Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Универсальный характер действия законов красоты Нинецкая, Ирина Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нинецкая, Ирина Александровна. Универсальный характер действия законов красоты : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04.- Москва, 1991.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность обращения к избранной теме вызвана как "вкеш-шия проблемами развития общества в целом, так и "внутренними"1 роблемаыи самой эстетической науки.

Природа искусства и его место в духовкой жизни общества бусяовленн художественным освоением действительности человеком. иснусстье и художественной деятельности, рефлексией вототэгос эвместно с искусствознанием является эстетическая наука, птоис-одит воспроизведение и моделирование окружающей человека дейст-ительиости. Худогествениа'ї деятельность, художественное "нача-о" заключено во всех других Формах общественной деятельности и ознания - науке, религии, Философии, морали, влияя на состояние развитие их в общест.зе. Эстетическая "составляющая" сопровож-ает все области жизни и деятельности человека, опредмечиетясь в ещах и определяя характер с(зидгц>юй человеком действительности, скусство, худогестзекное творчество выполняет в обществе функции сознания и самосознания этой деятельности, являясь своеобразным зеркалом" культуры и одной из духовных основ её прогресса.

Искусство и художественная культура наиболее полно и орга-[ичда приобщают людей к коллективному опыту и морали, вековой му-(рости, человеческим идеалам и ценностям. Формируя сознание каж-іого человека, обращаясь к каждому члену общества в отдельности, [Скус;тво становится могущественным средством социального воздей-:твия, тем самым приобретая универсальную способность влиять на год развития культуры в і;елом, помогая обществу находит*, перепек-'ивы и пут:і его движения к свободе, к достойным человека формам :оциальной жизші. Особеїіко актуальным и значимым этот процесс ітсновится в каши дли, когда советское общество переживает качественно новый этап своего согиалгно-политического развития.

Серьёзнш явлением ъ истории советской астетлческой науки 5ыла многолетняя дискуссия об "эстетическом", выявивпая янтерве-:ше и глубокие исследования, даогие из которых выражали не только ;обственнуя авторч.сутэ позицию, но и групповой езгляд аа проблему "эстетическогои и связанных с іїєй категорий красоты, прекрасного и других. Положительная оценка днетг/семи об "эстетическом" г,в мотет, однако, восполнить пробели s решении многих пробдам эететт-ческой науки, поставлена её участника;*/. Ход дискуссии, несомненно, был бы более успешным и плодотворным, если бы периор-.счес-

ей появлялись работы обобщающего характера, суммирующие различ ные точки зрения по одним и тем же вопросам. Налое число таког рода работ и дефицит современной справочной литературы по иску ствозяанию и эстетике в целой ощущается в наши дни особенно ос ро, не соответствуя уровню разработанности отдельных проблем этих наук.

На всесоюзных конференциях по эстетике / 1983, 1989 гг./ справедливо отмечалось, что категориальный аппарат нашей науки ещё недостаточно разработан /нет коррекции мнений о природе пр красного, существует нечёткость в трактовке основных эстетично них понятий и'т.д./, возникает опасность обеднения многих поня тий и проблеы эстетики и искусствознания как в силу снижения общего уровня философских обобщений, так и в результате насиль ственного и ставшего уже привычным отрыва от немарксистских тр диций философии и искусствознания, в том числе русской философ ской и искусствоведческой традиций XIX - нач.ХХ вв. Пришлось также признать и то, что по сходным причинам методологические проблемы, разрабатываясь также совершенно недостаточно, остаются "ахиллесовой пятой" советской эстетики в целом, не отвечая ни современному уровню-развития науки, ни запросам художественной практики, нуждаются в дальнейшей обстоятельной разработке.

Эстетиками наметились и отдельные выходы из создавшегося положения: проведение дискуссий по основным эстетическим проблемам и категориям, оставшимися неясными или спорными; выявление результативных и даже нетрадиционных для нашей эстетическо! науки подходов в решении основных методологических проблем; постоянно прилагающееся к решению назревших проблем эстетики и искусствознания требование соответствия уровню развития современной науки. По мере сил в данной диссертационной работе авто] стремился следовать указанным требованиям и рекомендациям.

Автор также стремился войти в круг идей работ прошлого и настоящего времени, обнаруживающих тенденции наибольшей концептуализации и выявления, универсальных, общих характеристик эстетического отношения человека к действительности, искусства как художественного процесса освоения человеком действительности Б его структурно-функциональном единстве, целостности, социокультурной и космической обусловленности.

В эстетике нет проблем, на каком бы высоком теоретическом

ровне обобщений они не рассматривались, удалённых о? человека*-іго сознания и его деятельности по освоению мира. Поэтому акту-ільность обращения к теоретическим проблема»/ эстетики, её кате-ориальноыу аппарату и методологии, к рассмотрению унизерсаяь-гаго характера действия "законов красоты" диктуется и тесно свя-іана не только с налбояее обними проблемами искусствознания и удожественного творчества, но и переменами, про^сходяпряга в на-іем обществе: перестройкой социально-экономических отношений, ювшениек роли человека в общественной жиэчи, переориентацией ібразсвания и эстетического воспитания к возрождённым духовник (енноатям и идеалам гармонического взаимоотношения с природой и сосмосом.

Рассматривая универсальную проявляемость красоты и её "за-сонов", мы справедливо мояеи говорить о постоянной расширении эстетического предмета как и. исследующего его встетячеикого соз-іания. й в свою очередь, в эстотичзсеоы сознании, пркобретающеа зсё большую значимость в обществе, в картинах мира и системно-геор^тическоя форме эстетической науки последовательно ваарепхя-зтся всё устойчивое и повторящееся положительное, всё сущест-зевное по освоений и преобразованию мира "по законам ьрасотн".

Степень -разработанности проблемы. Природа красота, прекрасного всегда являлась центральной проблемой эстетики, постоянно за протяжении веков привлекая к себе внимание исследователей, Многогранно, с различных точек зрения и в рамках раздвчаш: кон--тапций раэрабатнваетсг она и в советской эстетике, становясь эбъ'ектоы исследования в целом ряде статей, ко«0"ра$ий,, диссертаций..

Многими авторами проблемы красоты, прекрасного, бстетичео-кого и связанных о ними катэгорий исследуются в связи с систематизацией категориального аппарата эстетики Л).Б*Борее,А.Ф.Ереиевв, М.С.Кагак, В, С.Корниеяко, З.Г.Яковлев и многие дрЛ'Нв/*

Некоторыми, очень неыногамя авторами, категория гкраеотав и "прекрасное" рассматривались в работах, посвященных изучению методологических осноя эстетической теории, искусствознания и истории эстетики / В.В.Вансяоэ, Я.А.Зеленоз5 А.Я.Зись, В.П.Крутоус, Г,И.Кулекков, Г.И.Кунщын» А.Ф.Лосев, М.Ш.Овсянников и некв*0|эв другие/. Круг вдой работ указанных авторов обширен, требует дадъ-

нейшего осмысления и разработки, а потому представляет яаиболт-' шкй интерес v. ценность к для данной диссертационной работы.

Аспекту изучения и поиска объективных истоков красоты, прекрасного в природной действительности посвящены сл« дующие диссертации; 'Салантар А.Л. "Объективно прекрасное в эст« гике Чернышевского и современные споры вокруг этой проблемы" /Москва, I960/; Линник Ю.Р."Объективность красоты в органачесж природе" /Москва, 1969/; Павлович А,А."Категория прекрасного в советской эстетике" /Минск, І97І/ї Ота^лстин В.й»"Природа как объект эстетического отношенит" /Москва, 1970/, Чукаев C.$."npt родные основы красоты" /Ленинград, 1965/.

Несмотря на то, что круг работ, исследующих проблему красе ты, прекрасного в историко-логичеспом, категориальном аспекте можно считать обширным, избранного нами аспекта универсальности проявления, действия красоты и её "законов" касаются лишь немногие. Они разбираются автором з данной диссеї тационной работе в связи с рассмотрением концепций ь рамках дис куссии об "эстетическом" з созетской ьстеткке /1955-1985 гг./.

В целом автором показывается, что данный аспскх проблемы остаётся и на сегодшпгаий день на стадии постановки или поисков её решения. Подобное положение следует считать результатом многих составлявшие, прежде всего переориентации исследовательског интереса к более конкретной проблематике искусствознания, истории и социологии эстетики. Данный уровень изученности проблемы констатируется, например, в работах многих авторитетных советских эстетиков - А.Л.Зися, Ч.С.Каггша, В.П.Крутоуса, Г.М.Куницнн Ї.Ї.Ф.Овсякникова, З.П.'Честанова и других.

Цель и задачи исследования. В данной диссертационной работ автор ставит своей ц е я ь ю рассыотр-знио красоты, прекрасног именно в acneifTe их универсальности, всеобщей пр являеыости в сознании и деятельности человека как социального с щеотва, в художественной и научной картинах мира и других етрук турах коллективного опыта - посредством "законов красоты", объективно обусловленных порядком самой коироды и закономерностями космоса. "Законы красоты" рассматриваются автором как структур-ноі*снкциональнь*е принципы построения и осмысления действительности на всех её уровнях, включая саму эстетическую теорию.

Реализация этой цели достигается постановкой и решением

целого ряда проблемных задач:

- установлениеи, определением специфики предмета естетики

в его отличии от предмета филоссфяи и предметных областей других наук;

рассмотрением системы эстетики на базе ее основных категорий и метода;

стремлением поназать, что полнота рассмотрения особенных проявлений урасоты- "законов красоты1' - становится возможной лишь в райках теоретической системы эстетики, осмысливающей все стороны освоения человеком действительности по втни законам, вбирающей в себя рассмотрение закономерностей всей действительности на основе эстетического отношения человека к действительности;

анализом всеобщих закономерностей госмоеа, действительности как стр/ктурно-функционольных отношений, проявляемых на всех её уровнях, включая созчание и деятельность человека в различных ее формах и видах - в науко, искусстве и других, на материале конкретных наук;

расеиотрением значительного пласта человеческой деятельности - художественного творчества, искусства в его закономерностях, традициях и художественных достижениях - как обширной сферы проявления "законов красоты";

выявлением действия "законов красоты" в отражающей сознании и деятельности человека как уровнях дейстзлтельноста,также находящихся в единстве и в райках всеобщей закономерности природа.

Методологическую основу исследования составили работы грош-лого и современности, осмысливающие универсальные, всеобщие свойства и закономерности действительности и искусства. Особое внимание уделялось тем научным положениям, в которых выявлялась тенденции развития объективной действительности, генезиса человеческого сознания и деятельности. Теоретическими источниками диссертаций стали диалектическая методология и теория отражения, дополненные современными данными различных наук.

Автор настоящего исследования опирался на историко-остети-ческие н теоретические полохання трудос профессора А.Ф.Лосева / анализ античной эстетки, определение сиавота, определение эстетики как наука о выргзитеяьннх формах/, а та*зе кг. работы дру-

тт. видных советских встекшш и искусствоведов - Б,М,Берштейиа, А.Я.Зисч, М.Н.Кагана, Д.С.Лихачёва, СХ.Раппопорта и некоторых других,

В качестве источников фактического материала и основы для обобщений привлекались также труда русских дореволюционных и советских искусствоведов, этнографов, литературоведов Б.В.Вер-тоградовой, Н.А.Вчноградовой, СФ.Ольденбурга, Н. П. Кондакова, Н.Я.Парсаданова, Н.А.Пом?ракцевой, Г.М.Прохорова.

В контексте диссертации значительно использована терминология трудов А.Ф.Яосева: понятия "закономерного функционирования" и "материального становления" космоса, красоты как "парадигмы" и то "предела" отдельных прекрасных становлений.Использованы также некоторые положения работ других исследователей прошлого и настоящего времени, капающиеся лудожественной картины мира, ценности классического искусства и проблемы канона в художественном творчестве, ссылки на которые даются в настоящей работе.

На методологической базе диалектики автором вскрываются основоположении осте'тияи /красота как всеобщее- всеобщее отношение и всеобщая закономерность/, их особенные проявления /эстетическое отношение человека к действительности, "законы красоты"/, фиксирующиеся непосредственно в конкретных и единичных вещах, явлениях и отношениях между НИМИ /"прекрасная предметная множественность"/. И, обратно, с помощью диалектики более частные понятия и категории в их отношениях взаимозависимости и переходах возводятся автором к объекту исследования как целостности /"единство объективной реальности" всеобщее и др./.

В своей диссертационной работе в целом автор стремился приблизиться к диалектико-лоїическому характеру изложения материала, направленному на раскрытие содержания и объёма употребляемых понятий и их связей; каждое принимаемое определение автор стремился доказать, проводя свои рассуждения черчз ряд наиболее общих понятий и категорий /единство объективной реальности, унивьрсум, всеобщее отношение, всеобщая закономерность и другие/, содержание которых рассматривается на материале конкретных наук /физика, математика, биология, психология/. Подобный подход дополняется постоянным соотнесением принципов исто-

рического /история философии и эстетики/ и конкретного / современные данные различиях науя/ с логическим и диалектическим.

Научная новизна исследования В диссертационной работе делается попытка всесторонне, на содержательном материале конкретных наук к различных видов искусства, рассмотреть объективные истоки и универсальный характер действия красоты, выявить действие некоторых её "законов" в объёме всей объективной действительности.

Нг. историко-философском и конкретном научном материала автор делает попытку определить понятие "красотн" как всеобще і'о, взятого для рассмотрения в аспеьге его структурно-функциональней оформленное в объёме всего космоса, на всех уровнях универсума. Автор питается также очертить объём и содержание понятия "красота" в рамках диалектической логики, показать его янтег-рально-обобцащий характер. Именно на этой диалектико-логипеской основе автором проводится отграничение к автономизация предмета эстетики jг предмета философии и предметов других наук. Предмет эстетики понимается автором как системнее раскрытие содержания всей «йъвхтивной действительности, взятой з аспекте структурно-функ-ционапьяой оформжекности, Покаэквается, что только системное понимание предмета эстетики может отразить обусловленные действк-телькостью формы эстетического познания мира, выявить наиболее полно универсальный характер действия "законов красоты".

Рассмотрение автором проблемы "эстетического" на основе деятельного субъект-объектного отношения позволяет считать само понятие "эстетическое" интегральным, основанным на феномене единства; структууло-функционального соответствия единой и целостной отражательной деятельности человека и единства объективной реальности. В данном контексте показывается, что "скрепляющей" основой эстетического познаггия является эстетический идеал единства, обладающий диалектической и синтетической природой. Как идеально-образное представление о совершенстве идеал в различных видах человеческой деятельности, предельно концентрируясь, становится идеалонш образом цели. иными словам.;, идеальным планом веяной деятельности является осознанная целесообразность, в которой диалвктиче^ст совпадают свобода и необходимость. Всякая творческая преобразовательная, находящаяся в согласии я свобедном соответствии со всеобщей закономерностей и прогрессивными тенденциями развития действитель-

ности, целого деятельность человека оказывается истинно творческой, происходящей "по законам красоты".

Показывается, что особенными проявлениями красоты оказываются структурно-функциональные отношен т различного порядка /выводимые из всеобщего отношения единства объективной реальности как "максимального" отношения и абстрактного интегрального понятия/, как то: симметрия, пропорциональность, ритм, порядок, мера к другие. 3 сознании человека, отражающем действительность и "скреплённым" идеалом единства,.в его предметно-практической деятельности они переходят, трансформируются в "законы красоты". Только на основе эстетического идеала единства сознание человека оказывается способным создать также единую и целостную /а следовательно - и системно-научную/ картину мира, адекватную объективной реальности, её единству и целостности.

Практическая значимость работа определяется тем, что постановка и решение проблемы универсального характера действия Ъа-конов красоты" намечает широкий спектр выходов в область освоения человеком мира, в художественный творческий процесс, равно как и в любой другой вид человеческой деятельности.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы и привлечены к решению ряда методологических проблем эстетики и искусствознания, связанных с дальнейшим осмыслением и разработкой категорий "эстетическое", "художественное", "прекрасное", "канон", категориального аппарата научной эстетики в целом.

Выводы диссертации могут найти применение в тех видах практической деятельности,которые связаны с решением задач активного воздействия эстетического начала, "законов красоты" на взаимоотношения и деятельность людей. Такой практический выход намечается, например, сейчас, в условиях перестройки и перевода производства на качественно новый урозень, отвечагаций высоким потребительским и эстетическим критериям одновременно.

Материалы диссертации могут быть также использованы в преподавании философии и естетики, при разработке и чтении спецкурсов по отдельным проблемам истории философии и эстетики.

Апробация работы Основные выводы и результаты исследования были изложены автором на философско-ыетодологических семинарах, на заседаниях группы по изучению худоіествпнного твор-

частва при ТШ им. А.-Х.Ташсааре /1987-1988 гг./, философского клуба "Логос" при Эстонском Фонде культуры /1989 г./.

Материалы диссертации применялись также автором в практике преподавания философии и эстетики в вузе /ИЛИ им. Гнесиных, Москва, І984-1936 гг./.