Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности проявления трагического в искусстве (на материале музыкально-театральных жанров) Ибрагимова, Гульнара Галибовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ибрагимова, Гульнара Галибовна. Особенности проявления трагического в искусстве (на материале музыкально-театральных жанров) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04.- Ташкент, 1994.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность TCtaj. Современный период в развитии культуры Республики Узбекистан, явился серьезным шагом на пути к формированию Независимого государства. Духовное обновление существа началось с пркзнания общечеловеческих ценностей и переосмысления.ряда положений в политике, науке, искусстве. Возникла настоятельная необходимость рассмотреть многие проблемы под новым углом зрения, выявить истинные ценности и отделить их от ложных умозаключений. Одна из таких проблем связана с освещением эстетической категории трагического.

Каждая культурно-историческая эпоха отражала трагическое, и чем сложнее было время, чем больше испытаний выпадало на долю человека, тем ярче и острее трагическое находило свое выражение в. области' искусства и эстетики. Так, многие страницы истории советского народа связаны со страданием и горем, которые подчас занимали главенствующее положение в судьбах людей и целых народов; не раа трагические события страны, словно эхо, болью отзывались в сердцах ее граждан и в последующие годы. Бот и сейчас развитие нашего общества сопряжено со множеством проблем, несущих порой драматические перемены не только нынешним поколениям, но, возможно, и будущим.

Исследование эстетической категории трагического, всегда приковывало к себе внимание представителей научной мысли , деятелей искусства, профессиональных художников и меломанов. Такой интерес не случаен. Актуальность изучения данной категории связана с теми обшэчеловеческими проблемами, которые она заключает в себе. Шреход на качественно новый уровень развития отнюдь не перечеркивает достигнутых результатов в этой области, а позволяет выявить неизученные, неисследованные, оставшиеся за рамками теоретических разработок стороны трагического; способствует раскрытию новых граней проблемы и рассмотрению устоявшихся позиций под новым углом зрения. Особый интерес представляет возможность проследить модификацию философских концепций, которая' происходит в результате изменившихся общественных взглядов. Включение произведений художественного творчества в процесс исследования предоставит возможность.на конкретных примерах рассмотреть разные аспекты трагического, дать подтверждение (или опровержение) бытующим философским рассуждениям, а ретроспективный анализ произведений искусстве поможет расскрыть- новые

грани проблемы, свяганные с изменением понимания трагического в истории человеческого общества от эпохи к эпохе.

По общему признанию, искусство - это особая форма общественного сознания. С одной стороны оно дает целостный ."срез" конкретной действительности, с другой - способствует личностному самовыражении художника, то еств выражению его взглядов и позиций. Таким образом, изучал произведение искусства мы "соприкасаемся" с той или иной исторической эпохой сквозь призму взглядов самого художника.

Понимание необходимости изучения каждого исторического периода сопряжено с тем, что выявление взаимосвязей прошлого дает возможность научного прогнозирования будущего. При атом, целостное представление может сложиться только в результате исследования и характеристики всех культурных эпох, что практически трудно осуществимо. Однако это дало бы возможность по-новому взглянуть на день сегодняшний, оценить его проблемы и перспективы. Поэтому изучение эстетической категории трагического мы попытались провести на материале искусства прошлого и современности, что позволит вам проследить те изменения, которые происходили при ее трактовке в исторической ретроспективе, а также, дать современное понимание трагического. Помимо этого, необходимо заметить, что проблема трагического будет приковывать к себе внимание до тех пор, пока'существует само человечество ибо трагическое неотделимо от самого человека и его истории, от судеб людей, народов, континентов и всего мира.

Степень „иэдчиой радработашгости проблемы. К настоящему времени, эстетическая категория трагического нашла свое освещение в монографиях таких ученых, как Т.Е. Любимова, Ю.Е. Еорев, М. А. Лазарева, К. Е ПЬхинз. Анализ данной проблемы нашел свое отражение в научных трудах С. Д. Артаманова, Г. Апресяна, к. Глебова, В. К. Скатерщикова, И. Сельвинского и других. Кроме того, определенного внимания заслуживают работы U. А. Алиева, Е Г. Гаибова, И. Г. Ганиева, Е. С. Громова, А-ЯЗпся.Э. Г. Красностанова, А.Ф. Лосева, Т. N. Махмудова, иИНурмато-ва, Т. С. Расуловоя, Т. А. Савиловой, Э. У. Ушрова, С. Ш, Шэрмухамедова, Б. Е Ийстакова, Э. Ю. Юсупова, Е. Г. Яковлева и других, а также диссертационные исследования трагического КГ. Писаревой, Т.ЯГадионовой, Т. Е Степановой, JCM Сен ХЬ и других.

Работы, посвященные исследованию эстетической категории траги-

ческого могут быть условно разделены на две части: к первой относятся труды, рассматривавшие трагическое на уровне абстрактного осмысления данной проблемы, в которых практически отсутствует привлечение конкретного художественного материала; ко вторым, напротив, работы, посвященные исследованию конкретных произведешь искусства, на основе которых и исследуется трагическое как эстетическая категория. При этом, по вполне понятным причинам, наиболее полное исследование категория трагического получила в таких видах искусства, как художественная литература и поэгия, драматический театр, кино и живопись. Процесс исследования трагического а музыкальном искусстве не получил достаточной разработки. В изучении данной проблемы особое внимание исследователей было уделено:

а) рассмотрению трагического с точки зрения конкретно-истори
ческой культурной эпохи;

б) рассмотрению взглядов на проблему трагического отдельных
философов и теоретиков искусства;

в) анализу трагического в конкретных художественных произведе
ниях.

ГЬмимо этого, современные ученые, на основе конкретных произведений искусства, занимаются анализом элементов трагического. В этой связи, наибольшее внимание уделяется характеру трагического героя, причинам возникновения трагического, трагическому конфликту, и коллизии, раавг.зке и воздействию трагического на' публику.

Однако, несмотря на достаточно внимательное изучение проблемы, ряд вопросов остался за рамками исследования. Упущения произошли из-за отсутствия комплексного подхода в изучении проблемы трагического, когда каждый ученый занимался (и.продолжает заниматься) анализом лишь определенных (или некоторых) аспектов данной проблемы. Поэтому пока невозможно говорить о существовании единого взгляда на проблему трагического вообще. Еэ сложилось пока и общего представления о всех элементах и аспектах трагического, когда порой возникают сомнения,, входит ли данный элемент или аспект в эстетическую категорию трагического, или нет. Отсутствует и внутренняя систематизация трагического, ибо никто не занимался исследованием таких разных понявши, как "трагический герой" и "трагический персонал?', (не случайно многие и ныне убеждены, что никакой разницы между ними нет), полог

- б -

котельный и отрицательный характер трагических образов. Ш получила должной разработки и классификация трагических противоречий. Недостаточно полным остается изучение проявлений трагического в таких видах искусства как живопись, скульптура, архитектура и особенно, музыка ( имеются в виду архитектурные сооружения, посвященные жертвам войны, например, Хатынь, Брестский комплекс, площадь "Материнского плача" в г. Волгограде и т. п.).

Цель и аэдачи исследования. Целью настоящей диссертации является выявление особенностей проявления трагического в искусстве на материале музыкально-театральных жанров.

Для достижения цели исследования необходимо решение следухящх задач:

изучить существующие взгляду на проблему эстетической категории трагического;

раскрыть комплексный подход к проблеме, рассмотреть основные стороны трагического с учетом возможных вариантов 'его проявления;

систематизировать данные варианты и сделать попытку их обобщения;

провести исторический анализ эстетического понимания трагического на примере литературы, театра, кинематографа, живописи, скульптуры, архитектуры;

исследовать музыку как специфический вид искусства, на материале которого проблема трагического была мало разработана;

рассмотреть средства музыкальной выразительности, способствующие отражению трагического в оперном творчестве композиторов современного этапа.

Методологичесіюй и теоретической базой нсслодотшмя явились публикации ученых Узбекистана, СНГ и других зарубежных стран, представителей таких областей знания как философия, культурология, психология,. искусствознания (литературоведение, музыковедение, театроведение). Помимо этого, в работе уделяется большое внимание практическому материалу, то есть конкретным произведениям искусства различных эпох и национальных культур. Зто позволяет обосновать' наші теоретические рассуждения, поэтому мы не ограничились только музыкой, а привлекаем и такие виды искусства как литература,' живопись, скульптура, театр, кинематограф.

Научная новизна работы. В отличие от других работ,посвяарнных

данной проблеме, научная новизна настоящей диссертации заключается в следующем:

работа представляет собой одну из первых попыток комплексного решения категории трагического. Так, большое внимание отводится теоретическому анализу структуры данной категории: характеристике основных этапов развития; выявлению разных типов противоречий, в результате которых возникают трагические последствия; систематизации трагических характеров (общие и отличительные черты между положительными и отрицательными трагическими персоналами, сильными и слабыми личностями);

в том, что особенности проявления трагического рассматриваются в относительно полной и последовательней исторической ретроспективе (с древнейших культурных эпох до настоящего времени);

в рамках интересующей нас проблемы впервые .музыкальное искусстве оказалось под пристальный вниманием. Связано это, на наа взгляд со следующими причинами: с особой спецификой самого музыкального искусства, способного отражать предметы и явления реальной действительности только в звуковых образах и поэтому практически непереводимые на язык понятий и представлений; и с литературоцентриетской традицией изучения категории трагического, которая слоилась в истории эстетической мысли.

В диссертации были рассмотрены оперные произведения разных композиторов XX столетня, среди которых творчество композиторов Узбекистана занимает большое место. Так, в работе подчеркивается, что художественная интеллигенция нашего независимого государства не замыкается в локально-региональных рамках, а поддерживает активные творческие контакты с другими странами и народами. Важно отметить, что творческие контакты с представителями инонациональных культур вовсе не приводят к утрате собственных национальных особенностей. На основании этого южно сказать,' что художественная культура независимого Узбекистана, сохраняя' все свое национальное и региональное своеобразие и специфические черты, реально включена в процесс общемирового культурного развития;

- в результате анализа эстетической категории трагического на при
мере "чисто" инструментальной ' музыки, ' вокальной,- программной и
сценической, где были определены некоторые особенности проявления

трагического собственно в музыке и в искусстве в целом.

Практическое значение диссертяциошэтго исследоташя. Полученные результаты исследования по проблеме трагического могут быть использованы в преподавательской деятельности при чтении лекций по таким дисциплинам как эстетика ("Основные категории эстетики". "Основные этапы развития .эстетической мысли",. "Виды искусства"), история мировой и отечественной культуры ("Характеристика культурных эпох", "Детерминизм, свобода выбора, оценка поступков", "Трагическое в памятниках мировой и отечественной культуры"), история музыкальной литературы ("Проявление трагического средствами музыкального языка", "Темы и образы трагического в истории узбекского музыкально-сценического искусства: К. Ашрафи "Дилерам", ЕЗакиров "Гамлет", ф. Олимов "ГЬдирабегим"), анализ музыкальных произведений ("Принцип художественного воздействия в музыке", "Соотношение со-' держания и средств музыки", "Характеристика средств музыкальной выразительности") , при разработке специального курса- по истории и теории . музыкальной эстетики ("Музыкально-эстетические взгляды композиторов Узбекистана: М. Ашрафи, Н. Закиров, С. Олимов", "Музыкально-эстетические взгляды советских композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, С. Рахманинов"), а также в процессе воспитательной работы среди студентов, развития их нравственно-эстетических принципов, обогащения и расширения эмоциональной и художественной культуры.

Апробация раДоты. Основные пололэнкл диссертационного исследования подучили страдание в следующих работах:

Некоторые особенности проявленні трагического в истории эстетической мысли. -Ташкент, 1993,-24 с.

Голь трагического в становлении и развитии национальной культуры // Тез. докл. Ие/дунар. науч. -теор. конф.. "Независимость и мировоззрение: реальность і! философские проблемы возможностей развития". -Ташкент,' 1993. -ч. 2. -С. 18^-157.

Истории мировой и отечественной культуры / Методическое пособие для студентов ІЩІ. - Тэдкент, TAJTK, 1931.

С материалами настсяцэй работы дн:-сертакг принял участие в Мэядунарэднэй научно-теоретической конференции, проводимой Институтом философии и прага им. И. М. Мумшгова Ail ГУа в ноябре 1932 года на тему. "Независимость и мировоззрение: реальность к философские проб-

деш развития". Диссертация была обсуждена на кафедре "Культуры" Ташкентского автомобильно-дорожного ішститута, на кафедре "Одобно-ма" Ташкентского Государственного Гїздагогического института им. Низами в 1392 году и рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 127 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.