Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-историческая детерминация эстетического вкуса Ершова Юлия Сергеевна

Социально-историческая детерминация эстетического вкуса
<
Социально-историческая детерминация эстетического вкуса Социально-историческая детерминация эстетического вкуса Социально-историческая детерминация эстетического вкуса Социально-историческая детерминация эстетического вкуса Социально-историческая детерминация эстетического вкуса Социально-историческая детерминация эстетического вкуса Социально-историческая детерминация эстетического вкуса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ершова Юлия Сергеевна. Социально-историческая детерминация эстетического вкуса : ил РГБ ОД 61:85-9/358

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблема социально-исторической детерминации эстетического вкуса 12

1.1. Вкус как регулятивный Фактор эстетического отношения и специфическая цель эстетического воспитания 12

1.2. Задачи детерминационного анализа эстетического вкуса 45

Глава II. Историко-геяетические основания эстетиче ского вкуса 59

2.1. Появление и развитие категории "вкус" в европейской эстетике 59

2.2. Эстетический вкус в контексте буржуазного сознания XIX-XX вв 91

2.3. Социально-исторические основания типологии вкусов 101

Глава III. Структурно-функциональные детерминанты вкуса 106

3.1. Предварительные замечания 106

3.2. Вкус в системе взаимодействия общественного и индивидуального сознания 113

3.3. Социально-психологическая детерминация вкуса. 123

3.4. Эстетический вкус в системе индивидуального сознания. Структура вкуса 137

Заключение 155

Литература 160

Введение к работе

Эстетическое воспитание в условиях развитого социализма является неотъемлемой, органической частью системы коммунистического воспитания, имеющего целью формирование коммунистического сознания, всестороннее и гармоничное развитие способностей и личностных качеств советского человека.

В "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года", принятых ХХУІ съездом КПСС, разработка проблем коммунистического воспитания, совершенствования социалистического образа жизни названа в числе важнейших направлений научных исследований f4, C.I46J. Тем самым и перед советской эстетической наукой поставлены важные теоретические Й методологические проблемы, связанные с дальнейшим развитием теории эстетического воспитания.

Актуальность этой сферы исследований определяется не только тем, что "разработка этого сложного комплекса проблем находится,, по суицеетву, еще в начальной стадии" І34, C.I25J. Изучение средств и способов формирования эстетической культуры личности, возможностей повышения уровня эстетических потребностей и вкусов имеет огромное практическое значение. Исследования в этом направлении помогут осуществить "решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь перед.нашим обществом", о необходимости . которого говорилось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС [5, с.бі.

В последние годы интерес советских ученых к проблемам эстетического воспитания значительно возрос, что нашло свое отражение, во-первых, в осознании недостаточной разработанности общей теории эстетического воспитания (см. 39; 42 и др.7, а во-вторых - в стремлении к более дифференцированному подходу к анализу содержания ее. основных понятий, таких, как "эстетическая культура личности эстетико-ледагогическая деятельность" и "педагогическая эстетика эстетическая творческая способность" и др. Разработка теоретических и методологических принципов педагогической эстетики, а также методики эстетико-педагогической деятельности становится одним из актуальных и тесно сопряженных с практикой направлений развития марксистско-ленинской эстетики. Результаты эстетического воспитания находятся в прямой зависимости от с тепени изученности как общих социально-исторических закономерностей формирования индивидуального эстетического сознания, так и исторически конкретных социально-психологических, психологических и психофизиологических механизмов его функционирования. Чем больше точек сопряжения теоретических положений с реальной практикой эстетического воспитания, тем значительнее вклад марксистской эстетической науки в решение первостепенной задачи коммунистического строительства - формирование нового человека.

Особое место в ряду названных выше проблем занимает круг вопросов, связанных с эстетическим вкусом - категорией марксистско-ленинской эстетики, обозначающей субъектршно-личностяую способность к переживанию и оценке произведений искусства и эстетически значимых сторон действительности. Мы разделяем неоднократно вые-, называвшуюся в марксистско-ленинской эстетике - хотя и не единст--венную - точку зрения на эстетический вкус как на наиболее.универсальный, показатель эстетического развития личности Гсм. 40; 61; 78 и др.7. В работе показывается, что роль эстетического вкуса в индивидуальном эстетическом сознании.позволяет говорить о том, что вкус является регулятивным фактором эстетического отношения в его личностных проявлениях и.в силу этого является специфической целью эстетического воспитания.

Однако необходимость теоретического исследования процессов .. формирования и совершенствования эстетического вкуса личности оп ределяется не только его ролью в индивидуальном эстетическом сознании. Воспитание вкуса занимает важное место в общекультурном развитии индивида, в становлении разносторонне и гармонически развитой личности. Вкус как структурная и функциональная доминанта эстетической сферы сознания индивида не существует в изоляции от других составлящих индивидуального сознания. Именно поэтому формирование и совершенствование эстетических вкусов советских людей, будучи специфической целью эстетического воспитания, смыкается с задачами коммунистического воспитания в целом - воспитания целостной, разносторонне и гармонически развитой личности, с формированием целостного мировосприятия и мировоззрения, с развитием духовных потребностей и способностей. Тот факт, что одну из задач социального развития нашей страны ШСС видит в активном воздействии на формирование эстетических вкусов населения /см. 4, C.I77J, свидетельствует об огромном социальном значении решения как практических, так и теоретических проблем воспитания вкуса.

К числу наиболее важных, но малоисследованных проблем, связанных с эстетическим вкусом, принадлежит проблема его социально-исторической детерминации. Детерминационный анализ эстетического вкуса должен приблизить нас к ответу на вопросы, каким же образом, какими путями идет формирование индивидуально-неповторимых черт субъекта эстетического отношения, чем детерминируется и опосредуется глубоко интимная субъективно-личностная способность к переживанию и оценке произведений искусства и эстетических значимых сторон действительности, способность, характеризующая самобытность и неповторимость личности, но в своих глубинных основаниях подчиняющаяся закономерностям социального детерминизма и принимающая конкретно-исторические формы.

Выбирая в качестве предмета диссертационной работы анализ эстетического вкуса с точки зрения его социально-исторической детерминации, мы руководствовались прежде всего тем обстоятельством, что выявление наиболее существенных детерминирукщих вкус факторов и изучение природы их воздействия на субъективно-личностную способность эстетического отражения имеет непосредственное отношение к решению насущных практических задач формирования эстетических вкусов советских людей.

Кроме того, изучение социально-исторической детерминации эстетического вкуса может послужить основанием для привлечения и объединения в рамках философско-эстетического анализа этого важнейшего элемента индивидуального эстетического сознания достижения других областей знания, "пограничных" по отношению к марксистско-ленинской эстетике.

Эстетический вкус понимается в марксистско-ленинской эстетике как исторически сложившаяся способность человека к самостоятельной оценке эстетических сторон действительности и художественных произведений, - оценке, основанной на субъективно-личностном эстетическом чувстве /см. 57; 61; 64 и др.7. Отсюда следует, что анализ закономерностей формирования, совершенствования и функционирования вкуса включает широкий диапазон проблем: от возникновения вкуса в структуре эстетического сознания, рассматриваемого в исторической перспективе, до его психофизиологических особенностей. Отсюда следует также, что изучение эстетического вкуса требует теоретико-методологических средств, адекватных его объективной сложности и многомерности. Плодотворная интеграция разнородных научных знаний об эстетическом вкусе может быть осуществлена лишь на основе марксистско-ленинской методологии, одним из принципов которой выступает системно-комплексный подход. "Весь дух марксизма, - писал В.И.Ленин, - вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось ( - ) исторически ; (уЗ ) лишь в связи с другими; ( ) лишь в связи с конкретным опытом истории

Только с позиций диалектического и исторического материализма становится возможным исследование таких сложных системных закономерностей становления эстетического вкуса, как культурно-исторические, социально-психологические, психофизиологические и др. в их динамической взаимообусловленности. М.Ф.Овсянников, говоря о процессах дифференциации и интеграции знания в современной советской эстетике, справедливо подчеркивает необходимость "реконструкции, восстановления предмета исследования в его органической целостности. Такое восстановление возможно на основе научного мировоззрения и метода, которые дает марксистско-ленинская философия" /б7, с.3157,

Одним из важнейших мировоззренческих и методологических принципов марксистско-ленинской философии является диалектиконяатери-алиетическая концепция социального детерминизма, позволяющая рассмотреть обусловленность развития личности, ее сознания и форм жизнедеятельности сложными взаимодействиями материально-производственных, социально-экономических, социально-политических, социокультурных и других тенденций, законов и факторов Тем. 79, c.8j.

Таким образом, анализ реального континуума факторов, детерминирующих субъективно-личностную способность к оценке и переживанию эстетических и художественных явлений, может послужить принципом, организующим и систематизирующим уже имеющиеся знания, и выявить еще не изученные аспекты этого структурно; сложного, многоуровневого компонента индивидуального эстетического сознания.

В марксистско-ленинской эстетике и других областях советской науки уже накоплен достаточный методологический и теоретический потенциал для объединения в исследовании эстетического вкуса фило-софско-эстетического анализа с конкретно-научными подходами. Однако осуществление системно-комплексного исследования этого важнейшего элемента эстетической сферы индивидуального сознания 8. • дело будущего, ибо есть еще нерешенные проблемы, а некоторые стороны эстетического вкуса, к изучению которых обращались советские ученые, получили в их работах различную интерпретацию. Мы же в настоящей работе, не претендуя на исчерпывающее системно-комплексное описание эстетического вкуса, видим свою задачу прежде всего в том, чтобы привлечь к философско-эстетическому анализу общих проблем социально-исторической детерминации вкуса и основных ее направлений результаты не только общефилософских и историко-эсге-тических исследований, но и данные истории культуры, а также результаты общепсихологических и социально-психологических исследований.

С точки зрения марксистско-ленинской эстетики аксиоматична необходимость рассматривать эстетический вкус с позиций его историчности и социально-культурной обусловленности как генезиса вкуса, так и его фило- и онтогенетического развития. Но дело, однако, заключается в том, чтобы конкретизировать детерминирующие вкус факторы, рассмотреть их иерархию, взаимовлияния и взаимопереходы; уяснить природу этих факторов и механизмы их детерминационяого воздействия на личностную способность эстетического отражения и оценки. 

Вкус является результатом действия множества факторов, поэтому их анализу непосредственно должно предшествовать уяснение основания для типологического объединения основных детерминант, установление уровней анализа социально-исторической детерминации эстетического вкуса и их иерархии.

В настоящей работе основанием для систематизации детерминирующих вкус факторов и выявления основных линий его детерминации выступает подход к процессу формирования и функционирования вкуса с точки зрения его фило- и онтогенетического развития.

Филогенетический аспект предполагает анализ эстетического

9. вкуса в исторической перспективе с точки зрения его генезиса в структуре эстетического сознания. Здесь необходимо показать, как историческое развитие универсальной общественной практики, и прежде всего искусства, пороадает исторически конкретные формы эстетической чувственности и как на определенном этапе исторического развития в структуре индивидуального эстетического сознания появляется такой его функциональный элемент, как вкус. Эстетическое отношение детерминируется как его объектом, так и психофизиологической организацией субъекта, и здесь нам важно проследить, как и объектная, и субъектная стороны эстетического отношения детерминированы в конечном счете социо-культурно-историческими закономерностями развития человечества.

Но исторически конкретный тип эстетической чувственности -это культурно-исторический параметр индивидуального развития, всего лишь социальная предпосылка формирования тех или иных качественных и количественных характеристик эстетического вкуса, социально обусловленная возможность, которая может быть реализована в процессе становления субъекта эстетического отношения. Поэтому другим важным срезом анализа детерминации эстетического вкуса является его онтогенетическое формирование - изучение тех сложных и многоплановых взаимосвязей и зависимостей индивидуального сознания с социальным целым, с исторически конкретными формами культуры и художественной практики, которые предопределяют формирование и развитие вкуса в его индивидуальном своеобразии.

Если филогенетический аспект анализа социально-исторической детерминации эстетического вкуса определяет наше внимание к исторической динамике развития эстетического сознания, то онтогенетический аспект требует анализа формирования и функционирования вкуса, так сказать, в исторической статике, но в социальной динамике в свете актуальных задач эстетического воспитания в условиях раз 10. витого социализма и научно-технической револщии, все более усложняющей и интенсифицирующей процессы функционирования художественной культуры и ее "потребления".

Таковы, в самых общих чертах, уровни анализа социально-исторической детерминации эстетического вкуса, предпринятого в настоящей работе. Но содержание работы этим не исчерпывается, так как проблема детерминации вкуса непосредственно связана с уяснением качественного своеобразия эстетического вкуса, его места и роли в структуре индивидуального эстетического сознания, в процессе становления и развития эстетической культуры личности.

Все сказанное предопределило и структуру работы. В I главе эстетический вкус рассматривается как главное, системообразующее ядро эстетической сферы индивидуального сознания, как регулятивный фактор эстетического отношения. Роль эстетического вкуса в структуре индивидуального сознания позволяет рассматривать его как специфическую цель эстетического воспитания и образования, как элемент, предопределяющий специфику нормативно-ценностной регуляции в области эстетического отношения.

Во П главе предметом рассмотрения является филогенетический аспект социально-исторической детерминации вкуса, состоящий в выявлении культурно-исторических детерминант генезиса и дальнейшего развития вкуса в структуре эстетического сознания. Анализ субъек-. тивной стороны эстетического отношения в зависимости от конкретно-исторических этапов развития искусства и более широких социально-культурных процессов позволяет выявить и обосновать культурно-исторические типы эстетической чувственности, выражающиеся в определенных особенностях субъективно-личностной способности к переживанию и оценке эстетических и художественных явлений. Во П гла-. ве нами вводятся термины "интрасистемность" и "экстрасистемность", обозначающие качественные характеристики вкуса, формирующиеся во взаимодействии с господствующей системой эстетических норм и художественных канонов.

Если во П главе в центре нашего внимания оказываются истори-ко-геяетический аспект формирования и функционирования вкуса, то Ш глава посвящена структурно-функциональным связям и зависимостям вкуса как в рамках индивидуально-психологического уровня эстетического сознания, так и на уровне его надындивидуальных, обобществленных слоев. В Ш главе также делается попытка дать основания для классификации и типологии вкусов, хотя бы в некоторой степени свободные от оценочяости и произвольности. Обоснованные ранее типологические характеристики вкусов в Ш главе интерпретируются, исходя из особенностей психологических механизмов субъективно-личностной способности эстетического отражения.

Мы не ставили своей целью проанализировать совокупность детерминирующих вкус факторов и детерминационных отношений всесторонне. В работе речь идет о наиболее существенных зависимостях - основных линиях социально-исторической детерминации эстетического вкуса и ее конкретно-исторических формах, об общей направленности фило- и онтогенетического формирования эстетического вкуса.

Учитывая то обстоятельство, что социально-историческая детерминированность субъективной стороны эстетического отношения в советской эстетической науке систематически анализировалась хотя некоторые аспекты проблемы получили освещение во. многих исследованиях), мы сочли необходимым в настоящей работе уделить достаточное внимание методологическим проблемам исследования социально-исторической детерминации эстетического, вкуса.

Естественно, что, являясь частью единого, взаимосвязанного .. комплекса наук - марксизма-ленинизма, эстетика развивается на методологической основе материалистической диалектики и ставит решение своих насущных вопросов в зависимость от общефилософского решения вопросов более общего порядка. Поэтому философеко-эстети-ческий анализ детерминации личностной способности эстетической оценки и переживания должен базироваться на диалектико-материалис-тическом учении о человеке, о процессах формирования личности, о соотношении общественного и индивидуального сознания - учении, ядром которого является социальный детерминизм. Анализ вкуса с точки зрения детермйяирущих его отношений и факторов по существу выступает как конкретизация диалектико-материалистического принципа социальной детерминации личности и с необходимостью предполагает последовательное проведение принципа историзма, принципа единства исторического и логического, а также других методологических принципов марксистско-ленинской диалектики, позволяющей осветить единство наиболее общих социально-исторических процессов и особенностей индивидуального уровня бытия и сознания каждой конкретной личности, в том числе и такой ее интимно-личностной способности, как эстетический вкус. 

Задачи детерминационного анализа эстетического вкуса

Проблема социально-исторической детерминации вкуса как орга на индивидуальности субъекта.эстетического отношения состоит не только в том, чтобы показать, так "внешнее" воздействует на "внут реннее", как внутренний план сознания изменяется под воздействием внешних условий. Задача детерминистического анализа эстетического вкуса состоит превде всего в том, чтобы показать, как "внешнее" поровдает, формирует "внутреннее", показать, что эстетический .. вкус и функционально, и генетически связан с объективными куль турно-историческими условиями существования человека. Раскрыть социальную природу вкуса означает объяснить его, исходя из объек тивных условий исторического развития эстетического сознания как, в его общественных, надындивидуальных формах, так и на уровне ин дивидуально-психологическом. "Понять живого,.реального индивида не как "точку отсчета", - пишет Ф.2.Михайлов, - а как результат, всей протекшей до сих пор мировой истории - это и значит индиви дуализировать общественное и как общественное явление ПОНЯТЬИІІ дивидуальность" 59, с. 182-7. Рассматривая сознание личности с точки.зрения его объектив-, ной и закономерной социально-исторической обусловленности, марксистский принцип социального детерминизма позволяет проанализировать формирование эстетического вкуса личности во всем комплексе взаимосвязей этого процесса с социально-историческими, историко-культурными, социально-психологическими процессами, избегая при .. этом односторонности и метафизичности, а также проследить становление и существование эстетического вкуса в структуре эстетического сознания в исторической перспективе.

Говоря о множестве детерминирующих вкус факторов, нельзя забывать, что вкус, как бы ни были сломы и многоплановы процессы его формирования и функционирования, представляет собой целост- . ное, относительно устойчивое образование индивидуального сознания, органически связанное со всеми структурными уровнями сознания личности и детерминированное в конечном счете конкретно-исторической социальной средой, в которой личность формируется. Нельзя забывать, что речь идет о детерминации индивидуально-психологических особенностей эстетического вкуса, несущего на себе печать неповторимости личности и ее духовного.облика, и психофизиологических механизмов его функционирования.

Однако для адекватной теоретической интерпретации закономерностей становления индивидуального уровня эстетического сознания-и такого его специфического компонента, как вкус, необходимо выйти за пределы только индивидуально-психологических его проявлений. "Детерминизм в психологии в силу своеобразия ее явлений. . ,. предполагает их выведение из того, что психическим !не является", - подчеркнул М.Г.Ярошевский, говоря о специфическом характере... детерминации человеческого сознания - о детерминации.социально-., исторической как высшем уровне в иерархии отношений, детерминирующих сознание/"іОЗ, с. 1037.

Вкус как сложное психическое образование также должен быть понят и объяснен, исходя из диалектического взаимодействия че-... ловека и общества, человека и культуры, исходя из совокупной духовно-практической и прежде всего эстетической деятельности.

Раскрыть социальную сущность вкуса возможно только на пути выявления социально детерминированных и исторически конкретных форм. "включенности" человека в современную ему эстетическую культуру, выявления форм приобщения его к созданным человечеством эстетическим и художественным ценностям.

Говоря о необходимости изучения круга вопросов, связанных с общественной обусловленностью и исторической изменчивостью эстетического вкуса, важно подчеркнуть то обстоятельство, что выявление детерминационных связей и отношений, определяющих вкус в его целостности и его динамике, выступает не как рядоположенный аспект изучения вкуса наряду и наравне с другими аспектаїли. Дело в том, что проблема эстетического вкуса во всем объеме своего содержания представляет собой сложную, синтетическую научную проблему, решение которой требует иятегративного синтеза результатов многих отраслей обществознаяия и наук о человеке. Реальная сложность, многомерность эстетического вкуса, его объективная целостность, состоящая в единстве и взаимодействии всех его слагаемых и уровней, должна получить адекватную теоретическую интерпретацию средствами системно-комплексного подхода. При изучении эстетического вкуса правомерно и необходимо выделение самых разнообраз- .. ных аспектов его социального и индивидуально-психологического бытия.

Вкус может быть предметом философско-эстетического и социально-психологического анализа; вкус может быть рассмотрен с точки зрения его психологической природы и физиологических механизмов его функционирования; вкус может быть предметом и конкретно- .. социологического исследования. При этом диалектико-материалисти-ческий принцип социально-исторической обусловленности сознания,... его изначально социальной и отражательной природы, определяя ис-.. ходные методологические позиции всех уровней анализа эстетическо го сознания, выступает синтезатором, основанием для интеграции всех уровней анализа вкуса - от уровня философско-эстетического до уровня конкретно-научного знания.

Эстетический вкус в контексте буржуазного сознания XIX-XX вв

После Канта, показавшего теоретическую несостоятельность попыток разрешить противоречия вкуса, игнорируя его изначальную внутреннюю диалектичность, традиционное понимание вкуса подвергается критике романтиками и Гегелем. Вообще "Критика способности суждения" была последним развернутым позитивным исследованием вкуса. Эпоха "эстетики вкуса" заканчивалась. В последующее время вкус перестает быть универсальной эстетической категорией и теряет свое былое полонений.

И здесь мы сталкиваемся с парадоксальным, на первый взгляд, обстоятельством. Парадокс состоит в том, что развитие эстетической мысли в начале XIX в, характеризуется двумя рядами, казалось бы, взаимоисключающих процессов. С одной стороны, начавшееся в эпоху Просвещения возрастание общественной значимости искусства и ее теоретическое обоснование привели, как отмечают многие исследователи, к радикальной переоценке значения эстетически-художественных явлений в духовной жизни общества и человека, к эстетизации философии и знания, к убеждению, что художественные потенции лежат в основе любой творческой деятельности человека. Но, с другой стороны, предромантический и романтический "панэстетизм" сопровождался резким падением интереса к проблемам восприятия искусства, что нашло свое теоретическое выражение в том, что категория "вкус" лишается, по выражению Фр.Шлегеля, "прав гражданства" в эстетической теории, да и в обыденном сознании. Итак, парадокс состоит в том, что с одной стороны, становление романтического миросозерцания было связано с возрастанием интереса к внутреннему, интимному миру личности, с провозглашением ценности чувства, переживания, вдохновения, а с другой - с общественным и теоретическим "рав нодушием" к личностной способности эстетической оценки и ее механизмам. На это обстоятельство не было обращено достаточного внимания, поэтому остановимся на нем несколько подробнее.

Историко-эстетический анализ направлений, по которым велась критика категории "вкус" романтиками и Гегелем CM,54J, показывает теоретическую логику низведения вкуса до уровня анахронизма, не соответствующего ни развитию эстетики, ни состоянию художественной практики того времени: романтики критиковали прежние теории вкуса с позиций субъективистского понимания художественного творчества, а Гегель - с позиций объективного идеализма. Однако нас в данном случае более интересует социально-исторический контекст, менявший формы и способы осмысления вкуса. Попытаемся за кризисом теоретического анализа вкуса, выразившимся в отказе от этой категории и от каких бы то ни было представлений о норме вкуса, увидеть черты важного переломного момента в реальном историческом развитии эстетического сознания.

В ХУЛ в. возникновение эстетического вкуса как социально-психологического феномена, а затем и категории "вкус", отразившее в теоретической форме изменения состояния эстетического сознания и структурные сдвиги в индивидуальной сфере его существования, было обусловлено объективными социокультурными и, в частности, художественными процессами. Объяснение того фак-та, что к началу XIX в. вкус оказывается на периферии интересов мыслителей и художников, также надо искать в социально-исторических процессах и изменениях духовной атмосферы эпохи.

В марксистской литературе убедительно показано, что кризис идеологии Просвещения и пришедший ей на смену романтизм как общекультурное явление были прежде всего порождением социально-исторического развития послереволюционной Европы. Обострение социальных противоречий разрушило просветительские иллюзии относительно буржуазного общества и стимулировало поиски иных форм самосознания эпохи. Сама буржуазная действительность порождала ощущения утраты целостности человеческой личности, разрушения связей индивида с социальным целым и несовместимости реальности с идеалами рационализма ХУЛ в. и просветительства ХУШ в. Если Кант, исходя из представления о единстве человеческого сознания, еще ищет единства и равновесия разума, рассудка и способности эстетического суждения, то впоследствии происходит нарушение этого равновесия в пользу эстетической деятельности. Если Шиллер еще видит в искусстве средство разрешения современных ему политических и социальных противоречий, препятствующих гармоническому развитию человека, то романтики и Шеллинг рассматривают искусство как убешце человека от этих противоречий.

Но попытаемся за кардинальными изменениями в теоретических ориентациях увидеть те реальные состояния эстетического сознания, отражением которых и были эти изменения. Основанием для этого сопоставления служит не только общеметодологическая посылка, что движение понятий отражает движения объективной действительности, но и тот факт, что эстетический вкус, будучи объектом философских спекуляций и элементом категориального аппарата той или иной эстетической системы, является в то же время реальным феноменом общественной психологии и отражает конкретно-исторические формы функционирования искусства в данном обществе. Нельзя теоретизировать о вкусе, не соотнося теоретические построения и не корректируя их в соответствии с действительными фактами и проявлениями индивидуального эстетического сознания современников, с состояниями их вкусов и художественных предпочтений.

Социально-исторические основания типологии вкусов

Как было показано выше, эстетический вкус является отно сительно поздним структурным образованием эстетического сознания. Личностная способность к эстетическому отношению только на определенном этапе исторического развития оказывается структурно и функционально связанной с эстетическим вкусом в современном смысле этого термина. Вкус как социально-психологический феномен возникает в эпоху Возрождения, а теоретическое осмысление получает только в Новое время: появилась, а затем была констатирована эстетикой новая способность в ряду уже известных способностей человека - эстетический вкус.

Развитие теоретических представлений об эстетическом вкусе в буржуазной эстетике шло от просветительских обоснований возможности единой эстетической культуры через кантовский анализ имманентной антиномичяосги вкуса, через представления об элитарной и массовой эстетической культуре до понимания эстетического вкуса как средства социальной символизации и стратификации в современной буржуазной эстетике.

Инвариантным отношением, пронизывающим всю многогранную проблематику, охватываемую понятием "вкус", является отношение индивидуально-вариативного и общезначимого в эстетическом вкусе, отношение эстетической нормы и вкуса, тем или иным способом соотносящегося с нормой. В этом инвариантном отношении, на наш взгляд, необходимо искать и основания для выделения типологических особенностей социально детерминированных и исторически конкретных вкусов.

Исторический анализ показывает, что на определенных этапах социально-исторического развития основанием для индивидуально-тяичностного эстетического отношения и эстетической оценки служил синкретяый комплекс нормативно-ценностных представлений, состоявший в значительной мере из представлений внеэс-тетического характера (представления о должном, благе, сопи альные и религиозные идеалы). В художественной деятельности эта универсальная регламентация находила выражение в системе канонов и предписаний.

Способность к индивидуально-личностному эстетическому отношению, к оценке произведений искусства и явлений действительности, формируемая в этих социально-исторических условиях, может быть названа вкусом только с существенными ограничениями. Чтобы обозначить эти ограничения, эстетический вкус, формирующийся в .. системе универсальной регламентации, назовем вкусом "интрасистем-ным". Интрасистемный вкус функционирует внутри локальной, ограниченной системы эстетических объектов и нормативно регулируемого эстетического отношения. Можно предположить, что субъект, обладающий даже развитым интрасисгвмным вкусом, не в состоянии выйти за пределы социально и культурно детерминированного эстетического отношения.

Расширение сферы эстетического отношения возможно только в результате социально-исторического развития. Так, в позднем средневековье начинается, а в эпоху Возрождения завершается процесс вычленения собственно эстетических норм из синкретного регулятивного комплекса. Регламентация эстетического отношения уступала место свободному изъявлению эстетических склонностей и предпочтений осознавшей себя личности. Менялось модальное содержание эстетического сознания - от деонтического к аксиологическому. Менялись и исторически конкретные формы социально-коммуникативных процессов, в частности эстетического воспитания, детерминирующие освоение наличной эстетической культуры и формирование индивидуального эстетического сознания.

Вкус в системе взаимодействия общественного и индивидуального сознания

Нелинейный и неаддитивный характер формирования вкуса, его связь с личностным развитием, с духовно-творческими потенциями личности находят свое выражение в индивидуальности и избирательности вкуса. Разумеется, многообразие эстетических вкусов, индивидуальные вариации эстетических предпочтений связаны с психофизиологическими особенностями индивидов, с различиями в социальном, эстетическом и жизненном опыте, в ценностных ориентациях и т.д. Но если ограничиться только констатацией этой зависимости, то останутся в тени некоторые реальные черты процесса формирования эстетического вкуса. Рассматривать индивидуальность и избирательность вкуса только как функцию индивидуальных особенностей человека оказывается недостаточным, так как при этом нивелируется продуктивный характер вкуса, его активность и действенное участие в личностном развитии. А.Н.Леонтьев писал, что "процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это - процесс, в котором этот внутрен ний план формируется" /"50, C.98J. Поэтому и воспитание эстетического вкуса в плане интериоризации общезначимых эстетических . и художественных ценностей необходимо рассматривать как процесс, в котором психофизиологические механизмы вкуса и их особенности, способность к эстетическому восприятию, эстетический опыт личности являются не предпосылками развития вкуса, а его ре I зультатами .

Причины многообразия индивидуальных вкусов надо искать в .. механизмах интериоризации. Шенно здесь кроется причина индивидуализированного и избирательного освоения надындивидуально существующих эстетических ценностей, норм, идеалов. Каким же образом происходит их переход на индивидуально-психологический уровень, при котором некоторые эстетические и художественные ценности интериоризируются, а для других внутренний мир человека остается закрытым? Почему, сформировавшись, эстетический вкус продолжает развиваться, и человек может отказаться от некоторых прежних эстетических оценок, открыть для себя новые сферы эстетического? Ответить на эти вопросы хотя бы в общем виде позволяет разработанное в советской психологической науке различение в структуре психических процессов таких элементов, как формализуемые значения и неформализуемые смыслы. Различение значений и смыслов в контексте исследования эстетического вкуса выступает теоретическим основанием перехода от фиксируемых .. в философеко-эстетическом анализе индивидуальности и избирательности вкуса к их психологическому содержанию и позволяет наиболее адекватно интерпретировать психологический.смысл процессов усвоения общезначимых эстетических ценностей. . .

Понятие значений (идей, взглядов, норм, ценностей и т.д.) неразрывно связано с диалектико-материалистическим пониманием единой природы общественного и индивидуального сознания, их социальной обусловленности и их только относительной противоположности, так как общественное сознание существует за счет постоянного воспроизведения в индивидуальном сознании через сознание классов и групп. А индивидуальное сознание "возможно только в условиях общественного сознания, усваивая которое человек отражает действительность как бы через призму общественно выработанных значений - знаний, представлений. При этом человек не просто овладевает кругом языковых значений. Он овладевает ими, усваивая ту систему идей, взглядов, которые они выражают" /51, с.3277.

Освоение индивидом в процессе социального взаимодействия, эстетического воспитания и самовоспитания эстетическими ценностями, исторически созданными и создаваемыми обществом, является по существу освоением системы значений, а эстетический вкус человека - показателем того, какие же обобществленные, "надындивидуальные" значения, воплощающие эстетические,ценности, идеалы, взгляды, приобрели для него личностный смысл, именно личностный смысл придает индивидуальному сознанию субъективность, пристрастность, эмоциональную окрашенность.

Естественно, что не все значения, осознаваемые человеком, приобретают для него личностный смысл. Эта дезингегрированность индивидуального сознания, несовпадение значений и личностных смыслов отчасти объясняет индивидуальность избирательность эстетического вкуса. Эмоционально переживаются и положительно оцениваются только те объективно существующие значения, которые приобрели для человека личностный смысл. Именно этим путем идет процесс ингериоризации эстетических ценностей. Только приобретая личностный смысл, внешние по отношению к личности эстетические идеалы, нормы, представления "психологизируются", то есть перестают быть только объектами осознания, а включаются в функциони рование всех психических структур и, следовательно, оказывают влияние на становление вкуса - индивидуально-психологического механизма регуляции эстетического отношения. Вкус является медиальным звеном, связывающим в единое целое надличностные, обоб-ществлвнные слои эстетического сознания с его индивидуально-психологическим уровнем.

Соотношение значений и личностных смыслов в рамках индивидуального сознания дает возможность интерпретировать вкус как, относительно устойчивую характеристику субъекта эстетического. Вкус может показать, что некоторые значения полностью совпадают с личностными смыслами, и в этом случае человек адекватно оценивает зафиксированные в значениях эстетические стороны действительности. Во вкусе может отразиться такая ситуация, когда значения вообще не имеют для человека личностного смысла, что может выразиться либо в своеобразном эстетическом нигилизме, когда отрицается эстетическая ценность явлений, зафиксированных в значениях, а личностный смысл приобретают явления, не имеющие статуса значений, либо в крайней неразвитости эстетического вкуса, либо в его стереотипности и конформности.