Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аборт как этическая проблема Антипова Наталия Дмитриевна

Аборт как этическая проблема
<
Аборт как этическая проблема Аборт как этическая проблема Аборт как этическая проблема Аборт как этическая проблема Аборт как этическая проблема Аборт как этическая проблема Аборт как этическая проблема Аборт как этическая проблема Аборт как этическая проблема
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антипова Наталия Дмитриевна. Аборт как этическая проблема : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 Москва, 2005 120 с. РГБ ОД, 61:06-9/10

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историко-философский анализ формирования основных подходов к проблеме аборта (социокультурный аспект).

1.1. Краткая история проблемы искусственного аборта 12

1.2. Этические коллизии вокруг проблемы аборта в рамках различных ценностно-мировоззренческих ориентации (консервативный и либеральный подходы) 19

1.3. Оценка социальных ролей врача и пациента в отношении искусственного прерывания беременности с точки зрения либерально-ориентированного общества 33

Глава II. Этико-философское осмысление проблемы аборта .

2.1. Аргументы, выдвигаемые сторонниками запрещения абортов 40

2.2. Аргументы, выдвигаемые сторонниками разрешения абортов 48

2.3. Проблема статуса эмбриона (плода) человека в рамках рассуждений о критериях начала и конца человеческой жизни 58

2.4. Аборт как этико-правовая проблема 74

Глава III. Практический подход к решению проблемы аборта .

3.1. Аборты в России: выводы из исторического опыта решения проблемы в нашей стране 84

3.2. Почему нельзя запрещать аборты 89

3.3. Пути практического решения проблемы аборта. Планирование семьи и идея "свободного и ответственного родительства" 97

Заключение

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы. Объект и предмет исследования.

Актуальность темы представленной диссертационной работы определяется ее связью с насущными потребностями биомедицинской этики как междисциплинарной области знания, имеющей своим предметом этические проблемы, связанные с медициной. Подобные потребности выражены прежде всего в попытках разрешения так называемых "открытых моральных проблем" в сфере медицины. Объектом представленной работы будет являться аборт как проблема, по поводу моральной квалификации которой нет единства мнений в общественном сознании - ни среди специалистов, ни среди широкой публики.

Абортом (от лат. abortus - выкидыш) называется всякое прерывание беременности. Известно, что аборты бывают самопроизвольными и искусственными. Самопроизвольный аборт (abortus spontaneus) происходит безо всякого вмешательства, вопреки желанию женщины. Если самопроизвольные аборты у женщин повторяются, то говорят о привычном аборте (выкидыше). Искусственным же абортом (abortus artificialis) называют преднамеренное прерывание беременности в лечебном учреждении или вне него (внебольничный аборт). Именно последний вид аборта {искусственный) и является предметом рассмотрения и анализа в данной работе, поскольку только применительно к нему разумно говорить о морально-этических проблемах. Именно этот вид аборта мы и можем квалифицировать в качестве вышеупомянутой "открытой моральной проблемы" в сфере медицины, степень проблемности которой определяется соотношением известного и неизвестного в той информации, которая имеется по данному вопросу на настоящий момент. Медицинская сторона вопроса хорошо изучена и "успешно" реализуется на практике. Тем не менее проблема искусственного прерывания беременности является "открытой" в том смысле, что открытым (то есть нерешенным) остается вопрос о нравственно достойных способах ее решения. Применительно к ней речь идет не просто о нарушении общепринятых моральных канонов, а об отсутствии таких канонов. Вместо последних мы имеем лишь проблемное поле, рождающееся из противостояния двух противоположных точек зрения.

Первая из них говорит о том, что аборт - это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это просто одна из медицинских операций, где (как и в случае любой другой хирургической операции) все проблемы решаются врачом и пациентом. Если совсем упрощенно выразить эту точку зрения, можно сказать так: "аборт - это медицинская проблема".

Вторая точка зрения представляет собой противоположный полюс: аборт оскорбляет нравственное чувство, поэтому здесь существует этическая проблема, и притом - сложнейшая. Ведь прежде чем придти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека, да и после того, как она обращается к врачу, этический смысл вопроса не исчезает, но еще более усложняется: в его решение вовлекается третий человек, и если он делает свое дело как врач, то становится соучастником убийства. Именно убийства, потому что, в отличие от любой другой хирургической операции, данная имеет особую цель - уничтожить жизнь, убить человеческое существо, причем полностью беззащитное, бесправное, невинно страдающее.

Между двумя этими крайними точками зрения и лежит проблемное поле, на котором развертывается драматическое противостояние и столкновение различных позиций, точек зрения, подходов, оценок, воззрений. Настолько острых и драматических, что оно выплескивается на улицы, становится предметом массовых манифестаций, митингов и демонстраций, Многочисленные демонстрации "за" и "против" абортов проходят почти во всех странах мира. Это является еще одним доказательством актуальности выбранной темы. Степень разработанности проблемы.

Вопрос соотношения медицины, этики и права в рамках проблемы аборта является поворотным моментом, определяющим различные направления в поиске путей разрешения последней.

Проблема абортов на Западе давно уже переросла из медицинской в этическую и оформилась в глубоко политическую проблему. Фактически Запад разделился на два лагеря: Pro life и Pro choic. Тема оказалась настолько близка каждому гражданину, что обычной прослойки воздержавшихся практически не осталось. Одна часть (Pro life) совершенно точно "знает", что аборты это грех, преступление и убийство, так как жизнь ребенка начинается в момент зачатия. Другая (Pro choic) — железно уверена, что до определенной стадии развития ребенок является, грубо говоря, частью тела своей матери, которой она вольна распоряжаться по своему усмотрению. Подобное острое идеологическое противостояние поддерживает не спадающий многие годы накал страстей в обсуждении проблемы аборта.

Этические и этико-правовые проблемы искусственного прерывания беременности не менее остро стоят и в России, но, к сожалению, гораздо реже, чем на Западе, привлекают внимание общественности. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в отношении публикаций, существующих в наши дни по проблеме аборта. Западные исследования по данной теме более многочисленны и разнообразны, в то время как дискуссии по проблеме аборта в нашей стране только начинаются. В нашей литературе к настоящему моменту можно обнаружить не так уж много публикаций по данной теме. Те же, что имеются, в основном представляют собой либо общий взгляд на поставленную проблему, либо рассмотрение, анализ или просто попытку представить нашему читателю существо дисскуссий по этическим проблемам аборта, ведущихся в западной литературе (Л.В.Коновалова1, А.А.Попов2, Л.Ф.Курило3, И.В.Силуянова , А.Я.Иванюшкин5 6 и др.). Отдельной строкой проходят публикации религиозного характера, отстаивающие запрет на аборты в качестве единственно возможной альтернативы решения проблемы (о.Николай Балашов , Мелентий Митрополит Никольский , Святейший Патриарх Пимен и др.). Однако авторы этих публикаций вынуждены вести свои рассуждения в рамках, установленных религиозным мировоззрением; при этом характерно то, что, излагая канонически-христианскую позицию в отношении аборта, они никогда не анализируют возможных последствий реализации собственных выводов (что делает их труды начисто лишенными какого бы то ни было логико-методологического обоснования).

В результате, на настоящий момент в отечественной литературе нами не обнаружено ни одного исследования, направленного на целевое решение этических и этико-правовых проблем искусственного прерывания беременности. В 2004 году, правда, появилась "долгожданная" монография А.Н.Юсуповой под названием "Аборты в России"10. В предисловии к ней научный редактор данного труда В.Ю.Альбицкий высказал предположение о том, что "монография надолго сохранит интерес для специалистов в области общественного здоровья, охраны материнства и її Л детства так же, как в свое время труд Е.А.Садвокассовой " .

При анализе содержания данной работы напрашивается вывод о том, что если такой интерес и сохранится, то только лишь как к информационному источнику, отслеживающему медико-социальные тенденции искусственного аборта в России за прошедшее столетие. Искусственное прерывание беременности рассматривается здесь прежде всего как явление социальное; раскрытие же аборта как этической проблемы отсутствует, предложений по работе с "открытой моральной проблемой" нет.

Очевидно, что проблема аборта будет оставаться "открытой" моральной проблемой до тех пор, пока не будут найдены (выявлены, определены и обоснованы) нравственно достойные пути ее решения. Анализ ситуации показывает, что основной трудностью на пути к данной цели является краеугольный в этом отношении вопрос о статусе человеческого плода. Данный вопрос играет огромную роль в раскрытии аборта как этической проблемы. Какова же степень разработанности этого вопроса в научной литературе? Анализ существующих источников неутешителен.

К настоящему времени проблема определения возраста, с которого эмбрион (плод) человека можно рассматривать как личность, обладающую правами и защищаемую законодательством (т.е. проблема статуса эмбриона/плода человека) не решена, несмотря на широкое обсуждение этой важной для человека проблемы на международном уровне с привлечением специалистов различного толка (D.Dickson, 1987 ; R.G.Edwards,19862; A.McLaren,19893; M.Warnoc,19854). В июне 2003 года в Страсбурге в рамках третьего Симпозиума по биоэтике был представлен ряд докладов, касающихся проблем биомедицинской этики в репродукции и, в первую очередь о статусе человеческого эмбриона (Council of Europe s Third Sumposium on Bioethics, Strasbourg, 1996:

L.F.Kurilo, A.McLaren, M.Plachot, A.Steirteghem). В итоге, по причине наличия различных, зачастую прямо противоположных точек зрения на проблему статуса человеческого плода, определение единой позиции участников в отношении мер по защите эмбриона оказалось невозможным. В нашей же стране проблемы, связанные с определением личностного статуса плода человека, только начинают подниматься (АЛ.Иванюшкин1, Л.Ф.Курило2, Б.Г.Юдин3, Ю.М.Лопухин4). Данные публикации опять-таки представляют собой по большей части обзорный фактический материал по рассматриваемой теме, однако каких-либо методологических обоснований определенного критерия начала жизни в них не содержится.

Таким образом, анализом степени разработанности обсуждаемой проблемы выявляется необходимость дальнейшего исследования последней.

Цели и задачи исследования. Основной целью данного диссертационного исследования является обнаружение путей к решению крайне актуальной и вызывающей столь неоднозначное к себе отношение проблемы искусственного аборта. В процессе работы над поставленной целью исследование выбранной темы проводится автором по двум направлениям: по пути фидософско-теоретического и практического решения этических проблем, связанных с абортом.

1. В рамах философско-теоретического подхода к решению проблемы аборта в связи с поставленной целью в диссертации последовательно решаются следующие научно-исследовательские задачи:

- проводится этико-философский анализ теоретической базы, взвешиваются и философски осмысливаются все существующие (а также и потенциально возможные) "pro" и "contra" в рамках этического дискурса по проблеме аборта; результаты проведенного анализа используются автором для обоснования собственной позиции в этом вопросе;

- исходя из вывода, согласно которому проблема аборта начинает осмысляться в качестве моральной проблемы в связи с краеугольным для нее вопросом о статусе человеческого плода, главной целью логико-методологических изысканий в философско- теоретической части работы является планируемый конечный результат последней, выраженный в установлении начальной границы обретения зародышем статуса личности (вместе с "правом на жизнь").

2. В рамках практического подхода к решению проблемы искусственного прерывания беременности основная цель диссертационного исследования конкретизируется автором в постановке и последующем решении следующих научно-исследовательских задач:

- провести анализ исторического опыта развития проблемы аборта в нашей стране, а также сравнительный анализ законодательств других стран (по обсуждаемому вопросу);

- на основе полученных результатов, а также моделирования идеальной ситуации повсеместного запрещения абортов автор ставит перед собой задачу показать нецелесообразность наложения законодательного запрета на практику искусственного прерывания беременности;

- в рамках практического решения проблемы абортов автор задается целью обосновать целесообразность и необходимость компетентного применения альтернативных искусственному прерыванию беременности методов контроля над рождаемостью, просвещения населения в области репродуктивного здоровья и совершенствования служб планирования семьи. Методологическая основа исследования.

При решении поставленных в диссертационной работе задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: исследование специальной литературы, анализ, синтез, систематизация и обобщение полученных данных. В рамках первой, обзорно-постановочной, главы в работе используется историко-философский подход к проблеме аборта; в ходе дальнейшего диссертационного исследования применяются также методы системного и сравнительного анализа, позволяющие глубже раскрыть сущность поставленной проблемы и наметить пути ее решения. Научная новизна диссертации определяется следующим:

- Данная работа представляет собой первое специальное целевое исследование проблемы аборта в качестве этической проблемы, направленное на поиск нравственно достойных путей решения последней;

- В рамках философско-теоретического подхода к проблеме аборта проведен этико-философский анализ теоретической базы: взвешены все "за" и "против" в рамках дискуссии по проблеме аборта, на основе чего аргументирована моральная допустимость искусственного прерывания беременности на раннем сроке, а также моральная недопустимость запрещения практики подобного рода;

- В рамках представленного диссертационного исследования автором предложена аргументированная, логически обоснованная методика по установлению начальной границы обретения зародышем "права на жизнь", адекватно вписывающаяся в рамки существующего положения вещей и нынедействующего законодательства;

- В научный оборот вводятся понятия "плод-пациент" и "правосубъектность плода"; кроме того показана необходимость и целесообразность введения данных понятий в законодательство;

- В деле практического решения проблемы аборта автором обосновывается особая роль службы планирования семьи, а также показывается необходимость создать все условия для развития сети учреждений последней на всех территориях Российской Федерации.

Научно - практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют создать целостное представление об аборте в качестве "открытой моральной проблемы", а также выявить наиболее адекватные сегодняшним реалиям пути ее разрешения. Кроме того, показателями оценки научной и практической ценности работы могут служить не только обоснованные представленным в диссертации образом выводы и рекомендации, но и возможность использования последних в качестве рациональной базы для разработки государственных законов о защите человеческого плода.

Краткая история проблемы искусственного аборта

Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, а также философии, юриспруденции и теологии. Клятва Гиппократа запрещает врачу прерывание беременности: "Я...не вручу никакой женщине абортивного пессария".1 Так в V веке до нашей эры Гиппократ фиксирует позицию врачебного сословия об этической недопустимости участия врача в производстве искусственного аборта. Вместе с тем эта позиция идет вразрез с мнением великих моралистов и законодателей Древней Греции о естесственной целесообразности аборта. Их взгляды обобщает и выражает Аристотель, который писал в "Политике": "Если же у состоящих в супружеском сожитии должен родиться ребенок сверх (этого) положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде чем у зародыша появиться чувствительность и жизнь".2 Таким образом, в позиции Аристотеля обращают на себя внимание два момента: необходимость абортов обосновывается у него демографическими целями (регулированием рождаемости); одновременно он считал аборт дозволенным, пока в зародыше не сформировалась "чувствительность" и "двигательная активность".

В Древнем Риме, в особенности в его поздний период, аборт не считался чем-то позорным и широко практиковался. В эпоху упадка империи состоятельные граждане предпочитали не иметь ни семьи, ни детей. Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион (nasciturus — "имеющий родиться") был наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление против прав родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав.

Окончательное осознание ценности эмбриона самого по себе связано с возникновением христианства. Начиная со II века нашей эры христианство распространяет заповедь "не убий" и на находящийся во чреве матери зародыш. Нормоформирующей установкой по этому вопросу становится постановление Константинопольского Собора 692 года, в котором говорится: "Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования".1 К каноническим относится и суждение Василия Великого (IV-VBB. до н.э.): "Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению как за убийство".2 Эти идеи проникают в светское законодательство европейских государств с начала Средних веков. В VII веке законодательство вестготов устанавливает в качестве наказания за изгнание плода смертную казнь. Такой подход является типичным для европейского законодательства Средних веков и Нового времени. В 1649 году смертная казнь за плодоизгнание была введена и в России (отменена она была лишь спустя столетие).

Преимущественный интерес для нас представляет эволюция отношения врачей и общества к проблеме аборта в течение двух последних столетий. Под влиянием христианской морали и законов в XV,XVI,XVII веках аборт как медицинская операция практически исчезает из врачебной деятельности. Поворотным же становится 1852 год. Хотя основоположник отечественного акушерства Н.М.Максимович-Амбодник (1744-1812) еще в 1784 году предвосхищал концепцию медицинских показаний к искусственному прерыванию беременности, выступая за то, чтобы в критических случаях на первое место ставить спасение матери, а не плода, - однако, в европейской медицине поворотным пунктом в окончательном формировании данной концепции стала дискуссия в Парижской медицинской академии в отмеченном 1852 году: статистика материнской смертности после кесарева сечения стала главным аргументом в этическом оправдании искусственного прерывания беременности в случаях анатомического сужения таза у беременных женщин. Вслед за этим медицинская наука начинает отстаивать и другие медицинские показания к искусственному аборту, и прежде всего в тех случаях, где беременность угрожает жизни матери. Смертная казнь за плодоизгнание начинает вытесняться из законодательств европейских государств, тем не менее сохраняя за собой при этом статус преступления "против жизни, семьи и общественной нравственности".

Хирургическая техника искусственного аборта путем введения в полость матки медицинских инструментов известна примерно с 1750 г. Однако, вначале по причине высокого риска таких операций дипломированными врачами они делались очень редко. Если этот метод и применялся в те годы, то незаконно практикующими врачевателями.

Во второй половине XIX века в США возникает общенациональное движение за запрет аборта. Ведущую роль в нем играло руководство авторитетной Американской медицинской ассоциации. Основываясь на эмбриологических открытиях, врачи доказывали, что плод представляет собой живое существо с момента зачатия, а не с момента появления ощущаемых матерью движений его тела (этот момент назывался "оживлением плода"). Поэтому медики настаивали, что аборт, даже в самом начале беременности, является убийством плода.

В итоге к 1880 году аборты в США, если речь не шла о случаях спасения жизни женщины, были запрещены. Принятые тогда законы в основном сохранялись до 60-х годов XX века.

В 1869 году британский парламент принял "Акт о преступлениях против личности", согласно которому аборт, начиная с момента зачатия, стал считаться тяжким преступлением. Аборт, произведенный самой женщиной, наказывался значительно строже, если он имел место после появления шевеления плода.

В Германии в эти же годы производство аборта за деньги считалось отягчающим обстоятельством. Во Франции наказание усиливалось в отношении врачей (в то же время здесь был период - с 1791 по 1810 год -когда сама женщина от наказания освобождалась вовсе).

В России производство абортов только по желанию женщины было разрешено лишь в 1920 году. В дореволюционном законодательстве России четко различались разрешенный законодательством искусственный аборт, производимый врачом с целью спасения жизни женщины и аборт, производимый самой женщиной или каким-либо посторонним лицом с преступной целью прекращения беременности. Принадлежность лица, производящего криминальный аборт, к медицинской профессии (сюда относились и повивальные бабки) считалось отягчающим обстоятельством.

В профессиональной медицинской среде моральные оценки искусственного аборта во многом не совпадали с юридической квалификацией. Среди отечественных врачей во второй половине XIX -начале XX веков имелись альтернативные подходы к этой проблеме.

Этические коллизии вокруг проблемы аборта в рамках различных ценностно-мировоззренческих ориентации (консервативный и либеральный подходы)

Итак, рассматривая проблему аборта сквозь основные вехи истории последней (см. гл.1: 1.1), нельзя не отметить, что она всегда стояла в центре моральных дискуссий. В ней отчетливо прослеживается противостояние полярных по отношению друг к другу позиций противников и защитников искусственного прерывания беременности. И, как было уже показано, истоки подобного противостояния следует искать в различии исторически сложившихся ортодоксальной (или, в нашей терминологии, консервативной) и либеральной концепций на допустимость аборта. Ключевыми здесь были ответы на вопросы: оправдан ли аборт, не является ли он, по сути своей, убийством и обладает ли оплодотворенная яйцеклетка, эмбрион, правом на жизнь. Ортодоксально-запретительная в отношении абортов позиция основывается на моральных ценностях религиозной культуры. Церковь и сейчас является самым сильным тылом противников аборта, черпающих свои аргументы из источника религиозной морали. В рамках последней сложились различные точки зрения, но все их объединяет отрицательное отношение к аборту. Условно их можно разделить на 1) крайнюю позицию (католики, буддисты) и 2) смягченную антиабортную (протестанты, православие, ислам), которые хотя и отличаются друг от друга степенью категоричности отношения к аборту, однако оставляют неизменным главный исходный тезис: зародыш является человеческим существом. Поскольку же право на жизнь является неотъемлимым для каждого человеческого существа, то зародыш также обладает таким правом. 1. Сторонники крайней позиции не признают никаких исключений, никаких смягчающих обстоятельств: аборт недопустим, даже если беременность и роды опасны для жизни матери (например, при болезни сердца, почек и т.д.); аборт недопустим, даже если беременность наступила в результате изнасилования. Аргумент при этом прост: ребенок не виноват ни в том, ни в другом случае, почему же он должен страдать? Как можно убивать ни в чем не повинное существо, которое не имело сознательного намерения убивать свою мать и непричастно к обстоятельствам зачатия, а стало быть, не несет за них никакой ответственности, и тем более не заслуживает такого наказания, как лишение жизни?

Католическая церковь руководствуется тезисом Ватикана, согласно которому жизнь, начинающаяся с оплодотворения яйцеклетки, не является продолжением жизни матери или отца, - это жизнь нового человеческого существа. Оно никогда не могло бы стать человеческим существом, если бы уже им не было. Другим аргументом католической церкви является тезис: человеческое тело не имеет обезличенного характера, а представляет собой единство со своим индивидуальным "я" ( "у меня есть тело", но и "я есть мое тело", потому что тело и дух образуют одну субстанцию, своего рода единое целое). Следующий тезис сформулирован исходя из осознания значимости человеческого тела: физическая жизнь - основополагающая ценность по сравнению с другими, пусть даже и превосходящими ее по своему достоинству (свобода, солидарность и т.д.), потому что все они возможны только при физическом существовании человека.

Буддизм также отличает крайне непримиримое отношение к аборту, ибо одна из центральных идей буддийской этики: не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное.

2. К сторонникам так называемой смягченной антиабортной позиции в религиозной морали можно отнести представителей православной, протестантской и мусульманской религий. Подчеркнем, что названные конфессии выступают против аборта, но признают наличие исключительных случаев (медицинских показаний или если беременность наступила в результате изнасилования).

Православная церковь признает человеческое достоинство за эмбрионом на любой стадии развития, включая бластоцидную.

"Не убивай ребенка, причиняя выкидыш", - это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в "Учении двенадцати апостолов", одном из древнейших памятников христианской письменности.1 "Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом, ибо зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь", писал апологет II века Афиногор. "Тот, кто будет человеком, уже человек", - утверждал Тертуллиан еще на рубеже II и III веков.3 "Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению смертоубийства; дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы", - сказано в правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91-м правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: "у нас нет различия плода образовавшегося и еще не образованного". Исходя из этого православная церковь рассматривает намеренный аборт на любой стадии беременности как убийство, как преступное посягательство на священный дар человеческой жизни. Вместе с тем, рассмотрение вопроса об аборте оказывается морально приемлимым в православии в ситуациях, когда развитие плода подвергает опасности материнскую жизнь. Конечно, в тех случаях, когда необходим выбор между жизнью матери и плода, православная этика ориентирует мать на самопожертвование, как высшее проявление любви к ближнему (в частности к своему ребенку). Тем не менее, предпочтение в таких обстоятельствах жизни матери жизни плода попадает в разряд "невольных грехов", когда признается вред содеянного, но персональная вина личности смягчена.1 Конкретно об этом в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" сказано следующее: "В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь".2

Аргументы, выдвигаемые сторонниками запрещения абортов

Итак, рассматривая проблему аборта сквозь основные вехи истории последней (см. гл.1: 1.1), нельзя не отметить, что она всегда стояла в центре моральных дискуссий. В ней отчетливо прослеживается противостояние полярных по отношению друг к другу позиций противников и защитников искусственного прерывания беременности. И, как было уже показано, истоки подобного противостояния следует искать в различии исторически сложившихся ортодоксальной (или, в нашей терминологии, консервативной) и либеральной концепций на допустимость аборта. Ключевыми здесь были ответы на вопросы: оправдан ли аборт, не является ли он, по сути своей, убийством и обладает ли оплодотворенная яйцеклетка, эмбрион, правом на жизнь. Ортодоксально-запретительная в отношении абортов позиция основывается на моральных ценностях религиозной культуры. Церковь и сейчас является самым сильным тылом противников аборта, черпающих свои аргументы из источника религиозной морали. В рамках последней сложились различные точки зрения, но все их объединяет отрицательное отношение к аборту. Условно их можно разделить на 1) крайнюю позицию (католики, буддисты) и 2) смягченную антиабортную (протестанты, православие, ислам), которые хотя и отличаются друг от друга степенью категоричности отношения к аборту, однако оставляют неизменным главный исходный тезис: зародыш является человеческим существом. Поскольку же право на жизнь является неотъемлимым для каждого человеческого существа, то зародыш также обладает таким правом. 1. Сторонники крайней позиции не признают никаких исключений, никаких смягчающих обстоятельств: аборт недопустим, даже если беременность и роды опасны для жизни матери (например, при болезни сердца, почек и т.д.); аборт недопустим, даже если беременность наступила в результате изнасилования. Аргумент при этом прост: ребенок не виноват ни в том, ни в другом случае, почему же он должен страдать? Как можно убивать ни в чем не повинное существо, которое не имело сознательного намерения убивать свою мать и непричастно к обстоятельствам зачатия, а стало быть, не несет за них никакой ответственности, и тем более не заслуживает такого наказания, как лишение жизни?

Католическая церковь руководствуется тезисом Ватикана, согласно которому жизнь, начинающаяся с оплодотворения яйцеклетки, не является продолжением жизни матери или отца, - это жизнь нового человеческого существа. Оно никогда не могло бы стать человеческим существом, если бы уже им не было. Другим аргументом католической церкви является тезис: человеческое тело не имеет обезличенного характера, а представляет собой единство со своим индивидуальным "я" ( "у меня есть тело", но и "я есть мое тело", потому что тело и дух образуют одну субстанцию, своего рода единое целое). Следующий тезис сформулирован исходя из осознания значимости человеческого тела: физическая жизнь - основополагающая ценность по сравнению с другими, пусть даже и превосходящими ее по своему достоинству (свобода, солидарность и т.д.), потому что все они возможны только при физическом существовании человека.

Буддизм также отличает крайне непримиримое отношение к аборту, ибо одна из центральных идей буддийской этики: не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное.

2. К сторонникам так называемой смягченной антиабортной позиции в религиозной морали можно отнести представителей православной, протестантской и мусульманской религий. Подчеркнем, что названные конфессии выступают против аборта, но признают наличие исключительных случаев (медицинских показаний или если беременность наступила в результате изнасилования).

Православная церковь признает человеческое достоинство за эмбрионом на любой стадии развития, включая бластоцидную.

"Не убивай ребенка, причиняя выкидыш", - это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в "Учении двенадцати апостолов", одном из древнейших памятников христианской письменности.1 "Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом, ибо зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь", писал апологет II века Афиногор. "Тот, кто будет человеком, уже человек", - утверждал Тертуллиан еще на рубеже II и III веков.3 "Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению смертоубийства; дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы", - сказано в правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91-м правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: "у нас нет различия плода образовавшегося и еще не образованного". Исходя из этого православная церковь рассматривает намеренный аборт на любой стадии беременности как убийство, как преступное посягательство на священный дар человеческой жизни. Вместе с тем, рассмотрение вопроса об аборте оказывается морально приемлимым в православии в ситуациях, когда развитие плода подвергает опасности материнскую жизнь. Конечно, в тех случаях, когда необходим выбор между жизнью матери и плода, православная этика ориентирует мать на самопожертвование, как высшее проявление любви к ближнему (в частности к своему ребенку). Тем не менее, предпочтение в таких обстоятельствах жизни матери жизни плода попадает в разряд "невольных грехов", когда признается вред содеянного, но персональная вина личности смягчена.1 Конкретно об этом в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" сказано следующее: "В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь".2

Аборты в России: выводы из исторического опыта решения проблемы в нашей стране

В данном разделе работы мы попытаемся подробно проследить, каким образом проблема абортов регулировалась законодательством России на разных этапах ее истории, а также проанализировать выводы подобного исторического опыта решения проблемы.

История абортов в России поучительна. Схематично ее можно разбить на четыре этапа: В 1920 году в РСФСР было принято постановление, впервые в мире легализовавшее "аборт по просьбе". В то время Россия была первой и единственной страной в мире, имевшей настолько свободное законодательство об абортах. Вплоть до настоящего времени Россия (наряду с некоторыми другими странами, например, США), представляет собой страну, в которой имеется самое свободное в мире законодательство об искусственных абортах.

Очень часто противникам искусственного прерывания беременности такая доступность представляется причиной производства абортов и, тем более, их широкого распространения. На первый взгляд, это действительно так, ведь одновременно со свободным абортным законодательством в России наблюдается один из самых высоких в мире уровней распространения абортов. Однако, даже наша собственная российская история опровергает этот взгляд как поверхностный.

В царской России аборт был запрещен, и законодательство не имело даже статей, разрешающих аборты по медицинским показаниям. Несмотря на это, аборты были распространены, и тяжелые последствия -повреждения, септическая инфекция, высокая смертность — сопровождали их. Надо сказать, что до 1920 года в России формально существовало очень строгое законодательство за производство аборта — как для самой женщины, так и для врача.

Аналогичное законодательство действовало по всей Европе. Вместе с тем в России, как и во всем мире, хорошо понимали лицемерие и двусмысленность всех общественных строгостей и наказаний в этой области, слишком распространенным было явление. По данным крупнейшего российского исследователя этого вопроса Е.А.Садвокасовой1, в России в 1914 году производилось около 400 тысяч абортов, между тем официально было осуждено только 100 женщин. Понятно, что закон в этом случае фактически не исполнялся: невозможно уголовно наказать значительную часть женщин страны вместе с их докторами. Двусмысленность абортного законодательства всегда была понятна и юристам, и врачам, и самим женщинам. Более того, именно соображения разумного примирения с неизбежным злом явились основой для будущей либерализации абортного законодательства в различных странах. Таким образом, мы можем выделить следующие причины, обусловившие легализацию "аборта по просьбе" в России 1920 года: а) прежде всего, это размеры бедствий, наносимые подпольными абортами; б) кроме того, политика советского государства в отношении абортов в этот период времени ассоциировалась в массовом сознании с непримиримой борьбой новой власти с религией.

Итак, по понятным причинам, 18 ноября 1920 года было издано постановление Наркомздрава совместно с Наркомюстом, временно допустившее производство абортов в больничной обстановке. Здесь максимально обеспечивался благополучный исход абортов, производимых только врачами. И результат подобного решения не заставил себя долго ждать, — уже к 1924 году власти столкнулись с нехваткой "абортных коек" в государственных клиниках.

В 1936 году в СССР аборты были опять запрещены. Это было сделано для повышения рождаемости в стране. Необходимость повышения рождаемости объяснялась не только сокращением самого числа рождающихся детей, но и снижением общей численности населения: демографические последствия голода, массовых репрессий, коллективизации и индустриализации были катастрофичны. Таким образом, правительство приняло решение о запрещении абортов (Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года). С этого момента производство абортов допускалось исключительно в случаях, когда продолжение беременности представляет угрозу для жизни или может нанести тяжелый ущерб здоровью беременной женщины, а также при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей, и только в больницах и родильных домах. Производство абортов вне больниц, либо в больнице, но с нарушением установленных условий, в антисанитарной обстановке или лицами, не имеющими специального медицинского образования, а также понуждение женщины к производству аборта карались лишением свободы. Созданные в 1938 году медико правовые кабинеты осуществляли надзор за беременными женщинами, которым было отказано в аборте по медицинским показаниям. В отношении же беременных женщин, производящих себе незаконный аборт, было установлено в качестве уголовного наказания общественное порицание, а при повторном нарушении закона — штраф (до 300 рублей по тому времени). Однако, в 1955 году аборты были вновь полностью узаконены. В то время рождаемость в стране по-прежнему падала. Однако это происходило не вследствие распространения абортов или противозачаточных средств, а за счет широчайшего распространения криминальных абортов.

Таким образом, повторная в советской истории легализация "аборта по просьбе" стала выбором меньшего зла ввиду все увеличивавшегося числа подпольных операций, имевшего трагические последствия для репродуктивного здоровья женщин и нации в целом.

Показательно, что спустя полтора - два десятилетия аналогичное либеральное законодательство об абортах было принято и в большинстве западных стран: в Великобритании (1967), США (1973), Франции (1975) и т д. Как отмечалось выше, основой для легализации абортов здесь стали соображения разумного примирения с неизбежным злом; однако решающую роль в принятии этих законов, в частности в США, сыграли феминистские движения: на рубеже 70-х годов борьба за гражданские права женщин во многом сводилась к борьбе за их "право на аборт". Последний перелом в абортной политике России произошел в начале 90-х годов XX века. Он был связан с признанием Минздравом концепции планирования семьи и созданием национальной ассоциации планирования семьи (РАПС).

В общих чертах планирование семьи можно определить как систему социальных, культурных, правовых и медицинских мер, направленных а) на свободное и ответственное решение супружескими парами и отдельными лицами вопроса о числе детей и времени их рождения, а также б) на рождение здоровых и желанных детей. В основе концепции планирования семьи лежит идея репродуктивной свободы, которая проявляется в осуществлении репродуктивных прав человека, связанных с возможностью принимать сознательные решения в отношении воспроизводства своего потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия.