Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воображение как эстетическая способность Басова Алла Александровна

Воображение как эстетическая способность
<
Воображение как эстетическая способность Воображение как эстетическая способность Воображение как эстетическая способность Воображение как эстетическая способность Воображение как эстетическая способность Воображение как эстетическая способность Воображение как эстетическая способность Воображение как эстетическая способность Воображение как эстетическая способность
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Басова Алла Александровна. Воображение как эстетическая способность : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 : Санкт-Петербург, 2003 178 c. РГБ ОД, 61:04-9/32-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема воображения в истории философско-эстетической мысли

1. Воображение как способность познания - 17

2. Творческая природа воображения - 35

3. Философско-психологическая концепция воображения (XX век) -51

Глава 2. Эстетическая природа воображения

1. Воображение как процесс - 70

2. Принципы и подходы к типологии воображения - 85

Глава 3. Воображение в контексте культуры

1.Феномен воображения в репрезентативных образах культуры - 111

2 Художественное воображение как конструирующая способность - 127

3. Развитие воображения в образовательном процессе (культуротворческая модель) -144

Заключение -160

Список литературы-169

Введение к работе

Воображение рассматривается в диссертационной работе как философско-эстетическая проблема, как сущностная способность сознания, обеспечивающая процессы познания и творчества.

Исследование воображения актуально, по крайней мере, в трех аспектах: социокультурном, научном и практическом.

Активное развитие информационных технологий и порожденная ими виртуальная реальность содержат опасность дальнейшей рационализации сознания и практики. Сегодня социологи, психологи и педагоги-практики констатируют эффект вовлечения неподготовленного пользователя в иллюзорный (воображаемый) мир компьютерных игр, в неструктурированный поток информации, что ведет к утрате эмоциональности, способности адекватно воспринимать мир и действовать в нем. В связи с этим изучение природы воображения, понимание его специфики, его возможностей и функций послужит прояснению феноменов сознания, грамотной организации его деятельности в процедурах пользования современными информационными технологиями.

Обратной стороной технократизации сознания является парадоксальное увлечение мистикой, магическими практиками, древними культами и ритуалами в век стремительного прогресса техники. Видимо, эта тенденция - следствие интуитивной оппозиции техногенному миру, сухой рациональности позитивистской цивилизации, стремление сохранить сумеречное обаяние тайны. И здесь чрезвычайно важно понять, как воображение участвует во всемирно-историческом процессе добывания знания, как оно «достраивает» образы мира и экспериментирует с ними, проигрывая всевозможные варианты. Поэтому актуальным становится исследование роли воображения в иррациональных способах познания и конструирования образов мира, в частности, - в мифологии, магических практиках и художественном творчестве.

4 Обращение современной философии к социокультурной

практике, вызвано актуализацией проблем человека, необходимостью осмыслить причины и следствия цивилизационного кризиса, определить пути выхода из него. В связи с этим философско-антропологический поиск все более пристально и активно обращен к прояснению сущностных качеств человека, его ценностных ориентации и созидательных творческих способностей. В контексте этого поиска рассмотрение природы воображения приобретает особый смысл и актуальность, поскольку именно эта способность лежит в основе когнитивных процессов, является предпосылкой понимания, конструирования, а, следовательно, и преображения действительности. При этом способность воображения реализуется и в абстрактно-логическом, и в образном мышлении, в ценностных ориентациях личности, в представлениях о целях и результатах социальной, политической, производственной деятельности людей, в мифах современного сознания, формах художественного и эстетического творчества.

Социокультурная актуальность проблемы воображения особенно отчетлива в сфере образования, которая в начале третьего тысячелетия превращается в глобальную систему воспроизводства знания, основного энергетического ресурса постиндустриальной цивилизации. Знание, в его современном понимании, это отнюдь не только сумма научной информации о мире и человеке, но ее новое, собственно-человеческое качество, порожденное в процедурах понимания, ценностного осмысления, «вживления» информации в личностный опыт. Воображение активно участвует в процедурах воспроизводства знания - в моментах восприятия, освоения, конструирования, в актах целеполагания, проектирования способов деятельности и, наконец, в оценке результатов практики. Задача современной школы состоит не в том, чтобы снабдить воспитанника той или иной суммой информации, но более всего - в том,

5
чтобы научить его самостоятельно добывать

знания, осваивать и грамотно пользоваться им. Решить эту задачу

можно только на путях целенаправленного и последовательного

развития способности воображения.

Собственно-теоретическая философско-эстетическая актуальность исследования воображения обосновывается междисциплинарным характером проблемы, которая разрабатывается достаточно неравномерно и локально в психологии, эстетике и культурологии. Философско-эстетический подход, предлагаемый в данном исследовании, обеспечивает интегративное рассмотрение этого феномена.

Философско-эстетическая методология исследования позволяет рассмотреть этот феномен как собственно-эстетическую способность сознания, как процесс познания и творчества, как мотивацию культурной деятельности, способ оценки и коррекции целей и результатов. При этом аналитика функций воображения развертывается последовательно: во-первых, как представление образов реальности в процедурах восприятия, во-вторых, как их конструирование-достраивание, в-третьих, - в процессах созидания образов желаемого, которое предстоит воплотить в действии - в социокультурном творчестве. Мечта и фантазия рассматриваются здесь как особые виды творческого воображения, создающие принципиально иные миры - образы желаемого и возможного или, напротив, ужасного и невероятного, - образы, которые оказывают мощное влияние на характер, мироотношение, судьбу человека, хотя и не подлежат непосредственному воплощению.

Практический аспект исследования проблемы воображения приобретает особую актуальность в процессе моделирования оптимальных условий формирования личности как носителя и творца культуры. Дефицит воображения - это опасное состояние сознания, где пустота и одиночество приводят к ощущению бессмыс-

ленности существования со всеми вытекающими отсюда последствиями: усталостью, скрытым страхом, нравственным безразличием. Воображение замещается патологической фантазией, иногда весьма темной, порождающей суеверия, фантомы низменных инстинктов, фанатизма и господства или одиночества и отчаяния. Вот почему в педагогической практике учителю важно, во-первых, понять природу воображения, его возможности и функции, во- вторых, развивая эту способность, акцентировать его продуцирующую роль, в-третьих, сознательно и грамотно «тренировать» воображение в созидании адекватной картины мира, с непременной ориентацией на возрастные особенности миропонимания ребенка. Практическая применимость результатов философ-ско-эстетического исследования воображения демонстрируется в модели образовательного пространства культуротворческой школы; авторская программа экспериментально апробирована в течение шести лет.

Научное и практическое значение диссертации. Научная значимость изучения проблемы воображения связана, во-первых, с необходимостью исследовать эту важнейшую эстетическую способность сознания в контексте процессов познания и творчества, а во-вторых, - с отсутствием специальных, сколько-нибудь полных и основательных философско-эстетических работ на эту тему. Вместе с тем, существует весьма объемный корпус исследований, относящихся к различным областям знания, косвенно или фрагментарно касающихся проблем воображения, причем наблюдения и выводы, к которым приходят авторы этих работ, применяя классические и неклассические методы описания, не всегда корреспондируют между собой. Разработка и применение комплексного, системного философско-эстетического метода исследования представляет научную значимость диссертации.

7
Весь корпус современной литературы, освещающей

проблемы воображения, можно представить в соответствии с подходами к этому феномену, предлагаемыми исследователями. И в этом смысле можно выделить следующие типы исследований: философско-эстетические, в которых наиболее значим исторический ракурс; культурологические, рассматривающие роль воображения в культурном творчестве, в том числе и, особенно - в искусстве; психологические, где воображение предстает в контексте соответствующей проблематики.

В философско-эстетической литературе, использованной в диссертационной работе, проблема воображения, как правило, авторами не рассматривается в качестве самостоятельной задачи. Поэтому экскурс в историю строится в процедурах реконструкции и интерпретации текстов с целью исследования и описания основных этапов движения проблемы от онтологической, гносеологической трактовки воображения (в античности и у Канта) - к обоснованию его экзистенциально-психологической природы в XX веке.

В истории философско-эстетической мысли интерес к способности воображения формировался постепенно. В античной философии воображение рассматривается как низшая способность души в русле гносеологии. Так у Платона в диалогах «Менон», «Федон», «Теэтет» воображение (фантазия) обнаруживает подобия и устанавливает аналогии. Аристотель в «Поэтике» и «Риторике» трактует воображение как «аффект общего чувства», благодаря которому происходит структурное оформление первичных впечатлений. Плотин рассматривает воображение в качестве инструмента, стимула вхождения в аффективное состояние, где через чистое созерцание и мистические практики приобретается способность к динамическому возрастанию души.

Единый логос древнегреческой философии гармонично соединяет разъединенные сегодня сферы философского знания: он-

8 тологию, гносеологию, этику, эстетику. В данной работе

анализ античного онтологизма в сфере эстетической мысли, помимо изучения первоисточников, опирался на исследования отечественных и зарубежных историков философии и эстетики: А.Ф.Лосева, П.Адо, Ж.П.Вернана и др.

Гносеологическая природа воображения обоснована в контексте идей трансцендентальной философии И.Канта, в «Критике чистого разума» и «Критике способности суждения». Здесь воображение получает статус «слепой, хотя и необходимой функции души»1, синтезирующей многообразное содержание чувственности. Единство опыта обеспечивается способностью суждения, объединяющей, в кантовской трактовке, «царства природы и свободы» с помощью конструирующей способности воображения. В осмыслении кантовской постановки вопроса о воображении автор диссертационного исследования опирается на классические работы Д.Ф.Верена, Р.Гвардини, Э.Кассирера, П.Рикера и М.Хайдеггера.

В философско-эстетической мысли эпохи романтизма воображение покидает пределы гносеологии и становится самостоятельной и свободной творческой силой. Согласно представлениям И.-В. Гете, Г.Фихте, Ф.Новалиса, Л.Тика, Ф.В.Й. Шеллинга, воображение синтезирует познавательно-творческие способности, объединяет рассудок и чувство в акте созидания образов бытия, а искусство уподобляется творящей силе природы. Романтическая эстетика, будучи «философией чувства», «философией сердца», определяет воображение как сущностную творческую силу, утверждающую человеческое присутствие в бытии, как способность свободно и самопроизвольно творить новую реальность. Фихте синтезирует познавательно-творческие способности продуктивного воображения, называя его актом свободы духа: - «Свобода воображения действительно есть реальное освобождение духовной

'Кант И. Критика чистого разума // соч. в 6-ти тт., т. З, М., 1964, с. 173.

9 жизни»1. Новалис мыслит мир как предмет творчества и

синтезирует философию и поэзию, где воображение создает вымысел между сном и явью. Победа чувства над разумом, воображения над логикой, переживания над словом, закрепляется у Тика в искусстве, понимаемом как синкретичная целостность. Из бессозна-. тельного производства интеллекта (Фихте), воображение становится способом реализации свободы у Шелинга, а подлинная красота открывается лишь в творении гения, поскольку в нем выражено бесконечное в конечном.

В обширной литературе, посвященной эстетике романтизма, вопросам воображения уделяют внимание такие авторы как Г.Зиммель, М.Бур, Г.Иррлиц, В.Жирмунский.

В философии и психологии постклассического периода воображение, в основном, трактуется как психическая способность, связанная с «ночной стороной бытия». В трудах А.Шопенгауера, Ф.Ницше, А.Бергсона жизнь предстает как «экзистенция», как глубинный, неповторимый и интимный способ человеческого существования, где воображение, укорененное в бессознательном, выступает как способность развертывания сущности в существование.

Тематика взаимовлияния воображения и структур сознания стала ведущей для феноменологической философии Э.Гуссерля, Ж.П.Сартра.

Аналитику проблем воображения в постклассической философии и психологии содержат, в той или иной мере, работы А.Вебера, В.Н.Жирмунского, Б.В.Мееровского, И.С.Нарского, Поля де Мана, В.Ф.Асмуса, И.И.Блауберга, Я.А.Слинина, В.Басина, М.Г.Ярошевского, А.М.Руткевича, М.Зыкова.

1 Фихте И.Г. Факты сознания // соч. в 2-х тт., т.2, - СПб., 1993, с. 634.

10
В русской философии феномен воображения

исследован в работах Н.А.Бердяева, М.Ю.Бородая,

Я.Э.Голосовкера, П.Флоренского.

В процедурах реализации методологии комплексного фило-
софско-эстетического подхода проясняется необходимость по
строения типологии воображения; в этом смысле наибольший ин
терес представляют труды Т.Рибо, Г.Башляра, Р.Барта,
Э.Кассирера, С.Лангер, Ж.Лакана.

В современной науке можно констатировать нарастание интереса к проблемам воображения, которые рассматриваются в междисциплинарных подходах. Об этом, в частности, свидетельствует недавняя конференция в СПбГУ, посвященная социальному воображению. Материалы конференции содержат тезисы докладов, рассматривающих воображение в связи с теорией символов и знаковых систем (С.В.Чебанов); с проблемой определения его онтологического статуса (М.С.Каган, И.И.Евлампиев); в соотношении с творческим актом и понятием свободы (К.С.Пигров, Э.П.Юровская, Д.Хоугленд); в процессах художественного творчества (Г.К.Щедрина), а также в определении когнитивной способности воображения.

В работах культурологического плана феноменология воображения предстает как закономерная сменяемость культурно-исторических образов в пространственно-временном континууме познания и творчества. Проблема воображения в работах этого ряда, как правило, не ставится как самостоятельная, поэтому в диссертационном исследование применяются методы отбора, сопоставления, интерпретации и реконструкции. Наиболее продуктивным оказалось обращение к исследованиям в области мифологии (А.С.Канарский, Стеблин-Каменский, Д.М.Угринович), религии (О.Асауляк, Силуан, С.Франк); истории и философии становления науки (В.Г.Астахов, И.П.Меркулов); философии искусства и эсте-

тики (Ж.Бодрийяр, Г.Г.- Гадамер, Р.Дж. Коллингвуд,

Б.Кроче, О.А.Кривцун, Г.Н.Лола, М.Мерло-Понти, Н.В.Серов, Ор-
тега-и-Гассет, М.Фуко, М.Шеллер, В.Шестаков, Е.Г.Яковлев,
L.Murray), культурологии и социологии (В.С.Библер,
П.М.Бицилли, В.Дильтей, М.С.Каган, М.Мамардашвили,

П.Сорокин).

Психологический аспект проблемы воображения рассматривается в классическом психоанализе З.Фрейда и К.Г.Юнга в связи с описанием структур человеческой психики. Описание функций воображения как биопсихического механизма обнаруживается в исследованиях по нейрофизиологии и нейроэстетики (В.П.Эфроимсон, И.Ренчлер, Б.Херцбергер, Д.Эпстайн), а также в когнитивной психологии (Р.Л.Солсо).

Психолого-педагогические аспекты проблемы воображения
нашли свое отражение в трудах Л.С.Выготского, А.П.Валицкой,
В.В.Зеньковского, Л.И.Коновалова, В.А.Скоробогатова,

Л.Ю.Субботиной, Б.М.Неменского, В.Г.Грязевой; вопросами психологии и развития воображения занимаются авторы, работающие в контексте педагогики ненасилия (Ч.Кизовский, Т.Е.Климова, А.Г.Козлова, Л.В.Цыпина).

Анализ научной литературы, свидетельствует о необходимости использования, комплексной междисциплинарной методологии, которая выстраивается в контексте философско-эстетического подхода и предполагает системное сближения методов:

философии, рассматривающей воображение в пределах общей теории познания и в спектре антропологических проблем;

психологии (включая нейрофизиологию, нейроэстетику), которая трактует воображение как психическую способность сознания;

эстетики, которая рассматривает воображение как способность к конструированию образов мира;

- культурологии, определяющей историко-художественные

формы и типы воображения, запечатленные в памятниках культуры;

искусствоведения, с его конкретностью монографических исследований индивидуального творчества художников, где вообра-жение предстает как условие и содержание творческого акта;

педагогики как науки о процессе развития познавательно-творческих способностей ребенка.

Объектом исследования является воображение как эстетическая способность; предмет исследования - способы и формы реализации, функции воображения в процессах познания и творчества. Цель работы - исследовать воображение как сущностную способность сознания, определить его место и роль в познании и творчестве. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

о проследить движение проблемы воображения в истории философ-ско-эстетической мысли;

о предложить определение способности воображения и описать основные подходы к ее пониманию;

о дать типологию воображения в соответствии с его познавательно-творческими функциями в культуре;

о проследить особенности функционирования воображения в познании и творчестве;

о рассмотреть возможности и способы развития способности воображения в образовательном процессе.

Новизна результатов работы обусловлена применением междисциплинарного, комплексного подхода к проблеме воображения как эстетической способности, проанализированной на двух уровнях - личностном и социокультурном. Предложена типология воображения, которая основана на разных формах и спосо-

13
бах реализации этой эстетической способности в

культурном творчестве, в педагогической практике.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Воображение определяется как эстетическая способность, онтологическое качество сознания, способность конструирования эстетической реальности, инструмент «практики творчества».

  2. Историко-философский экскурс позволяет проследить движение воображения от его онтологической трактовки (античность) - к пониманию его гносеологической природы (И.Кант), от идеи воображения как самостоятельной творческой способности (романтизм) - к экзистенционально - психологической трактовке в XX веке.

  3. В диссертации исследованы подходы к типологии и предложена классификация: по формам связи воображения с реальностью; по продуктам деятельности воображения в трех слоях культуры (материальном, духовном, художественном).

  4. Феномен воображения рассмотрен как источник и побудительный мотив созидания и конструирования специфических «образов мира» (мифологический, религиозный, научно-философский, художественный), образующих слитность и доминирующую, динамическую последовательность в филогенезе и онтогенезе.

  5. Развитие воображения в процессе образования рассматривается в контексте концепции культуротворческой школы. Выстроена педагогическая модель развития этой эстетической способности по возрастным этапам становления личности (начальная, средняя, старшая школа).

В соответствии с последовательностью решения поставленных задач, строится структура диссертационного исследования.

В первой главе экскурс в историю философско-психологической мысли обнаруживает движение проблемы воображения от его понимания как промежуточной низшей способно-

14 сти души в античности до гносеологической трактовки в

классической немецкой философии, где воображение в процессе познания является феноменом опыта в единстве чувственного и рационального. Эпоха романтизма открывает творческую природу воображения, утверждает его самостоятельность и свободу.

Трактовка воображения в постклассической философии и эстетике акцентирует иррациональные истоки этой способности, ее связь с интуицией, природа воображения объясняется психологически или даже физиологически. В XX веке психология, нейрофизиология, нейроэстетика, рассматривают воображение как функцию сознания, как его онтологическое качество, развертывающееся в социокультурной практике, в познании и творчестве.

Во второй главе, посвященной теоретико-эстетическому обоснованию воображения, введено трехуровневое определение воображения как:

сущностного свойства сознания, проявляющегося в способности к конструированию эстетической реальности;

важнейшего компонента в процессах восприятия, понимания и конструирования образов реальности (существующей, желаемой, возможной);

инструмента творческой практики.

Воображение рассматривается как процесс, преобразующий отражения действительности, где компонентами творческого воображения являются: мечта, не воплощаемая непосредственно в те или иные продукты деятельности, фантазия с ее иллюзорным представлением о мире и излишними комбинациями, интуиция как инструмент конструирования новой реальности.

В этой главе содержится попытка построения типологии воображения: по формам связи с реальностью и по продуктам деятельности воображения в различных сферах культуры -

15
материальной, духовной, духовно-материальной

(художественной).

Воображение «материализуется» двояким образом: для физически-телесной предметности - это форма предмета восприятия; для вещественно-технической - схема, конструкция, модель. В духовном слое культуры воображение является источником идей, порождающее имагинативную реальность и тесно связанное с интуицией. В художественном слое культуры воображение опредмечивается в образах.

Типология воображения в психолого-культурологическом аспекте построена на принципах:

сопоставления продуктов деятельности воображения;

спецификации характера процессов деятельности воображения;

самообнаружения особенностей воображения в индивидуально-психологических актах художественного творчества;

выявления особенностей функционирования воображения в науке, искусстве, религии и философии.

Основная задача третьей главы - рассмотреть феномен воображения как способность и побудительный мотив конструирования образов мира в мифологическом сознании, религии, науке, философии и искусстве, проследить возможности развития воображения в образовании.

Мифологическая картина мира - продукт персонифицирующего воображения - диффузность, нерасчлененность мифического мышления, которая проявляется в неотчетливом разделении предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, подчинена «закону» постоянных метаморфоз воображения. Развитие «псевдонаук» связано с динамичным материальным воображением, в кото-

ром оно скоординировано с определенной логикой и

организовано вокруг идеи подобия.

В религиозном сознании воображение подчинено идее духовного восхождения к Богу, а все его иные формы должны либо преодолеваться аскетическими практиками, либо поглощаться интуицией присутствия трансцендентного.

Наука оперирует формальным и конструирующим воображением, которое сопровождает процессы рационального, абстрактно-логического мышления в конструировании схем, моделей, формул, выполняет прогностическую функцию (гипотезы, проекты, образы будущего).

Философское воображение осуществляет наддисциплинар-ный синтез всего ансамбля различных способов познания, чтобы представить мир как развивающееся целое в едином воззрении.

В искусстве воображение реализует себя (материализуется) в практике творчества - от замысла к его воплощению, предстает как сущностная человеческая способность трансцендирования к красоте, превращения реального бытия в идеальное инобытие. Конструируя виртуальное, художественное пространство, воображение предъявляет миропонимание (образ мира), характеризующий эпоху, и вместе с тем, изменяет его.

Завершает главу о функциях воображения в культуре раздел, посвященный образовательному процессу, где возрастные этапы становления способности воображения соответствуют процессам филогенеза и онтогенеза, а также используется практико-педагогический материал из опыта работы по культуротворческой программе.

Творческая природа воображения

Воображение в интерпретации Канта, остается в пределах просветительской гносеологической парадигмы, причем воображение получает статус низшей (первая ступень познания) способности души, а его функции ограничиваются конструированием образа в момент связи чувственности и рассудка. Однако в той парадигме философствования, которая связана с платонизмом, сохраняется идея жизни как безусловной ценности, реализующей творческую силу бытия, мысль о приоритете чувственных способов постижения мира. Эта позиция особенно отчетливо представлена в мировоззрении и творчестве И.-В.Гете, присутствует в эстетике романтизма.

Многообразие и единство мира объясняется здесь на основании признания «первоначального феномена», некоей бытийной праформы, изначально предполагающей присутствие духа, персонифицированного образом творца. «В волнах жизни, в бурю деяний, поднимаюсь я ввысь, опускаюсь я долу, ношусь я туда и сюда. Я рождение и смерть, я вечное море, меняющее ткань, пламенная жизнь. Так работаю я на жужжащем станке времени и тку живую одежду божества»1. Такой всеобъемлющий взгляд на существо жизни, характерный для мироощущения Гете (а также и для романтиков), меняет соотношение между единичным и общим, возводит личностное воображение в ранг божественного творчества.

«Что есть всеобщее? - Отдельный случай. Что есть особенное? - Миллионы случаев», говорит Гете, акцентируя значимость индивидуального сознания, пребывающего в напряжении полноты и гармонии мироздания. Художник «с самого начала видит вещи мира переживанием, как возможное произведение искусства; они становятся для него переживанием посредством тех же категорий, еще более активное, властное функционирование которых превращает вещи мира в произведение искусства» .

Кантовскую антиномию способностей мышления и созерцания Гете разрешает в пользу воображения, основывающегося на чувственном опыте целостного восприятия мира. И если для рационалистов разум — есть наиболее верный если не единственный способ постижения истины, то у Гете, а вслед за ним и у романтиков, таким способом объявляются чувство и воображение, постигающее и творящее миры. При этом обнаруживается общность бытия и искусства, мир мыслится как художественное произведение, а произведение как мир: «Априори художника: зримость «идеи» в «образе»2.

Это положение стало общим тезисом романтизма, предъявившего собственную философскую позицию - «философию чувства», «философию сердца», философию творчества и искусства.

Романтическая трактовка воображения опирается на идеи И. Г. Фихте, который предпринимает критику кантовского понимания отношений между созерцанием и понятием, содержанием и формой познания. Фихте придерживается основного принципа трансцендентального идеализма (субъект как исходное), однако понимает его как комплекс всех возможных способностей человека. И если Кант представлял эти способности автономно, в отрыве друг от друга, то Фихте полагает их сущностной характеристикой субъекта, полностью исчерпывающей содержание этого понятия. «В результате этого его принцип субъективности становится принципом, наполненным деятельностью, диалектическими переходами и диалектическим развитием».

В таком понимании субъекта, воображение оказывается продуктивной силой, синтезирующей познавательно - творческие способности человека, объединяющей усилия рассудка и чувства; здесь воображение уже не одна из способностей, но способ их интеграции.

Продуктивная сила воображения, по Фихте, реализуется как творческое действие направленное от субъекта- к объекту и преобразующее его. При этом созидание художественное приобретает значимость всеобщего: «Я хочу не только мыслить. Я хочу действовать. У меня лишь одна страсть, лишь одна потребность, лишь одно полное ощущение самого себя, а именно - действовать во вне меня»1. Продуктивную силу воображения Фихте описывает как «бессознательное производство интеллекта», при этом формы мышления возникают одновременно с объектами, а продукт воображения, будучи сопоставлен с объектом созерцания, реализуется в преобразующем действии субъекта, формирующего реальность.

Превращение субъекта в силу, продуцирующую реальность, также как и гетевская идея одухотворенной чувственности, стали основанием романтической философии творчества. «Величайшая задача, над которой бились романтики и которую они разрешили только в чувстве и в вере своей, именно в том и заключалась, чтобы сделать божественно ценной каждую мелочь, каждый конкретный факт, все единичное, снова найти это в Боге на том пути постепенного просветления, на котором находится мир»2. Бесконечное- смысл и исток всего конечного, обыденный человеческий опыт, который не знает бесконечного, должен быть преобразован в «вечный порыв», «желание желания». Связь бесконечного и конечного - точка совпадения философии и поэзии, где философия доказывает эту связь посредством трансцендентальной аргументации, а поэзия реализует с помощью воображения.

Ф.Новалис - «поэтический голос» романтизма - синтезирует философию и поэзию в своеобразный «магический идеализм». Вслед за Фихте Новалис мыслит мир в единстве субъекта и объекта, как предмет творчества. Человек необходимая часть универсума, его время соотнесено с вечностью, вбирая в себя времена прошедшие и грядущие, а философия представляет собой магический субстрат реальности, открываемой на границах яви и сна, поэзии и прозы, уподобляясь мифическому «голубому цветку». «Все сказки - наши сны об отчем доме, который везде и нигде. Высшие потенции, подобно генам, дремлющим внутри нас, однажды разбудят нашу волю...».

Философско-психологическая концепция воображения (XX век)

Новый взгляд на природу воображения осуществляется через философскую реабилитацию «чистой психологии», то есть, через представление о мотивах и целях человеческой деятельности как обусловленных исключительно психофизиологией, вплоть до компенсации неудовлетворённых инстинктов. Воображение, «низведенное» Шопенгауэром и Ницше в непроясненную сферу человеческого бессознательного, становится инструментом, посредством которого неудовлетворенные человеческие инстинкты вытесняются в сознание как патологические образы, откуда появляются вновь в виде образов-замыслов, сублимируясь в творческой энергии художника. Тогда произведение искусства, научная теория или техническое изобретение продуцируются желанием и наслаждением от своей работы, без которых творец не смог бы посвятить себя творчеству. Особенно это характерно для 3. Фрейда и созданного им психоаналитического направления в эстетике.

Революционный поворот психоаналитического движения основывается на открытии механизма психики, регулирующего человеческое поведение, и связанного с процессом воображения, опосредующим сферы сознания и бессознательного. «На проблеме бессознательного в его соотношении с сознанием и сосредоточилась мысль Фрейда».1 Фрейд описал психику как взаимодействие трех инстанций: бессознательного (вместилища вытесненных аффективных влечений), подсознательного (выполняющего функцию цензуры, избирательно пропускающей в сознание то, что для него более приемлемо) и самого сознания. Согласно Фрейду, поведением людей правят иррациональные психические силы, а интеллект - аппарат их маскировки, при этом индивид и социальная среда находятся в состоянии извечной и тайной войны, порождающей неврозы. Невроз как предмет исследования демонстрирует, что, с одной стороны, невротикам свойственна душевная чуткость к логическим и социальным несуразностям мира, но, с другой стороны, их реакции на репрессивные нормы неадекватны, поэтому больные нуждаются в возвращении в русло нормальной коммуникации. Стратегии такого возвращения напрямую связаны с прояснением психологической «сверхзадачи» воображения.

В психоанализе соотношение понятий реального, воображаемого и символического трансформируется. Фрейд связывает воображение с желанием, с врожденными «первичными влечениями», которые образуются из противоречивого сочетания сексуальных инстинктов и влечения к смерти (Эроса и Танатоса). Эти подавленные влечения каждого человека вытесняются из сферы сознания в особую психическую сферу - «бессознательное». Аффективные влечения в психоанализе - это особые психологические состояния, имеющие свой специфический «катексис» - «энергетический заряд». Вытесненный «аффект» стремится вновь вернуться в сознание, и если он не может преодолеть сопротивление сил «ан-тикатексиса», то он пытается добиться своей цели на обходных путях, используя сновидения, обмолвки, описки. Все это заставило Фрейда выявить закономерности воображения в сновидениях, фантазиях не как формы заблуждений, а как основные траектории работы организма, приводящие к пониманию психических расстройств. «Это преобладание жизни фантазии, а также иллюзии, создаваемые неисполнившимся желанием, определяет, как мы утверждаем, психологию неврозов. Истерический симптом основывается на фантазии, а не на повторении действительного переживания, невротическая, навязчивая идея сознания вины - на злом намерении, никогда не дошедшем до осуществления».1

Онтологической почвой «бессознательного» являются также травматические события, к которым привязаны символизированные продукты воображаемого в виде кодов и шифров. Воображение отрывает нас от действительного и переносит в область символического, а затем символическое переводит в область реальности. Способность воображения раскрывается в психоанализе в сложном механизме «сублимации». Быстрота работы воображения зависит от энергии сублимации - своеобразного проводника импульса. «Сублимация - центральное понятие у Фрейда в его психологической трактовке культуры, которая рассматривается им как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности»1. Именно воображение создает свободные ассоциации, а потом помогает их исследовать, раскрывать символически выраженный смысл сновидений и расшифровывать так называемые трансферы (перенесения), что позволяет проникнуть в сферу творчества. При этом анализ продуктов воображения, выраженных в художественных произведениях, у Фрейда сводится к отысканию в творениях человеческого гения знаков или символов, подтверждающих медицинский «диагноз», поставленный художнику как личности. Поэтому, творческая личность рассматривается Фрейдом с точки зрения психической патологии воображения, что не всегда правомерно.

«Глубинная психология» Карла Юнга преодолевает ограниченность подхода у Фрейда к психической жизни человека. «Одним из первых Юнг приходит к мысли о том, что для понимания человеческой личности - здоровой или больной - необходимо выйти за пределы формул естествознания. Не только медицинские учебники, но и вся история человеческой культуры должна стать открытой книгой для психиатра. Болеет личность, которую, в отличие от организма, можно понять лишь через рассмотрение ее социально-культурного окружения, сформировавшего ценности, вкусы, идеалы, установки. Индивидуальная история вливается в жизнь того или иного сообщества, а затем и всего человечества»1. Центральное понятие Юнга - «коллективное бессознательное»,-отличается от понятия «личностного бессознательного». Если у Фрейда воображение выводит образы из личностного бессознательного в подсознание с помощью сублимации и трансформирует их в реальность сознания, то у Юнга воображение из коллективного бессознательного выводит архетипы. Коллективное бессознательное является итогом жизни рода, оно присуще всем людям и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. «Если встать на ту точку зрения, - утверждает Юнг, - что определенная анатомическая структура возникла под воздействием условий окружающей среды на живое вещество, то исконный образ, в его устойчивом и общераспространенном проявлении, будет соответствовать столь всеобщему и устойчивому внешнему воздействию, которое именно поэтому должно иметь характер естественного закона».

Принципы и подходы к типологии воображения

Вопрос о принципах типологии воображения оказывается проблемой сопоставления его форм и функций в различных сферах культурного творчества. Исследовательская литература, содержащая принципы типологии воображения, достаточно обширна, причем авторы основывают свои предложения на разных методологических позициях: психологический подход демонстрирует Т.Рибо; культурологический - Э.Кассирер, Р. Барт, М. Фуко; идеи структурализма представлены в трудах Ж. Лакана; Г. Башляр представляет весьма продуктивный опыт психолого-культурологической типологии.

Т. Рибо в своей книге «Болезни личности. Опыт исследования» рассматривает семь типов воображения в соответствии с образами, полученными в результате работы этой способности в различных сферах культуры. Его типология открывается характеристикой пластического воображения, продуктом которого являются отчетливые образы близкие к восприятию реальности, и зависящие от вызываемых ею ассоциаций. Пластический образ занимает промежуточное положение между конкретным и абстрактным, между восприятием и понятием. «Представление, которое мы называем пластическим, доходит до точки своего возникновения; это воображение внешнее, результат скорее ощущения, чем чувства, оно имеет потребность выразиться объективно».

Главными сферами действия воображения этого типа исследователь считает виды искусства, связанные со зрительными, двигательными и осязательными образами, которые выражаются во внешних формах и зависят от условий пространства. Это те виды искусства, которые имеют дело с формами - скульптура, живопись, архитектура,- и опираются не только на зрительное воображение, но и на осязательную и мускульную память. Точно так же обучаются любому ремеслу, требующему ассоциированных и комбинированных действий.

Другая форма этого воображения реализуется в поэзии и других видах литературы, которые пользуются словами как средством, вызывающим зрительные, осязательные и двигательные впечатления, облекая их в метафоры. Пластическое воображение всегда сохраняет отпечаток источника и относится. к продукту не столько логики чувств, сколько логики ума. «Этому воображению не достает внезапного и страстного эмоционального стимула, который сообщает блеск образам, вызывает их и комбинирует в неожиданные группы».

Второй тип - расплывчатое воображение, - открывает целую категорию образов, которые Рибо называет эмоциональными абстракциями или «сумеречными идеями». Эти образы меньше зависят от расположения вещей и их связей, а больше - от аффективного состояния нашего духа и характеризуется как внутреннее, субъективное воображение. Мечтательность, романтичность и состояния близкие к ним составляют психологическую почву расплывчатого воображения.

Мифы и религиозные концепции, где нет определенных богов, где они изменчивы как вещи, смешивающиеся друг с другом и представляющие собой лишь моменты природы, моменты восприятия, Рибо также относит к образцам расплывчатого воображения. Например, в гимнах Вед не только облака становятся змеями, или коровами, но и Агни (огонь) превращается в Каму (желание или любовь). Искусство символистов еще один яркий пример расплывчатого воображения, когда, благодаря неточности описания и употреблению слов не как знаков, а как звуков, остается только способность волновать. Розу описывают не по частным впечатлениям, которые она производит, а по общему настроению, которое она вызывает.

Конечно, невозможно классифицировать точно все формы воображения в разных сферах эстетического творчества, потому что между ними существует формы смешанные или сложные. Волшебные сказки, рыцарские романы используют фантастический род воображения, где герои являются хорошо обрисованными, точно живыми, но в то же время попадают в таинственную, странную среду. Этот чудесный род воображения относится и к расплывчатому типу, и к пластическому.

Музыкальное воображение в типологии Рибо относится к аффективному типу, который зависит от настроения, стремления, эмоции, чувства. Музыкант живет в своем мире грез, который состоит из оттенков звуков, тембров, ритмов и их различных комбинаций. Интересен пример с маленьким восьмилетним Шуманом, который в музыкальных зарисовках с мастерством гения передавал портретное сходство своих знакомых. В пластическом воображении, наоборот, музыкальное впечатление трансформируется в зрительные представления. «Существует полная противоположность между аффективным воображением, представляющим чисто внутренний тип, и воображением зрительным, глубоко объективным».1

Следующий тип - мистическое воображение, особенностью которого Рибо считает превращение конкретных образов в образы символические. Под конкретными образами в зрительной сфере понимаются воспоминания движений, лиц, картин и т.д. В области слуха - воспоминания шума морских волн, ветра, звуков человеческого голоса, мелодии. В двигательной сфере - фантомные иллюзии. Под символическими образами в зрительной сфере подразумеваются написанные слова, идеографические знаки. В области слуха - произнесенные слова или звуковые образы слов. В двигательной сфере - выразительные жесты. Признаком мистического воображения являются аналогии и сравнения, когда предметы воспринимаются как символы, знаки, а не понятия и являются предметом субъективных ассоциаций. Можно рассматривать эту фазу воображения, как форму мышления не диалектического, а символического порядка. Особенное изобилие примеров мистического воображения мы можем найти в средние века, где все подлежит интерпретации. Например, в тибетском трактате «Чжуд-ши», памятнике средневековой культуры, приведена интересная аналогия частей тела с собором и иерархией сидящих внутри него

Художественное воображение как конструирующая способность

Художественное воображение как особый тип творческой способности реализуется в искусстве, в процессах создания новой реальности; более того, можно сказать, что искусство - это единственный вид человеческой деятельности, в котором материализуются образы воображения, совершается переход от духовного к материальному. Именно здесь можно с наибольшей отчетливостью проследить последовательность работы творческого воображения, зафиксировать его этапы, проанализировать «продукт» (произведение), а также наблюдать процессы восприятия, связанные с «распредмечиванием», декодированием образов искусства, требующих, в свою очередь, активного участия воображения.

Здесь феномен воображения предъявлен во взаимосвязи с практикой творчества, которая возможна в момент дистанцирования автора от конкретной реальности, освобождения от власти конечного, конструирования воображаемых (возможных, желаемых, необходимых) миров.

Суть и назначение этого действия - в самопреодолении, трансцендировании себя как наличного и данного - за пределы мира и жизни своего естества. По глубокому замечанию Бердяева, истинный путь есть путь духовного освобождения «духа человеческого из плена у необходимости. Истинный путь не есть движение вправо или влево по плоскости «мира», но движение вверх или вглубь по линии внемирной, движение в духе, а не в мире».1 «Новый принцип, делающий человека человеком, лежит вне всего того, что в самом широком смысле, с внутренне-психической или внешне-витальной стороны мы можем назвать жизнью»2, - писал М.Шелер. Однако в результате работы этого принципа в искусстве новая реальность, которую порождает воображение художника, во-первых, соткана из жизни, во-вторых, становится жизнью, и в-третьих, активно воздействует на жизнь Другого.

В самом широком смысле такое освобождение человека от бремени мира, а вместе с тем и предельное приближение к миру, есть работа воображения, которое называется творческим, художественным. Смысл и назначение движения воображения в творчестве - это трансцендирование к красоте. «Восприятие мира в красоте есть прорыв через уродство «мира сего» к миру иному... Восприятие красоты в мире - есть всегда творчество - в свободе, а не в принуждении постигается красота в мире. Во всяком художественном делании уже творится мир иной, космос, мир просветленно-свободный».1

Творчество в красоте предполагает придание потоку чувственных впечатлений статуса объективности, ценностной значимости. Образы, звуки, ритмы, линии, сливаясь в воображении художника в неделимое целое, создают конкретное единство, которое не повторяет, не имитирует существующее, а созидает подлинно новое, то есть творит. Красота, так же как Истина, может быть описана классической формулой - «единство в многообразии», а их различие - в процедурах постижения. «Язык и наука-сокращение реальности; искусство - интенсификация ее. Язык и наука зависят от одного и того же процесса абстрагирования; искусство можно представить как непрерывный процесс конкретизации».2 Необходимость выявить роль и место воображения в указанном процессе конкретизации, сгущения реальности в актах художественного творчества - диктуется проблематичностью отношений между искусством и реальностью, наличностью, данностью.

Искусство проблематизирует онтологический статус воображения, разворачивая его в процедурах созидания новых форм, где оно превращает реальное бытие в идеальное инобытие; в произведении искусства воплощения инобытийности обретают реально-бытийный статус. «Искусство, в сущности своей ... - вдвойне ирреально: во-первых, потому, что оно не реально, его предмет -это нечто новое, отличное от реальности; а во- вторых, потому, что этот новый эстетический предмет несет в себе как один из своих элементов уничтожение реальности».1

Непосредственные попытки осмысления инобытийности художественного создания ведут к пониманию воображения как своеобразной «транссубстанциализации чувств, перемены их сущности и характера» (Э. Кассирер), а ирреализация в искусстве истолковывается по аналогии с аморфными и неупорядочными сферами психики - опьянением (Ницше), гипнозом (Бергсон), грезой (Башляр). Отождествление искусства со сном наяву, в который нас погружает художник, с грезой, фантазией, мечтой, галлюцинацией означает сведение ирреализации реальности в искусстве к рецеп-тивности. Бергсон утверждает, что цель искусства - усыпление активных, способных к сопротивлению сил личности, приводя их в особое состояние восприимчивости, в котором сливаются мысль и выражаемое чувство. «Испытываемое нами чувство становится эстетическим по своим свойствам при условии, что оно внушено, а не причинено... В последовательности эстетических чувств существуют различные фазы как и в состоянии гипноза».

Гипнотическое очарование искусства, с точки зрения Г.Башляра, имеет двойственную природу: оно коренится в пассивности, рецептивности человеческой души и, равным образом, в онирическом1 воображении художника. Эта тема поэтической философии, квинтэссенция которой может быть выражена словами: «греза-это независимая эманирующая Вселенная, ароматное дуновение, исходящее из вещей через сновидца»2