Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтическое и прозаическое в истории эстетической мысли Ачкасов, Андрей Валентинович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ачкасов, Андрей Валентинович. Поэтическое и прозаическое в истории эстетической мысли : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Санкт-Петербургский гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1996.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-4/2004-3

Введение к работе

Актуальность n степень рщ);і?>сгачнос-щ темы..

Проблему, которой посвящено данное исследование, эстетическая мысль гытается разрешить уже па протяжении почгн двух столетігії. Ее суть состоит і том, чтобы определить содержание понятий "поэтическое" п "прозаическое" ак категорий эстетического м;:п:ггз»а, обозначающих уже не стиховую и іестшовую структуру текста яли друпге особенности искусства слова, а аряктершугащах искусство н іклом, более того, человека, плоды ею редль-юГі м9Бііедсптс:п>исстті, природу » оСщеспззпнуш жизнь.

История понятий "поэзия" и "проза" как инструментов эстетической мыс-
п, а не только как обозначение разных родов словесного выражения, иачп-
лется в начале XIX вв. И в XIX, и в XX в. эти понятая широко нслользоза-
псь в философской, искусствоведческой, исторической, научной, публици-
тической, художественной литераторе. Нередко они встречаются в самых
еожидаштых контекстах, віслючач средства массовой пнформашш и бьгго-
се общение. Зто можно объяснить только тем, что и сегодня рассматривае
мые понятия могут передавать такие специфические значения, которые не
япсспруїотся лруппяі зстетіїческтзі категоріями. Действпгельно, з XIX-
[X Ї5В. художественная практика л осмысляющая ее теоретико-эстетическая
мысль значительно менялись. Подвергалось корректировке и содержание
ассматрпваемых понятий. Более того, в каждом конкретном контексте
снятие "ггочзия" и "проза" имеют особые оттенки смысла - например,
юэзпя" маркирует разные эмоциональные состояния, в диапазоне от вос-
эргл до пасмегшш. И все же, все варианты употребления данных понятий,
ачиная с чпохл романтизма и по сен день, обнаруживают некий смысловой
эбщпп знаменатель", некую снугрешкою лотку пх потребления. Их унп-
ереаяьные значеная, выведенные на основе анализа разнообразной фразео-
огтш, зафиксированы в толхезых словарях, начиная уже с середины XIX з.
Неудивительно поэтому, что на протяжении XIX-XX в. неоднократно
редпрлпнмались попытки осмыслить самые общие значения рассматрпвае-
ых понятой. Исходя ш разных методологических установок исследователи
редлаїтьтгс разные, порой взаимоисключающие телковатія. Это было обу-
ювлено еще и тем, что вместе с изменениями художественной арактшш и
емыслягощей ее теоретико-эстетической мысли подвергались корректировке
значения ношггпй "поэтическое" и "прозаическое". В XIX в. самые серьез-
ые попытки категориального анализа рассматриваемых понятий были
геланы Г.Гегелем п В.Белинским. Во второй половине XX в. значительно
эзрос интерес к этой проблеме - ей посвящена мспографпя француз-
сого философа М.Дюфренз, озаглавленная лаконично

"Поэтическое". > Исследователь посвятил отдельную главу определеші смысла "поэтического" как категоріш эстетики, однако не поставил вопрос "прозаическом" как аитотезе "поэтического". Проблеме "поэтического" и священы монографии Г. Баяіляра г и исследование СЛішаидезон5, одпаи в общих работах по эстетке эта категории до сих пор не рассматриваюті Едішетвешюе исключение - новая версия обобщающего сочинения по эст тике М.Кагапа, известная диссертанту в рукописи, где осуществлен анал. рассматриваемых понятий б общей системе эстетических категорий, е сое несший с категориями' "прекрасное" - "безобразвое", "возвышенное" "низменное", "трагическое" - "комическое".

В диссертационном исследовашш впервые разрабатывается исторігі скіш аспект поставленной проблемы и выявляется лопша становления пси паї "поэтическое" и "прозаическое" как категоріш эстетики. Это определ -ло структуру диссертации. Вместе с тем в пей. создана методологическая ба для дальнейшего теоретического анализа рассматриваемых понятий и обе новака необходимость их введения в исторически сложившуюся снеге? эстетических категорий.

Цель исследования заключается с іісторігко-фшшеофском оемыслеш процесса становления понятий "поэтическое" и "прозаическое" как кагегорі эстетики и в выявлении его внутренней логики. Достижение ЭТОЙ ИЄЛИ ИОГ| богало решения ряда взаииосвязатшых задач:

-изучения предыстории поиятш! "поэзия" п "проза" как категоріш эстет ки с момента пх возникновения в поэтике;

-выяснения, когда н почему понятия "поэзия" и "проза" получили расти решите значения, выходящие зарамкп слосесисстн;

- исследования закономерностей исторической эволюции рассматрлваеди категории, что сделало необходимый анашп их конкретного употреблен в разные исторические периоды в художественной, публицистической, ИЗ} нон литературе и культурно-исторического обоснования изменения их зі пений в разные исторические периоды:

- анализа наиболее значительных попыток категориального осмыслен указанных ловя гай.

Методологические основания псследоБпиия. Так кате основное содерл нис работы иосвятцеио рассмотрению опытов категориального осмыслен понятий "поэзия" и "проза", го основным методом исследования н стал псі ршео-философлав! анализ. Поскольку лее рассматриваемые поняті

! Dofremie М. Le Poetique. Paris, 1965.

-Bachelarcl G. La poetique de l'espace. - Paris, 1957; La poetique de ia reverit

Paris, 1960.

J ЛішагшевзСН. Поэтическое в искусстве. -М., 1966.

>лучалп расширенные значения, выходящие -за рамки словесности, з их ачелие изменялось, необходимо было изучение большого количества сло->употребленш1 в разные контекстах. Поэтому важное значение получил шаігпгіескіш метод анализа.

Перенос узких значений поаятгої "поэзия" п "проза" на реальную жпзяь і ел первоначально метафорический характер. Становление их содержания 1к категории эстетики происходило постепенно, в борьбе противоречивых :мыслениц того н другого. Сложность и шюгоаспектность этого процесса іскрьіваетея в анализе их конкретного использования в эпоху Романтизма : только в философии, поэтике, искусствознании, но п в художественной, гблицпстическоп, справочной литературе, в переписке романтиков п т.д. )б этом подробнее говорится в нашей статье, спеоиальпо посвященной кому анализу1). И все же употребление рассматриваемых понятий в эпоху шантшма имело строгую логику в связи с первыми попытками фплософ-ого обоснования "поэтического пргашппа" как осповы любой творческой ятельяоетп, а "поэтического" и "прозаического" как явлешаї, вььчодяпглх рамки литературы п искусства.

Невозможно было бы понять логику исторического изменения значеная )цятіш если ограничиться только анализом нх конкретного функциогтаро-інпя, поэтому вазгаое место в исследовании занимает исторгжо-'льтурньиі метод анализа, который позволил обосновать историческую обходамость п закономерность возникновения новой пары эстетических тегорий. Понимание того, как изменение значений понятий "поэзия" п роза" было обусловлено сменой художественных методов, что, в свою іередь, тлело корил в характере общеетаешгой жпзаи, культуры в целом, жалось необходимым для объяснения, почему Белинский искал рззлкче-te мелслу понятиями "поэтическое" и "художественное", исходя из формулп->вашія нового художественного метода - реализма.

Большую нагрузку в исследовании несут семантический п исторпко-тлософсюш методы, так как исследование представляет собой псторгао 'зшпшовенпя новой пары эстетических категорий и не предполагает подобного историко-культурного анализа всей совокупности причин вызвав-хх изменения з их употреблении и трактовке.

Из сферы рассмотрения исключаются к все попытки анализа расематрп-емых понятий в поэтике ХГХ-ХХ в.в. Хотя такие исследователи, как Потебня, Б.Эпделъгардт, Р.Барт, Ф.Скотт и др., трактовали эти понятия сшарегазым образом, однако их осмысление не выходит за рамки пскусет-

слова и поэтому не рассматривается в диссертации.

\чкзсов А.В. Расшпреппе значений понятий "поэпия" и "проза" б эпоху імпнгазма. Депон. N50704 от 28.8.95 ІІН1ІОН РАН.

Теоретическая значимості, п научная новшна исследования состоят в еле дующем:

- впервые рассмотрен исторический аспект проблемы "поэзия - проза" і
выявлена логика становлешія поняпш "поэтическое" н "прозаическое" каї
категорій эстетического масштаба;

- обоснована историческая необходимость возникновения новой
пары эстетических категорий;

рассмотрена история "поэтического" п "прозаического" как категорій эстетнкп, что дало возможность понять, как было подготовлено расширеши их значений;

дан анализ расширенна значений понятий "поэзия" и "проза" в эпох; Романтизма на материале искусствоведческой и философской литературы;

впервые рассмотрен теоретический вклад в решение общезстетическоі проблемы "поэзия - проза", сделаииый Г.Гегелем и В.Белинским;

- рассмотрены и систематизированы основные опыты категориальной
анализа рассматриваемых понятий в XX в.;

- обоснована необходимость введення поняпш "поэзия" и "проза" в исто рически сложившуюся систему эстетических категорий.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав-, заключе ния. Общий объем работы -142 стр. машинописного текста; библиография 191 названия.