Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общение и эстетическое развитие личности Елигулашвили, Элеонора Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Елигулашвили, Элеонора Михайловна. Общение и эстетическое развитие личности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко.- Киев, 1990.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/1839-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях перестройки, демократизации общества, плюрализма мнений вопросы общения и духовного развития личности приобретают особое значение в решении практических задач, поставленных временем. Становится очевидной необходимость теоретической разработки роли обцения в эстетическом развитии личности, выдвижения на первый план методологической проблематики.

Значение волрастающей роли методологии в настояцее время обусловлено глубочайшими социально-культурными процессами, среди которых можно выделить основные. Во-первых, это сложившаяся ситуация внутри самой науки и заключающаяся в стремлении отдельных научных дисциплин наряду с дифференциацией к интеграции, и, во-вторых, возрастание роли науки как важнейшего фактора обновления и социальных и экономических процессов страны. Потребность в расширении границ научного познания и его углублении является результатом развития самой общественной практики, стимулирующей быстрый рост науки. В связи с этим возникает ряд проблем, являющихся специфическими для современного уровня научного знания, решение которых становится возможным лишь при наличии фундаментально обоснованных методологических принципов и ориентации.

Все это делает своевременным разработку проблемы роли общения в эстетическом развитии личности.

Степень разработанности проблеми

Активная разработка проблеми общения, начатая в отечествен-10Й науке в 60-е годы, и по настояцее время остается в процессе is менее активного творческого исследования.

В изучении этой проблемы накоплен значительный теоретический і практический багаж, свидетельствующий о многообразии аспектов, !рэзов и точек зрения в подходе к объяснению общения как социаль-юго феномена. При наличии многообразных трактовок общения как :оциального феномена в отечественной литературе определилась доми-іантная тенденция к общефилософскому толкованию общения, его при-юды и функций как общенаучной категории марксистско-ленинского ібщест бо ведения.

В разрабатываемой проблеме стержневым является поиск определил предмета исследования, его специфических, отличительных ха-іактеристик, обеспечивающих статус общения как самостоятельного

социального феномена. Отсюда сравнительный анализ общения с другими социальными явлениями и категориальная соотнесенность "общение" - "деятельность", "общение" - "коммуникации", "общение" -"общественные отношения" /Л.П.Буева, Е.Г.Злобина, В.П.Иванов, И.С.КЬн, М.С.Каган, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов,Ю.Д.При-люк, Б.й.Поршев и ;>,,/.

Анализ проблематики общения в соответствии с проблематикой философской нлуки привел ряд исследований к "привязке" общения с понятиями "бытие", "движение", "связь", "взаимодействие", "отношение", "культура" и т.д. /А.М.Агальцев, Б.Г.Ананьев, В.Г.Афанасьев, Л.М.Лрханнельокий, Т.М.Дридэе, В.П.Иванов, А.А.Леонтьев, Б.А.Родионов, Э.В.Соколов, А.Д.Урсул, В.А.Ядов и др./.

Особо острой стала проблема механизма взаимосвязи и взаимообусловленности общения и общественных отношений, где определяющим, по мнении большинства авторов, является деятельность или "обмен деятельностью", а само общение интерпретируется как форма "актуализированных" общественных отношений /Л.П.Буева, Е.Г.Злобина, М.С.Каган, и др./.

К анализу внешних механизмов общения можно отнести работы, посвященные взаимодействию личности, группы,общества /А.Н.Агаль-цев, А.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, М.И.Лисина, Б.Д.Парыгин, Г,И.Хмара и др./.

В ряде' работ авторы акцентируют внимание на внутренних механизмах общения, анализируя его как обмен знаками, как феномен смыслообразования и взаимопонимания /М.М.Бахтин, А.А.Брудный, С.А.Васильев, Ю.М.Лотман, В.Ы.Соковнин, .$.Степанов, Э.Дж.Щуку-ров и др./. К числу исследований внутренних процессов следует также отнести работы, посвященные социально-психологическим и психологическим механизмам воздействия человека на человека в процессе общения /Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, Б.З.Ломов, Б.Д.Парыгин, К.К.Платонов и др./. .

Существуют исследования проблем общения в формировании нравственных, эстетических, художественных и других социальных характеристик личности /Л.П.Буева, И.А.Дкидарьян, М.С.Каган, Ю.А.Лот-ман, С.Х.Раппопорт, Л.Н.Столович, Н.А.Хренов, А.И.Фэргова и др./.

Анализ состояния исследованности проблемы общения свидетельствует, что наряду с теоретической разработкой специальных аспектов проблемы общения устоялась тенденция к общенаучному, философ-

скому анализу этого социального феномена. Однако разрозненность исследований, недостаточное методологическое обоснование общест- . веннонаучного анализа общения, его соотнесенности с другими социальными явлениями, абстрактность определения сущности общения приводили теоретические исследования к схолостичесюсл дискуссиям, отрывавшим само общение от реальных жизненных ситуаций. Естественно, что и практические выводи сводились к узкой утилитарности, ограничивая анализ деятельности личности в рамках межличностного общения к влиянию общения на личность в познавательном или нравственном аспектах, оставляя необъяснимыми процессы развития эстетических и других духовных сторон жизни личности, отражающих динамику общественных процессов.

В связи со сложившимися в нашем обществе условиями, определившими необходимость исследования противоречий формирования эстетически развитой личности, ее потребностей и художественных интересов, проблема общения становится в центре осмысления причинно-следственных связей в развитии эстетического потенциала личности, а ее методологический анатаз дает ключ к пониманию взаимосвязи общения, общественных отношений и эстетически развитой личности.

Цель исследования - раскрыть роль общения - социального феномена - в эстетическом развитии личности, выявив его методологическое значение.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить такие исследовательские задачи;

обосновать вопросы, имеющие принципиальное значение в исследовании сущности общения, без которых невозможен анализ роли общения в эстетическом развитии личности;

исследовать диалектическую соотнесенность личности," общественных отношений и общения, определить регулятивный механизм их взаимосвязи и взаимообусловленности;

раскрыть роль общения в развитии человеческой чувственности как основы эстетического;

изучить взаимодействие общения и общественных отношений в процессе становления эстетической потребности личности;

определить зависимость художественных интересов от динамики межличностного общения.

Методологической и теоретической основой исследования явля-

отся категории, законы и принципы марксистско-ленинского понимания социальных; явлений и процессов. Принципиальное значение в формировании концепции автора имели идеи К.Маркса и Ф.Энгельса о социальном детерминизме, взаимосвязи материального и духовного общения, о формах и способах общения /"Немецкая идеология", "Манифест Кошунистичееко.Ч партии"/; положения К.Маркса о социально-экономической обусловленности потребностей, интересов и общения как механизма организации материальной и духовной жизни общества /"Экономические рукописи 1657 - 1858 годов"; "Экономичссда-фило-софские рукописи 1844 г'.'/.

При анализе динамики общения и его роли в процесса эстетического развития личности в условиях перестройки нашего общества отправньми пунктами для автора послужили материалы и решения ХХУП и ХХУШ съездов Щ. КПСС, другие партийные постановления и материалы, содержащие оценки процесса перестройки и демократизации нашей жизни.

Опорными в исследовании данной проблемы были выводы советских философов, социологов, психологов, изучавших общение, а также работы, посвященные методологии социально-философского анализа деятельности, общественных отношений, производственных отношений, духовной культуры, эстетического воспитания личности и др.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии общения как социального механизма, определяющего эстетический потенциал личности. В результате разработана концепция общения как формы, условия и процесса жизнедеятельности, определяющих эстетическую и художественную ориентацию личности, степень ее эстетического развития.

При обосновании и применении этой концепции к анализу процесса эстетического развития личности были получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

- раскрыт вопрос соотношения категорий "жизнедеятельность" и "деятельность", имеющий принципиальное значение в определении сущности общения. Определено содержание категории "жизнедеятельность" как единство природных и социальных предпосылок исторического развития человека и общества, условие и способ существования, раскрывающиеся в специфических формах активности человека: общении и деятельности. Общение - это такая форма жизнедеятельности, которая раскрывает материальную и духовную связь человека и природы опо-

средственно, через отношение к другім людям, и реализуется в конкретных взаимодействиях отдельных индиеидов;

обосновано, что общение, являясь формой, условием п процессом функционирования социума, определяется общественной потребностью и способом ее удовлетворения. Соотношение общественной потребности с реальными условиями ее удовлетворения, соотношение цели и способа ее реализации раскрывается в производственных отношениях, которые выполняют регулятивную функцию во взаимосвязи и взаимодействии общественных отношения, общегаш и личности, вынося сущность общения за пределы субъектно-субъектных отношения;

раскрыта роль общения в формировании чувственного контакта человека с природой через его отношение к другим людям, что обусловило возникновение двух-форм материального-выражения этой чувственности: искусственных знаков, одни из которых выполнили чисто коммуникативную и регулятивную функции, т.е. тлели утилитарное значение, а другие - раскрывали не только и не столько знание мира, сколько его значение для одного и для других как реальное совпадающее с вожделенным, идеально представляемым будущим, а потому раскрывали полноту совпадения действительного с "самочувствием самого человека", т.е. стали различными формами материального выражения художественно-образного видения мира;

уровень эстетически развитой личности объективно определяется общественной необходимостью раскрытия полноты творческих сил личности - субъекта - производителя. Тогда целью субъекта эстетической потребности - является осознанное стремление к самосовершенствованию. Возможность реализации этого стремления, как и критерии совершенства, определяются и регламентируются характером общественных отношений и уровнем той социальной среды, которая непосредственно окружает личность, В межличностном общении, динамика, форма и содержание которого определяются реальными жизненными условиями удовлетворения потребностей /индивидуальных, групповых, классовых, общественных/, формируется и эталон эстетически развитой личности, и система ценностей, которые могут соответствовать или противоречить модели эстетически развитой личности, заданной идеологией.

проанализирован процесс распредмечивания и опредмечивания личности, в межличностном общении, формирование художественных интересов как способа самовыражения личности и восприятия ценностей

.-6-.

другого как "своей иной" через совпадение художественно-образного видения мира.

Практическое значение работы

Выводы, полученные в результате проведенного исследования имеют методологическое и мировоззренческое значение и могут быть использованы: в дальнейшей теоретической разработке методологических проблем оодэдия как социального феномена; в исследовании роли общения в формировании духовных ценностей личности; в уточнении категориального аппарата как эстетики, так и общения. Полученные обобщения и выводы позволяют подойти к действенной разработке комплексного подхода в процессе эстетичзского воспитания личности, с учетом реально складыванцихся социальных процессов; в исследовании механизмов, причин и следствий распространения художественной культуры общества, социальных групп.

Материалы диссертации найдут применение в учебном процессе: при разработке леший курсов "Основы марксистско-ленинской эстетики", "Основы марксистско-ленинской этики", "Социальная психология", сп&циальных курсов, посвященных философско-эстотическому и социально-психологическому анализу функционирования культуры в обществе и жизни индивида; в организации просветительской, идеологической и пропагандистской работы.

Апробация работы. Основное содержание и выводы диссертации апробированы автором на всесоюзных и республиканских конференциях: Республиканская научно-теоретическая конференция "Актуальные задачи коммунистического воспитания студенческой молодежи" /г.Одесса, сентябрь 1972/, Всесоюзная научно-методическая конференция "Роль общественно-политической практики в коммунистическом воспитании студентов" /г.Харьков, ноябрь 1975/; Всесоюзная научно-теоретическая конференция по проблемам воспитания студентов в педагогических вузах /г.Челябинск, март 1976/; Всесоюзная научно-теоретическая конференция "Эстетика ленинизма и современность" /г.Запорожье, ноябрь 1980/; Республиканская научно-теоретическая конференция "ХХУІ съезд КПСС о роли искусства в духовной жизни советского народа Уг .Кие в, 1981/; Всесоюзная научная конференция "Ленинский принцип партийности искусства и современность" /г.Запорожье, ноябрь 1985/; Республиканское совещание "Совершенствование преподавания марксистско-ленинской этики и эстетики в педагогических вузах в свете решений ХХУЇЇ съезда КПСС" /г.Винница, октябрь 1986 г./; Меж-

вузовская научно-практическая конференция "100 років з дня народження А.С.Макаренка" /г.Киев, март 1988/.

Идеи диссертации излагались в процессе чтения курса лекций по марксистско-ленинской эстетике студентам Киевского государственного педагогического института им.А.М.Горького с 1974 г. по настоящее время и в чтении лекций по лишаї общества "Знание".

Структура работы обусловлена характером и логикой решения поставленных в ней целей и задач.

В соответствии с общим замыслом, основной целью и задачами исследования диссертация имеет связующую структуру: введение,две главы, включающие шесть параграфов, и заключение. К тексту прилагается список основной использованной литературы.