определенность;

на эстетическое .сознание личности как одной из форм ценностного постижения окружающего мира возлагается огром -ная функциональная нагрузка, так как в процессе функционирования его творческих способностей происходит не только восп--риятие и переживание сущего, но и сотворение нечто нового, что только.лишь на уровне отражения было бы невозможно;

внутренняя определенность активности эстетического сознания личности обусловлена особенностями осуществления ее эстетической деятельности, что выступает специфической формой духовно-практического и социально-психологического отражения действительности;

на эстетическое сознание возложена жизненно важная роль в становлении человека субъектом эстетической практики, поскольку оно направляет не только предметно-преобразовательную деятеявность человека, но и его стремление к освоении социально-культурной и эстетической ценностей - как забота человека

о совершенствования собственной духовной жизни;

- культурный рост человека предстает закономерным процес
сом личностного бытия, в котором решающую роль играет выработ
ка и развитие эстетического мотива к свободному и творческому
труду.

Теоретическая и практическая ценность исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейшего исследования эстетического сознания и эстетической культуры личности, а также как материал для составления и разработки курсов лекций по теории культуры, эстетике и теории эстетического воспитания. Особое значение исследование особенностей эстетического сознания приобретает для практики воспитательной работы, что обусловлено не только тем, что в индивидуальном срезе эстетическое сознание осуществляет своеобразное воздействие на чувственно-эмоциональную сферу человеческого духовного мира, но и тем, что если другие формы сознания, в частности, политическая, экономическая или же правовая, прежде всего, ориентированы на выявление закономерностей природного или социального

мира, эстетическая форма сознания обращена на внутренний мир человека. Следовательно, представленное в диссертации исследование окажется хорошим подспорьем как для эстетического воспитания, так и для эстетического самовоспитания. Кроме этого, учет некоторых аспектов данной работы принесет определенную пользу представителям художественной критики и искусствоведения.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертации нашли отражение в публикациях автора и его выступлениях в Рижском /1988 г./, Тбилисском /1988 г./ университетах, а также в Тбилисском педагогическом институте /1989 г./ на конференциях и проблемных семинарах ученых и аспирантов. Диссертация обсуждена на заседании кафедры эстетики /28 ноября 1990 г./ Тбилисского государственного университета имени И.Джавахишвили и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав /включающих шесть параграфов/ и заключения. Прилагается библиография. Работа изложена на 140 страницах машинописного текста, список литературы содержит 156 наименований.