Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое отношение и проблема коммерциализации художественной жизни Дубова, Ольга Борисовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дубова, Ольга Борисовна. Эстетическое отношение и проблема коммерциализации художественной жизни : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / ВНИИискусствознания.- Москва, 1988.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 88-10/3526-0

Введение к работе

Актуальность^ темы исследование

Сегодня вое более острой критике подвергаются несоциалистические по своему характеру формы организации нашей художественной жизни, которые привели, в частности, в сфере изобразительного Искусства к тому, что вопросы закупки произведений, заключения договоров с художниками, распределения по музеям их работ долгое время находились в компетенций узкого круга лиц, решались "сверху".

Бюрократические формы управления художественной жизнью не могли не сказаться па уровни искусства, превращении многих произведений в своего рода "лкетовар", который отвечал всем установленным критериям и закупался по достаточно солидным ценам, но не мог удовлетворить эстетическим требованиям, "спросу" его действительного потребителя - зрителей. В публикациях последнего времени все чаще встречается идея о необходимости исправления создавшегося положения, требование простора свободному действию закона стоимости в сфере художественной жизни.

Переориентация нашей художественной жизни на новую систему ее организации - объективное условие ее развития, но она же несет в себе и возможность появления опасной тенденции, сопряженной не просто с хозрасчетным началом, а и с обычными, коммерческими по своей сути подходами, превращающими искусство из цели в средство. Таким образом, элементы коммерческих форм развития художественного процесса существуют и в нашей действитель-ности, настоятельно требуя своего осмысления. С другой стороны, художественная жизнь в буржуазном обществе гораздо болеа сложна, и противоречива, чем недавние попитий ее теоретического осмысления, сводимого к той или иной разновидности формулы "все на продажу".

Отсюда возникает необходимость нового подхода и к анализу диалектики эстетического отношения и коммерческого интереса в художественной жизни буржуазного общества. Этот подход, в отличие от традиционного, "контрпропагандистского", должен быть ориентирован не столько на поиски вопиющих фактов превращения искусства в объект спекуляции или криминального бизнеса (подделки, хищения), сколько на изучение коммерциализации художественной жизни как явления, затрагивающего не только "изнанку" искусства, но и его "лицо", во всей объективности этого процесса и во всех реальних его взаимодействиях с эстетической сферой.

Среди работ современных исследователей, посвященных проблеме враждебности буржуазного общества искусству и затрагивающих коммерциализацию искусства как один из ее аспектов, выделяются три основные группы работ. К первой можно отнести монографии и статьи, анализирующие проблему противоречивости развития искусства" при капитализме как историко-философскую и историко-эсте-тическую проблему. В этих исследованиях, касающихся вопросов эстетических и философских взглядов мыслителей прошлого, ставятся важные с теоретической точки зрения проблемы, актуальные-и для понимания процессов коммерциализации искусства в современном буржуазном обществе. Это работы ІЗ.Ф. Асмуса, Ю.Н. Давидова, П.П. Гайденко, А.Я. Зися, Э.В. Ильенкова, Н.И. Лапина, Ы.А. Лифшица, Г. Лукача, М.Ф. Овсянникова и др.

Ко второй группе можно отнести исследования, в которых дается марксистская критика современной буржуазной эстетики и искусства. Хотя большинство авторов не затрагивают специально проблему коммерциализации искусства, а анализируют реальные npoTiiBopj4HH в современном положении различных видов искусства при капитализме и разоблачают миф о свободе творчества в бур-

жуазном обществе, в них содержится и ряд ценных замечаний об особенностях проникновения к художественную сферу законов капитана. Это работы В.Г. Арсланова, М.Н. Афасижева, В.Л. Глазыче-ва, Ю.А.'Гусева, П.А, Дмитриевой, В.А. Крючковой, И.П. Лукшина, Н.Б. Маньконской, М.А. Лифшица, Б. Райнова, Л.Я. Рейнгардт, Ф.Я. Румянцева, Э.В. Соловьева, М.В. и Д.М. Урновых и ряда других автороп.

К третьей группе работ относятся исследования западных философов, эстетиков и искусствоведов, касающихся проблем коммерциализации искусства. Некоторые из них растворяют реальное содержание проблемы взаимодействия эстетического отношения и коммерческого интереса в критике "конформизма" и "буржуазности" массового или "коммерческого" искусства, в противопоставлении ему "революционного" искусства авангарда. В то же время многие исследования современных западных ученых вполне объективно изображают процессы, происходящие в современной художественной жизни буржуазного общества, дают анализ различных аспектов механизма коммерциализации искусства и содержат ценный фактический материал. Это статьи и книги таких авторов как Т. Вульф, А. Далоп, М. Дамус, Ф. Левин, А. Моль, Р. Мулен, Г. Розенберг, А. Сааринен, М. Сейфор и других.

Цели и задачи исследования. Исходя из актуальности и сложности темы, автор наметил основные цели исследования, подчиняющие себе и структуру диссертации: выявить диалектику эстетического отношения и коммерческого интереса, дать комплексный анализ пробле.\.н коммерциализации художественной кизни в буржуазном обществе, вскрывающий ее в единстве трех основных аспектов - как историко-эстетическуга проблему, как проблему методологическую и как одну из основных проблем современной западной зс-

тетической практики показать враждебность подлинному искусству и эстетическому отношению вообще тех последствий, которые несут в художественную сферу законы капиталистического производства.

В процессе реализации намеченных целей необходимо было решать следующие задачи:

  1. Проанализировать основные этапы становления проблемы вравдебпости буржуазного общества искусству и ее важнейшего аспекта - проблемы коммерциализации художественной жизни - в истории эстетической мысли.

  2. Раскрыть методологическое значение марксистского учение

о враждебности буржуазного общества искусству для научной пос-

поОлемц.) тановки (взаимодействия эстетического отношения и коммерческого

интереса.

3. Рассмотреть новейшие тенденции в коммерциализации ис
кусства, проследив в ходе анализа характер тех изменений, ко
торые вносит в художественную жизнь ее подчинение законам ка
питалистического общества.

Источники. Теоретико-методологической основой диссертации явчяется марксистско-ленинское учение о враждебности буржуазного общества искусству. Цельность и многосторонность этого учения, вобравшего в себя переосмысленный с диалектико-материали-етгческих позиций опыт анализа положения искусства в буржуазном обществе, содержащийся в эстетических учениях ХУШ - начала XIX века, позволяют ему Еысгупагь в качестве единственной научной методологической основы исследования всех тех противоречивых процессов, которые привносятся в мир искусства законам} коммерции, проникающими в него на определенном историческом этапе.

При освещении темы автор опирался на материалы съездов Коммунистической партии Советского Союза, новую редакцию Программы КПСС, в которых развивается марксистско-ленинское учение о враждебности капитала искусству и культуре, ставятся проблемы, связанные с империалистической политикой в сфере художественной культуры.

Рассматривая вопроси, вытекающие из целей и задач исследования, автор учитывал ценные выводы и обобщения, содержащиеся в трудах ряда советских и зарубежных эстетиков, а также анализ современной художественной жизни Запада, содержащийся в работах искусствоведов и художественных критиков. Кроме того для исследования были привлечены фактографические материалы, публикуемые в советской и зарубежной, преимущественно англоязычной, периодике и обзоры выставок современного западного искусства.

Научная новизна исследования. Несмотря на то, что исследователями проделана значительная работа по анализу и критике процессов, происходящих в совремзнном буржуазном искусстве, многие вопросы, относящиеся к проблеме его коммерциализации, не получили должного освещения или не изучались совсем. Специфика коммерциализации искусства, проявляющейся наиболее очевидным образом в тех видах искусства, которые предполагают массовое тиражирование, предопределила и то, что основным объектом исследования процессов коммерциализации стали кинопроизводство, телеви- ' дение, радиовещание, издательское дато, эстрада. Основной акцент при этом делался на анализе тех тенденций, которые преобладают в коммерциализации так называемого "массового искусства". При этом теоретический анализ материала шел, главным образом, в плане исследования социально-экономического положения худояс-

ника в буржуазном обществе, раскрытия социологических, идеологических и политических аспектов проблемы.

В отличие от этих работ в диссертации осуществляется анализ ' именно эстетических аспектов проблемы, раскрытых на материале изобразительного искусства, сравнительно мало исследованного авторами, занимавшимися проблемами коммерциализации художественной культуры. В диссертации впервые сделана попытка подойти к проблеме диалектики эстетического отношения и коммерческого интереса комплексно: проанализировано ео развитие в истории эсте-тихі, методологические принципы ее осмысления в марксизме, дан анализ новейших тенденций в коммерциализации буржуазного изобразительного искусства.

Практическое использование, выводов диссертации. Основные результаты исследования имеют методологическое значение для изучения современной западной художественной жизни. Положения, обобщения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы.в лекциях и семинарских занятиях по марксистско-ленинской эстетике, в курсе "История эстетики", при составлении программ спецкурсов. Анализ процесса коммерциализации искусства и историко-эстетический анализ этой проблемы может быть использован в пропагандистской работе.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании сектора марксистско-ленинской эстетики' Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания.

Основные положения.и выводы, содержащиеся в работе автором излагались на Всесоюзной научной конференции, проводившейся философским обществом СССР и ВТО в декабре 1983 года в Москве.

Структура диссертации методологически и логически обусловлена ее целями и задачами. Первая глава посвящена .диалектике эс-