Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого Шарановская, Юлия Викторовна

Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого
<
Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарановская, Юлия Викторовна. Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Шарановская Юлия Викторовна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Тула, 2011.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/175

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Философия пола и добродетель целомудрия в русской этико-философской традиции

1. Понятие целомудрия и способы его истолкования в истории культуры 16

2. Целомудрие в русской религиозно-нравственной традиции и философии пола и любви в России 54

ГЛАВА 2. Целомудрие как ценность в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого

1. Формирования идеи целомудрия в жизни и творческом наследии Л. Н. Толстого 83

2. Практическое преломление идеи целомудрия в духовно нравственном опыте толстовского движения 147

Заключение 162

Библиография 167

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном обществе, где стали привычными термины «свободная любовь», «гражданский брак», «безопасный секс», «однополые отношения», практически не осталось места для добродетели целомудрия, которая на протяжении многих веков относилась к разряду высших духовно-нравственных ценностей. В то же время особенно в последние десятилетия вопросы целомудрия приобрели остроту и актуальность, что связано в первую очередь с низким уровнем нравственности в подростковой и молодежной среде.

Актуальность данного исследования заключается в том, что целомудрие в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого является одним из высших духовных идеалов человечества, пробуждающих нравственные чувства и стремление к духовному преображению, одной
из ключевых ценностей толстовского учения, определяющей не только нравственное поведение индивида, но и мировоззренческую парадигму человеческой жизни в целом .

Для Л. Н. Толстого жизнь человека – это «борьба тела с духом», «все большее и большее освобождение духа от тела». Единственной достойной целью жизни человечества Толстой считает единение всех людей в любви, определяя любовь как стремление к соединению человеческой души
с Богом и душами других существ. Преодоление «тайны раздвоения», ставшее одной из центральных тем позднего творчества Л. Н. Толстого, заключается в стремлении к установлению целомудренных отношений между полами, целомудренной любви как высшего духовного блага.

Л. Н. Толстой на рубеже XIX–XX вв. наиболее остро и открыто привлек внимание общественности к проблемам, связанным
с взаимоотношениями полов, и отнес их к тем первоочередным задачам, поиск решения которых «должен быть осуществлен в России в ближайшем будущем». Л. Н. Толстым эти задачи были поставлены «как трагические проблемы совести современного человека» .

Современные проблемы, связанные с нормами сексуальной морали, духовным кризисом общества, во многом созвучны процессам, протекавшим в России в конце XIX – начале XX в. Поэтому обращение
к идее целомудрия в творческом наследии Л. Н. Толстого, является актуальной и своевременной.

Степень разработанности проблемы. Этика пола и феномен целомудрия, неразрывно связанный с телесным началом в человеке,
в творческом наследии Л. Н. Толстого являются проблемой практически
не изученной. В настоящее время в отечественной литературе нет специальных исследований, рассматривающих место добродетели целомудрия в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого, тема целомудрия как этической ценности в учении Л.Н. Толстого не являлась предметом систематического исследования.

Отсутствие таких исследований предполагает, что в данной работе автор опирается на работы, которые можно сгруппировать следующим образом:

– теоретические исследования, рассматривающие феномен целомудрия как проблему;

– теоретические исследования феномена любви и брака;

– работы, посвященные анализу религиозно-философского учения Л. Н. Толстого;

– художественные и религиозно-нравственные произведения, дневники и переписка Л. Н. Толстого.

В свою очередь, в группе теоретических исследований, анализирующих целомудрие как проблему, можно выделить следующие направления: религиозно-этическое: целомудрие рассматривается как общехристианская добродетель, указывающая на «умудренную целость» внутреннего мира человека (Г. И. Шиманский); этико-философское: значение целомудрия раскрывается через этимологическую сопричастность феномену мудрости (В. Н. Назаров), а также как нравственный феномен,
не имеющий абсолютного безусловного значения и не принадлежащий
к разряду неизменных ценностей, а зависящий от реальных форм жизнедеятельности общества (А. А. Гусейнов).

Понятие целомудрия неразрывно связано с такими категориями как половая любовь, брак, семья.

В теоретических исследованиях феномена любви и брака
в истории
можно выделить следующие направления:

а) культурно-историческое представлено следующими работами
по истории любви и половой морали: А. В. Сосновский, «Лики любви: Очерки истории половой морали» (1992); В. И. Розин, «Любовь
и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание» (1999); Рэй Тэннэхилл, «Секс в истории» (1995); Э. Фукс, «История нравов»; «Мир и эрос: Антология философских текстов о любви», составленная Р. Г. Подольным (1991); антология «Философия любви», включающая в себя работы известных специалистов в сфере историко-философской науки (1990); антологии «Русский Эрос, или Философия любви в России» (1991) и «Философия любви в России» (1995) В. П. Шесткова; и др.;

б) культурно-антропологическое: в исследовании А. М. Страхова «Философская антропология: эволюции образов пола и любви
в отечественной культуре последних столетий» (2006) анализируются взгляды Л. Н. Толстого на пол и брак, отмечается тесная связь формирования взглядов Толстого с «перипетиями» его жизни;

в) историко-философское представлено работами по проблемам пола и любви таких видных русских философов, как Вл. Соловьев, В. В. Розанов, Н. Ф. Федоров, выступающих в качестве оппонентов Л. Н. Толстого и имеющих оригинальные концепции.

В теоретических исследованиях, в основе которых находится анализ религиозно-философского учения Л. Н. Толстого, выделяются следующие направления:

а) исследования проблемы любви и брака в жизни и творчестве Л. Н. Толстого. Число работ, посвященных жизни и творчеству Л. Н. Толстого огромно. Среди фундаментальных трудов, представляющих интерес в рамках данного исследования, выделим следующие: В. Жданов, «Любовь в жизни Льва Толстого» (1928), И. Б. Мардов, «Лев Толстой: Драма и величие любви. (Опыт метафизической биографии)» (2005), П. Басинский, «Лев Толстой: бегство из рая» (2010). Перечисленные авторы отмечают, что на формирование взглядов Л. Н. Толстого относительно отношений между полами, а также проблему целомудрия оказал влияние личный опыт переживания данных отношений писателем
в браке и семье;

б) исследования проблемы любви и брака в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого. Исследованию проблем секса
и пола, и в частности взглядов на пол и семью Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, посвящена работа А. Ю. Лихачевой «Проблемы семьи и пола как объекты философской рефлексии» (2002). Вопросы отечественной философии любви и пола на рубеже XIX – начала ХХ в. отражены
в исследовании Т. В. Рябининой «Философия любви и пола в наследии русских мыслителей конца Х – начала ХХ века» (2002).

Анализ проблемы любовно-чувственных отношений в системе антиномии духовного и плотского в человеке проведен в диссертационном исследовании А. Г. Кешишева «Антиномия духовного и плотского
в художественном творчестве Л. Н. Толстого 1880-х – 1890-х годов».
В зависимости от соотнесённости плотского и духовного начал
в произведениях Толстого автор выделяет три рода любви, которые борются между собой в сознании автора: «человеческая», «естественная»
и «духовная».

Исследования религиозно-нравственной философии Л. Н. Толстого представлены монографиями Е. Д. Мелешко «Философия непротивления Л. Н. Толстого» (1999), «Христианская этика Л. Н. Толстого» (2006), учебным пособием Е. Д. Мелешко и С. А. Гусовой «Моральная философия Л. Н. Толстого», монографиями М. Л. Гельфонд «Нравственно-религиозное учение Л. Н. Толстого» и «Религиозно-философские истории мировоззрения Л. Н. Толстого» (2009). В указанных исследованиях даны реконструкция
и анализ нравственно-религиозного учения Л. Н. Толстого, категория целомудрия не рассматривается как один из важных структурных элементов этики Л. Н. Толстого.

Русская религиозно-этическая критика представлена таким именами, как А. Л. Волынский, А. Храповицкий, Н. Н. Страхов, Ф. П. Преображенский, Н. Я. Грот, С. Л. Франк, П. Б. Струве и др.

А. Храповицкий указал на принципиальное отличие исходной этической посылки учения Толстого от православного учения:
по Толстому, «вся жизнь определяется как борьба духа с плотью… между стремлением к жизни животной и жизни разумной». Противопоставляя толстовский идеал целомудрия христианскому (православному), А. Храповицкий отмечает, что, «уча целомудрию, Церковь заботится не о разделении всем мужчинам по женщине, но о беспрепятственном одухотворении ума нашего, ибо блудные помыслы лишают его возможности проникаться высшими чувствами», в то время как у Толстого в целомудрии только «то соображение, что блуд служит причиной разорения семей» .

Ф. П. Преображенский, назвав учение Толстого «плодом великого недоразумения», все же дал положительную оценку деятельности Толстого-мыслителя, способствовавшей «подъему нравственного сознания, которое в лице Толстого возвысилось над меркантильной
и эгоистической моралью последнего времени и пошло навстречу христианству» .

Н. Я. Грот главную ошибку Толстого подмечает «в отрицании глубокого дуализма человеческой природы, составляющего основу всей христианской метафизики». В толстовской проповеди целомудрия Н. Я. Грот видит прежде всего воздержание от чувственности, от всяческого сладострастия и животности, в которой состоит первая задача «духовной человеческой личности» .

С. Л. Франк характеризует мировоззрение Толстого как сочетание догматического морализма с индивидуализмом, считая, что именно морализм привел Толстого к суровому аскетизму. «Будучи первоосновой всеединства, Божество открывается лишь всеединству нашего внутреннего бытия, нерасколотой целостности нашей жизни – “целомудрию”, тому “детскому” в нас, по сравнению с чем все “мудрое” и “сведущее” в нас означает уже раздробленность, надтреснутость нашего существа,
от которой уже как-то ускользает реальность Божества» .

П. Б. Струве отметил огромное значение толстовской морали, особенно в половом вопросе, под влиянием которой множество людей «оглянулось на себя, подвергло себя внутреннему суду, обострило свою совесть и изменило так или иначе свое поведение» .

В. В. Зеньковский считает, что «религиозное творчество есть «то главное, в чем расцвел гений Толстого; оно ценнее, важнее, чем все остальное, что он дал культуре» .

Опыт последователей учения Л. Н. Толстого раскрывается
в следующих изданиях С. Н. Кривенко, «На распутье. Культурные скиты
и культурные одиночки» (1901); «Воспоминания крестьян-толстовцев: 1910–1930 гг.» (1989); А. Ю. Каширин, «Толстовство как феномен русской культуры» (2004).

Объект исследования: нравственно-религиозное учение Л. Н. Толстого.

Предмет исследования является понятие «целомудрие»
в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого.

Цель исследования: представить анализ понятия «целомудрие»
и определить место идеала целомудрия в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого.

Задачи диссертационного исследования:

– дать определение понятия «целомудрие»;

– установить понимание Л. Н. Толстым смысла и сущности целомудрия как нравственной ценности;

– выявить идейные истоки формирования категории «целомудрие»
в учении Л. Н. Толстого;

– определить место целомудрия как ценности и добродетели
в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого;

– рассмотреть преломление идеала целомудрия в практике последователей учения Л. Н. Толстого.

Теоретико-методологическая основа исследования. Источниками диссертационного исследования являются философские и публицистические произведения Л. Н. Толстого, такие как «В чем моя вера?», «Христианское учение», «Критика догматического богословия», «О жизни», «Царство божие внутри вас», «Круг чтения», «Путь жизни», а также художественные произведения писателя, в которых отражены его основные воззрения
на идеал целомудрия.

Методология исследования основана на применении ряда методов. Системный метод позволил выявить целостный характер нравственно-религиозного учения Л. Н. Толстого, определить добродетель целомудрия в качестве одного из ключевых понятий его учения. Диалектический метод использовался в анализе основных категорий, их взаимодействия,
в определении значения добродетели целомудрия как идеала совершенствования и в обозначении его роли и места в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого. Компаративистский метод дал возможность провести исследование различных взглядов на категорию целомудрия.

Научная новизна исследования заключена в следующем: даны анализ и реконструкция понятия целомудрия как нравственной ценности
в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого; выявлены культурно-философские и этические истоки формирования взглядов; определены место и значение идеала целомудрия в системе нравственных ценностей этики Л. Н. Толстого.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Определено, что целомудрие является одной из ключевых ценностей в системе нравственно-религиозного учения Л. Н. Толстого, формирующей не только моральное сознание человеческой личности,
    но и мотивационные установки ее нравственной деятельности, образ жизни.

  2. Целомудрие в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого имеет ценностные характеристики как высший духовный идеал человечества, пробуждающий нравственные чувства и стремление
    к духовному преобразованию личности.

  3. Показано, что целомудрие как нравственная ценность в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого отличается своеобразием, парадоксальностью и оригинальностью, что связано с влиянием идей христианской и буддийской этики, секты шекеров и т. д. В определенной степени на формирование понятия целомудрия как нравственной ценности оказал влияние духовный опыт «семейного этоса» писателя-мыслителя.

  4. На основе анализа творческого наследия Л. Н. Толстого нами рассмотрена эволюция формирования идеала целомудрия, выделены его этапы: от целомудрия как этической нормы, обусловленной ценностью непротивления и любви, до идеала целомудрия как высшего проявления нравственного роста и нравственного совершенствования

  5. На основе анализа повести «Крейцерова соната» установлено, что гендерные отношения, особенно в браке, характеризуются насилием, связанным с преимуществом сильного (мужского) пола над слабым (женским). Гендерное неравенство, по мнению Л. Н. Толстого, может быть снято приверженностью мужчины и женщины идеалу целомудрия, что ведет к непротивлению в половых отношениях и примиряет гендерные противоположности.

  6. Выявлено нравственное значение идеала целомудрия как фактора «оздоровления» общества в период его «духовного кризиса».

  7. Определены ценностные установки целомудрия в толстовском движении, показаны его особенности, критерии, а также извращения
    на примерах идеи «голизма», как «опрощения» идеала целомудрия, представленного в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого.

Теоретическая и практическая значимость исследования.
В диссертационной работе исследуется целомудрие как одна
из центральных добродетелей в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого, определяется его место и значение, рассматриваются этические ценностные понятия, формирующие практическую реализацию идеала целомудрия.

Материалы диссертационного исследования, полученные результаты
и содержащиеся выводы могут быть использованы в учебном процессе преподавателями курсов по этике, культурологии, философским
и религиоведческим дисциплинам.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были апробированы при чтении курсов «Духовное наследие Л. Н. Толстого», «Толстой и мировая культура» на кафедре духовного наследия Л. Н. Толстого и курса «Философия» на кафедре философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А. С. Хомякова факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, изложены в выступлениях на международных
и региональных вузовских конференциях: XXIX Международные Толстовские чтения «Л. Н. Толстой и судьбы современной цивилизации» (Тула, 2003); XXXI Международные Толстовские чтения (Тула, 2005); Международная научно-практическая конференция «Роль университетов
в поддержке гуманитарных исследований» (Тула, 2010); Региональная научно-практическая конференция «Исследовательский потенциал молодых ученых» (Тула, 2010); Международный толстовский форум (Тула, 2010).

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ (в том числе
1 статья в журнале из списка ВАК) общим объемом 2,25 п. л.

Работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А. С. Хомякова ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Понятие целомудрия и способы его истолкования в истории культуры

В истории культуры понятие целомудрия неоднозначно. В разное время и в разных системах (религиозных, философских) это понятие рассматривалось и как нравственная чистота, и как супружеская верность, и как девственная невинность, а в некоторых случаях как символ невоспитанности, как физиологический фактор, полностью нейтральный по отношению к противоположности добра и зла. В светском понимании слово целомудрие обычно связывается с отношением человека к нормам сексуальной морали, в христианской же этике употребляется для обозначения добродетельности вообще и, указывая на «умудреннуюt цельность»- внутреннего1 мира, человека, является общеобязательной христианской- добродетелью. А. А . Гусейнов отмечает, что какч моральная норма целомудрие не имеет безусловного значения; не принадлежит к разряду абсолютно неизменных жизненных ценностей, а зависит от реальных форм, жизнедеятельности1 и по1 мере движения» истории наполняется новым смыслом1. По мере включения данного понятия в конкретную систему ценностей- оно приобретает то или иное значение36. Этим обусловливается! тот факт, что целомудрие является понятием, не имеющим однозначной трактовки ни в исторической ни в современной литературе.

Древнеиндийская философия. Среди стран Востока, привлекавших внимание Толстого, Индия, по свидетельству многих авторов,(Ромен-Роллан, Е. №. Сытина, А. И . Шифман и др.), занимает особое место. Объясняется эт и своеобразием ее религии, философии и. народного» творчества, отчасти близким воззрениям русского писателя. Bt конце 70-х - начале 80-х годов, в период духовного кризиса, Толстой обратился! к древней индийской» философии, к старинным памятникам индийской культуры — Ведам и Упанишадам, к богатейшему эпосу и фольклору Индии в поисках ответа на волновавшие его вопросы о смысле жизни, о назначении человека. Естественно полагать, что это наложило определенный отпечаток на воззрения Л. Н. Толстого в области половых отношений и, в частности, на вопросы, связанные с добродетелью целомудрия.

Как известно, в Индии последовательно сменялись три типа религиозных систем: ведизм, брахманизм и буддизм. Индийская философская мысль изобилует различными школами и направлениями, однако, в рамках данного исследования не представляется возможным охватить весь спектр учений, поэтому мы остановимся только на наиболее доступных источниках и общих определениях целомудрия, свойственных древнеиндийской мысли, с учетом факта знакомства с ними Л. Н. Толстого.

Л. Н. Толстой хорошо знал ведическую литературу,.о чем сохранилось немало документальных свидетельств. В записной книжке мыслителя! от 9 января 1873 г. присутствует большой перечень литературы на английском языке, среди которых- Персиваль, Страна Вед (Лондон, 1854); Д. А. Дюбуа, Описание характера, поведения и обычаев народов Индии (Лондон, Г817); X. Т. Кэльбрук, Очерки-религии и философии индусов (Лондон, 1858) и др.

Серьёзно Л. Н. Толстой стал интересоваться ведической» философией в семидесятых годах XIX столетия, именно» тогда в издательстве «Посредник» он подготовил ряд брошюр и публикаций о философах и философии Индии. И этот интерес к ведической культуре оставался у Толстого на протяжении всей его ЖИЗНИІ Л. Н. Толстой, изучал такие великие произведения как «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и др.

Заимствуя многое из древнеиндийской философии, мыслитель синтезировал ее основные принципы в своем религиозно-нравственном учении. Одна из основных идей ведической философии, выражающаяся в чистом, преданном служении Господу в любви, свободном от всякого стремления к чувственному удовлетворению, полностью согласуется со взглядами Толстого, ставившего духовную, освобожденную от «насильства тела» любовь во главу своего нравственно-религиозного учения.

В одной из самых древних Унипашад «Брихадараньяка-упанишаде» (ок. VIII—VII вв. до н.э.), представлен перечней добродетелей, состоящий из трех «заповедей»: подавления страстей, подаяния бедным и сострадания ко всем. Чистота и благоразумие указываются в «Законах Ману» (ок. І-ІІ вв.) в числе десяти основных добродетелей. Добродетель целомудрия присутствует в «Яджнявалкья-смрити», одном из основных писаний в индуизме, наряду с ненасилием, обузданием чувств, щедростью, милосердием, сдержанностью и терпением37. В «Падартхадхармасанграхе» (VI в.) целомудрие, наряду с верой, невреждением, человеколюбием, правдивостью, честностью, чистотой намерений, безгневием, омовениями, очищениями, богопочитанием, постом и вниманием относится к способам достижения дхармы38.

«Йога-сутрах» (ок. IV в.) восьмеричный путь йоги начинается- с выполнения- нравственных предписаний39. Базовыми добродетелями считаются ненасилие (ахимса), правдивость, (сатья), отказ от присвоения чужого имущества, (астея); целомудрие (брахмачарья) и нестяжательность (апаригра-ха). А. А. Гусейнов приводит комментарий Вьясы40 (ок. VI в.), в котором целомудрие рассматривается, как полный контроль над половыми, органами- и даже «скрытыми потребностями»41. Целомудрие, вместе с ненасилием, правдивостью и нестяжательством-, при условии их соблюдения при любых обстоятельствах, именуются «великим, обетом» и лишь тот, кто соблюдает их, может рассчитывать на.успех в-восхождении по ступенькам йогического самосовершенствования;

Целомудрие в русской религиозно-нравственной традиции и философии пола и любви в России

Русский язык имел широкий спектр смысловых значений слова «мудрость», являющегося составной частью( понятия «целомудрие», и утраченных в настоящее время вследствие сужения и обеднения внутреннего духовного опыта жизни современного человека. Это такие понятия как любомудрие, смиренномудрие совершенномудрие, целомудрие, мудролюбезный и др. Причем в русском языке греческому понятию «благоразумие» соответствовало и другое слово - «мудролюбезный»143. Большинство из этих значений сложилось в контексте фольклорной и духовно-религиозной литературы под сильным влиянием византийского богословия» и популярной греческой философии, обусловивших общее понимание мудрости в духе христианского благочестия и эллинского культа духовной свободы мудреца144.

Своеобразным видом духовной письменности, имеющей практическое, религиозно-нравственное назначение, связанное с назиданием в полезных правилах, наставлением в житейских делах, поучением в жизненной мудрости, обличением в грехах и пороках является нравоучительная литература. Нравоучительная литература Древней Руси - это «своеобразная форма неотрефлектированного нравственного опыта, вырастающего на прчве русского «этоса» с его исканием абсолютного добра»145. Л. Н. Толстой в черновиках к «Исповеди» отмечает тот факт, что; одним из оснований нравственных воззрения, народа являются- «жития подвижников - и. мучеников», «примеры подвигов жизни людей народа»146. Мыслитель бьиг хорошо знаком с житийной литературой. Так в яснополянской библиотеке-хранятся, сборник «Жития святых» в 12-томном издании, составленный Дм. Ростовским (1864), экземпляр «Пролога» в издании. 1875-1876 гг. с многочисленными пометами Толстого: Хорошо известньь Толстому были издание «Великие Четьи-Минеи, собранные всероссийским! митрополитом Макарием» и труд В.Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871).

Жития святых были, излюбленным чтением наших предков, отмечает Г.П. Федотов147. Даже миряне списывали или заказывали для себя житийные сборники. С 16-го века появляются сборники, чисто русских житий. Митрополит МакариЙ! при Грозном, с целым штатом сотрудников («грамотеев») более 20 лет собирал древнюю русскую письменность в огромный сборник «Великих Четьих Миней», в которомі жития святых заняли почетное место.

Как известно, принятие новой, религии, привело к утверждению христианской половой морали, однако не означало отказа от прежней. Происходит соединение различных религиозных воззрений и практик. Нормой праведной жизни становится средневековый аскетизм, формируется своеобразный культ монашества, отшельничества, странничества, а позже, как отмечает А. Н. Страхов, даже скопничества148.

Первые христиане жили среди язычников, которые весьма снисходительно» относились к делам блудным, не считали грехом плотскую нечистоту, блуд, плотоугодие, а всего-навсего- удовлетворением законов1 человеческой природы149. Первохристиане были одинаково далеки от воинствующего сектантского аскетизма, так и от разнузданности язычников. Заповедь Иеговы «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие: 1, 28) наиболеевсего соответствовала их мироощущению. Особенно языческое влияние прослеживается в народных играх, в скоморошестве, в свадебной обрядности. А. Н. Афанасьев пишет: «Вызванное культом Перуна -оплодотворителя, насилующего облачных дев и щедро рассыпающего семя1 дождя, оно (скоморошиство - Ю.Ш,)те отличалось особенною скромностью и требовало от плясок сладострастных движений. Этш«глумы», при грубости нравов старого времени и разгуле праздничного похмелья, выражались в формах не всегда грациозных и подчас бывали уже слишком откровенны, но они нравились неразвитой толпе, а потому продолжали держаться и тогда, когда давным-давно была подзабыта та мифическая основа, на которой возникли эти нецеломудренные игрища»150.

По данным историков в средневековой Руси процветала семейная распущенность151. Обычными пороками являлись брачная жизнь без церковного освящения, умыкание невест, нарушение супружеской верности, наложничество и, особенно, разврат холостой молодежи152. Таким образом, в русском обществе уживались рядом внешняя набожность и нравственная распущенность.

Христианские воззрения в таких сферах жизни, как брак, семья оставались часто без действия. Летописцы с особой похвалой отзываются о таких князьях, которые воздерживались от похоти, соблюдали чистоту телесную. Видно, что эта добродетель была не частая среди князей. И среди. высших классов, и среди простонародья было немало людей, имевших по две жены. Таким образом, указывает М, К. Любавский, общехристианские представления и аскетическая идея, вошедшие в духовный оборот русского общества, были только известными идеалами его- верхнегої слоя, его интеллигенции, идеалами, которым далеко не соответствовала русская-действительность того времени-153.

Языческое понимание святости совершенно отличное от христианского, но и оно предполагает в человеке особышдуховный настрой, целомудрие и трезвение, ум и прозорливость. Особый интерес представляет житие св. Ольги и сказания о ней. Христианский подвиг Ольги, в крещении Елены, состоял в том, что она познала истинного Бога не зная закона христианского, жила чистой и целомудренной жизнью» и жаждала она стать христианкой по свободной воле, сердечными очами путь, познания Бога обретая, и шла по нему без колебания154. Ольга, не зная Истинного Бога и Его заповедей, обнаружила такой подвиг в защите целомудрия; тщательно охраняя чистоту своего девства, образумив юного князя Игоря, будущего мужа, укротив его похоть словами мудрости. Ольга соединила в себе воздержную и целомудренную жизнь: она не хотела выходить вторично замуж после смерти мужа, но пребывала в чистом вдовстве.

Формирования идеи целомудрия в жизни и творческом наследии Л. Н. Толстого

Наибольшее отражение это положение находит в романе-эпопее «Война и мир» (1863-1969), романе, посвященном незыблемости семейного начала, торжеству простых человеческих радостей. «Войне и мире» можно подобрать большое количество» ясно сформулированных положений, почти тождественных с теми, которые Толстой- вырабатывал в последний период, но, по словам- В. А. Жданова; Толстош ни к чему здесь не призывает, и религиозный взгляд на жизнь, пронизывающий все сочинение, не1 есть, взгляд проповедника-апостола, а только настроение созерцающего законы жизни1 художника-философа.255 Религиозная философия Толстого того времени оставалась на ступени чистого умозрения; она только констатировала, отражала его видение мира, но не затрагивает «практического вопроса жизни»256.

Несмотря на то, что романе «Война и.мир» автором были представлены различные женские образы, в свете рассматриваемой» нами проблематики особый интерес представляют образы Наташи Ростовой и Марьи Болконской, любимых героинь Толстого, с противоположными характерами . Женские образы в романе играют важную роль: они не только определяют поведение главных героев, но и имеют самостоятельное значение.

Семейная жизнь, Марьи и Наташи - это идеальное, супружество, крепкая семейная связь. Обе героини посвящают себя мужьям, и детям, отдавая всесвоидушевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего финале романа - уже не очаровательная, тоненькая и подвижная девушка, а зрелая сильная женщина, любящая жена и мать. Всем своим существом она отдается, заботам о муже и детях. Вся жизнь сосредотачивается для нее в здоровье детей, их кормлении, росте, воспитании. Их отношения? с Пьером, удивительно гармоничны, и? чисты. Наташина непосредственность, и обостренная уюта. И Наташа и Марья счастливы в семейной жизни, счастливы счастьем своих детей и любимых мужей. Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве - любящей, жены, и нежной матери. Наташа Ростова в интуиция прекрасно дополняют интеллигентную; ищущую; анализирующую .натуру Пьера..: Толстош пишет, о-том j ЧТОІ Наташаше, особенно разбирается? вч политической} деятельности мужа, но! она? чувствует т знает главное. - ее; добрую;, справедливую основу. Другой счастливый: союз - это; семья Марьи; Болконской; ш Николая І Ростова.. Самоотверженная? нежная; любовь, княжны Марьш --Кч мужу и; детям, создает в семье:: атмосферу духовности;.. облагораживающее: действует на» Николая; который ощущает высокую нравственность того; мира; в котором: живет его;-жена .., Обоим; супружеским парамщрисуще чувство;гармонииш ощущение целостности бытия;,

Наташа:Ростова йіМарья Болконскаяшротйвопоставленььв романе:Элен: Курагинош Зш внешней, блистательностью этой героини скрывается «злое ш безнравственное» существо; Жизнь Элен подчинена неизменному закону исполнения? личных желаний; она не признает никаких моральных норм; (замужество как средство обогащения; измены мужу, в которых она.не видит ничего постыдного ш противоестественного; нежелание; иметь, детей, поскольку семьядая;нее;не:является главным жизненным приоритетом);-..как и в последствии в «Анне Карениной» и «Крейцеровой сонате»;, естественной: развязкой становится смерть героини; пренебрегшей: «назначением;: женщины», уступающей:, эгоистическим требованиям1 вопреки; моральному долженствованию.

Эпилог романа отражает представление писателя о подлинном: назначении женщины. По мнению Толстого, оно неразрывно; связано с. семьей, с заботой; о: детях. Женщины,, оказавшиеся: вне этой: сферы, либо? превращаются; в пустоту, либо, как Элен Курагина, становятся: носительницами зла. Л. Н; Толстой; не идеализирует семейный быт, но показывает, что именно в семье: заключаются для; людей все вечные ценности, без которых жизнь теряет смысл. Высшее призвание и назначение женщины писатель видит в= материнстве, в воспитании детей, ибо-именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте.

В 1868 г. Л. Н. Толстой написал статью «О браке и призвании женщины». По своему внутреннему характеру размышления Толстого» о браке и призвании женщины, составляющие содержание рукописи, тесно примыкают к тому циклу идей о женщине и семейной жизни, который сложился у него в эту эпоху и который получил наиболее яркое выражение в эпилоге «Войны и мира». В/статье Толстой пишет: «Призвание мужчины -это рабочие пчелы улья человеческого] общества - бесконечно разнообразно но призвание матки, без которой невозможно воспроизведение рода, - одно несомненное: И, несмотря на то, женщина часто не видит этого призвания и избирает мнимые - другие. Достоинство женщины состоит в том, чтобы понять свое призвание ... женщина тем лучше, чем больше она отбросила личных стремлений для положения себя в мат[еринском] призвании». Семейное призвание женщин-в последней главе трактата «Так что же нам делать?» будет истолковано как «назначение их жизни», «неизбежный», «неизменный закон», как «исполнение воли Божией» и главный спасительный пример для всех, забывших закон и отступивших от него, как прямое указание истинного пути жизни. Таким образом, целомудренная женщина - это, прежде всего, жена и мать.

Практическое преломление идеи целомудрия в духовно нравственном опыте толстовского движения

Целомудренное1 отношение к женщине, свойственное молодому Нехлюдову, когда-женщина представлялась ему таинственным ИІ прелестным» существом, когда чистое, преображающее чувство любви,к Масловой было. для него более духовным актом , нежели чувственно-плотским порывом,. сменяется отношением вполне определенным: женщина как одно из лучших орудий наслаждения.

«Тогда своим настоящим я он считал свое духовное существо: теперьон считал собою свое здоровое, бодрое, животное я» , - так характеризует Толстой прежнего и теперешнего Нехлюдова. Эту «страшную перемену» Толстой связывает, прежде всего, с тем, что. герой «перестал верить себе, а стал верить другим». Общественное внушение и одобрение, направленное «всегда против духовного и в пользу животного я», преобладало в связи с тем, что «жить, веря себе, было слишком- трудно», «он всегда подвергался осуждению людей» .

Драма Нехлюдова- заключается в том, что он не просто1 соблазнил- и бросил девушку, а девушку, которая была раньше дорогим, любимым существом, одно присутствие- которого освещало его жизнь. В конечном итоге муки совести, ощущаемые как «физическая боль», были заглушены оправданиями себя тем, что «все его знаковые так поступают в подобных случаях» , праздной барской жизнью, позволившей забыть этот инцидент. В работах советского периода (Л. Аксельрод, В. Жданов и др.), а также у ряда современных исследователей (Н. Набиев, И. Мардов) любовные отношения героев «Воскресения» рассматриваются как безвинные, духовные. Н. Набиев отмечает, что в «чувствах и поступках героев нет разлада между духовным и телесным» , отношения их гармоничны, а любовь целомудренна.

Переход к плотским отношениям также знаменуется внутренней! борьбой духовной, истинной любви к Катюше, но «страшное, неудержимое животное чувство овладело им» , в1 «любимой» женщине он видит исключительно объект наслаждения.

Маслова, испытав в юности-духовную любовь к Нехлюдову, приходит к отрицанию половой любви, также как и» ее подруга Марья Павловна, с которой ее сближало «то отвращение, которое обе они испытывали к половой? любви». Однако мотивы у них были разные: Катюша «ненавидел эту любовь потому, что изведала весь ужас ее» (Нехлюдов бросает ее после первой ночи, рождение незаконного ребенка, вынужденнаяфабота проституткой), Марья -девственна, для нее половая любовь «что-то непонятное и вместе с тем отвратительное и оскорбительное длячеловеческого достоинства» .

Нельзя не отметить тот факт, что роман «Воскресение» является исповедальным произведением, отразившим воззрения Л. Н. Толстого в последние годы его жизни. Душевные терзания героев, связанные с плотской стороной любви, их «воскресенье» через любовь духовную, восстановление утерянной ранее целостности знаменует возврат к жизни истинной. По словам С.Залыгина, «толстовские герои - это не только они, ... но и сам художник - его собственная психология»367. Неслучайно в конце романа Нехлюдов обращается к Нагорной- проповеди в которой он «в первый раз увидал в этой проповеди не отвлеченные, прекрасные мысли и большею частью предъявляющие преувеличенные и неисполнимые требования, а простые, ясные и практически исполнимые заповеди, которые, в случае исполнения их (что было вполне возможно), устанавливали совершенно новое устройство человеческого общества, при котором не только само собой уничтожалось все то насилие, которое так возмущало Нехлюдова, не достигалось высшее доступное человечеству благо. - Царство божие на земле» .

По словам. А. И. Богдановича «история Катюши- это? история тысячи-тысяч Катюш, гибнущих на заре жизни-и,не воскресающих никогда. История. Нехлюдова - тоже обычная история постепенного падения огромной массы когда-то хороших и чистых юношей, превращающихся в сытых самодовольных животных, в «безумии эгоизма» не замечающих этого падения»369.

В 1891 году выходит статья Толстого «Первая ступень». BI ней рассматривается так называемая «лестница добродетелей», смысл которой заключается1 в установлении определенной последовательности приобретения добродетелей, необходимых для «доброй жизни». Для Толстого не существует доброй жизни без ограничения себя в половом вопросе: «Л только что читал письма ... Огарева, к ... Герцену. ... . Он говорит о самосовершенствовании, о святой дружбе, любви, о служении науке, человечеству и т.д. И тут же спокойным тоном он пишет, что часто раздражает приятеля, с которым живет, тем, что, как он пишет "возвращаюсь (домой) в нетрезвом виде или пропадаю долгие часы с погибшим, но милым созданием"... Очевидно, замечательно сердечный, даровитый, образованный человек не мог даже представить себе, чтобы было что-нибудь хоть сколько-нибудь предосудительного в том, чтобы он, женатый человек, ожидая родов жены (в следующем письме он пишет, что жена его родила), возвращался домой пьяный, пропадая у распутных женщин. Ему в голову не приходило, что пока он не начал бороться и хоть сколько-нибудь не поборол своего поползновения к пьянству и блуду, ему о дружбе, любви, а главное о служении чему бы то ни было и думать нельзя».370

«Христианское учение», вышедшее в. 1897 году, стало серьезной» попыткой Толстого систематизировать свое религиозно-философское учение. В работе представлена развернутая феноменологии грехов и соблазнов, дан анализ их происхождения, характеристики и описание их последствий, предпринято исследование причин, препятствующие проявлению1 любви и единению людей.

В работе Толстой обозначил следующую последовательность борьбы с грехами: опьянения, праздности - похоти - корысти - властолюбия - блуда. Грех блуда стоит на последнем месте и это не случайно. Толстой подмечает коренное отличие греха1 блуда от всех остальных личных человеческих грехов, и, прежде всего, оно состоит в том, что в отличие от других грехов в грехе блуда возможнополное воздержание от греха, т.е. полное воздержание от половой потребности - целомудрие. Однако, несмотря, на то, что «удовлетворение половой потребности не обязательно для каждого человека: каждому отдельному человеку предоставлена возможность воздержания от этой потребности», но «только редкие люди могут вполне быть целомудренны».