Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Красота и святость в философско-эстетических воззрениях П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева Ляшенко, Павел Васильевич

Красота и святость в философско-эстетических воззрениях П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева
<
Красота и святость в философско-эстетических воззрениях П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева Красота и святость в философско-эстетических воззрениях П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева Красота и святость в философско-эстетических воззрениях П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева Красота и святость в философско-эстетических воззрениях П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева Красота и святость в философско-эстетических воззрениях П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ляшенко, Павел Васильевич. Красота и святость в философско-эстетических воззрениях П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Ляшенко Павел Васильевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2011.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/249

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития философской мысли наблюдается переосмысление эстетического знания. Современная эстетика находится в процессе уточнения границ своего предмета и контекста, рассматривая пути новой методологии. Наряду с инновационными подходами в философии искусства поднимаются актуальные проблемы философии культуры, а вместе с ними складывается благоприятная возможность вернуться к фундаментальным основаниям эстетики, в частности к проблеме красоты, анализируя ее в аспекте антропологических конфигураций современной философии, в контексте аксиологической проблематики. К этому располагает сложившаяся в мире ситуация, которую традиционно обозначают как переходную эпоху, характеризующуюся изменением социокультурного пространства и сменой мировоззренческих, ценностных ориентации. Процессы переживаемого исторического периода создают условия для активного научного освоения духовного наследия православной культуры и современной интерпретации русской религиозно-философской мысли, для которой имели высшую ценность идеалы красоты, добра, истины, любви, свободы. При этом современное философское сообщество нередко обращается к философии Павла Александровича Флоренского и Николая Александровича Бердяева, наполненной стремлением к истине и чаяниями радикального преобразования мира и человека на основе вечных ценностей, универсальности красоты, связанной со святостью. Насущным представляется исследовать в свете современности эстетическую направленность мировоззрения П.А. Флоренского и эстетический компонент в философских взглядах Н.А. Бердяева. При этом для современной действительности становится важной мысль, взывающая к рассмотрению соотношения категорий «красота» и «святость» как фундаментальных основ

эстетико-этического идеала русской философии, обладающего глубоко религиозным, нравственным и общечеловеческим содержанием.

Степень разработанности темы.

Изучение философской литературы, связанной с темой исследования «Красота и святость в философско-эстетических воззрениях П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева» показывает, что эстетические категории, и особенно центральная категория - «красота», в воззрениях как П.А. Флоренского, так и Н.А. Бердяева достаточно глубоко раскрыты.

Менее характерно в эстетике обращение к категории «святость». В связи с этим для диссертации прежде всего явилась ценной монография В.Н. Топорова , предметом специального изучения которой стал феномен «святость» в русской духовной культуре. Автор делает акцент на историческом аспекте этого явления и на семантико-философском анализе корпуса агиографических источников. В других работах, где святость представлена как историко-культурный феномен , используются категории эстетики, но не изучается соотношение категорий «красота» и «святость».

Вместе с тем есть исследования, в которых имеет место рассмотрение категории «святость» в свете эстетического в русской философской мысли. Так, в труде В.В. Бычкова анализируются как красота, так и святость, несущая эстетическую смысловую нагрузку в контексте теургической эстетики, понимаемой как «активное преображение всей жизни человеческой по эстетическим и религиозно-этическим законам в процессе особого

художественного творчества, уповающего на духовную поддержку свыше» . Именно такую эстетику автор именует «теургической» и считает ее специфически русским явлением. Однако диссертационное исследование предполагает взгляд на соотношение категорий «красота» и «святость» в ракурсе аксиологической эстетики.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре // В 2 т. - М., 1995. - 874 с.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси / Сост. С.С. Бычков // Собрание сочинений в 12 т. -М., 2000. Т.8. - 268 с; Кологривов И. Очерки по истории русской святости. - Сиракузы, 1991.-419 с.

Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. - М., 2007. - С. 9

Для раскрытия темы диссертации важной стала монография
К.М. Долгова , где категория «святость» исследуется в сфере эстетического
как специфического свойства русской культуры. К.М. Долгов отмечает
онтологический, гносеологический, аксиологический характер

категориальной системы русской эстетики, носящей глубоко религиозный характер.

Значительную помощь диссертационному исследованию оказало изучение философских трудов, посвященных идейному наследию истории русской философской мысли: труды А.В. Гулыги, И.И. Евлампиева, В.В. Зеньковского, М.А. Маслина, Л.Н. Столовича, Томаша Шпидлика . Это дало основание для сравнительного анализа философско-эстетических воззрений П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева на примере соотношения категорий «красота» и «святость».

В поле зрения были современные исследования, раскрывающие общефилософские, этические, культурологические вопросы философского наследия П.А. Флоренского. Среди них отметим следующие: философия иконы (Е.В. Ковалева), концепция церковного искусства (В.И. Лукьянчиков), проблема символа (А.А. Петраков), смысл музыки (Д.В. Федоров), анализ категорий «лик», «лицо», «личина» (О.В. Сямина), проблема соотношения логоса и хаоса (СМ. Половинкин), исследование вопросов религиозно-нравственных воззрений П.А. Флоренского (С.Л. Кравец), вопросов, касающихся религиозно-философской антропологии П.А. Флоренского (Н.В. Пономарев).

Ограниченно число работ по эстетике Н.А. Бердяева, однако можно выделить исследования, некоторые положения которых использовались в

Долгов К.М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. -М., 2004. - 1040 с.

5 Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. - М., 2003. - 448 с; Евлампиев И.И. История русской философии. - М., 2002. - 582 с; Зеньковский В.В. История русской философии. Харьков, 2001. - 847 с; Маслин М.А. История русской философии. - М., 2008. - 640 с; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. - М., 1994. - 464 с; Шпидлик, о. Томаш. Русская идея: иное видение человека / Пер. с франц. В.К. Зелинского и Н.Н. Костомаровой. - СПб., 2006. - 464 с.

диссертации, такие, как «Искусство, культура, сверхкультура» (Философия искусства Н.А. Бердяева) А.Л. Андреева, «Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева» Е.А. Вологина, «Учение о добре и зле в философии Н.А. Бердяева» Н.В. Плетневой.

Несмотря на то что вопросы эстетической категории «красота» и религиозно-этической категории «святость» в философии и П.А. Флоренского, и Н.А. Бердяева разрабатывались многими учеными, работ, изучающих соотношение данных категорий, на сегодняшний день нет. Это вызвало обращение к теме диссертации.

Методологическая основа исследования.

Исследование опирается на идеи русской религиозно-философской мысли. В работе использован аксиологический подход к рассмотрению соотношения красоты и святости, который предполагает трансценденталистскую традицию в теории ценностей. Теоретическую базу исследования составляют труды П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева . Вместе с тем в работе использован фонд идей, представленных в трудах современных исследователей русской философии культуры и эстетики, а также современная философская мысль, рассматривающая эстетическое как способ ценностного взаимодействия человека с миром.

В исследовании применяется системно-структурный метод, позволивший рассмотреть идеи о соотношении категорий «красота» и «святость» в философско-эстетических воззрениях как П.А. Флоренского, так и Н.А. Бердяева по отдельности, не нарушая внутреннего системного

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. - М., 2007. - 633 с; Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание. - М., 1982. - 560 с; Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии: Собр. сочинений. - М., 2000. - 446 с.

7 Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - М., 1991. - 445 с; Бердяев Н.А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914-1922. - М., 2007. - 1179 с; Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском. - М., 1999. - 480 с; Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. (1900-1906 гг.). - М., 2002. - 656 с; Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. - 383 с; Бердяев Н.А. Философия свободы. - М., 2005. - 333 с.

единства; также использован метод сравнительного анализа, который дает возможность представить сравнительную характеристику соотношения данных категорий во взглядах рассматриваемых мыслителей.

Объектом данного исследования является соотношение категорий «красота» и «святость» в философско-эстетических воззрениях П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева.

Предметом исследования выступает взаимосвязь красоты и святости в аспекте эстетического в философии П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева.

Целью настоящей диссертации является сравнительный анализ соотношения категорий «красота» и «святость» во взглядах П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева с тем, чтобы доказать следующую гипотезу: если обратиться к философским воззрениям П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева, выделяя взгляды на эстетическую категорию «красота» и религиозно-этическую категорию «святость», то можно прийти к утверждению, что и в эстетике П.А. Флоренского, и в философии Н.А. Бердяева представленные категории в своем соотношении взаимосвязаны, при этом доминантой выступает «красота». Данное утверждение определяет общее основание в философско-эстетических взглядах обоих философов, которое характеризуется стремлением к эстетическому как способу ценностного взаимодействия человека с миром.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

системно реконструировать философско-эстетические взгляды П.А. Флоренского, ставя в центр гипотетическое конструирование соотношения категорий «красота» и «святость»;

рассмотреть категории «красота» и «святость» как основу религиозного учения о филокалии в философии П.А. Флоренского;

провести философско-эстетическую реконструкцию воззрений Н.А. Бердяева, выдвигая взаимосвязь центральной эстетической категории «красота» и религиозно-этической категории «святость»;

выявить фундаментальную роль категории «творчество» в аспекте взаимосвязи красоты и святости в мировоззрении Н.А. Бердяева;

осуществить сравнительный анализ взглядов на красоту и святость;

обосновать взаимосвязь красоты и святости в свете эстетического как совершенного.

Научная новизна исследования заключается в следующих полученных результатах:

- впервые осуществлено специальное, систематическое исследование
философско-эстетических воззрений на соотношение категорий «красота» и
«святость» в философском наследии как П.А. Флоренского, так и
Н.А. Бердяева;

- расширено проблемное поле эстетики в результате вовлечения в
сферу эстетического знания категории «святость», взаимосвязанной с
центральной категорией эстетики - «красота», на примере обращения к
философии П.А. Флоренского, а также Н.А. Бердяева;

- дано обоснование различия и сходства эстетических взглядов
П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева на основе осмысления соотношения
категорий «красота» и «святость»;

благодаря обращению к взаимосвязи категорий «красота» и «святость» усилен эстетический компонент в анализе религиозно-философского мировосприятия русских философов;

утверждено, что на основании переосмысления философско-эстетических воззрений П.А. Флоренского, а также Н.А. Бердяева в контексте современной эпохи категории «красота» и «святость» выступают ценностями, имеющими общечеловеческий характер, а эстетическое является способом ценностного взаимодействия человека с миром.

Положения, выносимые на защиту:

1. В философско-эстетических воззрениях П.А. Флоренского категории «красота» и «святость» тесно взаимосвязаны и имеют фундаментальное значение. Категория «красота», являясь божественной, духовной сущностью,

выступает основанием святости, которая представлена как «художество из художеств» или «искусство из искусств», то есть искусство высшего типа, и осмысляется как начало креативное, обновляющее и преображающее. Тесная взаимосвязь данных категорий указывает на то, что П.А. Флоренский рассматривал святость в свете эстетического как совершенного.

  1. Исследование эстетического аспекта философии Н.А. Бердяева продемонстрировало такую взаимосвязь категорий «красота» и «святость», которая тесно сопряжена с категорией «творчество». Данное соотношение имеет специфическую особенность, выражающуюся в том, что философ переосмысливает гениальность через призму категории «святость», где приматом выступает центральная категория эстетики - «красота». Тем самым красота, являясь основанием святости, выступает сотериалогической, общечеловеческой ценностью.

  2. Сравнительный анализ философско-эстетических воззрений П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева на соотношение категорий «красота» и «святость» привел, с одной стороны, к обоснованию различия эстетических позиций, с другой - обнаружил общее основание, согласно гипотезе исследования.

Теоретическая значимость исследования диссертации состоит в том, что впервые представлен сравнительный анализ взаимосвязи эстетической категории «красота» и религиозно-этической категории «святость» в философских воззрениях П.А. Флоренского и Н.А. Бердяева. Обоснована взаимосвязь категорий «красота» и «святость», в которой приматом выступает красота. Результаты исследования дополняют представление о философско-эстетическом наследии и П.А. Флоренского, и Н.А. Бердяева и способствуют более углубленному представлению о русской эстетической мысли.

Научно-практическая значимость заключается в том, что проведенное исследование посредством обращения к категориям «красота» и «святость» в философском творчестве как П.А. Флоренского, так и

H.A. Бердяева расширяет представление об эстетико-категориальной системе. Материалы диссертации могут служить научно-практической базой для совершенствования спецкурсов по истории русской эстетической мысли.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях, а именно на Всероссийской научно-теоретической конференции «Этнонациональные ценности в условиях глобализации» 25-26 сентября 2008 г., г. Махачкала; на Четвертой Международной научно-практической конференции «Гуманитарное сознание: проблемы, поиски и перспективы» 8 апреля 2009 г., г. Москва; на Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Человек: горизонты духовного развития» 30 октября 2009 г., г. Оренбург; на научно-практической конференции «Проблемы сохранения церковного наследия» 23-24 апреля 2009 г., г. Санкт-Петербург; на Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Варламовские искусствоведческие чтения» 6-7 октября 2010 г., г. Оренбург.

Основные положения диссертации излагались и обсуждались на заседаниях кафедры эстетики философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии.