Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Героический этос в истории морали Дорохова Ольга Анатольевна

Героический этос в истории морали
<
Героический этос в истории морали Героический этос в истории морали Героический этос в истории морали Героический этос в истории морали Героический этос в истории морали Героический этос в истории морали Героический этос в истории морали Героический этос в истории морали Героический этос в истории морали Героический этос в истории морали Героический этос в истории морали Героический этос в истории морали
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дорохова Ольга Анатольевна. Героический этос в истории морали : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 : Москва, 2005 150 c. РГБ ОД, 61:05-9/344

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Метод личностного образца М. Оссовской в этике

1. Понятие личностного образца 9

2. Аристократический личностный образец 15

3. Мещанский личностный образец 22

Глава II. Определение героического личностного образца

1. Выделение героического этоса в истории человечества 30

2. Определение героического этоса 43

3. Основные ценностные качества героического этоса 56

Глава III. Исторические описания героического личностного образца

1. Герои в эпосе Гомера 88

2. Героический Энтузиаст. Дж. Бруно «О героическом Энтузиазме». 100

3. Герои и героическое в произведениях Томаса Карлейля 111

4. М. Горький о героическом в человеке 124

Заключение. 135

Библиография

Введение к работе

В процессе своего развития любое общество нуждается в стабильности и гармонии, первоосновой которых являются определённые нравственные ценности и этические нормы. Последние представлены в многообразных формах, среди которых одной из центральных являются принятые в обществе личностные образцы достойного поведения. Личностный образец представляет собой образ совершенного в духовном и физическом плане человека, персонификация определенной системы ценности и стиля жизни.

Система ценностей и стиль жизни, в основе которых лежит конкретный личностный образец, принято обозначать понятием, «этос». Развитие общества представляет собой совокупность групп, каждая из которых придерживается определенной системы ценностей, имеет своеобразный стиль поведения, они характеризуются многообразием этосов. Взаимодействие этосов может приводить к конфликтным ситуациям вследствие различий в системах моральных норм. Один из способов избежать этого заключается в том, что, как правило, какой-то один этос выдвигается на доминирующие позиции в обществе.

Традиционно философско-этическая литература выделяет в культуре два этоса: аристократический и буржуазный, которые не отражают всего разнообразия общественных нравов, хотя и обозначают их важнейшие доминанты. Ограниченность выделения только этих двух этосов в качестве основных полюсов социально-нравственных напряжений особенно отчётливо проявляется в кризисных периодах развития общества, сопровождающиеся усилением социальной дезинтеграции. В такие исторические моменты неопределенности, хаоса, поиска новых форм жизни общественно-устойчивые образцы поведения теряют свою действенность. В такие моменты традиционные этосы теряют свою роль регулятивных ориентиров общественной морали, и единственно спасительной оказывается героическая система ценностей. Возникает вопрос: можно ли в истории общественной

морали выделить еще один этос - героический. Героический этос в истории морали — и становится предметом данного исследования. Мы будем рассматривать данный этос в истории морали сквозь призму тех важнейших литературных и философских обобщений этой проблемы, которые представлены в европейской культуре.

Тема героизма является предметом дискуссий на протяжении многих веков, но тем не менее он не нашла своего устойчивого, более или менее общепризнанного места в современной культуре. Нет ясности не только в вопросе о том, что такое «герой» и «героизм», но и о том, каков ценностный статус этих феноменов. Особенно мало источников, посвященных проблеме героизма как системе ценностей, образу поведения, рассмотрению героя в качестве идеального типа в целях воспитания молодого поколения.

Исследование героизма и героического личностного образца является актуальным для современного общества, хотя в наше время героизм потерял свою несомненную привлекательность в общественном сознании, зачастую становится предметом иронии и насмешек, тем не менее есть много свидетельств того, что люди испытывают потребность, тягу к нему.

Проблема героизма исследовалась многими мыслителями в разных философских (Дж. Бруно , Г.В.Ф. Гегель, Т. Карлейль , С.Н. Булгаков), социологических (Н.К. Михайловский3, А.В. Луначарский4) и литературоведческих (Морис Сесил Боура5, СМ. Штут6) исследованиях. Одну из первых попыток описания героической личности в эпоху Античности представляют поэмы Гомера, на которых фактически основаны наши представления о героях и героизме. «Концепция героического

1 Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев, «Новый Акрополь», 1996.

2 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. // Т. Карлейль. Теперь и
прежде. М., «Республика», 1994.

3 Михайловский Н. К. Избранные труды по социологии в 2 тт. С.-П., «Алетейя»,1998.

4 Луначарский А. В.. Героизм и индивидуализм. Лекция, читанная в Ленинграде в 1924 году
в пользу беспризорных. «Новая Москва», 1925.

5 Боура С. М. Героическая поэзия. М., Новое литературное обозрение, 2002.

6 Штут СМ. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе. М., Советский писатель,
1964.

существования оформилась в Греции рано, и сохранялась очень долго — именно из нее главным образом и развились наши представления о героях и героическом» . В то время возникли яркие примеры героической личности, которые имеют довольно большое значение для современной западной культуры до сих пор. К числу первых теоретических исследований героического принадлежит произведение Джордано Бруно «О героическом энтузиазме» (1585 г.). В этой работе описаны основные черты героической личности, определены характерные черты, система ценностей героя. Пример героического энтузиаста весьма показателен в том смысле, что делает наиболее очевидными все те проблемы и парадоксы, которые возникают в связи с героизмом.

Согласно Гегелю, сферой деятельности героя является история, именно благодаря ему, человеческое развитие не стоит на месте, а движется, исполняя волю мирового духа. Целью героев или всемирно-исторических личностей, как их называет Гегель, является всеобщее. «Это всеобщее является моментом творческой идеи, моментом стремящейся к себе самой и вызывающей движение истины»8. Соответственно, частные интересы и цели всемирно-исторической личности содержат в себе элементы воли мирового духа, они скрыты и недоразвились до наличного бытия. Поэтому предназначением такой личности состоит в реализации воли мирового духа.

Томас Карлейль рассматривает героическую личность на примере великих людей - тех, кто становится покровителем, вождем, пастырем, учителем и способен вести за собой других: «Человек, который становится повелителем других людей, воле которого все другие воли покорно предоставляют себя, подчиняются и находят в этом свое благополучие, такого человека мы можем считать по сущей истине величайшим из великих»9. Н.К. Михайловский исследует отношения героя и толпы,

7 Боура С. М. Героическая поэзия. М., Новое литературное обозрение, 2002. с. 6.

8 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 2000, с. 81

9 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. // Т. Карлейль. Теперь и
прежде. М., «Республика», 1994. с. 159

противопоставляя их как «активное» и «пассивное» начала в развитии общества. Герой для него является «двигателем» масс, инициатором, творческим началом. А. Рено10 также рассматривает различные примеры героизма и героической личности на протяжении истории человечества, например, Карла Великого, видя в нём образ героической личности: «Высокий героизм Карла Великого проявляется еще больше в мире, чем на войне. Не щадя сил своих, он без устали работал над пересозданием внутреннего строя государства, над упрочением справедливости и порядка»11. А.В. Луначарский исследует героизм как социальное явление, которое возникает при расслоении первобытного общества. По его мнению, рождению героя способствует некий мистический страх обывателя перед неизвестным. Он считает, что героическая идеология была создана революционерами дворянского происхождения, разночинцами, для того чтобы иметь право противопоставить себя толпе и стремиться оправдать свое противопоставление: «Революционеры из дворянства, а затем по большей части, из разночинцев, создали сами для себя героическую идеологию, они сами противопоставляли себя, как «героев», толпе...» .

Особенно большое количество трудов на тему героического появилось в начале XX века в связи с обоснованием революционных преобразований. В качестве примера можно привести работы русского философа С.Н. Булгакова13 раннего периода его творчества. Для него героическая личность -это сверхчеловек, который стремится стать спасителем, если не всего человечества, то хотя бы. русского народа. Человек, которому многое позволено, который творит историю из самого себя. Философ, публицист

Рено А. Героизм: примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов. С.-П., 1896 г.

11 Там же. с. 160

12 Луначарский А. В.. Героизм и индивидуализм. Лекция, читанная в Ленинграде в 1924году
в пользу беспризорных. «Новая Москва», 1925. с. 33

13 Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество// Вехи. Сборник статей о русской
интеллигенции. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М., «Новое время» и
журнал «Горизонт», 1990.

Г.В. Плеханов считает, что все предназначение героической личности заключается не в том, что он может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, «что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода»15. Герой велик тем, что он служит обществу, когда это необходимо. Тема героической личности занимает также значительное место в ранних произведениях М. Горького. Он считает, что героями должен стать каждый человек, так как только при этом условии можно построить счастливое общество. Героическая личность необходима обществу, поскольку представление о такой личности помогает воспитывать «любовь и доверие к жизни и людям»16. Человек должен осознавать себя творцом мира, отвечать за созданное им зло и гордиться добром, которое он совершил. Горький фактически отождествляет понятие «героическая личность» с понятием «человек с большой буквы».

После второй мировой войны наблюдается новый всплеск в исследовании героизма. Об этом пишут Ю. Фучик , один из организаторов

1 о

коммунистической партии в Чехословакии, Д. Ибаррури , деятель испанского коммунистического движения, В.П. Шестаков19. Некоторые исследователи, Н.И. Киященко , Г. Кучеренко , рассматривают феномен героического как эстетическую категорию, где герой представляет собой соединение красоты не только душевной, но и физической. «Героическое не может вызвать страха или ужаса, оно, также как и возвышенное, радует,

14 Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории// Избранные философские произведения. М., 1956 т. 2. Там. же. с. 333.

16 М. Горький - Г.Дж. Уэллсу. Из переписки М. Горького с зарубежными литераторами.// ж.
Вопросы литературы. 1957 №1. с. 179

17 Фучик Ю. О героях и героизме// Избранное. М, Правда, 1956.

18 Ибаррури Д. Героев рождает народ// сб. Герои наших дней. 1961.

19 Шестаков В. П. Категория героизма в истории этики. К критике буржуазного понимания
героизма// Вестник истории мировой культуры. 1960 № 2.

20 Киященко Н.И. Героическое как категория эстетики// Эстетика. Категории и искусство. М.: Искусство,
1965.

21 Кучеренко Г. Подвигом рожденное, к подвигу зовущее. М.: Изобразительное искусство, 1971.

восхищает человека, вызывает у него чувство гордости» , становясь образцом для подражания. В последнее время феномен героизма исследуется в диссертационных работах И. М. Сушкова23, О.А. Бабенко24, В.Д. Шарова25.

СМ. Штут и СМ. Боура рассматривают и определяют героизм, героическую личность с литературоведческой точки зрения. Так, СМ. Боура исследует «героическую поэзию», рассматривая тексты разного объема и жанра, близкие по тематике. Он исследует и гомеровские поэмы, и средневековые эпические песни, такие как: «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», эддические песни, эпические сказания тюркских народов, песни сербов и болгар и русские былины. Основой его исследования является героическое мировосприятие, воплощенное в стихотворной форме, переданное устным способом. По мнению СМ. Боура «герой действует в некоем мире, который обладает определенными свойствами и заданными параметрами»26, которые и задают критерии героизма.

СМ. Штут исследует героическую личность в литературных произведениях, написанных в период Советского Союза, и приходит к выводу, что в литературе социалистического общества выстраивается новая концепция личности - героическая: «И вот эта новая концепция личности, исходящая из повышенных - героических - критериев оценки человека, его возможностей, обязанностей, места в обществе, роли в истории, и определяет новаторство советской героической литературы»27. Героическая концепция личности не выделяет людей по какому-либо признаку в особую группу героев или как великих личностей. Героизм в данном случае служит основой для самосовершенствования каждого человека, что позволяет

22 Киященко Н.И. Героическое как категория эстетики// Эстетика. Категории и искусство. М.: Искусство,
1965, с. 93.

23 Сушков И. М. Сущность героизма и исторические особенности его развития. Автореферат
диссертации на соискание степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1970.

24 Бабенко О.А. Образ героя в культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук. Ростов-на-Дону. 1999.

25 Шаров В.Д. Обыденное и героическое в морали. Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук. Москва. 1975.

26 Там же. с. viii.

27 Штут СМ. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе. М., Советский писатель,
1964. с. 44.

совершенствоваться обществу в целом: «Героизм, понятый как единая для всех тенденция развития, приобретает особый социальный, этический, эстетический смысл, он становится мерой каждого человека принципом его оценки - оценки не обязательно похвальной, но, возможно, осуждающей»28.

Проанализировав литературу, можно выделить те ценности, характерные признаки героического, которые складываются в идеальную личность, являющуюся образцом для подражания, воодушевляющую людей на высокие поступки, что и является задачей данного диссертационного исследования.

Его конкретной целью является определение героического этоса, и основных этапов его исторического развития и осмысления:

описать метод личностного образца в этике и возможность его применения к исследованию героизма;

дать определение понятию «героический этос», выделить причины возникновения этого феномена, его основные исторические проявления;

определить понятие «героического личностного образца», круг проблем, связанных с данным понятием, классифицировать ценностные качества данного личностного образца;

проанализировать теоретические источники, в которых нашла отражение исследуемая проблематика, сосредоточив главное внимание на следующих вопросах: зарождение героического этоса, его развитие, доминирование того или иного качества героя в разные эпохи.

- рассмотреть круг вопросов, связанных с соотношением героизма и
насилия, с парадоксальной сущностью героизма, героизмом как стилем
жизни общества.

При решении поставленных в диссертационной работе задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: исследование специальной литературы, анализ, синтез, систематизация и обобщение полученных данных. В основу диссертационного исследования

Там же. с. 45-46.

лег метод личностного образца М. Оссовской . При помощи этого метода история морали рассматривается как смена личностных образцов, которые цементируют определенные этосы. Для правомерного выделения героического этоса также необходимо использовать сравнительно-исторические методы, системный подход, описательный метод.

Научная новизна состоит в том, что данная работа представляет собой первое специальное комплексное исследование героического личностного образца наряду с аристократическим и мещанским личностными образцами. Рассматриваются обобщения героического этоса в философских и литературных произведениях разных эпох: так эпоха Античности представлена поэмой Гомера и этическими сочинениями Аристотеля, эпоха Возрождения — произведением Дж. Бруно «О героическом Энтузиазме», эпоха Нового времени - произведениями Т. Карлейля и XX век - ранними произведениями М. Горького. Показано, что героический этос не привязан к определенным социальным группам; он адекватен переломным (неустойчивым, кризисным, революционным) эпохам. Обоснована особая роль личностного образца в системе героических нравственных ценностей: героический личностный образец не столько выражает соответствующий этос, сколько формирует его.

29 см. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987.

Понятие личностного образца

М. Оссовская, описывая общественные нравы и, в частности, выявляя их качественно своеобразные общественные формы, пользуется понятием «этоса». Слово этос в древнегреческом языке первоначально обозначало «привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо, а также устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер. В этом втором значении его мы встречаем в философских текстах; так, Гераклит говорит, что этос человека есть его божество, Эмпедокл говорит об этосе первоэлементов. От него впоследствии Аристотелем было образовано понятие «этика» (4 в. до н.э.). Этос обозначает «спокойный, нравственный характер, разумный стиль поведения»30, в отличие от другого греческого понятия «патос», выражавшего аффективную, иррациональную направленность человеческой деятельности. Как сказано в философской энциклопедии, «в античности под этим подразумевалось характер физического, морального, общественного, художественного явления, об этосе говорится как об устойчивом нравственном характере, а также как о чем-то динамически-направляющем» .

Понятие этоса в античном моральном сознании обозначало как характер человека, так и общественные нравы, в которых формируются и которые воплощают соответствующие характеры. Оно выражает единство индивидуального и социально-группового аспектов человеческого поведения. М. Оссовская рассматривает понятие этоса в его социально-групповой определенности, акцентируя внимание на ценностных представлениях различных общественных групп. В ее понимании этос — «это стиль жизни какой-то общественной группы, общая (как полагают некоторые авторы) ориентация культуры, принятая в ней иерархия ценностей, которая либо выражена explicite, либо может быть выведена из поведения людей.... Термин «этос» применяется к группам, а не к индивидам. Его объем выходит за рамки ценностей, которыми занимается этика»32. Термин «этос» находится на стыке разных наук: он является моральным понятием ив то же время этос - один из основных терминов социологии культуры. Этос приобретает социальный статус, он является устойчивой природой, характером определенной общественной группы. Подобное явление возникает тогда, когда мы сталкиваемся с описанием, обсуждением того, какие склонности присущи общественной группе, что является предпочтительным для людей, принадлежащих данной группе, в решении определенных вопросов. Любой конфликт можно решать разными способами, каждый способ избирается относительно системы ценностей, ценностных приоритетов данной общественной группы.

Этос основывается на личностном образце или идеальном типе. М. Оссовская дает, в принципе, условное название данному явлению, так как в литературе возникает много недоразумений, связанных с многозначностью понятия «образец» или «тип». Только в 30-е гг. XX века возник интерес к проблеме направляющих образов или идеалов личности . Зачастую невозможно понять культуру, если не рассмотреть, какие личностные образцы лежат в ее основе. Под личностным образцом Оссовская понимает тот вымышленный или реальный «образ личности, который считается достойным подражания, является объектом притязаний, принят в данном социальном слое, обществе в качестве идеала» .

Понятие «образец» опирается на такое психологическое явление, как подражание. Задача личностного образца состоит в том, чтобы побуждать к подражанию. Феномен подражания может быть проявлен в разных видах поведения: в жестах или определенных движениях, эмоциях, подражательные действия разнообразны. Но в данном случае, нас интересует подражание в поведении человеку, вызывающего восхищение, уважение, т.е. подражание его ценностным идеалам. Причиной подражания может быть просто притягательность образа, то, что вызывает симпатию. Также одной из основных причин подражания может послужить то, что человек желает достичь того же результата, что и объект восхищения. Данное поведение поможет наилучшим способом реализовать свои цели. Предметом подражания в данном случае является ценностные приоритеты, моральные качества. Объект подражания - это обязательно стоящий на «ступень» выше, то есть должен превосходить в чем-то других, будь то привлекательность или компетентность, власть, интеллект, привилегированность, причем зачастую пол и возраст имеют значение. При этом всегда сохраняется дистанция между тем, кто подражает и объектом подражания. Подражание не должно доходить до обожествления объекта, конечно, определенная идеализация происходит, но личностный образец не должен стать идеалом, совершенством, так как идеал предполагает нечто недостижимое, нереальное. Идеал нельзя ни с чем сравнить, оценить, наделить его ценностями, в самом определении идеала заложен смысл о его недостижимости. К идеалу можно лишь только стремиться, путем преодоления собственного природного начала.

Личностный образец предполагает определенную иерархию ценностей, добродетельных качеств. Подобная иерархия ценностей становится морально значимой в определенные эпохи, такой образец становится нормативным. Образец, в данном случае, является неким знаком того, что поощряется, одобряется. Этот знак в том числе является критерием, с помощью которого маркируются в мировоззрении этой группы людей понятия добра и зла, чести и достоинства. Востребованность в обществе, удовлетворение потребностей экономического, политического и социального уклада общества служит критерием построения иерархии определенных ценностей в личностном образце. Соответственно, появляется необходимость в воспитании определенных ценностных установок, которые отображаются в личностных образцах, при смене общественного строя они могут считаться аморальными, негативными в восприятии людей.

Мы будем использовать термин «личностный образец» в нашем исследовании так, как его понимает М. Оссовская. Личностный образец - это термин «для обозначения объекта притязаний, а подражанием будем считать старание походить на кого-то, обусловленное сознательным или неосознаваемым убеждением в тех или иных достоинствах лица, которому мы подражаем» . При рассмотрении личностного образца акцент делается именно на его моральные ценности. Личностный образец включает в себя не только положительные признаки, выраженные в моральных качествах, но также и нейтральные признаки, в их совокупности мы фиксируем понятие определенного этоса, при условии, что данного этоса придерживается определенная общественная группа.

Этосов в любом обществе находится определенное количество. Это разнообразие этосов вызывает конфликтные ситуации между собой, разрешение которых снимает социальное напряжение. Конфликтная ситуация разрешается путем «борьбы» этосов за доминирование, победа того или иного этоса служит новым необходимым этапом развития общества. «Некоторые формы конфликтов, по ее мнению, необходимы как в общественном, так и в этическом плане, поскольку это связано с имманентно присущим нашей традиции отсутствием единства этических идей...»36. Оссовская выделяет в истории морали два этоса: аристократический и мещанский. Уже в античности в произведениях Гомера, Гесиода, Аристотеля можно найти основные признаки этих двух этосов. Каждый этос доминирует в определенные эпохи, так например, период преобладания рыцарского или аристократического этоса можно отметить в эпоху Античности и Средневековья, буржуазный, этос - Новое, Новейшее время.

Подобное разделение истории морали на этосы весьма условно, так как сложно точно зафиксировать наличие «чистого» личностного образца в общественном моральном сознании, особенно в современности. В то же время необходимо заметить, что одни и те же качества или ценности встречаются в разных этосах. В качестве примера можно привести такое качество как честность. И в том и в другом этосе обязательно присутствует понятие честности, но в каждом оно понимается по-разному. Аристократ может быть честным только по отношению к людям своего круга, своей общественной группы. Человек же, принадлежащий мещанскому или буржуазному этосу, также обязан быть честным, так как тем самым он заслуживает доверия, которое так важно в его делах.

Аристократический личностный образец

В данном параграфе мы рассмотрим один из двух выделенных М. Оссовской этосов, а именно аристократический, в основе которого лежит аристократический личностный образец. Иногда данный этос еще называют рыцарским, — подобное название возникало в эпоху Средневековья. Рыцарство отличается от знати, аристократии. Рыцари являются «мелкими светскими феодалами, профессиональная группа, состоящая из социально и экономически зависимых солдат и административного аппарата, окружение крупного феодал, проживающие на его землях или в самом замке» Аристократический этос проявляется в двух видах - как этос воина и как этос мирного гражданина, «который считает себя вправе занимать самые высшие ступени общественной лестницы» . Понятие «аристократии» является более широким и может включать в себя другие социальные подгруппы.

Описание данного этоса лучше всего начать с представления его в античности. Согласно Йегеру39, именно в Греции осознано использовались личностные образцы в воспитании молодых мужчин. Описание аристократического личностного образца можно встретить у Гомера, Солона, Пиндара, Платона, Аристотеля. Гомер один из первых описал его в своих эпосах. В Древней Греции «аристократами» или, как их называл Аристотель, «по праву гордыми», могли называться только мужчины, так как воином и гражданином согласно закону мог быть только мужчина. Особую роль в аристократическом этосе играет высокое происхождение, как необходимое условие благородства. Невозможно никого лишить его благородного происхождения, поэтому любого благородно-рожденного считают аристократом, наделенным честью и достоинством. Довольно значительно место в «Илиаде» Гомера занимает генеалогия его героев. Также с происхождением человека связана красота - это очень важный критерий аристократизма. Такой человек обладает неизменной красотой, он должен излучать силу, он высок, широкоплеч. За красоту благородным многое прощалось. «Рыцарь должен быть искусным атлетом и с честью выходить из состязаний на играх. Эти умения опять-таки служат его отличительным классовым признаком, ведь их приобретение требует свободного времени»40. Оссовская, ссылаясь на Т. Веблена41, называет основные четыре занятия, которыми может по своему статусу заниматься рыцарь или аристократ: управление, религиозная сфера деятельности, война и спорт.

Гомер описывает, в основном, именно образец воина, каким он должен быть, хотя при этом не упускает моменты, каким должен быть воин в мирное время. Одно из уязвимых мест воина - это его честь, для него добровольное унижение являлось самой большей жертвой, которое может привести даже к самоубийству. Также большим унижением для воина считалось прослыть смешным, зачастую подобный позор могла смыть только собственная кровь. «Заботе о собственной чести неизбежно сопутствует боязнь прослыть смешным. Аякс, который бросился на стадо баранов, приняв его за людей Одиссея, должен был покончить самоубийством. Добровольное унижение ради получения чего-то очень желанного - наибольшая жертва, какую только можно себе представить» . Воину свойственны мужество и отвага, так как свою честь рыцарь может защитить только с оружием в руках. Каждый конфликт должен решаться открыто, в честном бою, - воин никогда не побежит с поля боя. Если он повернется спиной к сопернику, получит удар в спину - это не принесет ему славы. Понятие чести для него заключается в стремлении к славе, желание отличится своими поступками от других. Дополнительные трудности на пути к ее достижению только увеличивают славу. Также можно назвать делом чести проявление щедрости и великодушия. Выражается это в гостеприимстве, причем необходимо щедро одарить гостя, что является обязанностью хозяина. В рыцаре не должно быть корысти, жадности, все его поступки совершаются широким жестом. Также в понятие чести включается соблюдение закона перемирия, спасение своего друга, т.е. верность дружбе.

Как было уже замечено, воина от простолюдина отличает искусство в атлетики. Здесь необходимо отметить, что отличительной чертой рыцаря будет являться особое проведение досуга, в который должно обязательно входить занятие спортом, искусством и т.д. Рыцаря от простолюдина сразу можно отличить по его манере держаться, разговаривать, в его учтивости, которая проявляется в тактичности рыцаря. «Ведь речь на протяжении веков служила признаком классовой принадлежности. Учтивость видна во многих чертах. Учтивый человек не старается непременно выйти на первый план, ведет себя сдержанно.... Учтивость его хозяев сказывается в их такте. Они не расспрашивают назойливо, с кем имеют дело, но дожидаются, пока получивший угощение пришелец сам не расскажет о себе столько, сколько сочтет нужным» . Рыцарь никогда не бросит в беде своего друга, честь друга отстаивает так же, как свою. При этом друг в свою очередь должен оказывать помощь и поддержку своему защитнику - быть благодарным, и желательно, отплатить тем же, в этом будет состоять его долг и честь рыцаря. Неблагодарность всегда заслуживала осуждения во все времена. Оссовская приводит цитату Полибия: «Допустим, что кто-нибудь получил бы от другого поддержку и помощь в беде, и вместо благодарности вздумал бы когда-нибудь повредить своему благодетелю; подобный человек, понятно, должен возбуждать недовольство и раздражение в свидетелях, как потому что они огорчаются за ближнего, так и потому, что ставят себя в подобное положение. Отсюда у каждого рождается понятие долга, его силы и значения, что и составляет начало и конец справедливости» .

У благороднорожденных, воинов, рыцарей существует правило «сокрушенного сердца». Если противник покорился и просит пощады, воин никогда не поднимет меч, даже если его мотивом будет выкуп за голову побежденного. Рыцарь не позволит себе унизиться до того, чтобы ударить покоренного или ударить в спину, такие действия будут подобны избиению или убийству, схватка должна быть честной. Существует несколько законов войны у Гомера, описанные О.Р. Сэндстром. «Пощади того, кто покорился и просит пощады; уважай посла; соблюдай перемирие; не препятствуй погребению мертвых и воздержись от похвальбы над трупом врага».

Выделение героического этоса в истории человечества

М. Оссовская описала историю морали с помощью двух этосов, но правомерно ли ограничиться только ими двумя. И существует ли наряду с ними другие этосы. Имеют ли они моральное основание, могут ли стать предметом этического рассмотрения. В истории человечества в некоторые периоды невозможно описать общественную, моральную ситуацию с помощью аристократического или мещанского этоса. Но возникает необходимость определить социально-моральный уклад, например, в ситуациях нестабильности общества. Такими ситуациями в первую очередь являлись справедливые, всенародные войны, революции, когда старый уклад жизни общества не отвечал новым требованиям его развития. В этих условиях происходила переоценка моральных ценностей, смешение ценностных понятий добра и зла. Формировались новые моральные качества, которые помогали обществу стабилизироваться, преодолеть кризисную ситуацию. Менялись приоритеты в экономике, политике. Соответственно, в обществе рушилась старая структура и создавалась новая, происходила смена доминирующих классов. Причем строительство нового общества требовало таких же материальных и духовных затрат, как и разрушительные действия: войны, революции и т.п. Это те ситуации, когда люди находились на грани гибели, когда их обычный мир превращался в хаос. Ярким примером могут служить великие буржуазные революции в Англии (40-50 гг. XVII в.), во Франции (1789-1794 гг.), в этот период происходила смена ценностных и социальных доминант, аристократический этос уступил господствующее положение буржуазному этосу. Такие же явления возникали в мирное время при стихийных бедствиях: наводнениях, пожарах, землетрясениях, преодолениях последствий экологических, техногенных катастроф и т.д. В подобные периоды возникала потребность в другом этосе, и приобретал решающее значение определенный этос, назовем его «героическим». В такие периоды рождались яркие личности как Жанна д Арк, Вильгельм Тель, Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Алексей Маресьев, целые группы людей жертвовали собой ради спасения целого народа, борясь за его счастье, совершая великие дела. Возникала необходимость в героях, в сильных людях, которые могли повести за собой остальных и быть уверенными, что действуют правильно, которые способны были превратить хаос в порядок. «Общество нуждается в героях и выдвигает их с неизбежностью, так как оно не может иначе разрешить свои задачи, трудности, противоречия, стоящие перед ним на данном этапе его развития. Скрытый героический энтузиазм ярко обнаруживается в массовом масштабе в переломные, критические моменты истории: например, в революциях, прогрессивных, справедливых войнах, борьбе со стихийными бедствиями»68. В эти периоды героический этос становился доминирующим. Аристократический и буржуазный этосы уходили на периферию общественного сознания, но не исчезали, все этосы так или иначе существовали одновременно в обществе, их доминирование зависело от конкретной исторической ситуации. Героизм также присутствовал и в период господства аристократического этоса и в период господства буржуазного этоса. «Обычно времена героизма - это времена, когда господствует страх, но нет такого дня, когда героизм не мог бы найти своего появления. Но любой человек с героическими качествами всегда найдет острую ситуацию, чтобы испытать себя»69. Любой аристократ, мещанин, герой всегда будут действовать согласно своей системе ценностей, своему идеалу и долгу, независимо от ситуации.

М. Оссовская в своем исследовании фиксирует соответствие между определенным социальным слоем и одним из этосов. В случае же героического этоса возникает сложность в выделении определенного социального слоя. Невозможно строго выделить соответствующий социальный слой, который постоянно бы придерживался героической системы ценностей. Специфика кризисных ситуаций в обществе состоит в том, что они не могут быть разрешены с помощью обычных, утилитарных, социально ориентированных средств. Соответственно, для снятия напряжения или данной конфликтной ситуации, обществу требуются иные решения, а именно героические. РІменно в такие периоды в обществе востребованы героические качества, которые стараются впоследствии воспитать в молодом поколении. С помощью общественного мнения, пропаганды, агитации формируется героический идеал, образец человека, которому нужно следовать в данной критической ситуации.

Многие известные социологи, философы отмечали, что в любом обществе должно быть стремление к героизму, неосознанная потребность в героическом. Это происходило, по словам П. Боранецкого70, по причине «моральной безработицы», когда общество имело большой творческий потенциал и не могло его достойно использовать. При этом возникало ощущение никчемности, абсурдности жизни, сама жизнь теряла смысл. «Моральная безработица.... — отсутствием возможности осмысленного применения все возрастающих творческих и идеалистических сил масс, особенно масс молодежи, изнывающих и гибнущих от ощущений своей ненужности и от повсеместного избытка творческих сил» . Энергия творчества, стремления к Великому противоречит повседневности, обыденности жизни. Такое противопоставление ставит людей в противоречие с самими собой.

Другая причина потребности общества в героизме заключается в том, что сама толпа, народ лишены всякой оригинальности. Из-за рутины жизни, которая заменяет, по сути, весь смысл существования, толпа, народ реагирует на любое проявление нетривиальности, необычности, на того человека, кто может освободить их от рутины жизни, дать смысл их существованию. «Лишенная всякой оригинальности и всякой устойчивости, до последней возможной степени подавленная однообразием впечатлений и скудостью личной жизни, она (толпа - авт.) находилась как бы в хроническом состоянии ожидания героя. Чуть только мелькнет какой-нибудь особенный, выдающийся образ на постоянно сером, томительно ровном фоне ее жизни - и это уже герой, и толпа идет за ним, готовая, однако, свернуть с половины дороги, чтобы идти за новым, бросившимся в глаза образом» .

Первоначально понятие «героического» в нравственном сознании складывалось стихийно и отображалось в героических эпосах. Формирование концепции героического, как и аристократического, и буржуазного, возникло еще в Античности. Появление героического этоса в Древней Греции обусловлено тем, что в этот период личность сильно развита, но при этом «она все еще находится в крепкой связи со своим родом и племенем, она их обслуживает, она их организует и ими управляет, она с ними представляет единое целое»73. Это привело к тому, что отдельная личность, сохранившая тесную связь со своим народом, стала выразителем социальной мощи этого народа, олицетворяя собой общественно-исторические возможности.

Герои в эпосе Гомера

Как уже было сказано, героический этос зародился еще в древности. Наиболее полное его описание мы находим в произведениях Гомера. Распространение и создание поэм происходило при помощи аэдов-певцов, упоминаемых у Гомера (Демидок из Алкинои, Фемей на Итаке). Позже поэмы распространялись профессиональными певцами-декламаторами, так называемыми рапсодами. Запись поэм была произведена не позже VI в. до н.э. . Считается, что Гомер жил в VIII в. до н. э., именно он был первым среди тех, кто воспевал героев, изображая тем самым героический личностный образец. Герои рождались в результате союза богов и людей. Так, например, Геракл, герой героев является сыном самого Зевса, Ахиллес -сын морской богини Фетиды, Эней - сын Афродиты, Калхас — внук Аполлона. Герои пользуются покровительством богов, получают прямые указания к тем или иным действиям, боги их окружают заботой и вниманием. Парадокс героев заключается в том, что они несут в себе божественное начало, но в то же время не являются богами, так как они смертны. Смертность они унаследовали от земных родителей. Эту отделяющую их от богов границу герои преодолеть не могут. Бессмертие они могут заслужить только одним способом — через свершение великих дел, подвигов. «Герои ставят перед собой именно такую задачу — жить подобно богам и невозможное в физическом смысле бессмертие компенсировать бессмертием дел» . Гомеровские герои представляют собой определенный идеальный тип, который впоследствии будет воспринят европейской культурой и разовьется как в аристократический этос, так и в героический. М. Оссовская довольно подробно рассматривает «Илиаду» Гомера, при этом выделяя только аристократический этос, признавая, что некоторые черты героев «Илиады» выходят за рамки непосредственно аристократического этоса. Так, например, поведение Гектора не соответствует аристократическому этосу. М. Оссовская считает, что аристократу не свойственна патриотическая мотивация. «Мотивом войны служит личная месть....»179, как это произошло в «Илиаде», когда троянцы нарушают данную ими клятву. Подобный патриотический мотив появится лишь у Гектора: он ведет оборонительную войну, нежели наступательную. С образом Гектора возникает новый идеал личности, который впоследствии, вобрав ряд характерных черт от аристократического личностного образца, примет форму героического этоса. «По-видимому, в образе Гектора мы сталкиваемся с возникновением нового идеала мужественности, с рождением идеи, согласно которой человек лучше реализует себя, служа своему городу, нежели удовлетворяя собственную честь»180. По мнению Лосева А.Ф., сам Гомер критикует поведение Ахилла и Агамемнона, которое трактуется как проявление капризности, самодурства и воинского зверства181. Деятельность же Гектора наоборот вызывает одобрение. Его образ является противопоставлением сложившемуся в «Илиаде» стихийному героизму. «Ему (стихийному героизму Ахилла — авт.) противопоставляется герой нового типа, именно Гектор, которому теперь уже несвойственно ничего зверского или безрассудного, но который является идейным защитником своей родины и не действует из-за чувств мести, корыстолюбия или властолюбия» .

Из текста поэм Гомера можно выделить основные характеристики героического личностного образца. Первое, что нужно отметить, это то, что герой обладает способностью подняться над инстинктом самосохранения, не бояться смерти, быть выше смерти. Он выражает презрительное отношение к смерти, тем самым, вставая над ней. Этим герои доказывают, что для них есть нечто более ценное, чем бренное существование. Но именно смерть придает величие герою, именно в этом случае можно сказать, что он сделал все и даже больше - отдал свою жизнь, чтобы достигнуть цели.

Вся деятельность героя направлена на свершение великих дел, которые имеют значение для жизни многих людей. Достижение великих целей подразумевает необычные способности и качества самого героя, который стремится быть лучше других. «Тщится других превзойти, непрестанно пылать отличиться» (Ил. VI, 208) . Причем герой старается отличиться именно в тех делах, которые высоко ценятся среди людей и имеют общезначимый статус. Он совершает те подвиги, которые смогут оценить по достоинству. Гомеровский герой выражает волю богов, он отмечен высшим знаком, но средства достижения цели может использовать человеческие. Герой несет в себе две сущности: божественную и человеческую, эти сущности создают в его душе конфликтную ситуацию, разрывают его на части. Герой должен преодолевать в себе человеческие слабости и стремится к своей божественной половине, совершая великие дела. «Герой сталкивается с проблемами в самом себе, может встречать дополнительные трудности во внешних обстоятельствах и противостоит им с той же самой энергией, с какой он борется против своих недругов. В стремлении реализовать себя герой готов сразиться с самими устоями жизни или с богами, которые их навязывают » . Поступки и дела становятся великими, когда станут достойными богов. Герой в итоге вполне может поставить себя на один уровень с богами, а иногда и выше богов, за что многие герои, описанные в античных мифах, буду наказаны. В эпоху античности герои не позволяют себе особенно противостоять богам, но в последующее время, они могли взять на себя функцию богов на земле. «Умеренность Гомера ставит его героев в определенные рамки: он не дозволяет им очень уж расходиться в своих нападках на богов или вступать с богами в достаточно серьезные конфликты. Те же герои греческих сказаний, что зашли слишком далеко в своем противостоянии богам, как Тантал, который хотел хитростью избежать смерти, или Иксион, который силой овладел Герой, супругой Зевса, становятся примером страшного греха и справедливого возмездия. Людям опасно откровенно противостоять богам, и Гомер избегает этого»1 5.

Другая сторона деятельности героя выражается в чествовании его заслуг и достоинств. Гомеровские героям необходимо внешнее признание их заслуг и все поступки направлены именно на получение этого признания. В более позднее время герой уже не нуждается в чествовании, для него более важным являются его великие поступки. Само их свершение уже становится признанием его достоинства и величия. Герою присуща скромность, не в его правилах признавать себя великим человеком.

Честь героя является самым его уязвимым местом. Боязнь того, что честь может быть попрана кем-то, дает герою новые силы для действия. Если честь запятнана, то восстановить ее можно лишь кровью, при этом нанести поражение обидчику, доказав его лживость. Честь порождает стремление к бессмертной славе, которая доказывает честолюбие героя. Для героев Гомера важно оставить после своей смерти память о себе и своих подвигах. «Величие дел определяется также и тем, как долго их будут помнить и о них говорить, восхищаться ими и им подражать. Герою вообще важно, что о нем будут говорить, в особенности же важно, что о нем будут говорить тогда, когда его не будет» . Смерть придает величие герою, поднимает его авторитет в глазах простых людей. Она является доказательством того, что герой действовал на пределе собственных сил и выполнил все, что от него могло зависеть. Со временем после смерти герою будут приписаны идеализированные, божественные или мистические черты.