Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воплощение эстетического идеала в художественном образе : (на материале современной художественной прозы) Бендус, Тамара Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бендус, Тамара Ивановна. Воплощение эстетического идеала в художественном образе : (на материале современной художественной прозы) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1990.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-9/3198-x

Введение к работе

Актуальность темы исследования.Ксть своеобразная закономерность в том, что в конце 50-х-начале 60-х годов, во времена ?оттепели", интерес к проблеме идеала выразился в большом количестве диссертаций на эту тему.

Если обратиться к публикациям последнего времени, обнаружите* несомненный факт, что к проблеме идеала обращаются сегодня многие: писатели, критики, публицисты, журналисты, ученые, священнослужителя, политики.С трибун съездов, с экранов телевидения, со страниц печати (достаточно бросить беглый взгляд на названия публикаций, рубрик, "круглых столов") звучат призывы к обретению духовных ценностей, к возрождению идеалов."Наш идеал -гуманный, демократический социализм.Это утверждение на очередное навязывание образа будущего, установок и схем, чуждых действительности, как бывало в прошлом.Этот идеал вырастает из настоящего, из нашей жизни.Он органически связан с революционной перестройкой социализма" .

В процесса перестройки и демократизации общества органически необходимы ясные прадставлвния о должной красоте и совершенстве человвка.Конкратное, исторически закономерное и, вместе с тем, многовариантноа воплощение этих представлений - эстетический идеал - является важным фактором общественного развития."Эстетический идеал является своеобразной доминантой, организующей структуру эстетического сознания определенной эпохи"2.

Наш идеал - гуманный, демократический социализм.//Правда. -1990. -21 февраля.

Яковлев К.Г. Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике. -М. -І9ВЗ. -.95.

Теоретические вопросы исследования эстетического идеала относятся к тем проблемам духовного развития современного общества, которые в наши дни, в условиях перестройки, приобретают особую теоретическую и практическую значимость. ,

Уже само определение идеала, попытка очертить его существенные характеристики включает в себя термин "образ".Искусство -та сфера, где эстетический идеал обретает свой осязаемые контуры, где он "реализуется" и "застывает" на века, воплотившись в нечто конкретное; в образную ткань художественного произведения, в отношения не только духовные, но и духовно-материальные1 .Актуальность нашего исследования проявляется, прежде всего, в необходимости исследовать современную духовную реальность, противоречивость и конфликтность проявлений которой находят свое воплощение в сложной художественно-образной ткани искусства.

Данные психологии художественного творчества, осуществленный эстетиками, литературоведами, искусствоведами анализ закономерностей, логики художественного творчества свидетельствуют о существовании синтезирующего начала в самой структуре художественного образа.Согласно точке зрения, восходящей еще к Гегелю и поддерживаемой рядом советских исследователей (Гачевым Г.Д., Зисем А.Я., Копниным П.В., Поспеловым Г.Н., Тимофеевым Л.И. и др.), существование художественного образа есть следствие синтезирующей деятельности художественной идеи.Самый сложный момент на пути реализации эстетического идеала в творчестве художника и заключен, на наш взгляд, в диалектической связи идеала с художественной идеей.Здесь ключ к решению всех проблем "треугольника": эстетический идеал - художественная идея - художественный образ.Актуальность данного исследования заключается, в частности, и в том, что с этими решениями тесно связаны

I Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. -М. -1976. -С.21.

перспективы развития современной художественной практики.

Представляется интересным, выделив на основе имеюцихоя исследований структурно-содержательное ядро теории эстетического идеала, выработав рабочие определения категорий эстетичео-кого идеала, художественной идеи, художественного образа, обратиться затем от их типологии или "кода" к процессу реального, полнокровного функционирования данных категорий в произведениях современной художественной прозы.

Ранее запрещенное и гонимое в нашей литературе сделалось фактом духовной реальности.Изучение новых имен, адекватное осмысление мировоззрения писателя, его литературной техники, соотнесение его творчества о реальным, наупрощенным историко-культурным контекотом - дело новое, оно требует квалифицированных специалистов, кропотливой работы над текстологией и научным аппаратом.

Без сомнения, введение в культурный обиход запретных ранее имея изменят сложившуюся иерархию литературных ценностей, общественно-эстетическое .сознание в целом.Так как в размышлениях многих критиков подмечены существенные симптомы исчерпанности старой системы ценностей, автор настоящего исследования стремится выработать и осуществить на практике существенно обновленный подход к анализу литературных произведений.

Степень разработанности проблемы.Не умаляя успехов, достигнутых нашей наукой в разработке проблемы эстетического идеала, следует заметить, что исследование данного феномена еще далеко не завершено.Эотетический идеал - не новая для современной эстетики категория.Гегелевский эстетический идеал, писал в 1936 году И.Виноградов в своей во многих отношениях интересной книге "Вопросы марксистской поэтики", "должен и может быть прочтен не

как воплощение саморазвивающего духа, а как воплощение реальных исторических интересов, реальных живущих на земле людей" .После этого об эстетическом идеале не говорили почти полтора десятка лет.Лишь в конце 40-х годов Л.И.Тимофеев и другие исследователи возродили эту катвгорию.С начала 60-х годов в советской философской, эстетической и литературоведческой мысли наметился стабильный интерес к проблемам эстетического идеала.В основном исследования концентрируются вокруг вопросов: эстетический идеал и действительность, идеал и художественный метод, связь идеала с искусством, особенностями творчества, идеал в системе других категорий эстетики, идеал в свете общефилософских, литературоведческих проблем - методологические аспекты, идеал и прекрасное, соотношение эстетического идеала и других видов общественных идеалов."Бели проанализировать публикации за последние двадцать пять лет я затрагивающие так или иначе проблему идеалов как форм отражения^ то можно отметить еледующее.Во-первых, практически отсутствуют исследования объективных факторов и механизмов возникновения идеалов.Эстетики и литературоведы мало анализируют объекты идеалов.Во-вторых, недостаточно обосновываются формы, в которых существуют идеалы в сознании - общественном и индивидуальном.Обычно фиксируется, что это просто "образ", или

"представление"" .

Как видим, эстетический идеал, несмотря на обилие литера
туры о нем, исследован до сих пор в самых общих чертах, и при
том в большем или меньшем отрыва от практики искусства.Сущность

Виноградов И. Вопросы марксистской поэтики. -Л. -1936, -С.58.

Лукьянов Б.Г. Эстетический идеал и познание действительности в искусстве .//Вестник МГУ. -Г387. -JS. -С .85.

эстетического идеала в фялософско-эстетичаской литература окончательно на раскрыта.Нет единообразного определения эстетического идеала как особой категории, обладающей самостоятельным значением , - это подтверждают многие авторы.Так говорили в 60-е годы, когда интерес к проблеме выразился в большом количестве диссертаций на эту тему, так говорят и в Ш-е."Вопрос о природе эстетического идеала, о его специфика до сих пор является спорным, остро дискуссионным"2; "...Ряд важных для понимания сущности эстетического идеала вопросов нуждается, в дальнейшем исследовании'"; категория эстетического идеала, "действительно общепризнана, достаточно широко употребляется, но, по существу, не разрабатывается" .В подтверждение этих мыслей можно проводить множество примеров, такого мнения все исследователя эстетического идеала, но парадоксально то, что с каждой вышедшей книгой этот вопрос не решается, и опять "полной ясности в определении сущности этого явления пока еще нет, многие важные стороны проблемы остаются до сих пор дискуссионными .Отчасти данное положение вещей можно объяснить недостаточной глубиной разработки проблем эстетического идеала, отрывом теоретических построений от собственно художественного, эстетического, -наименее разработанная проблема в нашей научной литературе .По этой теме нет больших исследований, ее лишь касаются авторы отдельных работ в связи с рассмотрением других вопросов.Воп-

См.: Горынь В.И. Общественно-эстетический идеал. -Киев. -1983.-

С.82. о

Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. 41.-1985. -С.З. См. также: Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. -Казань. -1970. -С.10.

Иванько Г.А. Соотношение общественно-политического и эстетического идеалов в искусстве.Автореферат. 41. -1986. -С.6.

Лукьянов Б.Г. Методологические проблемы художественной критики. 41. -1980. -С.107.

лощению эстетического идеала в некоторых видах художественного творчества в самые последние годы било посвящено несколько диссертаций .В одном случав за основу брался материал современного изобразительного искусства , в другом - национальных литератур:

киргизской, белорусской и каракалпакской .

Воплощение эстетического идеала в художественном образе, тем более на материи;', современной художественной прозы, - новый аспект проблемы, при освещении которого автор привлекает обширный литературно -художественный материал, полемические публикации на страницах современной печати .Диссертант использует широкий диапазон художественного материала, ранее бывшего в положении "андарграунда"; данные прослушанных им курсов лекций по современной литературе на филологическом факультете МГУ, в Литературном институте имени А.П.Горького; личные впечатления от многочисленных вечеров-втреч с редколлегиями журналов, с эмигрантами из среды творческой интеллигенции (например, В.Войновичем, В.Аксеновым, С.Соколовым, Н.Берберовой), литературными критиками, известными публицистами, политическими лидерами.

Конечно, диссертант не претендует ни на полное, ни на окончательное решение проблем, связанных с воплощением эстетического идеала в искусстве, но надеется своей работой внести определенный вклад в научную разработку этой большой темы.

См.: Зорова О.А. Эстетический идеал и его воплощение в советском изобразительном искусства.(На материале русского советского изобразительного искусства 60-70-х годов) Дисс... к.ф.н. -М. -1976.

См.: Гуцаленко Л.А. Диалектический характер эстетического идеала.(На материалах белорусской советской прозы) Дисс...к.ф.н.-Минск; Дканабаева Г.Д. Эстетический идеал и его воплощение в каракалпакских героических эпосах.Дисс. .к.ф.н. -М. -1983; Казарбеков Д. Воплощение идеала в искусстве социалистического реализма.(На материале киргизской советской литературы) Дисс... к.ф.н. -М. -1974.

Цель и задачи исследования. Учитывая актуальность темы и степень ее научной разработанности, автор поставил перед собой цель: исследовать процесс воплощения эстетического идеала в художественном образа, своего рода "материализацию" эстетического идеала в искусстве.

Осуществление указанной цели потребовало, в свою очередь, создания следующих предварительных условий, предпосылок или слагаемых:

проанализировать существующие в эстетической литературе точки зрения на содержание категории "эстетический идеал";

раскрыть механизм формирования и функционирования эстетического идеала, дать рабочее определение эстетического идеала как эстетической категории;

определить понятие художественной идеи, как опосредующего звена в процессе воплощения эстетического идеала в художественный образ;

уточнять понятие художественного образа на основе эстетического и искусствоведческого (литературоведческого) подхода к этой категории;

показать на материала современной художественной прозы особенности проявления основных закономерностей взаимодействия элементов в триаде: эстетический идеал - художественная идея -художественный образ;

ввести в круг исследования самые разнообразные писательские имена а соответствующие творческие манеры, представив тем самым, по возможности, максимально широкий и разнообразный спектр современной духовной реальности.

Теорвтико-штодологические основания диссертации. Методологической основой исследования воплощения эстетического идеала в художественных образах являются принципы диалектического и ис-

торического материализма.!} расстановке правильных мировоззренческих акцентов и выборе верной методологической ориентации автор опирается на широкий круг эстетических и литературоведческих исследований, в частности, на работы В.В.Волковой, Г.Д.Гачева, А.Я.Зися, Д.С.Лихачева, А.А.Оганова, М.Ф.Овсянникова, Г.Н.Поспелова, Л.И.Тимофеева, Ь'.Г.Яковлева.При разработке категории эстетического идеала диссертант использует результаты научных исследований таких авторов, как ГорыньВ.И., Крутоус В.П., Лармин О.В., Лукьянов Б.Г., Яковлев К.Г., Ястребова II.А.; художественной идеи, соответственно, - Гачев Г.Д., Ильенков Э.В., Копнин П.В., Поспелов Г.Н.; художественного образа - Горанов К., Казин А.Л., Мигунов A.G., Храпченко М.Б., Яковлев Ё.Г.

В качестве дополнительных источников исследования использованы произведения современных писателей, литературных критиков, литературоведов, публицистов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется реализацией намеченных целей и задач.Научная новизна данного диссертационного исследования состоит:

в освещении диалектики воплощения эстетического идеала в художественном образе в качестве объекта специального исследования;

в трактовке процесса реализации эстетического идеала в искусстве с привлечением понятия художественной идеи, как опосредующего звена;

в систематизации и корректировке имеющихся научных знаний об эстетическом идеале, художественной идее, художественном образе; на их основе даются определения этих категорий;

в показе основных особенностей проявления категорий эстетического идеала, художественной идеи, художественного образа

на материале современной советской художественной прозы;

в анализе творчества писателей, ранее бывших в положении "андіе граунда", не представлявших интереса для критиков и литературоведов в силу своих идеологических позиций и особенностей художественного стиля;

в анализе и обобщении нового, только что "вышедшего из-под пера", еще не вполне осознанного литературно-художественного материала, в связи с чем введено в оборот понятие "антиидеала";

в попытке дать "моментальный снимок", срез нашей теперешней духовной ситуации, зафиксированный глазами эстетика, литературоведа, с преимущественным вниманием к тому, что именно сегодня формирует наше эстетическое сознание.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее положений в курсах преподавания ы.. ;втякя, истории и теории культуры, литературоведении и искусствознании, теории литературной критики, так как в изложении материала автор использует данные всех этих областей научного знания, опирается на широкий современный литературно-художественный материал.

Результаты исследования могуг быть полезными и для художественной практики, особенно литературной критики.

Выводы и положения работы могут быть использованы в лекциях по линии общества "Знание", посвященных проблемам осмысления современной духовной реальности.

Апробация работы.Основное содержание работы отражено автором в ряде публикаций.По теме диссертации были сделаны сообщения на научно-практической конференции "Великий Октябрь, его влияние на общественный прогресс и современность" (Москва, МГУ, философский факультет, сентябрь, І988 г.).Диссертант участвовал в работе научной секции Всесоюзной теоретической конференции

"Стратегия ускорения социально-экономического развития и актуальные проблемы художественной культуры" (Москва, май, 1987 г.). Материалы диссертации использовались автором при чтении многочисленных лекций по линии общества "Знание".Основные полокения работы излагались также на семинарских занятиях в Литературном институте им.А.Й.Горь,коп>, в которых автор участвовал в качества слушателя.

Объем и структура работы.Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов (первая глава - четыре параграфа, вторая - такжа четыре параграфа).Завершают работу заключение и список литературы.