Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема взаимодействия искусства и религии в русской философской идеалистической и культурологической мысли конца XIX - начала ХХ века Рыкова, Мирослава Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыкова, Мирослава Михайловна. Проблема взаимодействия искусства и религии в русской философской идеалистической и культурологической мысли конца XIX - начала ХХ века : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04.- Санкт-Петербург, 1992.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В преддверии третьего тысячелетия остро встает вопрос о том, что несет с собой грядущий XXI в., какова историческая перспектива человечестве, какие силы определяют ее. Споры Q будущей человечества связаны с разными подходаии к оценке его исторического прошлого, из которого выросло современное общество.

Неудовлетворенность нынешним состоянием бытия стимулирует религиозные искания. Отказ от приоритета классовых ценностей и доги доперестроечной идеологии возбудил интерес к философии "русского религиозного Ренессанса". Перестройка нашей духовной жизни поставила со всей остротой вопрос об усвоении культурного наследия России в полной объеме. Обществу были возвращены имена выдавшихся мыслителей прошлого и нынешнего столетий.

В связи с этим первостепенное значение приобретает рассмотрение их философских учений с точка зрения общечеловеческих духовных ценностей и их противоречивого воплощения. В03-ахжает необходимость отбросить однозначные оценки философских кон-цйИИЙ в терминах истинности или ложности - в каадом значительном явлении философской мысли имеются элементы того и другого, - и выявить» что сделано тем или иным философом для более глубокого и всестороккего понимания окражующего мира, вечных проблем бытия и

П:С;гнЗННЯ.

Развитие философскс—культурологической мысли в России текло сашбытными путями, во многом обусловленными "стянутыми в узел" противоречиями общественной кизни. Вторая половина XIX в. в России отмечена сложной и напряженной борьбой между идеалистическими (в том числе религиозно-идеалистическими) течениями эстетической мысли и крепнущими течениями материалистической эстетики, борьбой, смысловой осью которой была проблема общественного назначения искусства. В начале XX в. эта борьба приобрела особую остроту.

Общественная, философская и художественная жизнь России конца XIX - начала XX века - интереснейшая страница в книге мирового историко-культурного развития. Невиданно обострившаяся на рубеже столетий классовая борьба обусловила принципиальное размежевание

- *

направлений во всех сферах идеологии - от решения проблей текущей политики до толкования сущности искусства и религии.

Суть искусства качала П века - в прямом ощущении, перевиваний и осмыслении своей эпохи как эпохи кризиса, разлада, крушения целостности бытия человека, рассогласования его духовных сил, поиска путей разрешения социальных конфликтов.

Учитывая сложность и противоречивость оценок идейного наследия деятелей "нового искусства" и богоискателей в отечественной критике, представляется актуальный рассмотрение проблемы взаимо -действия искусства и религии, конкретизируя воззрения отдельных мыслителей в контексте русской художественной культуры.

Сложной и противоречивой эпохе перестройки созвучны духовные искания мыслителей того времени, связанные преаде всего с поиском идеала. Однако при этом не следует закрывать глаза на противоречивые стороны их мировоззрения, попытки подчинить искусство некоей "мистической теургии", поставить его на службу религиозным

Степень исследованности проблемы. Общим вопросам взаимоотношения искусства и религии в культурно-историческом процессе посвящены исследования В.Г.Антоненко, О.А.Антоновой, А.Тэнасе, Д.М.Уг-риновича, Е.Г.Яковлева. Что же касается истории осмысления взаимодействия искусства и религии в русской культуре и философско-эсте-тической мысли, то она не рассматривалась еще в целостном историческом движении на протяжении последних трех столетий. Весьма не-paBHOJtpHO изучены отдельные его этапы.

Вопрос о взаимоотношении искусства и религии был одним из центральных в концепции славянофилов. К наиболее интересным аспектам исследования их взглядов можно отнести те страницы "Русской идеи" Н.А.Бердяева, которые посвякены "религиозному характеру русской философии".*

Большинство работ советского периода крайне односторонне освещает идеологию славянофильства, в ряде работ это направление упрощенно трактовалось как реакционное учение. Однако совершенно очевидно, что, если мы стремимся к целостной характеристике фило-софско-эстетической концепции славянофильства, необходимо ее все-

* Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990.-Ь 2.

стороннее рассмотрение. Такого рода попытки предпринимались А.А. Галактионовыы и П.ф.Никандровым, Б. ^Парамоновым, И.Ф.Соколовским, Л.Е.Шапошниковым.

Анализируя отношения искусства и религии, исследователи формулируют две точки зрения. Суть первой: искусство генетически и исторически.возникает из религиозного сознания. Другая позиция: искусство не зависит от религии.

В наиболее аргументированном виде критика подобных теорий дана М.С.Каганом, который справедливо замечает, что говорить о первичности худсгесгвенкого мышления по отношению к мышлению религи -озному мы имеем право липь з плане гносеологическом, но не в плане хронологическом.* В данном случае речь дельна идти о нерасчле-H8HHOU единстве и взаимопроникновении худогественно-образного познания мира и его религиозного истолкования. При этом не подлежит сомнению, что религиознее сознание могло возникнуть и укрепиться на "древе художественного познания", на той духовной почве, какую ему предоставило художественное мыиление.

Истоки марксистской критики богоискательства восходят к доре-везлютошюау периоду и представлены именами Г.В.Плеханова и А.В. Луначарского.

В 6080-е гсды появляются работы, посвященные изучению русской обаественней мысли рубежа зекоз: зто история философии в СССР s 5-ій томах (Н., 1971), монографии В.Н.Дуденкоза, В.А.Кувакина, А.К.Новикова, С.Н.Савельева, Н.С.Семенкина, И.П.Чуевой. Несмотря кз тс, что критика богоискательства имеет в советской науке давша традицию, многое из того, что написано на эту тему, уже не отвечает сегодняшним представлениям о путях развития русской философской и эстетической мысли.

Анализировать эстетические воззрения богоискателей невозможно вне контекста худонественной практики искусства и идейно-эстетической борьбы рубежа эпох. Советскими историками культура, литературоведами, эстетиками, искусствоведами дана характеристика русской худонественной культуры конца XIX - начала XX в. Однако авторы большинства трудов, посвященных этому периоду, ограничиваются анализом творчества отдельных худогников и мыслителей или

* Каган Н.С. 1) Морфология искусства. - Л., 1972; 2) Лекции по марксистско-ленинской эстетике. - Л., 1971.

некоторых худозествеяных направлений. Есть, правда, ряд фундаментальных исследований русской литературы, освещающих эту эпоху,*1 но их выводы во многом нас сейчас не удовлетворяв!.

Освещая воплощение проблемы взаимодействия искусства и религии в эстетике русского символизма, диссертант выделил две тенденции в советской критической литературе: стремление к углубленному анализу отдельных аспектов этого движения умов и попытки синтетического изучения философии, эстетики и поэтики "новой поэзии".

Приходится заключить, что вопрос о взаимодействии искусства и религии в идеалистической философской мысли и культуре России конца XIX - начала XX века исследован недостаточно.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации - попытка на материале теоретического и творческого наследия славянофилов, Вл.Соловьева, Н.Бердяева, П.Флоренского, В.Розанова и поэтов--сиыволистов выявить их взгляды на существо проблемы взаимодействия искусства и религии.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

выявить истоки проблемы, восходящие к идеалистической традиции в русской философской мысли - к наследию А.С.Хомякова, И.В. Киреевского; сопоставить взгляды славянофилов и представителей "официальной народномти";

рассмотреть идею подчинения искусства религии (мистической теургии) в трактовке Вл.Соловьева, П.Флоренского, Н.Бердяева, С. Булгакова, Е.Трубецкого;

в связи с проблемой взаимодействия искусства и религии рассмотреть философско-эсхетические вопросы формирования и развития теории русского символизма;

осветить воплощение данной проблемы з русском искусстве конца XIX - начала XX века.

Методология и источники исследования. Методологическая основа работы - материалистическая диалектика в ее преломлении к изучению истории эстетической мысли и худокественной культуры.

* Литературно-эотетичэсхие концепции s России конце XIX- начала XX в./ Под рвд, Б.Д.Бялака. - Ы., 19?5j Русская литература конца XIX - начала XX в. - «.: Наука, 1972.

В исследовании проблемы взаимодействия искусства и религии в интерпретации философов и художников XIX-XX веков диссертант опирался на работы советских эстетиков (В.Ф.Асмус, А.В.Гулыга, В.Н. Дуденков, М.С.Каган, В.К.Кантор, А.Ф.Лосев, С.И.Савельев, В.В.Селиванов, Е.Г.Яковлев), на труды исследователей смежных областей знания (М.М.Бахтин, А.А.Каменский, З.Г.Минц, В.Н.Орлов, Д.Д.Обло-миевский, Г.Ю.Стернин и др.).

Основным материалом диссертации послуаили статьи, письма, теоретические работы философов, произведения поэтов, художников конца XIX - начала XX века.

Научная новизна исследования - в том, что в диссертационной работе впервые предпринята попытка проанализировать историю становления и развития представления о взаимодействии искусства и религии з религиозно-идеалистической лагере русской философско-эстетк-ческой мысли в ХІХ-ХХ вв.

В диссертации выявлена обусловленность эстетики и художественной практики русского символизма комплексом идей религиозно-мистического характера, что выводит его за рамки литературно-художественного движения, превращая в своеобразное проявление идеалистического мировосприятия.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.