Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-эстетическая природа синтеза искусств Химчак, Виктория Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Химчак, Виктория Васильевна. Социально-эстетическая природа синтеза искусств : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Ленин. гос. ун-т.- Ленинград, 1990.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-8/3800-9

Введение к работе

Актуальность исследования, в условиях современного остального развития искусство является действенной социально-эстетической силой, обладающей значительными возможностями по формированию духовной жизни советского общества. Шесте с тем в практике художественного творчества не всегда в полной мере реализуются данные возможности, что рождает недостаточную активность тех или иных видов, форм искусства.,Необходимость совершенствования определенных аспектов художественного творчест-за, а в некотором отношении и перестройки, требует их тщательного научного анализа. Поэтому закономерен значительный интерес к исследованию природы искусства в целом и отдельных видообразований, включая синтез искусств, особенностей их социального функционирования.

Значительные идейно-эстетические возможности синтеза искусств сделали его актуальным в современной художественной культуре, показали перспективность использования данного художественного явления в искусстве будущего.

Социально-эстетические потребности советского общества родили адекватное им многообразие качественно новых форм социального функционирования синтеза искусств, изучение которых позволит прогнозировать социально-эстетическую активность искусства.

Актуальность исследования социально-эстетической природы данного синтеза обусловлена закономерностями развития современной художественной культуры, характеризущейся интенсивными процессами интеграции на уровне видов, жанров, родов искусства с одновременной тенденцией к сохранения их дифференциации.

Анализ социально-эстетической природы этого художественного явления позволяет определить тенденции становления синтетических художественных образований на уровне синтеза как процесса и синтеза как структуры, его место и роль в системе видов искусства в настоящее время и научно прогнозировать закономерности развития искусства будущего.

Рассмотрение диалектики социально-эстетических потребностей и функциональных возможностей синтеза искусств ведет

к обоснованию зависимости искусства от перспектив социального развития и от уровня развития тех или иных видов искусства, что дает возможность опровергнуть концепции некоторых теоретиков, предсказывающих гибель искусства в перспективе, независимо от социальных условий его существования.

Обоснование социально-эстетической природы синтеза искусств имеет научное значение в связи с изучением воздействия искусства на личность и практическим применением результатов исследования в процессах эстетического воспитания личности и общества.

Поэтому исследование социально-эстетической природы синтеза искусств представляет значительный научный интерес для эстетики, искусствознания и практики художественного творчества, для социальных институтов, участвующих в управлении процессом художественного, производства в настоящее время и при прогнозировании на будущее.

ростоянде научной разработки темы. Проблема синтеза искусств неоднократно привлекала внимание ученых. Исследование данной проблемы ведется в разных направлениях. Работы, посвященные непосредственно синтезу искусств в первую очередь стремятся выяснить содержание данного понятия, применяемого для характеристики синтеза как процесса и синтеза как структуры (А.Я.Зись, м.С.Каган, А.И.Мазаев и др.). Актуальными сегодня являются направления, исследующие специфику отдельных видов и синтеза искусств, что способствовало появлению работ, где эти проблемы пересекаются (В.В.Ванслов, А.Я.Зись, И.С.Каган, В.П.Михалев). В известной мере в разработку проблемы синтеза искусств внесли исследования, посвященные диалектике эстетического процесса, раскрывающие историческую динамику искусств (Е.В.Волкова, А.Г.Егоров, Ю.А.Лукин, Л.Н.Столович, Е.Г.Яковлев и др.), рассматривающие роль социальных факторов в развитии системы искусств и неравномерности развития отдельных видов (А.С.Канарский). Для данного направления характерно понимание эволюции искусств как эстетического процесса. Существенный вклад в разработку проблемы синтеза искусств внесло направление, исследующее видовую специфику искусств и их син-

тез в связи с изучением худояествекно-творческой деятельности (Б.М.Галеев, А.И.Ї.'.азаев, В.С.Тасалов).

В настоящее время появилось значительное количество работ, авторы которых рассматривают специфику искусства в связи о проблемо.'! синтеза (Н.А.Дмитриева, А.Я.Зисъ, М.П.Котов-окая, Е.Б.Ыурина, Г.П.Степанов и др.). Проведено основательное исследование синтеза пространственных искусств с учетом представлений о нем в ксторьи эстетики (Е.Б.Пурина). Изучению пространственно-временных л временных искусств как синтетических структур посвящены работы П.П.Котовской, Н.А.Хре-нова, Т.К.Шах-Азизовой, Н.Г.И'ахназаровой и других.

Исследованы факторы, обусловливающие синтез искусств в современном искусстве. Причем з этих работах он рассматривается как ведущая тенденция развития искусства настоящего времени. Исследования, посвященные синтезу искусств, связаны главным образом с локальными задачами анализа конкретных искусств, а работ, выходящих на общую теорию синтеза видов искусств, весьма мало. Здесь существенный интерес представляют работы В.ПЛ.'ихалева, разрабатывающего методологические принципы исследования ЕидоЕой специфики и синтеза искусств.

В то же время авторы ряда работ, посвященных исследованию природы искусства (А.И.Буров, Г.Л.Ермаш, Г.Н.Поспелов, В.О.Рябов, Л.Н.Столович и др.) и его социальному функционированию (О.П.Лановенко, А.Н.Семазко, З.С.Оедорук, Н.А.Яранцева и др.) в некоторой степени рассматривают и проблему социально-эстетической природы синтеза искусств, что обусловлено происходящими в современном искусстве процессами интеграции видоз искусства.

Вместе с тем практика развития современного искусства, характеризувщегося интенсивной интеграцией видов, родов, жанров искусства при одновременной значительной спецификации видов искусства, определяет необходимость глубокого обоснования правомерности становления и развития синтеза искусств как действенной формы отражения объективной реальности, обладающей значительными возможностями по формированию ценностного отношения человека к действительности. И з этом плане актуаль-

но исследование социально-эстетической природы данного художественного явления, позволяющее научно обосновать закономерности развития процессов интеграции и дифференциации видов искусства, место и роль синтеза искусств в современной художественной культуре, и научно прогнозировать перспективы развития художественной культуры.

Пель и задачи исследования. Обоснование актуальности исследуемого предмета, рассмотрение степени его разработанности позволяет сформулировать цель исследования: обосновать социально-эстетическую природу синтеза искусств, проявляпцуюся на оснозе диалектики социально-эстетических потребностей и функциональных возможностей синтеза искусств; показать, что закономерности становления и функционирования синтеза искусств детерминированы содержанием конкретно-исторической эпохи; на основе выработанных методологических принципов доследования данного художественного явления обосновать закономерности развития современного этапа синтеза искусств в отечественной художественной культуре. В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:

исследовать особенности объективно-закономерной обусловленности синтеза искусств современными социально-астетичес-кими потребностями;

проанализировать диалектическое единство социально-эстетических потребностей и функциональных возможностей синтеза искусств, проявляпцееся в творческой деятельности посредством художественного мышления;

исследовать природу синтетического таланта;

раскрыть функциональные особенности синтеза как процесса;

исследовать специфику социального функционирования синтеза как структуры в современных условиях.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод познания. Исходя из диалектико-материалистических принципов развития и детерминизма, в диссертации исследуется социально-эстетическая обусловленность становления и развития синтеза искусств, в резуль-

тате которой он приобретает признаки, подтверждакцие его со-циатьно-эстетическую природу. При этом диссертант опирается на изложенную з трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина диа-лектико-материатастическую эстетическую концепцию, рассматривающую искусство как часть культуры, обусловленную историческими закономерностями социального развития. С позиции ленинской теории отражения анализируется и обосновывается роль и место синтеза искусств как действенной формы художественно-образного отражения действительности в ретроспективе, в современной отечественной художественной культуре, прогнозируются закономерности его развития з художественной культуре будущего.

В методологическом отношении важное значение тлели работы советских философов, внесших существенный вклад в разработку диалектико-материалистической концепции социальной сущности искусства.

В работе использованы результаты искусствоведческих исследований по теории развития искусства, е частности - синтеза искусств, материалы критического анализа творчества художников, работакщих в области синтеза искусств, материалы съездов творческих союзов СССР, что позволило прийти к определенным теоретическим выводам.

Научная новизна диссертации состоит в том, что б ней осуществлено теоретическое исследование социально-эстетической природы синтеза искусств, в результате которого обоснована концепция становления и социального функционирования синтеза искусств в современной отечественной художественной культуре. В русле данного исследования произведен обобщенный анализ диалектической взаимосвязи художественного мышления и синтеза искусств, обоснован ряд теоретических положений и выводов:

социально-эстетическая природа синтеза искусств раскрыта на основе диалектики социально-эстетических потребностей'и функциональных возможностей синтеза искусств; виды, типы синтеза искусств обусловлены содержанием конкретно-исторической эпохи, ее доминирующими социально-эстетическими потребностями;

диалектическое единство социально-эстетических потребностей и функциональных возможностей синтеза искусств в тзор-

ЧеСКОЙ деЯТеЛЬНОСТИ Проявляется ПОСреДСТВОМ ХУД0ЖЄОТЕЄНЕОГО

мышления, определяющего стиль, направление, течение, метод творчества;

предпосылкой и результатом синтеза искусств является синтетический талант, природа которого обусловлена общественно-исторической практикой;

интенсивное развитие синтеза искусств и его плодотворное функционирование в качестве действенной социально-эстетической силы наблюдаются в эпохи, характеризующиеся крупными социальными преобразованиями на революционных началах; формы социального функционирования синтеза искусств определяются содержанием общественной жизни конкретно-исторической эпохи;

в настоящее время синтез искусств составляот существенную черту отечественной художественной культуры; многообразие форм социального функционирования синтеза искусств обусловлено содержанием советской действительности, требующей от искусства неуклонного возрастания социально-эстетической активности.

Научная и практическая значимость работы гаключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при анализе актуальных проблем эстетики: социальной детерминации художественного процесса, закономерностей современного художественного процесса во всей его сложности и противоречивости, научного прогнозирования перспектив развития искусства в целом и его видов.

Основные идеи диссертации могут быть использованы при чтении тем "Формы общественного сознания" курса философии, "Искусство как общественное явление", "Система искусств и виды искусства", раздела "Эстетическая культура в период совершенствования и перестройки социалистического общества" курса эстетики для вузов.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть применены в искусствоведческих исследованиях, посвященных проблеме синтеза искусств и диалектике видов искусства, в процессе решения эстетических проблем синтетических по своей природе видов искусства.

Материал диссертации может представлять определенный интерес для практики художественного творчества в области синтеза искусств.

Диссертационное исследование имеет значение для теории и практики художественного образования и воспитания, так как обосновывает социально-эстетическую потребность современного общества в формировании синтетического таланта и синтетического характера художественного мшленпя.

Диссертационный материал может представлять интерес для социальных институтов, участвующих в управлении процессом художественного производства.

Дпробация исследования. Основные положения научно-теоретических поисков докладывалась: на Республиканской научной конференции "Философское наследие В.И.Ленина и актуальные вопросы борьбы против буржуазной идеологии" (Запорожье, 1983 г.); Всесоюзной теоретической конференции "Актуальные проблемы теории художественной культуры развитого социалистического общества" (Москва, 1983); республиканской научно-методической конференции "Актуальные вопросы теории и практики нравственного и эстетического воспитания молодежи" (Киев, 1984); Всесоюзной научной конференции "Ленинский принцип партийности искусства и современность" (Запорожье, 1985 г.); Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых "ПУЛ съезд КПСС и актуальные вопросы теории и практики нравственного и эстетического воспитания" (Киев, I98S г.); Республиканской научно-практической Гоголевской конференции (Кежин, 1988 г.); Всесоюзной межвузовской научной конференции "Творчество как предает философского исследования" (Киев, 1989).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глаз, заключения, списка литературы. Глава первая - "Диалектика социально-эстетических потребностей и функциональных возможностей синтеза искусств в творческой деятельности" -посвящена теоретическому исследованию и обоснованию социально-эстетической природы синтеза искусств. Б главе второй -"Отражение в функциональных особенностях синтеза искусств его социально-эстетической природы" - на сснове исследования синтеза как процесса и синтеза как структуры обоснована кон-