Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Гужа Екатерина Алексеевна

Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни
<
Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гужа Екатерина Алексеевна. Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.04 / Гужа Екатерина Алексеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова], 2017.- 146 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эстетика повседневности в современной культуре

1. Современность и эстетика повседневности 14

2. Эстетика повседневности: характерные черты в контексте современной культуры 22

Глава 2. Мода как феномен эстетики повседневности

1. Феномен моды: философско-эстетическая проблематика .34

2. Классические и современные концепции моды .44

3. Вербальная и визуальная эстетическая коммуникация в теории моды .48

Глава 3. Стиль жизни и конструирование повседневности

1. Философско-эстетический аспект стилей жизни .63

2. Эстетические аспекты социального в рамках социально-философских концепций стилей жизни 83

3. Зеркало моды: характерные черты современных стилей жизни 106

Заключение 128

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Актуальность темы диссертационного исследования связана с особенностями
развития современной эстетической культуры, затрагивающей конец XX и
начало XXI вв. Речь идет о культурных трансформациях в условиях
детрадиционализации общества, расширения информационной реальности,
изменения субъективности, разрастания приватной сферы, феминизации и
психологизации социальных институтов. Повседневность выступает

своеобразным зеркалом, отражающим многообразие уровней современной
действительности. Она также является той культурно-символической средой,
которую формируют сами индивиды. Современная культура привнесла
значительные перемены в сферу эстетического, границы которого уходят далеко
за пространство искусства. Кризис эссенциализма коснулся нравственного
сознания. Нравственным измерением в условиях новой культуры становится
максимизация впечатлений и удовольствий, что приводит к размытию границ
между сферой этического и эстетического. В условиях подобного рода

трансформаций повседневность попадает под пристальное внимания, поскольку
транслирует кардинальный переворот в культурной и антропологической
сферах. Сложность и многоаспектность эстетического измерения

повседневности связана с многообразием набирающих влияние социальных, экономических, философских тенденций.

Мода задает принципиально новые способы жизнетворчества. Современность
становится синонимом модности, которая вытесняет традиционные ценности
культуры. Указанные тенденции приводят к преображению эстетического
восприятия реальности, а также эстетических способов освоения

действительности. Человек в современной культуре становится частью информационных эстетических потоков, которые направляют и формируют его повседневную жизнь. Научно-философским фоном актуальных трансформаций

повседневности выступает постмодернистская традиция, которая размывает границы субъективного и объективного, духовного и телесного, реального и виртуального, должного и запретного. Разрушение бинарных оппозиций имеет глубокие и серьезные последствия для эстетического пространства повседневности. Многие ученые в настоящее время говорят о кардинальных переменах человеческой субъективности. Проблемой выступает, с одной стороны, сложность выявления ее границ в условиях снятия демаркации «сознание-тело». С другой стороны, научным дискуссиям подвергнуты вопросы о соотношении личного(приватного) и социального (публичного). В условиях нестабильности и диффузии культуры сфера эстетического несет на себе дополнительный груз ответственности за упорядочивание и гармонизацию не только потребности в прекрасном, но и формирует стабильность внутреннего мира человека за счет эстетического освоения действительности.

Эстетика повседневности, рассмотренная с позиции двух явлений жизни
людей, таких как мода и жизненный стиль, раскрывает новые пути и способы
развития исключительно человеческого начала, преображенного

информационной революцией, компьютерными технологиями, глобализацией,
давлением потребительского массового сознания, отрывом от традиционных
ценностей и норм, и др. Мода как современный тип социокультурной

организации помогает понять исследователю то, какие структуры эстетической, поведенческой, психологической опоры возможны, что скрывается за циклическим обновлением культурного капитала. Трансформация моды в культуре явилась лишь опосредованной вестью о новых форматах общественного развития, основанного не на принципе сохранения, а на принципе новизны и актуальности. Исследование повседневных жизненных практик весьма важно не только для научного сообщества, но и для каждого человека, поскольку современный мир, находящийся в условиях переходного и подвижного состояния, отличается непрочностью социальных институтов, психологических паттернов, национальных культур, а также нестабильностью в сфере понимания человеком самого себя, своего смысла жизни, целей

собственной активности и связей с другими людьми. Рассмотрение стилей жизни в пространстве моды может приоткрыть завесу над сложными жизненными задачами, которые необходимо решать современному человеку в условиях бесконечного информационного потока и рыночных отношений.

Мода и стиль жизни как ракурсы эстетики повседневности часто не находят
отклика среди философского научного сообщества. Их исследуют

преимущественно в сфере исторической и культурологической науки, экономики и социологии, однако философский модус изучения указанных явлений создает принципиально новый пласт междисциплинарных исследований, объединяя практическую философию и реальное современное функционирование культуры, из которой нельзя в нынешних условиях исключить потребительский культурный фактор, фактор единства информационной среды и «беспочвенности» в отношении традиционных социальных регуляторов.

Степень разработанности проблемы

Разрабатываемые на сегодняшний день исследования в области эстетики
повседневности, моды и стилей жизни акцентируют внимание на социологическом
направлении вплоть до отказа указанным явлениям в ценностно-эстетическом
измерении. Понятия эстетического вкуса, эстетики существования,

выразительности, эстетической коммуникации сводятся часто к таким идеям, как социологические концепции суггестивного влияния на сознание потребителей с целью повышения продаж (Кавамура Ю., Тангейт М. и др.), концепции классовой борьбы за лидирующие позиции (Зиммель Г., Бурдье П. и др.). Также исследования ведутся в области психологии (Килошенко М., Аброзе Е. А.), уделяющие внимание процессу формирования идентификации. Научная литература по анализируемым феноменам довольно обширная, однако философско-эстетический уровень исследования в большинстве работ либо затронут вскользь, либо недостаточно концептуализирован.

Теоретической основой первой главы диссертационного исследования можно назвать труды по эстетике повседневности и тенденциях современной культуры. К ним относятся работы Лелеко В.Д.1, Вельша В.2, Ваттимо Дж.3,Лефевра A.4, Гидденса Э.5, Шустермана Р.6, Берлеанта А.7, Хюбнера Б.8, Свендсена Л.9, Хабермаса Ю.10, Бергера П. и Лукмана Т.11, Капустина Б. Г.12, Лолы Г.Н.13. В указанной главе эстетика повседневности рассматривается в рамках современной культуры. Научно-философский анализ в данном случае неотделим от рассмотрения тенденций становления информационного и глобального социального пространства.

1 Лелеко В.Д. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века.
//Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия "Symposium", выпуск 16. СПб.:
Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 34-36.

2 Welsch W. Aesthetics beyond Aesthetics // Proceedings of the XHIth International Congress of
Aesthetics, Lahti 1995, Vol. Ill: Practical Aesthetics in Practice and Theory, ed. Martti Honkanen,
Helsinki 1997. – P. 18-37.

3 Ваттимо Дж. Прозрачное общество. Пер. с ит./ Перевод Дм. Новикова. М.: Издательство
"Логос". 2002.- 128 с.

4 Lefebvre H. Everyday life in the Modern World.L./ Transaction books,-L. 1971.- 206 p.

5 Giddens, Anthony. The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration. Cambridge:
Polity Press. 1984. – 402 p.

6 Shusterman Richard. Rethinking Aesthetics: The Role of Body in Design, Ritu Bhatt (ed.), New
York: Routledge. 2013. - 239 p.

7 Berleant, Arnold, and Allen Carlson (eds.). The Aesthetics of Human Environments, Peterborough:
Broadview Press. 2007. – 312 p.

8 Хюбнер Б. Произвольный этоc и принудительность эстетики./Пер.с нем. Мн.: Пропилеи,
2000. – 152 c.

9 Свендсен Л. Философия моды ( пер. с норв. А. Шипунова).- М.: Прогресс-Традиция, 2007. –
256c.

10 Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // 1992. № 4. C. 40-42.

11 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии
знания. — М.: Медиум, 1995. – 323 c.

12 Капустин Б. Г. Монография. Современность как предмет политической теории. - М.:
РОССПЭН, 1998. – 308 c.

13 Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. – Спб.: «Элмор», 2011. – 140 c.

Информационные источники второй главы можно разделить на следующие
направления исследований: социально-философское направление (Зиммель Г.14,
Веблен Т.15, Зомбард В16, Блумер Г17, Бурдье П.18, Кавамура Ю.19, Гофман Л.Б.20,
Крэйн Д.21 Липовецки Ж.22, Толстых В.И.23), непосредственно философские
исследования моды (Бодрийяр Ж.24, Барт Р.25, Свендсен Л.), философско-

эстетическое направление (Шаров К.С.26, Кузнецова Т.В.27, Григорьева И.В.28, Вайнштейн О.29), околофилософские труды, посвященный проблемам дизайна и

14 Зиммель Г. Мода // Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М., 1996. C. 266-291.

15 Веблен Т. Теория праздного класса. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2001. – 368 c.

16 Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. // Избранные работы. М.: Издательский дом
«Территория будущего», 2005. – 343 c.

17 Блумер Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору // Социальные и
гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ/РАН
ИНИОН. Центр. социал. науч. — информ. исслед. Отдел социологии и социальной
психологии. М., 2008, № 2. C. 134-135.

18 Бурдье П. Рынок символической продукции. — Вопросы социологии. № , 1993, М.: Socio-
Logos. C. 49-62.

19 Kawamura Y. Fashionology. An introduction in fashion studies. Oxford: Berg, 2005. – 134 p.

20 Гофман Л. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб.: Питер, 2004. –
208 c.

21 Crane D. Fashion and its social agendas: class, gender, and identity in clothing. Chicago: Univ. of
Chicago press, 2000. – 294 p.

22 Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: «Владимир Даль»,
2001. – 331 c.

23 Толстых В. И. Мода как социальный феномен. // Мода: за и против./ Под ред. Толстых В. И.
М., 1973. C. 7-39.

24 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет. 2000. – 387 c.

25 Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых,
2003. – 512 c.

26 Шаров К.С. Мода от античности до XIX в.: игра и противостояние гендерных стратегий. –
М.: Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. №3, 2006. C. 107 – 128 .

27 Кузнецова Т.В. Феномен моды: эстетические аспекты // ОМЭК I. Эстетика: прошлое,
настоящее и будущее. – М.: МГУ, 2005. C. 177-178.

28 Григорьева И.В. Эстетические проблемы моды. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ.
наук:09.00.04/ Григорьева Ирина Витальевна/МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1988. -185 с.

29 Вайнштейн О. Одежда как смысл : идеологемы современной моды // Иностр. лит. – 1993. -
№ 7. C. 224-232.

художественного проектирования (Козлова Т.В., Ильичева Е.В.30, Васильев А.А.31), работы по психологии моды (Килошенко М.32, Аброзе Ю. А.33).

Теоретические источники третьей главы, посвященной стилю жизни, также можно разделить на две большие группы: философско-эстетическое измерение, в рамках которого стиль жизни анализируется исходя из эстетической реальности личности (Рорти Р.34, Шустерман Р.35, Фуко М.36); а также социально-философское направление, в котором в качестве основы эстетического конструирования стиля жизни утверждается социальное измерение ( Веблен Т., Вебер М.37, Бодрийяр Ж.38, Бурдье П.39, Гидденс Э., Кларк Д.40, Майлс С.41, Сеннет Р.42, Фридан Б. 43и др.). Следует отметить, что за последние десятилетия интерес к стилю жизни возрос, особенно среди западно-европейских и американских исследователей, поэтому в данной работе основной акцент будет сделан на их разработках.

30 Козлова Т.В., Ильичева Е.В. Стиль в костюме XX века. Учебное пособие для ВУЗов.-М.:
МГТУ им. А.Н. Косыгина,2003. – 160 c.

31 Васильев А.А. Этюды о моде и стиле / А.А. Васильев. - 2-е изд. – М. : Альпина нон-фикшн
: Глагол, 2009. – 560 c.

32 Килошенко Мая. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. – СПб.:
СПГУТ, 2006. – 192 c.

33 Аброзе Е.А. Психология моды: культурологический обзор. Издательство: Директ-медиа,
2016. – 230 с.

34 Richard Rorty. Contingency, irony, and solidarity// Cambridge University Press, 1989. – 201 p.

35 Шустерман Р. Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства.
Научная монография/ Р. Шустерман: пер. с англ. М. Кукарцевой, Н. Соколовой, В. Волкова;
науч. Ред. М. Кукарцевой, А. Мегилла; Вступ. статья В. Савчук. – М.: «Канон+» РООИ
«Реабилитация», 2012. – 407 c.

36 Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе.- Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-
бук, 1998. – 288 c.

37 Вебер М. Основные понятия стратификации // Социол. исслед. 1994. № 5. C. 147-156.

38 Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция;
Республика, 2006. – 269 c.

39 Бурдье, П. Социология политики : пер. с фр. / сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М.
: Socio-Logos, 1993. – 336 c.

40 Кларк. Д. Потребление и город, современность и постсовременность / Дэвид Кларк // Логос.
2003. -№ 3-4. C. 39-54.

41 Miles S. Consumerism as a Way of Life Text. / S. Miles. L. et al. : Sage Publications, 1998. – 174p.

42 Сеннет Р. Падение публичного человека. Изд-во: М.: Логос, 2002. – 424 c.

43 Бетти Фридан. Загадка женственности: группа "Прогресс" "Литера", Москва, 1994. – 318 c.

Данный небольшой обзор литературы, посвященной разнообразным аспектам повседневности, отражает огромный научный интерес к исследуемой проблематике, однако ученым предстоит еще многое осмыслить, поскольку существенные тенденции развития современной культуры динамичны и не всегда поддаются анализу с помощью стандартных разработанных методик.

Цели и задачи диссертационного исследования

Цель диссертационного исследования – выявить особенности научно-философской составляющей эстетики повседневности в контексте современной культуры, опираясь на феномены моды и стилей жизни.

Для достижения указанной цели необходимо поставить и решить ряд следующих задач:

дать определения объекту и предмету исследования;

дать научно-философскую характеристику объекта изучения;

-определить методологические основы изучения современной эстетики повседневности;

- выявить сущность, причины, направления развития современной эстетики
повседневности на основе указанных явлений культуры;

- проанализировать существующие противоречия и дискуссионные моменты в
концепциях моды и стилей жизни;

рассмотреть философско – эстетическую составляющую феномена моды;

раскрыть философско-эстетический аспект жизненных стилей;

выявить взаимосвязь моды и стилей жизни, оценить их влияние на формирование эстетики повседневности.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования является современная эстетика повседневности.

Предметом диссертационного исследования выступает выявление и научно-философский анализ противоречий эстетического измерения повседневности, место моды и стилей жизни в современной культуре.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Под повседневностью в исследовании понимается субъективная цельная
реальность отдельного человека, охватывающая всю сферу обыденного опыта,
житейских и профессиональных практик индивидов. Эстетическое содержание
повседневности опирается на проявления эстетической рефлексии, которые весьма
разнообразны. За основу представлений о природе эстетических явлений вообще
берется теория эстетической коммуникации, опирающаяся на идею

неопределенности смыслового содержания структуры эстетического сообщения, которая обуславливается историческим контекстом и культурной идеологией. Среди основных форм эстетического познания можно выделить следующие: эстетический опыт, эстетика существования, эстетическая вербальная и визуальная коммуникация.

Понятие моды в общественных науках трактуется вариативно, однако существуют два основных главенствующих понятия в научно-исследовательской литературе: мода в узком смысле слова – это определенные актуальные тенденции в дизайне одежды, меняющиеся каждый сезон (цвета, фасоны, силуэт и т п), и, в широком смысле, это некая логика, характеризующаяся исключительно принципом новизны ради самой этой новизны и регулирующая все сферы общественной жизни (например, мода на литературу, на образ жизни).

В современном эстетическом знании стиль жизни также трактуется в узком и широком смыслах. В узком смысле он тесно связан с модой, и подразумевает

модный образ жизни человека или социальной группы, который характеризуется
высокой потребительской активностью. Стиль жизни в широком смысле, о
котором мы будем говорить в указанной работе, представляет собой образ жизни
и бытовых практик индивида, определенный модус его существования в
повседневности, что включает в себя поведение, мысли, отношение к
действительности, к самому себе, переживание реальности, как внутренней, так и
внешней и т.п. Мода и стиль жизни могут быть исследованы с разных сторон. В
данном исследовании внимание уделяется философско-эстетическому анализу.
Философско-эстетический анализ опирается на раскрытие исследуемых
феноменов с использованием указанных модусов эстетического познания. В
работе также анализируется эстетический аспект социального в социально-
философских концепциях моды и стилей жизни, которые дают характеристику
изучаемых феноменов в структуре социального опыта. Также в работе
используется структурно-семиотический метод, позволяющий раскрыть

генетические основы смысловых содержаний в феномене эстетики

повседневности.

Положения, выносимые на защиту

- эстетическое пространство повседневности расширяет свои границы в условиях
современной культурной трансформации и является основным образующим
звеном жизненных бытовых практик;

- мода рассматривается как эстетический и социальный регулятор жизни
потребителей, восполняющий утрату традиционных ценностей;

- мода, являясь философско-эстетическим и социальным явлением, обладает
разнообразными способами изменения человеческого бытия посредством
вербальной и визуальной эстетической коммуникации;

- трансформации стилей жизни связаны с размыванием границ между этическим и
эстетическим пространствами, в жизненных практиках выявляется эстетика
нового восприятия и эстетика переживаний;

- повседневность индивида обладает двойственной природой, являясь
одновременно рефлексивной, психологизированной и открытой для
преобразований, и, в то же время, обладает чертами историчности и социально-
культурной предзаданности;

- современная эстетика повседневности конституируется под влиянием моды и
транслируемых средствами массовой информации стилей жизни.

Научная новизна работы

В данной диссертации в рамках философско-эстетического дискурса проводится рассмотрение явлений моды и жизненных стилей как форм эстетического жизнетворчества в пространстве повседневности. Данная модель исследования расширяет проблематику эстетики повседневности в условиях современных культурных трансформаций, выводит ее в междисциплинарную сферу изучения. Новизна диссертационного исследования заключается в раскрытии научно-философского потенциала эстетики повседневности, в использовании эстетического терминологического аппарата при изучении широкого культурно-исторического эмпирического материала. Многие идеи являются полностью новаторскими, в частности, эстетическое переосмысление коммуникативного характера моды и стилей жизни. Философско-эстетический анализ стилей жизни позволяет проследить антропологические основания формирования жизненного стиля.

Научно-практическая значимость диссертации

Результаты исследования могут быть использованы в качестве источников экзистенциального осознания места человека в современном мире. Эстетика моды и стилей жизни имеют предпосылки вооружить современного человека способами

самореализации и жизнетворчества. Социально-философское осмысление эстетики повседневности отражает портрет человечества XXI столетия. Также привлекается внимание к феноменам моды и стилей жизни, которые не должны исключаться современной наукой, а наоборот, возможно, дополняться более детально, для воссоздания полной картины возможных жизненных эстетических стратегий. Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки учебных пособий и специальных курсов в ВУЗах по предметам «Культура повседневности», «Теория моды», «Эстетика повседневности» и др. Диссертация может быть рекомендована для изучения эстетикам, искусствоведам, психологам и специалистам по гуманитарным исследованиям повседневности, поскольку затрагивает широкий круг проблем в данной области: философию повседневности, теорию дизайна, историю и эстетику моды, эстетическую коммуникацию, философию стилей жизни. Результаты исследования могут быть полезными для изучения других феноменов повседневности посредством целостного осмысления философско-эстетической функции моды и стилей жизни.

Апробация исследования

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Результаты исследования были опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК. Отдельные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в докладах автора на конференциях.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий объем работы — 146 страниц.

Эстетика повседневности: характерные черты в контексте современной культуры

Эстетический аспект повседневности следует исследовать на различных уровнях концептуализации. Глобальной предпосылкой становятся трансформации культуры, которые в исследуемом контексте проявляются в таком явлении, как эстетизация. Этот термин одним из первых использовал В. Бениамин для характеристики фашистских методов манипулирования массовым сознанием, которые поэтизировали войну и политику с помощью искусства. Эстетизация как философско-эстетическое явления понимается в более широком смысле и носит признаки расширения эстетического опыта и эстетического существования в разнообразных сферах культуры. О такой эстетизации говорит Вельш, отмечая новый уровень эстетического знания, который выходит за рамки философии искусства. В условиях дереализации и плюрализации действительности возникают возможности для расширения чувственного индивидуального опыта (аестезиса), который выступает, вероятно, единственно устойчивой реальностью в ситуации диффузии социальных структур. Схожую идею высказывает немецкий социолог Г. Шульце, констатируя факт перемен в структуре субъективной направленности повседневного опыта. В своей книге «Общество переживания» немецкий социолог указывает на эволюцию повседневности как на эволюцию субъективности вообще, которая отражается на новых качествах потребительской культуры. Он приводит пример смещения акцентов маркетинговых коммуникаций; и если в середине XX века основной уклон делался на технические возможности товаров, их долговечности и удобстве, то с конца XX столетия консумеры отдают предпочтение не внешней стороне предметов, а той совокупности возможных переживаний, которые с ним связаны. Он отмечает тенденцию нивелирования демонстративных внешних целей потребления, которая постепенно в разных культурах начинает заменяться внутренней направленностью и стремлением растянуть насыщенность и полноту субъективных ощущений независимо от социального статуса, уходящего в тень. «Основополагающая для современности эстетизация подразумевает приоритет эстетических ориентиров и норм в формировании и восприятии мира. Она простирается от эстетизации личности и генных технологий до эстетизации экологии и экономики»55. Эстетический поворот носит всеобщий характер, эстетизируя не только внешние и внутренние формы опыта, но и саму когнитивную, эпистемологическую структуру научного знания56. В данном случае подразумевается расширение влияния методов философской эстетики на другие гуманитарные дисциплины. С другой стороны, что немаловажно, он также означает возможный переход областей этического знания в пространство эстетического.

Сфера нравственности в условиях тотальной приватизации жизни для отдельного человека теряет приоритет интерсубъективной направленности. Возникает такое явление, которое получило название «эстетизация этического». Единственное, на что может опереться отдельный индивид в своей стратегии самосозидания, это эстетическое переживание событий внешнего мира и жизни его самого, ведь после Ч. Дарвина, З. Фрейда «кажутся невозможными ни религия, ни секулярная и либеральная мораль, а третьей альтернативы не дано»57, вернее, продолжая мысль далее, третьего этического измерения не дано, однако, сфера эстетического может справиться с проблемой утраты всеобщих идеалов и заброшенности в мир. Адептом эстетизации выступает Хюбнер, который наделяет нашу эпоху современности бременем «эстетизированной культуры потребления»58. По его мнению, именно эстетическое содержание объектов массового потребления служит основополагающей характеристикой современной жизни, представляющейся эпохой «после нигилизма». Хюбнер пишет: «по видимому, эстетика не нуждается ни в какой трансцендентально прагматической или какой-либо иной попытке фундаментального обоснования. Вопрос, аналогичный этическому, "зачем быть эстетичным?" ведет к вопросам "зачем жить весело?", или "зачем удовольствия?", или "зачем быть счастливым?". Очевидно, эстетическое первично по отношению к этическому, оно не нуждается в обоснованиях … вечны лишь истины действенно-эстетические и чарующе-эстетические (а не истинно эстетические, особенно религиозные)»59. Подобных взглядов придерживается также американский философ Р. Шустерман, который утверждает что в современном обществе единственная возможная этика есть этика вкуса: «анти-эссенциализм в понимании человеческой природы, таким образом, ведет к утверждению этики вкуса […] поскольку в отсутствие какого-либо существенного основания для обоснования этики, мы вполне можем выбрать этику, более приемлемую для нас; можно предположить, что, в конечном счете, наш выбор – это вопрос эстетического вкуса, вопрос того, что кажется нам более привлекательным и совершенным»60. Другими словами, современная философия предлагает обогатить культуру новыми формами нравственного сознания, опирающихся не на этику кодекса или традиции, а на этику творчества, этику индивидуального вкуса. Парадоксальность эстетизации культуры раскрывается, с одной стороны, в преобладании эстетического опыта в повседневных жизненных практиках, а с другой стороны, она опирается на трансформации приватного, которые приводят к размыванию границ между индивидуальным и социальным, затрагивая, в первую очередь, нравственное сознание

Классические и современные концепции моды

Важное коммуникативное значение несут на себе задействованные в модном образе цвета. В древности цвета называли «божествами», деятели искусства соотносят их с «материальными состояниями души» или, к примеру, с «разрядами страстей». В науке, как отмечает исследователь психологии моды М. Килошенко, выделяют три способа воздействия цвета на человека: через рецепторы кожи, впитывающие энергию цвета; через зрительное восприятие, характеризующееся особенностями влияния определенного цвета на эмоции индивида; и характеризующийся воздействием на социальные группы, на поведение членов которых влияет цветовосприятие. В. В Кандинский подразделяет воздействие цвета на физическое и психическое. Первое возникает тогда, «когда глаз очарован его [цвета] красотой и другими его свойствами. Зритель испытывает чувство удовлетворения, радости»103. Психическое воздействие отличается тем, что в нем «обнаруживается психическая сила краски, она вызывает душевную вибрацию. Так первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души»104. Каждый цвет уникален; наделенный индивидуальным звучанием и ароматом, он выражает определенное настроение и различные способы движения.

Все цвета характеризуются разделением их на теплые и холодные и на светлые и темные. Первая группа опирается на тяготение цвета к желтому или синему, вторая же на родство с белым или черным. Теплые и светлые цвета наиболее активны, создают ощущение теплоты и развития. Холодные и темные выражают уход в глубину и пассивность, смерть. При сочетании цветов, выражающих различные тенденции ощущений, может возникать, например эффект шумного триумфа(светлый теплый красный), или эффект погасших безнадежных усилий(фиолетовый), или эффект тотального спокойствия(зеленый), или эффект отсутствия развития(серый) и т. п. Цвета «таят в себе мало исследованную, но огромную силу, которая может влиять на все тело, на весь физический организм человека»105.

В индустрии моды цвета часто наделяют соответствующим названием, который вкупе с цветовой коммуникацией создает неповторимость хроматического измерения костюма, как бы подкрепляя то направление ощущений, к которым ведет переживание цвета. Примером могут служить такие обозначения, например, как цвета «утреннего неба», «чайной розы» «спелой сливы» и т. д. «Для передачи настроения коллекции, которое хотел создать модельер, важнее охарактеризовать цветовую гамму, чем получить перечень используемых цветов. Представление о цветовой гамме дает более целостное и полное впечатление от коллекции, повышает возможность определить ее стилистику, найти творческие источники художника»106. Однако при огромном обилии цветовых вариаций в современной моде, каждый человек может по мере индивидуальных пристрастий выбирать тот или иной цвет. Демократизация выбора цветов предполагает огромное пространство для самовыражения, которое должно соответствовать минимум основным и, как обычно бывает, немногочисленным базовыми трендами, таким, как, к примеру, соответствие сезону(зимой предпочтителен мех, летом более легкие материалы), времени суток(утро, ланч, вечер), особенностям мероприятия (деловая встреча, детский праздник). Для подобного рода случаев дизайнеры всегда создают определенные актуальные объекты, которые необходимы для модного соответствия.

Среди других форм выразительности важное место занимает силуэт. В моде ему, пожалуй, отводится привилегированное положение. Силуэт можно определить как проектирование на плоскости контуров человеческой фигуры в модном костюме. Собственно силуэт визуально создает новый модный тренд, который затем наполняется другими элементами выражения. Силуэт «заключает в себе самую сущность Моды, достигая до невыразимого «духа» и поднимаясь до возвышенности, поскольку, соединяя самые разношерстные элементы … представляет собой самый процесс абстрагирования; одним словом, это эстетический смысл одежды»107. Силуэт полагает некую универсальную характеристику модных тенденций, которая воспроизводится конкретно в соответствующем сезоне и заполняется всеми последующими компонентами эстетической коммуникации. Необходимо отметить, что именно современная мода, в отличие от предшествующих ей, к примеру, моды 60-х или 80-х, играет с различными формами силуэтов, а потому выбор последнего становится делом личного эстетического вкуса.

Модные силуэты строятся на основании разнообразных модификаций с базовой формой, которая опирается на известные варианты геометрических форм; к ним относятся такие, как прямоугольник, трапеция, овал и приталенный силуэт (два соединенных вершинами треугольника). Чистых упомянутых форм в моде практически не встречается, зато их комбинирование приближается к огромнейшему числу создания возможных силуэтов, опираясь на перемещение базовых форм по фронтальной оси и различные вариации асимметрии. Как отмечает Кандинский, каждая форма наделена особым «ароматом»: «Сама форма, даже если она совершенно абстрактна и подобна геометрической, имеет свое внутреннее звучание, является духовным существом с качествами, которые идентичны с этой формой»108. Из вышесказанного, можно сказать, что силуэт несет в себе определенную долю закодированного воздействия на эстетическое сознание, создавая фундамент для последующего наполнения эстетическими смыслами. Так, например, резкие линии силуэта создают ощущение серьезности и напряженности, а мягкие и округлые отсылают к домашней атмосфере уюта и спокойствия.

Вербальная и визуальная эстетическая коммуникация в теории моды

Торстен Веблен был одним из первых исследователей потребительского стиля жизни. Его концепция «праздного класса» опиралась на ряд тезисов, объясняющих источник стремления потреблять товары и услуги. Потребительство, с его точки зрения, выросло из буржуазной культуры, а именно из среды высших классов, образ поведения которых характеризуются двумя качествами: «праздный» стиль жизни и демонстративное потребление. Цель последнего заключается в показе «денежной силы», которая приравнивается к мере знатности и почетности, высокого социального статуса, являющимися идеалом для более низких слоев общества. Особенности потребительского стиля жизни на рубеже XIX-XX веков, описанного Вебленом, следующие: запрет на труд, утонченность вкуса, хорошие манеры, расточительство, следование моде. Становление потребительского стиля жизни связано с господством денег и ложных «денежных» ценностей. Таков вердикт Торстена Веблена в конце XIXв.

Потребительский стиль жизни современности изучается неклассической школой, о которой упоминалось выше. Остановимся на более детальной характеристике указанного стиля.

Стиль жизни современного потребителя принципиально отличается от описания консьюмеризма Т. Вебленом. Этот новый стиль начинает формироваться с 50-х годов XX столетия, когда возникает парадигма постиндустриального, информационного общества. Если ранее повседневность человека опиралась на материальное производство, то теперь она связана с информационными технологиями. Из-за перегрузки информацией, агрессивностью рекламы и СМИ, появления виртуальных реальностей, разрушается привычное пространство физического мира.

Участников современного типа потребления следует охарактеризовать следующим образом: во-первых, это общество избыточного потребления, опирающееся на тысячи искусственных потребностей, которые формируют у человека агенты медиа. «Сегодня только благодаря кино и телевидению люди узнают о своих предпочтениях в любой сфере – от политики до одежды»153. Кроме того, особенности потребления связаны с уходом на второй план традиционных потребностей, и выдвижение на первый – символических. «Знак становится объектом потребления, он представляет собой не счастье, не престиж, а выступает как знак счастья, как знак престижа и, наконец, как знак реальности»154. Традиционная действительность индустриального общества трансформируется в коммуникативную реальность информационного, ибо «в эпоху постмодерна потребительская стоимость заменяется символической стоимостью: индивиды начинают приобретать товары, потому что они являются символами престижа, власти, благополучия155.

Потребление современного типа отличается вовлеченностью в сам процесс не только вещей, но и также отношений, науки, культуры, природы, истории. Любые феномены, включенные в цикл потребления, приобретают символические свойства предметов, становятся знаками престижа, счастья, успеха, и, кроме того, они подчиняются законам моды, то есть могут быть актуальными, в тренде, или устаревшими.

Такое общество отличатся опорой на экранную культуру. «Человек не просто становится жертвой и заложником экрана, он сам становится экраном, (на который проецируются любые внешние влияния». Под воздействием медиа человек переживает состояние псевдореальности, наполненной медийными образами, которые более яркие, чем сама жизнь, и которые неотличимы от повседневности. Субъект ощущает, что этот мир коммуникаций есть его собственный мир. Такое пространство пересечения отрывков реального опыта и симулятивных образов медиа, наполняющих сознание, обозначается как гиперреальность, или «эстетическая» галлюцинация реальности(Бодрийяр), «общество спектакля»(Ги Дебор).

Этот феномен реальности характерен не только для описания общества потребления, но также и характеризует онтологию человека постмодерна. Она опирается на особый род знаков, которые в философии получили название симулякров (термин введен Ж. Бодрийяром). Симулякр – это чистый знак, не имеющий какого-либо соответствия с реальными объектами, но скрывающий за собственной формой его отсутствие. По сути, симулякр представляет собой символическую структуру, замкнутую на самой себе и имеющей основой пустоту, ничто. Симулякры появляются тогда, когда люди стремятся обладать вещами не на основе их объективных, вещественных характеристик, а в связи со значениями, приписываемыми этим вещам. Подобного рода значения создаются агентами медиа, например, рекламой, теле- и радиопередачами, комиксами и т.п. Современный мир в определенной степени характеризуется возникновением и расширением симулякров, которые влияют на бытие каждого человека. Чем больше пустых символов в повседневности, тем более она становится псевдореальной, искусственной, действительностью нового порядка.

Бодрийяр вводит термин, описывающий реальность консумера, и, как уже отмечалось выше, называет ее «гиперреальностью», или «медиатической реальностью», которую он характеризует следующим образом: «это реальность кода и симуляции, в которой правит принцип симуляции над прежним принципом реальности, это реальность для реальности, основанная на «дереализации человеческого пространства», на «фетишизме утраченного объекта; вместо объекта репрезентации — экстаз его отрицания и ритуального уничтожения»157. Гиперреальность представляет собой пространство третьего порядка (наряду с природой и традиционной человеческой культурой), основанное на симуляции объектов, при котором стирается разграничение между вещами и знаками, и мир постмодерна превращается в концептуальное поле и бесконечное воспроизводство символов. Гиперреальность можно сравнить с репродуктивностью и метафоричностью в отношении самой утраченной и привычной действительности, ибо «это мир Абсолютной, Идеальной подделки, в котором имитации не просто репродуцируют реальность, но пытаются даже улучшить ее. Это мир, который, подобно Диснейленду, покидаешь с чувством сожаления, ибо реальность не так привлекательна и безукоризненна […]Это "выродившаяся утопия", осуществленный миф»158. В современной философии можно выделить ряд причин возникновения этой псевдореальности. К ним относятся: развитие информационных технологий, создавших медиапространство; искусство модерна, которое подготовило почву для распространения симулякров в духовной сфере, символическое потребление, а также американизация современной культуры, поскольку именно Америка – это наша постсовременность, это первая «страна гиперреальности».

Эстетические аспекты социального в рамках социально-философских концепций стилей жизни

Психология характеризует женственность как цельность, синтез, слитость с миром, действие в пространстве «я есть ты» (Э. Мольтманн, С. Раддик, Дж. Бенджамин), что «предполагает отказ от поляризации субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, активного и пассивного, эмоционального и рационального, сознания и интуиции»206.

Женская культура в большинстве стран Европы и Азии всегда существовала и исторически накапливала значительный опыт в сфере семьи и приватного, в то время как мужская развивалась в пространстве публичного. Феминизация культуры проявляется в двух основных аспектах. Во-первых, растет доля женщин, проявляющих активность в традиционно признанных «маскулинных» сферах, таких как политика, наука, право, мораль. Наблюдается готовность общества принимать «феминных» лидеров, которые начинают пользоваться даже большей популярностью (например, Хилари Клинтон в США, Ангела Меркель в Германии, Тереза Мэй в Великобритании). Начинают открываться факультеты, департаменты исследования женской культуры (Women s studies). Второй аспект проявляется на глубинном уровне и выражается в трансформации культурных ценностей и смене жизненных приоритетов общества. В сущностном смысле этот аспект означает раскрытие потенциала опыта приватного в социальной сфере. Подобного рода женской проекцией будет утверждение норм выбора сексуального поведения в частной жизни. Гомосексуализм, трансгендерность нередко воспринимаются как угроза маскулинности в патриархальных обществах и жестко порицаются, также осуждается поведение женщин, избравших «мужской» путь власти и карьеры, и, с другой стороны, табуируется выбор мужчины нянчиться с детьми и заниматься их первичным воспитанием. Развитие института приватности проявляется в предоставлении выбора субъектам сексуальных и семейных отношений траектории, подходящей их психологическим и социальным особенностям (например, в России законодательно утверждены декретных отпуска как для матерей, так и для отцов, в США и некоторых странах Европы легализованы однополые браки и возможность дальнейшего усыновления детей).

Женская культура проявляется в политической сфере функционированием общественных движений помощи незащищенным слоям населения, организаций защиты природы и культуры, утверждением на законодательном уровне государств приоритете гуманистической направленности образования. В СМИ феминизация проявляется изобилием автобиографических интервью и книг, описывающих переживания женщин важных событий их жизни, как положительных (рождение детей, брак, принятие старости), так и отрицательных (физическое и эмоциональное насилие). Кинематограф в последние несколько лет фокусируется на проблемах и историях героев нетрадиционного сексуального поведения, ярким примером будет номинирование на «Оскар» 2016 года и получение ряда наград фильмами «Девушка из Дании», «Кэролл», «Пятьдесят оттенков серого».

Феминизация раскрывается в угасании интереса людей в их жизни к политическим событиям и в открытом интересе к духовным практикам, йоге, регрессивному гипнозу, разнообразным эстетическим учениям. Приватность также выражается в заботе о телесности, расширением знаний в области косметологии и пластической хирургии, осуществление экспериментов со своей внешностью, - вся эта активность в современной культуре затрагивает как мужской, так и женский стили жизни. Желание быть со своей семьей вместо «встроенности» в социально иерархические связи преобладает в системе потребностей индивидов, что является также причиной роста количества работников с удаленной занятостью. Кроме того, формируется особый тип управления в бизнесе, носящий не субординативный, а гуманистический характер, учитывающий потребности и интересы работников. В таких компаниях сотрудники чувствуют себя «как дома», в дружественной и комфортной атмосфере, в некоторых фирмах создаются детские сады, бассейны, тренажерные залы, предоставляются бесплатные консультации психотерапевта, услуги массажиста. Гуманистическая корпоративная культура принята многими крупными корпорациями (Google, Facebook, Adobe, Twitter, Edelman, Chevron).

Глобализация фэшн-индустрии меняет отношение к моде, передает ей пиетет со стороны молодежи обоих полов. Огромным количеством подписчиков в социальных сетях пользуются отнюдь не известные политики и бизнесмены, а популярные модные блогеры и представители шоу-бизнеса (верхушку популярности в Instagram занимают светские персонажи США Ким Кардашьян, Джастин Бибер, Майли Сайрус). Феминизация также проявляется в переосмыслении мужских паттернов поведения. Так, к примеру, в последнее десятилетие появилось явление метросексуальности в мужской культуре, которое предполагает тщательную заботу о своем теле, посещение косметических салонов и кабинетов пластических хирургов, непреклонное следование моде.

Стиль жизни в условиях современности стремительно трансформируется под влиянием коммуникативных и интеллектуальных культурных направлений. Вектор выбора и развития связаны с «трендовостью» тех или иных явлений, движущейся в пространстве моды, что означает открытость общества и стилей жизни передовым и актуальным формам существования. История порождает новые условия социального и эстетического проживания жизни индивидов, на которых отмечено воздействие визуального типа потребления, феминистической культуры. Внутренним срезом индивидуальной жизни становится переживание утраты, тоски, или пустоты, которая погружает в себя нового человека на фоне невиданной грандиозности науки и техники. Приватность становится ключевой парадигмой формирования жизненной стратегии. Рассмотренные аспекты эстетики восприятия и переживания в свете постмодерной моды тесно взаимосвязаны и формируют тот уникальный колорит современной жизни, с которым человечество столкнулось в начале нового тысячелетия.