Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-культурологический анализ формирования нравственных традиций русской интеллигенции Никульченкова, Светлана Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никульченкова, Светлана Анатольевна. Философско-культурологический анализ формирования нравственных традиций русской интеллигенции : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05 / С.-Петербург. гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1993.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-3/1703-1

Введение к работе

Актуальность теми исследования. Периодически возобновляющиеся податки исследователей обратиться к социально-политическим, эстетическим, .нравственным представлениям участников интеллигентского движения в России являются не только актами познания отечественной истории и культуры, но в то же время актами культурного самосознания, гипотетического приобщения к приоритетным ценностям русской интеллигенции, и актами покаяния. Особую значимость имеет сегодня осмысление проблем поиска интеллигенцией нравственных ориентиров, приверженности нравственным традициям,, уходящим своими корнями в прошлое. Интеллигент - это прежде всего человек высокой внешней и внутренней культуры, активно и творчески относящийся к жизни. Россия нуждалась раньше, нуждается и сегодня в интеллигентах, людях, обладающих как интеллектуальной мощью, так и нравственной бескомпромиссностью, культурой шелл и духа одновременно,

С первых этапов формирования русской интеллигенции важнейшим атрибутом ее активности становится осознание того, что реально происходит в обществе, придание этим процессам идеальной форма и выражение их на языке культуры. Традиция социальной критики, сплетенная в тугой узел с еше одной сущностной традицией интеллигентского самосознания, суть которой' состоит в том, чтобы "любить Россию в непогоду", определяла поле деятельности интеллигенции как публицистически активной части общества.

С.Н.Рулгаков, один из участников "Сборника статей о русской интеллигенции" /"Вехи"/, подчеркивал тот факт, что русской интеллигенции "принадлежит монополия европейской образованности и просвещения в России, она есть главный его проводник в толшу стомиллионного народа, и если Россия не может обойтись без этого просвещения сод угрозой политической и национальной смерти, то. как высоко и значительно это историческое призвание интеллигенции, сколь устрашающе огромна ее историческая ответственность перед будущим нашей страна, как ближайшим, так и отдаленным. 'Сегодня эта ответственность интеллигенции не стала меньше, однако реальные изменения, происходящие в социальном строения духовного пространства, накладывают свой отпечаток на способы реализации культурно-созидательной роли интеллигенции. "Просветительский

Булгаков С.Н. Вехи. //Репринт издания 1909 г. Ч.,1990. С.25-26.

абсолютизм" интеллигенции разрушается вместе с превращением духовного производства в массовое, становится возможным широкое приобщение людей к работе над сознательным выражением сути происходящего. Интеллигенция уже не может претендовать на монополию знания о действительности, не может мыслить за кого бы то ни было, патерналистски просвещать. Однако уделом интеллигенции было и остается стремление нести СЛОВО ПРАВДУ, выражать сное отношение к происходящему, боль за свою Отчизну. Русская интеллигенция, представляющая собой биполярное феноменальное образование, один полюс которого составляет просвещенность, приобщение к мировым культурным ценностям, а другой полюс - нравственность, никогда не требовала себе права жить и творить, что называется, "вне времени и пространства". Интеллигенцию всегда волновало то сегодня, в котором волею судеб жила она сама, жила ее страна, ее народ. Отсюда публицистичность русской интеллигенции, ее стремление "советовать царям", отсюда потребность самых больших художников /таких, как А.С.Пушкин или Н.В.Гоголь/ браться за "метлу" эпиграммы или за исповедальную прозу.

Б наше время, когда существенно расширяется информационная осведомленность людей, к профессиональной группе "властителей дум"/пи-сателям, политикам, философам/ все более примыкают и журналисты, профессиональные возможности которых позволяют вершить нравственный суд над теми явлениями, что составляют содержание их статей и репортажей. Одним из важнейших условий успешности журналистское работы является совпадение- профессионализма и интеллигентности, пополнение одного другим. Отсутствие взвешенности, такта, интеллигентности в журналистских интерпретациях тех или иных событий способствует усилению социального скептицизма, вносит дополнительную нервозность в общественную жизнь.

В движении интеллигенции в России участвовали люди по-разному ориентированные: религиозно и светски, западнически и славянофильски, церковно и внецерковно. Они по-разному видели Россию, ее будущность, однако и тех, и других роднило ощущение выдаленности из общественной среды, выделенности не для привилегий, а для выполнения нравственно-просветительской миссии. Различные основания нравственных программ /порой прямо противоположные - Православие или атеизм/, существенные расхождения в выборе путей изменения действительности диктовали и разные Подходы к осуществлению особой миссии интеллигенции. Оппако представителя всех ветвей интел-

- 5 -яигенции были убеждены, что преобразование общества невозможно без внутреннего поеобраэования человека, без преобразования тех единиц, взаимосвязь которых и составляет общество. В своей теоретико-публицистической деятельности представители русской интеллигенции обращались прежде всего к проблеме освобождения, раскрепощения личности, они стремились работать над такими нравственными программами, которые могли бы способствовать оздоровлению общества, упрочению его целостности, разрушению атмосферы "духовного охлаждения" и "нравственной усталости" /выражение Н.В.Гоголя/.

Обращение к йшгософско-публицистическому наследию русской интеллигенции сегодня представляется актуальным потому, что современная ситуация, возможно, еще в большей степени, чем в XIX веке, требует существования "нравственное оппозиционности" интеллигенции, а также того, чтобы активным участником происходящих в обществе преобразование становился человек обостренной совестливости и эмоциональной открытости, личность, способная творчески воспринимать многоуровневнії мир с над-ситуативннх позиций, индивид, приверженный идеалам нравственного самосовершенствования, тем идеалам, которые были основополагающими д.яя многих поколений русской интеллигенции.

Степень разработанности темы. Существование многообразной на-учноЧ и публицистической литературы, так или иначе исследующей теоретическое наследие и практические шаги русской интеллигенции, свидетельствует о неослабевающем интересе к данной проблематика. Омснсление исторических коялизиі, выпавших на долю интеллигенции, становится предметом научных дискуссии и "круглых столов",, во время которых поднимаются такие важнейшие темы, как "Интеллигенция и власть", "Штеллигенция и нравственность", "Интеллигенция и народ". Эти дискуссии и наше прошлое /достаточно вспомнить полемику, развернувшуюся в печати, после выхода в свет "Сборника статей о русской интеллитенщга"/"Вех"//, и наше настоящее.

К исследованию феномена русской интеллигенции обращались такие видные философы, как Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, Н.ОДосский, Г.П.Федотов, Т.Масарик, стремившиеся на только создать культурный портрет русской интеллигенции, но и доказать, что именно интеллигенция придает лицу России "необшеа выражение".

В современной отечественной философской литературе происходит плодотворная полемика, затрагивающая отдельные узловые моменты общественно-политического движения русской интеллигенции. Прежде все-

- 6 -го предметом рассмотрения являются оппозиционные выступления интеллигенции, происходившие на дворянском и разночинном этапах освободительного движения. Здесь можно выделить работе таких авторов, как А.Я.Володин, А.А.ІЬлактионов, Н.С.Гошевский, 3.А.Каменский, М.Д.Карпачев, Ю.Ф.Карякин, С.С.Ланда, Р.Р.Лейкина-Свирскач, В.С.Никоненко, А.И.Новиков, И.К.Пантин, В.Г.Плимак, С.С.Степаня-щев, Л.Г.Сухотина, В.А.Твардовская, П.С.Шкуотшов и др.

Среди работ зарубежных авторов, в особенности англо-американских, которым принадлежит доминирующая роль'в развитии западного россиеведения, особое место занимают исследования, посвяшеннне такому направлению в оппозиционном движении русской интеллигенции, как революционное народничество. Зарубежные авторы, среди которых можно выделить Дж.Риллингтона, В.РроЯдо, А.Глисона, У.Лакера, Б. Па!*пса, Ф.Помпеда, С.Томпкинса, Дж.Фишера, Л.Шапиро, заняты не только интерпретированием идеологических установок народников, но и исследованием практических шагов народнической интеллигенции, методов осуществления своеобразно понимаемой миссии интеллигенции.

Подобные исследования отечественных и зарубежных авторов, а также многочисленные работы, посвягаенные выяснению содержания самого понятия "интеллигенция", необходимы и имеют существенное значение. Однако наиболее важной представляется задача - попытаться проанализировать социально-философскую природу движения интеллигенции в России, выявить ту обшую нравственно-емоциональную базу, на которой формировалось самосознание представителей различных ветвей интештагенции, единых, на наш взгляд, в главном - в признании приоритетности нравственных проблем. Взвешенные, не отягощенные стереотипно-идеологическими штампами исследования особенно необходимы в условиях, когда происходят ожесточенные споры между теми,кто безоговорочно восхвачяет русскую интеллигенцию, и теми, кто готов возложить на нее вину за все беды России. Попыткой такого исследования является данная диссертация.

Цель и основные задачи исследования. Диссертационное исследование представляет собо? попытку исторической и филосоФскс-культуро-логической реконструкции важнейших этапов формирования нравственных традиций русской интеллигенции, которая, возникнув как генетически социальное явление, превратияась в явление нравственного порядка /конечно, не утратив при ятом социальных характеристик/. Для реализация камзченнор дали представляется необходимым предоставить интеллигенции возможность "говорить самой за себя", поэтому фило-*

со$ско-публицистическое наследие русской интеллигенция, а именно, те нравственные проблемы, которые объединяют и одновременно сталкивают представителеЯ различннх направлении интеллигенции, являют-, ся предметом рассмотрения, исследуются в ракурсе преемственности. Исходя из цели исследования, важнейшими представляются следующие конкретные задачи:

выявление моральной проблематики как главенствующей в филосо^ско-публицистическом творчество русской интеллигенции;

рассмотрение публицистического слова в качестве своеобразного способа реализации нравственного выбора интеллигенции;

раскрытие специфики отношения представителей интеллигенции к Православию и русской православной церкви;

выяснение взаимосвязанности и взашоотверженкя ценностных ориентации представителей религиозной /православной/ и внерелигиозной /атеистической/ ветвей русской интеллигенции и рассмотрение нравственных проблем, поднимаемых этими кругами интеллигенции;

исследование социокультурного феномена "народопоклоннйчества" русской интеллигенции, попыток интеллигенции обратиться к важнейшим нравственным ценностям русского народа;

рассмотрение "хождения в народ", предпринятого народнической интеллигенцией в 70-х годах XIX века, как попытки выполнения нравственно-культурной миссии интеллигенции,

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Выявляется взаимозависимость,и взаимосвязь двух важнейших сторон самосознания русской интеллигенция - просвещенности и нравственности.

  2. Раскрывается специфика особого "морального умонастроения'' русской интеллигенции и ситуации двойного нравственного служения.

  3. Яндивидуально-нравственное начало самосознания русского интеллигента рассмотрено в качестве основания включенности в нравственную традицию.

  4. Показано приоритетное значение нравственных ценностей в построениях как религиозно, так и светски ориентированной интеллигенции.

  5. Раскрывается культурно-просветительский характер-акций народни-чеокой интеллигенции "хождение.в народ" я ее значение для судеб русской интеллигенции. .

Методология и источники исследования. Методологической основой работа выступает принцип историзма, позволяющий рассматривать феномен русской интеллигенции, как развивающееся и изменяющееся во .

-8--времени явление. Предпринятое философско-культурологическое исследование базируется также на принципе елинства исторического и логического, поэтому включает в себя как обращение к конкретным историческим фактам, позволяющим обнаружить специфические особенности ценностных установок представителей различных ветвеЯ русской интеллигенции, так и выяснение закономерностей историко-культурного становления интеллигенции в России.

Источники исследования: философско-публицистическая литература представителей русской интеллигенции с конца ХШ я цо середини 70-х годов XIX в.в., в том числе личные воспоминания и дневники. Автор опирается на работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященных теоретической и практической деятельности русской интеллигенции, В диссертационном исследовании использованы материалы дискуссий, статистические и социологические данные.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней подходы и полученные результаты позволяют дополнить и расширить представления о социокультурном портрете русской интеллигенции, ее нравственных традициях и инновациях в нравственное сфере. Выводы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов по истории русской философии и истории русской этической мысли, при проведении лекционных и семинарских занятий по спецкурсам культурологического направленім, в лекторской и пропагандистской работе.

Апробация работы. Результаты выполненного исследопания получит отражение в выступлении на теоретическом семинаре кафедри и в двух научных публикациях.

Диссертация обсуддалась и получила положительную оценку на кафедре философии культуры, этики и эстетики Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы.